Система и источники административного права. административно-материальное и административно-процессуальное право. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д Видео про административное право

Увеличение продаж 04.07.2020
Увеличение продаж
  • 1.2. Принципы государственного управления
  • 2.1. Генезис возникновения и развития административного права
  • 2.2. Предмет и метод административного права
  • 3.1. Механизм административно-правового регулирования
  • Тема 4. Субъекты административного права Российской Федерации
  • 4.1. Общая характеристика субъектов административного права
  • 4.2.Административно-правовая характеристика опеки и попечительства
  • Тема 5. Административно-правовой статус граждан
  • Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
  • 6.1. Органы исполнительной власти
  • 6.2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
  • Тема 7. Государственная служба и государственные служащие в Российской Федерации
  • 7.4. Система государственной службы Российской Федерации
  • 7.6. Реестр государственных служащих
  • 7.7. Принципы государственной службы
  • 7.9. Юридическая ответственность государственных служащих
  • 8.3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
  • 8.4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • 9.3. Административно-правовые акты управления
  • 9.6. Лицензирование – как метод контроля в государственном управлении
  • Тема 10. Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
  • 10.5. Административные регламенты – как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Тема 11. Ответственность по административному праву
  • 11.1. Понятие и характерные черты административного принуждения
  • 11.3.Сущность административного принуждения
  • Тема 12. Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
  • 12.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 12.4.Стадии административного процесса
  • Тема 13.1. Понятие и содержание государственного механизма
  • 13.2. Органы государства и их классификация
  • 13.3. Органы исполнительной власти
  • 13.4. Органы местного самоуправления
  • 13.5. Компетенция органов государственной власти
  • 14.3.Административно-правовая характеристика чрезвычайных (кризисных) ситуаций
  • 14.4. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях
  • Тема 15. Организация государственного управления в условиях действия специальных правовых режимов Российской Федерации
  • 15.1. Понятие и сущность специальных правовых режимов
  • 15.2. Особые правовые режимы
  • 15.5. Административно–правовой режим военного положения
  • 15.6. Административно–правовой режим чрезвычайного положения
  • 15.7. Административно–правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
  • 15.8. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Тема 16. Государственное управление экономикой
  • 16.2.1. Промышленность
  • 16.2.2. Агропромышленный комплекс
  • 16.2.3. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
  • 16.2.4.Транспорт
  • 16.2.5. Связь
  • 16.2.6. Торговля
  • 16.2.7. Окружающая природная среда и природопользование
  • 16.2.8. Государственное управление финансами и бюджетом
  • 17.1.1. Организация и осуществление процесса получения образования
  • 17.2. Система и административно-правовой статус органов управления культурой
  • 17.3.Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Тема 18. Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
  • 18.1. Понятие безопасности. Субъекты обеспечения безопасности
  • 18.2. Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
  • 18.3. Система и правовой статус органов государственной безопасности
  • 18.4. Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации
  • ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ (КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
  • ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Ко всем темам
  • К темам 1-12 (общая часть)
  • К темам 13-18 (особенная часть)
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Терминологический словарь
  • Приложения к темам 11-12 (образцы процессуальных документов об административном правонарушении)
  • Федерации»

    связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)»5 .

    В конце 40-х годов ХХ столетия в СССР ядром содержательной характеристики советского социалистического права была господствующая в стране официальная идеология. Советское социалистическое право понималось как «совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов между гражданами и органами государства, между общественными организациями и органами государства и между последними, и определяющих как права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере этой деятельности, так и организацию, полномочия и ответственность исполнительно-распорядительных органов, практически осуществляющих задачи завершения строительства социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму»1 .

    С учетом высказанных точек зрения и особенностей характеристик регулируемых управленческих общественных отношений в современной России понятие термина «Административное право России» можно сформулировать следующим образом.

    Административное право России – это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

    Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

    Административное право как наука представляет собой составную часть юридической науки, «специализирующейся» на исследовании государственно-управленческих, административных взглядов, идей и представлений о законах, регламентирующих характер отношений в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и степени эффективности, а также о принципах и закономерностях развития административного законодательства с учетом отечественного и зарубежного опыта.

    2.4. Система и источники административного права

    Административное право - это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

    Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов. В состав общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения. В общую часть входят следующие шесть групп институтов:

    закрепляющие основы государственного управления; регулирующие административно-правовой статус граждан;

    регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

    регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; определяющие формы и методы государственного управления; обеспечивающие законность управления.

    Нормы особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

    Профессор Коренев А.П. обоснованно выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержаться в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно-деликтное право».

    Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    Профессор Тихомиров Ю.А. спредложил при определении системы административного права, отказаться от традиционного деления на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. Он

    5 См.: Административное право. Учебник. /под ред. Л.Л. Попова . М.: 2005. С. 21 1 Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Государственное издательство юридической литературы. 1949. С. 28.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    считает целеесообразным конструировать отрасль административного права из ряда следующих подотраслей:

    нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правоотношения); органы исполнительной власти; государственная служба; административно-правовые режимы (режимы чрезвычайного и военного положения, режим ЗАТО и т.п.; административный процесс, законность в управлении; организация государственного управления; информационное право; правовое регулирование нормативов.

    Противоположный подход к структуре административного права высказывает профессор Старилов Ю.Н. Он предлагает сформировать особенную часть административного права из следующих отраслей (подотраслей):

    муниципальное право; милицейское (или полицейское) право; строительное право; социальное право; образовательное (в т.ч. школьное) право; служебное право.

    Автор предлагает учитывать западноевропейский опыт систематизации правовых отраслей и считает, что такая структура будет способствовать более быстрому развитию как административного права, так и всей правовой системы России в целом

    Источники административного права

    Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

    I. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

    Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

    Подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

    II. Правовые акты субъектов Российской Федерации:

    Законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.).

    Подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов федерации).

    III. Правовые акты органов местного самоуправления IV. Союзные акты (акты органов бывшего СССР)

    Существование этого типа источников связано с тем, что до 1992 года среди источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

    V. Международно-правовые акты.

    В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговорыРоссийскойФедерацииявляютсясоставнойчастьюееправовойсистемы.

    Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

    Вопросы для закрепления изученного материала:

    1. Понятие административного права как науки и отрасли российского права.

    2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

    3. Связь административного права с другими отраслями права.

    4. Место административного права в правовой системе РФ.

    5.Система административного права: институты административного права; содержание общей части административного права; содержание особенной части административного права.

    6. Принципы административного права: демократизация нормотворчества и реализации прав; равенство граждан перед законом и правоприменением; взаимная ответственность государства и граждан федерализм; гуманизм; законность.

    7. Источники административного права.

    8. Роль административного права в регулировании общественных отношений в управлении внутренними

    9. Предмет и система науки административного права.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    10.Система курса науки административного права.

    11.Методологическая основа науки административного права.

    12.Соотношение науки управления и науки административного права.

    13. Эволюция науки административного права.

    14. Процесс развития российского полицейского и административного права в XIX - начале XX века.

    15.Основные этапы процесса эволюции науки административного права в СССР в период с 1917 года до начала 1990-х годов.

    16. Наука административного права в период реформ, проводимых в России в 90-х годах ХХ столетия.

    17. Какими обстоятельствами было обусловлено прекращение научных исследований в СССР в области действия административного права в 30-х годах ХХ столетия?

    Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

    При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:

    Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Их взаимосвязь и отличие от норм права других отраслей. Способы реализации и действие административно-правовых норм в различных сферах: во времени, пространстве и по кругу лиц.

    Соотношение административно-правовых норм в законодательстве и правовых актах исполнительной власти. Повышение роли закона в регулировании организации и деятельности органов исполнительной власти.

    Понятие и особенности административно-правовых отношений. Предпосылки возникновения, виды и структура административно-правовых отношений. Характеристика особенностей юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения действий административно-правовых отношений.

    Общая характеристика административно-правового статуса субъектов административно-правовых отношений.

    3.1. Механизм административно-правового регулирования

    Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. В силу этого качества механизм правового регулирования дает четкое представление о том, как именно осуществляется правовое опосредование общественных отношений. Система административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения1 .

    Профессор Коренев А.П. под механизмом административно-правового регулирования обоснованно предлагает понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

    1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Нормы административного права и его принципы. Под нормой административного права следует понимать правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления и в случае нарушения предусматривающее применение административной ответственности.

    3. Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

    Они способствуют реализации субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическому воплощению. Различаются нормативное толкование и казуальное. Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих нору или группу норм административного права. Казуальное толкование дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Оно подразделяется на: административное - осуществляемое органами исполнительнойвласти; судебное - осуществляемое судебными органами.

    1 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма. 2004. С. 98-99.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

    Акт применения является средством индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Его признаками являются: в нем содержится воля государства; наличие властного характера; охраняется принудительной силой государства; по форме это индивидуальный правовой акт, так как осуществляет индивидуальное правовое регулирование общественных отношений; должен издаваться на основании и во исполнение закона в рамках имеющихся у должностного лица или органа государственной власти полномочий; издается в установленной форме (указ, постановление, решение, приказ, директива, указание и т. д.). Акты применения издаются представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Они могут быть регулятивными или охранительными.

    5. Административно-правовые отношения являются последним элементом механизма. Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и позволяют индивидуализировать положения определенной конкретной нормы административного права.

    Административно-правовое регулирование носит государственно-властный характер, поэтому реализация административно-правовых норм, действие механизма административно-правового регулирования гарантируется при необходимости мерами государственного принуждения. Абсолютное большинство участников административно-правовых отношений в добровольном порядке соблюдают установленные государством или от его имени правила поведения в обществе.

    3. 2. Понятие и виды административно-правовых норм

    В юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия административно-правовых норм. Профессор Е.В. Додин считает, что «нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».

    Профессор М.И. Еропкин считает, что «административно-правовая норма - это правило поведения, установленное или санкционированное государством в лице его компетентных органов для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления».

    Профессор А.П. Коренев административно-правовая норму рассматривает как установленное государством правило поведения в целях регулирования конкретных общественных отношений в сфере государственного управления.

    Профессор Старилов Ю.Н. считает, что административно-правовые нормы «предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия».

    Общим в различных трактовках является то, что административно-правовая норма учеными понимается как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

    Выделяют следующие две особенности, присущие административно-правовым нормам: предмет их регулирования и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления; они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления.

    Виды административно-правовых норм. С ледует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены на:

    а) обязывающие , т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

    б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

    в) уполномочивающие , т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них

    В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние

    подразделяются на:

    а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

    б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

    г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав(например, процедурурассмотренияжалобы, заявления).

    По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных абсолютное большинство и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

    По кругу лиц , на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

    По пределу действия в пространстве (классификация проф. Коренева А. П.) административно-правовые нормы делятся на:

    а) общероссийские (федеральные); б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

    в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например: при объявлениирежима чрезвычайнойситуацииилиособогоправовогорежимачрезвычайногоположения);

    г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административнотерриториальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

    д) локальные.

    К этой классификации дополнительно следует добавить: действующие в пределах федеральных округов

    (всего их семь).

    По объему регулирования (классификация проф. Козлова Ю.М.) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с таким критерием административноправовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

    С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма (как и нормы права других отраслей) может состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Фактически указанные в ней условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

    Гипотеза административно-правовой нормы может быть: абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой; относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

    Диспозиция - часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме - то, что запрещено).

    Санкция - это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения. Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

    1. Меры дисциплинарной ответственности , к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.

    2. Меры финансового воздействия (различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции - прекращение кредитования (полностью или частично).

    3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся:

    предупреждение (ст. 3.4. КоАП); административный штраф (ст. 3.5 КоАП); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП); лишение специального права (ст. 3.8 КоАП); административный арест (ст. 3.9 КоАП); административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП); дисквалификация (ст. 3.11 КоАП); административное приостановление деятельности (статья 3.12 КоАП).

    Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение за добросовестное выполнение функциональных или общественных обязанностей. Нередко структурные элементы административноправовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Например, гипотеза и диспозиция содержатся в одном правовом акте, в то время как санкция предусматривается в другом. Такие нормы в теории права получили название отсылочные или бланкетные.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах:

    Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами.

    Исполнение заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

    Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.

    Применение состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.

    3. 3. Понятие и виды административно-правовых отношений Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого

    характера, урегулированный административно-правовой нормой.

    Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

    Профессор Старилов Ю. Н. очень точно отметил, что теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает определенные трудности для исследователей. Достаточно отметить то, что этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права.

    В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

    Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления

    Объект - это то на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

    наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты , т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.

    Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.

    События - это явления, не зависящие от воли людей (например: смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т. д.).

    Признаками административно-правовых отношений являются:

    несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);

    одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

    данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

    В наследство от советского периода современному административному законодательству России досталась недостаточно эффективная система судебных гарантий, предусматривающих защиту прав и законных интересов граждан в сфере деятельности органов государственной власти. По-прежнему не в полной мере решен вопрос о предоставлении гражданину равных реальных условий при возникновении у него административного спора с государством.

    Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

    Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике. В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения

    Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это - отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.

    Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это - отношения, между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.

    Такое деление административных правоотношений является традиционным, хотя и весьма спорным. Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий. Поскольку государственновластные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, поскольку все такие правоотношения являются вертикальными, т.е. властеотношениями.

    В горизонтальных управленческих отношениях одностороннее управляющее воздействие не выражено, их участники равны (отношения по согласованию проекта приказа, постановления правительства; административноправовой договор на охрану объекта и т.д.).

    Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения . Они образуются про организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстат России и иными органами государственной власти.).

    В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при

    имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

    В 80-е годы ХХ столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.

    К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из

    используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

    Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных

    По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:

    1) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

    2) административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

    — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

    Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные . Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

    Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

    В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

    К числу правовых источников административного права относятся:

    • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
    • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
    • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
    • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

    • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
    • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

    Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также , являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

    В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

    Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

    Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

    а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

    б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

    в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

    г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их о р ганизационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

    д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

    е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

    ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

    Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

    Система административного права и его принципы

    Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую) часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности, составляющие третью часть).



    Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

    1. демократизм нормотворчества и реализации права

    2. равенство граждан перед законом и правоприменителем

    3. взаимная ответственность государства и личности

    4. федерализм

    5. гуманизм

    6. законность

    Источники административного права

    Источники административного права - это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

    Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и под законные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

    К источникам административного права относятся:

    1. законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)

    2. постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации

    3. акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации

    Тема 3. Административное право

    1. Понятие, система и источники административного права.
    2. Правовой статус и структура органов государственного управления (органов исполнительной власти).
    3. Правовые основы государственной гражданской службы.
    4. Административное правонарушение: понятие, состав.
    5. Административная ответственность и административное наказание.

    Понятие, система и источники административного права

    Административное право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти. Администрация (от лат.administratio) - это управление, руководство.

    Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пре­делах административно-властные принудительные полномочия.

    К предмету административного права относятся административно-правовые отно­шения, которые можно разде­лить на три вида:

    1) Внутриаппаратные отношения. Соответствующие правовые нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию их внутренней деятельности.

    2) Внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов ис­полнительной власти, исполнительных органов местного само­управления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

    3) Отношения, возникающие при осуществлении администра­тивного судопроизводства.

    Адми­нистративное судопроизводство – это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессу­альными нормами административного права.

    Главная составляющая предмета административного права – это группа отношений органов власти с гражданами и организациями.

    Особенностью административно-правовыхотношений является то, что для большинства таких отношений характерно юридическое неравенство субъектов (одной стороне отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне).

    Основная задача администра­тивного права правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.

    Метод административного права – это совокупность правовых при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

    Метод регулирования административного права предполагает сочетание императивных и диспозитивных норм с преобладанием императивных.

    Метод административно-правового регулирова­ния включает в себя:

    1. Установление определенного порядка действий (предписание).

    2. Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой (дозволение).

    Система административного права состоит из двух частей - Общей и Особенной.

    Общая часть административного права включает основные институты административного права:

    • понятие, предмет, метод административного права;
    • субъекты административного права;
    • основы организации и деятельности исполнительной власти;
    • обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти
    • административное правонарушение и административная ответственность.

    Особенная часть административного права включает такие институты как:

    · управление в экономической сфере,

    · управление в социально-культурной сфере,

    · управление в административно-политической сфере.

    Виды источников административного права :

    1. Законы РФ:

    Конституция РФ;

    Акты Федерального Собрания (федеральные консти­туционные законы; федеральные законы: Основы за­конодательства, кодексы и др.; декларации, положе­ния, постановления и другие акты Федерального Со­брания).

    2. Подзаконные федеральные акты:

    Указы, распоряжения Президента РФ;

    Постановления, распоряжения Правительства РФ;

    Приказы, постановления министерств и других цен­тральных федеральных органов.

    3. Законы субъектов РФ:

    Конституции, уставы субъектов РФ;

    Законы субъектов РФ;

    4. Подзаконные акты субъектов РФ:

    Уставы, распоряжения глав исполнительной власти субъектов РФ;

    Постановления, распоряжения правительств и иных органов исполнительной власти субъек­тов РФ;

    5. Акты органов местного самоуправления.

    Административное право - отрасль российской правовой системы , представляющая собой совокупность правовых норм , предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

    Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры , государственного контроля , военного управления , аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах , а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

    Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти .

    Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы - Общую (первую) и Особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система, как учебная дисциплина, представлена в плане курса административного права.

    В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

    • граждан ;
    • регламентируют порядок образования органов исполнительной власти , органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления ; общественными объединениями, гражданами, предприятиями , организациями и т.д.;
    • определяют административно-правовой статус государственных служащих ;
    • устанавливают формы и методы государственного управления;
    • определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
    • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
    • устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;
    • регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

    Соотношение административного права с другими отраслями права

    К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

    Система источников административного права выглядит следующим образом:

    на федеральном уровне:

    а) Конституция РФ;

    б) общепризнанные принципы и нормы международного права , международные договоры РФ;

    в) постановления Конституционного Суда РФ;

    г) федеральные конституционные законы;

    д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

    е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ ;

    з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

    и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

    к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

    на региональном уровне:

    б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

    в) законы субъектов РФ;

    г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

    д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

    е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

    ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

    на муниципальном (местном) уровне:

    б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

    в) нормативные акты главы муниципального образования;

    г) нормативные акты местной администрации.

    Наука административного права

    В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении .

    Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм , определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти , разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

    Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

    Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно- теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права , политология, а также научные труды ученых.

    Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти .

    Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно- правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

    Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

    Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

    Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

    Административное право зарубежных стран

    Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

    Рекомендуем почитать

    Наверх