Правовые режимы: понятие, признаки, виды. Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве Смотреть что такое "Правовой режим" в других словарях

Реклама 18.02.2021

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временные и пространственных границах те или иные субъекты и объекти права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия однородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

в зависимости от предмета правового регулирования выделя­ют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

в зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

в зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­ливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

в зависимости от функций права - режим особого регулиро­вания и особой охраны;

в зависимости от формы выражения - законный и договор­ный;

в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

в зависимости от сфер использования - внутригосударствен­ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, эконо­мических санкций и пр.).

Еще по теме 9. Правовые режимы: понятие, признаки, виды:

  1. § 1. Понятие и виды методов государственного управления
  2. 1. Понятие и виды произведений изобразительного искусства как объектов авторского права.
  3. § 3. Понятие и виды имущественных прав как объектов гражданских правоотношений
  4. §1. Юридическое лицо: понятие, признаки, государственная регистрация, правоспособность, лицензирование деятельности
  5. Чрезвычайные административно-правовые режимы, устанавливаемые в период гражданской войны (1917-1922 гг.)
  6. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Понятие правового режима

правовой режим общественный регулирование

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим -- это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.-- С. С. Алексеев

Правовой режим -- одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями -- А. В. Малько

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

Имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

Создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

По предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

По их юридической природе - материальный и процессуальный;

По субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

По функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

По формам выражения - законный и договорный;

По уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

По сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    курсовая работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

Иванов В. А., Баранова Е. А.

ПОНЯТИЕ «ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Баранова Екатерина Александровна,

магистрант ФГБУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ понятия «особый правовой режим». В процессе исследования автором широко использовано действующее законодательство, проанализированы труды видных советских и российских правоведов, теоретиков права. Автор не оставляет вне внимания и взгляды ученых-современников, подвергая их анализу, конструктивной критике.

Ключевые слова: особый правовой режим, социальный режим, правовое регулирование, правовая политика.

Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования», не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

Что такое правовой режим? Правовой режим -разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден . Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств; и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования; и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений .

Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения. Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального ре-

жима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак). Это косвенно признает и С. С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах» .

В третьем определении категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На мой взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим -это функциональная характеристика права.

Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С. С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений .

Теория и история государства и права

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований» .

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим .

Иванов В. А., Баранова Е. А.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. и многими другими нормативными актами.

Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права .

Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств,

целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

Таким образом, понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права.

Литература

1. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.

2. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

3. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

5. Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

6. Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХУ1 съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

V. A. Ivanov, E. A. Baranova

THE CONCEPT OF «SPECIAL LEGAL REGIME»

The article presents an analysis of the concept of "special legal regime". The study author widely used existing legislation, analyzed the works of prominent Soviet and Russian legal experts, legal scholars. The author does not leave out the attention and views of contemporary scientists, subjecting them to analysis, constructive criticism.

Key words: a special legal regime, social regime, legal regulations, legal policy.

IVANOV Vitally Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

BARANOVA Ekaterina Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

108. Правовые стимулы и огранечения.Правовые поощоения и правовые льготы.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно вы­делить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, за­конный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

В зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или Лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

В зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения."

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения \ добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­мендациями, льготами.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение поло­жения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интере­сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интере­сов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально за­щитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удов­летворения их интересов в более благоприятный режим.

2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентиру­ет конкретные вопросы общественной жизни.

3) правовые льготы выступают правомерными исключе­ниями, законными изъятиями, установленными компетентными орга­нами в нормативных актах в соответствии с демократическими про­цедурами правотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсаци­онную и стимулирующую.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находя­щихся в неравных условиях в силу биологических и социальных при­чин.

Наряду с компенсационной, льготы выполняют и стимулирующую функцию: должны побуждать к отдельным видам общественно-полез­ной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворе­ния собственных интересов лица. Это прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», ко­торая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты.

"

УДК 340.11

Страницы в журнале: 14-18

А.В. Малько,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Россия, Саратов [email protected]

А.П. Лиманская,

старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия Россия, Ростов -на-Дону

Рассматриваются различные основания классификации правовых режимов; анализируются особенности основных видов правовых режимов.

Ключевые слова: правовой режим, критерии для классификации, виды правовых режимов, правовые средства.

Важное место в правовой науке исследования правовых режимов отводится вопросу их классификации, поскольку она позволяет не просто констатировать факт уже имеющегося знания, но и выполняет методологическую функцию. Осуществляя систематизацию определенной предметной области, классификация задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования , позволяет определить наиболее вероятные участки возникновения противоречий в терминологическом дефинировании тех или иных правовых феноменов .

Классификация правовых режимов может происходить по различным критериям. Вместе с тем при выделении тех или иных правовых режимов необходимо помнить, что оснований для систематизации этого явления более чем достаточно. Но не все критерии классификации способны подчеркнуть специфику данной категории. Более того, с развитием знаний об исследуемом объекте происходит уточнение и модификация классификации .

В этой связи мы остановимся на характеристике следующих оснований классификации правовых режимов.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) режимы делятся на конституционные, административные, гражданско -правовые , трудовые, финансовые, налоговые, земельные, таможенные и т. д. При этом каждый отраслевой режим обладает той или иной спецификой, обусловленной отраслевым методом правового регулирования, комплексом правовых средств, объединенных однородными нормами права. Особенности отраслевого метода правового регулирования выражаются не только в приемах правового регулирования, но и в способах формирования прав и обязанностей участников отраслевых правоотношений, характере юридических санкций, юридическом положении субъектов и т. д. Немаловажную роль играют и правовые средства, которые во всем своем отраслевом комплексе позволяют на практике правильно оценить жизненную ситуацию и квалифицировать юридическое дело, точно определив, какой здесь должен быть применен правовой режим: гражданского или семейного, административного или налогового права.

По юридической природе выделяют материальные и процессуальные правовые режимы. Материальные правовые режимы определяют права и обязанности субъектов правоотношений, предметы правового регулирования. Но, как известно, формой жизни закона является процесс его применения. Соответственно, материальным правовым режимам так или иначе должны корреспондировать процессуальные правовые режимы, устанавливающие порядок разрешения конкретных юридических дел в определенной сфере общественных отношений. Материальные режимы носят более статичный характер, тогда как процессуальные отражают динамику юридической деятельности.

Вместе с тем процессуальные режимы возможны лишь при наличии одновременно материальных режимов. Материальные правовые режимы здесь как бы играют роль юридического факта. В этой связи можно сделать вывод о том, что процессуальные правовые режимы носят вспомогательный, обслуживающий, организационно -управленческий характер . Таким образом, задача процессуального правового режима - обеспечить реализацию материального режима, и потому процессуальные режимы выступают в качестве средства соответствующих материальных режимов.

В обозначении материальных правовых режимов, как правило, используются словосочетания «правовой режим» объекта правового регулирования, в отношении которого у различных субъектов права имеются определенные полномочия . Например, режим континентального шельфа, режим закрытого административно -территориального образования.

Процессуальные режимы обеспечивают правоохранительную деятельность, судопроизводство и иные разновидности юридической деятельности, например, режим ответчика в гражданском судопроизводстве, режим прокурора в уголовном процессе и т. д.

По соотношению правовых стимулов и ограничений выделяются общедозволительные, разрешительные и обязывающие правовые режимы. Правовые режимы общедозволительного профиля характеризуются диспозитивными, децентрализованными началами, т. е. равенством сторон и, как правило, используются в отраслях частного права. Здесь дозволения выступают ключевым средством правового регулирования, обеспечивающим высокую степень свободы и активности субъектов. Соответственно, ограничения, запреты и обязывания, являясь исключением из этого общего правила, должны находить четкую внешнюю формализацию в законодательстве1 .

Правовые режимы разрешительного профиля построены на принципе «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». То есть субъекты обладают только теми правами, которые четко установлены нормативным правовым актом. Данный вид правового режима свойственен всем отраслям права. Рассматриваемые правовые режимы сопряжены в основном с разрешениями и запретами.

Обязывающие правовые режимы основаны, соответственно, на позитивных обязываниях, распространяющихся на всех субъектов. В таких правовых режимах законодатель четко определяет систему позитивных обязанностей, что, в конечном счете, обеспечивает высокий уровень законности и дисциплины в обществе. Такие режимы свойственны в основном публичным отраслям права. Например, правовой режим для осужденных.

В то же время в юридической литературе встречается расширенная, углубленная классификация правовых режимов в зависимости от того, какие средства правового регулирования доминируют в правовом режиме. Он может быть стимулирующим либо ограничивающим. Причем среди первых выделяют дозволительные, рекомендательные, льготные, поощрительные правовые режимы, в которых, соответственно, превалируют дозволения, рекомендации, льготы и поощрения. А среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и другие режимы .

В несколько модифицированной форме данную классификацию некоторые авторы представляют следующим образом. В зависимости от соотношения общих дозволений и запретов правовые режимы делятся на жесткие и мягкие .

Можно также классифицировать правовые режимы в зависимости от того, к какой отрасли - публичного или частного - права отнесен правовой режим. В публичных отраслях правовой режим направлен в первую очередь на обеспечение законности и правопорядка. В этой связи все его элементы подлежат более четкой детальной правовой регламентации все его элементы подлежат в нормативном правовом акте. Это происходит потому, что в публично -правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать стратегические и тактические задачи» , например, обеспечивать государственную и общественную безопасность.

В публичных отраслях права субъект как бы ставится в известность о том, что он должен действовать в четко обозначенных законом рамках, следуя установленным принудительным велениям . Вместе с тем несмотря на властную природу публичного правового режима, в определенных случаях участникам правоотношений предоставляется возможность самостоятельно выбрать какой -либо вариант поведения, но из исчерпывающего перечня возможных статусов.

Кроме того, публичный правовой режим основан на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия, характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями в рамках его компетенции и как следствие неравенством субъектов и построением отношений по типу «власть-подчинение».

В частном праве задачи правового режима не определяются так глобально, а ориентированы на частные конкретные ситуации, например, обеспечение социально -культурных прав конкретного человека. В этой связи правовая основа частноправового режима существенно расширяется, так как включает в себя не только законы и подзаконные акты, исходящие от публичных органов власти либо ими санкционированные, но и нормативные договоры (например, коллективные соглашения), судебные прецеденты и даже индивидуальные соглашения, выступающие своего рода прообразом закона для договаривающихся сторон .

Применительно к территориальным масштабам деятельности можно выделить международно -правовые и внутригосударственные правовые режимы. К первым относятся такие порядки регуляции и охраны, в установлении и осуществлении которых участвуют два и более государства. Например, режим открытого моря, режим территориальных вод, режим нераспространения ядерного оружия.

Внутригосударственные режимы устанавливаются государством с целью защиты внешних границ, обеспечения общественной, экономической, информационной и иной безопасности и т. д. При этом в рамках внутригосударственных режимов выделяются такие подвиды, как федеральные, региональные, муниципальные и локальные режимы.

По времени установления правовые режимы можно систематизировать на постоянные и временные. Постоянные режимы - это те, срок действия которых не установлен, и действуют они вплоть до отмены. Постоянным, например, является режим закрытого административно -тер риториального образования. К временным режимам относятся те, которые вводятся на определенный срок1 .

В зависимости от типа правового регулирования правовые режимы делятся на первичные и вторичные. Первичные, или общие, представляют собой «комплекс правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на должном участке социальной жизни» . Вторичные (специальные) правовые режимы - это своего рода модификации общих режимов, характеризующиеся либо особыми льготами и преимуществами, состоящими в дополнительных правах, либо особыми ограничениями, выражающимися в дополнительных запретах или позитивных обязываниях . Например, ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года (далее - НК РФ) устанавливает общий режим налогообложения, тогда как ст. 18 НК РФ предусматривает и специальный налоговый режим , который может включать в себя особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Существуют и иные основания классификации. Например, по содержанию регулируемых отношений выделяют пошлинный, таможенный, валютный режимы; в зависимости от формы выражения - законный, договорный и определенный административно -правовым актом . Более того, в рамках конкретных отраслей права можно наблюдать иные подходы ученых к систематизации режимов. Это обусловлено разнообразием видов отраслевых правовых режимов, стоящих перед ними целей, задач и средств по достижению.

Вместе с тем основная масса перечисленных способов классификации правовых режимов носит условный характер. Ведь при всем многообразии оснований группировки рассматриваемой категории во главу угла должно ставиться ее предназначение, чтобы при помощи систематизации подчеркнуть главные качественные характеристики .

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М., 1989.

2. Афанасьева О.Р. Классификация способов совершения преступления. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. - М., 2004.

3. Беляева Г.С. Классификация правовых режимов // Ценности и нормы правовой культуры: сборник научных статей международного круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. - Курск, 2011.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9.

5. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Маль ко и И.С. Барзиловой. - М., 2012.

6. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2001.

7. Рубченко С.О. Процессуально -правовой режим юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Казань, 2012.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

11. Субботин А.Л. Классификация. - М., 2011.

12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2011.

13. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001.

Рекомендуем почитать

Наверх