Корыстная преступность: понятие и предупреждение. Предупреждение общеуголовной корыстной преступности Специальные меры предупреждения корыстной преступности

Увеличение продаж 04.07.2020
Увеличение продаж

Предупреждение корыстной преступности, которая интенсивно растет, охватывая самые разные формы обычной и организованной преступной деятельности, - одна из основных проблем борьбы с пре­ступностью в целом.

Важным критерием результативной предупредительной деятельности является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий корыстной преступности. Поэтому меры предупреждения корыстной преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, право­вой, технический и воспитательный характер.

1. Предупреждение различных форм преступных деяний корыст­ной направленности связано прежде всего с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни обще­ства. Причем история показала, что в структуре различных решений данных проблем нет идеальных подходов, исключающих противоправ­ное стремление к материальным ценностям. Поэтому речь идет об оптимальных решениях проблемы, которые более или менее гармо­нично сочетали бы экономический прогресс и частную собственность с развитием социальной защищенности людей.

Идея социального равенства между людьми, построенная на отрицании частной собственности и сформулированная французскими просветите­лями и социалистами-утопистами в XVIII-XIX вв., была развита осново­положниками марксизма-ленинизма и стала одним из принципов строи­тельства социализма и коммунизма в СССР и других социалистических странах. Предполагалось, что такой подход кардинально решит проблему социального неравенства, а следовательно, и искоренения корыстных пре­ступлений. Реальность показала, что этот принцип оказался, с одной сто­роны, недостижимым на современном этапе развития общества, с другой - тормозящим экономическое развитие и приведшим к экономическому застою в СССР, низкому жизненному уровню народа и формированию бесхозного отношения к «ничейной» собственности.

Провозглашение частной собственности в реформируемой России и проведение обвальной приватизации общенародной собственности привело к колоссальному неравенству, когда значительная масса народа оказалась за чертой бедности, а небольшой слойбывшей номенклатуры и криминальной среды, захвативший общенародное достояние, обес­печил себе беспрецедентно высокий уровень жизни. Многократный разрыв между массовой бедностью и богатством детерминирует самые дикие формы корыстной преступности.

Приведенные крайности в решении проблемы социального нера­венства наиболее криминогенны. Оптимальное решение ее лежит в пределах 4-5-кратного разрыва между уровнями жизни 10% относи­тельно богатых и 10% относительно бедных.

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России - одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения корыстных преступлений. Предоставление всем гражданам равных возмож­ностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать мас­совый слой экономически активных, правособлюдаюхцих и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения ко­рыстной преступности пока только декларируется.

2. Вторым комплексом мер предупреждения корыстной преступности, вытекающих из предыдущей стратегии, является последовательное ре­шение проблемы социальной защищенности населения и избавление его от острой материальной нужды и нищеты.В этом комплексе целая систе­ма мер, которые начинают применяться в России.

К ним относится, в первую очередь, наведение элементарного по­рядка в бюджете страны, в эффективном использовании бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную за­щиту социально слабых слоев населения. Сюда следует отнести:

Своевременную выплату заработной платы, постепенное повышение ее уров­ня, который опережал бы уровень инфляции в стране;

Повышение пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий;

Обеспечение государственной семейной политики, развития социального об­служивания семьи и особенно детей, оставшихся без попечения родителей, по­вышение пособий для многодетных семей;

Постепенное решение жилищной проблемы длй малообеспеченных семей и се­мей со скромным достатком;

Решение проблем занятости населения, снижение безработицы и обеспечение необходимыми пособиями вынужденно безработных;

Оказание реальной материальной помощи российским гражданам, ставшим бе­женцами и вынужденными переселенцами, в обустройстве их на новом месте жительства;

Государственное поощрение благотворительной деятельности и благо­творительных организаций.

3. Особая роль в предупреждении корыстных и особенно экономи­ческих преступлений принадлежит жесткому социально-правовому контролю за экономической деятельностью юридических и физичес­ких лиц. Это направление в последние годы активно реализуется пу­тем издания федеральных законов, указов Президента и постановле­ний Правительства, исполнение которых пока, однако, оставляет желать лучшего.

В качестве примера можно привести попытки государственного кон­троля за образованием первичного капитала частных собственников. Еще постановлением Съезда народных депутатов 1992 г. «О состоянии законности и борьбы с преступностью и коррупцией» было предписа­но: организовать перерегистрацию хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, входе которой про­верить источники и законность образования первоначального капитала, правомерность и обоснованность оценки объектов, переданных в соб­ственность или сданных в аренду коммерческим структурам. Это тре­бование не выполнено и было повторено в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг., утвержденной Президентом РФ. Однако эта важная антикриминогенная мера так и осталась невыполненной.

Ныне официально признается, что приватизация «по-чубайсовс­ки» во многом была криминальной и коррупционной, но она не под­лежит тотальному пересмотру, так как это чревато негативными по­литическими и экономическими последствиями. Некоторые даже пугают гражданской войной. Такое неправовое решение можно при­знать вынужденным. Но это не исключает принятия уголовно-право­вых или гражданско-правовых мер по выявленным конкретным пре­ступлениям и правонарушениям в пределах уголовно-правовой и исковой давности. И такая практика существует, но олигархические круги пытаются не допустить и этого, что не может не сказаться на общей криминогенности.

Другие недостатки контроля связаны с использованием админист­ративных возможностей в целях недобросовестной конкуренции, сти­мулирования банкротства в интересах «своих» коммерческих струк­тур и иных политических и коррупционных задач. Таким образом, реализация социально-правового контроля в целях предупреждения корыстных преступлений, с одной стороны, должна быть более эф­фективной, с другой - не приводить к нежелательным экономичес­ким последствиям.

Выявлению, пресечению и предупреждению корыстных пре­ступлений могут способствовать следующие направления госу­дарственного контроля:

Меры по обеспечению финансового контроля в стране, который возложен на Счетную палату, Министерство финансов и многие другие федеральные ве­домства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;

Меры по обеспечению контроля со стороны Центрального банка РФ за дея­тельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений на основе федеральных законов о Центральном банке, о банках и банковской деятельно­сти;

Меры по обеспечению налогового контроля, осуществляемого Госналогслуж­бой и органами внутренних дел;

Меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности, ввозе и вывозе культурных цен­ностей, стратегических, ядерных, радиоактивных, наркотических средств и дру­гих материалов;

Меры по обеспечению валютного контроля, осуществляемого органами Феде­ральной службы по валютному и экспортному контролю;

Меры, предпринимаемые административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией в системе государственной службы в целях выявления и предупреждения кор­рупционных действий государственных служащих.

Важное место в системе предупреждения корыстных преступлений занимает государственный контроль за проведением разных форм при­ватизации государственной собственности, за предоставлением нало­говых льгот отдельным организациям, за своевременным проведени­ем аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий. Весьма актуальной мерой предупреждения корыстных преступлений в последнее время стал контроль за оборотом наркоти­ческих средств и за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков.

4. Особое внимание следует уделять правовому обеспечению борьбы с корыстной преступностью. В УК РФ 1996 г., в котором сохранились прежние составы преступлений против собственности, было внесено около 50 новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за экономические и иные корыстные преступления, которые в основном обеспечивают направленную уголовно-правовую борьбу с корыстной преступностью. Но экономическая сфера динамична, и еще до вступления УК в силу были внесены предложения по изменению и дополнению мер борьбы с экономическими, налоговыми и другими корыстными преступлениями. Для более эффективной борьбы с орга­низованной преступностью и коррупцией целесообразно было бы при­нять отдельные комплексные законы.

Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью вклю­чает также постоянное совершенствование нормативной базы эконо­мического, финансового, банковского, налогового, таможенного, ва­лютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц.

5. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и при­влечению виновных к уголовной ответственности - одно из серьез­ных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и способствуют разрастанию корыстной преступности. Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников вы­сокой квалификации и специализации.

6. Немаловажное значение в предупреждении преступлений против соб­ственности (краж, грабежей, разбоев, мошенничества, вымогательства) и других корыстных деяний имеет виктимологическая профилактика по информированию населения о способах совершения этих одеяний, о кри­миногенных зонах в населенном пункте, о рекомендуемыхмерах защиты и самозащиты от совершаемых преступлений, о недопущении излишней доверчивости к незнакомым людям и т д. Широкое распространение в го­родах получила забота граждан об укреплении дверей и окон своих квар­тир, об установлении технических средств охранной сигнализации, о при­обретении газового оружия и газовых баллончиков для самозащиты и др., как и забота юридических лиц о создании подразделений, обеспечиваю­щих безопасность их деятельности и взаимодействие с правоохранитель­ными органами.

7. Конкретные меры по предупреждению, выявлению и пресечению корыстных преступлений предусмотрены в Федеральных программах по усилению борьбы с преступностью. Многие их разделы прямо пре­дусматривают меры по противодействию организованной преступно­сти и коррупции; по защите экономической безопасности государства, частной, государственной, муниципальной и других видов собствен­ности; по усилению борьбы с нарушениями налогового законодатель­ства, по предупреждению преступлений во внешнеэкономической деятельности, в сфере приватизации, в добывающих и перерабатыва­ющих отраслях и на транспорте, в сфере сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Наряду с федеральными программами во всех субъектах Федера­ции существуют региональные программы по усилению борьбы с преступностью вообще и корыстной в частности.

Текущие меры предупреждения различных видов корыстных пре­ступлений могут быть выработаны на основе постоянного или перио­дического криминологического анализа причин и условий совершае­мых деяний в городе, районе, населенном пункте или на отдельном объекте.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под корыстной преступностью?

2. Основные причины корыстной преступности.

3. Какова латентность различных корыстных преступлений^

4. Тенденции опасных и распространенных корыстных преступлений (разбоев, грабежей, краж, мошенничества).

5. Структура и тенденции экономической преступности в России и в дру­гих странах.

6. Коррупция в России и в других странах.

7. Каковы основные направления предупреждения корыстной преступ­ности?

Еще по теме § 6. Предупреждение корыстной преступности:

  1. 39. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
  2. 5.1. Социальная система предупреждения преступности 5.2. Меры предупреждения преступности
  3. §2. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность. Предупреждение преступности
  4. §1. Криминологическая характеристика корыстной преступности
  5. § 3. Особенности борьбы с общеуголовной корыстной преступностью
  6. 1. Криминологическая характеристика корыстных и корыстно-насильственных преступлений против личной собственности граждан

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы -

На основе данного критерия выделяются меры:

1) экономические. В рамках этой группы выделяютсяобщие меры борьбы с корыстной преступностью:

а) преодоление экономического кризиса; б снижение уровня реальной инфляции и т. д.; специальные меры:

а) ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений в сфере экономики;

2) политические:

а) общие:

– обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом и экономической деятельностью;

– поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

– ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой;

б) специальные:

– разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;

– определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных документах политических партий и движений;

– обеспечение государственной поддержки негосударственных институтов борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельных ее видов;

3) правовые:

а) общие:

– устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической деятельности и службы в коммерческих и иных организациях;

– восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, отношений собственности на землю);

б) специальные:

– внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности в сфере экономической деятельности;

– устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства;

4) психологические:

а) общие:

– воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики;

– формирование идеалов честного предпринимательства и т. д.;

б) специальные:

– информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности за корыстные преступления;

– воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении общественно опасного экономического поведения и т. д.;

5) организационные;

6) технические.

В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации таких мер, как, например, особенности видового объекта посягательства и т. д.

67. Понятие рецидивной преступности.

68. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.

Рецидивная преступность представляет собой один из наиболее опасных видов преступности. В криминологии используется понятие фактического (криминологического) рецидива преступлений, которое шире уголовно-правового понимания этого явления. В уголовном праве рецидивом признается совершение нового умышленного преступления лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Фактический же рецидив наряду с этим включает совершение новых преступлений лицами:

Судимость которых снята или погашена;

Возраст которых при совершении предыдущего преступления не соответствовал возрасту уголовной ответственности;

Ранее совершившими преступления и освобожденными от ответственности по нереабилитирующим основаниям (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим; освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности и т.п.);

Совершившими новые преступления в период предварительного расследования или судебного рассмотрения дела о предыдущем преступлении.

Благодаря криминологическому пониманию рецидива правоохранительные и судебные органы могут правильно судить о личности преступника и его общественной опасности, что важно при индивидуализации наказания и назначении иных мер уголовной ответственности.

Различают рецидив общий и специальный. Общий рецидив имеет место в том случае, когда лицо, имеющее судимость, вновь совершает преступление, которое по своему характеру неоднородно с предыдущим деянием.

Если новое преступление и то деяние, за которое лицо уже было осуждено, являются по своему характеру однородными, речь идет о специальном рецидиве.

Кроме этого, Уголовный кодекс Республики Беларусь в ст. 43 указывает на простой (ч. 1), опасный (ч. 2) и особо опасный (ч. 3) рецидив.

В зависимости от числа последующих судимостей рецидив может быть:

Однократным (лицо, совершившее преступление, было уже один раз осуждено);

Многократным.

Как правило, к многократным рецидивистам относятся лица, допустившие опасный и особо опасный рецидив.

В криминологии выделяют так называемый пенитенциарный рецидив, который учитывает такой факт, как наказание в виде лишения свободы по первой судимости. Пенитенциарный рецидивист характеризуется не только рецидивом преступлений, но и рецидивом пребывания в местах лишения свободы.

Интерес представляет тот факт, что рецидив – это проблема, относящаяся главным образом к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Как правило, наибольшее количество новых преступлений совершается рецидивистами в первый год после освобождения, затем год от года их количество уменьшается. Критический срок – это 3 года после освобождения.

У лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, рецидив преступлений незначителен.

Общественная опасность преступлений, совершаемых рецидивистами, обусловлена не только тем, что преступник стремится продолжать преступную деятельность, но и тем, что такие преступления нередко характеризуются тщательной продуманностью и подготовленностью, умелым сокрытием следов преступления и предметов, добытых преступным путем.

Доля групповой преступности в структуре рецидива ниже, чем в структуре преступности в целом. Многие рецидивисты в целях конспирации предпочитают действовать в одиночку.

Они стараются вовлекать в преступную деятельность новых лиц. Передают им свой опыт и навыки преступного поведения, повышают уровень преступной квалификации.

69. Криминологическая характеристика личности рецидивиста.

Чаще всего рецидивисты начинают свою преступную карьеру в несовершеннолетнем возрасте или в первые годы после наступления совершеннолетия.

Чем взрослее человек, тем ниже вероятность рецидива. В пожилом возрасте почти никто не начинает рецидивную биографию, а рецидивисты в этом возрасте совершают, как правило, все менее опасные преступления.

Социально-демографические особенности личности рецидивиста выглядят так:

Большинство рецидивистов – это мужчины;

Личные качества женщин-рецидивисток выражены более негативно, чем у мужчин-рецидивистов (многие их них страдают алкоголизмом, утратили социально-полезные связи и не имеют определенного места жительства);

Значительная часть рецидивистов, потеряв семью, заменяют ее случайными сожительствами, не имеют постоянного места жительства;

Рецидивисты, по сравнению с первичными преступниками, – это лица, достигшие зрелого возраста. Их средний возраст 30 лет, а начиная с пятой судимости – 40 лет;

Типичной чертой личности рецидивистов является отсутствие трудовой активности;

Трудно поддаются исправлению и перевоспитанию;

Доля лиц, имеющих образование выше восьми классов, среди рецидивистов в два раза ниже, чем среди первичных преступников;

Злоупотребляют алкоголем (≈4/5) и наркотиками;

Рецидивисты подчеркивают свою принадлежность к преступному миру (жаргон, татуировки и т.п.).

Наиболее распространенными мотивами совершения преступлений рецидивистами являются корысть (26%), хулиганские побуждения (26%), месть, ревность и зависть (11%).

Нравственное сознание рецидивистов характеризуется существенным отклонением от нормы и антисоциальной направленностью. Для них характерен индивидуализм и даже, скорее, эгоцентризм, а также замена нравственных принципов низменными качествами.

Важным является тот факт, что рецидивисты, по сравнению с законопослушными гражданами, лучше знают содержание многих статей Уголовного кодекса, но при этом не признают его социальное назначение.

У 15–20% рецидивистов обнаруживается патология психики (в пределах вменяемости), а у совершивших убийства – до 40%.

Это во многом связано с образом их жизни – с распущенностью, самовнушением относительно "пропащей жизни".

Однако в практике очень часто встречаются незаурядные личности преступников, характеризующиеся сильным характером, обладающие организаторскими способностями, притягивающие своими качествами к себе других людей.

В криминологии выделяют следующие типы личности рецидивиста: антисоциальный, асоциальный и ситуативный.

Антисоциальный тип : наиболее опасные, активные, злостные преступники.

Ситуативный тип проявляет:

Неустойчивое отношение к социальным ценностям;

Отсутствие прочных нравственных устоев;

Преобладание социально-отрицательных качеств.

70. Причины и условия рецидивной преступности

Рецидивная преступность имеет наряду с общими причинами, определяющими существование преступности в целом, следующие специфические причины.

1. Пассивность основной части населения в предупреждении совершения преступлений. Разрушение системы социального контроля и, как следствие, то, что значительное число преступлений не выявляется, так как сигналы о них не поступают в милицию.

2. Недостатки в деятельности правоохранительных органов МВД и прокуратуры, что не позволяет реализовывать принцип неотвратимости ответственности в полной мере, а отсюда – формирование у преступника чувства безнаказанности.

3. Просчеты в деятельности судебной системы – несоразмерность назначаемых наказаний общественной опасности совершенного преступления и общественной опасности лица его совершившего.

4. Отрицательное влияние на осужденного других лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

5. Нарушения режима содержания осужденных в местах лишения свободы, которые сводят к нулю результативность исправительного воздействия на последних. Так, некоторые должностные лица вступают в сговор с заключенными и за денежное вознаграждение передают им запрещенные предметы.

6. Неполная трудовая занятость в исправительных учреждениях, плохая организация обучения и профессиональной подготовки осужденных.

7. Необоснованное применение условно-досрочного освобождения.

8. Неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации лица: отсутствие системы адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание; слабость административного надзора; слом существовавшего с 1956 года механизма трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы по налогово-льготным квотам на предприятиях; отрицательное отношение со стороны трудового коллектива; разрушенные семейные связи и т.п.

В последние годы несмотря на все неблагоприятные тенденции все-таки наметилась некоторая стабильность в экономике и экономической политике, что не может не сказаться на состоянии и результатах борьбы с корыстной преступностью. При этом очень важны так называемые общие меры предупреждения корыстных преступлений, ориентированные на решение наиболее крупных проблем нашего экономического и общественного развития. К ним, несомненно, надо отнести преодоление экономического кризиса, формирование среднего класса и наряду с этим сокращение разрывов в доходах полярных групп населения, понижение уровня инфляции и принятие мер к ее компенсации, обеспечение населению прожиточного минимума, принятие мер к снижению, даже ликвидации безработицы в тех населенных пунктах, где она существует. Это - совершенно необходимая основа для борьбы с корыстной преступностью, которую невозможно ликвидировать, но можно и нужно довести до цивилизованного уровня, такого, когда количество корыстных преступлений значительно меньше, а виновные в них несут достойное наказание.

Уже указывалось, что высокий уровень корыстной преступности в России в немалой степени определяется тревожностью и ожиданием опасности отдельных категорий людей. Следовательно, ослабление этих эмоций имеет важное значение для предупреждения корыстных преступлений, причем здесь необходимо принимать специальные меры, особенно учитывая огромные возможности средств массовой информации в этой области.

В современных условиях является насущным поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике. Обеспечение последних должно осуществляться лишь в рамках, очерченных правом. Наряду с этим важное значение имеет борьба с коррупцией как в государственных, так и в частных учреждениях и организациях. Надо приветствовать инициативу частных предпринимателей, создающих собственную службу безопасности, в том числе для предупреждения коррупции и других правонарушений корыстного характера. Вместе с тем деятельность подобных частных служб должна руководствоваться только законом, они не имеют права покрывать поступки, которые уголовное право рассматривает как преступления. В таких ситуациях соответствующие материалы должны передаваться в компетентные государственные органы.

Особое внимание необходимо уделить борьбе с организованной преступностью, орудующей в сфере экономической деятельности. Как показал опрос экспертов из числа сотрудников органов внутренних дел и хозяйствующих субъектов, для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в области экономики следует навести порядок в проведении хозяйственных операций и повысить эффективность работы правоохранительных органов. Кроме того, эксперты из числа работников органов внутренних дел к наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в данной сфере отнесли:

  • ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.) - 60%;
  • выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики - 42%;
  • привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.) - 24%.

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов, по их мнению, следовало бы также расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

  • в отечественное законодательство необходимо ввести институт «сделки с преступником», т.е. освобождения от уголовной ответственности и защиты за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ, - 42% опрошенных;
  • предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности данного формирования) - 44%. С тем, что действующий институт освобождения от уголовной ответственности использует все допустимые в нашей правовой системе резервы и дальнейшее расширение невозможно, поскольку приведет к нарушению его основных принципов, согласилось только 9% опрошенных экспертов МВД России.

Наряду с целью повышения эффективности борьбы с организованной преступностью было бы, по мнению экспертов, целесообразно предусмотреть в УПК:

  • возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве «свидетеля со слов» - 34%;
  • возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании - 33%;
  • возможность допроса свидетелей без раскрытия анкетных данных - 50%;
  • институт «главного свидетеля» - 9%;
  • проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведения экспертиз до возбуждения уголовного дела -41% опрошенных экспертов МВД России.

В предупреждении корыстных преступлений важную роль играет и индивидуальная профилактика . Она заключается в устранении условий, деформирующих личность конкретного человека, и ведении работы по перевоспитанию лиц, склонных к корыстным правонарушениям, в том числе и к преступлениям. При этом главным является формирование нравственного облика человека, предполагающего отрицание возможности приобретения имущественных благ незаконным путем. К сожалению, в настоящее время слово «вор» практически утратило свое изначальное позорное значение. Формирование негативного отношения к ворам - насущная задача общей и индивидуальной профилактики корыстных правонарушений. Собственно говоря, это оздоровление микросоциальных условий жизни людей.

Особого внимания заслуживают группы населения, в которых превалируют мигранты и вынужденные переселенцы. Как правило, это люди плохо адаптированы к новой среде и имеют невысокий уровень доходов. Их адаптация, в том числе трудовая, имеет важное профилактическое значение.

К числу мер профилактического характера относится устранение условий, формирующих решимость совершить преступление или облегчающих достижение преступного результата. Основная роль в разработке мер предупреждения корыстных преступлений принадлежит работникам органов, призванных бороться с преступностью. Но конкретные меры применительно к определенному предприятию, учреждению, организации разрабатывают еще и практические работники различных отраслей народного хозяйства, специалисты. Некоторые предлагаемые ими меры проверяются вначале экспериментально, обсуждаются в коллективах трудящихся или в администрации предприятий, учреждений, фирм и организаций, деятельности которых они касаются.

В устранении условий, способствующих корыстным преступлениям, важное место должны занимать технические меры, причем как для предотвращения краж личного имущества, так и преступных посягательств на имущество иных форм собственности. Практика показывает, что технически наименее защищенным является личное имущество граждан; карманные и квартирные кражи раскрываются исключительно плохо, что активно способствует расширению масштабов этих преступлений. Следовательно, деятельность правоохранительных органов, и в первую очередь милиции, по борьбе с названными преступлениями имеет огромное профилактическое значение.

Предупреждение преступности рассматривается современной криминологией не только как широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях борьбы с преступностью и устранения причин, ее порождающих, но и как особая область социального регулирования, управления социальными процессами, связанными с реализацией задачи сокращения преступности См.: Теоретические основы предупреждения преступности. - М., 2007. С.31..

Предупреждение преступлений представляет собой многоуровневую систему осуществляемых государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными формированиями мер воздействия на криминогенные объекты с целью их ограничения, устранения или нейтрализации. Под криминогенными объектами понимаются негативные социальные явления и процессы, взаимосвязь и взаимодействие которых порождает и обусловливает преступность См.: Година В.В. Криминологическая профилактика, предотвраще-ние и пресечение преступлений. - Киев, 2008. С.13-21..

В зависимости от стадий развития криминогенных объектов меры воздействия на них облекаются в форму профилактики, предотвращения и пресечения См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 2008. С.404-409.. Каждая из этих форм представляет собой относительно самостоятельное направление предупредительной деятельности.

Меры предупреждения, осуществляемые в отношении отдельных криминогенных групп и лиц, вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и замышляющих совершение преступления, относятся к мерам предотвращения. Под пресечением преступлений понимается деятельность, направленная на прекращение начатого преступления путем разработки и осуществления специальных мероприятий. Система заблаговременно принимаемых мер по упреждению, выявлению, ограничению и устранению криминогенных явлений и процессов, связанных с совершением преступлений, именуется профилактикой См.: Година В.В. Указ. соч. С.61..

Профилактика преступлений сегодня рассматривается как самое приоритетное направление в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.

Предупреждение корыстной преступности против собственности, является составной частью общего предупреждения преступности в целом. В криминологической науке под предупреждением преступности понимается сложная, многоаспектная деятельность, самостоятельная сфера социального управления, включающая общую организацию борьбы с преступностью (анализ, прогноз, программирование, правовое регулирование, кадровое и иное обеспечение), предупреждение преступности, правоохранительную деятельность (карающую и правовосстановительную) Криминология. Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА.М., 2009. С. 35..

Важным критерием результативной предупредительной деятельности является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий корыстной преступности против собственности. Поэтому меры предупреждения корыстных преступлений против собственности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и воспитательный характер Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В.Лунеева. - М: Волтерс Клувер. 2004. С. 385..

Предупреждение корыстных преступлений против собственности на современном этапе развития является одним из важнейших направлений борьбы с этими общественно опасными деяниями. Предупреждение как иных корыстных преступлений против собственности, так и преступности в целом тесно связано с теми преобразованиями, которые происходят в обществе и государстве, в его отдельных сферах - экономике, политике и других областях.

Общие причины преступности лежат в политической, экономической, идеологической, социально-культурной сферах, в области формирования психологии людей, их взглядов, навыков и привычек. Именно поэтому для разработки эффективной системы мер по предупреждению преступности важно руководствоваться концепцией о соотношении экономики и политики, взаимосвязях экономических и социальных явлений. Это в полной мере относится и к предупреждению всех видов преступлений. Однако, наряду с наличием общих свойств, предупреждение отдельных видов преступлений должно учитывать специфику, определяемую особенностями криминологической характеристики соответствующих преступлений, факторов влияющих на их совершение, приемов и средств воздействия на эти факторы Модель региональной программы борьбы с преступностью /Под общ. Ред. А.И. Алексеева. - М., 2004. С. 49..

Таким образом, разработка и планирование комплекса мероприятий, направленных на предупреждение преступности возможно только в том случае, если они опираются на знание общих закономерностей развития общества, если при этом используются конкретные формы политического, экономического, правового, социального и иных видов воздействия, направленных на преодоление объективных явлений и процессов, выступающих в качестве факторов, способствующих совершению преступлений. При этом эффективное предупреждение возможно, когда предупреждение преступности в целом, и ее отдельных видов, осуществляется посредством сосредоточения усилий всех органов - государственной власти, правоохранительных органов, общественных и др. организаций, через реализацию экономических, политических и других мероприятий, направленных на борьбу с преступностью.

Стратегия предупреждения преступности должна заключаться в локализации явлений, образующих ее причинный комплекс, а также в предотвращении или смягчении последствий действий этих явлений Криминология. Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА.М., 2009. С. 479..

Борьба с преступностью, в том числе и с корыстными преступлениями против собственности, а соответственно и их предупреждение, должно осуществляться в рамках уголовной политики государства. Требование предупреждения корыстной преступности против собственности должно занимать одно из важнейших мест в уголовной политике и подчеркиваться с особой силой.

Политика в области предупреждения преступности представляет собой, вырабатываемую государством генеральную линию, определяющую основные направления, цели и средства этой борьбы путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступности. Соответственно составными элементами политики государства в области борьбы с корыстными преступлениями против собственности являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и криминологическая политики, которые находятся между собой в функциональной зависимости и взаимодействии, точно также как и отрасли знаний, осуществляющие их научное сопровождение Севрюков А.П. Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовые аспекты. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. С. 321. .

Меры предупреждения корыстных преступлений против собственности можно дифференцировать на общие, то есть нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специальные, то есть меры, целенаправленно воздействующие на такие факторы Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2008. С. 365..

Предупреждение корыстных преступлений против собственности связано, в первую очередь, с необходимостью совершенствования существующих общественных отношений, главным образом в сфере производства и распределения, улучшения материального благосостояния населения. Как указывалось выше, одной из основных причин совершения корыстных преступлений против собственности является имущественное неравенство.

Идея социального равенства между людьми, была основана на отрицании частной собственности и сформулирована французскими просветителями и социалистами-утопистами в XVIII-XIX вв. Позднее она была развита основоположниками марксизма-ленинизма и стала базисом строительства социализма и коммунизма не только в нашей стране доперестроечного периода, но и в других социалистических странах. Изначально предполагалось, что такой подход решит проблему социального неравенства, результатом чего явится и исчезновение корыстных преступлений. Однако, этот принцип оказался недостижимым и только тормозил дальнейшее экономическое развитие страны.

Рыночные условия хозяйствования неизбежно приводят к имущественному неравенству. Несмотря на невозможность, да и ненужность искоренения имущественного неравенства, тем не менее, необходимо определенное сглаживание, нейтрализация неравенства. Основные направления деятельности государства для достижения нейтрализации имущественного неравенства должны сводиться к созданию условий для многообразия и широкой доступности законных способов достижения материального благополучия. Предоставление гражданам равных возможностей в сфере осуществления экономической деятельности позволит сформировать широкий слой экономически активных, материально обеспеченных людей, уважающих закон.

Оптимальное решение проблемы сглаживания имущественного неравенства - это приведение материального положения населения в такое состояние, когда разрыв между уровнями жизни 10% относительно богатых и 10% относительно бедных людей не будет превышать 4-5 кратного разрыва Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 385..

Наряду с этим необходима смена государственной идеологии в сторону пропаганды приоритета духовных ценностей над материальными. Приобретение имущества незаконным путем не должно оставаться безнаказанным. К лицам, совершающим корыстные преступления против собственности должны применяться самые суровые меры уголовной ответственности. Государство должно направить свои усилия на воспитание такой личности, для которой единственным путем достижения своих целей будет являться законный путь. Необходимо создание и охрана таких общественных отношений, при которых каждый человек будет способен позаботиться о себе самостоятельно правомерным путем, обеспечивая условия для достойной жизни себе и своим детям.

Следует разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление правового нигилизма, которые бы включали в себя: воспитание уважительного отношения к законодательству Российской Федерации, регламентирующему различные сферы государственной и общественной жизни; формирование доверия у населения к проводимым государством реформам; информирование населения о состоянии законодательства об ответственности за корыстные преступления против собственности; широкое освещение материалов о привлеченных к ответственности за совершенные корыстные преступления против собственности и мерах ответственности, которые были к ним применены; освещение мер, разрабатываемых государством, направленных на предупреждение корыстных преступлений против собственности; предоставление инвестиционный консалтинг информации о способах легальной защиты своих прав, в том числе имущественных; демонстрация положительных результатов предупреждения корыстных преступлений против собственности, широкое освещение статистических данных о количестве выявленных и раскрытых уголовных дел, объектом посягательства которых выступила собственность.

Государство должно оказывать более интенсивную помощь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в трудном положении, в частности, инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т.д. В настоящее время проблема обеспечения социальной защищенности населения стоит особенно остро. Для ее решения необходимо предпринять целый комплекс мер, которые в нашей стране уже начинают применяться, но еще недостаточно эффективно, а именно: обеспечить эффективное и целевой использование бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально слабых слоев населения, заработная плата должна выплачиваться своевременно, при этом необходимо не только повышение заработной платы, но и иных социальных выплат - пенсий, пособий и т.д. до достижения размеров, позволяющих обеспечить достойную жизнь.

Наряду с указанными мерами необходимо осуществить еще целый комплекс мер экономического и социального характера, направленных на улучшение положения населения и способствующих сокращению преступности, в том числе совершению корыстных преступлений против собственности: снижение уровня реальной инфляции; ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения; снижение количества безработных; обеспечение государственной политики, направленной на охрану семьи, материнства и детства; развитие социального обслуживания семьи и детей, оставшихся без попечения родителей; решение жилищной проблемы; поощрение благотворительной деятельности и благотворительных организаций со стороны государства.

Особая роль в предупреждении корыстных преступлений, в том числе против собственности, принадлежит жесткому социально-правовому контролю за экономической деятельностью юридических и физических лиц. Как отмечают криминологи, основные направления государственного контроля должны включать: меры по обеспечению финансового контроля в стране; меры по обеспечению налогового контроля; меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля; меры по обеспечению валютного контроля; меры, предпринимаемые административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией в системе государственной службы в целях выявления и предупреждения коррупционных действий государственных служащих Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В.Лунеева. - М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 386..

К числу политических мер борьбы с корыстной преступностьюнеобходимо относить такие как, обеспечение стабильности государственного управления имуществом и экономической деятельностью; обеспечение равновесия государственных и частных интересов в сфере экономики; принятие мер, направленных на искоренение коррупции сотрудников государственного аппарата и органов местного управления; выработка основных направлений борьбы с преступностью, включая корыстную преступность против собственности; определение целей и задач борьбы с корыстной преступностью в различных программных документах и др.

Немаловажное значение в предупреждении корыстных преступлений против собственности, включая причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием, а также неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, имеет виктимологическая профилактика. С целью предупреждения данных преступлений необходимо уделять внимание более широкому информированию населения о способах совершения исследуемых деяний, имуществе, которое наиболее часто становиться предметом посягательства, о рекомендуемых мерах защиты от совершаемых преступлений, о недопущении излишней доверчивости, невнимательности к сохранности собственного имущества.

Кроме того, борьба с общеуголовной корыстной преступностью в значительной мере зависит от результативности борьбы с профессиональной, рецидивной преступностью, бродяжничеством.

1. Общая характеристика отдельных корыстных преступлений.

2. Предупреждение корыстной преступности.

1. Общая характеристика отдельных корыстных преступлений

! Корыстная преступность - это совокупность общеуголовных преступлений, т. е. тех деяний, которые заключаются в прямом незаконном завладении чужим имуществом, совершаются по корыстным мотивам и в целях обогащения за счет этого имущества, причем без использования субъектами своего служебного положения и без нарушения хозяйственных связей и отношений в сфере экономики.

Это прежде всего кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательст-

во в разных их формах.

Существенными признаками общеуголовных корыстных преступлений

являются следующие:

Во-первых, это посягательство на чужое имущество. Общеуголовные корыстные преступления посягают в основном на вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество. Вымогательство бывает связано с требованием передачи права на имущество;

Во-вторых, корыстная цель - противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного;

В-третьих, корыстное посягательство используется вне хозяйственной деятельности или без использования виновным своего положения в сфере производства, распределения, обращения материальных ценностей.

К основным причинам корыстной преступности относятся:

- криминогенная роль социально-экономического неравенства;

- материальная нужда;

- ослабление государственного и социально-правового контроля за экономической деятельностью;

- отставание законодательного обеспечения борьбы с корыстными преступлениями;

- недостатки деятельности органов власти.

; При проведении криминологических исследований выделяется массив общеуголовных корыстных

преступлений , куда включаются кражи, грабежи, разбои, мошенничества и вымогательства. Эти преступлениясоставляютоколо 90 % всейобщеуголовной корыстной преступности.

Общеуголовные корыстные преступления носят массовый характер: в 1991 г. зарегистрировано 1 421 926

преступлений, в 1992 г.- 1 360 255, в 1993 г.- 1 884 890, в 1994 г.- 1 610 592, в 1995 г.- 1 662 502. Их удельный вес в общей преступности является самым высоким и составляет примерно 60-65 %. Этот показатель стабилен напротяжении последних лет.

Самым распространенным преступлением в общеуголовной корыстной преступности являются кражи . С середины 60-х годов количество краж в СССР почти все время росло. К 1991 г. их абсолютное число увеличилось в9,5 раза (кражи личного имущества - в9,2 и государственного - в10,2). Их удель-

ный вес в 1991 г. составил 86,7 %, а общее число зарегистрированных краж составило 1 235 414. В последующие годы удельный вес находился в пределах 81-82 %.

В структуре этого вида преступления количественно преобладают кражи имущества граждан. Из общего числа зарегистрированных краж в 1995 г. (1 365 191) на все остальные виды краж, т. е. когда потерпевшим является юридическое лицо, приходилось лишь 372 000.

Грабежи и разбои представляют собой открытые насильственные формы завладения чужим имуществом. Они главным образом различаются по степени реального и угрожаемого насилия: неопасного (грабеж) и опасного (разбой) для жизни и здоровья потерпевшего.

В СССР с 1956 г. и до 1991 г. количество грабежей увеличилось в 14 раз, а в России только за 1991- 1993 гг.- в 2,2 раза. В последующие годы их уровень несколько снизился. Число разбоев относится к числу грабежей как 1 к 4. Единый коэффициент грабежей и разбоев в 1995 г. составил 121 деяние на 100 тыс. населения.

Мошенничество и присвоение вверенного имущества криминологически близки. Мошенничество

отличает стремительная тенденция роста. В СССР мошенничество было относительно редким явлением, коэффициент которого составлял 11,3 на 100 тыс. населения. В России с переходом к рыночной экономике хищение имущества путем обмана интенсивно росло. Только за 1991 - 1996 гг. число мошенничеств увеличилось в 3,8 раза и в расчете на 100 тыс. населения достигло 50,4. После краж и грабежей мошенничество становится наиболее распространенным преступлением в структуре общеуголовной корыстной преступности против собственности.

За последние три года отмечается рост числа регистрируемых фактов присвоения и растраты вве-

ренного имущества - от 33,1 тыс. в 1993 г. до 36,4 тыс. в 1995 г.

Вымогательство имеет несколько разновидностей. С началом рыночных реформ это преступное проявление выражалось в почти открытом получении от собственника наличной денежной дани под угрозой физической расправы, порчи или уничтожения товаров.

Вскоре был сделан шаг в развитии вымогательства - создание бригад «по выбиванию» долгов за определенный процент от суммы задолженности.

Более совершенной формой вымогательства является организация постоянных нелегальных или легально действующих «крыш» по защите предпринимательских структур на основе регулярно получаемой от них денежной дани.

Еще одной формой вымогательства является требование о совершении предпринимателем имущест-

венной или финансовой сделки на определенную сумму с определенным субъектом, являющимся представителем структуры, созданной организованной преступностью или находящейся под ее контролем. В 1995 г. таких организаций в хозяйственной и финансовой сферах действовало более 40 тыс.1

2. Предупреждение корыстной преступности

Предупреждение корыстной преступности состоит в локализации явлений, образующих причинный комплекс общеуголовной корыстной преступности, а также в предотвращении или смягчениипоследствийдействияэтихявлений.

В этих целях предусматривается осуществление мер, которые могли бы обеспечить способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, иные меры по укреплению и развитию экономических отношений.

Меры профилактического характера подразделяются на:

- организационные;

Специальные;

Социальные.

1 См.: Криминология: конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 86-88.

Организационные меры - это меры, связанные с организацией предупредительной деятельности.

К числу организационных мер относятся:

Изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике корыстной преступности в регионе;

Криминологическое планирование;

Профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т. д.

К числу мер, имеющих специальную направленность, относятся:

- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти;

- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиций экономической безопасности;

- проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению всех видов хищений художественных, исторических и иных культурных ценностей; по проверке соблюдения правил учета, хранения, использования, вывоза за границу, возвращения из-за границы культурных ценностей;

- противодействие организованной преступности путем проведения операций по выявлению и пресечению воровских сходок, деятельности воров в законе, лидеров и активных участников преступных группировок;

- создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях денежных средств с использованием подложных платежных документов;

- разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц на предприятиях по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов;

- разработка системы мер по организации борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности;

- разработка мер по выявлению фальшивых денег, финансовых документов и ценных бумаг, устранению их изготовления и обращения;

- создание организационной системы по защите российских банков и других кредитных учреждений от проникновения преступных капиталов и иного влияния организованной преступности.

Социальными мерами , имеющими отношение к борьбе с корыстной преступностью, являются:

- правовая пропаганда о деятельности правоохранительных органов, средствах и методах самозащиты населения;

- разработка мер по повышению уровня материальной базы сиротских и социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;

- разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования;

- создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий и т. д.

Задание 6.1. Дайте криминологическую характеристику корыстной преступности.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 6.2. Каковы меры предупреждения корыстной преступности?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Библиографический список (основной)

1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2002.- С. 522-535.

2. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев.- М.: Юристъ, 2002.- 511 с.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.- 2-е изд., перераб. и доп.-

М.: Юристъ, 2002.- С. 343-368.

(дополнительный)

1. Воробьев А. М., Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности // Социологические исследования.- 1991.- № 5.- С. 92-94.

2. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2000.- 808 с.

Нормативные акты

1. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 (в ред. от 13.01.2001) // В данном виде опубликован не был.

2. Положение о федеральной службе безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 806 // СЗ РФ.- 1995.- № 33.- Ст. 3424.

3. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.01.2000 г.

№24 // СЗРФ.- 2000.- №2.- Ст. 170.

4. О подписании Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.: Постановление Правительства РФ от 04.05.1999 № 486 //

СЗ РФ.- 1999.- № 19.- Ст. 2363.

5. О федеральном законе «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка»: Постановление ГД ФС РФ от 27.01.1999 г. № 3566-II ГД // Ведомости ФС РФ.- 1999.- № 4.-

Ст. 343; СЗ РФ.- 1999.- № 6.- Ст. 808.

Рекомендуем почитать

Наверх