Зачем советский союз ввел войска в афганистан. Зачем ссср ввёл войска в афганистан

Оптовая торговля 13.10.2019
Оптовая торговля

27-28 апреля 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция (Саурская революция). Поводом к восстанию стал арест лидеров Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Режим президента Мухаммеда Дауда был свержен, сам глава государства и его семья были убиты. Власть захватили прокоммунистические силы. Страна была объявлена Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Главой Афганистана и его правительства стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль, а первым заместителем премьера и министром иностранных дел - Хафизулла Амин.

Новое правительство начало масштабные реформы, направленные на модернизацию страны. В Афганистане стали строить светское, социалистическое государство, которое ориентировалось на СССР. В частности, в государстве была уничтожена феодальная система землевладения (правительством была произведена экспроприация земли и недвижимого имущества у 35-40 тыс. крупных землевладельцев); было ликвидировано ростовщичество, державшее тысячи людей на положении рабов; было введено всеобщее избирательное право, женщины были уравнены в правах с мужчинами, учреждена светская система местного самоуправления, при поддержке со стороны государственных органов проходило создание светских общественных организаций (в том числе молодежных и женских); шла масштабная кампания по ликвидации безграмотности; проводилась политика секуляризации, ограничения влияния религии и мусульманского духовенства в общественно-политической жизни. В результате Афганистан из архаичного, полуфеодального государства стал быстро превращаться в развитую страну.

Понятно, что эти и другие реформы вызвали сопротивление бывших господствующих социальных групп - крупных землевладельцев (феодалов), ростовщиков и части духовенства. Не пришлись по вкусу эти процессы и ряду исламских государств, где также господствовали архаичные нормы. Кроме того, правительство совершило ряд ошибок. Так, не учли тот фактор, что религия за несколько столетий господства не только стала определять общественно-политическую жизнь страны, но и стала часть национальной культуры населения. Поэтому, резкое давление на ислам, оскорбило религиозные чувства людей, стало рассматриваться как предательство правительства и НДПА. В результате в стране началась Гражданская война (1978—1979).

Ещё одним фактором, который ослабил ДРА, стала борьба за власть в самой Народно-демократической партии Афганистана. В июле 1978 года Бабрак Кармаль был отстранён от занимаемой должности и отправлен послом в Чехословакию. Противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, привело к тому, что Тараки потерпел поражение, вся полнота власти перешла к Амину. 2 октября 1979 года по приказу Амина Тараки был убит. Амин был амбициозен и жесток в достижении своих целей. В стране был развёрнут террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонниками Тараки и Кармаля. Репрессии затронули и армию, которая была главной опорой Народно-демократической партии Афганистана, что привело к снижению её боеспособности, и так невысокой, массовому дезертирству.

Необходимо также учесть и тот фактор, что противники НДПА за пределами страны развернули против Республики бурную деятельность. Разносторонняя помощь мятежникам быстро расширялась. В западных и исламских государствах было создано огромное количество различных организаций, движений «общественности, обеспокоенной положением афганского народа». Они естественно стали оказывать «братскую помощь» страдающему под «игом» прокоммунистических сил афганскому народу. В принципе ничто не ново под луной, ныне аналогичные процесс мы наблюдаем в Сирийском конфликте, когда довольно быстро различными сетевыми структурами была создана «Сирийская освободительная армия», которая борется с «кровавым режимом» Башара Асада, путём террора и уничтожения инфраструктуры сирийского государства.

На территории Пакистана были созданы центры двух основных радикальных оппозиционных организаций: «Исламская партия Афганистана» (ИПА) во главе с Г. Хекматияром и «Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. В Пакистане также появились и другие оппозиционные движения: «Исламская партия Халеса» (ИП - Х), которая откололась от ИПА из-за разногласий Хекматияра и Халеса; «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА) С. Гилани, который выступал за восстановление в Афганистане монархии; «Движение исламской революции» (ДИРА). Все эти партии были радикально настроены и готовились к вооружённой борьбе с республиканским режимом, создавая боевые отряды, организуя базы подготовки боевиков и систему снабжения. Основные усилия оппозиционных организаций были сосредоточены на работе с племенами, так как они уже имели готовые вооружённые отряды самообороны. Одновременно большую работу проводили в среде исламского духовенства, которое должно было настроить людей против правительства ДРА. На пакистанской территории в районах Пешавара, Кохата, Кветты, Парачинара, Мирамшаха, вблизи границы ДРА появляются центры контрреволюционных партий, их лагеря подготовки боевиков, склады с оружием, боеприпасами, амуницией, перевалочные базы. Пакистанские власти не оказывали противодействия этой деятельности, фактически став союзниками контрреволюционных сил.

Большое значение для роста сил контрреволюционных организаций стало появление в Пакистане и Иране лагерей афганских беженцев. Именно они стали главной опорной базой оппозиции, поставщиками «пушечного мяса». Лидеры оппозиции сосредоточили в своих руках распределение гуманитарной помощи, которая поступала из стран Запада, получив отличный инструмент контроля за беженцами. С конца 1978 года начинается засылка из Пакистана в Афганистан отрядов и групп. Масштабы вооружённого сопротивления правительству ДРА стали постоянно возрастать. В начале 1979 года ситуация в Афганистане резко обострилась. Вооружённая борьба против правительства развернулась в центральных провинциях - Хазараджате, где влияние Кабула было традиционно слабым. Против правительства выступили таджики Нуристана. Прибывшие из Пакистана группы начали набор в отряды оппозиции среди местного населения. Усилилась антиправительственная пропаганда в армии. Повстанцы стали совершать диверсии против инфраструктурных объектов, линий электропередач, телефонной связи, блокировали дороги. Против лояльных правительству граждан развернулся террор. В Афганистане стали создавать атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Понятно, что в этих условиях, афганское руководство с марта - апреля 1979 года стало просить СССР помощь военной силой. Кабул пытался втянуть СССР в войну. Такие просьбы были переданы через советского посла в Афганистане А. М. Пузанова, представителя КГБ генерал-лейтенанта Б. С. Иванова и главного военного советника генерал-лейтенанта Л. Н. Горелова. Также такие просьбы передавались через посещавших Афганистан советских партийных и государственных деятелей. Так, 14 апреля 1979 года Амин передал через Горелова просьбу предоставить ДРА 15-20 советских вертолётов с боеприпасами и экипажами для использования их в пограничных и центральных районах против мятежников и террористов.

Ситуация же в Афганистане продолжала ухудшаться. Советские представители стали опасаться за жизнь наших граждан и имущество СССР в Афганистане, а также за объекты построенные при помощи Советского Союза. Благо прецеденты были. Так, в марте 1979 года в Кабуле был похищен американский посол А. Даббс. Похитители - члены маоистской группы «Национальный гнёт», потребовали выпустить из тюрьмы своих товарищей. Правительство на уступки не пошло и организовало штурм. В перестрелке посол получил смертельное ранение. США свели практически все отношения с Кабулом к нулю, отозвали своих сотрудников. 15-20 марта произошёл мятеж в Герате, в нём приняли участие солдаты гарнизона. Мятеж был подавлен правительственными войсками. Во время этого события погибли два гражданина СССР. 21 марта был раскрыт заговор в гарнизоне Джелалабада.

Посол Пузанов и представитель КГБ Иванов в связи возможным дальнейшим обострением обстановки предложили рассмотреть вопрос о размещении советских войск для охраны сооружений и важных объектов. В частности, предлагалось разместить войска на военном аэродроме Баграма и аэропорте Кабула. Это позволяло иметь возможности для наращивания сил в стране, или обеспечить эвакуацию советских граждан. Также предлагалось направить в Афганистан военных советников и создать в районе Кабула единый ученый центр для более эффективного обучения новой армии ДРА. Затем появилось предложение отправить отряд советских вертолётов в Шинданд, чтобы организовать обучение афганских вертолётных экипажей.

14 июня Амин через Горелова попросил направить в Афганистан советские экипажи для танков и БМП для охраны правительства и аэродромов в Баграме и Шинданде. 11 июля Тараки предложил разместить в Кабуле несколько советских спецгрупп численность до батальона каждая, чтобы они смогли отреагировать в случае обострения ситуации в афганской столице. 18-19 июля в беседах с посетившим Афганистан Б. Н. Пономарёвым, Тараки и Амин неоднократно ставили вопрос о вводе в Демократическую Республику в случае чрезвычайной ситуации двух советских дивизий по просьбе афганского правительства. Советское правительство отклонило это предложение, как и ранее озвученные. В Москве считали, что афганское правительство должно само решить внутренние проблемы.

20 июля во время подавления мятежа в провинция Пактия погибли два советских гражданина. 21 июля Амин предел советскому послу пожелание Тараки - предоставить ДРВ 8-10 советских вертолётов с экипажами. Надо сказать, что к середине 1979 года ситуация на афгано-пакистанской границе резко обострилась. Число афганских беженцев выросло до 100 тыс. человек. Часть их была использована для пополнения рядов бандформирований. Амин снова поднимает вопрос о размещении советских подразделений в Кабуле на случай чрезвычайной ситуации. 5 августа в Кабуле мятеж вспыхнул в пункте дислокации 26-го парашютно-десантного полка и батальона «коммандос». 11 августа в провинции Пактика в результате тяжёлого боя с превосходящими силами повстанцев были разгромлены части 12-й пехотной дивизии, часть солдат сдалась, часть дезертировали. В этот же день Амин информировал Москву о необходимости скорейшего направления советских войск в Кабул. Советские советники, чтобы как-то «умиротворить» афганское руководство предложили сделать небольшую уступку - направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолёты с советскими экипажами, а также рассмотреть вопрос о направлении ещё двух спецбатальонов (один направить для охраны военного аэродрома в Баграме, другой в крепость Бала-Хисар на окраине Кабула).

20 августа Амин в разговоре с генералом армии И. Г. Павловским попросил СССР направить в Афганистан соединение десантников и заменить расчёты зенитных батарей, прикрывавших Кабул, на советские расчёты. Амин сообщил, что в районе Кабула приходится держать большое количество войск, которые можно было задействовать для борьбы с повстанцами, если бы Москва направила в афганскую столицу 1,5-2 тыс. десантников.

Ситуация в Афганистане ещё более осложнилась после государственного переворота, когда всю полноту власти захватил Амин, а Тараки был арестован и убит. Советское руководство было недовольно этим событием, но чтобы сохранить ситуацию под контролем, признало Амина руководителем Афганистана. При Амине репрессии в Афганистане были усилены, он избрал насилие основным методом борьбы с противниками. Прикрываясь социалистическими лозунгами, Амин взял курс на утверждение в стране авторитарной диктатуры, превращая партию в придаток режима. Сначала Амин продолжал преследовать феодалов и ликвидировал всех противников в партии, сторонников Тараки. Затем репрессиям подверглись буквально все, кто выражал недовольство, мог быть потенциально опасен режиму личной власти. При этом террор приобрёл массовый характер, что привело к резкому росту бегства людей в Пакистан и Иран. Социальная база оппозиции ещё более возросла. Многие видные члены партии и участники революции 1978 года были вынуждены бежать из страны. При этом Амин пытался переложить часть ответственности на СССР, заявляя, что шаги афганского руководства предпринимаются якобы по указанию Москвы. Одновременно Амин продолжал просить направить в Афганистан советские войска. В октябре и ноябре Амин просил отправить в Кабул советский батальон для его личной охраны.

Необходимо также учесть влияние на руководство СССР таких факторов, как рост помощи афганской оппозиции со стороны США, Пакистана и ряда арабских государств. Появилась угроза выхода Афганистана из сферы влияния СССР и установления там враждебного режима. На южных границах Афганистана пакистанская армия периодически проводила военные демонстрации. При политической и военно-материальной поддержке Запада и ряда мусульманских стран к концу 1979 года повстанцы довели численность своих формирований до 40 тыс. штыков и развернуть боевые действия в 12 из 27 провинций страны. Под контролем оппозиции находилась почти вся сельская местность, около 70% территории Афганистана. В декабре 1979 гг. из-за чисток и репрессий среди командного состава армии, боеспособность и организация вооруженных сил были на минимальном уровне.

2 декабря Амин на встрече с новым советским главным военным советником генерал-полковником С. Магометовым попросил временно направить в Бадахшан советский усиленный полк. 3 декабря во время новой встречи с Магометовым глава Афганистана предложил прислать в ДРА подразделения советской милиции.

Руководство СССР принимает решение спасти «народную» власть

Перед советским руководством встала проблема - как быть дальше? С учётом стратегических интересов Москвы в регионе было принято решение не порывать с Кабулом и действовать сообразно ситуации в стране, хотя устранение Тараки было воспринято как контрреволюция. В то же время Москву обеспокоили данные о том, что с осени 1979 года Амин стал изучать возможности по переориентации Афганистана на США и Китай. Вызывал беспокойство и террор Амина в стране, который мог привести к полному уничтожению прогрессивных, патриотических и демократических сил в стране. Режим Амина мог критически ослабить прогрессивные силы Афганистана и привести к победе реакционных, консервативных сил, связанных с мусульманскими странами и США. Вызывали озабоченность и высказывания исламских радикалов, которые обещали, что в случае победы в Афганистане борьба «под зеленым знаменем джихада» будет перенесена на территорию советской Средней Азии. Представители НДПА - Кармаль, Ватанджар, Гулябзой, Сарвари, Кавьяни и другие, создали в стране подпольные структуры и начали готовить новый переворот.

Учитывала Москва и сложившуюся в конце 1970-х годов международную обстановку. Развитие процесса «разрядки» между СССР и США в это время затормозилось. Правительство Д. Картера в одностороннем порядке заморозило срок ратификации Договора ОСВ-2. НАТО стало рассматривать вопрос о ежегодном увеличении военных бюджетов до конца 20 столетия. США создали «силы быстрого реагирования». В декабре 1979 года совет НАТО одобрил программу производства и размещения в Европе ряда новых систем американского ядерного оружия. Вашингтон продолжал курс на сближение с Китаем, разыгрывая «китайскую карту» против Советского Союза. Было усилено американское военное присутствие в зоне Персидского залива.

В результате после долгих колебаний было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. С точки зрения Большой Игры - это было полностью оправданное решение. Москва не могла позволить, чтобы в Афганистане одержали вверх консервативные силы, которые ориентировались на геополитических противников Советского Союза. Однако надо было не просто направить войска для защиты народной республики, что и сменить режим Амина. В это время в Москве жил Бабрак Кармаль, который прибыл из Чехословакии. С учётом того, что он пользовался большой популярностью среди членов НДПА, решение было принято в его пользу.

По предложению Амина в декабре 1979 года для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома в Баграме из СССР было переброшено два батальона. Среди советских солдат прибыл и Кармаль, который до конца месяца находился среди советских солдат в Баграме. Постепенно руководство ССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет невозможно.

В начале декабря 1979 года советский министр обороны маршал Д. Ф. Устинов сообщил узкому кругу доверенных лиц о том, что в ближайшее время может быть принято решение о применении армии в Афганистане. Возражения начальника Генштаба Н. В. Огаркова в расчёт приняты не были. 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС, в состав которой входили Андропов, Устинов, Громыко и Пономарев, Л. И. Брежнев принял решение об оказании Демократической Республике Афганистан военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск». Руководство Генштаба во главе с его начальником Н. В. Огарковым, его первым заместителем генералом армии С. Ф. Ахромеевым и начальником Главного оперативного управления генералом армии В. И. Варенниковым, а также Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский выступили против этого решения. Они считали, что появление советских войск в Афганистане приведёт к усилению повстанческого движения в стране, которое будет направлено в первую очередь против советских солдат. Их мнение не было принято в расчёт.

Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа о вводе войск не было. Все приказы отдавались устно. Только в июне 1980 года пленум ЦК КПСС одобрил это решение. Первоначально предлагалось, что советские войска будут только помогать местным жителям защищаться от вторгнувшиеся извне банд, оказывать гуманитарную помощь. Войска должны были быть размещены гарнизонами в крупных населённых пунктах, не втягиваясь в серьёзные боевые конфликты. Таким образом, наличие советских войск должно было стабилизировать внутреннюю обстановку в стране и не допустить вмешательства внешних сил в дела Афганистана.

24 декабря 1979 года на совещании высшего руководства Министерства обороны СССР министр обороны Устинов заявил, что принято решение удовлетворить просьбу афганского руководства о вводе в эту страну советских войск «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…». В этот же день в войска направили директиву, где определялись конкретные задачи на ввод, и дислокацию на территории Афганистана.

Карта ввода советских войск в Афганистан.

Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать Амина, которого советское руководство не без оснований подозревало в связях с ЦРУ. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал президентский дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю, однако Амин категорически этому воспротивился.

Советское вторжение было проведено по образцу вторжения в Чехословакию в 1968г. Первыми высадились 24 декабря 1979г. на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от Кабула, части 105-ой гвардейской воздушно–десантной дивизии. Одновременно советские "советники" нейтрализовали афганские части: под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное состояния афганские танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на праздник с сопровождающим его застольем. 25 и 26 декабря вся 105-я дивизия прибыла в Баграм при помощи транспортных самолетов Ил – 76, Ан – 22, и Ан – 12.

Критическим днем было 27 декабря 1979г. В то время, как части высадившейся 105-й дивизии въезжали на своих БМД в Кабул и занимали узловые стратегические точки, другие части окружили дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого генерал-лейтенант Папутин, находившийся в Афганистане, под предлогом безопасности посоветовал Амину переехать туда. Папутин пытался уговорить Амина официально обратиться к СССР за военной помощью на основании заключенного в декабре 1978г. договора и подать в отставку в пользу Кармаля. Амин воспротивился этому. После этого "Альфа" штурмовала дворец и убила Амина. Таким образом, официальный призыв о помощи так и не состоялся. С этого момента сценарий стал все резче отличаться от чешского. Кармаль во всех отношениях был просто советской марионеткой. Несмотря на реформы и на освобождение большого числа заключенных, население не поддерживало Б. Кармаля. Наоборот, привыкшие бороться против захватчиков, стало ненавидеть его. OK-CENTER, мультисервис по ремонту телефонов, планшетов, ноутбуков и другой техники.

Одновременно с высадкой 105-й воздушно–десантной дивизии в Афганистан вступили через Кушку и через другие пограничные пункты 357-ая и 66-ая мотострелковые дивизии. Они заняли Герат и Фарах на западе. В то же время 360-ая и 201-ая мотострелковые дивизии, выступив через Термез, переправились через Аму–Дарью и продвигались в сторону Кабула. Танки этих дивизий перевозились на седельных тягачах. В феврале 1980 г. контингент советских войск в Афганистане достиг 58.000 человек, а в середине 1980г. в Афганистан были введены дополнительно 16-ая и 54-ая мотострелковые дивизии. Кроме того, на севере Афганистана была создана 100-километровая зона безопасности вдоль советско-афганской границы, где выполняли свои задачи мотоманевренные и десантно-штурмовые группы (ММГ и ДШМГ) погранвойск КГБ СССР. В 1981г. 357-ая дивизия была заменена 346-ой дивизией и дополнительно была введена в Афганистан 5-ая мотострелковая дивизия. В 1984г. число советских войск в Афганистане достигло 135.000 – 150.000 человек. Кроме того, в азиатских республиках стояли еще 40.000 солдат, предназначенных для специальных операций в Афганистане или для обеспечения тыловых задач.

Командование 40-ой советской армии, оперировавшей в Афганистане, находилось долгое время вблизи авиабазы Баграм, в 50 км к северу от Кабула. В 1983г. командный пункт был переведен в окрестности Кабула, а в 1984г., из – за угрозы обстрела и нападения, - к советской границе и в Термез. Семь советских мотострелковых дивизий располагались вдоль важной кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-ая гвардейская воздушно–десантная дивизия находилась в районе Баграма – Кабула. Одна из пяти воздушно – десантных бригад, входящих в эту дивизию, была размещена в Джелалабаде. Основные склады снабжения находились на советской территории, в Кушке и Термезе. В самом Афганистане базами снабжения являлись: военно–воздушная база Шинданд между Гератом и Фарахом, Баграм возле Кабула, Абдалмир-алам у Кундуза и Келагай на дороге Саланг. До Келагая от советской границы доходит трубопровод для горючего. У Термеза был построен через Аму–Дарью комбинированный дорожный и железнодорожный мост. Вооружение соответствовало вооружению обычных мотострелковых дивизий. На вооружении имелись также автоматические гранатометы АГС–17. В Афганистане находились 600 вертолетов, из них 250 – Ми–24. Для участия в наземных боевых операциях привлекались также самолеты Су – 25.

Оценка ситуации. Из Кабула поступали все новые и новые донесения с просьбами Х. Амина ввести советские войска в ДРА, а также с оценками ситуации, складывавшейся в Афганистане. Причем представители различных ведомств часто давали противоречивую информацию.

Стратегическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза. Кэмп-Дэвидский мирный договор между Израилем и Египтом, поражение на выборах премьер-министра Индии Индиры Ганди, военный переворот в Ираке, исламская революция в Иране значительно ослабили советские позиции в регионе. В этой связи возможность потери «ставшего на социалистический путь развития» Афганистан советским руководством воспринималась крайне болезненно.

По оценкам советских аналитиков того времени, события в ДРА стали частью мирового революционного процесса, и руководству СССР рекомендовалось не допустить экспорта контрреволюции и оказать помощь «здоровым силам» Афганистана в защите революционных завоеваний. Такая позиция была созвучна настроениям советских руководителей. Слишком заманчивой казалась возможность иметь на своих южных границах надежного союзника, связанного с Советским Союзом единой идеологией и интересами. Но Х. Амин представлялся человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Такого развития событий опасались больше всего. Еще свежи были в памяти изменения курсов в Египте, Чили, Сомали... А тут еще всплыли «сведения» о причастности Амина к ЦРУ.

Постепенно появилась идея устранить Х. Амина и заменить его более лояльным деятелем. В то время в Москве уже находился лидер фракции «Парчам» Б. Кармаль. По оценкам экспертов, он пользовался поддержкой определенной части афганских партийцев и населения. Поэтому ему было предложено возглавить борьбу по свержению режима Х. Амина.

Письмо Андропова. В начале декабря председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты наших интересов в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.

Руководство СССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет очень сложно. Не было также гарантий того, что афганская армия поддержит Б. Кармаля и его новое правительство. А если ему даже и удастся захватить власть, сумеет ли он отразить нападки вооруженной оппозиции?

Последнее совещание. 8 декабря в кабинете Брежнева состоялось совещание, в котором принял участие узкий круг членов Политбюро ЦК КПСС: Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Они долго обсуждали положение, сложившееся в Афганистане и вокруг него, взвешивали все «за» и «против» ввода туда советских войск. Ю.В. Андропов и Д.Ф. Устинов приводили следующие доводы в защиту такого шага: предпринимаемые якобы ЦРУ США (резидент в Анкаре Пол Хенци) усилия по созданию «новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР; отсутствие на юге надежной системы ПВО, что в случае размещения в Афганистане американских ракет типа «Першинг ставило под угрозу многие жизненно важные объекты, в том числе космодром Байконур; возможность использования афганских урановых месторождений Пакистаном и Ираком для создания ядерного оружия, установление в северных районах Афганистана власти оппозиции и присоединение этого региона к Пакистану. В итоге решили проработать два варианта: руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и передать власть в Афганистане Б. Кармалю; послать какое-то количество войск на афганскую территорию для этих же целей.

Удивление генерала Огаркова. 10 декабря 1979 г. министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вызвал к себе начальника Генерального штаба Н.В. Огаркова и сообщил ему, что Политбюро приняло предварительное решение временно ввести советские войска в Афганистан, и поставил задачу готовить 75—80 тысяч человек. Н.В. Огарков был удивлен таким решением, сказав, что 75 тысяч обстановку не стабилизируют и он против ввода войск, так как это безрассудство. Но министр осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания...»

В тот же день Н.В. Огаркова срочно вызвали в кабинет Л.И. Брежнева, где собралось так называемое «малое Политбюро» (Андропов, Громыко и Устинов). Начальник Генерального штаба вновь попытался убедить присутствующих, что афганскую проблему надо решать политическим путем, а не уповать на силовые методы. Он ссылался на традиции афганцев, не терпевших на своей территории иноземцев, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия, но все оказалось тщетным.

Коллегия министерства Обороны. Вечером Д.Ф. Устинов собрал коллегию Министерства обороны СССР и сообщил, что в ближайшее время, очевидно, будет принято решение о применении советских войск в Афганистане и надо готовить соответствующую группировку. В войска была направлена директива Г 312/12/00133. Начиная с 10 декабря Д.Ф. Устинов стал отдавать устные указания начальнику Генерального штаба по формированию новой общевойсковой армии в Туркестанском военном округе, в частности, - подготовить к десантированию воздушно-десантную дивизию, отдельный парашютно-десантный полк, повысить боеготовность двух дивизий в Туркестанском военном округе, доукомплектовать до полного штата понтонно-мостовой полк в Киевском военном округе и отправить его в район Термеза. Все мероприятия проводились скрытно.

Политбюро склонилось к применению войск еще более уверенно после получения из Кабула донесения представителя КГБ СССР с негативной оценкой обстановки в Афганистане. В донесении говорилось, что просьбы афганского руководства о помощи имеют под собой реальную почву. Над марксистским режимом страны нависла угроза падения. Трезвые оценки ситуации советскими военными руководителями расценивалась в Политбюро ЦК КПСС как непонимание или недооценка политической важности происходящих в Афганистане процессов.

Последней каплей, перевесившей чашу весов в пользу ввода войск в Афганистан стало решение министров иностранных дел и обороны НАТО на встрече 12 декабря в Брюсселе, одобрившее сценарий размещения в Западной Европе новых американских ракет средней дальности «Круз» и «Першинг-2». Эти ракеты могли поражать практически всю европейскую часть территории СССР.

Окончательное решение. Именно в тот день - 12 декабря - и было принято окончательное решение ввести советские войска в Афганистан. В Особой папке ЦК КПСС сохранился протокол этого заседания Политбюро, написанный секретарем ЦК К.У. Черненко. Из протокола видно, что инициаторами ввода советских войск в Афганистан были Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов и А.А. Громыко. За ввод войск проголосовали единогласно все члены Политбюро. Однако примечательным является отсутствие на заседании Политбюро председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который был категорически против ввода войск в Афганистан. Либо он сам предпочел не явиться на заседание, либо ему посоветовали это сделать, либо заседание провели без его ведома. Последнее все же выглядит маловероятным.

Шифротелеграммы. Поступавшие позже из Афганистана шифротелеграммы как бы подтверждали правильность принятых руководством СССР шагов в отношении Афганистана. По сообщению представителя КГБ СССР, Х. Амин в ходе встреч с ним 12 и 17 декабря говорил, что афганское руководство будет приветствовать присутствие Советских Вооруженных Сил в ряде стратегически важных пунктов в северных провинциях ДРА. Формы и методы оказания военной помощи должна определить советская сторона.

Тогдашнее руководство КПСС не посчитало нужным вынести такой важный вопрос, как ввод войск в соседнюю страну, на обсуждение государственных органов власти - Верховного Совета СССР или Совета Министров СССР. Ни указа Президиума Верховного Совета СССР, ни постановления Совета Министров СССР, ни какого-либо другого документа по вопросу ввода войск не принималось. Все указания отдавали устно, мотивируя это необходимостью обеспечить и ввести в заблуждение Х. Амина.

Официальная причина. Официально провозглашенная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно - оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стоять гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Считалось, что само присутствие советских войск явится мощным стабилизирующим фактором, существенно укрепит режим НДПА, окажет сдерживающее влияние на оппозиционное движение и обеспечит устойчивость военно-политической обстановки в Афганистане. При этом подчеркивалось, что если ввод войск и случится, то он будет носить кратковременный характер.

В то же время замалчивался тот важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Х. Амина и замена его советским ставленником Б. Кармалем. Следовательно, ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована.

В целом же решение советского руководства о вводе войск в ДРА было принято без соответствующего анализа обстановки и прогноза развития ситуации, оценки причин, характера, масштабов и способов разрешения конфликта, а также без постановки четких общеполитических и стратегических целей. В результате Афганистан для Советского Союза стал «трясиной» вроде той, какой был Вьетнам для США.

Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.

Какие были предпосылки или интересы у СССР для ввода ограниченного контингента советских вооруженных сил в Афганистан?

Когда советские вооруженные силы воевали в Афганистане и чем все закончилось?

Афганский тупик

25 декабря 1979 года СССР вступил в последнюю войну в своей истории. Официально объявлено, что 24 декабря 1979 года министром обороны СССР Устиновым Д.Ф. подписана директива №312/12/001, о том, что некоторые из подразделений Среднеазиатского и Туркестанского военных округов будут введены в ДРА, чтобы оказать помощь дружественному нам народу Афганистана и создать там условия, делающими невозможными всякие враждебные акции со стороны граничащих с ДРА государств.

История нежной дружбы двух соседних государств начинается ещё в 1919 году, когда Советская Россия первой в мире признала независимость Афганистана, оказывала военную и экономическую поддержку. Что, впрочем, не помогло. Афганистан как был, так и остался бедной феодальной страной, «застрявшей» в Средневековье. То, что успели построить советские специалисты, например аэропорт в Кабуле, автомобильные дороги, всё так и осталось.
27 апреля 1978 года произошла Саурская , провозгласившая Афганистан Демократической Республикой. Вооружённые исламские террористы, беспорядки в армии, внутрипартийная грызня - эти факторы никак не способствовали авторитету народного правительства. За происходящими в Афганистане событиями пристально наблюдали в Москве. Комиссия ЦК КПСС доложила Политбюро ЦК о том, что прямое вмешательство будет иметь негативные последствия. Получив из Кабула около двадцати просьб о помощи, «кремлёвские старцы» с ответом не торопились.

Решение о вводе ограниченного контингента советских войск приняли на секретном совещании только 12 декабря 1979 года. Начальник Штаба Огарков Н.В. оказался единственным, кто был против этого решения. Да и участия наших войск в боях с моджахедами не предусматривалось, на них возлагались функции охраны. Предполагалось, что миссия будет краткосрочной.


Причины ввода советских войск, на самом деле, не были тайной для мирового сообщества. Территориально соседом Афганистана являлся созданный не так давно Пакистан, принявший американскую помощь, выражавшуюся в финансовой поддержке, присутствию военных специалистов, снабжении оружием. Афганистан должен был стать «прослойкой», препятствующей появлению американцев в опасной близости от советских границ. Каждая из супердержав, СССР и США, свято блюла свои геополитические интересы, распространяя своё влияние на наибольшее число потенциальных сторонников.
25 декабря 1979 года в 15 часов 4 батальон 56 Гвардейской десантно-штурмовой бригады переправился по понтонному мосту через Амударью. Начался отсчёт потерям.
Всю историю войны можно разделить на несколько периодов. В Афганистан сразу было направлено около 50 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов, поэтому первые 2-3 месяца занимались их размещением. Активные боевые действия начались в марте 1980 года и продолжались около пяти лет. В начале апреля 1985 года боевые действия проводят преимущественно подразделения правительственных войск и народной милиции, советские войска оказывают поддержку артиллерией, авиацией и сапёрными подразделениями. Готовится частичное выведение советского контингента из Афганистана. С января 1987 года проводится политика национального примирения. Подготовка к полному выводу советского военного контингента началась 15 мая 1988 года. Генерал Громов Б.В., командующий 40-й армией, последним покинул территорию Афганистана 15 февраля 1989 года. Для советских солдат война была окончена.


Были подсчитаны потери среди советских военнослужащих, которые составили 13 833 человека за время боевых действий 1979-1989 годов. Через десять лет появились более точные цифры безвозвратных потерь: среди военнослужащих Советской Армии -14 427 человек, сотрудников КГБ - 576 человек, сотрудников МВД - 28 человек. Пропавшими без вести или попавшими в плен считаются 417 человек.
Точное число афганцев, погибших во время войны, не названо до сих пор. Встречаются в печати такие цифры - 5 миллионов стали беженцами, а полтора миллиона афганцев погибли.
Теперь рассмотрим экономические потери . Ежегодно из бюджета страны выделялось 800 миллионов «вечнозелёных» американских долларов для поддержки правительства Демократической Республики Афганистан. Расходы на содержание 40-й армии и ведение военных действий составили 3 миллиарда долларов США ежегодно.
А в каких единицах можно посчитать тот смертный ужас родителей, дети которых попали на службу в Афган? Сколько декалитров слёз пролили матери, хороня своих мальчиков в цинковых гробах? Сколько энергии понадобится искалеченному 20-ти летнему пареньку, чтобы жить дальше? Но с уверенностью 99% можно утверждать, что афганская война стала самой большой ошибкой «кремлёвских мудрецов», ускорившей развал СССР.

Рекомендуем почитать

Наверх