Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенности правового положения крестьянского фермерского хозяйства Правовой статус главы крестьянского фермерского хозяйства

Организация склада 01.07.2020

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).

Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).

В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»

В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

Учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);

Решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);

Документ об уплате государственной пошлины.

При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество" заявления по форме N Р11001.

Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.

Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.

5) на основании решения суда.

ЭТО ИНТНРЕСНО . Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?

Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):

1. заявление по форм Р26002,

2. документ об уплате госпошлины,

3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Гражданским и налоговым законодательством России предусмотрена такая организационно-правовая форма ведения коммерческой деятельности как крестьянское (фермерское) хозяйство .

Многие не принимают эту организационно-правовую форму и даже побаиваются заниматься ей.

Всё дело в недостаточной урегулированности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, в неопределенности понятийного аппарата.

Попросту не знают то с ней делать и как оценивать с точки зрения налоговой нагрузки и мер ответственности. На практике все знают, что такое юридическое лицо, и что такое индивидуальный предприниматель, как их регистрировать, как вести деятельность, а вот фермерское хозяйство???

На самом деле не всё так сложно, хоть и запутанно.

Крестьянские (фермерские) хозяйства не являются юридическими лицами и не являются предпринимателями. Это нечто среднее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это зарегистрированное объединение граждан-родственников с общим имуществом, занимающееся выпуском сельхозпродукции при личном участии, глава которого является предпринимателем.

Смысл законодательного определения в следующем: КФХ – это объединение граждан, которые связаны родством (свойством), имеют в общей собственности имущество, совместно осуществляют производственную и иную хоздеятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозпродукции), в которой участвуют лично.

Признаки КФХ :

1. Зарегистрированное объединение граждан с наименованием во всей официальной документации « Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Иванов Иван Иванович». То есть не указывается ни слово юридическое лицо (ООО, ОАО, ЗАО и др.), ни слово индивидуальный предприниматель; Не имеет устава, аналогом учредительного договора является Соглашение между членами КФХ;

2. Глава КФХ – ИП, но во всех документах он не обозначается как предприниматель (имеет лишь ОГРН и ИНН предпринимателя), а обозначается как глава КФХ;

3. Родственная (свойская) связь членов; По возрасту члены КФЛ должны быть не младше 16 лет. То есть дети не принимаются до достижения 16-летнего возраста. Допускается принимать не родственников, но не более 5 человек;

4. Общая совместная или общая долевая собственность на имущество КФХ; Если в Соглашении между членами КФХ не оговорено иное, то всё имущество хозяйства является их общей совместной собственностью. Если один из членов КФЛ желает выйти из хозяйства, то имущество не делится. Ему должны выплатить компенсацию стоимости его доли в имуществе;

5. Производство сельхозпродукции;

6. Личное участие членов хозяйства в производственной деятельности;

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве "

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП - Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО "КФХ...") - аналогичны преимуществам ИП перед ООО , так как Глава КФХ - это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом - должен удерживать у продавца - ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) - по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства , получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет , считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять "упрощенку" - ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация - ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) - эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги , которые предусмотрены для предпринимателей , а также не ведет отчетность . При этом фермер , имеющий приусадебный участок , размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров) , освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение - личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка , но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером - предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус - на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства - более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям - Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) - осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП - Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

Минимальный размер - 1 га;

Максимальный размер - 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

Минимальный - нет ограничений;

Максимальный общий размер - не ограничен;

, находящегося на праве собственности - не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

Максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения , находящегося у КФХ на ином праве - аренда, пользование паями и т.п.) - не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ , не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

С трудоустройством в селе дела обстоят намного сложнее, чем в городских условиях. Оптимальным выходом видится создание крестьянско-фермерских хозяйств. С этой целью проводятся мероприятия по поддержке фермеров на всех этапах развития данного вида предпринимательства.

Крестьянско-фермерское хозяйство - что это

Крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) называется организация семейного бизнеса по выращиванию животных или растений с целью получения прибыли от реализации продуктов фермерства.

В число фермеров одного хозяйства включаются представители семьи, связанные родственными связями. В число родственников входят супруги, родители, дети, бабушки с дедушками, внуки, братья и сестры, а также их мужья, жены и дети. Членство в фермерском хозяйстве допускается по достижении 16-летнего возраста. Также разрешено использовать наемный труд не более, чем 5 работников.

Для создания КФХ не требуется образования ООО. Принцип функционирования КФХ аналогичен функционированию индивидуального предпринимательства.

КФХ является коммерческой структурой. Представителем хозяйства является глава, который несет ответственность по всем юридическим и финансовым аспектам, а также полностью отвечает за бухгалтерию. Глава хозяйства действует без доверенности, от своего лица, а также несет полную ответственность собственным имуществом, по аналогии с ИП.

Крестьянско-фермерское хозяйство: правовое положение

Деятельность фермерских хозяйств регламентируется следующими законодательными нормами:

  • Федеральный закон «О крестьянско-фермерском хозяйстве» №201-ФЗ содержит описание процедуры создания фермерского хозяйства, а также прав и обязанностей всех его членов.
  • Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ подробно описывает виды государственной поддержки, предусмотренной для фермеров.
  • Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте сельскохозяйственных земель» регламентируют способы приобретения земель в пользование и причины отъема права на использование земли.
  • Федеральные законы «О качестве пищевых продуктов», а также «Об охране окружающей среды» и прочие законодательные акты данной категории регулируют уровень качественных характеристик экологических показателей и выращенных товаров.
  • Налоговый кодекс и Федеральный закон «О господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования», которые определяют финансово-экономическую сторону деятельности.

Обратите внимание

Законодательные акты, касающиеся фермерства, регулярно подвергаются изменениям и доработкам.

Получение земель под КФХ

Наиболее простой и недорогой способ получить в пользование землю - это аренда. Например, под размещение ульев участок можно только взять в аренду. В остальных случаях по большей части со временем возможен выкуп арендуемой земли.

Для арендатора стоимость участка не может превышать кадастровую оценку более, чем на 15%. Также у арендатора есть право преимущества среди потенциальных покупателей.

Если участок земли уже имеется, необходимо учитывать обязательное его использование по назначению. Если земля простаивает 3 года и дольше, фермер может лишиться права пользования участком. Также поводом для лишения земель может стать нарушение требований экологических норм, указанных в законодательных актах.

Регистрация крестьянско-фермерского хозяйства

Чтобы зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и внести его в соответствующий реестр, понадобится составление соглашения. Соглашение содержит все ключевые сведения о КФХ - данные главы и всех членов хозяйства, их функции и обязанности, порядок использования общего имущества и распределения прибыли от хозяйствования. Соглашение скрепляется подписями всех членов КФХ.

Регистрация КФХ происходит в ФНС. Данные фермерского хозяйства вносятся в соответствующий реестр. Для этого подается заявление, сопровождаемое заполненным соглашением и подтверждающей документацией о родственных связях (свидетельства о рождении и брачные свидетельства).

На заметку! Обычно работники налоговой службы всячески содействуют фермерам, предоставляя консультации и подсказки во время регистрации.

Выгоды фермерской деятельности

Рассмотрим подробнее преимущества и выгоды от каждого направления сельскохозяйственной и перерабатывающей деятельности.

Сельское хозяйство

При создании фермерского хозяйства стоит учитывать, что работать придется собственными руками. То есть, будучи главой КФХ, необходимо не только руководить, но и вместе с остальными членами хозяйства копать, сажать, доить и выполнять остальную работу. Городскому жителю такой вид ведения бизнеса может показаться не самым привлекательным. Сельское население к такому труду привычно, поэтому фермерство, приносящее адекватный доход, станет отличным и доступным способом заработка.

Животноводство

При выборе между животноводством и агропроизводством следует учитывать 2 фактора. Животноводство не так подвержено сезонности и приносит относительно стабильный доход. Выращивание плодоовощной продукции и злаков имеет гораздо более быструю окупаемость и требует меньше стартовых вложений.

Основная часть РФ считается рискованной земледельческой территорией. Конкуренция в этой сфере с мировыми хозяйствами достаточно сложна. Чтобы компенсировать этот неблагоприятный фактор, уже на протяжении нескольких лет существует программа страхования рисков в сельском хозяйстве. К таковым относятся последствия засухи, массовых инфекций скота и прочих непредвиденных обстоятельств.

Сбыт готовой продукции

Еще одной проблемой становится сбыт готовой продукции. Основной торговой сферой становятся крупные сети, которые закупают большие объемы продукции, неподъемные для частных фермерских хозяйств. Оптимальным решением становятся объединения нескольких КФХ и совместная реализация продукции оптовыми партиями по налаженным каналам сбыта.

Дополнительные сферы производства

Кроме реализации произведенного сельскохозяйственного сырья, фермерские хозяйства могут также перерабатывать собственную продукцию и предлагать на рынке продукты переработки. Например, это могут быть соленья и консервация из овощей, изготовление сыра, комбикормов и т. д. Кроме того, фермер вправе как сбывать свою продукцию торговым точкам, так и продавать ее конечному розничному потребителю, а также хранить и транспортировать по своему усмотрению.

Дополнительным источником дохода для фермера могут стать реализация навоза, предоставление сельхозтехники в аренду, открытие точки общественного питания и прочие варианты получения прибыли. Статус фермера при этом сохраняется за хозяйствующим субъектом при условии общей процентной доли прямых сельскохозяйственных доходов не менее 70% от общей прибыли. Например, реализация навоза не входит в категорию сельскохозяйственного производства, а относится к химической отрасли.

Государственная поддержка фермеров

Государство видит в развитии фермерства будущую перспективу развития сельской экономики, а потому оказывает всестороннюю поддержку инициатив КФХ.

Что входит в программу поддержки:

  • Поддержка сельскохозяйственного производства . В этой программной линии фермеры могут рассчитывать на получение государственного субсидирования. В перечень субсидий входит частичное финансирование закупки топлива и ГСМ, государственные заказы, применение особого режима налогообложения, а также регулировка ценовой политики, антимонопольные меры, информирование и консультирование, а также представительское участие в разработке мероприятий.
  • Поддержка малого бизнеса . В эту программу входят региональное субсидирование, в том числе частичное или полное финансирование лизинга специальной техники, дотирование развития проектов, числящихся в региональных приоритетах (развитие тепличного хозяйства, увеличение поголовья определенных пород, освоение конкретных культур и т. д.).
  • Поддержка села . В нее входят создание привлекательных условий для специалистов, необходимых для развития сельской жизни (медики, ветврачи, педагоги и т. д.), строительство современного жилья, педагогических и спортивных учреждений (школ, детсадов, спортивно-культурных объектов внешкольного образования).

Обратите внимание

Также существует грантовая система, по которой можно получить от небольших сумм (для начинающих) до нескольких миллионов рублей (для опытных и успешных) на развитие бизнеса.

Как стать участником программ поддержки

Чтобы стать участником программ господдержки, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями, предъявляемыми к кандидатам. Если хозяйство соответствует условиям и требованиям, необходимо подготовить пакет документации и составить заявление в административный орган районного или регионального значения, ответственный за реализацию программы.

Требования и набор документации различаются в зависимости от программы. Ознакомиться с ними можно путем консультирования в госцентрах информационной поддержки фермерства или малого предпринимательства, а также в онлайн-режиме через сайты правовых систем.

Как правило, в список документации входят бумаги, подтверждающие соответствие хозяйствующего субъекта требованиям программы. К примеру, выписка о доходах для подтверждения статуса фермера, которая отражает 70% прибыли именно от сельскохозяйственной деятельности.

Также стоит помнить, что сроки подачи заявок на участие довольно ограничены (не более 14-20 дней).

Чем скорее подана заявка, тем больше шансов на получение помощи, ведь за счет ограниченности бюджета программы его может просто не хватать на всех желающих.

Агрофраншиза и иные способы открытия фермерского хозяйствования

Один из способов создания крестьянско-фермерского хозяйства - использование агрофраншизы. Она заключается в предоставлении основным КФХ оборудования, посадочного материала, технологий и прочего оснащения для старта начинающему хозяйству. Также базовая ферма может предложить выкуп произведенной продукции по оговоренной стоимости, обеспечивая сбыт новичкам в сфере фермерства. Обычно на этих условиях предлагается создание пасеки и разведение кроликов.

С целью обеспечения конкурентоспособности относительно крупных производств, несколько мелких фермерских хозяйств практикуют объединение в форме союзов и ассоциаций. Кстати, именно наличие такого объединения зачастую является требованием к претендентам на получение помощи по государственным программам. Кроме того, совместными усилиями проще наладить пути сбыта готовой продукции, устроить для общего пользования объединенными хозяйствами элеваторы, пункты забоя скота и другие необходимые моменты. Объединениям гораздо проще и легче организовать юридическую поддержку и консультирование.

Специализированные центры, созданные для поддержки фермерства и находящиеся в муниципальном и региональном подчинении, оказывают не только консультативную помощь, начиная от правовых вопросов и заканчивая практическими технологиями производства. Также они помогают с оформлением и сбором документации.

Учреждения поддержки малого предпринимательства иногда предоставляют микрокредитование на суммы до 1000000 рублей, которое неохотно выдают банки.

Также существует множество школ, форумов и семинарных занятий, которые предоставляют ценную обучающую информацию, необходимую начинающему фермеру. Часто они проводятся абсолютно бесплатно.

По сути крестьянско-фермерское хозяйство - оптимальное решение для жителей села, в особенности в глубинке. Деятельность ничем не отличается от привычных занятий крестьян, но предоставляет возможность модернизации технического оборудования, налаживания каналов сбыта продукции и страхования от возможных рисков.

КФХ – это объединение граждан, которые занимаются деятельностью в области сельского хозяйства. Эта организационно-правовая форма отличается как от индивидуальных предпринимателей, так и от юр. лиц. Она имеет промежуточный статус, что вызывает проблемы при открытии бизнеса и составлении отчетности для ФНС. Из этой статье вы узнаете основные точки зрения о том, КФХ – это физическое или юридическое лицо.

Чем отличается КФХ от ИП?

Существует несколько критериев крестьянского хозяйства:

  • Его члены должны быть связаны кровным родством, хотя в нем допускается участие не более 5 не родственников.
  • Члены объединения владеют совместно имуществом и несут субсидиарную ответственность.
  • Человек может быть участником или главой только одного фермерского объединения.

У него есть два главных отличия от ИП:

  • КФХ может быть зарегистрировано как юр. лицо (но согласно действующим юридическим нормам сейчас это невозможно). ИП не имеет такого статуса.
  • Крестьянское хозяйство – это, прежде всего, объединение граждан. ИП – это просто зарегистрированное физ.лицо, которое получило право заниматься коммерческой деятельностью. У него налоговики могут затребовать совершенно другую отчетность.
Также существует значительные отличия при оформлении бумаг на эти организационно-правовые формы:
  • ИП можно открыть по месту прописки. Для этого необходимо подать заявление формы Р21001и копию паспорта. После этого в ЕГРИП вносится запись.
  • КФХ без образования юр. лица можно открыть по месту проживания его главы. Однако она регулируется теми же правилами, которые действуют при образовании ИП (постановление правительства №630 от 16.10.2003). Соглашения других членов не требуется.
  • КФХ в качестве юр. лица регистрируется по месту его нахождения – т.е. адрес прописки или место работы главы. Для этого требуется согласие остальных членов. После подачи всех необходимых документов оно вносится в ЕГРЮЛ.

Проблемы правового статуса КФХ

Регистрация

Согласно ст. 23 ГК главой фермерского объединения может быть человек, который был ранее зарегистрирован в качестве ИП. Но на практике налоговая инспекция часто может отказаться регистрировать КФХ, основываясь на Постановлении Правительства РФ № 630.
В этом документе указано, что при регистрации без образования юр.лица действуют те же правила, что и при создании ИП. А согласно юридическим нормам, регулирующих правила создания юр.лиц и индивидуальных предпринимателей гражданин не может открыть новое объединение, если его предыдущая регистрация осталась в силе.

Кроме того, это вызывает правовую коллизию: если вы открываете фермерское хозяйство без образования юр.лица фиксируется исключительно право отдельного предпринимателя заниматься коммерческой деятельностью, связанной с получением прибыли, но не создание новой организации.

Статус главы и членов

Согласно п.2 ст.23 ГК РФ руководитель объединения приобретает статус индивидуального предпринимателя, который заключает договор найма с другими участниками. Но в юридических нормах нет четкого обозначения статуса остальных членов фермерского/ крестьянского объединения.

Закон о КФХ, принятый в 2003 году заменил прежний аналогичный нормативный акт, принятый в 1990 году. В новой редакции не предусмотрена возможность открыть фермерское объединение со статусом юр. лица. С этого времени их руководители получили статус предпринимателей и должны сами подавать всю отчетность.

Те, кто на момент принятия закона, обладали этим статусом, могли сохранить его до 1 января 2010 года, который позже был продлен еще на 3 года. В 2012 году Президент РФ подписал указ, по которому фермерским объединениям присваивался статус юр. лица, а именно – коммерческой организации. Эта юридическая норма должна была привести к отмене п.2 ст.23 ГК и устранить противоречие.

Однако позже вышеупомянутая статья была дополнена пунктом 5, согласно которому КФХ признается добровольным объединением граждан. Оно может создаваться на основе обычного договора о создании крестьянского хозяйства. В таком случае одно лицо может быть членом нескольких компаний.

Реорганизация КФХ

Одним из способов устранения проблем, которые возникают при ведении отчетности, для многих фермеров стала реорганизация из хозяйств в ООО. Для этого необходимо оформить передаточный акт. Это документ, который будет удостоверять преобразования КФХ в ООО.

В нем должны быть указаны данные о трансфере имущества, его активах и пассивах. Кроме того, созданное ООО сохраняет за собой обязанности всех своих предшественников, в том числе, когда оно было создано путем слияния нескольких хозяйств.

Для этого необходимо подписать учредительный договор и устав ООО. Реорганизация в ООО будет считаться завершенной с момента его перерегистрации. Но этот способ лучше не применять, если у КФХ остались невыплаченные кредиты.

Существует другой способ реорганизации. Для этого необходимо создать ООО, которому фермерское хозяйство продаст свою землю и другое имущество, а после этого будет ликвидировано. Однако это не так выгодно, поскольку при каждом договоре купли-продажи с ООО будет отчисляться налог. Также существенным недостатком является то, что обычно ООО платит большие штрафы по сравнению с обычными предпринимателями.

Также фермерское объединение можно перерегистрировать в ИП. Для этого понадобится заявление о внесении записи о фермерском хозяйстве в ЕГРИП и копия документа, удостоверяющего личность. Стоит отметить, что в отличие от ООО ИП не понадобится вести бухгалтерский учет. Однако предпринимателю придется предоставлять отчетность о доходах и расходах, которая предусмотрена юридическими нормами налогового кодекса.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Рекомендуем почитать

Наверх