Оказание услуг правового и технического характера нотариуса. Стоимость правовой и технической работы. Название нотариального действия

Управление персоналом 29.07.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала ошибочной точку зрения нижестоящих судов о том, что дополнительные услуги правового и технического характера являются неотъемлемым элементом всех нотариальных действий (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 31-КГ18-3).

Как указал ВС РФ, предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера не являются обязательными, их получение в конкретной правовой ситуации зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу.

Также ВС РФ подчеркнул, что такое основание для отказа в совершении нотариального действия, как отказ от оплаты услуг правового и технического характера, законом не предусмотрено.

Обстоятельства дела, при рассмотрении которого была высказана эта позиция, заключались в следующем.

Гражданин в связи со смертью жены обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. За совершение указанных нотариальных действий нотариус потребовала оплатить нотариальный тариф в размере 11 476 руб., из которых 476 руб. (в общей сумме) составляла госпошлина, а 11 000 руб. – плата за дополнительные услуги правового и технического характера.

Поскольку гражданин отказался оплатить оказание услуг правового и технического характера, считая, что данные услуги ему не оказывались, он в них не нуждался, самостоятельно подготовил все необходимые документы, указанные нотариальные действия нотариусом совершены не были. При этом об отказе в выдаче свидетельств ему было сообщено в устной форме.

Суды первой и апелляционной инстанций отказались признавать действия нотариуса незаконными.

Суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление нотариусами услуг правового и технического характера и получение платы за их оказание. Выполнение таких работ является неотъемлемым элементом нотариального действия и не может расцениваться как навязывание услуг, поскольку без них не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта.

Также суд отметил, что истец до истечения 6 месяцев, отведенных на вступление в наследство, не заявлял об отказе от предоставления такого рода услуг. Напротив, он получал консультации нотариуса по вопросу оформления наследства. А с заявлением, в котором просил обосновать размер платы за выдачу свидетельств, он обратился к нотариусу лишь тогда, когда наследственное дело было сформировано, соответствующие свидетельства подготовлены и оставалось только их получить. То есть фактически нотариус предоставляла истцу услуги правового и технического характера, и, значит, они должны быть оплачены.

Суд апелляционной инстанции с таким подходом согласился.

Однако ВС РФ счел данные выводы ошибочными.

Он указал, что в рассматриваемом деле гражданином были самостоятельно изготовлены все необходимые для открытия наследственного дела документы, а нотариус была им поставлена в известность об отказе в получении дополнительных услуг и их оплате. Суды же не учли, что услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусом, не являются обязательными и заявитель вправе от них отказаться.

При этом он сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который еще в 2011 году , что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными по отношению к нотариальным действиям. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Если он не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ сослалась на , в котором также сформулирована правовая позиция о том, что услуги нотариуса правового и технического характера не тождественны нотариальным действиям, не входят в содержание нотариальных действий, а их получение зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу. Правда в деле, по результатам которого было вынесено указанное решение, заявители оспаривали не само взимание платы за такие услуги, а содержание отдельных форм реестров регистрации нотариальных действий, в которых указываются данные об услугах правового и технического характера.

Отметим, что недавно (в декабре 2017 года) Федеральная нотариальная палата точку зрения, согласно которой взимание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при предоставлении лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, самостоятельно подготовленного проекта документа (в частности, договора), правомерно.

В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы нотариата) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (далее - услуги ПТХ), другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При этом если размеры нотариального тарифа (государственной пошлины), взимаемого за совершение нотариальных действий, жестко регламентированы ст. 22.1 Основ нотариата и ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, то размер платы за оказание нотариусом услуг ПТХ, равно как и порядок определения размера такой платы, длительное время установлены не были. Правовой вакуум в регулировании указанного вопроса предопределил его решение на "местечковом уровне", в том числе путем установления нотариусами размера платы за оказание ими услуг правового и технического характера по своему усмотрению.

Безусловно, отдельные нотариальные палаты субъектов РФ пытались посредством дачи нотариусам соответствующих рекомендаций установить единые правила определения платы за услуги ПТХ.

Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата наделена полномочиями рекомендовать объем и стоимость правовой и технической работы нотариусов по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий документов и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий. Подобная практика, которая не имела повсеместного распространения, не привела к положительным результатам.

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ нотариата нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Однако в силу ч. 2 ст. 23 Основ нотариата денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Данные обстоятельства обусловливают заинтересованность нотариусов в увеличении объемов финансирования своей деятельности, что могло быть достигнуто как ростом числа осуществляемых нотариальных действий (в связи с невозможностью изменения установленных нотариальных тарифов), так и повышением стоимости услуг ПТХ.

Учитывая, что плата за услуги ПТХ составляет от 2/3 до 4/5 всех финансовых поступлений нотариусов <3> и порядок ее установления нормативно не урегулирован, именно оказание услуг ПТХ явилось основным источником финансирования деятельности нотариусов. Этому способствовало и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01, согласно которому за оказание услуг ПТХ взимается плата с учетом себестоимости затрат . Подобное разъяснение позволило нотариусам самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг ПТХ исходя лишь из неких оценочных показателей.

Наличие проблемы, связанной с отсутствием должного правового регулирования услуг ПТХ и в части установления платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, неоднократно признавало и Министерство юстиции РФ: на практике самостийное определение размера платы "с учетом себестоимости затрат" привело к взиманию отдельными нотариусами завышенных тарифов. Попытки нотариальных палат субъектов РФ рекомендовать разумные пределы оценки услуг ПТХ с учетом экономических условий регионов в отдельных субъектах РФ не урегулировали должным образом данный вопрос.

В ряде нотариальных контор стала складываться практика, заключающаяся в использовании предоставленных законодателем возможностей в сугубо личных интересах. Это выражалось прежде всего в том, что отдельные нотариусы отказывались соблюдать рекомендации нотариальных палат по согласованному уровню размеров платы за услуги ПТХ, существенно завышали ее размеры, что приводило к значительному количеству жалоб на действия нотариусов. Также большое распространение получила практика, заключающаяся в "сотрудничестве" с индивидуальными предпринимателями или специализированными фирмами, на которые возлагались осуществление технической и правовой работы и взимание за это платы, причем такая плата могла отличаться в разы даже у нотариусов, работающих на одной улице.

Большие сложности в правоприменительной практике вызывало и отсутствие законодательно закрепленного понятия "услуги правового и технического характера". К таким услугам можно отнести ксерокопирование документов, изготовление выписок из них, подготовку проектов документов (составление, набор текста, печать), сшивание документов. Однако нередко понятие "услуги правового и технического характера" трактуются расширительно, в связи с чем в их содержание включают оказание консультационных услуг, разъяснения законодательства по вопросам совершения нотариальных действий, правовую экспертизу (Апелляционное определение судебной коллегии Нижегородского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 33-10552/2015, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2015 г. по делу N 33-5296/2015).

Такой подход представляется незаконным. Согласно ч. 1 ст. 16 Основ нотариата нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (здесь и далее выделено нами. - Д.З.) с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В силу ст. 54 Основ нотариата нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона . То есть фактически нотариус обязан провести правовую экспертизу проекта сделки.

Тем самым разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, правовая экспертиза проектов документов входят в состав соответствующих нотариальных действий или представляют собой обязанность нотариуса, вытекающую из его правового статуса и осуществляемых им функций, что делает невозможным отнесение таких действий к услугам ПТХ и, соответственно, исключает основания для их оплаты.

Данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О: "Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ нотариата нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Таким образом, Основы нотариата не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия и вне рамок нотариальных действий".

Кроме того, законодательно не решен вопрос о том, в рамках какой правовой конструкции должны оказываться нотариусом услуги ПТХ. Как представляется, единственным решением рассматриваемой проблемы является договор возмездного оказания услуг. Однако данный вопрос также был оставлен законодателем без разрешения, что вполне отвечает меркантильным интересам нотариусов, поскольку не создает для них дополнительный объем работ по оформлению соответствующих гражданско-правовых отношений, и практически исключает предпосылки для их гражданско-правовой ответственности.

При этом распространилась практика навязывания услуг ПТХ, оказанием которых нотариусы обусловливали совершение нотариальных действий, а в противном случае просто отказывали в их совершении. Например, не принимали представленные гражданами копии документов для свидетельствования их верности, проекты договоров, доверенностей для их удостоверения (Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 3 августа 2015 г. по делу N 33-6445/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2016 г. N 33-33615/16).

Так, Московский городской суд в Апелляционном определении от 2 августа 2016 г. N 33-29079/16 указал: "В., обратившись к нотариусу с подготовленной им самим доверенностью, напечатанной на бумаге, имел право на удостоверение данной доверенности по существующим тарифам без дополнительной перепечатки на бумаге Гознака. Постановка подписи, печати нотариуса, внесение соответствующих данных в реестр нотариуса не является технической или правовой работой, а собственно и есть само нотариальное действие, за которое законом установлена госпошлина (тариф), составляет существо данного нотариального действия и дополнительной услугой ПТХ считаться не может".

Отнесение переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенного для совершения нотариальных действий, к услугам ПТХ является неправомерным, поскольку законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том числе и с использованием технических средств нотариуса, является непосредственно документальным оформлением нотариального действия, не может рассматриваться как оказание дополнительной (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9692/2012).

Однако судебная практика по данному вопросу не однозначна. Так, Д. обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании верности копии доверенности. При этом копию доверенности заявитель изготовил сам и просил нотариуса не взыскивать с него плату за услуги правового и технического характера, а взыскать лишь тариф (10 руб. за страницу), предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата. Однако нотариус отказал в совершении нотариального действия.

В обоснование законности данного отказа нотариуса суд указал, что Методическими рекомендациями и решениями нотариальной палаты Свердловской области (далее - Рекомендации) императивно установлено, что за свидетельствование верности копий документов взимаемая нотариусом плата складывается из тарифа, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата (10 руб. за страницу копии документов) и размера платы за оказание услуг правового и технического характера (80 руб. за страницу копии документов).

При этом в силу Рекомендаций нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой субъекта РФ размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

Граждане и представители юридических лиц, обращающиеся за совершением нотариального действия со своим проектом документа, не могут освобождаться от услуг правового и технического характера , поскольку взимается стоимость за услуги правового и технического характера в целом, а не за проект и техническую работу. Освобождение граждан от уплаты услуг правового и технического характера будет являться неисполнением Рекомендаций, что повлечет применение мер дисциплинарного взыскания к нотариусу согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-16636/2016).

Подобный подход суда вызывает удивление в силу своей явной необоснованности и незаконности.

В данной ситуации просматривается даже не навязывание нотариусом услуг ПТХ, а определение новых (повышенных) размеров нотариального тарифа: суд в нарушение требований Основ нотариата фактически легитимировал полномочия нотариальной палаты субъекта РФ по установлению размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Суд признал, что оказание услуг ПТХ входит в состав нотариального тарифа, увеличивая его размер. При этом сам факт оказания (неоказания) таких услуг никакого значения для определения размера денежных средств, подлежащих уплате нотариусу за совершение нотариального действия, не имеет. Кроме того, признание обязанности граждан оплачивать услуги ПТХ вне зависимости от их фактического оказания как основания, исключающего применение к нотариусу мер дисциплинарного взыскания, не выдерживает никакой критики.

Решить указанные проблемы, обеспечить выработку единых правил оказания нотариусами услуг ПТХ и установление порядка определения их обоснованной стоимости призван Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Закон N 332-ФЗ).

В соответствии с названным Законом на Федеральную нотариальную палату возложены полномочия:

утверждать порядок определения обязательного для применения нотариусами экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг ПТХ;

ежегодно устанавливать предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ для каждого субъекта Российской Федерации;

размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации (ст. 30 Основ нотариата).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Основ нотариата нотариальные палаты субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг ПТХ, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещают на своем официальном сайте в сети Интернет информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ.

К сожалению, Закон N 332-ФЗ не решил такие важнейшие вопросы, как определение содержания понятия "услуги правового и технического характера", введение запрета на навязывание нотариусами услуг ПТХ, регламентация права и оснований отказа граждан и юридических лиц от оказания им нотариусами таких услуг при совершении нотариальных действий, отграничение нотариального тарифа от платы за услуги ПТХ, определение правовой конструкции услуг ПТХ, оказываемых нотариусами.

Вызывает обеспокоенность и то обстоятельство, что законодатель полностью устранился от определения стоимости услуг ПТХ, передав все полномочия по их установлению самим нотариусам (подобными полномочиями целесообразно было бы наделить Правительство РФ), что может повлечь за собой злоупотребление ими в ущерб правам и законным интересам граждан и юридических лиц. Отсутствие в Основах нотариата положений о контроле за обоснованностью предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг ПТХ со стороны государственных органов также не способствует прозрачности деятельности нотариусов и не повышает уровень доверия к ним со стороны общества.

Рассмотренные нововведения реализованы в Методических рекомендациях по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 28 марта 2016 г. N 03/16; далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций предельные размеры платы за оказание услуг ПТХ учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе (характеризуемую прожиточным минимумом в регионе) и среднее число нотариальных действий, приходящихся на 1 нотариуса в регионе ("серийность" нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг ПТХ.

При определении предельного размера платы за оказание услуг ПТХ при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение.

Так, например, за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки) установлен коэффициент 0,008, а за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, предусматривается коэффициент 1,0, за совершение морского протеста - коэффициент 5,0.

Предельный размер платы за оказание услуг ПТХ рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

где РП - предельный размер платы за оказание услуг ПТХ;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году взыскания нотариального тарифа;

К - коэффициент сложности нотариального действия;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 100%;

инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 50%;

несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. Такое освобождение от взимания платы за оказание услуг ПТХ производится пропорционально их участию в договоре.

При этом нотариальным палатам субъектов РФ предоставлено право установить дополнительные льготы для отдельных категорий граждан при оказании услуг ПТХ.

Необходимо отметить, что взимание платы за оказание услуг ПТХ, не указанных в п. 2.4 Методических рекомендаций, не допускается, но при этом данный пункт содержит оговорку - "совершение прочих нотариальных действий", что фактически исключает возможность совершения нотариального действия без взыскания платы за оказание услуг ПТХ.

Кроме того, согласно п. 2.8 Методических рекомендаций при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы плата за оказание услуг ПТХ взыскивается в полуторакратном размере (аналогично с правилом, установленным ч. 2 ст. 22.1 Основ нотариата в отношении нотариального тарифа). Сколько-нибудь обоснованных причин такой позиции, за исключением, конечно, искусственного завышения стоимости услуг ПТХ, из данного правила не усматривается.

Также Методические рекомендации запрещают нотариусу самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг ПТХ в сторону уменьшения либо увеличения. Невозможность увеличения нотариусом указанной платы направлена на недопущение нарушения прав граждан и юридических лиц, а запрет уменьшать размер платы за услуги ПТХ - на исключение конкуренции между нотариусами, что, безусловно, целесообразно для нотариального сообщества, но не отвечает интересам потребителей нотариальных услуг.

На сайте Федеральной нотариальной палаты размещены предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ по субъектам Российской Федерации, а также размеры платы (тарифов) за оказание нотариусами услуг ПТХ в субъектах Российской Федерации. Их анализ приводит к интересным выводам.

Во-первых, отсутствует единый порядок определения платы за совершение отдельных нотариальных действий.

Так, например, тарифы за свидетельствование верности копий документов, а также выписок за страницу копии установлены в твердой сумме за 1 страницу (например, в Москве - 50 руб., в Чукотском автономном округе - 175,19 руб.), в пределах двух значений (например, в Мурманской области - от 90 до 140 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), и дифференцированно в зависимости от количества страниц (например, в Архангельской области: за копию 1 страницы - 90 руб., копии 2 и более страниц - 40 руб. за каждую; если копии делает нотариус, то указанные тарифы увеличиваются на 40 и 50 руб. соответственно).

Тарифы за удостоверение доверенности от имени физических лиц установлены в твердой сумме (например, в Московской области - 1 700 руб.), в пределах двух значений (например, в Камчатском крае - от 300 до 3 578 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), в зависимости от назначения доверенности (например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 500 руб. на получение пенсии, заработной платы, 2 000 руб. - на право пользования и (или) распоряжения имуществом, 2 500 руб. - генеральная доверенность).

Во-вторых, установлена плата за "совершение прочих нотариальных действий", содержание которых в большинстве субъектов РФ не раскрывается (например, в Москве - 1 000 руб., в Московской области - до 2 000 руб.), что создает предпосылки для злоупотребления нотариусами правом на определение подлежащего взысканию тарифа на оказание услуг ПТХ.

При этом, например, в Ямало-Ненецком автономном округе содержание "прочих" нотариальных действий частично "разъяснено": "1 500 рублей - согласие на сопровождение детей на территории РФ, согласие на сдачу экзамена в ГИБДД и т.д.; 3 000 рублей - остальные". Как видно, такое "уточнение" не очень помогает разобраться в хитросплетениях источников финансирования нотариата.

В-третьих, установлен такой тариф на оказание услуг ПТХ как "недополученный доход при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы" (при выезде к физическим или юридическим лицам). В большинстве субъектов Российской Федерации не воспринят подход об увеличении стоимости услуг ПТХ при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы в полуторакратном размере (за исключением Алтайского края). В Ивановской области плата за совершение нотариальных действий вне нотариальной конторы установлена в размере 0,5 от суммы услуг ПТХ, но не более 6 000 руб.

Распространенным решением является установление твердой суммы (например, для юридических лиц в Москве - 10 000 руб., в Чукотском автономном округе - 24 148,8 руб.). Встречаются определение предельного размера (например, в Республике Коми - до 5 000 руб.) или минимального размера (например, в Кабардино-Балкарской республике - от 3 000 руб.), либо его установление в пределах двух значений (например, в Ярославской области - от 2 000 руб. до 5 200 руб.), а также градация тарифов в зависимости от различных обстоятельств для физических лиц:

В Республике Крым - 6 000 руб. при выезде в СИЗО, в психоневрологические учреждения;

В Республике Коми - при выезде нотариуса в пределах города - 1 000 руб., за пределы города в удаленные населенные пункты - 2 000 руб. в час, но не менее 2 000 рублей за выезд нотариуса;

В Ханты-Мансийском округе - Югре выезд нотариуса в больницу оценивается в диапазоне от 100 до 1 000 руб.

При этом в отдельных субъектах размер недополученного дохода нотариуса вообще не определен (например, в Республике Тыве, в Ульяновской области).

К сожалению, в рамках статьи невозможно проанализировать множество имеющихся нюансов установленных размеров платы за услуги ПТХ, наличие которых свидетельствует лишь о начале работы по приведению всей системы оказания нотариусами услуг ПТХ к регулированию на основании единых правил и необходимости продолжения соответствующего диалога Федеральной нотариальной палаты с региональными нотариальными палатами.

Полагаем возможным констатировать, что с 1 января 2017 г. в России фактически установлены новые размеры нотариальных тарифов, которые состоят из двух частей:

Непосредственно сам нотариальный тариф, установленный Основами нотариата (Налоговым кодексом РФ);

Плата за оказание нотариусами услуг ПТХ.

Действующее правовое регулирование не позволяет отграничить одну из указанных частей от другой, при этом обе суммы подлежат уплате вне зависимости от действительного оказания услуг ПТХ нотариусом, что никак не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О. Иными словами, для определения оснований уплаты денежных средств за услуги ПТХ, например, за свидетельствование верности копии документа не будет иметь значения, представлена ли гражданином копия соответствующего документа или эту копию будет делать нотариус - в любом случае установленная плата за услуги ПТХ должна быть взыскана.

Попытка законодательного урегулирования отмеченных проблем оказалась малоэффективной, что обусловлено как просчетами законодателя, фактически исключившего государственное регулирование и контроль за установлением размеров платы за услуги ПТХ, так и самостийностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, поддерживаемой действиями Федеральной нотариальной палаты РФ и ее нежеланием (неспособностью) жестко регламентировать соответствующие отношения.

Изложенное свидетельствует, что поднятая в настоящей статье проблема еще длительное время останется актуальной и негативно влияющей на состояние, оценку и восприятие российского нотариата, а также на возможности и гарантии защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при совершении нотариусами нотариальных действий.

Контекст

Новое руководство Федеральной нотариальной палаты (ФНП) указало на недопустимость навязывания российскими частнопрактикующими нотариусами дополнительных услуг - так называемых работ правового и технического характера (ПТР). Но вряд ли клиентам нотариусов удастся совершать действия по установленным тарифам.

Спор о ценах на услуги нотариусов длится уже много лет. Тарифы на почти все действия закреплены законом (Налоговым кодексом РФ и Основами законодательства о нотариате). Например, свидетельствование верности копии стоит 10 рублей за страницу, подписи на документах - 100 рублей, удостоверение доверенности - 200 рублей, завещания - 100 рублей и так далее. Но эти ставки не менялись уже почти десять лет, инфляция за которые превысила 80 процентов.

По просьбе трудящихся

Самих частнопрактикующих служителей юстиции такая ситуация, разумеется, не устраивает. Для восполнения уплывающих доходов нотариусы придумали «сказку о ПТР»: мол, все клиенты помимо самого действия просят оказать им еще и некие дополнительные услуги. В некоторых случаях это соответствует действительности - редкий посетитель нотариусов готов самостоятельно составить договор, подготовить доверенность, завещание и прочее. Далеко не все приносят в контору ксерокопию, которую просят засвидетельствовать.

Цены на допуслуги определяются региональными нотариальными палатами. Но на практике посетители сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, стоимость ПТР порой в разы превышает тарифы на сами действия. Так, выступая на Петербургском международном юридическом форуме, глава аппарата Высшего арбитражного суда РФ Андрей Егоров привел пример, когда при установленном тарифе в 2 тысячи рублей нотариусы берут за «технические работы» еще 14 тысяч. Во-вторых, почти всегда ПТР предоставляют дополнительные услуги, даже если они не требуются, - стоимость допуслуг включается в вывешиваемый в нотариальных конторах «прайс» и не зависит от подготовки самим посетителем каких-либо документов.

О недопустимости навязывания клиентам каких-либо платных услуг еще в марте 2011 года заявил Конституционный суд России. «Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо», - констатировала высшая судебная инстанция.

Честь имеем?

В течение трех лет нотариальное сообщество де-факто игнорировало выводы Конституционного суда России. Но в августе сама ФНП распространила письмо, полностью поддерживающее позицию о незаконности навязывания ПТР. «Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия», - признал избранный весной этого года новый глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Особое внимание он обращает на регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества - такие действия частнопрактикующие служители юстиции выполняют с 1 июля (в первую очередь такие реестры призваны ограничить вторичный рынок автомобилей от продажи заложенных транспортных средств). Плата за ПТР в этом случае, по мнению Константина Корсика, может взиматься, только если по просьбе заявителя нотариус во время личного приема заполняет сам уведомления. Соглашаясь, что установленный за новое действие тариф явно занижен, глава ФНП указывает на недопустимость его завышения или истребование нотариусами дополнительных документов.

«Подобные факты не способствуют повышению авторитета российского нотариата», - констатирует Корсик.

Отвечая на вопросы РАПСИ , он заявил, что его письмо вообще касается исключительно регистрации залога движимого имущества, а по остальным действиям плата за ПТР должна взиматься. Хотя чем они отличаются, президент ФНП согласился объяснить только после 1 сентября.

И вновь продолжается бой

На самом деле для разрешения спора необходимо определить, какие конкретные работы входят в нотариальное действие, а какие - могут считаться ПТР. Нотариальное сообщество составить четкую инструкцию по этому вопросу не желает, возлагая решение этого вопроса на законодателей. Хотя еще в 2008 году ФНП разъяснила, что, например, в действие по свидетельствованию верности копии документа входят сверка, проставление удостоверительной надписи и регистрация действия в реестр. Техническими работами, выполняемыми по просьбе обратившегося, могут считаться изготовление копии или сшивка листов.

Все опрошенные эксперты убеждены, что клиенты частнопрактикующих служителей юстиции вправе отказаться от ПТР. «Если гражданин не хочет платить нотариусу за услуги правового и технического характера, то необходимо сделать всю техническую работу (снять копии и так далее), а также составить проект документа», - убеждена юрисконсульт ЗАО «Объединенная консалтинговая группа» Наталья Брусенцова.

Ее мнение разделяет и старший юрист корпоративной практики компании Rightmark group Мария Смирнова. Она также убеждена, что взаимоотношения нотариуса и гражданина при предоставлении технических работ и консультаций регулируются законодательством о защите прав потребителей. Эту позицию в свое время представило и антимонопольное ведомство.

В то же время выполнить технические работы даже самый юридически грамотный посетитель нотариуса может не всегда. Например, те же завещания и доверенности изготавливаются на специальных защищенных бланках, а потому напечатать сей документ может только нотариус. Наталья Брусенцова предлагает гражданам приносить составленный текст как в бумажном (для ознакомления), так и в электронном виде (для печати, в том числе на бланке). «В этом случае нотариус не сможет сослаться на необходимость набирать текст и тому подобное», - убеждена юрист.

Хотя она указывает на неоднозначную судебную практику по этому вопросу. Так, в июле 2012 года Санкт-Петербургский городской суд отклонил доводы нотариуса о невозможности удостоверения представленной доверенности без предоставления услуг технического характера - переноса текста на установленный бланк. Тогда как месяцем раньше Московский городской суд в идентичной ситуации поддержал право нотариусов взимать за такой «перенос» дополнительную плату.

Не засужу так замучаю

«По закону нежелание обратившегося получать дополнительные услуги не является основанием для отказа в совершении нотариального действия. Поэтому если гражданин выполнил всю техническую работу сам, то он может потребовать письменный обоснованный отказ, а потом обратиться в суд. Но это очень затратно по времени, по силам и по деньгам, а результат не гарантирован», - поясняет Наталья Брусенцова.

«В идеале у нотариуса должны быть размещены правила, в соответствии с которыми граждане предоставляют документы. Но пока их нет, а потому добровольно-обязательные услуги будут и далее оказываться повсеместно, - убежден Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». - Поэтому я сомневаюсь, что самостоятельное составление гражданами документов для совершения нотариальных действий получит широкое распространение. Даже у разных нотариусов требования к одним и тем же доверенностям различаются. Кроме того, в подготовленный текст документа (даже в электронном виде) нередко нужно внести уточнения - является ли это работой технического характера?» В качестве эксперимента журналист РАПСИ обошел несколько нотариусов в Санкт-Петербурге, настоятельно требуя совершить разные действия (засвидетельствовать копию или подпись на документе) по установленным тарифам (10 и 100 рублей соответственно). В большинстве случаев нотариусы оказались готовыми отказаться от взимания платы за ПТР - это было проще, нежели бороться с активно отстаивающим свои права гражданином и составлять письменный отказ с перспективой получить еще и судебный иск. Но некоторые частнопрактикующие служители юстиции все же идут на принцип и под любым предлогом уклоняются от совершения действия по установленным тарифам.

Для справки

По данным ФНП, в 2013 году в России было совершено 65,8 млн нотариальных действий - почти на 8 процентов меньше, чем в предыдущем. Почти в половине случаев к нотариусам обращались для свидетельства верности копий, еще четверть всего объема работ составили доверенности и свидетельствование подлинности подписи на документах. На сложные действия (удостоверение договоров и прочие) приходятся единицы процентов.
Сведения о доходах нотариусов не публикуются.

Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)

Федеральная нотариальная палата указала на недопустимость освобождения лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты (письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3). Как указано в письме, несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание таких услуг является дисциплинарным проступком и может послужить основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с .

Также отмечено, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта РФ при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что недопустимо.

В письме ФНП напомнила, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых невозможно осуществление нотариальной деятельности: расходы на аренду (приобретение) помещения, заработную плату работникам, отчисления во внебюджетные фонды, на страхование своей профессиональной деятельности, членские взносы, на приобретение и обслуживание оргтехники, лицензионного программного обеспечения и т.д.

Одним из источников, позволяющих нотариусам самостоятельно финансировать свою профессиональную деятельность (помимо нотариального тарифа), является взимание платы за оказание услуг правового и технического характера.

Как указано в письме, к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Также к ним относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Эти действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Таким образом, по мнению ФНП, размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, из затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять ее размер, в том числе не вправе в нарушение соответствующего решения нотариальной палаты освобождать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты таких услуг.

Несколько лет назад вопрос, связанный с оплатой услуг правового и технического характера, являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который разъяснил, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными по отношению к нотариальным действиям. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Если он не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо.

В отношении указанной позиции КС РФ в письме отмечено, что нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства, поскольку с момента принятия указанного определения КС РФ законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения.

Утвержден

решением Правления

от 24.10.2016, протокол N 10/16

Изменения,

утверждены решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 11.09.2017, протокол N 11/17

Изменения,

утверждены решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 16.10.2017, протокол N 12/17

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ

НОТАРИУСАМИ УСЛУГ ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

I Общие положения

1.1. Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (далее - Порядок) разработан во исполнение требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

1.2. Настоящий Порядок разработан с учетом научно-исследовательской работы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук "Разработка и обоснование методики определения предельных размеров платы за услуги правового и технического характера, взимаемых нотариусами при совершении нотариальных действий".

1.3. При взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется требованиями ст. ст. 15 , , , , Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), настоящим Порядком, решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

1.4. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера ежегодно утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты и подлежит применению с 1 января следующего года.

1.5. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты в рамках, установленных Федеральной нотариальной палатой предельных размеров, рассчитанных в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка.

При этом нотариальные палаты вправе увеличить размер платы за оказание услуг правового и технического характера на очередной календарный год, в пределах, установленных Федеральной нотариальной палатой, не более чем на 10% от установленных на 1 января предыдущего года по следующим нотариальным действиям, в связи с их социальной значимостью и возможностью планирования расходов лицами, намеренными обратиться за совершением нотариального действия в следующем году:

А) удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества;

Б) удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением;

В) удостоверение соглашений об уплате алиментов;

Г) удостоверение завещаний;

Д) удостоверение согласий законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;

Е) выдача свидетельств о праве на наследство;

Ж) выдача свидетельств о праве собственности пережившему супругу.

1.6. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера на следующий год рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка и утверждается Правлением Федеральной нотариальной палаты до 1 ноября текущего года.

1.7. Взимание платы за оказание услуг правового и технического характера, не указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, не допускается. Нотариальные палаты вправе установить градацию размеров платы за оказание услуг правового и технического характера в зависимости от сложности и объема подготавливаемого документа (количество лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, количество листов изготавливаемого документа, количество объектов в свидетельстве/сделки и др.) в пределах, не превышающих предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

1.8. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты обязаны опубликовать утвержденные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

II Порядок расчета предельного размера платы за оказание

нотариусами услуг правового и технического характера

2.1. При расчете предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера используется коэффициент количества нотариальных действий (Ккнд), определяемый по следующей формуле:

Nc - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год;

Np - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в России за предыдущий год.

Коэффициент количества нотариальных действий, в случае превышения им значения 1,3, принимается за 1,3.

2.2. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

Где РП - предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал текущего года;

К - коэффициент сложности нотариального действия, указанный в пункте 2.3 настоящего Порядка;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

2.3. При определении предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение (Приложение N 1 к настоящему Порядку).

2.4. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%.

2.5. Инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%.

2.6. Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.

2.7. Плата за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи не взимается.

2.8. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой кандидатом на должность Президента Российской Федерации уполномоченному представителю по финансовым вопросам, при свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц, не взимается.

2.9. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении сделок, совершаемых при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ взимается в размере 50% от размера платы, взимаемой за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

2.10. При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы нотариус вправе взыскать недополученный доход в размере, не превышающем размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитанный из размера коэффициента сложности нотариального действия:

При выезде к физическим лицам - 0,5;

При выезде к юридическим лицам - 1.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы по одному адресу для нескольких лиц недополученный доход взыскивается с данных лиц однократно в равных долях.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в рамках регулярного выезда нотариуса в населенные пункты нотариального округа недополученный доход не взыскивается.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица в соответствии со статьей 22 Основ возмещают ему фактические транспортные расходы.

2.11. В случае если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Факт взимания платы за оказание услуг правового и технического характера в отсутствие совершенного нотариального действия подтверждается записью в реестре регистрации нотариальных действий без присвоения реестрового номера.

2.12. Нотариальные палаты вправе установить дополнительные льготы, предоставляемые нотариусами отдельным категориям граждан и юридическим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, при оказании услуг правового и технического характера.

Льготы при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера устанавливаются вне зависимости от того, на кого возложены расходы сторон.

2.13. Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

2.14. Размер платы, уплаченной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий.

Приложение N 1

к Порядку определения предельного

размера платы за оказание

нотариусами услуг правового

и технического характера

КОЭФФИЦИЕНТЫ СЛОЖНОСТИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Коэффициент

Вид нотариального действия

Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества за каждую страницу выписки;

Выдача выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата за каждую страницу выписки.

Свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки);

Хранение документов за каждый день хранения каждых полных или неполных 250 листов документов, но не менее чем коэффициент сложности нотариального действия 0,2.

Удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - за каждую страницу документа на бумажном носителе;

Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе - за каждую страницу документа на бумажном носителе;

За каждую страницу приложения к протоколу обеспечения доказательств.

Регистрация уведомления о залоге движимого имущества - за каждую страницу уведомления представленного на бумажном носителе.

Удостоверение распоряжения об отмене завещания;

Свидетельствование подлинности подписи переводчика;

Выдача выписки из реестра регистрации нотариальных действий.

Свидетельствование подлинности подписи физического лица;

Свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;

Принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке;

Внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.

Удостоверение распоряжения об отмене доверенности;

Представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Удостоверение доверенности на получение пенсии и социальных выплат, связанных с инвалидностью.

Свидетельствование подлинности подписи представителя юридического лица;

Передача сведения, которые содержатся в заявлениях физических лиц и юридических лиц, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

Представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Свидетельствование подлинности подписи на решении единственного участника хозяйственного общества;

Удостоверение согласия законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;

Удостоверение согласия супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации;

Рекомендуем почитать

Наверх