Юрист в правоохранительных органах. Правоохранительные органы: услуги юристов. Профессии в правоохранительной деятельности

Автоматизация бизнеса 30.09.2020
Автоматизация бизнеса
  • Глава 1. Аудиторная и самостоятельная работа студента
  • 1.1. Основные принципы подготовки к занятиям и самостоятельная работа студентов.
  • 1.2. Конспектирование лекций
  • 1.3. Подготовка к практическим занятиям
  • 1.4. Письменные работы (доклады, рефераты, эссе)
  • 1.5. Курсовые и дипломные работы.
  • 1.6. Подготовка к экзамену или зачету
  • Глава 2. Юридическая терминология, юридической культура и этика, юридические средства и технологии.
  • 2.1. Понятие и содержание юридических терминов
  • 2.2.Краткая историография юриспруденции.
  • 2.3. Юридическая культура и этика: понятие, содержание и основные признаки
  • 2.4. Юридические средства и технологии.
  • 2.5. Понятие и виды юридических документов.
  • Глава 3.Юридическое образование: виды, формы, методы.
  • 3.1. Понятие и виды юридического образования. Болонский процесс.
  • 3.2. Образовательные технологии и методы обучения
  • 3.3. Понятие информационных юридических сайтов, баз данных и систем
  • 3.4. Ааэп, как образовательное учебное заведение
  • Глава 4. Виды юридической деятельности. Деятельность юриста в социально-экономической сфере.
  • 4.1. Понятие и основные виды юридической деятельности
  • 4.2. Нормотворческая деятельность и работа в органах юстиции
  • 4.3. Адвокатская деятельность и нотариат
  • 4.4. Корпоративный юрист, юридические услуги и юридические фирмы
  • 4.5. Понятие квалифицированной юридической помощи
  • Глава 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.
  • 5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.
  • 5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.
  • 5.3. Следствие и дознание: понятие и принципы деятельности.
  • 5.4. Прокуратура: понятие и функции
  • 5.5. Судебная система рф: понятие, структура, цели и принципы деятельности
  • 1. Цели освоения дисциплины
  • 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
  • Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»
  • Структура дисциплины «Введение в специальность»
  • 4.2. Содержание дисциплины «Введение в специальность»
  • Тема 1 .Аудиторная и самостоятельная работа студента.
  • Тема 2. Юридическая терминология, юридическая культура и этика, юридические средства и технологии.
  • Тема 3 . Юридическое образование: виды, формы, методы.
  • Тема 4. Деятельность юриста в нормотворческой и социально-экономической сфере.
  • Тема 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.
  • Приложение №3. Примерные тесты для проверки знаний
  • 1) Государственный экзамен
  • 1) Министерство образования
  • 11. Точно ли вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
  • 12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения поручений, заданий, просьб?
  • Лебедев, к.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): Учебно-практическое пособие/ Лебедев к.К.. - м.: Юристъ, 2001. - 475 с.
  • Упоров, и. В. Профессия - юрист/ и. В. Упоров. - м.: аст; Ростов н/д.: Феникс, 1999. - 403 с.
  • Чуфаровский, ю.В. Введение в юридическую специальность/ Чуфаровский, ю.В.. - м.: Социально-политическая мысль, 2004. - 96 с.
  • Шугрина, е.С. Техника юридического письма: учебное пособие/ е. С. Шугрина; Американская ассоциация юристов. - м.: Дело, 2000. - 271 с.
  • Глава 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.

    5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

    К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность". Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х г.г. Приведем наиболее распространенное определение правоохранительной деятельности.

    Под правоохранительной деятельностью следует понимать государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка . Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности относят:

    во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

    во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;

    в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

    в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы.

    Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

    5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.

    Структура МВД достаточно сложная, назовем лишь главные его структуры:

    Следственный департамент;

    Федеральная миграционная служба:

    ГУ вневедомственной охраны;

    ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения:

    ГУ по обеспечению охраны общественного порядка;

    ГУ по противодействию экстремизма;

    ГУ собственной безопасности;

    ГУ по обеспечению безопасности на транспорте;

    ГУ уголовного розыска;

    ГУ по обеспечению экономической безопасности.

    Подробное раскрытие деятельности каждого подразделения займет достаточно много времени, кроме того эти вопросы будут изучаться в других юридических дисциплинах, поэтому остановимся на краткой характеристике лишь основных видов деятельности, а именно оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания.

    Регулируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ, от 12.08.1995 г.

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

    Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

    Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

    Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    Установление имущества, подлежащего конфискации.

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    2. Наведение справок.

    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

    4. Проверочная закупка.

    5. Исследование предметов и документов.

    6. Наблюдение.

    7. Отождествление личности.

    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

    10. Прослушивание телефонных переговоров.

    11. Снятие информации с технических каналов связи.

    12. Оперативное внедрение.

    13. Контролируемая поставка.

    14. Оперативный эксперимент.

    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела.

    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

    3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

    1. Органы внутренних дел Российской Федерации.

    2. Органы федеральной службы безопасности.

    4. Федеральные органы государственной охраны.

    6. Таможенные органы Российской Федерации.

    7. Служба внешней разведки Российской Федерации.

    8. Федеральная служба исполнения наказаний.

    9. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

    Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

    Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста рассматривается с позиции требований, предъявляемых к его личности

    Психология профессиональной деятельности юриста предназначена для удовлетворении потребности общества в совершенствовании работы правоохранительных органов, специалистов в области юриспруденции. Она способствует росту качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, укрепляет судебную власть в государстве в целом, выдвигая на первое место задачу кадрового обеспечения, выполненную профессионально. В этой лекции вы узнаете, что нужно для успешного решения этой задачи.

    В первую очередь тема «Психология профессиональной деятельности юриста» должна рассматриваться с всестороннего исследования специфики профессиональной деятельности юриста (юрисконсульта), ее точного, научно обоснованного описания с помощью создания профессиограммы. Формирование требований, предъявляемых к личности выпускника юриста, его психофизиологическим качествам, составляет содержание психограммы. Она определяет точные критерии его профессиональной и психологической пригодности (непригодности) к деятельности в правоохранительных органах, государственно-правовых и прочих структурах.

    Правовая регламентация деятельности юриста

    Психология юриста включает некоторые особенности профессиональной деятельности. В первую очередь психологи при составлении профессиограммы должны обратить внимание на правовую регламентацию профессии и деятельности юриста.

    Правоприменительная деятельность всех групп работников государственно-правовых органов регламентируется довольно четко. Нарушением закона считается отступление от основных служебных обязанностей, выход за рамки должностных полномочий. Все это отражает низкий уровень знаний и отсутствие профессиональной компетентности. Потребность в соблюдении нравственных и правовых норм можно считать доминирующей среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание специалиста. Она формирует высокий уровень социализации личности, нормативность поведения, высочайшую ответственность перед обществом. Это интегративное свойство важно рассматривать, как один из основных факторов профессиональной пригодности юристов в законодательных актах.

    Характеристика профессиональной деятельности включает развитое правосознание, стремление специалиста соблюдать нравственные, правовые норм поведения в неожиданных ситуациях (профессиональный риск):

    • Коррупционный риск на службе возникает в процессе конфликта интересов, который представляет собой ситуацию личной (прямой или косвенной) заинтересованности юриста. Она влияет или может повлиять на требуемое исполнение юристом служебных обязанностей. Здесь часто проявляются противоречия между личным интересом и нравами (законным интересом) граждан, предприятий, общества или государства, способный причинить вред правам и законным интересам последних. Личная заинтересованность определяется возможностью получения специалистом в силу исполнения должностных обязанностей дохода в виде денежных средств, ценностей, прочего имущества или услуг (прав) имущественного характера для себя или третьих лиц. Эта ситуация предполагает безусловную обязанность принять меры, способные исключить вероятность проявления конфликта интересов. Юрист должен уведомить правоохранительные органы о случившихся случаях склонения его к совершению нарушений коррупционного характера.
    • Получение (приобретение) юристами благ, назначений для себя и третьих лиц, характеризующееся отступлением от норм. Данные блага предоставляются «просто так», «из уважения», а на самом деле используются для формирования неформальных отношений со специалистом, который занимает должностное положение. Вынужденная расплата, требуемая от юриста за предоставленные ему услуги, может проявляться в виде советов, раскрывающих служебную тайну, отказа от объективных, непредвзятых подходов в разрешении определенных дел, принятии соответствующих решений в обход законодательства.
    • Провокация взятки, которая часто может осуществляться в завуалированной форме. Ее передача может сопровождаться своеобразной «словесной разведкой» взяткодателя, который выражает не соответствующую работе юриста благодарность, многозначительно обещает отблагодарить и т.д. Если должностное лицо решительно не пресекает такую ситуацию, то это часто толкуется в качестве подтверждения оценки им своих служебных действий, как действительно заслуживающих особой «благодарности». В некоторых случаях взяткодатель ведет себя более решительно, сразу выкладывая предметы взятки со ссылкой на существующие обычаи. Он уверяет, что ничего не просит взамен, а действует по принятым местным традициям. Единственным выходом из такого положения со стороны юриста является решительное поведение, способное в зародыше пресечь мысль о возможности предложения взятки. Необходимо незамедлительно вызвать свидетелей, доложить руководству правоохранительных органов о провокации или о факте попытки передать взятку. Надежный барьер в этом случае представлен приемом таких посетителей в присутствии других юристов или сотрудников.
    • Посещение различных мест отдыха, развлечений, включая заведения сомнительного характера. Здесь проще всего оказаться жертвой провокации с вовлечением в конфликты, которые могут быть организованы для дискредитации руководителя, лица, имеющего ответственное служебное положение.
    • «Случайное» знакомство в общественных местах (гостиница, ресторан). Данная случайность заблаговременно может быть организована лицом, которое заинтересовано в неформальных отношениях с юристом с целью его дискредитации.
    • Допрос свидетеля (потерпевшего), получение объяснений от третьих лиц в квартире, в гостиничном номере, за исключением ситуаций, когда человек серьезно болен. Юрист должен понимать, что в таких случаях возможны провокации со стороны допрашиваемых и их ближайшего окружения. Эти действия также могут быть направлены на дискредитацию следователя (дознавателя) попытками перевода отношений на неформальный уровень. В последующем на юриста оказывается давление.
    • Обещания юриста (например, адвоката) в отношении возможного благополучного разрешения возникшего спорного вопроса, уголовного дела и др. Часто заинтересованные лица придают выгодную интерпретацию подобным обещаниям. В этом случае они используют всевозможные клеветнические жалобы, подтверждая «злоупотреблений» по службе специалиста, вымогательства взятки, распространение различных инсинуаций.

    Особенности профессиональной деятельности юриста

    Выделим еще несколько важных особенностей профессиональной деятельности юриста. Во-первых такая деятельность характеризуется властным, обязательным характером профессиональных полномочий. Часто использование специалистом правоохранительных органов определенных властных служебных полномочий способно затронуть интересы граждан, юридических лиц, предприятий.

    Замечание 1

    Небольшие отступления от законодательных требований в использовании служебных полномочий должностными лицами способны приводить к тяжким последствиям, причинять моральный вред, нравственное страдание, негативно отразиться на авторитете и репутации, сформировать отрицательное мнение об этом представителе власти.

    Подобные конфликтные ситуации требуют принятие решений с использованием властных полномочий по закону и собственной совести. Это требует от юриста (работника правоохранительных органов) глубоких профессиональных знаний, а также определенного уровня профессиональной компетентности. Юрист должен обладать особыми личностными качествами:

    • аналитический склад ума,
    • способность прогнозировать последствия принимаемых решений,
    • эмоционально-волевая устойчивость,
    • справедливое, уважительное отношение к людям,
    • нормативность поведения.

    Второй особенностью профессиональной деятельности юридических работников является экстремальный характер правоохранительной деятельности. Работа юристов, в первую очередь тех, кто борется с преступностью, характеризуется высокой напряженностью, что обусловлено выполнением большого объема сложнейшей, разносторонней деятельности при условии острой нехватки информации и времени. Помехой является и активное противодействие заинтересованных лиц, которые часто игнорируют нормы права. Нервные и психические перегрузки юриста усугубляются также нерегулярной сменой условий труда, отсутствием привычного режима жизни, вынужденным отказом от обычных видов отдыха. Все это способно привести к развитию стойкого состояния психической напряженности, неустойчивому эмоциональному состоянию, невротическим реакциям, психосоматическим, функциональным расстройствам и различным заболеваниям. По этой причине юристы, особенно те из них, кто служит в правоохранительных органах, должны быть в отличной физической форме, обладать высокой степенью нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, работоспособности.

    Замечание 2

    Эти качества рассматриваются, как один из важнейших факторов профессиональной пригодности таких специалистов.

    В-третьих, профессия юриста носит творческий, нестандартный характер. Работа таких сотрудников характеризуется тем, что они часто имеют дело с различными жизненными ситуациями, которые требуют тщательного подхода к их разрешению, внимательного изучения, вдумчивого анализа возникших правоотношений. Необходимо учитывать не только профессиональные правовые, но и узкие знания из различных сфер науки, техники, культуры и др. Юрист должен также обладать для этого развитым интеллектом, творческим потенциалом.

    В-четвертых, труд юриста характеризуется процессуальной самостоятельностью, персональной ответственностью. Особенно это касается специалистов, которые работают в следственных органах, в прокуратуре, суде, полиции и др.

    Для процессуальной самостоятельности следователей, прокуроров, судей, судебных исполнителей предполагается высокая степень ответственности. Для баланса между этими сторонами профессиональной деятельности необходим высокий уровень профессиональной адаптивности, личностная интеграция, социальная зрелость; эмоционально-волевая устойчивость; развитый интеллект, гибкое творческое мышление; смелость, решительность, уверенность в себе, ответственность за принятые решения, настойчивость, поддержание высокой степени самоконтроля.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Каждый школьник, который становиться перед выбором будущей специальности обучения задумывается, кем он в последствии, сможет работать, приобретя ту или иную профессию. Правоохранительная деятельность: кем можно работать – это вопрос, который интересует многих.

    Обратите внимание! Правоохранительная деятельность предполагает осуществление контроля над реализацией прав граждан РФ и охрана этого права от нарушений, обеспечение их в законных рамках.

    Те, кто выбрал именно эту специальность, могут работать в правоохранительных органах, но также важно знать суть обучения по данному направлению. Среди основных примечательных особенностей следующие:

    1. Контроль над исполнением .
    2. Организация работы судовых органов.
    3. Вершение правосудия.
    4. Обнаружение/расследование правонарушений.
    5. Юридическая помощь, охрана правопорядка, защита граждан.
    6. Защита законных интересов граждан.

    Как видно направления обучения достаточно разнообразны, в перечень специальностей, по которым в будущем можно будет работать, закончив обучение по специальности правоохранительная деятельность:

    • Криминалист.
    • Полицейский.
    • Прокурор.
    • Секретарь суда.
    • Сотрудник правоохранительных органов.
    • Следователь.
    • Судья.
    • Юрисконсультант.
    • Юрист.

    Специфика

    Такая специальность, требует сознательности в ее выборе. Стоит понимать, что слишком легко поступить на обучение не получиться. Начинать учиться можно как после 9 так и после 11 класса. Если окончено 9 классов общеобразовательной школы, существуют такие формы обучения:

    1. Дневная форма – 3 года 6 месяцев.
    2. Заочная – не более 5 лет.
    3. Вечерняя – не более 5 лет.

    Если имеется образование в 11 классов школы, то формы такие:

    • Дневная – 5 лет.
    • Заочная – 6 лет.
    • Вечерняя форма – 7 лет.
    • Смешанная – 7 лет. Эта методика все больше набирают популярности, подразумевает классно-урочную схему смешанную с интернет-образованием. В том числе проводиться онлайн тестирование знаний.

    Предметы, подлежащие изучению

    В процессе учебы, представлены к освоению множество предметов, которые помогут в будущей работе по специальности. Ядро знаний по направлению правоохранительная деятельность общее, в зависимости от специализации может быть более углубленное изучение того или иного предмета.

    Среди ключевых дисциплин:

    1. Основы государственности.
    2. Юриспруденция.
    3. Право: криминальное, административные, международное, гражданское, конституционное и другие.
    4. Делопроизводство, судопроизводство, документооборот.
    5. Проведение оперативно-розыскных мероприятий.
    6. Физподготовка, занятие помогающие освоить , методиками самозащиты.
    7. Другие специальные предметы.

    Самые востребованные профессии

    Обучить могут на любую из указанных выше специализаций, но есть некоторые, самые востребованные после завершения курса обучения.

    Адвокат (дознаватель)

    После получения данной квалификации человек имеет право работать в защите интересов и прав граждан и/или организаций. Он оказывает юруслуги по разным отраслям права, может выступать защитником в суде, помогает в формировании документов, занимается рассмотрением дел по ДТП. Специалисты этого направления затребованы на рынке труда РФ.

    Полицейский

    Устроившись на работу по специальности, после завершения обучения нужно будет выполнять следующие задачи:

    Пристав

    Специалисты этого направления могут работать по следующим отличным сферам:

    1. Обеспечение порядка деятельности судов.
    2. Взыскание долгов и посещение дома должника.

    Важно! Рабочий день такого специалиста, зачастую, ненормированный – это следует учитывать выбирая данное направление. Выходы в ночное время и в выходные дни – нормальная практика.

    Участковый

    Это уполномоченный полиции, которые ведет контроль криминогенной ситуации на вверенном участке, районе города, в поселке.

    Юрист

    Очень востребованная данная специальность в коммерческих структурах, так как юрист имеет право осуществлять следующую деятельность:

    • Преподавательскую.
    • Политическую.
    • Работать в финансовых организациях.

    Вывод

    Любая из предложенных специализаций востребована в любом регионе страны. Имея подобное образование, найти работу не будет проблемой.

    Как уже отмечалось выше, система правоохранительных органов в широком понимании охватывает многочисленные и разнообразные организации, учреждения, на которые возложены задачи по обеспечению законности и правопорядка, по борьбе с преступностью и другими правонарушениями, по охране и защите права в целом. Отсюда и название данных органов - правоохранительные. В их состав входят, в частности, судебные органы. Но они занимают особое положение в этой системе. Отнесение судов к правоохранительным органам не умаляет их престижа и не принижает их роли как самостоятельной ветви власти, поскольку только суды осуществляют правосудие и судебный контроль за законностью действий других государственных органов, общественных объединений, муниципальных органов власти и т. д.

    Функции правоохраны распределены между различными органами, входящими в эту систему, каждая функция имеет соответствующие формы и средства реализации.

    Государственные правоохранительные органы можно разбить на две группы. В первую группу условно можно включить органы уголовной юстиции: суды, прокуратуру, следственные органы и органы дознания. Вторую группу образуют все остальные правоохранительные органы: служба безопасности, органы внутренних дел, таможенного контроля, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, природоохранительные органы, налоговая служба, органы юстиции, ЗАГСы, юридические службы предприятий, организаций, частные детективные организации и др.

    Центральное место в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел, на которые возложены функции по обеспечению прав, свобод и законных интересов личности, а также интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка, всех форм собственности, выявление, раскрытие, профилактика преступлений, оказание социальной и правовой помощи населению и др.

    В Федеральном законе «О полиции» эти общие задачи конкретизированы и детализированы. В частности, в ст. 2 Закона установлено, что основными направлениями деятельности полиции являются:

    • 1) защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
    • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
    • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
    • 4) розыск лиц;
    • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
    • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
    • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
    • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
    • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) деятельности;
    • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
    • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
    • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

    Преобразование милиции в полицию было направлено на то, чтобы сделать эту службу управляемой, устойчивой, мобильной, способной адекватно реагировать на любые изменения оперативной обстановки, социально воспринятой, опирающейся на широкие слои населения и институты гражданского общества, экономичной и гибкой. Иными словами, полиция должна реально обеспечивать правопорядок. Это предполагает, во-первых, надежную защиту со стороны органов внутренних дел личности, государства и общества от противоправных посягательств; во-вторых, осуществление деятельности этих органов в соответствии с законом, нормами нравственности профессиональной деятельности их сотрудников; в-третьих, наполнение этих органов высококвалифицированными кадрами, сочетающими успешность работы с правомерными и со справедливыми формами; в-четвертых, ориентацию сотрудников на служение обществу и населению, уважительное отношение к личности и одновременно твердость и жесткость по отношению к правонарушителям.

    Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в том, что их сотрудники имеют большое число специальностей, разнообразные профили работы, которые практически охватывают все отрасли права и прикладные юридические науки - криминалистику, криминологию, судебную медицину и др. Данная система требует специалистов с многофункциональной подготовкой. Вместе с тем повышенное внимание обращается на формирование у них правовой культуры, уважения к правам и свободам граждан, чувства собственного достоинства, высокого морального облика, широкого гуманитарного мышления. Другим важным требованием к юристам, работающим в системе органов внутренних дел, выступает наличие соответствующих психических качеств и состояния здоровья. Поэтому при приеме на работу выявляются алкогольная и наркотическая зависимость, агрессивность или, напротив, излишняя эмоциональность в поведении, т. е. устанавливается, не относятся ли претенденты на государственную службу в правоохранительные органы к группе повышенного риска.

    В настоящее время весьма актуальна задача улучшения подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров органов внутренних дел, а также использования зарубежного опыта в этом деле. Например, в полицейских академиях и учебных центрах США на первый план выдвигается практическая подготовка специалистов, ориентированных на решение конкретных практических задач. В России же основной упор делается на глубокое теоретическое изучение юридических дисциплин. Ряд исследователей считают полезным внедрить в нашей стране американскую модель, но имеется и немало ее противников. Несомненно одно: в XXI в. должны стать обязательными интеграция подготовки российских кадров органов внутренних дел в мировую систему полицейского образования и международная кооперация по изучению лучших достижений в области полицейского образования.

    Понятие и признаки правоохранительной деятельности государства. Направления и функции правоохранительной деятельности.

    Правоохранительная деятельность – совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств.

    Признаки правоохранительной деятельности:

    • Имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К последним принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания.
    • Применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.
    • Она реализуется в установленном законом порядке, т. е. с соблюдением определенных процедур.
    • Ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

    Направления (функции) правоохранительной деятельности:

    • конституционный контроль;
    • правосудие;
    • организационное обеспечение деятельности судов;
    • прокурорский надзор;
    • оказание юридической помощи;
    • исполнение судебных решений.

    Все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    О правосудии и конституционном контроле можно говорить как о сердцевине таких функций, центральном звене их системы в целом.

    2. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительной деятельности.

    Применительно к правовому регулированию организации правоохранительной деятельности и можно говорить о наличии определенной системы НПА.

    Всю сумму правовых актов в зависимости от их содержания можно разделить на следующие группы актов:

    1. Акты общего характера: Конституции РФ, закон о безопасности, Всеобщая Декларация прав человека и т. д.
    2. Акты о судебной власти, правосудии и судах: закон о судебной системе, закон о статусе судей и т. д.
    3. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органов, его осуществляющих.
    4. Акты о прокурорском надзоре и органы прокуратуры.
    5. Акты об организации выявления и расследовании преступлений.
    6. Акты об организации юридической помощи.

    3. Понятие и признаки судебной власти. Формы реализации судебной власти. Принципы правосудия и их система.

    Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. Судебная власть как особый вид государственной власти принадлежит исключительно специальным органам государства – судам, в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

    Передача функций правосудия другим органам и должностным лицам недопустима. Оно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    • самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений;
    • обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере;
    • подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством.

    Правосудие – осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по непосредственному рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, их законному и справедливому разрешению.

    Принципы правосудия:

    1. Принцип законности.
    2. Принцип справедливости.
    3. Принцип осуществления правосудия только судом.
    4. Принцип независимости судей.
    5. Принцип равенства всех перед законом и судом.
    6. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд.
    7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
    8. Принцип национального языка судопроизводства.
    9. Принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон.
    10. Принцип открытости судебного заседания.
    11. Принцип презумпции невиновности.
    12. Принц соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
    13. Принцип обязательности судебного решения.

    4. Состав и структура областных и приравненных к ним судов.

    Суды субъектов РФ занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ.

    Они рассматривают дела в качестве судов 1-й инстанции, апелляционной и надзорной инстанции. В качестве суда первой инстанции данные суды рассматривают уголовные дела (в основном тяжкие и особо тяжкие), а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.

    Штатная численность судов этого уровня определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории субъектов, количества проживающего населения, его национального состава и занятости и т. д.

    Ст. 30 и 42 закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена действуют в составе:

    • президиума суда;
    • судебной коллегии по гражданским делам;
    • судебной коллегии по уголовным делам.

    Кроме того имеются аппарат суда, который выполняют организационно-вспомогательные функции.

    Каждая из судебной коллегии возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда. Коллегии рассматривают дела по 1-й инстанции, в апелляционном порядке, а иногда и вновь открывшимся обстоятельствам.

    Рассмотрение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции в судебных коллегиях может осуществляться единолично судьей. Некоторые категории гражданских, уголовных дел – при наличии ходатайств обвиняемых – могут рассматриваться коллегиями, состоящими из 3 судей – профессионалов. Для разбирательств уголовных дел может быть образован суд с участием присяжных заседателей.

    При рассмотрении дел в апелляционном порядке судебная коллегия действует в составе председательствующего и 2 членов суда.

    Распределение членов суда по коллегиям производится президиумом суда.

    В судах со значительным объемом работы и достаточным количеством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. В судебный состав поступают дела из определенных районов республики, края, области, округа.

    Внутри состава каждый член суда закрепляется за конкретными районами.

    Президиум суда состоит из председателя данного суда, его заместителя и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ по предоставлению Председателя Верховного суда РФ.

    Заседания президиума проводятся не реже 2 раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов.

    5. Военные суды РФ.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законодательством предусмотрена военная служба.

    Военные суды относятся к системе федеральных судов общей юрисдикции. Все судьи наряду с юридическим образованием имеют высшее военное образование и являются военнослужащими с офицерскими званиями.

    В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ» военным суда подсудны: дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

    Система военных судов состоит из 3 звеньев:

    1. Основное звено образуют гарнизонные военные суды, они рассматривают по 1-й инстанции гражданские, административные, уголовные дела. Не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Гарнизонные военные суды не пересматривают судебные решения в порядке апелляции в связи с тем, что создание мировой юстиции в вооруженных силах не предполагается. Суды этого уровня состоят из председателя и нескольких судей.
    2. Среднее звено образуют окружные военные суды. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций. В состав военного суда входят председатели, их заместители и судьи. В нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и/или судебные составы. Высшей инстанцией по отношению к военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образована военная коллегия. Она уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.
    3. В качестве суда 1-й инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство.

    6. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи судов различных звеньев.

    Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществления правосудия и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    В соответствии с законом «О статусе судей в РФ» судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

    Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политической партии и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу с другой оплачиваемой работой.

    Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение. Заработная плата судьи не может быть уменьшена в течение всего срока пребывания его в должности.

    Универсальным требованием для кандидатов в судьи всех судов является требования гражданства РФ и наличие высшего юридического образования.

    Для назначения на должность судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг возраста 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный суд РФ – 35 лет, в Конституционный суд РФ – 40 лет. Предельный возраст формально не ограничен.

    Кандидат в судьи военного суда, кроме того, что должен иметь офицерское звание, должен заключить контракт о прохождении военной службы.

    Кандидат в судьи высших судов должен иметь не менее 10 лет такого стажа. Кандидаты на должность судей судов субъектов РФ – не менее 7 лет, во все другие суды — не менее 5 лет.

    Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

    При этом любой гражданин РФ, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением.

    Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции РФ.

    Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения председателя Верховного суда РФ.

    Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного суда РФ.

    Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ.

    Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъекта РФ.

    Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

    7. Направления деятельности прокуратуры.

    Под прокурорским надзором понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченного должностного лица – прокурора – по обеспечению соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной, законодательной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, также органам коммерческих и некоммерческих организаций, а равно соответствия правовых актов, издаваемых этими органами должностными лицами, путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.

    Направлениям деятельности прокуратуры свойственны свои особенности:

    • надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствие законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу;
    • самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами.

    8. Система органов прокуратуры в РФ, принципы организации и деятельности.

    Систему органов прокуратуры составляют:

    Генеральная прокуратура РФ. Органы прокуратуры составляют единую, центральную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор.

    Возглавляет помимо Генерального прокурора прокуроры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, в сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры.

    В систему прокуратуры входят военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранные прокуратуры.

    Следственный комитет при прокуратуре РФ входит в систему прокуратуры.

    • Прокуратуры республик, краев и т. д. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответственно прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители, которые назначаются и освобождаются прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры.
    • Прокуратуры городов и районов и другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.

    В соответствии со ст. 4 закона о прокуратуре к принципам организации и деятельности относятся:

    • Принцип единства: все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения.
    • Принцип централизации: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору. Вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами, брать на себя исполнение их обязанностей.
    • Принцип независимости: органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, общественных объединений.
    • Принцип законности: главный принцип, органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими законами.
    • Принцип гласности: доступность граждан о деятельности органов. Посредством этого принципа граждане осуществляют контроль за деятельностью органов.

    9. Генеральный прокурор РФ, его полномочия и порядок назначения на должность.

    Назначение на должность Генерального прокурора РФ имеет 3 этапа:

    1. Представление кандидатуры Президенту РФ.
    2. Обсуждение кандидатуры в комитете Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
    3. Назначение на должность Советом Федерации РФ.

    Общая продолжительность срока решения вопроса о назначении на должность Генерального прокурора (т. е. продолжительность 2-х последних этапов) составляет 30 дней. Началом срока является следующий день после получения представления Президентом РФ. Кандидатура обсуждается в комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Результаты обсуждения излагаются в заключении.

    Третьий этап начинается с момента представления кандидатуры на заседании Совета Федерации РФ. Вначале выступает Президент РФ или его официальный представитель в Совете Федерации РФ. Затем выступает председатель комитета. В завершении выступает кандидат на должность Генерального прокурора. В ходе их выступления члены Совета Федерации вправе задавать им вопросы.

    Срок полномочий – 5 лет. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям.

    10.Прокуратуры района (города): структура и состав. Порядок назначения прокурора района (города).

    Низовым звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов.

    Прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров – криминалистов, прокуроры-криминалисты, назначаемые и освобождаемые прокурорами субъекта РФ.

    По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.

    На должность прокурора города. Района назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.

    11.Прокуратуры субъектов РФ: структура и состав. Порядок назначения прокурора субъекта РФ и его полномочия.

    Промежуточным звеном являются прокуратуры субъектов РФ.

    Прокуратуры субъектов возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первого заместителя, заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов образуются комиссии в составе прокурора субъекта и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта. В прокуратурах образовываются управления и отделы.

    Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора субъектов.

    Прокуроры субъектов могут иметь назначаемых ими и освобождаемых от должности помощников по особым поручениям.

    Прокуроры субъекта руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

    12.Виды специализированных прокуратур и их система.

    В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в систему органов прокуратуры входят военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов.

    Перечень специализированных прокуратур не приведен.

    К специализированным прокуратурам относятся:

    1. Военные прокуратуры: входят в систему органов прокуратуры, только в своей верхней части включены в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – главным военным прокурором.

    В состав военной прокуратуры входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура ракетных войск стратегического назначения, прокуратура пограничной службы и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов.

    1. Транспортные прокуратуры.
    2. Природоохраные прокуратуры.
    3. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
    4. Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

    Систему специализированных прокуратур устанавливает Генеральный прокурор РФ. Каждая специализированная прокуратура подчиняется либо вышестоящей специализированной прокуратуре, либо прокуратуре субъекта, либо непосредственно Генеральной прокуратуре РФ.

    13.Акты прокурорского реагирования.

    Акты прокурорского реагирования – предусмотренные законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

    1. Протест: прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

    О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван применившим его лицом.

    1. Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о принятых мерах должно быть сообщено в письменной форме.

    В случае несоответствия постановлений Правительства РФ, Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

    1. Учитывая характер нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то орган или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах сообщается в письменной форме.
    2. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушений закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

    14.Общая характеристика органов предварительного расследования. Различия между органами дознания и предварительного следствия.

    Предварительное расследование – урегулированная УПК РФ деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отыскание лиц, их совершивших, на собирание доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и на создание иных условий для рассмотрения дела в суде по существу.

    Предварительное расследование начинается после возбуждения уголовного дела. Оно, по общему правилу, обязательно для уголовных дел и предваряет собой направление их в суд для рассмотрения по существу. Оно осуществляется на основе УПК РФ.

    Формы предварительного расследования:

    • предварительное следствие;
    • дознание.

    По общему правилу, расследование проводится в форме предварительного следствия. Однако по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, указанных в ст. 150 УПК РФ, расследование может проводиться в форме дознания.

    Дознание осуществляется теми же методами, что и предварительное следствие, те же меры процессуального принуждения.

    Однако дознание и предварительное следствие имеют различия:

    • По органам их осуществляющим: предварительное следствие осуществляется следователем, а дознание – дознавателем.
    • По срокам: срок предварительного следствия – 2 месяца, срок дознания – 30 суток. Срок может быть продлен в порядке УПК РФ.
    • Следователь обладает несколько большей степенью самостоятельности, чем дознаватель.
    • Следователь по завершении предварительного следствия выносит обвинительное заключение и с согласия руководителя следственного органа направляет его прокурору для утверждения. Дознаватель по итогам дознания составляет обвинительный акт, который подлежит утверждению начальником органа дознания и прокурором.

    Органами предварительного следствия являются следователи Следственного комитета РФ, следователи ОВД, следователи органов Федеральной службы безопасности, следователи органов по контролю за оборотом наркотиков.

    Органами дознания являются:

    • ОВД и входящие в их состав территориальные управления полиции;
    • иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
    • органы федеральной службы судебных приставов;
    • командиры воинских частей;
    • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    Рекомендуем почитать

    Наверх