Государственная поддержка бизнес планирования. Помощь малому бизнесу: кто может рассчитывать? Перспективы дальнейшего развития и проблемные вопросы

Налоги и отчетность 30.09.2019
Налоги и отчетность

Российская Федерация на уровне властей разрабатывает мероприятия, направленные на стимулирование активности населения в сфере малого бизнеса. На законодательном уровне создаются нормы, помогающие развитию производств.

Рассмотрим, какова реальная государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России в 2018 году. Кто может воспользоваться бюджетными деньгами? Как это сделать?

Скачать для просмотра и печати:

Какие виды поддержки можно получить от государства

Власти выделяют деньги для развития направлений, важных для страны и общества. К ним относятся такие сферы:

  • сельское хозяйство и промышленность;
  • оказание бытовых услуг населению;
  • товарное производство;
  • IT-технологии;
  • научная деятельность;
  • социальные услуги;
  • другое.

Программа финансирования малого бизнеса включает:

  1. выдачу субсидию на:
    • открытие производства;
    • аренду помещений;
    • организацию подключения к электросетям и иным коммуникациям;
    • оформление правоустанавливающей документации на интеллектуальную собственность;
  2. предоставление гарантий по кредиту;
  3. снижение ставок по налогам и сборам;
  4. консультативная, юридическая и информационная помощь;
  5. иное.
Важно! Проект должен отвечать государственной политике в той или иной сфере, чтобы власти стали его поддерживать.

Реалии 2018 года

Правительство РФ занимается разработкой и внедрением программ помощи развитию малого бизнеса с 2003 года. Однако серьезных результатов в данной сфере пока не достигнуто. По статистике, РФ отстает по количеству малых предприятий от таких стран, как Великобритания и Германия в 7— 8 раз.

Тем не менее промежуточные итоги уже можно зафиксировать:

  • создана нормативная база, включающая гибкую систему налогообложения;
  • в стране действует несколько свободных экономических зон;
  • запущено 1300 инфраструктурных объектов, оказывающих различные виды помощи предпринимателям.
Важно: полномочия по организации финподдержки бизнеса небольшого уровня разделены между федеральными и региональными властями. Это позволяет потенциальным претендентам на помощь обращаться в различные структуры для решения имеющихся проблем.

Перспективы дальнейшего развития и проблемные вопросы

Правительство регулярно анализирует эффективность предпринимаемых действий по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства. Вопрос обсуждается и на уровне Президента РФ. Бизнесмены считают актуальными следующие проблемы:

  • отсутствие достаточной денежной массы в стране, что мешает свободно кредитоваться;
  • высокую процентную ставку ЦБ;
  • чрезмерное внимание контролирующих органов к работе новых предприятий;
  • большую налоговую нагрузку.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил усовершенствовать механизмы поддержки бизнесменов. В его «рабочей карте» такие идеи:

  • уменьшение ставок по страховым взносам (планировалось довести их до 30%);
  • выделение из бюджета денег для поддержки предпринимательства в размере одного млрд рублей (планируется вдвое увеличить данную сумму);
  • введение на законодательном уровне налоговых каникул для открывающихся предприятий.
Справка: в настоящее время вырабатывается механизм защиты принципа налоговых каникул от недобросовестных бизнесменов.

Откуда берутся деньги

Финансы для развития новых предприятий в сфере малого бизнеса разрешено привлекать из следующих источников:

  • собственные;
  • ссуды банковских структур;
  • бюджетные;
  • деньги инвесторов.

В задачи государства входит:

  • контроль источников финансирования с целью недопущения отмывания криминальных денег;
  • стимулирование процесса финансового взаимодействия участников рынка;
  • привлечение в экономическую сферу широких слоев населения.

Таким образом, власти осуществляют двойную функцию. Они защищают рынок от недобросовестных участков. С другой стороны, стимулируют экономическую активность граждан.

Внимание: поддержка на уровне властей оказывается только тем предпринимателям, которые создают необходимый конкретному региону продукт или услугу.

Субсидирование

Определение: субсидия - это вид безвозвратной денежной помощи, выдаваемой целевым образом.

Таким образом, признаки финансовой поддержки таковы:

  1. выдается субъектам предпринимательской деятельности, имеющим госрегистрацию:
    • юридическим лицам;
    • индивидуальным предпринимателям;
  2. средства разрешено потратить на определенный вид деятельности:
    • приобретение или обновление основных средств;
    • закупку расходных материалов;
    • аренду помещений или транспорта;
    • покупку прав собственности на интеллектуальный продукт;
    • иное (зависит от программы);
  3. деньги должны развивать предприятие, то есть увеличивать его:
    • доход;
    • рыночную стоимость;
    • количество рабочих мест.

Виды субсидирования

Формы выделения средств из бюджета различны. Среди них самыми распространенными являются:

  1. Гранты для начинающих участников рынка. Выдаются предпринимателям с небольшим стажем (более двух лет). Размер госпомощи достигает 500 тыс. рублей. Для получения гранта необходимо выиграть конкурс. Кроме того, деньги запрещено направлять на:
    • оплату аренды;
    • финансирование зарплаты наемным труженикам.
  2. По госпрограмме поддержки предпринимательства выделяется до 5 млн рублей. Деньги разрешено тратить на приобретение или обновление средств производства. Программа разработана для бизнесменов, развивающих:
    • жилищно-коммунальную сферу;
    • реальное производство;
    • экономику регионов;
    • социальные услуги для населения.
  3. Субсидия для безработных на открытие бизнеса.
  4. Программа компенсирования ране использованных кредитов на развитие предприятий. Деньги имеют целевой характер. Размер - до 15 млн руб. Направить их разрешено на:
    • покрытие процентов по займу;
    • погашение ссуды.
  5. Стимулирование самозанятости социально незащищенных категорий граждан. На открытие своего дела можно получить до 1,5 млн руб. Финансы направляются на:
    • обучение претендента;
    • стажировку в реальных условиях;
    • профессиональную переподготовку;
    • открытие своего дела.
  6. Бизнес-инкубаторы создаются на платформе Фондов поддержки бизнесменов. В задачи входит оказание помощи:
    • в поиске и найме помещений;
    • в получении необходимого для ведения бизнеса образования;
    • в ведении бухгалтерии;
    • в обмене опытом и другое.
Справка: за любой вид финансовой помощи необходимо отчитываться перед государством (органом, ее предоставившим). С этой целью проверяется документация предприятия в части целевого использования средств.

Субсидия от центра занятости

Простейшим способом получения стартового капитала является обращение в органы занятости. Эта организация занимается финансированием людей, ищущих место работы. В том числе, он выплачивает всю сумму за один раз, если претендент докажет свою способность организовать хотя бы одно рабочее место.

Схематично процесс получения субсидии выглядит так:

  1. Следует зарегистрироваться в центре занятости в качестве ищущего работу.
  2. Заявить о желании получить помощь для организации бизнеса (есть возрастные критерии).
  3. Пройти курс обучения.
  4. Написать заявку на участие в конкурсе и сопроводить ее следующими документами:
    • копией паспорта и СНИЛС;
    • ИНН;
    • справкой о заработках за последние полгода (к дате постановки на учет ).
  5. Создать и оформить должным образом бизнес-план.
  6. Защитить его (принимается комиссией).
  7. После одобрения:
    • зарегистрировать ООО или ИП;
    • организовать работу предприятия.
  8. Отчитаться перед центром занятости за использованные деньги.
Справка: орган занятости выделяет фиксированную сумму в размере 58 800 руб.

Посмотрите видео о поддержке бизнеса

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1

Россия с каждым годом становится все более привлекательной для ведения бизнеса. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна занимает 35-е место среди государств, которые создают благоприятный климат для запуска и развития проектов. В свою очередь, Москва по инвестиционной привлекательности оказалась на второй строчке в национальном рейтинге и на пятой среди городов Европы по версии международного издания Financial Times.

Весомый вклад в развитие инвестиционной среды вносят как целевые программы государственного финансирования, так и программы помощи малому бизнесу. В данном материале мы пошагово расскажем о том, какую поддержку сегодня предлагает Москва предпринимателям для открытия, ведения и развития своего бизнеса:

Шаг 1. Регистрация. Консультации. Обучение. Выбрать один из 15 Центров услуг для бизнеса (ЦУБ), которые расположены во всех округах столицы и действуют на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы» . Все услуги там оказывают бесплатно. Специалисты ЦУБ помогут подготовить документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Только за 2017 год консультационная поддержка оказана более 80 тыс. человек. Начинающим предпринимателям предложат пройти обучение в «Стартап-Школе МБМ». Основам открытия и развития собственного дела у успешных предпринимателей и профессиональных бизнес-тренеров можно учиться также онлайн - в «Онлайн-академии МБМ». В Академии доступны две обучающих программы - Start и Progress. Содержание обучающей программы основано на лучших бизнес-практиках и кейсах, актуальных в бизнесе.

В ЦУБ также проконсультируют предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса: трудовое и гражданское законодательство, бухгалтерский учет. Здесь могут подготовить заявление для перехода предприятия на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Шаг 2. Выбрать помещение для ведения бизнеса. Сотрудники центра помогут ознакомиться с различными вариантами и расскажут об аренде на льготных условиях площадей нежилого фонда, находящихся в имущественной собственности города Москвы. На сегодняшний день начальная льготная ставка арендной платы таких помещений составляет 4,5 тыс. рублей за кв. м в год и 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год для помещений, расположенных в подвальных этажах. В ЦУБ помогут с информацией о наличии свободных помещений в городских технопарках. В столице действует более 30-ти технопарков с различной отраслевой специализацией. Кроме того, если в начале своего бизнес-пути вам не требуется больших площадей, вы можете на срок от одного дня до 12 месяцев получить рабочее место в одном из шести коворкинг-центров ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Определиться с финансированием. Специалисты ЦУБ проконсультируют об источниках получения финансирования бизнеса на разных стадиях его развития, предложат предпринимателям посетить специальные образовательные программы и мероприятия, где выступают представители финансовых структур. Со стороны города сегодня осуществляются следующие виды финансовой поддержки, все подробности по ним предоставят в ЦУБ:

  • Программы субсидирования , среди них субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, на компенсацию затрат по приобретению оборудования, а также по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие. Если ваша организация соответствует условиям и требованиям предоставления субсидий, вам помогут подготовить комплект документов и заполнить заявку.
  • Программа гарантийной поддержки в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса столицы . Фонд поможет привлечь кредит успешно действующим компаниям, если у них не хватает собственного обеспечения (залога) для кредиторов. Подать заявку можно в Фонд или через ЦУБ. Предприниматель может самостоятельно обратиться к любому из кредиторов-партнеров фонда, среди них 70 банков и 6 лизинговых компаний. Поручительства Фонда покрывают до 70% кредита. Так, только за первые пять месяцев 2018 года благодаря этой программе предприниматели получили финансирование на общую сумму более 9 млрд рублей. Важно понимать, что без господдержки подавляющему большинству этих заемщиков кредиторы бы отказали.
  • Льготные долгосрочные инвестиционные займы в объеме от 5 до 100 млн рублей, на срок до 5 лет Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предлагает компаниям, работающим в сфере производства, научных исследований или разработок программного обеспечения по ставке 5 % годовых, а для резидентов технопарков и промышленных комплексов Москвы по ставке 2% годовых.
  • Финансирование для стартапов в научно-технической сфере предлагает столичный Фонд развития венчурного инвестирования . Фонд предоставляет льготные займы инновационным проектам, находящимся на самых ранних стадиях развития и зарегистрированным в Москве. Для этого инициатор проекта должен привлечь средства частного инвестора, а затем обратиться за получением дополнительного финансирования в Фонд. Сегодня с организацией работает 57 частных инвесторов. Соинвестор должен вложить от 50% до 200% в зависимости от размера займа самого Фонда, который может составлять от 0,5 до 36 млн рублей соответственно. Срок займа - от 3 до 6 лет с отсрочкой погашения до 2 лет.

Шаг 4. Выход на рынок госзаказа. Москва уделяет значительное внимание защите интересов малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа: 90% закупок осуществляется в электронном виде. Правительством Москвы был создан - витрина городского заказа, где зарегистрирована 91 тыс. поставщиков, из них 70% - компании МСП, заключено 15 млн контрактов на 80 млрд рублей. На портале можно воспользоваться сервисом подписки на закупки определенной категории. Участники госзаказа также могут получить микрозаймы и гарантийную поддержку в уже названных выше фондах.

Шаг 5. Выход на зарубежные рынки. Когда производство в столице налажено, можно смело задуматься и об этом. В Московском экспортном центре проконсультируют по всем вопросам экспортного цикла, обучат внешнеэкономической деятельности в Московской школе экспортера, помогут с продвижением на международном электронном маркетплейсе Alibaba.com, а также с международной выставочной деятельностью. В последнем случае центр может профинансировать 100% затрат на участие в выставке. Одним из важных инструментов продвижения московских производителей является единый экспортный каталог , в котором свыше 1,5 тыс. товарных позиций от более 500 столичных производителей. С финансированием на экспортную деятельность также помогут Промышленный и Гарантийный фонды.

Шаг 6. Если при ведении бизнеса в Москве вы столкнулись с административными барьерами , то и в этом случае город поможет защитить ваши законные права и интересы, на помощь придет , где действует горячая линии +7 495 620-20-45 SOS.SHTAB@сайт

Об этих и других направлениях поддержки предприниматели могут дополнительно получить информацию на специальных финансовых конференциях, которые проводит ГБУ «Малый бизнес Москвы» в сериях «Финансы для растущего бизнеса» и #Москвадлябизнеса, зарегистрироваться на которые можно на портале mbm.ru

Четвертая часть всего занятого населения страны обеспечена работой, благодаря малому предпринимательству. Работая в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка, эта группа деятельного населения производит комплекс продуктов и услуг, обслуживая тем самым основную массу потребителей. Однако более половины людей, желающих открыть свой бизнес, так и остаются на стадии разговоров и мечтаний.

Государство, оказывая помощь малому бизнесу, преследует две цели: борьба с безработицей и развитие экономики, ведь каждый созданный субъект предпринимательства вернет бюджету вложенные в него средства в виде налогов.

На какую помощь можно рассчитывать

В 2017 году на развитие предпринимательства от государства выделены субсидии в размере 7 513 983,2 тыс. руб.

Размер субсидии зависит от региона, в котором находится получатель субсидии. Наибольший размер субсидий выделен федеральным бюджетом Смоленской области – 318303,4 тыс. руб. Меньше всего выделено на Ненецкий автономный округ – 390 тыс. руб.

Основные направления государственной поддержки:

  • оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса (5528586, 5 тыс. руб.);
  • предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений (1655859,2 тыс. руб);
  • содействие развитию молодежного предпринимательства (229537,5 тыс. руб.);
  • МФЦ для бизнеса (100 000 тыс. руб.).

В случае если показатели результативности использования субсидии не будут достигнуты, даже освоенные на 100% средства, должны быть возвращены.

Виды субсидий

  • Субсидирование затрат на закупку оборудования. Государство выделяет субсидии на компенсацию до 90% затрат на приобретение техники.
  • Субсидии на покрытие процентных ставок по кредитам и лизинговым операциям. Эта субсидия распространяется на все отрасли и действует в большинстве регионов.

Обращаться в государственной орган для уточнения нюансов получения субсидии необходимо еще до получения кредита или заключения договора лизинга. Это нужно для того, чтобы формулировка цели получения заемных средств или составление договора лизинга соответствовали условиям предоставления субсидий.

  • Субсидирование расходов на участие в выставках. В некоторых регионах можно добиться полного возмещения затрат на участие в федеральных выставках, если они не превышают 150 тыс. руб. Следует отметить, что такие затраты могут доходить до 300 тыс. руб. и более. В таком случае будет компенсирована только часть затрат.

Для уточнения видов субсидий, предоставляемых в каждом конкретном регионе, следует обратиться в региональный государственный орган или на официальный сайт.

Гранты на открытие бизнеса


Размер субсидии, которую можно получить в регионах, ограничивается суммой 300 тыс. руб., в Москве – 500 тыс. руб. Средства рассчитаны на возмещение 30-50% расходов, оставшуюся сумму получатель государственной поддержки должен найти сам. Инновационные предприятия могут рассчитывать на повышенную субсидию до 2,5 млн. руб. для закупки основных средств, уплаты арендных платежей, закупку сырья и материалов, а также содержание рабочих мест.

В рамках программы самозанятости граждане, состоящие на учете от центра занятости, могут рассчитывать на получение гранта в сумме 58,8 тыс. руб. на открытие малого бизнеса. Если при открытии малого предприятия будут созданы рабочие места, то такая же сумма полагается за каждого работника, которому предоставляется рабочее место.

Как получить государственную поддержку: пошаговый алгоритм

Для того чтобы получить финансовую поддержку от государства, необходимо выполнить определенный алгоритм действий:

Шаг 1. Составить бизнес-план. При составлении бизнес-плана акцент следует делать акцент на сумму, которая вернется в бюджет в виде налогов, на создании новых рабочих мест и востребованности бизнеса, так как именно эти параметры оцениваются.

Шаг 2. Подготовить необходимые документы (список документов зависит от вида государственной поддержки).

Шаг 3. Обратиться в государственный орган с заявлением.

Шаг 4. Дождаться решения о субсидировании.

Государство должно заботиться о благополучии своего населения. Эта забота также распространяется на достаток среднестатистического жителя. Как известно, количество мелкого и среднего бизнеса в стране очень сильно влияет на уровень финансового благополучия. Потому страна должна способствовать развитию небольшого бизнеса.

Механизмы экономической поддержки

Механизмы экономической поддержки, которые созданы для развития малого и среднего бизнеса, разделяются на две группы: децентрализованные и централизованные. К первому виду принадлежат различные формы и методы саморегулирования малого бизнеса, а также его приспособления к условиям рыночной среды, что постоянно меняется. Эти механизмы могут проявляться в сотрудничестве малого и крупного бизнеса (венчурные контракты, субподряд, франчайзинг). В том случае, если в стране хорошо развита рыночная экономика, децентрализованные механизмы, которые поддерживают малый бизнес, являются более эффективными, нежели централизованные. В России же не развитость рыночных механизмов, увеличивает значение государственного регулирования в сфере развития малого бизнеса.

Если говорить о централизованных механизмах, то к ним относятся мерия, связанные с созданием лучших условий для развития малого бизнеса. Поддержка и регулирования этой сферы заключается в стимуляции деятельности предпринимателей со стороны государства, что подразумевает достижение определенных целей и направлений. Для того чтобы определить целевые ориентиры развития и поддержки малого предпринимательства, нужно начинать из необходимости сочетания интересов малого бизнеса и предпринимательства, а также с учетом состояния экономики государства.

Цели развития малого бизнеса

Основными целями, которые перед собой ставит государственная политика в области развития малого бизнеса в России, являются:

  • Создание условий, которые будут способствовать эффективной предпринимательской деятельности;
  • Развитие малого бизнеса, как ключевого фактора для развития конкурентной среды, а также среднего класса общества;
  • Увеличение процента занятости населения;
  • Увеличение доли малого бизнеса в различных сферах: валовом внутреннем и региональном продукте, в налогах местного, регионального и местного бюджета.

Система, которая исполняет государственное управление регулированием развития малого бизнеса, должна соответствовать масштабности задач, которые перед ней стоят. Также она должна иметь обоснованные функциональные, концептуально-программные, организационные показатели и характеристики.

Программа развития малого бизнеса

В концепции, в которой расписано социально-экономическое развитие Российской Федерации до двадцатого года, говориться о том, что содействие средним и малым компаниям является главным элементом экономической политики страны. Она должна способствовать развитию здоровой и выгодной для потребителя конкуренции, а также в будущем улучшить финансовые возможности граждан. Эта концепция включает в себя целый комплекс мер, что направленны на стимуляцию роста субъектов предпринимательской деятельности, а также на изменение отраслевой структуры средний и малых компаний:

  • Упрощение бюрократических процедур при ведении и регистрации бизнеса;
  • Устранение неэффективного регулирования государства в сфере контроля и лицензирования;
  • Сокращение количества продукции, которую нужно сертифицировать;
  • Совершенствование системы налогообложения для малых предприятий;
  • Доступность различных форм финансирования для предпринимательской деятельности;
  • Поддержка программ развития бизнеса, которые реализуются другими организациями.

Поддержка малого предпринимательства в регионах

Правительство нашего государства создало программу, которая нужна для поддержки малого предпринимательства в регионах. Оно помогает развивать бизнес-инкубаторы, создавать гарантийные и венчурные фонды, поддерживать предприятия, которые ориентированы на экспорт.

Эта программа выполняется на основе конкурса и ее финансирование выделяется для таких мероприятий:

  • Создание и развитие бизнес-инкубаторов;
  • Поддержка предпринимателей, которые работают на экспорт;
  • Развитие кредитования малого сферы малого предпринимательства;
  • Создание инфраструктуры, которая будет поддерживать малые предприятия в научной и технической сфере;
  • Другие мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства.

Одной из самых важных задач в макроэкономической политике обусловлено развитие, как рыночного института, малого предпринимательства, а также помощь в обеспечении формирования конкурентоспособной среди, а также самозанятости населения. Для этого стимулируется предпринимательская активность в стране комплексной программой, которая включает:

  • Поддержку предприятий малого и среднего предпринимательства, что занимаются разработкой, внедрением и реализацией инновационной продукции;
  • Содействие в повышении энергоэффективности предприятий;
  • Развитие сферы лизинга оборудования;
  • Создание технопарков;
  • Создание промышленных парков;
  • Поддержка бизнеса на стадии идеи;
  • Техническое присоединение к существующей электросети;
  • Создание гарантийных фондов;
  • Формирование фондов смешанных инвестиций и закрытых паевых инвестиционных фондов в малые компании;
  • Помощь в открытии бизнеса для молодого предпринимателя;
  • Организация программ повышения квалификации.

Как получить помощь на открытие бизнеса

Для того чтобы получить, к примеру, сумму в 300 000 рублей для развития бизнеса, нужно:

  1. Пройти курс основ предпринимательства, который включает в себя 72 часа. Он является платным и там молодого предпринимателя научат многим полезным вещам, а также объяснят, что такое бизнес-план.
  2. Написать бизнес-план по форме, которую можно найти на сайте департамента предпринимательства. Она является довольно примитивной, там есть только доходы и расходы. Рентабельности и других важных пунктов там нет. Также нужно знать перечень кодов ОКВЭД, по которым государство выдает деньги, потому что вы можете расписать бизнес, а окажется, что оно не намеренно поддерживать этот бизнес.
  3. Подать заявку в администрацию области или в департамент предпринимательства. Как всегда нужный кабинет придется поискать. К этой заявке нужно добавить копию паспорта, трудовой книги и сертификата про обучение на курсах.
  4. После того, как человек удачно защитит свой бизнес-план, можно отрывать ИП или ООО. Можно взять уже отрытое дело, но оно не должно быть зарегистрировано больше одного года назад.
  5. В банке нужно составить трехстороннее дополнительное соглашение, которое подразумевает безакцептное списание средств, в случае если предприниматель намериться использовать денежные средства не по назначению. Перед тем нужно уточнить, может ли банк сделать такое соглашение. В нем указывается, что департамент может списать деньги без соглашения предпринимателя в том случае, если он будет использовать их не по назначению.
  6. После этих процедур, нужно также подать копии ИНН, ОГРН, выписку ЕГРН, дополнительное соглашение с банком, а также справку об отсутствии задолженностей перед банками и бюджетом.
  7. Через полгода от получения средств нужно отчитаться перед департаментом, а также перевести назад неиспользованные средства.
  8. Два года нужно отчитываться поквартально по установленной форме.е нужно понимать, что деньги даются на условии софинансирования. Для молодежи до 30 лет сумма, которую они должны вложить, является 20% от всей суммы помощи. Для безработных такая сумма является в 10% от суммы помощи.

Рекомендуем почитать

Наверх