Ответственность за порчу и загрязнение земель. Какое наказание предусмотрено за порчу и загрязнение земель. Мы делаем на заказ

Как открыть свой магазин 28.07.2019
Как открыть свой магазин

При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом.

Согласно ст. 254 «Порча земли» УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, они наказываются ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если же и те и другие деяния повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривается лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Данная статья является довольно сложной и емкой, включает в себя фактически несколько составов, объединенных общим наименованием «Порча земли». Предусмотренные меры уголовного наказания также весьма разнообразны по характеру и содержанию.

Предметом данного преступления является земля, прежде всего сельскохозяйственного назначения. Употребляемые законодателем понятия «отравление», «загрязнение», «порча земли» представляют собой соподчиненные термины. Порча земли - это разрушение или уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение - привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических и биологических веществ, соединений, организмов; отравление - привнесение этих веществ в землю в степени, приводящей к невозможности какого-либо ее использования.

Нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами может быть совершено в виде действия или бездействия. Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста и осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием, хранением и транспортировкой удобрений, ядохимикатов и иных опасных веществ. Субъективная сторона - косвенный умысел (ч.1 и 2) и неосторожность (ч.3). Оконченным преступление является с момента наступления любого из указанных в статье последствий, а именно: причинение вреда здоровью человека (вред может быть любой степени тяжести - от легкого до тяжелого), окружающей среде, выразившегося в гибели животных и растений, загрязнении водных объектов и атмосферного воздуха и т.п., но прежде всего во вреде землям.

Законодательством предусмотрен перечень опасных химических и биологических веществ, порядок их регистрации, а также правила обращения с ними. Общие правила определены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а специальные - в различных подзаконных актах, например в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ», Инструкции Госсанэпиднадзора РФ от 25 мая 1993 г. «О порядке Государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ», в ГОСТе 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения». Использование веществ, не являющихся удобрениями, ядохимикатами, стимуляторами роста и т.п., не указанными в рассматриваемой статье, исключает возможность ее применения независимо от характера наступивших последствий осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Дисциплинарная ответственность за земельное

Правонарушение

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

ЗК РСФСР 1991 года не выделял такую ответственность в качестве самостоятельного вида ответственности за земельные правонарушения. Однако возможность и основания ее применения и меры ответственности устанавливались в законодательстве и ранее.

Пункт 1 ст. 75 ЗК РФ устанавливает «случаи» (по терминологии статьи), при которых может наступить дисциплинарная ответственность. По сути, здесь описаны признаки состава дисциплинарного проступка как основания этого вида ответственности.

Предметом проступка являются любые земли, независимо от категории и видов прав на них.

Его субъектами являются должностные лица и работники организации.

Объективная сторона выражается в ненадлежащем выполнении ими своих должностных или трудовых обязанностей (нарушении трудовой дисциплины), в результате чего организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Субъективная сторона выражается в косвенном умысле.

Пункт 2 статьи 75 ЗК РФ содержит отсылочную норму к законодательству, которое определяет порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Это трудовое законодательство, законодательство о государственной и муниципальной службе, законодательство о дисциплинарной ответственности глав администраций.

Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает взыскания за нарушение трудовой дисциплины, порядок их применения и обжалования (ст. 192, 193), устанавливает, что независимо от привлечения работника к дисциплинарной (административной или уголовной) ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию, учреждению, организации, производится возмещение такого ущерба (ст. 248).

В некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине.

Вопросы для контроля:

1. Понятие и виды земельных правонарушений.

2. Состав земельного правонарушения.

3. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

4. Административно-правовая ответственность за совершение земельного правонарушения.

5. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный земельным правонарушением.

6. Уголовная ответственность за порчу земли.

7. Административно-правовая ответственность за порчу земель. Отграничение состава административного состава порчи земель от смежного состава преступления.

8. Административно-правовая ответственность за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

9. Ответственность за самовольное занятие земельного участка.

10. Дисциплинарная и материальная ответственность за земельное правонарушение.

Резюме по теме:

Рассмотрев правовую ответственность за нарушение земельного законодательства, можно сделать следующие выводы: 1. основанием правовой ответственности в земельно-правовой сфере является земельное правонарушение; 2. за нарушение земельно-правовых норм наступают универсальные виды ответственности: административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная, материальная.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава VII. Правовой режим земель

Цель изучения темы: изучить правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Задачи изучения темы:

Определить понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения;

Изучить правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, включая оборот сельскохозяйственных земель;

Уяснить субъектный состав прав на земли сельскохозяйственного назначения и права и обязанности данных субъектов.

§ 1. Понятие и состав земель
сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Новый Земельный кодекс, детально урегулировавший все основные аспекты земельных отношений, лишь в общих чертах регламентирует правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, оставляя решение вопроса об обороте таких земель до принятия специального федерального закона.

Основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение - использование для производства сельхозпродукции; более подробно содержание такого использования раскрывается в ст. 79 ЗК РФ. При этом используемые в сельскохозяйственных целях участки, находящиеся в пределах городской черты, черты поселков и сельских поселений, входят в состав земель поселений (см. ст. 91 ЗК РФ). Участки, используемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой ре­жим соответствующей категории земель.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых собственно и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. ст. 85 ЗК РФ). Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер; на них находятся здания ферм, складов, амбаров, гаражей и других необходимых в аграрном производстве построек, подъездные пути к ним и т.п.

Замкнутые водоемы - пруды, озера, водохранилища, находящиеся на таких землях, также включаются в состав земель сельскохозяйственного назначения, а не земель водного фонда. В соответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому, имуществу и являются составной частью земельного участка (ст. 11 Водного кодекса РФ).

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются и так называемые неудобья: овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данной момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. В новом ЗК (в отличие от прежнего) они специально не упоминаются. Это связано, очевидно, с тем, что указанные участки подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительс­кими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Защита природных ресурсов необходима для поддержания биологического разнообразия и экономического потенциала почвы, лесов и других частей окружающей среды. Юридическая ответственность за порчу, загрязнение земли, в том числе плодородного слоя по КоАП и УК РФ – эффективный метод борьбы с недобросовестными пользователями.

Общая характеристика

В статье 8.6 КоАП РФ устанавливается ответственность за неправомерное негативное воздействие на плодородный слой почвы. Материальный состав нарушения: правонарушение завершено, когда часть грунта снята, перемещена, уничтожена, либо подверглась определённому загрязнению. В первых двух случаях предполагается ответственность:

  • Для физических лиц – 1000-3000 рублей;
  • Для должностных лиц – 5000-10000 рублей;
  • Для юридических лиц – 30000-50000 рублей.

В остальных:

  • Для физических лиц – 3000-5000 рублей;
  • Для должностных лиц – 10000-30000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей – 20000-40000 рублей;
  • Для юридических лиц – 40000-80000 рублей.

Нарушение совершается гражданином, достигшим 16 лет, должностным лицом организации, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Наказание применяется к лицу, которое осуществляет фактическое пользование участком и обязано следить за его состоянием.

Субъективная сторона

Отношение нарушителя к содеянному может быть различным. Так лицо умышленно срезает слой почвы, если желает продать его или разместить на другом участке.

Засорение части земельного участка отходами, приведшее к ухудшению характеристик плодородного слоя, может быть в форме неосторожности. Виновный безразлично относится к потенциалу участка, хотя обязан принять меры для сохранения его плодородных функций.

(ст. 285 УК)

Для привлечения к уголовной ответственности за порчу земли помимо других нормативных актов нужно в обязательном порядке обращаться к земельному законодательству, то есть Закону РК от 24 января 2001 г. «О земле» и другим нормативным актам, регламентирующим земельные и экологические правоотношения.

Объектом преступления являются отношения по обеспечению охраны земли от отравления, загрязнения или порчи. Объективная сторона преступления проявляется в названных в диспозиции ст. 285 УК деяниях, проявляющихся в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Источниками причинения вреда земле при ее порче могут быть:

  • а) удобрения;
  • б) различные стимуляторы роста растений;
  • в) ядохимикаты;
  • г) производственные и бытовые отходы. Состав материальный, предполагает причинение вреда здоровью человека, то есть заболевание человека, характеризующееся по правилам определения легкой, средней, тяжкой степени вреда здоровью человека. Вред окружающей среде может быть нанесен в виде уничтожения плодородного слоя почвы на значительной территории, гибели большого количества животных, птиц и насекомых. Преступление окончено с момента наступления вредных последствий, названных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины или неосторожностью в обоих видах.

Субъектом этого преступления может быть признано любое виновное лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть специальный субъект, то есть лицо, обязанное в силу возложенных на него должностных, служебных или иных функций контролировать и соблюдать правила безопасного и безвредного обращения с землей.

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК, устанавливает более строгие меры ответственности за порчу земли, допущенную в зоне, признанной законом территорией с чрезвычайной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что на территории с чрезвычайной экологической ситуацией допускаемые факты порчи земли представляют повышенную общественную опасность, поскольку сложившаяся и без того социальная и экономическая чрезвычайная ситуация еще и усугубляется фактами отравления, загрязнения или иной порчи земли, то, бесспорно, такие деяния должны подвергаться более жестким мерам уголовно-правового воздействия.

Часть 3 ст. 285 УК регламентирует ответственность за особо квалифицированные составы преступной порчи земли. Особо квалифицирующим признаком законодатель называет смерть человека. Форма вины по ч. 3 ст. 285 УК может быть, как на это указано законодателем, только неосторожной. Последствие в виде причинения смерти возможно вследствие употребления продуктов (овощей, фруктов), снятых с загрязненных или отравленных земель. Либо это могут быть последствия контактного и вступившего во взаимодействие с организмом человека различных ядохимикатов (пестицидов), попавших при обращении с землей в организм человека, либо иным способом смертельно воздействующее на него. Между преступной порчей земли и наступившей смертью человека должна быть установлена прямая причинная связь.

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ). Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) — порчу земли (ст. 254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное и гражданское строительство, разведка и разработка полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений вызывают ее порчу. Будучи аккумулятором различных веществ, земля способна накопить в себе такое количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое опасно для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны. Этим обусловливается высокая вредоносность загрязнения и порчи земли.

Правовая охрана земель — важная задача любого цивилизованного государства. Земельный кодекс (ст. 12) предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Приведенное положение, а также другие нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК. Диспозиция ее ч. 1 сформулирована следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Основным объектом предусмотренного ст. 254 УК преступления следует считать экологическую безопасность земли.

Экологическая безопасность земель с учетом содержания ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" может быть определена как состояние защищенности земли, являющейся компонентом природной среды, и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Применительно к этому составу преступления необходимо обратить внимание на предмет преступления. Несмотря на многозначность слова "земля", в юридической литературе высказываются мнения, что речь идет о поверхностном почвенном слое. При этом акцент ставится либо на плодородность этого слоя, либо на функции (эта позиция представляется более точной), которые этот слой призван выполнять (экологические, экономические, рекреационные и др.).

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. // РГ. — 2002. — 12 января.

Формулировка диспозиции ч. 1 ст. 254 УК позволяет выделить следующие признаки объективной стороны порчи земли: 1) деяние, 2) последствия, 3) причинная связь между деянием и последствиями, 4) средства. Законодатель охарактеризовал это деяние как нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Не вызывает сомнений, что статья носит бланкетный характер. Соответственно, для определения содержания признаков состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам других отраслей законодательства, а правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила были нарушены и в каких юридических документах эти правила закреплены.

Общие требования обращения с опасными химическими или биологическими веществами содержатся в упомянутом ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельном кодексе РФ, а также в ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Эти требования конкретизируются в нормативных актах различного уровня. Среди них ФЗ от 19 июня 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также подзаконные нормативные акты, в частности: санитарные правила, утвержденные Главным санитарным врачом РФ; Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г., которым утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, и др.

Анализ изученных уголовных дел показывает, что наиболее распространенные нарушения в этой сфере — нарушения условий хранения удобрений и ядохимикатов, а также превышение установленных нормативов их использования.

Общими свойствами для средств совершения преступлений являются: 1) вещественный характер; 2) химическая или биологическая природа; 3) опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В качестве ориентира для правоприменителя законодатель указал следующие виды таких веществ: удобрения, стимуляторы роста растений и ядохимикаты.

Удобрения — органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в целях повышения урожая и его качества.

Стимуляторы роста растений — это природные или синтетические вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину.

Как удобрения, так и стимуляторы роста растений широко применяются при возделывании различных культур и дают положительный эффект. Однако нарушение правил их применения отрицательно отражается на состоянии почвы.

Ядохимикаты — это пестициды, т.е. химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), вредителями (инсектициды), болезнями (бактерициды и др.) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна и т.п.

Формальным показателем опасности других химических или биологических веществ может служить то, что применение этих веществ строго лимитировано и подлежит обязательной регистрации.

У преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254, два ряда последствий. Первый — последствия, непосредственно приближенные к деянию. Это отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Нормативной дефиниции понятия отравления или загрязнения земли нет. Однако в

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июня 1997 г. № 109-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. — № 29. — Ст. 3510.

ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывается категория "загрязнение окружающей среды". Под ней понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Можно также предположить, что применительно к этому составу преступления и для отравления, и для загрязнения почвы характерно ухудшение ее качества вследствие превышения нормативов содержания в ней веществ, указанных в качестве средств преступления. Причем превышение этих нормативов способно вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей, гибель и вред здоровью животных и растений. Отравление при этом характеризуется более высокой степенью поражения, поскольку оно оказывает негативное воздействие на живые организмы на клеточном уровне.

Второй ряд последствий образуют такие результаты преступного деяния, как причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Именно наступление этих последствий — критерий отграничения преступления, предусмотренного ст. 254 УК, от административного проступка, ответственность за который установлена ч. 2 ст. 8.6 КоАП "Порча земель". Понятие причинения вреда здоровью раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения". Согласно ему, причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам.

Трудности в установлении содержания понятия "вред окружающей среде" заключаются в том, что любое загрязнение или отравление либо порча земли уже могут рассматриваться в качестве такого вреда, так как земля является одним из основных компонентов этой среды.


Полагаем, что законодатель в этом случае имел в виду вред, причиненный другим составляющим экологической системы (воздуху, водам, недрам, животному либо растительному миру), вызванный порчей земли.

У причинной связи между деянием и последствием при порче земли есть своя специфика — она устанавливается в два этапа. Во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны находиться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а во-вторых, порча земли должна быть следствием нарушения правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами, допущенного в результате хозяйственной или иной деятельности.

Последствия второго ряда могут быть значительно удалены от последствий первого, а следовательно, и самого деяния, поскольку неопределенно долгим может быть вредоносное влияние загрязнения и отравления земли на здоровье человека и окружающую среду. Следовательно, в момент совершения деяния масштабы отрицательного эффекта порчи земли могут быть только спрогнозированы. С учетом этого логично было бы указать в диспозиции ст. 254 УК в качестве обязательного признака состава преступления не наступление таких последствий, как вред здоровью человека или окружающей среде, а реальную опасность их наступления.

Поскольку к субъекту анализируемого преступления законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований, ответственность по ст. 254 могут нести вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной, форму которой следует определять с учетом психического отношения лица к обоим рядам наступивших

О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. // РГ. — 1998. — 24 ноября.

последствий. Поэтому преступление с основным составом может быть как неосторожным или умышленным, так и преступлением с двойной формой вины. Ведь в отношении первого ряда последствий возможен как умысел, так и неосторожность. Определяя психическое отношение ко второму ряду последствий, необходимо принимать во внимание характер причиняемого вреда. Относительно вреда, причиненного окружающей среде, может быть и умысел, и неосторожность. Умысел в отношении вреда здоровью, думается, предполагает дополнительную квалификацию по статьям, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, поскольку максимальное наказание, предусмотренное в ст. ст. 111, 112 и 115 УК, выше, чем в ч. 1 ст. 254. В свете сказанного нельзя согласиться с точками зрения, согласно которым преступление характеризуется неосторожной виной, либо косвенным умыслом, либо двумя формами вины, либо умыслом в отношении действия и неосторожностью в отношении последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 254, — небольшой тяжести. Наказание за него устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Ответственность за порчу земли повышается, если деяние совершено в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (максимальное наказание — до двух лет лишения свободы). Указанный квалифицирующий признак может быть констатирован лишь в том случае, если на момент нарушения правил соответствующая территория в установленном законом порядке уже была отнесена к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия. В ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подчеркивается, что решение вопроса о признании определенной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия находится в компетенции Правительства РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 254, рассматривается законодателем уже как преступление средней тяжести, поскольку за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В диспозиции ч. 3 в качестве квалифицирующего признака указано наступление такого последствия, как причинение смерти человеку по неосторожности. Поскольку признаки потерпевшего, употребленные в формулировке закона, говорят о единственном погибшем, а санкция, закрепленная в ч. 3 ст. 254, не является более суровой по сравнению с санкцией за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК), то в случае гибели двух или более человек в результате порчи земли деяние должно квалифицироваться по совокупности двух преступлений. Однако представляется, что во избежание двойного влияния на объем ответственности одного и того же обстоятельства квалификация такого деяния должна осуществляться не по ч. 3, а по ч. 1 или ч. 2 ст. 254.

Немаловажно для квалификации выяснение соотношения состава преступления, предусмотренного ст. 254 УК, с преступлениями, ответственность за которые регламентируется в ст. 246 — 248 УК. Нарушение правил, о которых идет речь в ст. 254, также может быть при производстве работ, о которых упоминается в ст. 246 УК. Оно может выразиться и в нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами либо правил обращения с микробиологическими агентами или токсинами (ст. 247 — 248). Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретны по сравнению с объективными признаками составов преступлений, предусмотренных ст. 246 — 248, поскольку здесь речь идет о неправомерном воздействии на один компонент окружающей среды — землю.

Однако ст. 246 УК указывает на признаки специального субъекта преступления — "лицо, ответственное за соблюдение правил", в то время как в ст. 254 такого указания нет. Следовательно, при совершении преступления, подпадающего под признаки состава и ст. 246, и ст. 254, квалификация зависит от признаков субъекта. Таким образом, если лицо совершает деяние, содержащее признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254, и при этом обладает признаками специального субъекта, деяние квалифицируется по ст. 246, если не обладает таковыми — по ст. 254. Следует заметить, что санкции статей существенно разнятся (ч. 1 ст. 254 предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, ст. 246 — лишение свободы сроком до пяти лет).

Иначе решается вопрос о соотношении статей 254 и 247 УК. Об их конкуренции можно говорить в том случае, когда порча земли происходит в результате нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. По логике вещей такая конкуренция должна решаться в пользу ст. 254, поскольку, как и в предыдущем случае, объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретизированы. Однако в правильности такого вывода заставляет усомниться сопоставление санкций ч. 1 и 2 ст. 254 (максимальное наказание — два года исправительных работ по ч. 1 и до двух лет лишения свободы по ч. 2) и ч. 2 ст. 247 (максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы), которые несоразмерны.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно в пользу ч. 2 ст. 247 может быть решен вопрос о конкуренции этой статьи со ст. 250 "Загрязнение вод". Поскольку ст. 250 не связывает совершение преступления с определенными орудиями или средствами. Получается, что за загрязнение вод экологически опасными отходами наказание на порядок выше, чем за порчу земли теми же веществами. Даже если учесть, что загрязнение вод потенциально более опасно (быстрая распространяемость загрязнения), думается, здесь можно усмотреть нарушение принципа справедливости. Законодатель связывает наступление уголовной ответственности в обеих рассматриваемых статьях с наступлением вредных последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде. Выйти из этой ситуации можно путем изменения диспозиции ст. 254. Вряд ли справедливо утверждать, что портят землю только опасными химическими или биологическими веществами, порча возможна и посредством строительного мусора или путем физического уничтожения плодородного слоя. Следовательно, один из вариантов приведения ст. 254 в соответствие со ст. 247 — отказ от указания в диспозиции ст. 254 на средства совершения преступления. Такое нововведение может послужить и решению другой проблемы, ведь общественно опасное по своей сути деяние, выражающееся в порче земли не указанными в ст. 254 веществами, остается пока вне сферы действия уголовного закона.

Уничтожение поверхностного плодородного слоя земли является причиной того, что выращивание каких-либо растений становится бессмысленным. В результате некоторых действий угодья невозможно использовать вообще.

Наказание за порчу и загрязнение земель.

Уничтожены участки земель могут быть различными способами и в различной степени, что обязательно учитывается судом. Причина уничтожения грунтов:

  • бесконтрольное применение агрессивных химических веществ;
  • структура почвенных слоёв нарушена;
  • проводились строительные, ремонтные или дорожные работы;
  • часто проезжал транспорт большой тоннажности;
  • рекультивация не производилась;
  • древесина заготавливалась или перевозилась.

Земля является предметом правонарушения, независимо от того, в какой форме собственности она находилась и каким был характер владения.

Определение

Если результатом чьих–либо деяний стало ухудшение качества слоев плодородных почв, приведшее к снижению ценности земель или невозможности ее эксплуатации, то лицо, ответственное за происходившее, в том числе, если оно бездействовало, что также могло привести к губительным последствиям, подпадает под действие законов РФ. Кодекс об административных правонарушениях определяет правонарушение, в ходе которого плодородные слои самовольно снимаются варварским способом или перевозятся\перемещаются - как изменение расположения, произведенное без разрешения госорганов.


Нарушивший статью 8.6 коап (часть 1) в таких случаях несёт административную ответственность. Если в результате последовала смерть человека, то в силу вступает уголовное законодательство.

Согласно российскому законодательству руководители компаний различных направлений деятельности, частные лица и представители госорганов несут ответственность за порчу и загрязнение земель, меру которой определяет суд. Для определения меры наказания используются статьи ст.77 ФЗ, № 7-ФЗ 8.6 КоАП Российской Федерации (часть 1) и статья 254 УК РФ.

Загрязнение подразумевает, что применявшиеся средства (химические или природные, например, известь) изменили качественный состав, по причине чего участки различной площади проблематично\невозможно использовать вследствие загрязнения или же растения, на них выращенные, могут причинить и окружающей среде. По делам, связанным с загрязнением, меру наказания определяет КоАП в ст. 8.6 (часть 2). Загрязняющих землю привлекают к ответственности административной. В зависимости от того, насколько негативным был результат воздействия на земельные угодья, правонарушители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Точное определение действий преступлений дает суд.


Особенности

Преступления имеют различные составы: простой или квалифицированный. Для квалифицированного состава обязательным является место совершения преступления (зона ЧЭС, зона экологического бедствия). Объективная сторона состоит в деянии (бездействии или действии), которые стали причиной порчи или качественного изменения состава грунтов, приведших к последствиям в виде причинения , окружающей среде, смерти человека. Субъектом противоправного деяния является достигшее/достигшие 16 лет лицо/лица, осуществлявшие хозяйственную или иную деятельность, в ходе которой выполнялись транспортировка, хранение и пр. химических веществ или проводились работы (строительство, транспорт).

Преступление считается оконченным с того момента, когда наступило любое из негативных последствий.

Меры пресечения

Если противоправные действия обвиняемого заключаются в невыполнении обязанностей по охране, улучшению, рекультивации или иной деятельности (при определении причиненного порчей ущерба выполняются расчеты), то наказание определяет коап в виде административного штрафа размером:

  • 1000- 3000 руб. гражданам;
  • 5000 – 10000 руб. должностным лицам;
  • 30 тыс. – 50 тыс. руб. юридическим лицам.


Если деяния виновных привели к значительному ухудшению качественного состояния земель, КоАП предусматривает штраф с учетом :

  • 20-50 тысяч гражданам;
  • 50-100 тысяч должностным лицам;
  • 4000-7000 тысяч юридическим лицам.

Если произошла порча земли УК РФ предусматривает возможность принудить виновного восстановить земельный участок. Восстановление земельного участка выполняет осужденный за свой счет.

В статье 254 (часть 2) предусмотрена ответственность за порчу земель при несоблюдении правил обращения с опасными веществами, что является квалифицирующим признаком. В части третьей статьи 254 УК РФ ответственность за загрязнение или порчу земель уголовный кодекс определяет при наличии особо квалифицирующего признака – смерть человека. Согласно со статьей 254 приговором суда могут быть, в зависимости от составов:

  • заключение в тюрьму;
  • штраф.

Если следствием противоправных деяний стала смерть человека, суд может приговорить обвиняемого к длительному тюремному заключению. Осуществление любой деятельности на земельном участке, независимо от его назначения, предполагает ответственность представителей бизнеса, .

Если вследствие безответственных действий произошло отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами, виновные должны отвечать со всей строгостью закона. Если вам вменяется преступление по причине пренебрежительного или бесхозяйственного отношения к земле, помощь может оказать квалифицированный адвокат, специализирующийся по данному вопросу. Таким образом, мы рассмотрели, каким наказаниям могут подлежать лица, нарушившие статью о порче и загрязнении земель. Если после прочтения данной статьи у вас остались вопросы, то пишите их в комментариях.

Рекомендуем почитать

Наверх