Сущность законности проявляется в. Бошно С.В. Правоведение Понятие и сущность законности. Научная литература и материалы периодической печати

Учет и отчетность 04.07.2020

Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности.

Нарушением законности является принятие ведомственного акта, противоречащего закону.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство (единообразное понимание нормативных предписаний), верховенство закона (соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов), недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.


Похожая информация.


Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность », за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права ». Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права , то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону .

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе , результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека . Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права ; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина , их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства , должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства , которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе . Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности .

Принципы, требования и функции законности

2. Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства . Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России, где существуют несоответствия и противоречия законодательств субъектов федеральному праву , и прежде всего Конституции РФ .

3. Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане , их объединения, так и органы государства , должностные лица. Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией.

4. Принцип гарантированности основных прав и свобод человека , состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов.

5. Принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека .

6. Принцип неотвратимости наказе ним, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание .

Принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъектам права. В зависимости от субъектов правоотношений требования могут быть двух видов: 1) требования, обращенные к органам государственной власти и должностным лицам, и 2) требования, адресованные гражданам и организациям. Следовательно, требования законности — это правовые предписания, обращенные к органам власти и гражданам, исполнение которых делает издаваемые акты и действия законными. Они вытекают из принципов законности и определяют направления их реализации. Так, например, принцип верховенства закона порождает ряд требований: 1) все законы и иные нормативные акты должны соответствовать Конституции как основному закону государства; 2) все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме; 3) правоприменительные акты, как и правоприменительная деятельность органов государства, должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконным актам.

В то же время принцип всеобщности законности предписывает: 1) равенство всех перед законом, т.е. наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от социального положения, занимаемой должности, расы, пола; 2) равную защищенность всех и каждого; 3) одинаковые гарантии от злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти .

Роль и значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе :

  1. законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности всех субъектов права обеспечивает эффективность механизма правового регулирования ;
  2. законность формирует условия для создания законодательства, отвечающего объективной природе общественных отношений, целям социального прогресса, идеям свободы, гуманизма и справедливости;
  3. законность как режим общественной жизни позволяет создать условия неукоснительной реализации прав и свобод путем установления материальных, организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту.

Кроме того, законность требует надлежащего и эффективного применения норм права , не терпящего волокиты, бюрократизма, ущемления прав и свобод индивидов.

Гарантии законности

Правопорядок органично связан с законностью , поскольку является результатом осуществления законности и действия права , т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права , является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством . Таким образом, правопорядок — это состояние фактической упорядоченно-- сти и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

Однако в юридической науке понятие «правопорядок» иногда интерпретируется достаточно узко, лишь как следствие реализации законности. Несмотря на свой основополагающий характер, принцип законности не исчерпывает всей системы правовых средств, которыми обеспечивается правомерное поведение участников правоотношений . Правовой порядок общества в противоположность анархии, хаосу является сложной социально-правовой категорией. В нем тесно переплетены элементы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, интересы социальных групп, индивидов и общества в целом.

Правопорядок следует рассматривать как комплексное образование, имеющее системный характер. Как системное образование правопорядок состоит из множества взаимодействующих элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости и взаимовлияния. К ним относятся:

  1. субъекты (участники) правопорядка с их различной функциональной нагрузкой, иерархической соподчиненностью и разнообразными свойствами, качествами;
  2. совокупность актов реализации права с их разнообразными качественными характеристиками;
  3. все отношения и связи между участниками, их свойствами, корреляционные связи прав, свобод и обязанностей, ответственности;
  4. урегулированное, упорядоченное взаимодействие названных элементов, образующих единый слаженный организм.

Правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня — общественного порядка. Общественный порядок представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали , обычаев , традиций, стереотипов. Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако степень упорядоченности всей системы общественных отношений наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях одна лишь возможность применения государственного принуждения является лучшим средством против действий хулигана, террориста.

В качестве составного элемента общественный порядок включает в себя государственную дисциплину — установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия , организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции. Состояние упорядоченности общественных отношений возможно лишь тогда, когда в повседневной жизни, на работе люди сообразуют свои действия с требованиями дисциплины, т.е. с порядком поведения людей, сложившимся в обществе на основе норм права, традиций и морали, требований той или иной организации.

В связи с этим правовой порядок общества следует отличать от общественного порядка в целом. Подобное отличие возможно провести при помощи признаков, свойственных правопорядку:

  1. правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, предусмотренное нормами права;
  2. правопорядок — это результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности;
  3. содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений;
  4. пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений;
  5. правопорядок обеспечивается государством.

Правопорядок — комплексное образование, имеющее сложную структуру, которая включает следующие элементы.

Первый компонент - нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. Нормативно-правовые акты определяют состав участников правоотношений, методы регулирования поведения людей, процедуры их взаимодействия, требования, предъявляемые к участникам правоотношений. Акты, упорядочивающие отношения субъектов права , различны по своей характеристике. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное длительное действие и кратковременными, разовыми. Среди них выделяют законы и нормативные акты отраслевого, процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п.

Второй компонент — правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства. Правовая структура состоит из субъектов права, среди которых выделяют:

  1. государство, его органы, организации, учреждения;
  2. негосударственные образования и объединения;
  3. граждан (участников правоотношений).

Все субъекты права наделены компетенцией, полномочиями, правовым статусом, функциями, которые закреплены в конституции , органических законах, уставах, договорах .

К реальному и потенциальному (например, организации, которая в ближайшее время будет зарегистрирована в качестве юридического лица) участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования:

  1. ими могут быть признанные субъекты права;
  2. акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах;
  3. каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Правовая структура современного российского общества включает в себя следующие элементы:

  1. Россию как целое и субъекты Федерации, все законодательные, исполнительные и судебные органы Федерации и ее субъектов;
  2. Президента и ему подчиненные структуры, Правительство , органы власти , государственные организации, учреждения и предприятия;
  3. негосударственные организации, учреждения и предприятия (ассоциации, компании, товарищества, банки и пр.);
  4. общественные организации и движения, иные постоянные объединения людей;
  5. граждан России, иностранцев и лиц без гражданства .

Третий компонент - правомерное поведение, совершаемое субъектами права в пределах правоотношений, как фактический результат действия права и реализации идей и принципов законности. Правомерное поведение представляет собой юридическое содержание правопорядка.

В зависимости от характера регулируемых отношений, их масштаба и сложности правопорядок может подразделяться на различные виды:

  • по масштабности — правопорядок страны, Федерации, субъектов Федерации, других структур — региона, города, организации и др.;
  • по объему и значимости — общий, отраслевой, специальный;
  • по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;
  • по сложности — сложный, упрощенный, элементарный;
  • по степени оформленности — оформленный и неоформленный (воплощение в жизнь правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Принципы правопорядка

Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Поэтому среди принципов, т.е. основополагающих идей и начал, на которых основывается правопорядок, следует выделить:

  • принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции , обеспечивает ее реализацию и все требования конституции находят в нем конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан , в основе которых лежит верховенство прав и свобод личности . Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны (юридическая конституция) сливаются в установленном порядке жизни;
  • принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
  • принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, форм социальных связей, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов, групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;
  • принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже несмотря на высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок не возникает стихийно, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм ;
  • принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов ;
  • принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения , сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действиями субъектов права , а представляют собой систему отношений. Эта система характеризуется иерархичностью, непротиворечивостью, взаимозависимостью составляющих ее элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

Правопорядок и демократия

Это оказывается возможным лишь в условиях демократического государства, которое и является наиболее адекватной формой реализации правопорядка. Это обусловлено тем, что главный принцип формирования и функционирования демократической системы власти состоит в недопущении узурпации власти через ее концентрацию в одних руках. Поэтому основное отличие демократических режимов от недемократических заключается в том, что при демократической организации властных структур и отношений осуществляется децентрализация власти, ее разделение на различные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены, что, однако, не означает состояния безвластия или «многовластия».

Не менее значимыми являются демократические принципы осуществления власти: прямые и представительные формы участия граждан в политической жизни, взаимная обусловленность свободы и ответственности, обеспечение интересов большинства и прав меньшинства на свою позицию, верховенство закона , гласность, плюрализм, право отзыва избранных представителей и т.д.

Большое значение в демократических системах власти имеют демократические процедуры. Среди наиболее важных процедур, характеризующих демократические режимы, необходимо отметить:

  1. выборы (честные, соревновательные, свободные, регулярные);
  2. голосование (прямое, равное, тайное);
  3. референдумы , в проведении которых особенно важными являются корректная постановка вопросов и механизм реализации результатов;
  4. оппонирование и состязательность при решении политических вопросов;
  5. делегирование полномочий; 6) изучение и учет общественного мнения;
  6. общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов.

Правопорядок в условиях демократического государства характеризуется рядом отличительных признаков:

  1. высокой степенью гарантированности прав и свобод человека ;
  2. широким спектром правовых средств, который может использовать каждый человек для защиты своих достоинства, неприкосновенности и безопасности;
  3. развитой независимой судебной системой .

В демократическом государстве власть связана правом, которое исключает произвол государства и обеспечивает права и свободы личности . Однако это не отрицает возможности использования принуждения при защите прав и свобод, в борьбе с преступностью . В демократическом обществе правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях. При этом они всегда должны действовать только законными средствами и на основании закона. Следовательно, демократическое государство подчинено закону, но одновременно требует законопослушания от всех граждан.

Таким образом, правопорядок и демократия взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правопорядок является условием развития демократии, средством гарантированности прав и законных интересов. С другой стороны, лишь демократическое государство выступает той юридической формой, в рамках которой возможно реальное воплощение идеи верховенства прав человека, принципов справедливости и гуманизма, их гарантированности и защиты со стороны государства, взаимной ответственности государства и личности перед законом. При этом фактическое состояние упорядоченности общественных отношений достигается благодаря высокой правовой культуре гражданского общества , зрелости его интересов.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.- Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный гуманитарный УНИВЕРСИТЕТ им Шолохова»

Факультет: Институт права, политики и социального развития

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Законность: понятие, сущность и ее гарантии

Выполнил: студент гр. 75Ю310113

Хайдарова Д.Р.

Научный руководитель: Шеяфетдинова Н.А.

Москва 2014 г.

Введение………………………………………………………………. 3

Глава I . Понятие законности…………………………………………. 5

Глава II . Сущность законности…………………………………….... 13

2.1Основные требования законности……………………………….. 13

2.2 Принципы законности………......................................................... 19

Глава III . Гарантии законности………………………………………. 23

Заключение…………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы………………………………… 28

Введение

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл. Т.е в моем понимании право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования, строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 1

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

Понятие и содержание законности;

Основные требования и принципы законности;

Система гарантий законности.

Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей работы.

Глава I . Понятие законности

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. 2 Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.

Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. 3

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. 4

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний – задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений. 5

3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам. 6

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. 7

Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы.

Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

Совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

Полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления. 8

Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность;

Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость. В свете вышесказанного хотелось бы предложить следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное – это отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.

Глава II . Сущность законности

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). 9


2.1Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. 10

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. 11 Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. 12 Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. 13

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. 14

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. 15 И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. 16

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. 17 Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.


2.2 Принципы законности

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.

1. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия (единство законности).

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

Недопустимы попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем более на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

2. Всеобщность законности.

Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. 18 В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

3. Целесообразность законности.

Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний.

Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.


Глава III . Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности.

Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. 19

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Общие условия подразделяются на:

1. Экономические условия.

Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и так далее.

2. Политические условия.

Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

3. Идеологические условия.

Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

4. Социальные условия.

Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

5. Правовые условия.

Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

Выделяются следующие юридические гарантии (средства):

Средства выявления правонарушений;

Средства предупреждения правонарушений;

Средства пресечения правонарушений;

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;

Юридическая ответственность;

Правосудие.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. 20 Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.).


Заключение

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная и право реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права.

В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность – это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.

Определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью.


Список использованной литературы

  1. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении. // Правоведение. 1992. N3.
  2. Горшенев В.И. Законность как достояние правового государства //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. 2001.
  3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. -М.:Зерцало, 1997
  4. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007. - 400 с.
  5. Теория государства и права. Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.
  7. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М: Наука. 2002. – 292 с.
  8. Казаков В.Н. О некоторых чертах современного правопорядка. //«Государство и право». 2003, № 4, с. 88-92.
  9. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000. - 511 с.
  10. Ленин В. И. О «двойном» подчинение и законности // Полное собрание сочинений. Т. 45, М. 1964. – 730 с.
  11. Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2010.
  12. Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права.// М.: Норма - Инфра-М, 2010.
  13. Левченко И.П. Механизм применения права. Смоленск. 1999. С. 68.
  14. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Рассолова, В. О. Лучина. – М. ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.
  15. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с.

1 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

4 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.

5 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009

6 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

7 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

8 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Гос-во и право. 2008. №3.

9 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

10 Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

11 Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.

12 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.-

14 Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

15 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

16 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

17 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009.

18 Шабуров А.С. Законность и правопорядок Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2009.

19 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

20 Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права.// М.: Норма - Инфра-М, 2010

Понятие правопорядка. Соотношение законности с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной

Законность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком и дисциплиной.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок - это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его место занимает законопорядок - суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. Такой правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны - на защите прав и свобод граждан органами государства.

Дисциплина - это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. Сущность дисциплины заключается в сознательном самоограничении индивида в процессе коллективной деятельности. Внешняя дисциплина - проявление муштры, внутренняя - явление культуры.

Законность - более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе - соблюдение всех социальных норм, включая нравственные, эстетические и правовые. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины - порядок общественный.

Гарантиями законности являются объективные и субъективные факторы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права. В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии:

Социально-экономическими гарантиями законности являются высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.

Политические гарантии заключаются в укреплении демократизма государственного и общественного строя, расширении гласности и общественного контроля за деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы.

Идеологические гарантии включают в себя нормирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина - в качестве высшей ценности государства.

Юридические гарантии заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.

Общественные гарантии включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

Рекомендуем почитать

Наверх