Годовые отчеты по 44 фз. Методические рекомендации. Отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения контракта) случаи и сроки размещения отчета об исполнении контракта. Обеспечение исполнения контракта

Налоги, взносы, сборы 29.07.2019

Законодательством РФ предусмотрены составление и размещение в единой информационной системе некоторых форм отчетности в сфере закупок товаров, работ, услуг. О том, что следует учесть при их заполнении, рассказал эксперт журнала.

Положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрены составление и размещение в единой информационной системе (ЕИС) некоторой отчетности, о которой мы и поговорим в данной статье.

Закон о контрактной системе предусматривает составление и размещение в ЕИС следующих отчетов:

    об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

    о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика при осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;

    об исполнении контракта или его отдельного этапа.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе учреждения силовых ведомств обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок путем:

    проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;

    осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1.2 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в ЕИС. В названный отчет заказчик включает информацию о заключенных с социально ориентированными некоммерческими организациями контрактах, а также о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием данных организаций.

Правила подготовки отчета, его размещения в ЕИС, форма отчета определены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 (далее – Правила № 238).

В соответствии с п. 4 Правил № 238 отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица бюджетного учреждения и размещается в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Обратите внимание:

Обязанность формировать отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций сохраняется у заказчика даже в случае неосуществления им закупок у таких организаций. В данном случае в отчете необходимо отражать нулевые показатели (письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2016 № ОГ-Д28-9405, от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6288).

Отчет состоит из трех разделов.

Раздел I «Сведения о заказчике». В данном разделе приводятся сведения о заказчике – учреждении силовых ведомств.

Раздел II «Информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций». При заполнении разд. 2 все показатели следует приводить в тыс. руб. В нем отражаются:

1) по строке 1 – совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год. Как мы уже отметили, под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок согласно Закону о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Необходимо отметить, что по этой строке не отражается объем закупок, сведения о которых составляют государственную тайну;

2) по строке 2 – общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, рассчитываемый как сумма объемов финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых:

    для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    на оказание услуг по предоставлению кредитов;

    с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исходя из ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;

    на выполнение работ в области использования атомной энергии;

    по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) по строке 3 – совокупный годовой объем закупок, рассчитываемый как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным по строке 1, и общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, обозначенным по строке 2, за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе;

4) по строке 4 – объем закупок, которые бюджетное учреждение обязано осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году;

5) по строке 5 – объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих уплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до его начала по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;

6) по строке 6 – сумма денежных средств, подлежащих уплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до его начала по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В этой позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента от его цены. Если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в данной строке учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента от его цены;

7) по строке 7 – объем закупок, которые бюджетное учреждение осуществило у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, рассчитанный как сумма значений объемов закупок, указанных по строкам 5 и 6;

8) по строке 8 – доля закупок, которые бюджетное учреждение совершило у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, исчисленная как процентная доля объема закупок, обозначенного по строке 7, по отношению к совокупному годовому объему закупок, рассчитанному с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе и указанному по строке 3. Сведения приводятся в процентах;

9) по строке 9 – информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В частности, здесь необходимо отразить общую сумму начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся процедур закупок (открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, повторных конкурсов, аукционов в электронной форме, запросов котировок, запросов предложений), в которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, и по результатам проведения которых контракт не заключен либо заключен по основаниям, предусмотренным п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Раздел III «Информация о заключенных контрактах». При заполнении данного раздела необходимо указать:

    по строке 1 – уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, из реестра контрактов, заключенных учреждением;

    по строке 2 – уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов, заключенных учреждением, в отношении контрактов, содержащих условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

    по строке 3 – уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, из реестра контрактов, заключенных учреждением.

Датой составления отчета является дата его размещения в ЕИС (на официальном сайте). При этом информация, содержащая государственную тайну, не отражается в отчете и не размещается в ЕИС (на официальном сайте).

Отчет хранится в ЕИС (на официальном сайте) в течение срока, установленного законодательством РФ об архивном деле.

Отчет при осуществлении закупки у единственного поставщика.

В силу ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 – 48, 50 – 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Поскольку положения настоящего закона не содержат требований к форме такого отчета, он может быть составлен в произвольной форме. При этом указанный отчет должен содержать:

    обоснование невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика. Заметим, что Законом о контрактной системе не установлены критерии невозможности или нецелесообразности использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик должен обосновать необходимость выбора именно неконкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    цену и иные существенные условия контракта. Отметим, что расчет и обоснование цены контракта должны содержаться непосредственно в тексте контракта либо быть оформлены как неотъемлемое приложение к нему, подписаны и скреплены печатями всех сторон контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется. Напомним, что при обосновании цены контракта следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Что же касается существенных условий контракта, Закон о контрактной системе как не раскрывает понятие данного термина, так и не содержит перечень этих условий. Вместе с тем, по нашему мнению, в данном случае можно использовать положения ст. 432 ГК РФ, в силу которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, будет определяться в каждом конкретном случае. При этом заказчик должен быть готов аргументировать отсутствие необходимости обосновывать те или иные условия контракта.

Отчет должен быть составлен и утвержден до даты заключения контракта.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не содержит требования о размещении отчета, обосновывающего закупку у единственного поставщика, в ЕИС.

Отчет об исполнении контракта или его отдельного этапа.

В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного согласно п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС и содержащем информацию:

    об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

    о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или неисполнении контракта и санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

    об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету должны быть приложены заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приеме таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Требование о приложении иных документов к отчету Законом о контрактной системе не установлено (Письмо Минфина РФ от 07.07.2014 № 02-02-06/32616).

Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (в электронном виде), или файлов с графическим образом оригинала документа (в графическом виде). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Необходимо отметить, что отчеты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в единой системе.

Порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта или результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС установлены положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение № 1093).

Порядок заполнения отчета изложен в разд. II Положения № 1093. Отчет подготавливается уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим учреждения по форме согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 1093. Отчет формируется с использованием информации, размещенной работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика в ЕИС: отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, а также информации, содержащейся в реестрах, классификаторах и справочниках единой системы и иных информационных системах.

В соответствии с п. 6 Положения № 1093 отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой системе.

Датой составления отчета является дата его размещения в единой системе.

Для отчета, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, датой составления является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

При формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап контракта, на дату исполнения этого этапа.

Если срок исполнения контракта превышает финансовый год, информация об исполнении контракта в целом заполняется в соответствующих графах отчета за весь срок его исполнения (по годам).

Согласно п. 3 Положения № 1093 отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней:

    со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приеме результатов исполнения контракта и (или) его отдельного этапа, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

    со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания названного документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

    со дня расторжения контракта, то есть дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Отметим, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня последнего из совершенных им действий (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214):

    оплаты заказчиком обязательств;

    подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Исходя из требований п. 10 Положения № 1093 отчет и приложенные к нему документы могут быть размещены в ЕИС в виде:

    либо файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид);

    либо файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Реестр контрактов на приобретение товаров, работ, услуг.

Перечень документов и информации, подлежащих включению в реестр, определен в ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе. Реестр контрактов ведется в электронном виде в ЕИС и заполняется Федеральным казначейством на основании сведений, поданных заказчиком (п. 6 Порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 (далее – Порядок № 1084)).

Бюджетные учреждения обязаны направлять сведения и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня заключения, изменения, исполнения или расторжения контракта (п. 12 Порядка № 1084).

* * *

В заключение напомним, что несоблюдение требований Закона о контрактной системе по размещению информации о закупках в ЕИС является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4, 3, 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Заполнять отчет по контрактам?

Минэкономразвития в Письме от 17.06.2014 N Д28-1008 разъяснило порядок заполнения формы отчета по контрактам. Чего-то принципиального сказано не было.
Стоит отметить только следующее. При заполнении раздела "информация об исполнении контракта" зачастую встает вопрос: что указывать датой начала действия контракта и датой окончания действия по графе "исполнено". То есть если по предусмотренному контрактом понятно, то вопрос есть по фактическому исполнению.

Министерство разъяснило: "В показателях 1 и 2 графы 4 "Исполнено" раздела III формы отчета указываются данные (ДД.ММ.ГГГГ) из документов, подтверждающих приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров (например, акт приема-передачи выполненных работ)".

2. Необходимо ли в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N размещать отчет об исполнении этапа контракта, если оплата по контракту производится ежемесячно?

Данный вопрос так и не получил однозначного решения в письмах Минэкономразвития РФ и Казначейства РФ:
1) в Письме Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 N Д28И-2263 был сделан вывод, что "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно";
2) в Письме Казначейства РФ от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 указанная выше позиция была поддержана. При этом Казначейство специально указало, что в реестр сведения включаются только после полного исполнения обязательств по контракту, то есть независимо от этапов исполнения, после завершения всех этапов;
3) в Письме Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889 сделан уже прямо противоположный вывод: "этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом";
4) в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2919 сделан опять обратный вывод: "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно".
Итак, в первом письме Минэкономразвития РФ признает, что при отсутствии соответствующего указания на этапность в самом контракте, но при ежемесячной приемке и оплате заказчик обязан не только проводить экспертизу, но и публиковать отчет. В третьем письме Минэкономразвития РФ полагает, что без прямого указания в отчете на этапность исполнения публиковать отчет не надо. А в четвертом письме Минэкономразвития РФ опять возвращается к изначальной позиции. Как же это можно понять?
В этой ситуации придется, видимо, согласиться с последней по времени позицией Минэкономразвития РФ. Еще одно возможное толкование состоит в том, что в случае проведения ежемесячной экспертизы заказчики обязаны делать отчет ежемесячно. Но если экспертиза не производится, осуществляется только ежемесячная оплата, то составлять отчет не нужно.
Аналогичное мнение высказано в Письме Минэкономразвития РФ от 27.05.2015 N Д28и-1349, от 20.05.2015 N Д28И-1442, 03.08.2015 г. N Д28и-2236, 27.07.2015 г. N Д28и-2216.
В Письме Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 г. N Д28и-3467 сделан вывод, что даже если отдельные этапы контрактом не выделены, но приемка и оплата осуществляются ежемесячно, это может быть расценено как этапы исполнения. Следовательно, необходимо размещать отчет по результатам таких этапов.
В Письме Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. N Д28и-1442 сказано, что график оплаты может быть равен этапам исполнения контракта, если такие этапы не выделены в контракте.

3. Надо ли размещать отчет, если сведения о контракте не включаются в реестр?

Нет, не надо. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2015 N Д28и-963. Позицию Министерства можно понять таким образом, что если закупка по п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N не включается в реестр, то и отчет составлять не надо. Аналогичный вывод, но применительно конкретно к п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N , сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 13.09.2015 г. N Д28и-2347.

4. Как включить сведения в отчет, если поставщик ликвидирован?

В этом случае необходимо на официальном сайте закупок внести сведения о том, что исполнение контракта завершено. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 N Д28и-2976. Свою позицию Министерство основывает на том, что в соответствии с гражданским законодательством ликвидация организации прекращает обязательства.

Государственные заказчики тратят бюджетные деньги, и за это они должны отчитываться. В этой статье расскажем о том, какие отчеты готовят заказчики по 44-ФЗ в текущем году.

Формы отчетности по 44-ФЗ

Заказчики обязаны размещать в ЕИС отчеты трех типов:

  1. Об исполнении контракта или его этапа . Этот отчет составляется помимо направления информации в Реестр контрактов. Иногда между отчетом и реестром возникает путаница. Чтобы этого не произошло, следует запомнить:
    • реестр регламентируется статьей 103 закона 44-ФЗ;
    • отчет об исполнении контракта - частью 9 статьи 94.
  2. Отчет по итогам закупки у единственного поставщика .
  3. Отчет о закупках у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Когда какой отчет разместить

Из перечисленных выше отчетов регулярным является только один - о закупке у СМП и СОНО. Его размещают по итогам отчетного года до 1 апреля года следующего . Остальные отчеты составляются к каждой процедуре.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Для публикации отчета по результатам закупки у единственного поставщика не установлено определенного срока. Однако сделать это следует до того, как контракт с единственным поставщиком будет заключен .

Что касается отчета об исполнении контракта (этапа), то на его публикацию дается 7 дней . Отсчет начинается с даты:

  • когда подписан документ о приемке и произведена оплата;
  • когда контракт расторгнут по решению суда, согласию сторон или в одностороннем порядке.

Отчет об исполнении

Составление этого отчета регламентируется постановлением Правительства № 1093 от 28 февраля 2013 года . Таким отчетом должен завершаться процесс исполнения каждого контракта, а если предусмотрено его поэтапное исполнение - то и каждого отдельного этапа.

В таком отчете должна содержаться информация следующего характера :

  • об итогах исполнения контракта или это части - о поставке товара, выполнении работ или оказании услуг;
  • о соответствии исполненного контракта плану-графику;
  • о том, были ли соблюдены сроки, включая промежуточные;
  • если в процессе исполнения контракта были допущены нарушения - об этих нарушениях;
  • о санкциях, которые были применены в связи с нарушениями;
  • об изменении или расторжении контракта.

Отчет должен составляться в отношении всех закупок за некоторым исключением . К ним относятся:

  • малые закупки;
  • закупки услуг в рамках переписи населения;
  • закупки для целей госохраны;
  • закупки услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, по снабжению водой, газом и электричеством, по охране, по вывозу бытовых отходов;
  • закупки прав доступа для библиотек, образовательных и научных учреждений к информации из баз данных и некоторые другие.

Детальное содержание отчета

Прежде всего в отчет включаются данные о заказчике - название и контакты, в том числе адрес.

Затем указывается информация о контракте - его идентификационный код, номер, наименование объекта закупки, включая код по ОКПД2, данные из реестра контрактов и источник финансирования.

Следом идет информация о поставщике . Указывается его и наименование, ИНН, адрес и контакты.

Главной частью отчета является таблица с информацией об исполнении контракта (раздел III) . В нее включаются сведения о начале и окончании исполнения, объеме товаров, работ или услуг, которые были по нему поставлены, их стоимости, включая сведения об авансовых платежах.

Также делается отметка:

  • о ненадлежащем исполнении контракта и санкциях за это;
  • об изменении контракта , с указанием даты и причины этого изменения и соответствующего ей кода;
  • о расторжении контракта , включая код расторжения:
    • 02 - если контракт расторгнут судом;
    • 03 - по решению заказчика;
    • 04 - по решению поставщика.

К отчету следует приложить документ о приемке , а также экспертное заключение , если оно есть.

При необходимости в отчет об исполнении контракта можно внести изменения. При этом в графе «Вид документа» следует указать, что это измененный отчет, а в графе «Изменения» - его порядковый номер, а также код правки.

Отчет по итогам закупка у единственного поставщика

Предназначение этого отчета - подтвердить, что проведение неконкурентной процедуры было выбрано обоснованно . Соответственно, в отчет включаются данные, которые докажут, что проводить закупку другим способом было нецелесообразно.

В отчет включаются такие сведения :

  • информация о заказчике;
  • цель закупки;
  • ссылка на конкретный пункт статьи 93 закона 44-ФЗ, в соответствии с которым проводится закупка;
  • объект закупки и его цена;
  • порядок формирования цены и ее обоснование;
  • обоснование нецелесообразности применения конкурентных методов закупки;
  • описание порядка расчетов между сторонами;
  • ссылки на нормативную базу.

В части 3 статьи 93 указано, при каких закупках у единственного поставщика составлять отчет не нужно.

Отчет о закупке у СМП

Форма этого отчета утверждена постановлением Правительства № 238 от 17 марта 2015 года . Состоит он из трех частей:

  • сведения о заказчике;
  • расчет объема закупок у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций;
  • информация о контрактах, которые были заключены с такими субъектами.

В первой части прописывается наименование заказчика, его контактные данные, адрес, ИНН и коды по прочим классификаторам.

В третьей части указываются данные о заключенных контрактах. Раздел заполняется в разрезе контрактов:

  • непосредственно заключенных с СМП и СОНО;
  • к исполнению которых они привлекались, как субподрядчики;
  • которые были заключены в результате процедур, проведенных специально для таких субъектов.

Что грозит за неразмещение отчетов

Если пренебречь требованиями закона 44-ФЗ о публикации отчетов, последует ответственность. Она грозит и должностному лицу (контрактному управляющему или иному сотруднику, ответственному за публикацию отчетов), и самому заказчику.

Например, если опоздать с публикацией отчета всего на один день, то контрактный управляющий может поплатиться суммой в 5 тыс. рублей, а заказчик - в 15 тыс. рублей.

Методические рекомендации.

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА

(О РЕЗУЛЬТАТАХ ОТДЕЛЬНОГО ЭТАПА ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА)
1. СЛУЧАИ И СРОКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
Составление отчета об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения) и размещение его в единой информационной системе (далее – ЕИС) являются обязанностью заказчика согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Отчет составляется в следующих случаях:
1) руководитель заказчика подписал документ о приемке (утвердил подписанный приемочной комиссией документ), произведена оплата заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (обязательств по контракту). Отчет составляется также при приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта и их оплате.

2) контракт расторгнут .

Это следует из п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение).
Отчет готовят уполномоченные работники контрактной службы или контрактный управляющий заказчика (п. 4 Положения).

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС (п. 6 Положения).

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика и не размещается в ЕИС (п. п. 6, 11 Положения).
Срок размещения отчета в ЕИС составляет 7 рабочих дней со дня :


  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика (исполни теля, подрядчика) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Примечание. На практике оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2214.
Установлены следующие способы размещения отчета (и приложений к нему) в ЕИС (п. 10 Положения):

1) электронный вид (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);

2) графический вид (файлы с графическим образом оригинала документа).

На практике для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы.
ВОПРОС: Заказчик заключил контракт, в котором не определены отдельные этапы его исполнения. Однако, частичная приемка и оплата результатов исполнения осуществляются периодически. Нужен ли отчет об исполнении этапа контракта?
Ответ: Да, нужен.

Обоснование:

В Законе № 44-ФЗ не раскрыто содержание понятия "этап исполнения контракта". Исходя из положений указанного закона и гражданского законодательства под этапом исполнения контракта следует понимать период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств. К такому выводу пришло Минэкономразвития России.

Отчет об исполнении контракта (его этапа) должен быть размещен в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня подписания документа о приемке, оформленного в соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (п. 3 Положения), и оплаты товаров, работ, услуг. Если в контракте этапы его исполнения не определены, но частичная приемка и оплата осуществляются периодически, о них нужно отчитываться как об этапах исполнения контракта. Такая позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988.
ВОПРОС: Нужно ли составлять отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс.руб.?
Ответ: Нет, не нужно.

Обоснование: Обязанность заказчика размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС закреплена в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. В этой же норме определены случаи, когда отчет составлять не требуется. К ним, в частности, отнесено проведение закупок у единственного поставщика на основании п. 4, п.5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

3. ДОКУМЕНТЫ, ПРИЛАГАЕМЫЕ К ОТЧЕТУ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
Если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

1) заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации.

2) документ о приемке результатов (например, акт о приемке) либо иной документ, определенный законодательством РФ.
ВОПРОС: Нужно ли прилагать к отчету об исполнении контракта платежное поручение о перечислении денежных средств в счет оплаты товаров (работ, услуг)?
Ответ: Нет, не нужно.

Обоснование: в ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении контракта. К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертные организации, и документ о приемке таких результатов. Следовательно, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к данному отчету. Следует учесть, что в отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (пп. "в" п. 26 Положения).

Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ДЛЯЩИМСЯ УСЛУГАМ, ОКАЗАНИЕ КОТОРЫХ НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЫДЕЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО КОНТРАКТА ПО ЭТАПАМ
В случаях если условиями заключенного контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуг связи, электро-, тепло-, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), когда условиями контракта этапы исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных услуг производятся в определенные промежутки времени (допустим, ежемесячно), то приемка, оплата и экспертиза части оказанной услуги тоже являются отдельными этапами исполнения контракта. По результатам такой частичной приемки услуги НЕОБХОДИМО составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа заключенного государственного (муниципального) контракта (письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3838).

Таким образом, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичное мнение выражено в Письме Минэкономразвития России от 21.01.2016 N Д28и-92 о составлении и размещении в ЕИС отчета об исполнении отдельного этапа контракта на дату приемки и оплаты длящихся услуг. При этом законодательством не установлены какие-либо исключения при составлении отчета по контрактам на приобретение услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

5. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ, НЕ РАЗМЕСТИВШИХ В СРОК ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона № 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 2 статьи 7.31 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Для должностного лица за несвоевременное размещение отчета предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за его неразмещение - 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

При этом вопрос о наличии события, а также состава административного правонарушения устанавливается должностным лицом в каждом отдельном случае исходя из фактических обстоятельств дела.

Вид документа (базовый)

Если отчет заполняется в связи с изменениями, указывается измененный вид документа.


Дата

24.08.2015

по ОКПО

XXXXXXXX

ИНН

XXXXXXXXXX

КПП

XXXXXXXXX

по ОКОПФ/ОКФС

XXXXX/XX

по ОКТМО

XXXXXXXX

изменения

0

Указывается дата составления отчета.

Значение "0" указывается, если отчет является первоначальным. Если отчет заполняется в связи с изменениями, в позиции "Изменения" указывается код изменений в соответствии с порядковым номером изменения.
I. Сведения о контракте


Идентификационный код закупки

Номер контракта

Номер реестровой записи из реестра контрактов в отношении заключенного контракта

Наименование предмета контракта

Источники финансового обеспечения контракта

наименование товара, работы, услуги

код по ОКПД2

1

2

3

4

5

6

-

25/15

01323000044 15 000006

Поставка папок для бумаг для нужд БДОУ города Омска «ДС № 1»

17.23.13.130

03

Указывается значение в соответствии с пп. "е" п. 24 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.


17.03.2017

спикер: Татьяна Леонтьева


Форма отчета содержится в Постановлении Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

Порядок осуществления закупок у СМП и СОНКО

Заказчики по 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ.

Считаются только те закупки, которые осуществляются путем проведения конкурентных процедур:

При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.

Критерии отнесения к СМП

Для того чтобы грамотно проводить такие закупки, необходимо понимать, какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства. Новые критерии отнесения к СМП установлены законом от 29.06.20145 №156-ФЗ. Итак, такие компании должны одновременно отвечать следующим условиям:

  1. Размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн рублей (ПП РФ от 13.07.2015.№702).
  2. Средняя численность работников не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Критерии отнесения у СОНКО

Определение социально ориентированной некоммерческой организации прописано в п. 2.1 ч. 2 ст. 2 закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

СОНО - это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ

Особенности осуществления закупок у СМП и СОНКО

В августе 2016 года появился Реестр субъектов малого предпринимательства, составление которого регламентировано Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ведение реестра осуществляется Федерального налоговой службой, его формирование происходит ежегодно 10 августа. Актуализация реестра (внесение данных о вновь зарегистрированных организациях и исключение из реестра) осуществляется ежемесячно. Сведения размещаются на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными. Таким образом, декларацию, которую предоставляет участник закупки, можно проверить с помощью Реестра СМП.

Сведения, вносимые в Реестр СМП:

  • наименование юридического лица, имя, фамилия, отчество индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • категория субъекта МСП (среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие);
  • указание на то, что лицо является вновь созданным;
  • сведения о кодах по ОКВЭД;
  • сведения о лицензиях, полученных субъектом МСП;
  • сведения о производимой продукции (в соответствии с ОКПД);
  • сведения о включении лица в реестры (перечни) субъектов МСП - участников программ партнерства;
  • сведения о наличии у субъекта МСП заключенных государственных или муниципальных контрактов и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Подтверждение отнесения себя к субъектам МСП участники закупок осуществляют с помощью декларации, поэтому заказчики не обязаны проверять такие декларации. Декларации, содержащей все необходимые сведения, на данный момент достаточно для того, чтобы допустить предоставившего ее участника к закупке, которая имеет пометку «для субъектов малого и среднего предпринимательства».

Ситуация с Реестром субъектов МСП неоднозначна. Бывает так, что организация, фактически являющаяся субъектом МСП, по каким-то причинам не внесена в Реестр, и отклонять заявку такой компании бывает чревато.

Следует обратить внимание, что при закупке у СМП и СОНКО в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (их отдельных этапов) в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке.

Односторонний отказ от заключения контракта

В 2016 году норма претерпела изменения.

П. 1 ч. 15 ст. 95 закона №44-ФЗ:

заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) несоответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО

4 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Суть изменений состоит в том, что были утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

Важно!

Данные условия обязательны только в случае установления заказчиком в извещении требования к поставщику, который не является СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП (ч. 5 чт. 30 закона №44-ФЗ).

Согласно типовым условиям контракта, утвержденным Постановлением, появились дополнительные обязанности и у поставщиков:

  • Привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
  • В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком:
  • представить заказчику декларацию о принадлежности субподрядчика к СМП, СОНКО;
  • представить заказчику заверенную поставщиком копию договора, заключенного с субподрядчиком.
  • В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представлять заказчику следующие документы:
  • копии документов о приемке;
  • копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком субподрядчику (в случае если договором, заключенным между поставщиком и субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Дополнительные обязанности поставщика:

Производить оплату по контракту с субподрядчиком в течение 30 дней с даты подписания поставщиком документа о приемке товара, работы, услуги или отдельных этапов исполнения договора.

Дополнительная ответственность поставщика:

Гражданско-правовая ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, в том числе:

за предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

Дополнительные права поставщика:

Поставщик имеет право заменить субподрядчика, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя, в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором.

Все вышесказанное относительно типовых условий контрактов относятся к тому механизму привлечения СМП и СОНКО, когда заказчики проставляют процент привлечения субподрядчиков. Эти типовые условия не могут быть изменены в объеме, а также должны включаться в проект контракта в полном объеме.

Порядок формирования отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО

Сам отчет утвержден ПП РФ №238 от 17.03.2015. В типовую форму отчета неоднократно вносились изменения: последнее было в феврале 2016 года.

Отчет составляется и размещается в Единой информационной системе ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, последний день размещения отчета за предыдущий год - 31 марта текущего.

Ответственность за подготовку и размещение отчета несут контрактный управляющий либо уполномоченный сотрудник контрактной службы.

Форма подачи отчета: размещается в электронной форме в Единой информационной системе. В связи с нестабильностью работы ЕИС рекомендуется размещать отчет заранее, не дожидаясь последних дней марта, чтобы избежать рисков, связанных со сбоями в работе системы.

Изменения 2016 года

Последние изменения в ПП РФ № 238 были внесены 19 ноября 2016 года и касались распространения его действия на унитарные предприятия.

До 2016 года большинство унитарных предприятий работало по 223-ФЗ. Соответственно, такие заказчики не должны были выполнять требования 44-ФЗ, в частности, не проводили закупки у СМП и СОНКО. Однако поскольку с 1 января 2017 года унитарные предприятия подпадают под действие 44-ФЗ, они должны разместить отчеты за 2016 год с нулевыми показателями.

Изменения формы отчета

Основные изменения формы отчета в 2016 году коснулись Раздела II отчета:

  • В разделе указывается объем контрактов, о которых говорит часть 1.1 статьи 30 закона № 44-ФЗ, и из нее (всех входящих в эту позицию строк) был исключен объем закупок, составляющих государственную тайну.
  • Также в этот раздел были внесены закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Указано, что не допускается повторный учет сведений об объеме финансового обеспечения для оплаты в отсчетном году одного и того же контракта. Если посмотреть форму отчета, станет понятно, что один и тот же контракт может попасть в две графы: например, контракт может быть заключен с единственным поставщиком и в то же время он может быть на предоставление кредита - дважды вносить такой контракт не нужно.

Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО

Отчет содержит три раздела:

  1. Сведения о заказчике.
  2. Информация об объеме закупок у субъектов МСП, СОНКО.
  3. Информация о заключенных контрактах.

Раздел I. Сведения о заказчике

В первом разделе указываются организационно-правовая форма, место нахождения (адрес), телефон, адрес электронной почты, ИНН, КПП. Далее в этом разделе заполняются коды заказчика по: Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (определяется по месту государственной регистрации заказчика) (ОКТМО).

Раздел II. Информация об объеме закупок

В основном вопросы возникают при заполнении второго и третьего разделов.

Важно!

Отчет составляется в тысячах рублей.

В позиции 1 раздела II указывается совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 закона № 44-ФЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

СГОЗ - это объем финансового обеспечения (ассигнований) для осуществления заказчиком закупок (этот вопрос разъяснен в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28И2868).

По информации Минэкономразвития России СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Минэкономразвития также разработало простую и удобную формулу расчета.

«СГОЗ = а + б + в», где:

а. Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

б. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году.

в. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Если есть объем закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, необходимо вычесть данный объем из СГОЗ.

Например, школа заключает контракт на поставку продуктов питания с сентября по май. Это не совпадает с календарным годом, соответственно, то, что школа оплатит с сентября по декабрь, войдет в СГОЗ этого года, с января по май - в СГОЗ следующего года.

СГОЗ равен плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения за минусом средств, которые уходят на налоги и заработную плату.

В позиции 2 раздела II необходимо выявить контракты, которые были заключены согласно ч. 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, содержащие государственную тайну.

Рассчитывается данная графа как сумма значений, предусмотренных абзацами 2-6 указанной позиции:

Второй абзац - объем закупок на оборону.

Третий абзац - кредиты.

Четвертый абзац - все, что закупалось у единственного поставщика: все пункты, входящие в часть 1 статьи 93 закона №44-ФЗ.

Пятый абзац - атомная энергия.

Шестой абзац - закрытые способы.

Не допускается повторный учет сведений об объемах финансового обеспечения для оплаты в отчетном году. Если, например, контракт подпадает и под единственного поставщика, и под кредиты, то сведения заносятся только один раз - либо в единственного поставщика, либо в кредиты.

При этом указывать необходимо фактические оплаты по контрактам. Особое внимание следует обратить на коммунальные услуги, поскольку зачастую контракт заключается на одну сумму, а выходит другая, так как четко предусмотреть сколько будет выбрано коммунальных услуг, невозможно. Контракт в процессе исполнения корректируется, и по факту оплаты сумма может отличаться от первоначальной. Вносить следует именно ту сумму, которую фактически оплатили по данному контракту за отчетный год. То же самое касается всех остальных закупок.

Как рассчитывается норма закупок у СМП, которую заказчик должен соблюсти в соответствии с 44-ФЗ?

После того как заказчик рассчитал СГОЗ, ему нужно вычесть сумму, предусмотренную на оплату товаров, работ и услуг, указанных в ч. 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ (пункт 2), и получившуюся сумму внести в позицию 3 раздела II.

Далее, чтобы заполнить пункт 4, нужно рассчитать 15 % от полученного результата. Это и будет объем закупок, которые заказчик должен провести у СМП и СОНКО в данном отчетном году. Эта сумма вносится в позицию 4 раздела II.

В позиции 5 указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам состоявшихся процедур определения поставщика, в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников, которыми могли быть только СМП и СОНКО. То есть это закупки, проведенные только среди СМП и СОНКО.

В позиции 6 вносятся те же самые данные, только относительно субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (закупки, в которых заказчик устанавливал процент привлечения к субподряду СМП и СОНКО). Проставляется не вся сумма, а именно этот предусмотренный процент.

Поэтапная оплата и кредиторская задолженность

В случае если оплата контракта осуществляется поэтапно в различные финансовые годы, то стоимость каждого этапа учитывается в СГОЗ того года, когда осуществляется оплата (письмо МЭР РФ от 31.12.2014 №Д28И-2898).

Суммы контрактов, заключенных в предыдущем финансовом году, по которым образовалась кредиторская задолженность, учитываются при определении закупок у СМП и СОНКО (письмо МЭР РФ от 14.12.2015 №Д28И-3625). Например, если часть оплат, по контракту, заключенному в 2015 году, перешла на 2016, эти суммы учитываются при расчете СГОЗ за 2016 год. Соответственно, если часть оплат по контрактам 2016 года перешла на 2017 год, то эта кредиторская задолженность не учитывается при расчете СГОЗ за 2016 год.

В позицию 7 включается сумма значений объемов, указанных в позициях 5 и 6, то есть закупки, фактически осуществленные учреждением с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.

Позиция 8 - это доля закупок, которая рассчитывается как процентная доля объема закупок, указанного в позиции 7, по отношению к позиции 3, то есть процент закупок, фактически осуществленных с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.

В позиции 9 указывается общая сумма НМЦК несостоявшихся процедур конкурентных закупок, в которых было установлено ограничение в отношении участников закупки, и по результатам проведения которых контракт не заключен либо заключен по основаниям, предусмотренным п. 25 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ. Это единственная позиция в которой указываются не фактические суммы, а НМЦК. Например, если заказчик объявил аукцион с пометкой, что он проводится только среди СМП и СОНКО, но данная процедура не состоялась (не было подано ни одной заявки или подана только одна заявка), то он может заключить контракт по п. 25 ч. 1 статьи 93 (как несостоявшийся аукцион). Данный контракт не попадает в объем заключенных контрактов с СМП и СОНКО, а попадает в графу 9 раздела II.

Раздел III. Информация о заключенных контрактах

Данный раздел заполняется по уникальным номерам реестровых записей контрактов, которые заключены с СМП и СОНКО. Подтягиваются эти записи из реестров контрактов.

В позиции 1 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с СМП и СОНКО, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.

В позиции 2 - то же самое, но по контрактам, содержащим условия о привлечении субподрядчиков.

В позиции 3 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Внимание!

Если вы не находите контракты в реестре, попробуйте убрать все галочки при выборе контракта, так как при регистрации контракта многие не указывают статус поставщика, а при осуществлении поиска галочка «СМП и СОНКО» проставляется автоматически.

Важно знать:

  • Отчет формируется в электронном виде и размещается в ЕИС. Рекомендуется составить и утвердить также «бумажный» отчет.
  • Реестровые номера контрактов заполняются из системы. Если не заполняются, есть сбои, следует заполнять полностью в «бумажной» форме.
  • Помните, что если вы оплачивали кредиторскую задолженность прошлого года, то эти контракты также включаются в отчет.
  • В расчет не включается переходящая кредиторская задолженность по контрактам, которая будет оплачена в следующем отчетном периоде.

Ответственность

Штраф за несоблюдение нормы закупок у СМП и СОНКО - 50000 рублей на контрактного управляющего (п. 11 ст. 7.30 КоАП).

Неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (в том числе отчета, даже если он нулевой), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50000 рублей, на юридических лиц - 500000 рублей (ч.3 ст. 7.30 КоАП).

Размещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 статьи 7.30 КоАП (например, не учтена кредиторская задолженность или внесены не все реестровые записи контрактов), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 15000 рублей, на юридических лиц - 50000 рублей.

Рекомендуем почитать

Наверх