Основные формы участия граждан в политической жизни. Политическое участие граждан

Организация склада 20.09.2019

КОНСТИТУЦИЯ

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Урок обществознания в 9 классе

Учитель экономики и обществознания

Лаптенко Мария Александровна

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Задачи урока.

    Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

    Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу и начинаем новую тему. Для начала заполните столбик «до» в таблице.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

В каком возрасте я могу стать президентов РФ?

Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Откройте рабочие тетради на стр.34 и прочитайте задание 1.

Исходя из соц.опроса сделайте выводы: (2 мин)

    В каком году было самое большое кол-во заинтересованных в политической жизни? (в 2007)

    В каком наименьшее? (в 2010)

    Какой ответ был самым распространенным в 2006, 2007 и 2010 годах?

    Выберите правильный ответ к заданию в тетради.

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Беседа по вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? (5 мин)

    Что значит участвовать в управлении?

Ответ: участвовать в управлении - значит, во-первых , непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным);

во-вторых , непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений;

в-третьих , непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых , влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет , вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность - это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Теперь поработаем с конституцией. ( 5 мин)

Работа с текстом Конституции РФ

Изучение содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного. (3 мин)

Характеристика избирательного права. ( 5 мин)

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной , демократии ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    прямые выборы;

    референдум;

    отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

    народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

    формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в т.ч. и единоличные)

Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. Здесь крайне важно иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и ϲʙᴏбодные выборы будут в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

ИГРА и работа со словарём (статьи «Выборы», «Референдум», «голосование», «митинг»). (5 мин) Составление определения из слов

Вернемся к конституции

Президент выбирается сроком на 6 лет (Ст.81 Конституции РФ). Государственная Дума – на 5 лет (Ст.96 Конституции РФ).

Существует возрастной ценз: 21 год – для избрания депутатом Государственной Думы, 35 лет и проживание на территории РФ не менее 10 лет – для избрания Президента РФ.

Существует две формы политического участия – сотрудничество и разделение. О сотрудничестве мы уже говорили.

Пример политического разделения – ксенофобия – ненависть к чужим, как правило, к тем, кто воспринимается как стоящий на социальной лестнице ниже. Ксенофобия – страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие его как опасного и враждебного.

Другой пример политического разделения – отказ от участия в политической жизни общества.

Абсентеизм – сознательный отказ граждан от участия в выборах. Выборы как право. Наказания за абсентеизм.

Прочитайте ст. 29 Конституции РФ , содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

    В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

    Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

    В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

    Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи . При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

    свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

    свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Свобода слова – ст.29 Конституции РФ . Ограничения: если идёт пропаганда войны, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к вражде и насилию.

Политический экстремизм ( политический экстремизм – приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т.п.) в политике): подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной и религиозной розни; осуществление массовых беспорядков и актов вандализма (вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.

А теперь заполните или проверьте заполнение столбика «ПОСЛЕ».

Тест (7 минут)

Домашнее задание: задания в рабочей тетради: 2,3,6,8. Читать параграф 7 в учебнике.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

Бланк ответов

Номер конверта

Ответ

Номер конверта

Ответ

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

(параграф 6)

Выборы

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).

Основные принципы избирательного права в РФ:

Всеобщее избирательное право - это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):

С 21 года - для избрания депутатом Государственной Думы

С 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.

Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.

Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство . Существуют также смешанные системы.

Референдум

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.

Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.

Другие формы участия граждан в политической жизни:

Право на равный доступ к государственной службе . Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия . Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

- обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление , т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение , т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.

Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.

- участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами . Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.

В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Свобода слова

В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура - это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.

Рабочий лист по теме: Участие граждан в политической жизни.

Задание 1 Используя Конституцию РФ ответьте на вопросы.

Выдержки из Конституции РФ.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия

Вопросы

    Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Если «да», то каким образом?

    В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? Ответ аргументируйте

    Можете ли вы принимать участие в политической жизни? Почему?

    Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

Задание 2 Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования. (представительное участие в политической жизни) . Используя учебник стр.46-47 дополните схему.

Избирательное право

Задание 3. Практикум Определите, какой принцип избирательного права нарушен:

1) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1. 2) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок. 3) Выборы депутатов в Законодательное собрание N края многоступенчатые. 4) Пенсионеры, проживающие в N районе, не имеют право принимать участие в выборах.

Задание 4. Используя учебник запишите ограничения избирательного права.

Задание 5. Используя дополнительный материал заполните таблицу.

Дополнительный материал Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа, не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации. Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты. В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование. Участие в референдуме – непосредственное участие в политической жизни страны.

Задание 6 Поработайте с учебником пункт «Право на равный доступ к государственной службе» и ответьте на вопросы.

    Что такое государственная служба?

    Что значит равный доступ к государственной службе?

    Как граждане России могут участвовать в отправлении правосудия?

Задание 7 Поработайте с учебником пункты «Обращение в органы власти» и «Другие пути влияния на власть». Составьте по 3 вопроса к каждому пункту, ответы на которые можно найти в тексте учебника.

Задание 8 Составьте план пункта «Значение свободы слова»

Задание 9 Используя текст учебника ответь на вопросы

    Политический экстремизм – это….

    Проявление политического экстремизма - …..

    Приведите 3 конкретных примера проявления политического экстремизма

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову )

Пояснение.

Ответ: 1. Реализация избирательного права;

2. Государственная служба;

3. Участие в референдумах, местном самоуправлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках - главу государства);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.

Рекомендуем почитать

Наверх