Финансовое право как научная дисциплина. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная. Финансовое право как наука

Организация работы магазина 04.07.2020

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом "власти и подчинения", как правило, не основанных на субординации.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации.

Акты Федерального собрания Российской Федерации:

  • -федеральные конституционные законы;
  • -федеральные законы;
  • - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Законы субъектов Российской Федерации;

конституции, уставы субъектов Федерации;

законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории муниципального образования. Виды актов местного самоуправления:

  • -распоряжения;
  • -решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, составляет финансовое законодательство.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.

Принципы науки финансового права: объективность, детерминизм, историзм, единство норм и практики.

Методы науки: формально-догматический, метод сравнительного правоведения, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания.

Финансовое право , являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов.

В систему российского права входит ряд отраслей - наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствую­щих методов правового регулирования 1 (подчинение одних субъ­ектов другим или закрепление равенства сторон и др.).

В литературе высказывались сомнения по поводу самостоя­тельности финансового права как отрасли в системе права. Ут­верждалось, к примеру, что это часть государственного и ад­министративного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргу­мент - наличие у финансового права специфики в предмете и ме­тоде правового регулирования, что требуется для выделения сово­купности юридических норм в отрасль права 1 .

Прошло более трех десятилетий с тех пор, как положительный ответ на этот вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безбо­лезненно и незаметно прекратилась. Ее бесперспективность и бес­плодность особенно очевидны в современных условиях. Экономи­ческие преобразования, усиливая роль финансового" механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламента­ции его функционирования, обусловливают развитие финансово­го права в качестве особой отрасли права.

Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде суще­ствовало в дореволюционной (до 1917 г.) России и преподавалось в университетах 2 . Такое же положение существует и в современ­ных зарубежных странах 3 .

Итак, являясь в системе права России одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойст­венный другим отраслям права, а именно финансовые обществен­ные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявле­ния. Для отношений, которые входят в предмет этой отрасли права, характерна обязательная связь с функциями по образова­нию, распределению или использованию государственных (и му­ниципальных) денежных фондов (доходов), а также с контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, то есть приемов, способов, средств юридического воздействия на по­ведение участников финансовых отношений, на характер взаимо­связей между ними.



Основной метод финансово-правового регулирования - импе­ративный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступа­ющих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, упол­номоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременно­му и в полном объеме поступлению средств в распоряжение госу­дарства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муни­ципальными) планами и программами, соблюдению режима эко­номии.

При использовании государством для формирования своих ре­сурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определен­ной части также действует метод властных предписаний. На­пример, таким методом государство устанавливает условия про­ведения государственных внутренних займов, выпуска государст­венных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно про­являются и в круге государственных органов, уполномоченных да­вать властные предписания участникам финансовых отношений.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные ме­тоды: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение (это обу­словлено повышением уровня самостоятельности субъектов Феде­рации, органов местного самоуправления, предприятий, органи­заций и учреждений). Так, федеральное законодательство содер­жит рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюд­жетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представитель­ные органы государственной власти субъектов РФ.

Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.

Элементы:

Предмет науки

Совокупность используемых данной наукой методов

Библиографии (к примеру, Бельский)

Предметом науки ФП является система знаний о ФП и управлении гос. финансами.

Три направления знаний:

1. Эти знания воплощаются в форме фин. Правовых категорий (понятий).

2. Эти знания воплощаются в форме исследований о ФП нормах, подотраслях и его институтах. Эти знания классифицируются, систематизируются и обобщаются.

3. Эти знания воплощаются в форме опытного знания.

Особенности науки ФП

Это общественная наука, предмет которой составляют социальные категории (пример: налоги с физ. И юр. лиц)

Это наука, которая изучает такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере государственных публичных финансов (общественный договор вторгается и в науку ФП).

Это юридическая наука, которая изучает финансово-правовые категории и явления, которые являются двойственными по своей природе (соединение правовой и экономической материи)

ФП наука призвана не только объяснять фп явления, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

1) общетеоретические проблемы (общетеоретическая часть, где изучаются вопросы науковедении, догме ФП)

2) Специальные проблемы, относящиеся в широком плане к бюджетному праву (гос. доходы и расходы)

3) Специальные проблемы в области налогового права (+ страхование, гос. кредит и др.)

4) Специальные проблемы в широком плане относящиеся к банковскому праву (+ валютное право)

5) Проблемы, не относящиеся к вышеперечисленным группам, но тяготеющие к ним.

Метод и методология науки ФП

Метод правовой науки – система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод (исследует догму права, является специально юридическим. Примеры: описание и анализ финансово- правовой нормы, ее толкование, классификация и систематизация норм)

С помощью этого метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

Какими они являются в законе

Применимы ли они в таком виде жизненной ситуации

Каковы они должны быть в идеале

Метод обращения к другим наукам (при анализе широко используются выводы и других наук)

Метод сравнительно-правового исследования (способ исследования двух или более финансово-правовых подотраслей, который решает задачу их сравнения на предмет выявления общего и различающегося)

Метод конкретно социологического исследования (включает в себя приемы: личное наблюдение за деятельностью финансовых органов, анкетирование, собеседование, опрос финансовых работников)

Метод сравнительно исторический

Метод живого познания (предполагает процедуру, при которой материал получается по средством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для постижения истины).

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Система налогов и сборов РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, обладающих организационно-правовым и экономическим единством, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные;

Региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

Местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на наследование или дарение;

Местные лицензионные сборы.

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные - в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:

Реальные - взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.

Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права

Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;

между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);

между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;

между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.



Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Властный характер метода финансового права выражается:

в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;

в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;

в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;

в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.

Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.

Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.

Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.

Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.

Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;

особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.

2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)

Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

характера установления в них предписаний;

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Признаки финансово‑правовых норм:

имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;

носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;

имеют материальное обеспечение;

с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.

Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.

1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);

охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).

4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:

всей территории РФ;

территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.

5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;

временные – устанавливаются на определенный срок.

6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;

нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;

комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

<*> Ivlieva M.F. Financial law as a science and as an educational discipline in Moscow State University.

Ивлиева М.Ф., заведующая кафедрой финансового права МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат юридических наук.

Настоящая статья посвящена истории развития науки финансового права и истории преподавания одноименной дисциплины в МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор рассматривает основные этапы преподавания дисциплины, которая в дореволюционной России фактически представляла собой комплексную учебную дисциплину, включавшую элементы политэкономии, науки о финансах, экономической политики. В конце 20-х годов прошлого века происходит процесс формирования науки советского финансового права, процесс конструирования учебной дисциплины под этим названием. Автор показывает, что советские ученые, преподававшие финансовое право в МГУ, разделяли вывод о том, что финансовое право как самостоятельная отрасль права возникло одновременно с конституционным и административным правом, а не выделилось из этих отраслей. В заключение указывается, что новым качественным этапом в развитии науки финансового права стало воссоздание одноименной кафедры в 2006 г.

Ключевые слова: наука финансового права, учебная дисциплина "Финансовое право", финансовая деятельность публичных образований, публичные финансы, комплексная учебная дисциплина, финансовое хозяйство, наука о финансах, советское бюджетное право, естественное право, этатизм.

The present article deals with the history of development of science of financial law and history of teaching of the so named discipline in Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov. The author considers teaching of a discipline which in pre-revolutionary Russia was a complex educational discipline and included the elements of political economy, science on finances, economic policy. At the end of 1920-s the process of formation of the science of Soviet financial law and process of construction of educational discipline of financial law began. The author shows that Soviet scientists, who taught financial law in Moscow State University, shared the conclusion that financial law as an independent branch of law appeared concurrently with constitutional and administrative laws, and was not a part of these branches. At the end the author notes that reconstruction of the so named chair in 2006 was a new quality stage in development of science of financial law.

Key words: science of financial law, educational discipline "Financial law", financial activity of public formations, public finances, complex educational discipline, financial economy, science of finances, Soviet budget law, natural law, statism.

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми регулируется финансовая деятельность публичных образований, а также правоотношения, возникающие между государством, муниципальными образованиями, организациями и гражданами по поводу публичных финансов.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что "наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой... Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого" <1>.

<1> Эеберг К.Т. Курс финансовой науки. СПб., 1913. С. 12.

Дореволюционный период

Характеризуя развитие науки финансового права на дореволюционном юридическом факультете (в то время отделении нравственных и политических наук) Московского университета, необходимо подчеркнуть два момента.

Не было единства в наименовании этой дисциплины - в разные годы в учебных планах и специальных работах встречались термины: "законы о государственных повинностях и финансах", "основы финансовой науки", "теории финансов", "основные начала финансовой науки", "финансовое право", "конспект лекций по русскому финансовому праву", "очерки науки финансового права" и др.

Финансовое право, преподававшееся в дореволюционной России, фактически представляло собой комплексную учебную дисциплину, включавшую элементы политэкономии, науки о финансах, экономической политики.

В июле 1835 г. после утверждения Общего устава императорских российских университетов на факультете (отделении) была создана кафедра "Законы о государственных повинностях и финансах". В том же году декан отделения нравственных и политических наук профессор Н.С. Васильев впервые начал читать лекционный курс "Законы о государственных повинностях и финансах". Он стоял на либеральных позициях, провозглашая некоторые передовые для своего времени идеи. В частности, в своих лекциях он говорил о необходимости обязательного для всех сословий налогового обложения <2>. Лекции читались на 4-м курсе по четыре часа в неделю. Дисциплина "Законы о государственных повинностях и финансах" преподавалась до 1863 г. (Н.С. Васильев, А.И. Чивилев, Ф.Б. Мильгаузен - с 1872 по 1877 г. декан юридического факультета). Первоначально лекции читались по собственным конспектам с использованием трудов зарубежных, в первую очередь немецких, ученых (Якоба, Мальхуса, Рау) <3>. В 1841 г. был опубликован учебник И.Я. Горлова "Теория финансов", долгое время являвшийся для русской университетской молодежи главным пособием при изучении финансов <4>.

<2> Московскому университету - 225 лет. М., 1979. С. 37.
<3> Рау К. Основные начала финансовой науки: Учебник (издан в 1832 г., переведен на русский язык в 1867 - 1868 гг.).
<4> См. об этом: Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1912. С. 38.

Финансовая наука в рассматриваемый период, во многих странах еще не выделенная на степень самостоятельной отрасли знания и трактуемая как часть науки о народном хозяйстве или политической экономии, разделяла в России судьбу этой последней, т.е. представляла малое число оригинальных трудов, особенно по теории, и в большинстве сочинений повторяла лишь иностранные образцы, в форме переводов или компиляций.

В соответствии с новым университетским уставом, утвержденным 18 июля 1863 г., на юридическом факультете была впервые образована кафедра финансового права (теория финансов, русское финансовое право). Однако было бы неправильно делать вывод о том, что с этого момента существенно изменились характер и содержание читаемых лекций. Они по-прежнему более походили на экономическую дисциплину "Наука о финансах", чем на финансовое право в современном представлении. Да и специальных работ по финансовому праву до начала 80-х годов XIX в. практически не было. Слушатели все еще пользовались работами И.Я. Горлова, К. Рау, а также литографированными изданиями лекций профессоров университетов (например, курс лекций Ф.Б. Мильгаузена).

С начала 80-х годов XIX в. выходит в свет целая серия оригинальных исследований, посвященных финансовой науке и финансовому праву, подготовленных профессорами университетов и других высших учебных заведений России.

"Финансовое право" профессора Санкт-Петербургского университета (1-е издание в 1882 г.) В.А. Лебедева, по отзывам современников, могло "быть поставлено рядом с лучшими иностранными финансовыми учебниками" <5>. В 1883 г. появился "Очерк науки финансового права" профессора Ярославского лицея И.Т. Тарасова. В 1885 г. вышло посмертное издание курса финансового права профессора И. Патлаевского (Новороссийский университет в Одессе). Вслед за этим в 1887 г. издан курс финансового права профессора Казанского университета Д. Львова. В 1888 г. опубликовано "Финансовое право" профессора Военно-юридической академии В. Ярецкого <6>. В конце 80-х годов появился сначала под названием конспекта, а позднее учебника курс финансового права профессора Новороссийского университета С.И. Иловайского (4-е издание в 1904 г., а 5-е, посмертное, - в 1912 г.).

<5> Там же. С. 38.
<6> Там же. С. 39.

В 1879 - 1880 гг. на множительном аппарате было отпечатано "Финансовое право по лекциям Ивана Ивановича Янжула". В 1890 г. вышли основные начала финансовой науки профессора Московского университета И.И. Янжула, содержавшие лишь один раздел - "Учение о государственных доходах". Член-корреспондент по разряду историко-политических наук историко-филологического отделения с 4 декабря 1893 г., ординарный академик по историко-филологическому отделению (политическая экономия и наука о финансах), с 4 марта 1895 г. И.И. Янжул - сторонник историко-этической школы, приверженец государственного социализма, широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Едва ли есть вопрос из прикладной политической экономии, который бы не был затронут Янжулом в его многочисленных научных или публицистических работах. Некоторое время Янжул читал в университете полицейское право, и этот курс его отличался теми же достоинствами, что и курс финансового права. Крупным этапом в развитии финансовой науки и частично финансового права явилось издание в 1905 г. фундаментального исследования профессора Московского университета И.Х. Озерова под названием "Основы финансовой науки". Книга была написана на основе курса лекций, прочитанного для слушателей Московского университета. Первое издание было осуществлено Обществом взаимопомощи студентов-юристов Московского университета. Издание состояло из выпуска первого "Учение об обыкновенных доходах" и выпуска второго "Бюджет. - Формы взимания. - Местные финансы. - Государственный кредит". На титульном листе и обложке второго выпуска (1905 г.) стояло заглавие "Финансовое право".

Выход этого учебника, в котором говорилось о финансах как о самостоятельной науке, стал важным событием научной, педагогической и общественной жизни. Учебник был основан на лекциях и стал настолько популярным среди студентов и преподавателей, что в 1908 г. вышло 2-е издание учебника, значительно расширенное и дополненное, а в целом до 1917 г. учебник был переиздан пять раз, каждый раз дополняясь <7>.

<7> См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1985. N 2.

Раскрывая содержание финансовой науки, И.Х. Озеров подчеркивал, что она "изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств". В состав "финансового хозяйства" он не включал отношения, которые возникали в процессе расходования собранных средств, считая, что они "составляют предмет науки об управлении".

Финансовую науку И.Х. Озеров считал сложной, комплексной дисциплиной, которая "принадлежит к циклу экономических наук одной стороной, другой - к правовым" <8>. Отсюда можно было сделать вывод о том, что правовые нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе собирания государством необходимых ему денег, так же как и сами отношения, являются предметом финансовой науки. Вместе с тем автор неоднократно употребляет термин "финансовое право", подразумевая под ним совокупность норм, закрепляющих организацию финансового хозяйства. "Эта организация, - писал И.Х. Озеров, - закрепляется в нормах, и мы имеем финансовое право". К сожалению, дальше этой самой общей констатации автор не пошел, и его содержательный труд в целом все-таки носил характер экономического исследования <9>.

<8> Данную оценку дает трудам И.Х. Озерова В.В. Бесчеревных. См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1985. N 2.
<9> См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1985. N 2.

В 1909 г. в Москве вышли "Основы финансовой науки и политики" А.А. Никитского, который в первые годы после Октябрьской революции работал на кафедре "Наука о финансах" экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) и читал спецкурс "Бюджет, бюджетное право и бюджетная политика". Примерно в это же время работал внештатным профессором этой кафедры и И.Х. Озеров.

Подводя итог обзору развития финансовой правовой науки на юридическом факультете Московского университета до революции, следует еще раз подчеркнуть, что речь шла не о развитии правовой науки - финансового права, а о развитии экономической дисциплины - науки о финансах, крупнейшими представителями которой были академик И.И. Янжул и профессор И.Х. Озеров.

Послереволюционный период

В 1917/18 учебном году на юридическом факультете фактически еще сохранялся дореволюционный уклад, что являлось следствием в первую очередь преобладания старой профессуры и студенчества из так называемых "нетрудовых слоев".

Постановлением Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1918 г. юридические факультеты российских университетов были упразднены "ввиду совершенной устарелости учебных планов... полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии" <10>.

<10> Сборник декретов и постановлений Рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. М., 1920. Вып. 2. С. 16.

В соответствии с Постановлением Наркомпроса РСФСР от 3 марта 1919 г. в Московском университете 12 мая 1919 г. был открыт факультет общественных наук (ФОН), состоящий из трех отделений: политико-юридического, экономического, исторического.

Политико-юридическое отделение в 1921 г. было преобразовано в правовое отделение с судебным и административным циклами <11>. В составе экономического отделения функционировал финансово-административный цикл. С 1919/20 по 1923/24 учебный год финансовое право на правовом отделении не преподавалось. В этот период читались лекции и велись семинарские занятия по учебной дисциплине, которая именовалась "Наука о финансах". Кафедра под таким наименованием являлась структурным подразделением экономического отделения (П.П. Гензель, Д.П. Боголепов, А.А. Никитский). Финансовое право слушали лишь студенты 2-го курса экономического отделения. Для финансово-административного цикла этого отделения читался также ряд спецкурсов, непосредственно примыкающих к финансовому праву и науке о финансах: "Местные финансы" (П.П. Гензель), "Финансы иностранных государств" (В.В. Лазовский), "Налоговая политика" (Н.Н. Любимов), "Бюджет, бюджетное право и бюджетная политика" (А.А. Никитский) и др. <12>.

<11> СУ РСФСР. 1921. N 19. Ст. 119.
<12> Архив МГУ. Ф. 16. Оп. 1. Ед. хр. 8, 23, 59, 64, 67, 89.

Постановлением СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. ФОН был реорганизован в факультет советского права, который состоял из нескольких отделений (циклов): судебное (позднее судебно-прокурорское); хозяйственно-правовое (экономическо-правовое); государственно-административное (позднее отделение советского строительства); международное. С 1925/26 учебного года и по 1929/30 учебный год финансовое право читалось на 2-м курсе по два часа в неделю для всех отделений, кроме международного. В последующем финансовое право преподавалось либо на старших курсах (3 - 4-м), либо не читалось вообще <13>.

<13> Архив МГУ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 3, 14.

На государственно-административном отделении в эти годы, кроме финансового права, читался курс лекций по бюджетному праву (3 - 4-й курсы), а также проводились занятия по дисциплине, которая носила название "Местное хозяйство и бюджет". В 1929/30 учебном году эта дисциплина называлась "Местные финансы" <14>. На хозяйственно-правовом отделении велись семинарские занятия по финансовому праву (3-й курс), читался спецкурс и проводились семинары по теме "Денежное обращение и кредит". В учебном плане факультета советского права на 1930/31 учебный год финансовое право отсутствовало. И лишь на отделении советского строительства читался спецкурс "Учение о государственном бюджете и местных финансах" <15>.

<14> Там же. Ед. хр. 247.
<15> Там же. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 7.

Наиболее крупной работой этого времени был учебник по административно-финансовому праву, написанный профессором МГУ М.Д. Загряцковым (М., 1928). Таким образом, в рассматриваемый период происходил процесс формирования науки советского финансового права, процесс конструирования учебной дисциплины под этим названием. В силу ряда причин, в том числе и отсутствия с 1931 по 1942 г. в составе МГУ юридического факультета, развитие науки финансового права сильно отставало от развития этой отрасли советского права. Практически лишь в начале 40-х годов началась теоретическая разработка вопроса о финансовом праве как самостоятельной отрасли права. Именно в это время появляются статья Е.А. Ровинского "Предмет советского финансового права", тезисы Института права Академии наук СССР о системе советского социалистического права, а также первая программа и учебник по финансовому праву для высших юридических учебных заведений <16>.

<16> См.: Ровинский Е.А. Предмет и система советского финансового права // Советское государство и право. 1940. N 3. С. 22 - 24; Система советского социалистического права (тезисы). М., 1941; Программа по советскому финансовому праву. М., 1940; Финансовое право. М., 1940.

Таким образом, наука финансового права начала серьезно развиваться в предвоенные годы, т.е. позже других советских правовых наук, и, возможно, именно в связи с этим и был сделан вывод о том, что до какого-то периода времени советского финансового права как самостоятельной отрасли не существовало <17>.

<17> Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 195.

В послевоенный период существенный вклад в развитие науки советского финансового права внесли ученые юридического факультета МГУ, восстановленного в 1942 г.

В 40-е годы лекции по финансовому праву на юридическом факультете читали преподаватели-совместители (доцент М.А. Гурвич и профессор Г.И. Болдырев). Занятия велись на 3-м курсе (5-й семестр), объем лекций - 44 часа; завершалось изучение курса сдачей экзамена <18>. В 1946 г. профессор Г.И. Болдырев подготовил для факультета программу по курсу "Финансовое право СССР и иностранных государств", которая была утверждена проректором МГУ профессором В.И. Спицыным <19>.

<18> Архив МГУ. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 815, 816, 875.
<19> Там же. Ед. хр. 915.

В 1946 г. авторский коллектив под руководством заслуженного деятеля науки, доктора экономических наук, профессора Н.Н. Ровинского издал учебник "Финансовое право" <20>. Несмотря на отдельные недостатки, обусловленные прежде всего тем, что учебник был написан не юристами, а представителями экономических наук, он сыграл свою положительную роль и явился важной вехой на пути развития науки советского финансового права.

<20> Юридическое издательство Министерства юстиции СССР. М., 1946.

Шестого августа 1947 г. Министерство высшего образования СССР утвердило программу по финансовому праву для высших юридических учебных заведений (автор - профессор Г.И. Болдырев, ответственный редактор - профессор Н.Н. Ровинский). В целом структура программы 1947 г. соответствовала структуре учебника 1946 г. В отличие от действующих в настоящее время программ и учебников, глава о финансовом контроле была помещена в самом конце программы <21>. С 1948 по 1958 г. действовали программы, автором которых был доцент М.А. Гурвич. С 1950 по 1953 г. лекции по финансовому праву на юридическом факультете читал профессор Н.Н. Ровинский.

<21> Архив МГУ. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 965, 966.

После слияния Московского юридического института с юридическим факультетом МГУ (июль 1954 г.) на последнем была впервые в истории МГУ образована кафедра административного и финансового права. В ее состав вошли и представители науки советского финансового права - кандидат юридических наук В.В. Бесчеревных, доцент М.А. Гурвич, кандидат юридических наук С.Д. Цыпкин.

В конце 1954 г. вышел в свет учебник по советскому финансовому праву, написанный доцентом М.А. Гурвичем <22>. Этот учебник делал известный шаг вперед, по сравнению с учебником 1946 г., в сторону юридизации освещаемых вопросов. В 1955 г. Государственным издательством юридической литературы была издана работа С.Д. Цыпкина "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР". В этой работе, написанной и изданной более сорока лет назад, С.Д. Цыпкин первым в советской финансово-правовой науке предложил правовое определение объекта налогообложения как основного элемента налогообложения. Он отмечал: "В каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог" <23>. Позднее он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения" <24>.

<22> См.: Гурвич М.А. Советское финансовое право. 2-е изд. М., 1954.
<23> Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955. С. 40.
<24> Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. С. 55.

В 1958 г. была составлена новая программа по курсу советского финансового права. В отличие от ранее действовавших, в этой программе впервые была выделена общая часть советского финансового права, в которую, помимо других, включалась и глава о финансовом контроле.

В 1960 г. опубликована книга В.В. Бесчеревных "Развитие советского бюджетного права" <25>. Литература по финансовому праву пополнилась еще одной работой, посвященной исследованию развития советского бюджетного права. Задачей В.В. Бесчеревных являлось показать основные этапы развития советского бюджетного права, а также действовавшее бюджетное право. Необходимо отметить, что выполнение указанной задачи ввиду обилия и сложности нормативного материала по исследуемому вопросу представляло значительные трудности.

<25> Бесчеревных В.В. Развитие советского бюджетного права. М.: Издательство МГУ, 1960.

В.В. Бесчеревных вывел определение советского бюджетного права, сформулировал понятие бюджетных правоотношений, показывая при этом те специфические признаки, которые выделяют эти правоотношения из общей массы финансовых правоотношений: "Бюджетные отношения, регулируемые нормами права и соответствующие требованиям правовых норм, называются бюджетными правоотношениями".

В 1967 г. под редакцией и при участии В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина был издан, а в 1974 г. переиздан учебник по финансовому праву. В написании учебников 1967 и 1974 г. принимали также участие кандидат юридических наук М.Л. Коган (начальник юридического отдела правления Госбанка СССР), кандидат юридических наук Н.А. Куфакова <26> (в то время доцент Университета дружбы народов им. П. Лумумбы), Э.Г. Полонский (доцент института народного хозяйства им. Плеханова).

<26> Н.А. Куфакова подготовила и защитила на кафедре кандидатскую диссертацию по теме "Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений".

В 1973 г. доцент С.Д. Цыпкин опубликовал монографию "Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы". Книга С.Д. Цыпкина представляет собой глубокий и оригинальный анализ актуальных проблем одного из главных разделов советского финансового права. Это, по существу, первое фундаментальное юридическое исследование всего комплекса вопросов, связанного с правовым регулированием доходов государственного бюджета, налоговых отношений. Вскоре после выхода в свет этой книги С.Д. Цыпкин успешно защитил докторскую диссертацию "Теоретические вопросы правового регулирования доходов государственного бюджета СССР". В этой работе, написанной в период, когда налоги рассматривались в качестве "пережитка капиталистического общества", показано место налогов в системе государственных доходов, дан детальный анализ содержания налогового правоотношения, прав и обязанностей его участников.

В 1976 г. В.В. Бесчеревных опубликовал монографию "Компетенция Союза ССР в области бюджета". Данная работа занимает особое место в финансово-правовой научной литературе. Наряду с работами М.И. Пискотина по проблемам советского бюджетного права, монография В.В. Бесчеревных содержит основные теоретические достижения в области бюджетного права: в ней дается правовое определение государственного бюджета, бюджетных прав публичных образований, раскрывается содержание и правовые формы бюджетного регулирования. Ценность работы Бесчеревных заключается и в том, что в ней он высказывает и обосновывает свою позицию по такому важному методологическому вопросу науки финансового права, как место финансового права в системе отраслей права. В.В. Бесчеревных сделал вывод о том, что финансовое право как самостоятельная отрасль права возникло одновременно с конституционным и административным правом, а не выделилось из этих отраслей <27>.

<27> Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 30.

В середине 70-х годов на основе опубликованных монографий профессор С.Д. Цыпкин и доцент В.В. Бесчеревных подготовили спецкурс "Современные проблемы бюджетного и налогового права", который читался для слушателей факультета повышения квалификации, а также для студентов, специализирующихся на кафедре административного и финансового права.

В 1980 г. профессор С.Д. Цыпкин завершил работу над монографией "Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства". Работа получила на кафедре положительную оценку и опубликована в 1983 г.

В этот период по рекомендации кафедры защищены две докторские диссертации видными учеными в области финансового права Н.И. Химичевой, Л.К. Вороновой. Н.И. Химичева защитила докторскую диссертацию в 1980 г. по теме "Субъекты бюджетного права". Л.К. Воронова в 1982 г. защитила докторскую диссертацию "Расходы государственного бюджета СССР". Профессор О.Н. Горбунова, окончившая аспирантуру по кафедре административного и финансового права МГУ, автор концепции прямых и обратных связей, которая легла в основу многих финансово-правовых научных исследований. На кафедре финансового права и бухгалтерского учета в МГЮА работает профессор Н.М. Артемов, также окончивший аспирантуру по кафедре административного и финансового права МГУ и защитивший кандидатскую диссертацию по проблемам государственного кредита под научным руководством профессора С.Д. Цыпкина. Сегодня профессор Н.М. Артемов исследует правовые проблемы налогообложения внешнеэкономической деятельности и валютного регулирования в России.

Современный период

Научные традиции, заложенные профессором С.Д. Цыпкиным и доцентом В.В. Бесчеревных в конце 80-х годов, продолжили их ученики. В 1991 г. на кафедре защитил кандидатскую диссертацию С.Г. Пепеляев, в 1992 г. - М.Ф. Ивлиева. Выбор темы их научных исследований был обусловлен изменениями в экономической и правовой системе, развитием налогового законодательства СССР и затем Российской Федерации.

Впервые естественно-правовой подход в современной науке финансового права был использован С.Г. Пепеляевым в его диссертационном исследовании "Гражданин как субъект финансово-правовых отношений". В данной работе автор на ее первых страницах заявил о необходимости пересмотра советской доктрины права: "Провозглашая верховенство закона и отказываясь от технократически-бюрократической трактовки права как средства государственного управления, мы тем самым вынуждены обратиться к исследованию объективной правовой природы регулируемых отношений, а это, в свою очередь, требует пересмотра устоявшейся точки зрения, сводящей право к государственному установлению - закону, т.е. требует пересмотра так называемой нормативной концепции права" <28>. Отказ от этатистского типа политического сознания позволил С.Г. Пепеляеву выдвинуть ряд положений, имеющих значительную теоретическую и практическую ценность. Им проведено исследование такого понятия, как "способность к уплате налога", проблем введения налогов с граждан только органом народного представительства и только актом высшей юридической силы, предложены гарантии соблюдения данных общепризнанных норм.

<28> Пепеляев С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 4.

С.Г. Пепеляевым на кафедре были подготовлены монографии "Подоходный налог с физических лиц", "Ответственность за нарушение налогового законодательства" (в соавторстве с профессором А.П. Алехиным), "Элементы закона о налоге". Указанные работы явились первыми научными исследованиями правовых проблем налогообложения после формирования налоговой системы СССР и России.

Переломным этапом в преподавании дисциплины "Российское финансовое право" в МГУ стало воссоздание на юридическом факультете кафедры финансового права согласно принятому ученым советом МГУ имени М.В. Ломоносова решению от 19 июня 2006 г. С 2006 г. финансовое право на факультете преподается по новому учебному плану в течение двух семестров. Дополнительно к основному курсу введен семестровый лекционный курс "Налоговое право". В 2009 г. вышло в свет учебно-методическое пособие "Финансовое право России", подготовленное сотрудниками кафедры". Разработаны программа основного курса "Финансовое право" в соответствии с новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, программы специальных курсов. Ученым советом юридического факультета утверждена магистерская программа "Право публичных финансов". Переход на новый качественный уровень преподавания финансового права объективно обусловлен динамичным развитием самого финансового права как отрасли права за последнее десятилетие.

На базе кафедры проводятся научные конференции и круглые столы по проблемам финансового права. Стало традицией ежегодно проводить работу секции финансового права в рамках общероссийских научно-практических конференций, организуемых факультетом. В работе секции принимают участие не только российские ученые, но и иностранные коллеги из стран СНГ.

Рекомендуем почитать

Наверх