Социальное поведение. Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов

Интернет-маркетинг 23.09.2019
Интернет-маркетинг

5.1. Поведение человека как индивида

С. Л. Рубинштейн дает следующее определение: «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой».

Помня о том, что человек – это существо биосоциальное, следует различать и типы его поведения: те, которые он получил по «наследству», являясь «высшим животным» (индивидное поведение), и те, которые являются результатом его социальной эволюции (поведение человека как субъекта и личности).

Поведение человека как индивида – это рефлекторная деятельность и инстинкты. Его предел – это ум, сообразительность высших животных, действующих методом проб и ошибок, способных приобретать и передавать опыт, обучать потомство. Поведение человека как субъекта и личности – самоосознание и осмысленное поведение. Человек как субъект и личность способен ограничивать индивидное поведение торможением безудержности его импульсов, сдерживанием эмоций. Из множества целей, мотивов, диктуемых силами эмоций и инстинктов, человеческий рассудок выбирает наиболее рациональный, более надежно приводящий к поставленной цели. Это рассудочное, высокоинтеллектуальное поведение, научное мышление, построение государств, создание культур, цивилизаций, «покорение» природы (вспомним, в частности, выход человека в космос) и изобретения, например, атомного и ядерного оружия.

Таким образом, поведение человека как индивида – это приспособление к имеющимся условиям существования. Он может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Истинное же человеческое поведение, т. е. как субъекта и личности, в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались в процессе эволюции, передаются по наследству и возникают при действии соответствующих адекватных стимулов. Фонд врожденных рефлексов каждого вида животных сформирован эволюцией так, чтобы живому существу, появившемуся на свет и не имеющему предшествующего опыта, легче было приспособиться к условиям среды и выжить.

Безусловный рефлекс – это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего стимула (боль, пища, тактильное раздражение), адекватного для данного вида деятельности. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Они обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, моргание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды. В процессе индивидуального развития человек усваивает, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим изменяют свое поведение. Другими словами, условные рефлексы не являются врожденными и образуются в результате обучения, они составляют определенный фонд «знаний», индивидуального опыта человека.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс потому и назван И. П. Павловым «условным», что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего, нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенные изменения внутреннего состояния организма.

В лаборатории Павлов применял в качестве условных раздражителей вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Если ежедневно в определенный час кормить собаку, то к этому часу у нее еще до кормления начинается секреция желудочного сока. Здесь условным раздражителем стало время.

Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну. Чтобы выработался условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Согласно представлениям Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. При действии условного раздражителя в соответствующей воспринимающей зоне больших полушарий (зрительной, слуховой и др.) возникает возбуждение. При подкреплении условного раздражителя безусловным в соответствующей зоне больших полушарий возникает второй, более сильный очаг возбуждения, который, видимо, принимает характер доминантного очага. Вследствие притягивания возбуждения из очага меньшей силы в очаг большей силы происходит проторение нервного пути, суммация возбуждения. Между обоими очагами возбуждения образуется временная нервная связь. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге. Так, за счет установления временной связи вначале индифферентный для организма условный раздражитель становится сигналом определенной врожденной деятельности.

Условные рефлексы способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и в пространстве. Условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного сока на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствуют большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.

При изменении условий среды ранее выработанные условные рефлексы угасают, образуются новые. При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие, поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.

В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола, условные рефлексы являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Инстинкты. Человек произошел от доисторических предков, жизнь которых управлялась инстинктами, но некоторые ученые считают, что по мере развития человеческого ума и способности мышления его инстинкты атрофировались и у цивилизованного человека остались только в виде следов его доисторической жизни.

Однако человек не появляется на свет, ничего не зная о нем. Он рождается с программами как вести себя в этом мире, тщательно отобранными, умело сформулированными инстинктами. И хотя интеллект человека и развивался в ходе эволюции, однако он не мог заменить собой всех инстинктов. Интеллект, скорее, контролирует и видоизменяет функции инстинктов.

Инстинкт – форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле инстинкт противопоставляют сознанию. В более специфическом смысле инстинкт – закрепленное в биологической наследственности, свойственное данному виду поведение. Многие исследователи, например Мак-Даугалл , понимали под инстинктом некоторую наследственную предрасположенность к восприятию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, к способности обращать на них внимание, «испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним». Запускается инстинкт, когда организм встречается с определенным сигнальным раздражителем.

По У. Джемсу, инстинкт – это «способность действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели и без предварительной выучки проводить данное действие». Единственное отличие от животного – благодаря наличию памяти, рефлексии человек способен осознавать каждый из импульсов в отдельности, после того как однажды осознал их, узнал их результаты и может их предвидеть. Вследствие этого конечные результаты инстинктивных действий могут изменяться.

Академическое определение инстинкта гласит: инстинкт (от лат. instinctus – побуждающий) – не приобретенная, характерная для данного вида тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, возникающая при определенных стимульных условиях и при определенных состояниях особи. Причем речь идет именно о тенденции или предрасположенности, норме реакции, но не о каком-то строго фиксированном действии. Другими словами, включившийся инстинкт порождает не поступок, а желание его сделать. А это желание, однако, может и во многих случаях – должно быть парировано усилием воли.

Прямо или косвенно инстинкты являются первопричиной человеческой деятельности. Инстинктивные импульсы определяют цели всякой деятельности и составляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Инстинкты управляют нами через эмоции, не утруждаясь мотивировкой. Инстинкт, побуждающий женщину украшать себя, в частности косметикой, никак не сообщает ей, зачем это нужно делать – ей хочется, и все. Логический смысл в этом однозначен – привлечь внимание мужчин, однако большинство женщин будут это категорически отрицать, говоря, что красятся они «для себя». Но ведь нормальные мужчины «для себя» не красятся! Такой поведенческой программы в их инстинктах нет. Причем чем ниже уровень культуры женщины, тем ярче и грубее «штукатурка» – инстинктивные мотивы в этом случае не сдерживаются и не корректируются рассудком.

Можно выделить несколько основных инстинктов, присущих в равной степени и животным, и человеку. Их можно разбить на две большие группы.

Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида , являющиеся продолжением первичных эмоций: инстинкт бегства (страх); отталкивания (отвращение); любопытства (удивление); драчливости (гнев); самоунижения или самоуверенности (отрицательное или положительное самочувствие).

Социальные инстинкты , направленные на сохранение рода (вида), – родительский, половой (инстинкт воспроизведения), ревности, возникающий при любой попытке, угрозе помешать деятельности сексуального импульса, стадный инстинкт.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода – базовые, они обеспечивают физическое выживание особи и вида. Специфические человеческие инстинкты – исследовательский инстинкт и инстинкт свободы – служат первичной специализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства – самоутверждению и самосохранению человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность остальных инстинктов.

Социальный инстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Существует и другая классификация инстинктов, свойственных и человеку, и животным. Здесь выделяется пять основных инстинктов.

Существовать – есть, пить, дышать, иметь кров, искать комфорт (у животных – есть, пить, иметь свою нору, свое место в стае).

Расти – расти физически/духовно, заводить семью, растить детей (у животных – расти физически, овладеть соответствующим поведением, продолжить род).

Утверждаться – завоевать свое «место под солнцем» (у животных – занять свое место в иерархии стаи, у половых самцов стремление формировать, занять место вожака).

Защищаться – не допустить вторжения других в свою жизнь, семью (у животных – различие своей и чужой стаи).

Взаимодействовать (у животных – объединение в стаю в борьбе за существование).

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей.

Можно выделить семь типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Эгофильный тип . Доминирует самосохранение. С раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, к обостренной абиотической связи с матерью (ребенок не отпускает от себя мать ни на шаг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении неизвестного, эгоцентричность. Кредо – «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия такого типа людей заключается в том, что, сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусливость.

Генофильный тип . Доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы фиксированы на семье, такой ребенок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Их кредо – «интересы семьи превыше всего», «мой дом – моя крепость». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Альтруистический тип . Доминирует инстинкт альтруизма. С детства проявляется доброта, заботливость к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо самому.

Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, – это люди-альтруисты. Кредо – «доброта спасет мир», «доброта превыше всего». Эволюционное значение для интересов вида такого типа людей очевидно.

Исследовательский тип . Доминирует инстинкт исследования. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всем добраться до сути, бесконечные вопросы. Такие дети не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты. В конце концов из них, чем бы они ни увлекались, вырастают творческие личности. Великие путешественники, изобретатели, ученые – люди этого типа. Кредо – «творчество и прогресс превыше всего».

Доминантный тип . Преобладает инстинкт доминирования. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать волю для ее достижения, разбираться в людях и вести их за собой, деловитость. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Кредо – «дело и порядок – превыше всего», «будет хорошо всем – будет хорошо каждому». Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжелые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

Либертофильный тип . Доминирует инстинкт свободы. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним. Преобладающие качества – стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо – «свобода превыше всего». Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они – хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим – и хранители жизни.

Дигнитофильный тип . Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьей. Кредо – «в нашем роду не было трусов и подлецов!», «честь превыше всего!». Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они – хранители чести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.

Биология, занимающаяся описанием жизни популяций животных, установила наличие у них кооперации, дифференциации, коммуникации, а также практического интеллекта, которые прежде приписывались только человеку. Наоборот, историки и культурологи отмечают важную роль биологических факторов даже в современном обществе. Историей правит не только разум, но и «основной инстинкт», и поэтому для понимания исторических событий приходится учитывать страсти и аффекты, желания и влечения, определяющие поведение людей.

Представим наиболее значимые инстинкты (кроме инстинкта самосохранения).

Многие особенности поведения человека, кажущиеся уникальными или загадочными, не выглядят такими, если знать целый букет сходных и родственных образцов поведения других видов. Врожденную мотивацию своего поведения человек, как правило, не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет, так надо), а объясняет обычно путанно и неверно. Но существуют врожденные программы, мотивирующие социальное поведение людей.

Агрессивность, доминирование и иерархия – начало всех начал. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Дети, особенно мальчики, начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные. Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом их жизни. Причем играют всерьез и включают в игру и отдельных людей, и общество, и государство, и весь мир.

Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения (мы рождаемся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем), и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно (не все, что естественно, хорошо). В силу изначальной запрограммированности люди не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий его они осуществляют легко, другой – с трудностями, а некоторые сценарии могут быть вообще невыполнимы. Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения (все мы изначально знаем, как воровать, и знаем, что это плохо, будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы). Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому, когда программа начинает реализовываться, сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем необязательно верные.

Рассмотрим некоторые инстинкты, свойственные человеку.

Агрессивность человека соответствует агрессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам.

Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.

Та же накопленная агрессия взрывает изнутри маленькие замкнутые коллективы людей. На зимовку или в экспедицию выезжают несколько дружных, уважающих друг друга людей, твердо знающих, что в таких условиях конфликтовать нельзя. Проходит время, и если нет внешнего объекта для проявления агрессивности, люди в группе начинают ненавидеть друг друга, и долго сдерживаемая агрессия в конце концов находит самый пустяковый повод для большого скандала.

В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Как преодолевается эта опасность в животном мире? Полезный, необходимый инстинкт вообще остается неизменным; но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный механизм торможения. И здесь снова культурно-историческое развитие народов происходит аналогичным образом; именно потому важнейшие требования Моисеевых и прочих скрижалей – это не предписания, а запреты. У истоков человеческой культуры, по мнению К. Лоренца , также стояло образование ритуалов посредством традиций, как у высших животных образование механизмов торможения и ритуалов стояло у зарождения социальной жизни.

Поскольку в генетическом и культурном планах каждый индивид представляет собой уникальное, неповторимое образование, то это служит основой для постоянного самоутверждения и соперничества. Человек все время сравнивает свои достижения и неудачи в самых различных областях деятельности с результатами других. Вполне понятно, что соперничество выступало существенным фактором в поведении и межчеловеческих отношениях уже на заре человеческой истории.

Жажда власти , имеющая самые разнообразные формы, борьба за власть привели к появлению не имеющих аналога в природе форм поведения человека – к войне, ибо только человек способен физически уничтожать себе подобных. В мире животных проблемы иерархии в сообществах решаются, как правило, путем ритуальных боев и демонстрации поведения – ведь одним из законов биологической эволюции является принцип: «Не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты».

Иерархическое построение людских группировок неизбежно, ибо никаких иных врожденных программ в этой области у нас нет. Группа предоставленных самих себе людей всегда собирается в иерархическую пирамиду. Это закон природы, и противостоять ему нельзя. На вершине пирамиды стоит доминант, ниже располагается субдоминант и так далее, до самого низшего ранга. Помимо агрессивности, способности легко выдерживать чужой прессинг и быстро оправляться от поражения, все остальные качества могут быть у доминанта любыми. Он может быть и сильным физически, и слабым; и сообразительным, и туповатым; и заботиться о возглавляемой им группе, и быть к ней равнодушным. Даже в тех случаях, когда группа организуется формально, чтобы создать в ней порядок, всегда назначается старший, т. е. берется за основу принцип соподчинения.

Подростковые иерархии возникают везде и всюду, где есть несколько подростков, как бы с этим ни воевали воспитатели. Они очень жестки: попробуй не выполнить приказ или не подчиниться лидеру. Сначала в недрах иерархии мальчики в игровой форме тренируют свои программы; позднее связи становятся столь жесткими, что их не очень-то и разорвешь. Еще позднее одни иерархические структуры превращаются в банды, а другие находят себе более цивилизованное применение.

Нормальная армия – это сознательно построенная по иерархическому принципу система. Но поскольку ее наполнение – молодежь, постольку в ней неизбежно возникают «неуставные» иерархии. В здоровой армии их удается удерживать на сравнительно мягком уровне. Но в разложившейся армии они становятся очень жестокими, причем бессмысленно жестокими. Иерархов опьяняет неограниченная власть и возможность употреблять ее в самой безобразной форме, цель которой – топтать и унижать тех, кто оказался внизу пирамиды.

Иерархии банд, разбойников, пиратов, мафии и т. п. испокон веков образовывались как иерархическая структура, стиль поведения которой – от жестокой до благородной – зависел от личных качеств лидера.

В сущности, модель мужской иерархии и сегодня воспроизводится не только в стихийно образующихся группах подростков и шайках бандитов, но и в рационально построенных структурах армии, церковной иерархии, монашеских орденах и т. п. В учреждениях субординация задана неким законным образом. Но этим структура группы не исчерпывается. Параллельно там есть еще и неофициальные структуры.

Люди придумали много сложных и витиеватых теорий, объясняющих некоторые особенности человеческого поведения, а ларчик просто открывается: поведение мотивирует врожденная программа, очень простая и рациональная, проверенная естественным отбором на многих видах. А употребим ли мы ее во зло другим и себе или на пользу – зависит от нашей морали и нашего разума.

Являются ли такие феномены, как альтруизм и эгоизм , чисто человеческими? Р. Докинз предлагает интерпретационную модель живой особи как своеобразной машины, запрограммированной на выживание своих генов. Соответственно там, где существует возможность сохранения и передачи индивидуальных генов, преобладают эгоистические формы поведения, в тех же обстоятельствах, где попытка каждой особи сохранить индивидуальные гены ставит под угрозу физическое существование всей группы, срабатывают альтруистические поведенческие реакции. Примером может служить описанный в специальной литературе случай самопожертвования взрослых самцов шимпанзе, напавших на тигра для того, чтобы дать возможность скрыться остальным членам группы (никаких аналогий с поведением человека в особых ситуациях не напрашивается?).

Итак, человек рождается с большим количеством врожденных программ поведения. Достаточное совпадение внешних условий и сигнальных признаков порождает ту или иную эмоцию, побуждающую человека к реализации соответствующей инстинктивной программы. Истинная мотивировка действий при этом не осознается – для рассудочного объяснения инстинктивно мотивированного поведения привлекаются самые случайные доводы, носящие характер подгонки под ответ.

Рассудок индивида не может как-то изменить его же инстинктивные программы; более того, он даже не знает об их существовании! Он может лишь им не подчиниться в каких-то случаях, но в следующий раз инстинкт захочет сделать то же самое. Низший уровень подсознания – инстинкт, доступные ему программы исполняет прямо и без вариантов. Программы среднего уровня подсознания (традиции, привычки) уже могут с течением времени как-то модифицироваться. Рассудок тоже широко использует отлаженные поведенческие программы, но для рассудка они – «информация к размышлению»; рассудок не столько исполняет свои программы, сколько импровизирует на их тему.

Нервные структуры, реализующие инстинкты, возникли в глубочайшей древности; рассуждать, что-то анализировать и даже просто экстраполировать – для них непосильная задача. Они срабатывают при совпадении заложенного в инстинкт схематичного и статичного шаблона с некими внешними сигнальными признаками, которые могут случайно походить на реально требуемые. Однако, имея свободный и прямой доступ к мотивационным центрам мозга, инстинкты способны вызвать ощущение своей правоты в чем угодно.

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Поведение за столом Что такое этикет, по крайней мере в общих словах, знают все. Однако часто даже взрослые люди в сердцах не одобряют вынужденные нормы поведения, с радостью снимая с себя тяжелые обязательства, едва ступив на родной порог. Но так ли уж обременительны эти

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Беспокойное поведение ребенка Новые переживания входят в жизнь ребенка, когда он поступает в школу, независимо от того, посещал ли он дошкольные учреждения или нет. Он беспокоится, примут ли, полюбят ли его ребята в классе; он рвется доказать учителям, что сделает все, что

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Из книги Я хорошо себя веду и дома, и в гостях [Как отучить ребенка от вредных привычек и научить хорошим манерам] автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Что влияет на поведение Кроме того, что привязанность составляет смысл жизни для ребенка и обеспечивает его нормальное развитие, она также влияет на формирование поведения. Ребенок по реакциям родителей узнает, какое поведение желательно, какое – нет. Так родители

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Вызывающее привязанность поведение Совместное пребывание в палате родильного дома (руминг-ин) особенно полезно мамам, испытывающим сложность с переходом прямо к материнским обязанностям. Однажды, делая обход, я зашел к Джен, которая недавно родила, и застал ее в печали.

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Пригласительное поведение Помните, какой беспомощной вы чувствовали себя, когда не знали, чего нужно ребенку, и в какое отчаяние приходили, будучи не в состоянии остановить его плач? Месяц назад, за исключением разве тех случаев, когда ребенок плакал или подавал несколько

Из книги Антропология [Учебное пособие] автора Хасанова Галия Булатовна

Поведение во время кормления Разорвите расписание. К двум месяцам, если этого не произошло раньше, вы поймете, что расписание кормлений – иллюзия авторов книг для родителей, которые не входят в близкий круг людей, непосредственно кормящих детей, особенно если дело

Из книги автора

8. Направляйте поведение ребенка Мудрый родитель подобен садовнику, наблюдающему за тем, что происходит у него в саду, и обдумывающему, что? бы еще добавить. Он понимает, что не в его силах изменить особенности имеющихся у него цветов, изменить их аромат и окраску, когда они

Из книги автора

Направляйте поведение ходунка Уделяйте внимание эмоциональным потребностям ребенка-ходунка и учитывайте ступень развития, которую он преодолевает: это ваши первые шаги в деле воспитания ребенка, начинающего ходить. Если вы понимаете, как и почему поступают ходунки, вам

Из книги автора

Глава 5 Поведение человека

Из книги автора

5.2. Поведение человека как субъекта и личности Поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящими характер так называемых духовных

Из книги автора

5.3. Девиантное поведение Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека – сугубо его личное дело. Но, живя в обществе, любой индивид практически постоянно

Каждого человека называют индивидом. Данное понятие вмещает в себя не только само слово, определяющее, о ком идет речь, но и некоторую характеристику в виде индивидуальных особенностей и качеств. Каждый развивается в своем направлении по мере жизни. Каждый обладает своим набором социальных и личностных черт. Это все отражается на том поведении, которое присуще конкретно человеку.

Вся психология направлена на изучение индивида. Хоть все люди разные, однако основы закладываются с рождения одинаковые. Вот почему в чем-то люди являются похожими. Однако по их характеру, поведению и образу жизни можно сказать, что все разные.

Все проблемы, рассматриваемые на сайте психологической помощи сайт, посвящены индивидам. Несмотря на все различия между людьми, можно выделить тезисы, на которых каждый человек развивается.

Кто такой индивид?

Понятие «индивид» носит в себе социальное значение, которое говорит об отдельной особи, представителе homo sapiens. Кто такой индивид? Это отдельный человек, который вмещает в себе уникальные генетические особенности, индивидуальные качества, которые он в себе развивает по мере жизни, набор социальных и биологических черт.

Каждый человек индивидуален. Это делает его индивидом. Приспособление к социальным условиям еще больше отличает его от животного мира. С одной стороны, он по биологическим признакам и социальным навыкам похож на других людей, что не делает его уникальным. Его строение тела такое же, как и у других людей. Отличаются лишь формы, размеры, цвета и пр. Он нарабатывает такие же навыки, которые есть у других людей, что позволяет ему стать социальной личностью.

С другой стороны, человек генетически склонен к развитию индивидуальных качеств и черт. Его набор уникален, не похожий на остальных. Это делает его отдельной особью, которая выделяется на фоне толпы.

Как понятие, индивид означает отдельную особь, которая обладает определенными биологическими особенностями, считается целостной и единой структурой, а также принадлежит конкретному виду живых существ. Животных не называют индивидами. Только человек получает звание индивида по тому, каким он родился.

Все люди рождаются индивидами. Однако по мере воспитания и развития каждый индивид становится личностью. Именно она обладает своим уникальным набором качеств, умений и навыков, которые отображаются в поведении и повадках.

Понятие индивид подразумевает, что человек является полноценной и отдельной особью от остальных. У него есть все инструменты для самостоятельного развития и жизни. Он отделен от людей.

Индивид – это единица человеческого рода, которая:

  • Обладает психофизиологическими чертами.
  • Активна.
  • Устойчива относительно окружения.
  • Целостна в структуре организма.
  • Носит социальные характеристики.

В психологии рассматриваемое понятие используется широко. Оно обозначает не только отдельного человека, но и его качества характера, которые определяют его как личность.

Кто такой социальный индивид?

Если человек рождается индивидом, тогда он сразу же приобретает статус социальной личности. Кто такой социальный индивид? Это человек, который с самого рождения нуждается в контакте с другими индивидами для собственного выживания и развития.

В отличие от животных детенышей, человеческий ребенок не может о себе позаботиться с рождения. Он с первых дней нуждается в уходе и заботе о себе. Причем наработка навыков и необходимых социальных качеств осуществляется длительное время. Если на обучение детенышей животных уходит от нескольких месяцев до года, то на становление индивида как самостоятельной и независимой личности тратится от 18 до 25 лет.

Индивид нуждается в социуме, которое будет о нем заботиться и в котором он сможет становиться личностью. Само общество также нуждается в индивиде, поскольку без него оно просто не сможет существовать.

Человек рождается индивидом. Личностью он становится по мере воспитания и роста. Вначале человек мимикой и жестами говорит о своих желаниях и потребностях. Однако в процессе обучения речи, которое является главным критерием социализации, на первый план выходят вербальные знаки. Человек продолжает пользоваться невербальными жестами и мимикой для дополнения своей вербальной речи и полноты проявления своих чувств.

Чем раньше начнется процесс социализации, то есть приспособления к законам, правилам и жизни всего социума, тем быстрее произойдет развитие личности и ее адаптация. Происходит научение ребенка следующими способами:

  • Закрепление. Путем наказания или поощрения родители показывают ребенку, какое его поведение считается хорошим, а какое – плохим.
  • Выработка условных рефлексов. Каждый человек подвергается «дрессировке», когда за его поведение он получает поощрение (условный рефлекс закрепляется) или наказание. Так формируются привычки.
  • Наблюдение и повторение. Другими словами, ребенок наблюдает за поведением взрослых и копирует, перенимает, подражает им. Здесь часто используются различные ролевые игры, где ребенок репетирует, закрепляет либо изменяет то поведение, которое он наблюдал за взрослыми. Таким образом закрепляются полезные и эффективные, по мнению ребенка, навыки.

Каждый индивид с самого рождения пребывает в определенных средах, которые также влияют на формирование его личности:

  1. Первым институтом становится семья. Здесь ребенок получает защиту, любовь, поддержку. Также удовлетворяются его жизненные потребности. Помимо этого, именно семья дает первые навыки социализации: как нужно общаться, себя вести? Здесь ребенок приписывает себя к определенному полу, изучает половые роли. Семья формирует стереотипы, комплексы, страхи, ценности и пр.
  2. Вторым институтом становится детский садик или школа. Именно здесь к индивиду относятся как к одному из. Здесь нет лучших и худших. Оценивается индивид по его способностям и навыкам. Он сталкивается с неудачами и успехами. Именно школа формирует самооценку у ребенка.
  3. Третьим институтом становятся сверстники. В подростковый период они вытесняют семью и школу. Если в семье и школе все построено на иерархии, то среди сверстников общение происходит на равных. Здесь репетируются и закрепляются социальные навыки. Ребенок начинает приспосабливаться к социуму. Он начинает решать конфликтные ситуации, познает о своих достоинствах и недостатках. Среди сверстников ребенок может менять свои ценности и взгляды на жизнь. Он становится членом общества, где выделяется своими уникальными качествами.
  4. СМИ являются последним институтом. Он также влияет на каждого индивида своими взглядами и ценностями, которые тот может перенимать либо нет.

По мере становления личности институты могут противоречить своими ценностями, взглядами, способами решения ситуации. Ребенок становится перед необходимостью отказываться от чего-то одного ради сохранения другого. При появлении противоречий он начинает переосмысливать свои взгляды и ценности, формируя свой набор.

Реакция человека на изменения во внешней среде или внутри его организма является поведением индивида. Оно может быть осознанным и неосознанным. Всегда развивается и проявляется вовне (во внешнюю среду). Оно включает активные действия физическим телом и речевую регуляцию. Оно обязательно является целенаправленным, то есть в голове человека сначала идет ответ на вопрос «чего я хочу?», а затем выбор действия «как мне этого достичь?».

В основе всех поступков лежат:

  1. Цели. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности, особенно если они длительное время не были реализованными.
  2. Мотивы. Нет поведения, которое бы ни было мотивированным. Человек может просто иногда этого не осознавать.

Отдельно рассматривается театральное поведение, которое осуществляется в процессе общения между людьми в виртуальном мире. С появлением сети Интернет, оно начало занимать лидирующие позиции. Под театральностью поведения понимается иллюзия естественных поступков.

Характеристиками поведения индивида являются:

  • Самоконтроль (произвольность).
  • Темп или динамичность.
  • Эмоциональная выразительность.
  • Гибкость (изменение поведения в зависимости от обстоятельств окружающей среды).
  • Уровень активности.
  • Осознанность (понимание человеком своих поступков).

Что такое индивидуальность?

Если под индивидом понимается принадлежность особи к человеческому роду, а под личностью – наличие социальных навыков, социализация и приспособление к обществу, то что подразумевается под индивидуальностью? Данное понятие указывает на набор уникальных качеств и умений у отдельной особи. Здесь перечисляются как психические черты, так и физиологические особенности. Хотя нередко речь идет о духовном развитии человека.

Нетождественными понятиями являются индивид и личность. Однако именно индивидуальность может стать частью личности, ее формирования. Личность определяется тем, какими качествами она выделяется по мере своего действования, функционирования, что видно окружающим людям, которые могут это оценить. Индивидуальность скорее говорит о качествах характера, духовных проявлениях.

Личность является социальным продуктом, в то время как индивид — биологическим, а индивидуальность – формированием качеств и умений. Личность развивается под влиянием социального давления, правил и законов, которые каждый человек должен усвоить и применять.

Группой является отдельная ячейка, которая вмещает в себя несколько индивидов. Все они являются индивидуальными, однако они собираются в группу ради общей цели или под влиянием общих интересов. Она обладает некоторыми социальными характеристиками, которым должны подчиняться все члены.

  1. Человек может выступать от имени группы, что в некоторой степени избавляет его от ответственности.
  2. Человек может взаимодействовать с другими людьми внутри группы, корректировать свое поведение, получать поддержку.
  3. Человек занимает определенный статус. Часто в группе формируется иерархия, где каждый выполняет определенную, четкую роль.

С одной стороны, человек своими действиями помогает группе, решает ее вопросы, развивает и сохраняет. С другой стороны, группа регулирует поведение человека, заставляет развивать определенные черты и навыки, влияет на него. Соответственно, человек должен осознанно подходить к выбору группы, поскольку она может поспособствовать его развитию или послужить поводом для деградации.

Развитие индивида

Индивид развивается биологически, психологически и личностно:

  1. Биологическое развитие предполагает рост организма человека.
  2. Психологическое развитие предполагает развитие качеств и индивидуальных особенностей психики.
  3. Личностное развитие происходит по мере воспитания и социализации.

Человек с каждым годом меняется и трансформируется. Здесь он физиологически крепнет и растет. Его психика начинает получать новые знания, формировать связи для образования умений. Также формируется личность, которая отрабатывает социальные умения.

Человек постоянно в процессе своего развития подвергается различному влиянию, которое бывает:

  • Внешним – это родители, воспитатели, СМИ, социум.
  • Внутренним – это волнения, влечения, чувства, склонности.

Итог

Индивид в прямом смысле слова означает «человек разумный». С самого рождения особь определяют к человеческому роду, которое будет подвергаться воспитанию, влиянию со стороны. Человек должен социализироваться, чтобы общество его принимало и позволяло жить так, как это приемлемо. Итогом станут все те манипуляции, которые будут направлены на человека в течение всей его жизни.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

85. Особенности поведения индивида в толпе

Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.

Свойства человека толпы:

1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;

2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности;

3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою;

4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности;

5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»;

6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида;

7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями;

8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы;

9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам;

10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи;

11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий;

12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;

13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);

14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам;

15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения;

16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу;

17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;

18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения В компаниях органики начинают злостно пьянствовать, нанося мозгу дополнительный удар. Некоторые из них плохо переносят алкоголь, но все равно много пьют. Другие же исходно отличаются высокой переносимостью,

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте 1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.4. Развитие личности в возрасте от

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные механизмы, используемые прежде всего при

Из книги Как научиться разбираться в людях автора Егидес Аркадий Петрович

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАКОМИВШИСЬ с различными психотипами, попробуем теперь представить себе, как будут вести себя разные личности в различных обстоятельствах. Зная их основные свойства, уже нетрудно предсказывать их поведение в различных

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Особенности поведения в ситуациях бизнес-общения Деловые визиты Одной из типичных ситуаций делового общения является прием посетителей или клиентов, в данной ситуации вы можете выступать в качестве принимающего или наносящего визит. Самые первые моменты во время

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Особенности социального поведения импульсивность; слабый поведенческий контроль; потребность в психическом возбуждении; безответственность; проблемное поведение в детстве; антисоциальное поведение во взрослой

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 7 Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности «Потребности нужды» и «потребности роста»К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение,

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Раздел четвертый. Гендерные особенности поведения

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

30. Особенности формирования преступного поведения Исследования причин формирования преступного поведения проходят в основном в виде обследований самих преступников, их родителей, детей и других членов семьи, знакомых и соседей, близких друзей, приятелей, сослуживцев,

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Виды толп и закономерности поведения людей в толпе Для начала повторим определение толпы.… Определение Толпа - это скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Психологические особенности поведения человека в толпе Выделяют несколько психологических особенностей, отличающих поведение человека в толпе от его поведения в обычной жизни. Снижение самоконтроля вплоть до полного отсутствия… Примечание Или попросту говоря,

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Национальные особенности невербального поведения Коварная это вещь – культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу. С. Муратов Чем больше в культуре прослеживается зависимость общения от ситуации, тем большее внимание в ней уделяется

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Особенности поведения Социопат склонен к следующим поступкам (мы употребляем здесь мужской род, потому что речь идет преимущественно о мужчинах): Совершает асоциальные действия, осуждаемые обществом, в котором он живет, например: идет на явно противоправные действия,

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Динамические особенности поведения, или темперамент В предыдущем разделе уже упоминалась такая природная особенность, как темперамент. Но там речь шла о его связи с другими (конституциональными) особенностями. Теперь же поговорим о его психологической сущности и

Из книги автора

4.5.3. Особенности суицидального поведения у военнослужащих В условиях военной службы около половины суицидальных действий совершается военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе 2/3 – солдатами и сержантами в первые 4 мес. службы. В последнее время

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего орга­низма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психоло­гическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом. Поведение индивидов в организации определяется теми правила­ми и ограничениями, которые действуют в ней для достижения постав­ленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П- поведение, функция природных свойств личности, обуслов­ленная внешним окружением в результате социализации; I- особен­ности индивида, его природные свойства и характеристики; Е - среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправлен­ность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение опреде­ляется целью, для достижения которой индивид совершает опре­деленного вида действия. Поведение мотивировано - в любом пове­дении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы - возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем опре­деленного вида работу. С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как вир­туальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и теат­рального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП - проекция из виртуаль­ной реальности на реальность, что определяет его двойственную при­роду. Внутренний слой ВП - естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой - театральное поведение, которое в качестве таково­го также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необхо­димой для достижения цели скрытого естественного поведения. ВП существует благодаря возможности ошибки принять теат­ральное поведение за естественное. Есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различ­ного вида сообществом. Условиями существования ВП является представление контраген­та о существовании «подлинного» поведения. ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным по­ведением. Цель ВП - добиться от контрагента определенного естест­венного поведения, достижения реальной цели. ВП основывается на определенной информации о правилах естест­венного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведе­ние других людей. Особенности ВП: « иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; » ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным; » закон ВП - закон иллюзий; » ВП - способ управления реальным поведением; » природа ВП имеет двойственный характер.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Достаточно условно можно привести формулу (1) поведения:

П = f (I, E),

где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E- среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность.

Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы – возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу.

С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения . В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В ВП используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии. Таким образом, ВП – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой ВП – естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой – театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, ВП – поведение в виртуальной реальности.

ВП расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.

В ВП и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.

ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.



Условиями существования ВП является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения.

ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель ВП – добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели.

ВП основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.

Особенности ВП:

Иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;

ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным;

Закон ВП – закон иллюзий;

ВП – способ управления реальным поведением;

Природа ВП имеет двойственный характер.

Еще более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.

Рекомендуем почитать

Наверх