Сущность государства. Центральным институтом политической системы является государство. Центральным институтом политической системы является

Организация предоставления услуг 30.09.2019
Главная > Контрольные вопросы

Государство как центральный институт политической системы . Государство и гражданское общество.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 1МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 3КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 5ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9Государство в России: от советского типа государства к правовому 11Контрольные вопросы 13Литература 13

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории. Одна из самых давних теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души. Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах, и т.д. Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций. 1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию. 2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. 3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий). 4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. 5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке. Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, оказывая упорядочивающее, регулирующее воздействие практически на все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм, или всеобщность. Государство занимает особое место в политической системе как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Оно по существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, или всеобщую волю. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом; 4) имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 5) владеет, как правило, монополией на законотворчество; 6) располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции. Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Форма государства - это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков. Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» предопределяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Элементами формы государства являются: 1) форма правления , под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве; 2) форма государственного устройства , которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение; 3) политический (государственный) режим , представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную (в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена, например Саудовская Аравия, Бруней) и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия . Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания. К ним относятся также Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым и несет политическую ответственность. В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и др. Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и др. В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия. Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Форма соединения государств, союза между ними носит название конфедерации. Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира являются унитарными. (например Венгрия, Польша, Италия и др.) Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Индия, Мексика, Нигерия и др. Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза. Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. Форму государства можно охарактеризовать в зависимости от набора методов и средств государственного властвования, т.е. политического (государственного) режима. В этом отношении различают два полярных режима - демократический и антидемократический . Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность; во всех сферах общественной жизни господствует закон; существует разделение властей и т.д. Антидемократический режим , который в свою очередь может подразделяться на подвиды - фашистский, тоталитарный, авторитарный и т.п., олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие. Существует также классификация государства по типам. Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую, исламскую и т.п. Государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай) и республики (аристократическая, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия - принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия свойственна буржуазному типу государства. Действующие конституции современных государств содержат и такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское, исламское, теократическое, клерикальное.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; в предоставлении гражданам политических прав и свобод. Согласно Конституции Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах. В правовом государстве действует принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права. В правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством. Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Россия- федеративное государство . В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе 89 субъектов. В России федерализм выступает прежде всего в качестве формы государственной организации национальных отношений. Это и форма демократизации управления государством. Система органов государственной власти в Российской Федерации имеет два уровня - федеральный и региональный. В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством . Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Обширные полномочия Президента России, закрепленные Конституцией, характеризуют Российскую Федерацию как президентскую республику. Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и на международном уровне. Президент выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Не будучи формально главой исполнительной власти, он имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ. В отношении других государственных органов Президент России также уполномочен представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и на другие высокие и ответственные государственные посты. Конституция РФ закрепляет достаточно широкие полномочия Президента России в сфере обеспечения деятельности парламента страны и принятия федеральных законов, в сфере реализации внешнеполитических функций и обороны страны. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти. Акты Правительства России обязательны к исполнению в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство ответственно, перед парламентом - Государственной Думой, что является одним из важнейших признаков парламентской республики. Однако вопрос об отставке, об ответственности правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не парламент. Принципы общей структуры Правительства тоже регулируются указами Президента. Президент РФ - глава государства, и на практике возглавляет всю систему исполнительной власти. Все это является основанием утверждать, что форма правления в РФ ближе к президентской республике, чем к парламентской.

Советское государство складывалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Это во многом определило его особенности.

Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, верховенство закона над властью, контроль гражданского общества за властными органами и т. д.; по форме правления советское государство было республикой, но все ветви власти были объединены в Советах, где депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали исполнение; руководящая роль Коммунистической партии, что превращало государство в партийное. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения и в форме директив передавало их Советам, которые; оформляли эти директивы в свои решения или совместные с партией постановления; понимая пролетарское государство как средство подавления эксплуататорских классов, его создатели сформировали разветвленную систему карательных органов, учредили строжайшую трудовую дисциплину, установили идеологический контроль за средствами массовой информации; будучи неправовым и полицейским, советское государство смогло реализовать социальную функцию, хотя она и осуществлялась за счет небывалой эксплуатации трудящихся. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу советского государства. Современное российское государство по своему типу является переходным , которому свойственны: некоторые черты советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т. д.); появление и укрепление демократических начал в его деятельности: водные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д.; формирование новых взаимоотношений с гражданским обществом . Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества становлению социальных интересов различных групп населения; еще сильны надежды на помощь со стороны государства , а ценности свободы, индивидуализма не стали преобладающими в общественном знании; идет продолжение поиска наилучшего варианта федеративного устройства государства, оптимального соотношения полномочий между центром: субъектами федерации. Что касается последней отмеченной особенности, то в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов федерации, но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различными. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенций. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов федерации. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

Контрольные вопросы

    Что такое государство как институт политической власти? Назовите основные признаки государства. Какие вы знаете концепции возникновения государства? Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику. Каковы основные структурные элементы государства? Назовите основные функции государства. По каким основаниям можно типологизировать государства?

Литература

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.,1997.

    Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология и социология: Учеб. пособие. -М., 2001г. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология и социология: Учебник. –М., 1999г. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. –М., 2002г. Пугачев В.П. Политология и социология: Справочник для студента. –М., 1999г. Тавадов Г.Т. Политология и социология: Учеб. пособие. –М., 2000г. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Политология и социология. –М., 1983г. Вебер М. Избранные сочинения. –М., 1990г.

Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть реализуется посредством установления законов, управления, суда. Ещё в "Политике" Аристотель различал законодательную, исполнительную и судебную деятельность учреждений. Сегодня демократическая политическая система основывается на механизме разделения властей, механизме баланса интересов и политических противовесов.Соединение властей не допустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Соединение трёх властей означает деспотизм.

В нашей стране до недавнего времени трудно было выделить компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти. Все они были стянуты в один узел, где наибольшая концентрация приходилась на исполнительную компоненту. Законодательная ветвь власти не имела. Суть законов извращалась подзаконными актами. Суды находились в зависимости от телефонного права, не пользовались авторитетом. Кроме того, все нити государственной власти были стянуты к аппарату партии, а роль законов выполняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Сегодняшняя политическая реформа призвана обеспечить разделение властей и создание системы "сдержек и противовесов", гарантирующих от злоупотребления властью. Но сегодня в стране нет твёрдой законности, устойчивого правопорядка. Во многом сохраняется политико-правовая ситуация по Гиляровскому: "В России две напасти: Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти!" .

Другая важнейшая проблема - проблема делегирования власти. Поскольку все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы, постольку стоит вопрос о делегировании власти.

Вначале рассмотрим процесс делегирования власти "наверх", когда один субъект власти передаёт часть управления другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам. Этот вопрос сегодня актуален в нашей стране в связи с решением проблемы полномочий местных администраций субъектов Российской Федерации. Возникает проблема: есть риск, что делегированная власть может быть обращена против нижнего звена структуры? Опасность такая есть. Возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов тому пример. В своё время М.Бакунин, П.Кропоткин, Р.Михельс, М.Вебер основательно разработали эту проблему. Историческим примером подобного является структура власти, сложившаяся в нашей стране после 1917 года, когда партия большевиков из политической организации фактически переродилась в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления десятилетиями стояли одни и те же люди, которые проводили политику, отражавшую интересы тех кому делегирована власть, а не тех, кто её делегировал.

Как происходит процесс делегирования власти "вниз"? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию "вниз", оставаясь по-прежнему обладателем большей властью. Это выгодно для центральной власти, но есть и риск, так как субъект власти нижнего уровня зачастую стремится выйти из под опёки центра и диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в этой ситуации становится зависимым от решений и суждений нижних эшелонов власти и утрачивает постепенно возможность управлять. Какой же выход из положения? Делегирование объёма полномочий "вниз" должно иметь всегда определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти субъектом, но и расстройство всех государственных дел, потеря самостоятельности и единства страны. Государственная власть не есть нечто застывшее, неизменное. С развитием общества она приобретает более развитые формы.

Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:

процесс принятия политических решений и б) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь ввиду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:

политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;

способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных, человеческих ресурсов для реализации принятых решений;

обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;

способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений .

Одним из важнейших средств воздействия на процесс принятия и реализации политических решений являются группы давления - это организованные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты (различные экономические объединения, ассоциации, группы представляющие интересы ВПК, группы национальные, религиозные, мафиозные и т.д.). Значительная часть из них активно сотрудничает и контактирует с политическими партиями, различными ведомствами иностранных государств. Цель групп давления - всеми доступными средствами побудить суьбъектов политики к выгодному для них действию, навязывание к исполнению нужного политического им решения. При этом они используют всевозможные средства вплоть до криминогенных. Особое место в политическом процессе занимает такая группа давления как лобби - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, неформальный институт политической системы. Основной целью лобби является давление на законодательный процесс посредством давления на депутатов, вынуждая их принимать нужные для себя законопроекты, политические решения.

Важное значение в технологии политической власти имеет дискреция - наделение конкретного исполнителя правомочиями толковать, интерпретировать законы и применять их в этом толковании, выдавая за живое творчество масс.

Основными критериями принадлежности человека к той или иной социальной группе являются его место в системе отношений владения-распоряжения и, соответственно, уровень доходов и качество жизни в целом. Критерии эти относительны, поскольку, к примеру, "новый средний класс" в России может быть соотносим лишь с некими "верхним" и "низшим" для данного общества и в данных условиях социальными слоями.

В советском обществе, как обществе административном, ключевым критерием стратификации был уровень выполняемых представителями различных социальных групп административно-распорядительных функций. В современной России к этому критерию добавился также показатель "размер собственности". На смену системе доходов, основанной на распределении, пришла система "абсолютного дохода", предполагающая получение в обмен на денежные ресурсы любых товаров и продуктов по реальной рыночной стоимости, а не из государственных закромов - по "блату", по должности или по сниженным привилегированным ценам. Уровень дохода и уровень жизни людей становятся, таким образом, ключевыми критериями их социального самочувствия и принадлежности к той или иной социальной группе.

Во всей совокупности старых и новых социальных групп можно выделить две основные "макрогруппы", связанные с распоряжением или владением двумя основными типами ресурсов - административно-политическими и собственно материальными, экономическими.

Динамика развития этих двух групп в России на протяжении последних 10 лет такова, что административно-политические группы постепенно слабеют, поскольку распорядительные функции становятся все менее значимыми, "старый политический класс" (администраторы) 2 частью размывается и сходит на нет, частью преобразуется и перетекает в "новый политический класс", а административные методы управления экономикой и обществом в целом постепенно уступают место рыночным, прежде всего - финансово-фискальным методам управления.

Соответственно, роль экономических групп и, особенно, групп новой экономики в настоящее время, наоборот, возрастает. Более того: развитие новых экономических структур опережает становление новых политических корпораций. Тезис основан на известной закономерности: люди сначала осознают свои материальные, экономические интересы, и только по мере развития общества дорастают до перевода этих интересов на политический язык.

Основным фактором развития политического процесса в современной России (в период с 1991-го по примерно 2010-2015 гг.) является складывающийся в стране РЫНОК: приватизация, развитие кредитного и фондового рынков, борьба за влияние и установление тех или иных правил на рынках ценных бумаг, недвижимости, земли и природных ресурсов. Учитывая это, а также сформулированную нами выше закономерность "опережающего развития новых экономических структур в сравнении с развитием новых политических корпораций", мы можем утверждать, что на обозначенном выше временнбм отрезке доминантными в совокупности "групп интересов", а

значит, и в политической системе в целом и будут группы, обладающие наибольшими материальными ресурсами. Разумеется, это пока еще не чисто экономические, а скорее, административно-экономические группы. Так, составной частью "групп интересов" топливно-энергетического комплекса страны являются соответствующие ведомства федерального правительства и департаменты местных администраций;

новые финансовые группы интегрированы в Минфин и Центробанк РФ, в комитеты и департаменты по управлению государственным имуществом и финансами всех уровней; а ведущие московские "группы интересов" не могли бы развивать финансовый, строительный и иные сектора столичной экономики, не составляй они единого целого с правительством Москвы.

Итак, говоря о группах, обладающих или распоряжающихся материальными ресурсами, мы можем выделить две основные подгруппы:
а) "новые экономические группы" - прежде всего финансовые, финансово-торговые и финансово-промышленные группы;

б) "старые экономические группы" - в первую очередь, отраслевые группировки, группы руководителей постсоветских монополий (включая "естественные") и крупнейших не только государственных, но также приватизируемых или уже приватизированных промышленных концернов и компаний .

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).

Понятие государства

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли.Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма.В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Обязательность членства в государстве.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений.

Лекция № 1,2

Государство как центральный институт политической системы

«Происхождение, сущность и основные признаки

государства как «особой организации силы»

Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществ­ленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятель­ности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице ие­рархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основно­го противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуще­ствления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реали­зации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетво­ряемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто унич­тожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «грехов­ностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последст­вий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ог­раничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Теории происхождения государства.

Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:

Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санк­ционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,

верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Па­вел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему про­тивящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»

Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».

В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Цер­ковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государствен­ной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.

Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоус­та (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимо­сти подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархиче­ская, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил цер­ковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.

Теократическая теория происхождения государства построена на ре­альных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоми­навшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны укло­няться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар­ хального возникновения и существа государства и выводившегося отсю­да тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу­ дарственной власти.

Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он из­ложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государст­ва, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществ­ляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на на­чалах добродетели.

Теория договорного происхождения государства (теория общест­венного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они счи­тали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловлива­лось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возмож­ность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому челове­ку нужно поступаться частью своей естественной независимости и поко­риться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

Приверженцы теории договорного происхождения государства ин­терпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Че­ловек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.

Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в об­ласти биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор­ мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, про­водя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, влива­ясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.

Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет при­чину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое пре­восходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «ро­дители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что госу­дарство является средством зарождения и продолжения этого насильствен­ного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привиле­гированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду по­рождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою оче­редь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и то­гда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникнове­ние государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подав­ления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть госу­дарство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным при­шлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».

В постулирование частной собственности как первопричины возник­новения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском спосо­бе производства, при котором существовало государство, но частная собст­венность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохра­нения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого спо­соба производства. В этом процессе доклассового возникновения государства сущест­венную роль играла также необходимость принудительного запрещения ин­цеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохра­нения и воспроизводства рода.

Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный ха­рактер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации

Сущность и основные признаки государства.

Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркива­ет польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «оте­чество» (американское государство, американская нация, американский на­род и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую оче­редь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспе­чить рационально-правовым образом организованную среду обитания со­циума.

Это последнее наиболее адекватно сущности государства как полити­ческого института (универсальной организации), которому присущ ряд при­знаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо­ лия на принуждение и насилие».

Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сооб­щество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи харак­терно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей сто­роны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господ­ством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто те­перь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель запад­ной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принужде­ния, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».

Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в ре­зультате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.

Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и вла­стных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное госу­дарство, в котором как в едином организме сочетается множество разнооб­разных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной зада­чи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».

В этом свете государство предстает как политическая организа­ ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи­ ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохра­нении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и по­рядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.

Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами меж­дународных отношений, обладающими определенными правами и обязанно­стями.

ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, не­обходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существую­щего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, рефе­рендумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологиче­ской форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принужде­нии административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и раз­личными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчу­ждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взя­тыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.

ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. тер­ритории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без граж­данства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также ино­странцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они мо­гут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собствен­ность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.

В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не­ взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их дея­тельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существова­ние. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наде­ляет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).

ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы госу­дарства и его основополагающего признака, территорию характеризуют та­кие понятия, как:

«неразделенность» (даже в условиях существования частной собст­венности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);

«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и непод­чинение власти другого государства);

«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);

«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межго­сударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее госу­дарственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственно­сти. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.

НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население пред­ставляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридиче­ская персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда госу­дарство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этниче­ской принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общно­сти). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.

Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка на­рода как социальной основы государства точнее отражает политические ре­альности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности мно­гих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со сто­роны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титуль­ной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в стра­нах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической на­пряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной ста­бильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сцена­рию»).

С понятием населения как неизменным атрибутом любого государст­ва тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают пра­вовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государ­ства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен сво­его гражданства или права изменить свое гражданство».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно раз­растается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение госу­дарства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в поли­тическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на при­нятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от выс­ших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависи­мости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих про­должает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на прави­тельственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государст­венной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со­ бой незыблемость и «вечность» этого института.

Три ветви государственной власти.

В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполни­тельными органами власти, при демократии такое сращивание не допусти­мо. Здесь основной принцип организации и функционирования государст­венной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с ко­торым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - рас­пространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблю­дение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.

В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. пи­сал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удер­живать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вы­текает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполни­тельной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Законодательная власть на макросистемном уровне представле­ на парламентом - высшим правотворческим органом страны. Сущност­ными чертами этой власти являются:

Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетво­ряющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ­ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельст­вом функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;

В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;

Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной ос­нове. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;

Власть парламента является конституционной, нормативно гаранти­рованной властью - характер и широта полномочий парламента оп­ределяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).

Функции парламента

ü Функция власти

ü Функция законодательства

ü Функция легитимности

ü Функция представительства политических интересов

ü Функция обеспечения политической гласности

ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков

Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный су­веренитет, парламент принимает политические решения, связанные с выра­боткой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и соци­ально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропаган­дирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Из­биратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламент­ских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выбо­рах.

После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, про­фессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с тре­бованиями парламентской демократии.

Законотворческая, или правотворечская функция - основной це­лью парламентской деятельности является создание правовых норм; регули­рующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с дру­гом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредст­вом которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».

(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ог­раничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение прави­тельства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).

В ряде стран существует также фактическое или конституционное ог­раничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парла­мент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполни­тельной властью (например, в Великобритании, Фин­ляндии).

Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.

Функция обеспечения политической гласности - требует от пар­тий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парла­мент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.

Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседа­ний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условия­ми и юридически закреплено.

Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительны­ми правами, которые в определенных случаях являются:

Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);

Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);

Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммуни­тет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).

Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнитель­ная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государствен­ных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные ин­станции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба го­сударственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые зако­нодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представ­лена системой судебных органов и институтом независимых и подчи­няющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую закон­ность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и вся­кого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жиз­недеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независи­мость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязатель­ность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.

Функции государства.

Государство отличается от всех других субъектов политической сис­темы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему ха­рактер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функ­ции государства входят:

ü защита государственного (конституционного) строя и его основопо­лагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе обще­ственного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспек­тив развития

ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социаль­ной напряженности, спародическими вспышками насилия и междо­усобицами

ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцирован­ной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финан­совая, военная, культурная и т. д.

ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внеш­неполитические функции).

На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:

Экономическая - выражается в организации, координации, регули­ровании экономических процессов с помощью налогов и кредитной полити­ки, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, под­держания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.

Организаторская - заключается в упорядочении всей властной дея­тельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и пове­дение граждан, а также организацию и функционирование самого государ­ства и его отдельных институтов.

Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане

Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его не­прерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к выс­шему и послевузовскому образованию и т. д.

Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духов­ности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» куль­туры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.

Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспе­чению нормальной среды обитания.

Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер­ ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асиммет­ричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различ­ных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественны­ми разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, обра­зование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».

Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения со­циальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусмат­ривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как об­щего, так и частного характера (например, пособия по безработице или за­прещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспри­страстности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинте­ресованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.

«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государ­ство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном ис­ходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».

И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность осо­бых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (консти­туционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).

В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил соци­альный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общест­венный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.

В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государ­ства выражают такие понятие как:

- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отноше­нию к нему

- социальное государство, суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.

Рекомендуем почитать

Наверх