Когда разрешения можно не спрашивать? Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Произведения в каких случаях использование

Розница 13.08.2019
Розница

Законодательства всех стран мира предусматривают случаи, когда произведения, охраняемые авторским правом могут использоваться свободно, то есть без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения. Не является исключением и Россия. По общему правилу не допускается использование произведения без согласия правообладателя за исключением случаев, установленных в законодательстве, Такие случаи установлены в ст. ст. 1273 – 1280 ГК РФ. При этом установлено, что ограничения права использования произведения не применяются, если могут нанести ущерб нормальному использованию произведения и нарушить законные интересы правообладателя. Кроме того, и в этих случаях автору гарантируется соблюдение личных неимущественных прав.

1. Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ)
Свободное воспроизведение произведения в личных целях представляет собой один из случаев свободного использования, осуществляется без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.
Понятие личных целей в ГК РФ не раскрыто. Однако его можно вывести, взяв за основу понятие "публичного исполнения" или "публичного показа". Согласно статье 1270 ГК РФ произведение считается публично исполненным, а его оригинал или экземпляр публично показанным, если его исполнение (демонстрация) произошли в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Если пойти от обратного, получается, что использование в личных целях не должно ограничиваться только одним лицом, а распространяться также на лиц, входящих в обычный круг семьи.
Произведение можно воспроизводить в личных целях свободно, если оно изначально было правомерно обнародовано. Не доступные для всеобщего сведения произведения (неопубликованные, публично непоказанные, публично неисполненные, не сообщенные в эфир или по кабелю и не обнародованные иным способами) нельзя использовать в каких бы то ни было целях, в том числе и личных, до их первого сообщения широкому кругу лиц.
При использовании произведения в личных целях автору не выплачивается вознаграждения (случай свободного безвозмездное использование произведения). Вместе с тем, законом предусмотрена возможность воспроизведения некоторых категорий произведений за плату, но без согласия обладателя исключительных прав на них (свободное возмездное использование произведения). Так, статьей 1245 ГК РФ установлено право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Статья 1273 ГК РФ разрешает только свободное воспроизведение произведения, т.е. изготовленные в личных целях экземпляры произведения не могут быть отчуждены третьим лицам ни путем совершения возмездных сделок (купли - продажи, сдачи в прокат, мены), ни путем безвозмездного отчуждения (дарения).
Нормы ст. 1273 ГК РФ предусматривают отдельные категории произведений, воспроизведение которых в личных целях без полученного на то согласия автора и соответствующего вознаграждения не допускается:
Во-первых, не разрешается воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений. В данном контексте под воспроизведением следует понимать строительство, возведение, иную практическую реализацию архитектурных произведений.
Во-вторых, запрещается воспроизведение в личных целях баз данных или их существенных частей.
В-третьих, не допускается воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы (правообладателем). Правообладатель вправе без согласия автора и не выплачивая ему вознаграждения:
- внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
- изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования (п. 1 статьи 1280 ГК РФ).
В-четвертых, запрещается репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов. Понятие репродуцирования раскрывается в п. 2 статьи 1275 ГК РФ. Им признается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
В пятых, не допускается воспроизведение произведения без выплаты авторского вознаграждения и без разрешения автора является видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Свободное воспроизведение произведения в личных целях возможно только при условии, что такое использование произведения не наносит неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

2. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (1274 ГК РФ).
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
При толковании этих норм, необходимо учитывать.
1. Отсутствие ссылки на источник заимствования может являться способом осуществления плагиата, т.е. присвоением авторства путем простого не указания имени настоящего автора произведения, включенного в другое произведение и тем самым присваивание чужих творческих результатов и выдача их за свои собственные.
Обозначение источника заимствования должно быть произведено в форме, не оставляющей сомнения в заимствовании. В зависимости от ситуации содержание и форма сведений, включаемых в источник заимствования может варьироваться. Источник заимствования проявляется: в указании автора и названия используемого произведения; либо имени автора, либо только названия произведения. бывают случаи, когда заимствуемое место имеет широкую известность настолько хорошо знакомо широкому кругу лиц, что публика обладает самостоятельными сведениями об источнике заимствования. Тогда допускается простое заключение заимствованного из произведения литературы текста в кавычки.
2. При свободном цитирование в оригинала или в переводе, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати, при соблюдении ряда требований. Во-первых, должна быть соблюдена цель цитирования - научная, исследовательская, полемическая, критическая и информационная. Во-вторых, свободное цитирование возможно только в отношении правомерно обнародованных произведений. В-третьих, объем цитирования ограничен основной целью цитирования.
Это значит, что цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора.
3. При свободном использовании произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций необходимо соблюдение следующих условий:
- указанные произведения должны быть правомерно обнародованы их авторами или с согласия авторов третьими лицами;
- произведения включаются в издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи.;
- цель такого свободного использования - учебная, а издания, радио и телепередачи, звуко- и видеозаписи должны носить учебный характер. Учебными целями являются цели, направленные на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека в определенной области знаний;
- объем свободного использования произведений в качестве иллюстраций должен быть оправдан поставленной целью.
В отличие от цитаты, которая как бы включается в сюжет, тему, образ произведения, иллюстрация, понимаемая в широком, первом значении этого слова, только сопровождает материалы учебного характера, поясняя их, комментируя и раскрывая содержащиеся в них темы примерами.
4. При свободном воспроизведении в прессе, сообщении в эфир или по кабелю статей, необходимо соблюдение следующих условий:
- эти статьи были правомерно опубликованы в газетах или журналах;
- опубликованные статьи должны касаться текущих экономических, политических, социальных и религиозных вопросов;
- воспроизведение или сообщение таких статей не было специально запрещено автором или иным правообладателем.
Свободное воспроизведение в прессе или сообщение в эфир, либо по кабелю газетных и журнальных статей возможно только, если такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено правообладателем. Так, автор при первом опубликовании произведения, либо в заключенном им договоре может оговорить запрет на свободное использование его произведения в прессе или в эфире.
5. При воспроизведение произведений рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых это допустимо, если:
- такое воспроизведение осуществлено без цели извлечения прибыли, т.е. дальнейшее распространение произведения производится бесплатно или хотя и за плату, но ниже его себестоимости;
- воспроизводимое произведение было правомерно опубликовано;
- данный пункт не применяется к произведениям, специально созданным для слепых.
Помимо шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различаемых на ощупь) правомерно опубликованные произведения могут воспроизводиться на аудио-носителях (т.н. аудио-книги), компьютерных программах, специально предназначенных для слепых и т.п.
Согласно п. 2 ст. 1274 ГК РФ., в случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Согласно п.3 ст. 1274 ГК РФ, если произведение правомерно обнародовано, то на его основе любой гражданин вправе создать другое произведение в жанре литературной или музыкальной пародии или карикатуры и при этом ничего не обязан платить обладателю исключительных прав на оригинальное произведение и получать на то его согласие.
Данная норма является новеллой в ГК РФ, т.к. ранее действовавшие в области авторского права законодательные акты не предусматривали подобной нормы.
Карикатура (от итальянского caricare - нагружать) есть изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Пародия (от греческого parodia, буквально - пение наизнанку) - это комическое подражание художественному произведению или группе произведений в литературе или в музыкальном и изобразительном искусстве.
Создание карикатуры или пародии является разновидностью свободного использования произведения. При этом ГК РФ не требует обязательного указания имени автора и наименования оригинального произведения.
3. Свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ)
Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание.
Для того, чтобы субъект имел право без выплаты вознаграждения и без согласия правообладателя репродуцировать произведение последнее должно быть правомерно опубликовано. Таким образом, ГК РФ в качестве основания для свободного использования произведение путем его репрографического воспроизведения признает только такой способ его обнародования.
Далее, репродуцирование допускается только в единственном экземпляре, т.е. для одного заказчика или потребителя может быть изготовлен только один экземпляр.
Независимо от обстоятельств репродуцирование никогда не преследует цели извлечения прибыли. Как правило, стоимость сделанной путем репродуцирования копии не должна превышать себестоимости ее изготовления. Но бывают случаи, когда репродуцирование осуществляется бесплатно.
При репродуцировании обязательно нужно указывать имя автора, произведение которого воспроизводится, и источника заимствования.
Проанализировав понятие "воспроизведение", данное в статье 1270 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что его разновидностью является репродуцирование. Последнее также заключается в изготовление экземпляра, но только в единственном числе, посредством применения любых технических средств.
Репродуцирование допускается только в строго оговоренных в ГК РФ случаях:
1) для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;
2) для использования в учебных или научных целях;
3) для аудиторных занятий.

4. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ)
Согласно ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Фотографические произведения включают в себя пейзажи, портреты, натюрморты, и т.п. Так как понятие фотографического произведения понимается в широком смысле, сюда относятся и иные произведения, полученные способами аналогичными фотографии, среди которых можно назвать слайды, голографические изображения, произведения, отретушированные в редакторе фотошоп и др.
Фотографии является таким произведением, при обнародовании и дальнейшем использовании которого возможно нарушить права лица, чье изображение зафиксировано на фотоснимке.
Архитектурный проект - это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Архитектурный объектом признаются созданные на основе архитектурного проекта здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства.
Свободное использование произведений архитектуры допускается только при соблюдении всех условий, установленных в статье 1276 ГК РФ. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на архитектурные проект или объект.
Данная статья предусматривает два ограничения свободного использования произведений фотографии, архитектуры и изобразительного искусства.
Прежде всего воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю указанных произведений без выплаты вознаграждения и без согласия их авторов не допускается, если изображение произведения таким способом является основным объектом его использования. Нельзя показывать только одно это изображение, но его можно использовать в качестве вспомогательного материала, например, для объяснения принципов и характерных черт определенного архитектурного стиля демонстрируется фотография архитектурного объекты, построенного в этом стиле (в данном случае фотоснимок представляет собой экземпляр произведения архитектуры, изготовленный в двух измерениях). Можно фотографироваться на фоне произведений архитектуры или изобразительного искусства, в данном случае они не будут выступать основным объектом воспроизведения, а только фоном.
Следующее ограничение использования указанных в статье 1276 ГК РФ объектов авторского права касается запрета на использование их изображения в коммерческих целях. Главной и основной коммерческой целью является извлечение прибыли.
Получается, что произведения фотографии, изобразительного искусства и архитектуры нельзя свободно использовать, если полученное их изображение вводится в оборот с целью дальнейшей продажи или иного их отчуждения, сдачи в прокат и иного распоряжения ими за плату с целью извлечения прибыли (получения коммерческой выгоды).

А: Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, а также производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, в том случае если они существуют в какой-либо объективной форме.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, официальные документы (их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Q: Что означает знак © и каков его статус?

А: знак © является составной частью знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов:

§ Собственно © ;

§ имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Обладатель исключительных авторских прав вправе (вовсе не обязан) размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права – отсутствие © не означает отсутствия автора или того что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать.



§ право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначения имени то есть анонимно (право на имя);

§ право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

§ право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

§ отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;

§ осуществлять или разрешать следующие действия:

§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

§ публично показывать произведение (право на публичный показ);

§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

§ сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

§ переводить произведение (право на перевод);

§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Q: В каких случаях возможно использование произведение без согласия автора?

А: Использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

§ цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

§ использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

§ воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

§ воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

§ воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

§ воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Каждый из нас знает, что Интернет являет одним из основных источников информации. Кто из нас не скачивал музыку, не смотрел только вышедший на телеэкраны фильм или не читал книгу в сети. Мы привыкли думать, что это вполне нормально, ведь для чего еще нужен Интернет? Однако, согласно закона об интеллектуальной собственности и авторских и смежных прав мы нарушаем закон.

Как показывает практика, отношение к интеллектуальной собственности в Росси, носит потребительский характер, в нашем обществе не сформировано правовое сознание. В сети Интернет мы собираем или вносим различную информацию, которая является объектом авторского права, и мы распоряжаемся этой информацией без согласования с автором

Существуют международные правовые акты, которые охраняют использование произведений во Всемирной паутине. Конституция РФ гарантирует сохранность авторских прав (статья 44). В 4-ой части ГК РФ указано, что только автор является владельцем результатов своей интеллектуальной деятельности, и третьи лица не имеют права использовать произведения без согласия правообладателя. Поэтому размещение в сети Интернет музыкальных, литературных произведений, фотоматериалов, фильмов без разрешения автора запрещено, причем вне зависимости от того, принесет ли эта информация прибыль или нет. Нарушение авторских прав влечет административную и уголовную ответственность.

Основные источники нарушения прав интеллектуальной собственности:

Сайты, которые бесплатно предоставляют доступ к информации и получают доход от трансляции рекламы посетителям;

Сайты, которые предоставляют платный доступ к информации, без согласования с правообладателем;

Файлообменники, благодаря которым пользователи производят обмен результатами интеллектуальной собственности;

До сих пор не найдено решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Кто ответственен за незаконное размещение результатов интеллектуальной деятельности и в результате, кто должен возмещать убытки правообладателям – сайты, провайдеры или сами пользователи? Четкого ответа на данный вопрос пока не существует.

Основной принцип использования произведений, охраняемых авторским правом – в том, что оно должно осуществляться только с разрешения обладателя исключительных прав. Такой принцип закреплен в статье 1229 ГК , общей для всей "интеллектуальной собственности".

Однако, в сфере авторского права существует ряд ситуаций, когда разрешения правообладателя можно все-таки не спрашивать. Сегодня мы поговорим как раз о таких ситуациях, которые называются "свободным использованием". В отличие от "коллективного управления", которое мы рассматривали в одной из предыдущих колонок, "свободное использование" не сопровождается никакими выплатами.

Личные нужды

Первая большая разновидность "свободного использования" – это использование в личных целях, право на которое закреплено статьей 1273 Гражданского кодекса :

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: 1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса ; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ) книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; 6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Напомню, что под "воспроизведением" закон () понимает не прослушивание или просмотр произведения, а создание его копии. Хотелось бы обратить внимание на то, что "по умолчанию" копировать в личных целях разрешено практически все виды произведений, за исключением программ для ЭВМ и баз данных. По замыслу авторов старого закона "Об авторском праве... " разрешение на их копирование привело бы к неоправданному ущербу для правообладателей: слишком уж легко его можно осуществить. Прошло время, с распространением цифровой техники и Интернета точно так же легко стало копировать всю остальную "интеллектуальную собственность", но старые ограничения перекочевали из закона в Гражданский кодекс. Однако, при этом в статье 1245 ГК предусмотрен механизм возмещения упущенной правообладателями выгоды:

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях 1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Фактически, все мы платим за воспроизведение в личных целях (или, как его еще называют, "домашнее копирование"), покупая "болванку" или другой носитель для записи: отчисления правообладателям уже заложены в цену этого носителя. Что же касается других ограничений, установленных в статье 1273 , то подробнее можно остановиться на "репродуцировании" книг и нот, под которым чаще всего понимается ксерокопирование или сканирование с последующей распечаткой. Если книги запрещено репродуцировать полностью, то нотные тексты – в любом объеме. Это тоже "реликт", сохранившийся в законодательстве "со старых времен", одной из его задач является охрана интересов издателей нот, которые, собственно, и были первыми "борцами с пиратством". Важно помнить еще и то, что под определение "репродуцирования" из статьи 1275 ГК попадает только изготовление "бумажной копии", электронные документы в него не включаются:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

То есть, даже отсканировав для себя всю книгу, авторских прав вы не нарушите до тех пор, пока ее не распечатаете, тоже полностью. Не является репродуцированием даже распечатка распознанного текста, поскольку воспроизведение должно быть "факcимильным", то есть, фотографически повторяющим исходное произведение. Одно из нововведений в положения закона о "домашнем копировании" – это пп. 5 п. 1 статьи 1273, который запрещает для личных целей видеозапись "аудиовизуального произведения при его публичном исполнении". Речь здесь идет об изготовлении так называемых "экранных копий" фильмов, или "экранок". Чаще всего они предназначены для "пиратского" распространения, однако, закон запрещает делать их и для себя.

Научные и культурные цели

Следующая , названа "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Она описывает ситуации, когда произведения можно использовать не только для себя, но и при создании других произведений, компиляции, а также другими способами. В начале списка разрешений речь идет о цитировании:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Казалось бы, все должно быть понятно, но, тем не менее, именно с цитированием связано несколько распространенных заблуждений. Первое – относительно его объема: существует мнение, что цитировать можно "только до тридцати процентов произведения" ("только N процентов", "до одной трети", и т.д.). Это неверно: закон говорит об "объеме, оправданном целью", для маленьких произведений это может быть и весь текст целиком, закон не запрещает цитирование полностью. Мнение о жестко установленном объеме цитирования ведет свое происхождение из зарубежной правоприменительной практики, а также Гражданского кодекса 1964 года, в котором этот объем ограничивался одним авторским листом. В современном законодательстве таких ограничений нет. Второе – мнение о том, что цитирование представляет собой включение отрывка из чужого произведения в свое собственное, причем цитируемый отрывок не должен занимать значительную часть от всего текста. Этого закон тоже не требует, наоборот: разрешены "обзоры печати", которые могут состоять из отрывков других материалов большей частью или вообще целиком. Ну и, наконец, распространено мнение о том, что цитировать можно только тексты. Это тоже не так: в законе вообще не установлено каких-либо ограничений на вид цитируемого произведения, то есть, это может быть изображение или видеофрагмент. Цитирование исключительно текстовой информации – еще один архаизм, возникший в "докомпьютерный" период, когда ничего другого процитировать было просто нельзя. Следующее основание для "свободного использования" – так называемые "учебные цели": "2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;" В этом отрывке речь идет об учебниках и прочих материалах учебного характера. Следует отметить, что сборники отрывков из разных произведений (хрестоматии) под это разрешение не попадают: понятие "иллюстрации" предполагает, что это – отрывок произведения, который служит примером для подкрепления каких-либо положений. Иллюстрация должна включаться в другое произведение, так что составить сборник из "иллюстраций" закон не позволяет. Два следующих подпункта статьи связаны с работой средств массовой информации:

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

Подпункты 3 и 4 разрешают средствам массовой информации перепечатывать чужие статьи и речи, связанные с политикой. Правда, издание, в котором такие статьи публикуются, может запретить их перепечатку или потребовать получать предварительно разрешение. Что касается политических материалов, то их можно использовать примерно так же, как и цитаты: в объеме, "оправданном поставленной целью". Пятый подпункт сформулирован довольно неудачно, так что придется расшифровать, что в нем имеется в виду:

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

Он разрешает включать в фото- или видеоматериалы изображения тех произведений, которые попали в кадр при фотографировании или видеосъемке. Получать согласие правообладателя или платить ему при этом не требуется. Правда, распространяется это только на "обзоры текущих событий", для показа, например, в фильме, придется спрашивать разрешения (или договариваться о "продакт-плейсменте"). Шестой подпункт разрешает переиздавать произведения так называемым "шрифтом Брайля", предназначенным для прочтения слепыми. При этом не должно извлекаться прибыли. Вторым пунктом статьи библиотекам разрешается предоставлять экземпляры произведения во временное пользование, причем производиться это должно бесплатно. Библиотекам также запрещено выдавать на руки экземпляры произведений в цифровой форме: с ними читатели могут работать только в помещении библиотеки и только при отсутствии возможности скопировать их. Третий пункт статьи представляет собой нововведение, ранее в законодательстве его не было. Он разрешает без согласия правообладателя использовать произведения для создания пародий или карикатур, причем это касается не только переработки, но и использования самого произведения. Следующая статья 1275 говорит о репродуцировании произведения, на определении которого мы уже останавливались:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

К сожалению, многие библиотеки толкуют этот запрет расширенно и запрещают читателям самостоятельно делать копии книг в читальных залах принесенными с собой фотоаппаратами. Обоснования для этого придумываются самые разные, вплоть до того, что "окружающим будет мешать вспышка". Правда, если освещенность достаточна для чтения, то и снимать в большинстве случаев можно без вспышки, но запретители этого почему-то во внимание не принимают. В ход также часто идут ссылки на "четвертую часть ГК, которая запретила копирование", и, разумеется, толкование этой четвертой части с реальностью имеет мало общего. Основная цель таких запретов – вынудить читателя воспользоваться библиотечным ксероксом, разумеется, не бесплатным. С точки зрения закона "О защите прав потребителей " такие действия – это типичная "навязанная услуга". Посетитель вполне может сам сделать себе копию, как уже говорилось выше, такое право предоставлено ему статьей 1273 Гражданского кодекса. называется "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения":

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Она очень похожа на подпункт 5 первого пункта статьи 1273, который разрешает показывать в фотоснимках и видеозаписях произведения, случайно попавшие в кадр. Только в этой статье речь идет о произведениях архитектуры или изобразительного искусства, то есть речь идет о зданиях, которые доступны любому взгляду, и картинах, а также прочих произведениях искусства, которые находятся в местах со свободным доступом. Точно так же изображение произведения не должно доминировать в кадре, оно может быть показано "на заднем плане". Сходные нормы зарубежного законодательства получили названия "свобода панорамы". разрешает свободно исполнять музыкальные произведения в ходе различных церемоний. Освобождение от оплаты получили официальные и религиозные церемонии, а также похороны. Как правило, разночтения возникают при определении того, какая церемония может быть отнесена к "официальным": закон не содержит их исчерпывающего перечня. Как правило, к ним относят церемонии, устраиваемые органами государственной власти и связанные с какими-либо государственными праздниками. К "официальным" может быть также отнесена церемония бракосочетания. В статье 1278 содержится освобождение от выплат создания копий произведений при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при предварительном следствии, дознании и осуществлении судопроизводства. При этом установлено обычное в таких случаях ограничение на объем использования: он должен быть "оправдан этой целью". разрешает организациям, осуществляющим вещание в эфире, записывать те произведения, на передачу которых у нее есть право. Эта запись имеет временный характер и должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня изготовления.

Программы и базы данных

И, наконец, последняя статья, описывающая "свободное использование" – 1280. В ней говорится про программы для ЭВМ и базы данных:

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

В данном пункте речь идет о так называемой "адаптации" программы для ЭВМ, которую разрешено производить для ее корректной работы. Договором с правообладателем можно запретить исправление ошибок, однако, все остальные действия выполнять можно беспрепятственно, поскольку они фактически связаны с использованием программы по ее прямому назначению. Кроме этого, владелец экземпляра вправе сделать так называемую "архивную копию":

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Как мы видим, архивная копия служит заменой оригиналу купленного экземпляра программы, она должна использоваться в тех же целях, что и оригинал, а если пользователь утратил право использования программы – эта копия должна быть уничтожена. Разумеется, если программа передается другому пользователю, вместе с ней можно передать и архивную копию. Еще одна группа полномочий владельца программы – право на изучение ее работы, а также декомпилирование в случае необходимости:

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. 3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Право изучать функционирование программы – это нововведение Гражданского кодекса, ранее в отечественном законодательстве оно отдельно не выделялось, в отличие от права на дизассемблирование. Впрочем, фактически оно признавалось и до этого. Право на дизассемблирование существовало и раньше, однако, в связи со сложностью современных программ, мало кто им пользовался. В статье 1280 также содержится запрет на нанесение "неоправданного ущерба" использованию программы для ЭВМ в результате применения остальных положений статьи. Фактически это – запрет на злоупотребление "свободным использованием". Он аналогичен общему запрету, содержащемуся в статье 1229 ГК (п. 5, абзац 2). Таким образом, законом предусмотрено довольно большое число ситуаций, когда охраняемый авторским правом произведения могут быть использованы совершенно бесплатно и без разрешения правообладателя. Разумеется, при этом должны соблюдаться так называеме "личные неимущественные права" автора, к которым относится право на имя, защиту произведения от искажений, и другие. Эти права охраняются бессрочно.

Согласно нормам ГК РФ разрешение правообладателя на использование произведений науки, литературы и искусства может быть оформлено в виде лицензионного договора, в том числе открытой лицензии. Использование произведений науки, литературы и искусства не предполагает встречного имущественного предоставления со стороны лица, их использующего. Разрешение правообладателя предполагает неоднократное использование указанного в нем произведения.
Возможно ли оформление разрешения на безвозмездное использование в виде письма (письменного разрешения), выданного конкретному субъекту, с указанием способа и других условий использования?

Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами части четвертой РФ ( , ГК РФ).
Согласно ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на интеллектуальную собственность, если РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Та же норма устанавливает, что лица, не являющиеся правообладателями, не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных РФ. Использование без согласия правообладателя принадлежащей ему интеллектуальной собственности (в том числе использование способами, предусмотренными РФ) влечет гражданско-правовую ответственность, за исключением случаев, когда такое использование возможно без согласия правообладателя.
Правила о распоряжении исключительным правом содержатся в ГК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Причем лицензионным договором считается любой договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме. Исключение составляет договор, который заключается в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект ( ГК РФ).
По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах ( ГК РФ). По смыслу , ГК РФ пределы осуществления права использования произведения предполагают согласование сторонами конкретных способов использования лицензиатом этого результата интеллектуальной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что законодательство не ограничивает способы использования правообладателем интеллектуальной собственности, равно как и способы распоряжения ею. Возможность такого использования, в том числе распоряжения, ограничивается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. По смыслу , ГК РФ заключение лицензионного договора не является единственной формой выражения согласия правообладателя на использование другим лицом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство не запрещает правообладателю предоставлять разрешение (выражать согласие) на использование принадлежащей ему интеллектуальной собственности другим лицом путем направления этому лицу письма, содержащего такое разрешение (согласие). По нашему мнению, наличие разрешения правообладателя, в том числе выраженное в письме, само по себе подтверждает правомерность использования интеллектуальной собственности. Этот вывод можно подтвердить и правоприменительной практикой (обнаруженные нами примеры, в основном, касаются использования товарного знака, однако в силу общности правового регулирования отношений по использованию интеллектуальной собственности изложенные в судебных актах выводы могут быть применимы и в ситуации, аналогичной рассматриваемой нами). Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в от 30.08.2010 N 17АП-7699/10 указал, что распоряжение правообладателя принадлежащим ему исключительным правом на товарный знак может быть осуществлено не только в форме совершения договора, но и посредством согласования или последующего одобрения совершенных каким-либо лицом действий по использованию товарного знака. Такого рода согласование или одобрение также обеспечивает легитимность использования товарного знака. Суд также отметил, что законодательство не предусматривает обязательности оформления согласованного с правообладателем разового использования товарного знака посредством совершения лицензионного договора. К схожим выводам пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в от 24.08.2012 N 13АП-13026/12. Арбитражный суд г. Москвы в решении от 10.04.2014 по делу N А40-106446/2012 признал правомерным использование товарного знака в отсутствие лицензионного соглашения на основании уведомления правообладателя.
Вместе с тем следует отметить, что вид договора, которым стороны оформляют возникающие между ними правоотношения, должен соответствовать характеру этих правоотношений. Если между участниками гражданского оборота возникают правоотношения, которые соответствуют правовой природе лицензионного договора, к ним должны применяться правила РФ о лицензионном договоре. Согласие (разрешение) правообладателя на использование тем или иным лицом принадлежащей данному правообладателю интеллектуальной собственности по существу означает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, поскольку речь идет о выражении волеизъявления на использование другим лицом интеллектуальной собственности тем или иным способом. Иным способом распоряжения исключительным правом, допускаемым исходя из ГК РФ, может быть, например, передача исключительного права в залог ( ГК РФ). Однако предоставление права использования интеллектуальной собственности, в том числе произведения литературы, науки или искусства, соответствует предмету лицензионного договора ( , ГК РФ), поэтому, с нашей точки зрения, оно должно оформляться именно путем заключения лицензионного договора.
Косвенное подтверждение тому можно обнаружить и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа в от 11.07.2012 N Ф07-130/12 указал, что одностороннее письменное разрешение правообладателя на использование принадлежащего ему товарного знака в отсутствие письменного договора не может расцениваться как результат волеизъявления этого лица на передачу исключительных либо неисключительных прав на товарный знак на возмездной либо безвозмездной основе. По существу к аналогичному выводу пришел Второй арбитражный апелляционный суд в от 24.02.2010 N 02АП-6636/2009.
Правила РФ не предусматривают, что лицензионный договор может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами. Следовательно, к способу заключения такого договора применяются общие правила , ГК РФ, которые допускают заключение гражданско-правового договора в том числе путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, письменная форма договора (по общему правилу обязательная для лицензионного договора о предоставлении права использования произведения в силу , ГК РФ), как правило, считается соблюденной, если лицо, получившее письменное предложение заключить договор (оферту), в срок, установленный для акцепта (ответа о принятии оферты), совершило действия по выполнению указанных в этой оферте условий договора ( , ГК РФ).
Отсюда следует, что, если письмо правообладателя (либо лицензиата, получившего соответствующее согласие от правообладателя) содержит все существенные условия лицензионного договора ( ГК РФ), о заключении лицензионного (сублицензионного) договора может свидетельствовать совершение некоммерческой организацией действий по выполнению условий, указанных в этом письме. Заметим, что судебная практика не отрицает (а в некоторых случаях и прямо подтверждает) возможность заключения лицензионного договора путем совершения лицензиатом действий, свидетельствующих об акцепте условий оферты правообладателя (смотрите ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2011 N Ф04-4684/11, ФАС Поволжского округа от 19.09.2008 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 09АП-21463/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 N 11АП-2129/13, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2016 по делу N А56-2773/2016).
Вместе с тем подчеркнем, что в спорной ситуации вопрос о том, является ли лицензионный договор заключенным, соблюдена ли письменная форма договора, требуемая для договоров данного вида, будет предметом судебной оценки. Несоблюдение письменной формы лицензионного договора влечет его недействительность ( ГК РФ). Хотя при таких обстоятельствах правообладатель, давший согласие на использование произведения, на наш взгляд, не вправе будет предъявлять требования, вытекающие из нарушения его интеллектуальных прав ( , ГК РФ, смотрите в связи с этим Московского городского суда от 26.03.2014 N 33-9594/14), он не лишен будет права потребовать применения последствий недействительности сделки ( ГК РФ), в том числе возмещения стоимости использования интеллектуальной собственности. Поэтому способом, позволяющим избежать споров о соблюдении требования о письменной форме лицензионного договора, как нам представляется, является заключение такого договора путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Обратим внимание, что законодательство по общему правилу запрещает безвозмездно предоставлять право использования интеллектуальной собственности только в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии ( ГК РФ).
Отметим также, что лицензиат не является правообладателем и в силу этого не вправе предоставлять другим лицам право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации иначе, как на основании сублицензионного договора ( , ГК РФ).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что к ситуации, изложенной в вопросе, неприменимы положения ГК РФ о предоставлении права безвозмездного использования результата интеллектуальной деятельности на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока, а также положения ГК РФ об открытой лицензии, поскольку приведенные нормы касаются тех ситуаций, когда право использования результата интеллектуальной деятельности предоставляется неограниченному кругу лиц. В рассматриваемом же случае право использования произведения литературы, науки или искусства будет предоставляться лишь одному определенному лицу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Авторское право. Вводный курс Козырев Владимир

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.

Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.

Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.

Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.

Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.

Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.

Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

Из книги автора

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

Из книги автора

Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

Из книги автора

СТАТЬЯ 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

Из книги автора

СТАТЬЯ 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

Из книги автора

СТАТЬЯ 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

Рекомендуем почитать

Наверх