Эффективность управления. Экономические показатели эффективности управления. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера

Маркетинг 09.12.2018

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы. Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли. Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов .

Что касается этого порядка проблем, слушание того, кто руководит рабочей группой, должно быть ориентировано на все эти аспекты, представленные на ветровой розе, часто скрытые и не видимые и ощутимые аспекты. В этом коротком эссе мы хотели выделить некоторые существенные характеристики концепции группы, сделав общий анализ концепции группы и концепции рабочей группы, чтобы подчеркнуть смысл коллективной функциональной эффективности группы. повышение производительности бизнеса. Однако это не освобождает от критичности принадлежности к группе, которая порой скрывает индивидуальность и потребность в самоутверждении, укорененном в каждом человеческом существе.

Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение: управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления; затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управления труда; эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей .

Цель заключалась в том, чтобы показать, как рабочая группа вписывается в организационный контекст и какие параметры должны соблюдаться, чтобы она была эффективной с точки зрения развития бизнеса. Основное внимание было уделено трудностям, связанным с проведением и управлением организационной динамикой, лежащей в основе рабочей группы, также хотелось бы подчеркнуть, к чему мы должны относиться, чтобы не впадать в повторяющиеся трудности, которые со временем ухудшают сплоченность, принадлежность и мотивация членов группы.

В целом рабочая группа представляет собой самую серьезную проблему, которой подвергается организация; вызов, который встречается в развитии организационной совести на основе межсубъективности, которая сталкивается с теми, кто пытается возникнуть, но которая является основой для определения рабочей группы как «эффективной». Основное внимание уделяется отношениям между членами, процессам совместного строительства и интеграции, которые становятся реальными производительными ресурсами.

В управленческом процессе используются: человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом. В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом. Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве .

Мне кажется, что в целом и сейчас учебники по управлению и организационному поведению не дают необходимого признания его вкладов. Его раннее детство проводилось с родителями в Греции, но потом семья вернулась в Соединенные Штаты. Как студент, Крису было трудно с его одноклассниками и учителями. Отношение к нему было связано с лицом национального меньшинства. Именно этот факт, а также семейное воспитание сформировали склонность Криса к самоанализу и стремлению к самосовершенствованию.

Во время Второй мировой войны он служил офицером в армии США и имел отличные награды за службу. Затем он продолжил обучение в университете, где изучал психологию, теорию бизнеса, экономику, опираясь на карьеру в организационных исследованиях. В Корнуэллском университете он работал в докторской степени, и там под руководством Уильяма Уайта Крис Ардхирис провел ряд исследований.

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих: экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях; социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект); социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта .

Вклад Криса Арджириса в управление

Основной вклад Криса Арджириса в теорию и практику управления - это ответ на несколько фундаментальных вопросов управления. Каков вклад организации в поведение людей, которые работают в ней, что это из-за работы организации, которой нам нужна информация, если мы хотим улучшить управление? Что мы можем изменить в организации, чтобы стать более компетентные и более эффективные. Какое препятствие для процесса обучения как на индивидуальном, так и на организационном уровне. Как преодолеть эти барьеры? . Вот ответы Криса Арджириса по этим вопросам.

Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них: – по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

По уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

Уже в начале своей научной карьеры Крис Ардхирис продемонстрировал в серии исследований, что традиционные менеджеры управления обычно основаны на ложных и неточных представлениях о поведении личности и характере межличностных отношений. Вот два утверждения, которые, согласно Арджирису, являются неточными.

«Люди эффективны только тогда, когда они рациональны» «На людей может влиять менеджер через контроль и принуждение». С помощью этих утверждений и взглядов Арихирис объясняет популярность управления посредством заказов, назначая узкоспециализированные задачи, право менеджера планировать без привлечения подчиненных в этом процессе, право определять, что можно сказать подчиненным и что не сказать.

По формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

По видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая .

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

Крис Ардхирис изучил результаты неточных взглядов на поведение человека, а также последствия управления на их основе. Его выводы заключаются в следующем: сотрудники не понимают и не хотят понять цели и намерения организации, разочарованы, а не вдохновляются, развиваются конфликтные ситуации, чувства сотрудников в организации неискренны, мораль низка, люди отчуждены, низкая производительность труда.

Изучение процессов и механизма организации всегда было важно для будущих управленческих решений. Известно также, что менеджеры всегда были заинтересованы в таких исследованиях, поэтому их обычная практика является обычной практикой. В то же время он задал вопрос о том, как были получены окончательные результаты исследования.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.). По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе. По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др. По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые – опосредованно.

Он считал, что они связаны с убеждениями исследователей. Постепенно интерес Криса Аргириса к этому вопросу рос. Его замечания о том, как он проводил исследования для организации, убедили его в том, что, когда теоретическая платформа поведения человека в работе является неточной и ненадежной, возможности исследования организации ограничены, а результаты «искажены».

Исходя из этого, он обосновал свое предложение о проведении организационных исследований и поддержал его научными фактами. Его предложение было следующим: Руководители и сотрудники исследуемой организации участвовали в процессе обсуждения целей исследований.

Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации. Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность .

Барьеры на пути организационных изменений

Крис Ардхирис считал, что обратная связь, таким образом, будет более достоверной и, следовательно, более полезной для организации, которая хочет улучшить свои результаты на основе результатов проведенного исследования. В 1960-х годах потребность в организационных изменениях была более чем очевидной. Неожиданные изменения во внешней среде, новинки в теории и практике управления, в том числе в области человеческого поведения, были объединены в один тезис. Они называют это «организационным развитием».

Как было сказано выше, оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Исходя из определения эффективности менеджмента как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:

Как бы ни звучало это обращение, организационное развитие было сведено к диагнозу организации и описанию технологии для вмешательства в изменение. Крис Ардхирис предложил принципиально другую концепцию организационного развития. Он был основан на двух важных характеристиках.

Во-первых, создать общую теоретическую основу для вмешательства в развитие организации, которая может применяться в разных условиях и условиях. Во-вторых, повысите компетентность самих менеджеров, которые будут применять предписанные изменения. Ардхирис считал изменение открытости, ответственности, заботы менеджеров об изменениях.

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;

3) результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

Джордж Коллерсер является профессором лидерства и организационного поведения в одной из ведущих бизнес-школ мира, Международном институте развития менеджмента в Швейцарии. Джордж Коллерсер имеет 40-летний опыт работы в качестве психолога и переговорщика и является членом Консультативного совета Института нейрохирургии. Он фокусируется на неврологии, которая является основой превосходного лидерства и командной работы, управления конфликтами, управления изменениями, диалога и переговоров, управления стрессом.

Вы боитесь конфликтов? Инстинктивно наше сознание говорит нам, что конфликт опасен, поэтому наша естественная реакция - реагировать на атаку или отступление. Страх перед конфликтом может превратить лидеров, менеджеров и сотрудников в «психологических заложников» - парализованных и неспособных провоцировать других.

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить .

Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие. Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого работника. Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

Правда в том, что хорошо управляемый конфликт может быть полезен для людей и компаний. Фактически, управление конфликтами часто является одной из главных причин изменений. Поправив конфликт, мы можем помочь людям стать более инновационными, создавать сильные отношения, эффективные команды и повышать производительность. Ключом является выяснение того, как справиться с проблемой и добиться беспроигрышного результата для обеих сторон.

Как конфликт будет полезен для людей и компаний? Согласно исследованию Американской ассоциации управления, менеджеры обычно тратят не менее 24% своего времени на управление конфликтами. Это потрясающе большая трата времени? На самом деле, это одна из возможностей - если конфликт рассматривается конструктивно.

Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности. Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. .

В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление. В эти затраты входят: основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями; амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря); затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления; затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.); затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др. Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика .

Конфликты - это система кровообращения высокоэффективных организаций. Споры, разногласия и различные взгляды на стратегию и реализацию создают энергию, изменяют, стимулируют творчество и поддерживают формирование сильных команд. Организации, которые поощряют людей к решению проблем, обнаружили, что это приводит к инновациям, новым целям и изменениям, необходимым для их достижения. Этот подход применяется многими крупнейшими в мире многонациональными корпорациями, юридическими фирмами, гуманитарными организациями и правительствами.

Столкновение с конфликтом скрывает свои риски. Если они не управляются должным образом, и если результат «я выиграю - вы проиграете», процесс может развязать команды и разрушить взаимное уважение, взаимодействие и доверие. Однако есть основания полагать, что все конфликты могут привести к результатам, в которых каждый зарабатывает.

Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) .

Одно из самых экстремальных и насильственных проявлений конфликта происходит, когда человек или группа физически заложники. Фактически, более 95 процентов случаев заложников мирно разрешаются с освобожденными заложниками и переданы «похитителями», принимая последствия.

Как конфликтный конфликт для высокой производительности. Прежде чем мы начнем управлять конфликтами, мы должны уметь управлять собой. В конфликте наш естественный ответ - это ответ или удушение. Мы можем преодолеть страх, справляясь с нашими эмоциями и нашим фокусом.

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Люди существуют в одном из многих «состояний». Условие - это сочетание чувств, мыслей, физиологии, поведения, и это в значительной степени определяет, как мы действуем. Мы можем изменить «состояние» от отрицательного к положительному, от страха мужества и делать то, что противоречит нашей интуиции, - пойти к человеку, с которым мы находимся в конфликте.

Ключевой тактикой для этого является управление нашим сознанием - одним из самых мощных механизмов мозга. Он представляет собой то, как мы смотрим на ситуацию и определяет, как действовать или реагировать. Большинство из нас слышало, как много успешных спортсменов улучшают свои результаты, визуализируя победу и никогда не теряя при этом зрение. Другим примером этого является то, как некоторые менеджеры улучшают свои устные навыки, воображая, как они покоряют аудиторию. Все высокопоставленные исполнители используют силу сознания, чтобы сосредоточиться на преимуществах вне страха, опасности или потенциальной боли.

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д. Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна .

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект. Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.

При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны. Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

1. Действенность – степень достижения целей организации.

2. Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

3. Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

4. Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками.

5. Продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6. Качество трудовой жизни – условия труда работников

7. Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации .

Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом. Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.

4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками .

Рассмотрим более детально некоторые из путей повышения эффективности менеджмента. В современных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу. На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:

1) перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;

2) повышения заработной платы без повышения в должности;

3) продвижения его по ступеням должностной лестницы .

Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности. Стимулирующая роль в повышении эффективности труда руководящих работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде. Одним из наиболее важных путей повышения эффективности управления считается активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска – прямая задача руководителей компании .

Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками. Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация .

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

Высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;

Расширение объема выполняемых организацией заданий;

Развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

Расширение уровня принятия решений.

Менеджеру следует помнить о том, что делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование – это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность .

Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.

Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

6. Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.

Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.

Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом .

Важную роль в деятельности предприятия играют информационные системы, которые обеспечивают коммуникационные связи между сотрудниками и подразделениями.

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

Создание единой компьютерной сети на предприятии;

Возможность доступа сотрудников к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным с деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и инновационной;

Регулярная организация специальных конференций для персонала разных уровней;

Визиты специалистов компании в передовые подразделения для обмена опытом и т.д.

Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы .

Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия. Повысить эффективность управления можно также, применяя различные методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

В общем виде эффективность менеджмента предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.

Были рассмотрены различные пути повышения эффективности менеджмента с учетом всех элементов деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.

Таким образом делая вывод автор ссылается на то,как эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.


Библиографический список
  1. Мескян М.Х.,Альбер М.,Ходоури Ф. Основы менеджмента:Пер.с англ.-М.:Дело,2004.-720 с.
  2. Менеджмент: Конспект лекций/Авт-сост. В.М. Гавриленко.-М.: Приор.-издат., 2004.-160 с.
  3. Менеджмент. Учебник/ Григорян А. Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 264 с.
  4. Общий и специальный менеджмент: Учебник/ Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 568 с.
  5. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 440 с.
  6. Курс менеджмента. Учебник для вузов/ Уткин Э.А. – М.:Изд-во “Зеркало”.2001. – 448 с.
  7. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М.,2003. – 224с.
  8. Часть 2. Социально-психологические аспекты менеджмента: учебное пособие/ В.А. Кузнецова, О.В. Магомедалиева. – Орел: Орел ГТУ, 2008. – 89 с.

“Менеджмент – это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов”
Терри Гибсон


“Управление” – функция любых систем, в том числе: социальных, технических, биологических, а “менеджмент” – только социальных. Поэтому слова “управление” и “менеджмент” можно считать синонимами, если речь идет о предприятии или организации.

К сожалению, отношение к менеджменту в нашей стране, мягко говоря, не очень хорошее: есть понятие “работа” – это когда делают что-то конкретное своими руками и инструментами, а есть разновидность “безделья” – “управление”, или “руководство” (по-старому), или “менеджмент” (по-новому) – это, когда те, кто сами ничего не умеют, пытаются командовать другими.

Часто утверждается, что понятия “менеджер” и “руководитель” не тождественны. Т.к. руководитель – это человек, возглавляющий любой коллектив, а менеджер – это такой руководитель, который работает на конкретный экономический результат.
В этом есть определенная логика.
В наследство от советской системы и бурных 90-ых современной России достались в основном руководители, менеджеров почти нет. Да и откуда им взяться, если в них не было надобности. Именно в этом основная причина столь большого отставания эффективности экономики нашей страны от экономик многих других стран.


Может быть, поэтому большинство управленцев в нашей стране действительно оправдывают их народное определение – “рукой водители” (кстати, лат. manu agere , от которого и происходит современное management , – “указывать рукой”), а хороших менеджеров катастрофически не хватает. Действительно, трое из пяти “менеджеров” усердно перемалывают воздух, четвертый составляет липовые отчеты, и лишь пятый вопреки “ценным” указаниям сверху пытается, причем, не особо напрягаясь, что-то создавать, плохо понимая: “что” и “зачем”.

Обобщенная цель менеджмента – минимальными ресурсами добиться максимальных результатов . Мало совершать действия – работать, нужно еще уметь превращать их в нужный результат.

Менеджмент (от англ. management – управление, организация) – это высококвалифицированная тяжелая ответственная работа. Это, прежде всего, управление людьми, персоналом. Человек – самый сложный, самый неуправляемый, самый непредсказуемый элемент во всей экономической системе. Поэтому, менеджмент – это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Именно объединение разных людей в коллектив и направление их разнородных усилий на достижение одной для всех желанной цели – то, чем, собственно, и занимается менеджмент, и называется “экономическим прогрессом”.

Для того, чтобы компания была эффективной, необходимо изменить отношение к менеджменту. Управление людьми вовсе не сводится к перечню приказов, которые нужно вовремя доводить до сведения подчиненных. Нужно понять, что это отдельная профессия, которой нужно учиться. Нельзя, например, сделать технолога начальником производства, на том простом основании, что он хорошо знает технологию, а это главное в производстве, или финансового директора – генеральным потому, что он хорошо разбирается в финансовых потоках. Конечно, технолог может быть хорошим производственником, а финансист может управлять всем предприятием. Но вовсе не потому, что они хорошие специалисты в своем деле. Менеджмент – это не управление процессами, потоками, ресурсами. Для того, чтобы “заставить” работников управлять этими самыми процессами и ресурсами, мало разбираться в процессах, гораздо важнее знать природу человека и уметь правильно воздействовать на него.

Безусловно, хороший менеджер должен иметь хорошее представление, в идеале – знать на уровне среднего специалиста, и о технологиях, и о финансах, и о издержках, и многом другом. Для того, чтобы направлять усилия людей в нужном направлении нужно, как минимум знать конечную цель и эффективные способы до нее добраться. Но главное для менеджера – это умение работать с людьми. При этом важно, чтобы на каждом направлении были высококлассные профессионалы, который досконально разбираются во всех тонкостях тех процессов, за которые они отвечают.

Главные задачи менеджмента предприятия:

  • Создать четкую иерархическую структуру предприятия, исходя из его целей, видов деятельности, особенностей региональных, рыночных, кадровых и пр.
  • Определить функции и задачи, уровень компетенции и степень ответственности для всех подразделений и работников
  • Задать стандарты и регламент всех процессов
  • Разработать систему справедливой мотивации работников предприятия
  • Создать условия для карьерного роста, обучения, профессионального совершенствования всех работников
  • Утвердить схемы документооборота
  • Сформировать правила корпоративной и производственной культуры
  • Создать в коллективе рабочую атмосферу взаимного уважения и сотрудничества
  • Направлять действия работников на достижение поставленных целей и контролировать правильность их выполнения
Последний пункт является определяющим, а все предыдущие создают условия для его эффективной реализации.

Как не парадоксально это прозвучит, учитывая все вышеизложенное про управление людьми, но главная цель хорошего менеджмента предприятия.

Рекомендуем почитать

Наверх