Решение прекращении допуска государственной тайне. Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия). Гарантии при увольнении

Как открыть свой магазин 16.08.2019
Как открыть свой магазин

Основаниями для отказа должностному лицу или граждани­ну в допуске к государственной тайне могут являться:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспо­собным или рецидивистом, нахождение его под судом или след­ствием за государственные и иные тяжкие преступления; нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

    наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

    постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лица­ми документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

    выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Россий­ской Федерации;

    уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб­щение им заведомо ложных анкетных данных.

18. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государствен­ной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприя­тий;

    однократного нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

    возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основани­ем для расторжения с ним трудового договора (контракта), ес­ли такие условия предусмотрены в трудовом договоре (кон­тракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобож­дает должностное лицо или гражданина от взятых ими обяза­тельств по неразглашению сведений, составляющих государст­венную тайну.

19. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

    права на распространение сведений, составляющих государ­ственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

    права на неприкосновенность частной жизни при проведе­нии проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

1 Все законодательные акты – по состоянию на 2011 год

2Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. - стр. 49

При оформлении допуска к государственной тайне в отноше­нии оформляемого лица и его близких родственников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, упол­номоченные органы проводят проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведе­ний, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Провероч­ные мероприятия, связанные с допуском граждан к государствен­ной тайне, проводятся органами безопасности во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность.

Цель проведения проверочных мероприятий - выявление осно­ваний для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» такими основаниями могут быть:

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти пре­ступления;

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государствен­ную тайну, согласно перечню, утверждаемому в установленном порядке 1 ;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

Выявление в результате проведения проверочных мероприя­тий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасно­сти Российской Федерации;

Уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.



Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем предприятия в индивидуаль­ном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

После оформления в установленном порядке должностному лицу или гражданину допуска к государственной тайне в процес­се исполнения им своих должностных (функциональных) обя­занностей в зависимости от сложившихся личных или иных об­стоятельств могут возникнуть условия, препятствующие наличию у него такого допуска. В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О госу­дарственной тайне» допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен в случае:

Расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

Однократного нарушения им предусмотренных трудовым до­говором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением го­сударственной тайны;

Возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска гражданина к государственной тайне производится по решению руководителя предприятия, на кото­ром он работает. Это решение оформляется в виде письменного мотивированного заключения. В случае, когда заключение о неце­лесообразности дальнейшего допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, вынесено органом безо­пасности, оно является обязательным основанием для отстране­ния этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Решения руководителя предприятия об отказе гражданину в допуске к государственной тайне, о прекращении допуска и рас­торжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним могут быть обжалованы в вышестоящий орган государствен­ной власти (организацию) или в суд. Прекращение допуска граж­данина к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государ­ственную тайну.

К сведениям, составляющим государственную тайну, без про­ведения проверочных мероприятий допускаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвую­щие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по де­лам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государ­ственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем они дают расписку.

40. Порядок доступа к КИ командированных лиц.

41. Основные направления работы с персоналом предприятия, допущ к КИ.

42. Основные этапы раб с персоналом предприятия, допущенным к КИ.

43. Методы работы с персоналом предприятия, допущенным к конфиденциальной информации.

В повседневной деятельности используются следующие основные методы работы с персоналом предприятия, допущенным к конфиденциальной информации и работающим с носителями этой информации:

обучение;

инструктажи;

индивидуальная и воспитательная работа;

проверка уровня знаний;

контроль.

44. Мотивация деятельности персонала.

Особое место в деятельности руководства предприятия и руководителей структурных подразделений по работе с персоналом занимают методы мотивации сотрудников, направленные на эффективное и качественное выполнение возложенных на них задач на фоне строгого соблюдения норм и правил защиты конфиденциальной информации. В самом общем виде мотивация - это процесс побуждения сотрудника предприятия (фирмы) к деятельности во имя достижения определенных целей с помощью внутриличностных и внешних факторов. В основе побуждения лежит совокупность потребностей, интересов, желаний, целевых установок, ценностных ориентации, ожиданий сотрудника. В целях построения эффективной системы мотивации персонала руководство предприятия должно обеспечить:
создание реальной «системы власти» на предприятии;
удовлетворение первичных потребностей персонала предприятия - физиологических, потребностей в безопасности и защищенности;
условия для удовлетворения вторичных потребностей персонала - социальных потребностей в уважении и самовыражении. Выделяют три основные группы методов мотивации:
-методы непосредственной мотивации труда;
-методы властной, принудительной мотивации;
-методы стимулирования труда (морального, материального, трудового).

45. Планирование мероприятий по ЗИ при подготовке к проведению совещания.

мероприятия могут быть внешними (с участием представителей сторонних организаций) или внутренними (к участию в них привлекается только персонал данного предприятия). Решение о проведении совещания во всех случаях принимает непосредственно руководитель предприятия или его заместитель по ходатайству руководителя структурного подразделения (отдела, службы), планирующего проведение данного совещания. Меры по защите конфиденциальной информации в ходе подготовки и проведения совещания, принимаемые руководством предприятия (структурным подразделением, организующим совещание), должны быть как организационными, так и организационно-техническими. Мероприятия по защите информации проводятся при подготовке, в ходе проведения и по окончании совещания. Планирование мероприятий по защите информации проводится заблаговременно до начала совещания и включает выработку конкретных мер, определение ответственных за их реализацию должностных лиц (структурных подразделений), а также сроков их осуществления. При планировании совещания предусматривается такая очередность рассмотрения вопросов, при которой будет исключено участие в их обсуждении лиц, не имеющих к ним прямого отношения. Работу по планированию мероприятий в области защиты ин­формации, проводимых в ходе совещания с участием представи­телей сторонних организаций, возглавляет руководитель предпри­ятия, непосредственное участие в планировании принимает за­меститель, в ведении которого находятся вопросы защиты ин­формации на предприятии. План мероприятий по защите информации при проведении сове­щания с участием представителей сторонних организаций содер­жит следующие основные разделы:

Определение состава участников и их оповещение

Подготовка служебных помещений, в которых планируется про­
ведение совещания

Определение объема обсуждаемой информации

Организация пропускного режима на территории и в служеб­ных помещениях, в которых проводится совещание

Организация допуска участников совещания к рассматривае­мым вопросам

Осуществление записи {стенограммы), фото-, кино-, видеосъем­ки совещания

Меры по защите информации непосредственно при проведении совещания

8. Организация учета, хранения, выдачи и рассылки материалов совещания

9. Оформление документов лиц, принимавших участие в совеща­нии,

Проверка и обследование места проведения совещания после
его окончания

Организация контроля за выполнением требований по защите
информации

В плане также указываются время и место проведения совеща­ния, состав участников, перечень предприятий, участвующих в совещании. Для каждого мероприятия, включаемого в план, опре­деляют срок (время) его проведения и ответственное за его вы­полнение должностное лицо (подразделение).

46. Организация допуска участников совещания к обсуждаемым вопросам.

При обсуждении вопросов конфиденциального характера или использовании конфиденциальной информации в ходе совеща­ния руководство предприятия-организатора осуществляет комп­лекс мероприятий, направленных на исключение ознакомления с конфиденциальной информацией посторонних лиц, в том чис­ле сотрудников фирм-конкурентов. На совещание приглашаются работники, имеющие непосредственное отношение к рассматри­ваемым вопросам. Если в ходе совещания используются сведения, составляющие государственную тайну, его участники должны иметь допуск к этим сведениям по соответствующей форме. При рассмотрении вопросов, отнесенных к иным видам конфиденциальной инфор­мации, участники совещания должны иметь оформленное в уста­новленном порядке решение руководителя предприятия о допус­ке к данной категории (данному виду) информации. При последовательном рассмотрении вопросов, имеющих раз­личную степень конфиденциальности, к участию в совещании по каждому из рассматриваемых вопросов допускаются лица, имею­щие к этому вопросу непосредственное отношение. Должностное лицо, ответственное за проведение совещания,
по указанию руководителя предприятия (руководителя подразде­ления, организующего совещание) формирует список лиц, уча­ствующих в совещании. Список составляется на основании пись­менных обращений руководителей предприятий, приглашенных
участвовать в совещании, и решений руководителей подразделе­ний предприятия-организатора о привлечении к участию в сове­щании сотрудников этих подразделений. В списке указывают фамилию, имя, отчество каждого участни­ка, его место работы и должность, номер допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или номер решения руко­водителя о допуске к иной конфиденциальной информации, но­мера вопросов совещания, к обсуждению которых допущен учас­тник. При необходимости в списке могут указываться и другие сведения. Подготовленный список участников согласовывается с режим-но-секретным подразделением (службой безопасности) пред­приятия-организатора совещания и утверждается руководителем этого предприятия, давшим разрешение на проведение совеща­ния.

47. Подготовка места проведения совещания.

Совещания проводятся в служебных помещениях, в которых в установленном порядке разрешено обсуждение вопросов конфи­денциального характера и выполнены предусмотренные норма­тивными правовыми актами необходимые организационно-тех­нические мероприятия, предотвращающие утечку защищаемой информации по техническим каналам. В ходе проведения совещания разрешается использование фото-, кино-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, защита кото­рой обеспечивается в соответствии с требованиями по техниче­ской защите информации и противодействию иностранным тех­ническим разведкам. Проверка служебных помещений на предмет возможности об­суждения в них вопросов конфиденциального характера прово­дится накануне совещания специально назначаемой комиссией, состоящей из специалистов по технической защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам и соот­ветствующих подразделений предприятия-организатора.

48. Порядок проведения совещания и использования его материалов

Непосредственно перед началом совещания его руководитель или должностное лицо, ответственное за его проведение, обязаны проинформировать участников совещания о степени конфиденциальности обсуждаемых вопросов. В ходе совещания, в том числе и во время перерывов, сотрудник, ответственный за его проведение, совместно со службой безопасности (режимно-секретным подразделением) осуществляет необходимые организационные мероприятия, направленные на исключение утечки конфиденциальной информации. Во время перерывов в совещании, а также после завершения обсуждения одного вопроса и перехода к обсуждению следующего, сотрудники службы безопасности (службы охраны) организуют контроль посещения служебных помещений, в которых проводится совещание, его участниками в соответствии с утвержденным списком. На все время проведения совещания запрещается пронос в служебные помещения, в которых оно проводится, индивидуальных видео- и звукозаписывающих устройств, а также средств связи (в том числе мобильных телефонов и приемников персонального вызова). В целях обеспечения их сохранности организуется камера хранения личных вещей участников совещания. Звуко- и видеозапись, а также кино- и видеосъемка хода совещания проводятся с разрешения руководителя предприятия - организатора совещания только на учтенных в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) носителях (не стоит переусердствовать, для видеосъемки совсем не нужен профессиональный видеооператор, достаточно поставить миникамеру). При этом должны соблюдаться требования по защите информации.Независимо от степени конфиденциальности рассматриваемых на совещании вопросов, участникам совещания не разрешается:\ информировать о факте, месте, времени проведения совещания, повестке дня, рассматриваемых вопросах и ходе их обсуждения любых лиц, не принимающих участия в совещании и не имеющих к нему непосредственного отношения; обсуждать вопросы, вынесенные на совещание, в местах общего пользования во время перерывов в совещании и после его завершения; в ходе проведения совещания расширять объем конфиденциальной информации, используемой в выступлениях, а также при обмене мнениями и обсуждении рассматриваемых вопросов. Носители конфиденциальной информации, содержащие материалы совещания, выдаются режимно-секретным подразделением (службой безопасности) участникам совещания под расписку, а после окончания совещания возвращаются. Контроль своевременного возврата этих носителей осуществляют сотрудники указанных подразделений.Для записи хода совещания и обсуждаемых вопросов его участникам в установленном порядке выдаются рабочие тетради или рабочие блокноты, учтенные в службе безопасности (режимно-секретном подразделении) и имеющие соответствующий гриф секретности (конфиденциальности). Эти рабочие тетради (блокноты) по окончании совещания возвращаются в режимно-секретное подразделение (службу безопасности). При необходимости они могут быть секретной (конфиденциальной) почтой направлены для дальнейшего хранения и использования в организации, представители которых производили в них записи на совещании.Итоговые документы совещания, а также материалы выступлений участников, в том числе и оформленные в электронном виде, в установленном порядке высылаются в организации, направлявшие на совещание своих представителей, а также в вышестоящие органы государственной власти (организации). Перечень организаций, которым необходимо направить материалы совещания, определяет руководитель предприятия-организатора. В необходимых случаях этот переченьсогласовывается с руководителями организаций, представители которых принимали участие в совещании. Лицам, принимавшим участие в совещании, без письменного разрешения предприятия - организатора совещания запрещается использовать материалы совещания и его результаты при взаимодействии (проведении работ, переписке) с организациями, представители которых на него не приглашались. Службой безопасности предприятия (режимно-секретным подразделением) проводится постоянный анализ возможных каналов утечки конфиденциальной информации при проведении совещаний на территории предприятия и, по решению руководителя предприятия (его заместителя), принимаются дополнительные меры, направленные на повышение эффективности защиты информации 49. Организация защиты информации в ходе проведения мероприятий рекламного характера. В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» в сфере рекламы используются следующие основные понятия: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (например продвижение сайта в интернете); объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. С учетом положений законодательства РФ о рекламе, предприятие может осуществлять следующие основные виды рекламной деятельности: наружная реклама, размещаемая на рекламных конструкциях в местах общего пользования (под рекламными конструкциями в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта); реклама на телевидении и радио, а также в периодических печатных изданиях; реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая в почтовых отправлениях; реклама на транспортных средствах(маршрутное такси, автобусы, электротранспорт) и с их использованием; реклама в ходе проведения конференций, симпозиумов, организуемых и проводимых вне предприятия; реклама, размещаемая в глобальных информационных сетях общего пользования; реклама в ходе проведения внутренних мероприятий с привлечением (приглашением, участием) представителей сторонних организаций и СМИ. Основными направлениями защиты информации в ходе рекламной деятельности являются: подготовка и экспертиза материалов, предназначенных для пользования в рекламной деятельности, на предмет отсутствия них информации с ограниченным доступом; анализ материалов в процессе их подготовки рекламопроизводителем и рекламораспространителем к размещению в средствах рекламы; постоянный контроль порядка распространения и содержания распространенных рекламных материалов независимо от способа, формы и периодичности их распространения. При принятии руководителем предприятия решения о рекламировании деятельности предприятия, а также производимых им товаров (оказываемых услуг) должностное лицо, назначенное ответственным за подготовку рекламных материалов и их передачу рекламопроизводителю и (или) рекламораспространителю, организует работу, направленную на предотвращение распространения рекламе конфиденциальной информации. Комплекс мероприятий по защите информации включает проведение комиссией предприятия экспертизы подготовленных к распространению материалов, анализ возможных форм, способов распространения рекламных материалов и непосредственное взаимодействие в процессе подготовки и распространения материалов с рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Один из важных элементов этой боты - оценка комиссией предприятия, состоящей из компетентных специалистов, содержания рекламных материалов на предмет возможности их распространения. После получения положительного заключения экспертной комиссии предприятия осуществляется подготовка договоров с рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем и передача им рекламных материалов. В дальнейшем предприятие постоянно контролирует содержание рекламы до ее выхода в свет. При проведении различных акций рекламного характера руководители предприятий, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе рекламопроизводители и рекламораспространители) обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации. Сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении им своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных законодательством случаев. При получении запроса из антимонопольного органа руководитель предприятия организует предоставление в установленный срок запрашиваемой информации и направление органу, приславшему запрос, письменного уведомления о невозможности ее распространения без согласия предприятия, являющегося обладателем информации.

Работник при приеме на работу предоставил о себе заведомо ложные данные (в анкете на допуск к государственной тайне в графе судимость указал, что судим не был, хотя на тот момент имел непогашенную судимость). На основании этого мы лишаем его допуска к государственной тайне. Но без этого допуска он не может исполнять свои трудовые обязанности (должность включена в номенклатуру должностей. по которым допуск к государственной тайне обязателен). Как нам правильно уволить данного сотрудника и как будет выглядеть запись в его трудовой книжке?

Ответ

Ответ на вопрос:

Учитывая, что работником были представлены заведомо ложные анкетные данные, руководитель организации может принять решение о прекращении допуска работника к государственной тайне. При этом работник может быть уволен в одном из следующих случаев:

Расторжение трудового договора при прекращении допуска работника к государственной тайне, предусмотренное самим трудовым договором с сотрудником;

Прекращение допуска к государственной тайне влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Это следует из статей 21 - 23 ЗАКОНА от 21.07.1993 № 5485-1 , подпункта 9 части 1 статьи 83 ТК РФ.

Если в трудовом договоре с работником возможность увольнения в связи с прекращением допуска к государственной тайне не предусмотрена, и работник после прекращения соответствующего допуска не может продолжать исполнять свои трудовые обязанности, то увольнение работника возможно по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно лишь при соблюдении одного условия. Прежде чем уволить сотрудника, организация должна предложить ему другую должность. Предложить можно как работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Нельзя предлагать сотруднику работу, которую он не может выполнять по состоянию здоровья. Организация должна предложить сотруднику все имеющиеся вакансии, находящиеся в данной местности. Предлагать работу в других местностях нужно, только если это условие прописано в трудовом (коллективном) договоре, внутренних соглашениях. Уведомить сотрудника об имеющихся вакансиях можно в произвольной форме.

Ели сотрудника невозможно перевести на другую работу, оформите его увольнение в общем порядке: издайте приказ об увольнении, ознакомьте с ним сотрудника под роспись.

Вопрос из практики: какой перевод обязан оформить работодатель: временный или постоянный. Сотрудник на время лишен специального права и не может исполнять свои привычные обязанности, при этом согласен перейти на другую работу

В общем случае работодатель оформляет постоянный перевод.

Сотрудник, который лишен специального права на срок более двух месяцев, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (). При этом до увольнения работодатель обязан предложить такому сотруднику вакансии, подходящие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемый труд в организации (). Если сотрудник согласится на свободные вакансии, то работодатель . Сохранять за сотрудником прежнюю должность законодательство не требует. Если сотрудник не согласен на постоянный перевод, его можно уволить.

При желании работодатель может оформить временный перевод на период приостановления права, но делать это он не обязан. В таком случае по окончании временного перевода работодатель обязан предоставить сотруднику его прежнюю работу или должность, на которой он числился до перевода. можно только в том случае, если специальное право приостановлено не более чем на один год. Это следует из положений статьи 72.2 Трудового кодекса РФ.

Выходное пособие

В каком размере организация должна выплатить сотруднику выходное пособие при расторжении трудового договора по независящим от воли сторон обстоятельствам

При увольнении сотрудника по основаниям, изложенным в пунктах , и части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, выплатите ему выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ().

Вопросы из практики

Увольнение в период отпуска или болезни

Вопрос из практики: можно ли уволить сотрудника в период временной нетрудоспособности или отпуска, если он увольняется по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора

Да, можно.

Прекращение трудового договора в этом случае происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (). Поэтому положение статьи 81 Трудового кодекса РФ, в которой установлен запрет на увольнение сотрудника в период болезни или отпуска, не применяйте.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

Формы допуска к государственной тайне

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну , допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
С (секретно) – низшая форма допуска (III ).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Порядок оформления допуска

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.
Допуск к сведениям , составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.
В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.
Проверочные мероприятия включают в себя:
Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;
Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;
Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);
Проверку физического и психического здоровья кандидата;
Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска.

Основаниями для отказа могут являться:

Наличие судимостей;
Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Порядок ознакомления со сведениями

Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;
Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
Руководители организации - заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

Срок действия и прекращение допуска

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.
Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.
По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям.

Основания для прекращения допуска могут являться:
Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);
Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей . Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.
В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.

В конце прошлого года наша организация получила лицензию на допуск к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники начали работать с режимными сведениями. Сейчас появилась необходимость прекратить допуск к гостайне одного работника. Нормативными актами предусмотрено, что допуск к таким сведениям обязательно отражается в трудовом договоре и в приказе. А вот об оформлении прекращения допуска ничего не сказано. Возник вопрос: всегда ли прекращение допуска к гостайне должно отменяться приказом? Нужно ли при этом вносить изменения в трудовой договор?

Порядок допуска работника к государственной тайне в общих чертах установлен в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне ) и (далее - Инструкция о допуске к гостайне ), а также в Разъяснениях о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н (далее - Разъяснение о выплате надбавок ).

Однако, действительно, ни в одном нормативном правовом акте не установлен порядок оформления прекращения допуска к гостайне. Представляется, что в зависимости от причин прекращения допуска к гостайне порядок его оформления может быть разным.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к гостайне может происходить и по инициативе работника

Разбирая причины прекращения допуска к гостайне, приходим к выводу, что такое прекращение может быть как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, допущенного к работе со сведениями, составляющими гостайну. Имейте в виду, что в нормативных правовых актах отсутствуют условия прекращения допуска к гостайне по инициативе работника, но, учитывая то, что допуск к гостайне граждан РФ осуществляется в добровольном порядке, прекращение допуска также может осуществляться в добровольном порядке, т. е. по инициативе работника (ст. 21 Закона о гостайне) . Давайте рассмотрим варианты прекращения допуска к государственной тайне в зависимости от того, кто является его инициатором.

Прекращение допуска по инициативе работодателя

Допуск работника к государственной тайне может быть прекращен на основании решения работодателя (ст. 23 Закона о гостайне) .

Это происходит в следующих случаях.

Случай 1. Однократное нарушение обязательств, связанных с защитой государственной тайны, которые отражаются в трудовом договоре.

Наша справка

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан (работников) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица (работника) со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск к гостайне завершается оформлением трудового договора и приказа о доступе работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание таких обязательств разрабатывается режимно-секретным подразделением и включает, как правило, обязанность соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне, согласие на временное ограничение прав, обязанность информировать кадровое подразделение организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, в том числе оформление работником и (или) его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, и т. д.

Случай 2. Признание судом работника недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Получение работодателем решения суда, в котором работник ограничен в дееспособности или признан недееспособным (ст. 284, 285 Гражданского процессуального кодекса РФ) является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.

Случай 3. Сообщение работником заведомо ложных анкетных данных, которые были представлены во время оформления допуска к гостайне, а их ложность была установлена после допуска работника к сведениям, составляющим гостайну.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

Во всех перечисленных случаях решение о прекращении допуска работника к государственной тайне оформляется записью в учетной карточке (форма 1), а также изданием приказа о прекращении допуска работника к государственной тайне. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной текстовой форме (пример 1 ). В таком приказе следует указать причину прекращения допуска со ссылкой на источник информации, дату прекращения допуска, дату прекращения выплаты процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Очевидно, что если прекращение допуска к гостайне повлекло увольнение работника, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Наша справка

Тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлены свыше 5 и не более 10 лет.

«Нахождение под следствием» означает вынесение следователем постановления о привлечении работника в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу, а «нахождение под судом» начинается с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания до вынесения приговора.

В случае, когда прекращение допуска повлекло необходимость перевода его на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, то одновременно с изданием приказа о прекращении допуска к гостайне оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором, кроме изменений, вызванных переводом на новую должность, указываются изменения, связанные с прекращением допуска к гостайне (пример 2 ).

Случай 4. Расторжение с работником трудового договора или перевод на другую работу, когда увольнение или перевод не вызваны прекращением допуска к гостайне.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Решение о прекращении допуска к гостайне может быть обжаловано работником в вышестоящей организации и (или) в суде

И здесь необходимо одно уточнение. Действие допуска таких работников прекращается, если на них в течение шести месяцев не затребованы учетные карточки (форма 1) другими организациями (п. 44 Инструкции о допуске к гостайне) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

Несколько иной порядок оформления прекращения допуска к гостайне будет в случае, если информация о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с Инструкцией о допуске к гостайне могут послужить основанием для прекращения допуска к государственной тайне, обнаружена не работодателем (режимно-секрет- ным подразделением), а получена в виде уведомления из органа безопасности. В таком случае руководитель организации должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, и проинформировать о принятом решении орган безопасности.

До принятия такого решения приказом руководителя организации работник временно отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 48 Инструкции о допуске к гостайне) . Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он также издается в произвольной текстовой форме (пример 3 ).

При решении вопроса о выплате временно отстраненному работнику процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо учитывать, что ни один нормативный правовой акт не предусматривает прекращение выплаты такой надбавки при временном отстранении от работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому в приказе необходимо указать, что на весь период временного отстранения работника от работы выплата процентной надбавки ему сохраняется.

Если после анализа возникших обстоятельств, которые могли служить основанием для прекращения допуска к гостайне, принимается решение о возможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими гостайну, то временное отстранение от работы прекращается, и руководитель организации издает приказ о допуске работника к сведениям, составляющим государственную тайну, в произвольной текстовой форме (пример 4 ).

Если же принимается решение о невозможности дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, то в произвольной текстовой форме издается приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне (пример 5 ).

Поэтому при увольнении или переводе этого работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне, работодатель не принимает решение о прекращении допуска к гостайне, а издает приказ о прекращении доступа работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими гостайну , и выплаты соответствующей надбавки к заработной плате. Решение же о прекращении допуска работника к гостайне принимается по истечении установленных шести месяцев с проставлением соответствующей отметки в учетной карточке (форма 1) и направлением уведомления в орган безопасности.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне по инициативе работодателя может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением им должностных обязанностей. Поэтому ТК РФ предусматривает несколько оснований прекращения (расторжения) трудового договора с работником, если последнему прекращен допуск к гостайне. Подробнее о порядке оформления такого прекращения (расторжения) трудового договора с работником мы поговорим в следующих номерах журнала.

Прекращение допуска по инициативе работника

Причины, по которым работник выражает свое желание прекратить допуск к гостайне, связаны, как правило, с необходимостью (или желанием) восстановить свои права, которые были временно ограничены в связи с оформлением допуска к гостайне.

Так, работник может планировать через какое-то время выехать с семьей на постоянное место жительства за границу в другое государство. С учетом того, что срок ограничения выезда за границу, оговоренный в трудовом договоре, начинается со дня последнего ознакомления работника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, работник захочет установить этот день как можно раньше (ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Работодатель не вправе отказать работнику, пожелавшему прекратить допуск к гостайне

Для этого работник должен написать заявление на имя руководителя организации с просьбой прекратить его допуск к гостайне с указанием причины такого решения, даты прекращения и т. д. В этом заявлении работник может изложить предполагаемые варианты продолжения трудовых отношений.

Если должность работника предполагает обязательное наличие допуска к гостайне, у сторон есть только два варианта разрешения ситуации:

Вариант 1. Перевод работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Резюме

Прекращение допуска к государственной тайне во всех случаях оформляется приказом руководителя организации и, при необходимости, изменением трудового договора и должностной инструкции.

Вариант 2. Увольнение работника по п. 10. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если же выполнение должностных обязанностей возможно без оформления допуска к гостайне, работник может продолжить работу на своей должности после издания работодателем приказа о прекращении его допуска к гостайне и внесения изменений в номенклатуру должностей, должностную инструкцию и трудовой договор.

Наша справка

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 24 Закона о гостайне не противоречащими Конституции РФ. Эти положения предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из РФ ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований. Такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (см. постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П)

ПРИМЕР 4

Приказ о доступе работника к сведениям, составляющим государственную тайну

ПРИМЕР 5

Приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне

Рекомендуем почитать

Наверх