Охранно детективная. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды. Понятие и общая характеристика

Открытие бизнеса 04.07.2020

Наряду с государственными органами обеспечения охраны порядка и безопасности в нашей стране созданы и успешно функционируют негосударственные организации обеспечения правоохраны. Речь идет о частных детективных и охранных службах – предприятиях, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, которые оказывают на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответственно для сыска и охраны. Иногда в рамках охранной деятельности различают два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц (работа телохранителей).

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности выступают Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1 (далее – Закон о детективной и охранной деятельности), а также иные нормативно-правовые акты нашей страны. К примеру, надо вспомнить, что еще 14 августа 1992 года было принято Постановление Правительства РФ №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (далее – Постановление Правительства РФ №587).

Из самого названия – частные – следует, что детективные и охранные службы не относятся к числу государственных органов. Соответственно, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Детективы (сыщики) и охранники не могут применять меры государственного принуждения. Эти лица не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (иными словами, не осуществляют оперативно-розыскную деятельность). Не уполномочены они и на расследование уголовных дел, проведение по ним каких-либо процессуальных действий.

С другой стороны, выполнение частным детективом или охранником своих функций может быть сопряжено с необходимостью применения им физической силы, специальных средств, оружия. Поэтому законодатель требует, чтобы детективная и охранная деятельность осуществлялась на основе специальных разрешений (лицензий ) органов внутренних дел.

Небезынтересно в связи с этим напомнить здесь позицию Конституционного Суда РФ, озвученную им в Определении от 14 января 2003 года №32-О по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:



«Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц)».

Далее в названном Определении Конституционный Суд РФ подчеркивает, что лицензия на частную сыскную и охранную деятельность является документом, подтверждающим профессиональное соответствие осуществляющих ее лиц, и, следовательно, предусмотренные законом основания к отказу в ее выдаче выступают, по сути, именно в качестве квалификационных требований, установление которых само по себе не может рассматриваться как нарушающее закрепленные Конституцией России принцип равенства (части 1 и 2 статьи 19) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37) либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (часть 3).

На необходимость получения лицензии для занятия частной детективной или охранной деятельностью указывается не только в упомянутом Законе о детективной и охранной деятельности (о чем будет сказано ниже), но и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ (пункты 79, 80 части 1 статьи 17 этого Закона). Сам порядок получения лицензий определен в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года №600.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, отнесенные законом к одному из видов частной детективной или охранной деятельности. За незаконную частную детективную или охранную деятельность установлена административная ответственность (см. статью 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оказание услуг в области частного сыска и частной охраны – вид предпринимательской деятельности, поэтому такие услуги оказываются на возмездной договорной основе .

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Теперь по отдельности рассмотрим частную детективную и охранную деятельность более подробно. Начнем с первой из них. Согласно части 2 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг :

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные выше услуги.

Выдаче лицензий частным детективам посвящена статья 6 Закона о детективной и охранной деятельности. В этой статье не только перечислены документы, которые должен представить гражданин, претендующий на получение лицензии, но также названы категории граждан, которым лицензия не выдается. Ими являются:

граждане, не достигшие двадцати одного года;

граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

граждане, уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

граждане, не представившие необходимые документы.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются :

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

наведение справок ;

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев);

внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания перечисленных выше услуг.

Кроме того, при осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

Еще раз подчеркнем, что хотя перечисленные выше действия, осуществляемые частным детективом, по своему содержанию и названиям напоминают некоторые оперативно-розыскные мероприятия (см. статью 6 Закона об ОРД), тем не менее, они таковыми не являются . ОРМ могут проводить только оперативные подразделения государственных органов, специально уполномоченные на это законом (см. статью 13 Закона об ОРД). Также не следует путать перечисленные действия с внешне схожими следственными действиями , например, с осмотром, так как последние производятся только властными субъектами уголовного процесса (следователем, органом дознания, дознавателем), но никак не частным детективом, и только в порядке, установленном УПК (см., к примеру, статьи 176, 177 УПК).

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

Для того чтобы не допустить нарушения прав и свобод граждан, интересов общества и государства, весьма важны ограничения в сфере деятельности частного детектива, установленные в статье 7 Закона о детективной и охранной деятельности. Частным детективам запрещается :

скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Частный детектив, в отличие от государственных органов или должностных лиц, выполняющих публичную функцию по раскрытию преступления (органа дознания, дознавателя, следователя), не уполномочен обращаться в суд за получением согласия на ограничение конституционных прав граждан. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность (см. статьи 137 – 139 УК).

Законом допускается создание объединений частных детективных предприятий. Такие объединения имеют статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Выше уже было отмечено, что услуги в области частного сыска оказываются на договорной основе. Статья 9 Закона о детективной и охранной деятельности требует, чтобы частное детективное предприятие (объединение) заключило с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В таком договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Перейдем теперь к рассмотрению частной охранной деятельности. Согласно части 3 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг :

защита жизни и здоровья граждан;

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Оказание всех перечисленных выше услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ (см. Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ №587).

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

Дополнительные ограничения по приобретению правового статуса частного охранника установлены статьей 11¹ Закона о детективной и охранной деятельности. В ней сказано, что на приобретение такого статуса не вправе претендовать лица:

не являющиеся гражданами Российской Федерации;

не достигшие восемнадцати лет;

признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ;

имеющие судимость за совершение умышленного преступления (см. статью 86 УК);

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).

Дополнительные условия выдачи лицензий на оказание охранных услуг названы в статье 12 Закона о детективной и охранной деятельности. В частности, для получения такой лицензии предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в том же порядке, что и заключение договоров между частным детективным предприятием и клиентом (см. статью 9 Закона о детективной и охранной деятельности).

На охранную деятельность распространяются приводившиеся выше ограничения, установленные в отношении детективной деятельности (см. статью 7 Закона о детективной и охранной деятельности). Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). Подчеркнем, что речь здесь идет только о фактическом, но никак не об уголовно-процессуальном задержании подозреваемого; последнее может осуществить только компетентный государственный орган (должностное лицо): орган дознания, дознаватель или следователь (статьи 91, 92 УПК). Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого производится к тому же только по возбужденному уголовному делу.

Законодательством Российской Федерации допускаются также смешанные формы детективной и охранной деятельности. Согласно статье 13 Закона о детективной и охранной деятельности, частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Помимо этого, следует учитывать, что, в соответствии со статьей 14 названного Закона, предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (далее - службы безопасности). Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона о детективной и охранной деятельности и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Особо в Законе о детективной и охранной деятельности подчеркивается необходимость социальной и правовой защиты частных детективов и охранников. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие, однако только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Этому вопросу посвящены статьи 16 – 18 Закона о детективной и охранной деятельности.

В частности, закон обязывает охранника при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частного детектива при применении специальных средств:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ. Так, уже упоминавшееся ранее Постановление Правительства РФ №587 содержит следующие приложения:

Перечень видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности (Приложение №2);

Перечень видов вооружения охранников (Приложение №3);

Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств (Приложение №4);

нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами (Приложение №5).

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных нормативно-правовыми актами нашей страны.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Отметим, что еще 31 декабря 1999 года издан Приказ МВД №1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью», которым утверждено Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.

Надзор за исполнением Закона о детективной и охранной деятельности возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Одним из возможных последствий выявленных нарушений в деятельности частных детективных и охранных служб является приостановление и аннулирование лицензий, которое регламентировано в статье 13 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Кроме того, как говорилось выше, нарушения, допущенные детективами и охранниками в ходе частной сыскной или охранной деятельности, могут повлечь за собой административную и даже уголовную ответственность.


Частные детективные (сыскные) и охранные предприятия в Российской Федерации появились сравнительно недавно (с 1992 г.) и заняли свою нишу в правоохранительной деятельности.
Частная детективная и охранная деятельность заключается в оказании на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальную лицензию, услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиска без вести пропавших лиц и др.
Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных службы охранные и детективные услуги. Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.
Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.
Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.
Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:
- защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;
- охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляемая как физическими, так и техническими средствам. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;
- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств, пожарно-охранной сигнализации;
- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.
Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.
В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет.
Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации такие как:
- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родственники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;
- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;
- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями милиции.
Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.
Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможности оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием сохраняется самостоятельность и права юридического лица.
На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Частные детективные и охранные службы . Частные детективные (сыскные ) и охранные предприятия в Российской Федерации появи¬лись сравнительно.


  • Частные детективные и охранные службы . Частные детективные (сыскные ) и охранные предприятия в Российской Федерации появи¬лись сравнительно. Загрузка.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. - ст. 1 «О частной детектив-ной и охранной деятельности в Российской Федерации» Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 17. С. 888 предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). В ряде случаев частная правоохранительная деятельность проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались. Например, сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам - физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. - ст. 13 «О смешанной форме детективной охранно-сыскной деятельности», частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной фирме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

  • а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
  • б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
  • в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов:
  • г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта. Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).

Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  • 1. Зашита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.
  • 2. Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащие государственной охране 1 .
  • 3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
  • 4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
  • 5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовес деятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.

Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным и охранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляется также в форме информационного обмена. Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе.

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Общение с правоохранительными органами Кучерена Анатолий Григорьевич

1.1.7. Частные детективные и охранные службы

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях сыска проводятся следующие действия: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.

Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.

Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» 3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Адвокатура и нотариат: конспект лекций автора Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 20. Государственные и частные нотариусы 1. Государственные нотариальные конторыГосударственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской

Из книги Криминальная история России. 1993-1995. Сильвестр. Отари. Мансур автора Карышев Валерий

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы 1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

«Охранные услуги»

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Тема 17 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 1. Злоупотребление должностными полномочиями Объектом преступления является установленный порядок функционирования органов

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

103. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления – виновно совершенные

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

6. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела сформулирован в ст.23 Конституции РФ. Он имеет существенное значение для коммерческого оборота, поскольку касается прежде всего

Из книги автора

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Эти виды преступлений представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции.Видовым объектом этих преступлений является совокупность

Из книги автора

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Рекомендуем почитать

Наверх