Публичное предложение по продаже имущества должника. Порядок проведения продажи имущества посредством публичного предложения Отсутствие заявок в публичном предложении банкротство

Организация склада 23.06.2020
Организация склада

1. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.

2. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, должно содержать следующие сведения:

1) дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения;

2) величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения"), величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом ("шаг аукциона");

3) минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

3. Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены такого аукциона.

4. Продолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на "шаг понижения" до цены отсечения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном "шаге понижения".

В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

6. Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся.

7. Претендент не допускается к участию в продаже посредством публичного предложения по следующим основаниям:

1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, либо оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

3) заявка на участие в продаже посредством публичного предложения подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

4) поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении, не подтверждено.

8. Перечень указанных в пункте 7 настоящей статьи оснований отказа претенденту в участии в продаже посредством публичного предложения является исчерпывающим.

Беляева Ольга Александровна - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Как известно, торги (аукционы, конкурсы) являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены. По мнению С.Э. Жилинского, основное предназначение любых торгов заключается в установлении объективных цен на товары (работы, услуги) <1>. Точнее будет сказать, что торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. В определении цены заключается экономическая функция торгов, в то время как с юридической точки зрения они остаются одним из способов заключения договора.

<1> См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 402.

Аукцион демонстрирует оптимальное сочетание экономической и юридической функций торгов, ведь он нацелен не только на заключение договора с победителем аукциона (юридический аспект), но и на определение "лучшей" цены такого договора (экономический аспект) <2>. В последнее время аукционы очень идеализированы, они представляются как передовой способ определения рыночной цены любого имущества, в то время как при малом спросе аукционы могут превратиться в формализованную и неудобную процедуру. "Малый спрос" ведет к признанию аукциона несостоявшимся, когда он не достигает своей основной цели - заключения договора купли-продажи или иного договора. В п. 5 ст. 448 ГК РФ отмечается лишь одна причина для признания аукциона несостоявшимися: поступление организатору торгов одной заявки. Как должен после этого поступить организатор торгов, нормы ГК РФ не определяют. Этот вопрос решается в актах специального законодательства применительно к той сфере общественных отношений, где использовались торги. Причем единого подхода не наблюдается: в одних случаях специальные акты определяют предельное количество возможных торгов (первых, повторных и т.д.), в других предусматривают переход к иным процедурам заключения договора, как и торги, основанные на началах состязательности.

<2> Законодательство России сейчас определенно тяготеет к повсеместному использованию аукционных процедур. Традиционно аукционы используются в ходе исполнительного производства, реализации предмета ипотеки, для продажи имущества должника в ходе банкротства. Встречаются и нетипичные явления, как-то: аукционы по передаче права на единую технологию (ст. 1547, 1548 ГК РФ, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии").

В связи с этим интересно проанализировать такой способ заключения договора, как "продажа имущества посредством публичного предложения", основания и сфера его применения, отличительные черты по сравнению с аукционом. Такой анализ необходим для того, чтобы не допустить смешения схожих процедур заключения договора, неверного применения правовых норм в случае рассмотрения споров.

Посредством публичного предложения может продаваться: 1) государственное или муниципальное имущество после того, как не состоялся аукцион по его реализации; 2) имущество должника на стадии конкурсного производства, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен (п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве).

Заметим, что сфера применения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ограничивается и на практике эта процедура заключения договора активно используется различными хозяйствующими субъектами.

Общих правил продажи имущества посредством публичного предложения действующее законодательство не содержит, положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Закона о банкротстве в части регулирования данной процедуры не идентичны.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Причем Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона.

Данное положение Закона о приватизации не всегда верно трактуется судами при разрешении споров, связанных с признанием аукционов несостоявшимися. Так, ФАС Дальневосточного округа отметил, что Закон о приватизации не запрещает повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов <3>. Подобная позиция суда представляется весьма спорной, поскольку отсутствие в Законе о приватизации разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие. Данный вывод обусловлен определенной спецификой законодательства о приватизации: хотя приватизационный процесс базируется на многих принципах гражданского права, все же он носит и административно-правовой характер <4>.

<3> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1. С. 50.

В нормах Закона о приватизации имеется широкий инструментарий для продажи государственного и муниципального имущества. Продажа может осуществляться поэтапно с использованием установленных Законом процедур: аукцион - продажа имущества посредством публичного предложения - продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т.е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения.

Аукцион и продажа посредством публичного предложения являются самостоятельными способами приватизации, хотя у них есть ряд общих черт. Данные процедуры проводятся одним и тем же продавцом в отношении одного и того же имущества, и эти процедуры осуществляются в случае, если предшествующий способ приватизации себя не оправдал, т.е. имущество не выбыло из государственной (муниципальной) собственности <5>.

<5> О соотношении аукциона и продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения см. также: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2009. С. 177 - 189.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь, зарегистрированная заявка является принятием публичного предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества <6>. Здесь наблюдается проявление принципа "зеркального соответствия" акцепта оферте, которого придерживается отечественное право, требуя, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, и признавая акцепт на иных условиях контрофертой (ст. 438, 443 ГК РФ). "Зеркальное соответствие" означает, что договор может быть заключен только при полном совпадении волеизъявления сторон, т.е. при достижении полного согласия относительно всех условий договора.

<6> В п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549, конкретизируется, что в заявке должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли-продажи имущества, опубликованным одновременно с информационным сообщением, и обязуется заключить договор по указанной в нем цене предложения.

М.И. Брагинский точно отметил, что "из двух конститутивных признаков торгов - публичности и состязательности - при продаже имущества посредством публичной оферты сохраняется только один - публичность. В этом случае признак состязательности отсутствует" <7>. В.В. Долинская также подчеркивает, что именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты <8>.

<7> Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005. С. 44.
<8> См.: Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5. С. 3.

Безусловно, эти суждения верны отчасти. Но, на мой взгляд, некая состязательность публичному предложению все же свойственна, а потому данная процедура в некотором смысле схожа с аукционом. Состязательность выражается здесь не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предложит заплатить за него цену первоначального предложения <9>. При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей, конечно, минимизирована, ведь данный способ продажи используется лишь тогда, когда аукционные торги не состоялись, по этой причине процедура реализации имущества существенно упрощена.

<9> Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, признанном несостоявшимся (абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона о приватизации).

Тем не менее есть ситуации, со всей очевидностью демонстрирующие состязательный характер продажи имущества посредством публичного предложения. Так, нередки случаи, когда на приватизационный аукцион не подается ни одной заявки, а в ходе процедуры продажи имущества путем публичного предложения к продавцу выстраивается очередь из претендентов. Интересно, что конкуренция между двумя и более потенциальными покупателями государственного (муниципального) имущества делает невозможным объективное определение той заявки, которая должна быть зарегистрирована, поскольку нормативный порядок проведения продажи посредством публичного предложения в такой ситуации не определен. По большому счету в подобном случае первая заявка должна приниматься от того представителя, который фактически сумел первым войти в помещение (комнату) приема заявок и первым положить свою заявку на стол регистратору (представителю или сотруднику продавца).

Понятно, что использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Но на деле выходит так, что наличие нескольких претендентов на приобретение имущества само по себе еще не свидетельствует о незаконности продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, если первоначально имелись условия для выбора такого способа приватизации (признание ранее назначенного аукциона несостоявшимся). Поэтому утверждение о необходимости проведения повторного аукциона в связи с наличием нескольких покупателей имущества не будет основано на нормах Закона о приватизации.

В то же время факт наличия нескольких потенциальных покупателей со всей очевидностью свидетельствует, что такой способ приватизации, как продажа путем публичного предложения, не соответствует уровню коммерческого спроса в отношении имущества и неминуемо ведет к отчуждению имущества по заниженной цене.

Следовательно, наличие нескольких претендентов на приобретение подлежащего продаже государственного или муниципального имущества является предпосылкой для такого способа приватизации государственного имущества, как аукцион (конкурс). Поэтому, как показывает судебно-арбитражная практика по данной категории споров, Закон о приватизации в этой части нуждается в совершенствовании <10>.

<10> О спорах, связанных с определением первого претендента на подачу заявки, см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу N А26-1528/2008; Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г. N КГ-А40/12078-06 по делу N А40-4837/06-48-17 и проч. // СПС "КонсультантПлюс".

Что касается использования публичного предложения в ходе банкротства, то продажа имущества должника на стадии внешнего управления осуществляется путем проведения первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не описывает возможные действия внешнего управляющего в случае, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду полного отсутствия заявок от претендентов. Поэтому следует предположить, что безуспешное проведение повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурсного производства невозможно, так как в любом случае конкурсному управляющему необходимо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэтому, если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи, либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляющий должен реализовать имущество должника посредством публичного предложения.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посредством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, величине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении имущества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и начинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, которая не ниже начальной в данном периоде. В отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая цена отсечения (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Можно заключить, что аналогом "цены отсечения" является минимальная цена продажи, определенная органами управления должника. Однако существует и противоположная позиция. Так, ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что согласование минимальной цены продажи имущества, не проданного на торгах и подлежащего продаже посредством публичного предложения, с органами управления должника законодательством не предусмотрено <11>.

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. по делу N А32-15196/2007-60/413-Б.

Необходимость четкого разграничения аукциона и продажи посредством публичного предложения обусловлена рядом причин. Так, в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразный подход к рассмотрению подобных споров. В одних случаях суды обоснованно отказываются квалифицировать продажу посредством публичного предложения как торги <12>; в других рассматривают споры, связанные с этой процедурой, по правилам, установленным для оспаривания торгов <13>.

<12> См.: Постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2009 г. N КГ-А40/8030-09 по делу N А40-79728/08-73-270.
<13> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 октября 2008 г. по делу N А82-11517/2007-56.

Кроме того, дословная формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве звучит как "торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все положения ст. 110 Закона о банкротстве, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Представляется, что это не совсем верный подход, продажа посредством публичного предложения разновидностью торгов не является, хотя бы потому, что она не соответствует многим формальным характеристикам торгов <14>.

<14> Интересно отметить, что продажа имущества через публичное предложение упоминается в законодательстве Республики Узбекистан, в котором также наблюдается повсеместное смешение понятий. В частности, в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 г. N 188 "О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий" (ИПС "Законодательство стран СНГ") реализация имущества на основании публичного предложения рассматривается как процедура, отличная от аукционных торгов, в другом называется прямыми торгами при условии публичной оферты или прямым договором на условиях публичной оферты. В Республике Молдова продажа посредством публичного предложения представляет собой способ приватизации, при котором акции государства выставляются для продажи гражданам Республики Молдова на определенный срок по установленной цене через финансовое учреждение, имеющее сеть филиалов на территории Республики (п. 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 8 апреля 1998 г. N 396 "Об утверждении Положения о продаже акций посредством публичного предложения" // ИПС "Законодательство стран СНГ").

Во-первых, аукцион и в процессе приватизации, и в ходе банкротства проводится с обязательным внесением задатков претендентами на участие в нем. Продажа имущества посредством публичного предложения сбор задатков не предусматривает. Причина этого весьма проста. Проведение аукциона - процесс довольно длительный и состоит из следующих этапов: извещение об аукционе - проведение аукциона и определение его победителя - оформление результатов аукциона - заключение договора с победителем. Условием допуска претендента к участию в аукционе среди прочего является своевременное внесение им задатка. При продаже имущества посредством публичного предложения сравнение заявок не осуществляется, так как процедура прекращается в момент регистрации первой заявки (акцепта публичной оферты). Предварительное внесение задаточных денег с ценой первоначального предложения не совпадает, поэтому оно не имеет смысла.

Во-вторых, аукцион - это "очная" процедура. Аукцион, проводимый с подачей предложений о цене в открытой форме, предполагает совместное присутствие участников на аукционе для устного сообщения аукционисту своих ценовых предложений. Если же ценовые предложения подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах), то на аукционе "совместно присутствуют" не сами участники, а их закрытые письменные предложения. Одновременное вскрытие конвертов в день проведения аукциона нацелено на сравнение этих предложений и определение наилучшего из них.

При продаже имущества посредством публичного предложения заявки не соревнуются друг с другом ни устно, ни при одновременном их оглашении. Даже если предположить, что участников этой процедуры будет два и более, она пройдет в "заочной" форме. Алгоритм ее проведения будет следующим: сообщение о продаже - заявка - регистрация заявки - заключение договора; либо: сообщение о продаже - заявка - отказ в регистрации заявки - следующая по очередности заявка - заключение договора. В любом случае заявки не рассматриваются совместно, а только по очередности, т.е. последующая заявка рассматривается организатором процедуры лишь при условии отказа в регистрации предыдущей заявки.

В-третьих, аукцион проводится в точном соответствии с теми условиями, что были ранее объявлены в информационном сообщении. Основополагающее условие аукциона - начальная цена имуществ, которая должна повышаться участниками в ходе проведения аукционных торгов. Если для участия в аукционе подана одна заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся. Иными словами, процедура завершается, так и не начавшись, аукцион объявлен, но не проведен. Изменить условия аукциона, чтобы стимулировать потенциальных претендентов к подаче заявок, организатор не вправе.

В свою очередь, продажа имущества посредством публичного предложения в связи с отсутствием заявок не заканчивается. Она разделена на периоды, по истечении каждого из которых цена предложения последовательно снижается на заранее объявленную величину <15>. Поэтому акцептом публичного предложения является заявка о приобретении государственного или муниципального имущества по цене, установленной в текущем периоде.

<15> В ходе приватизации период последовательного снижения цены должен составлять не менее трех дней (подп. "а" п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549), на практике, как правило, цена снижается еженедельно. На стадии конкурсного производства этот период определяется собранием (или комитетом) кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

В-четвертых, при публичном предложении государственного (муниципального) имущества право его приобретения принадлежит первому заявителю, поэтому лучшая цена - это всегда цена первоначального предложения. В ходе аукционных торгов, напротив, выявляется наиболее высокая цена, определяемая по результатам состязания (соревнования, конкуренции) аукционных заявок. Если аукцион проводится с подачей ценовых предложений в открытой форме, сначала участники путем поднятия карточек подтверждают начальную цену. Затем они заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с шагом аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном шагу аукциона. Если же аукцион проводится с использованием запечатанных конвертов, то ценовое предложение любого участника равно либо выше начальной цены продажи <16>.

<16> См.: Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 (п. 15, 16).

Однако в этой части положения Закона о банкротстве отличаются от приватизационного законодательства. Дело в том, что заявка на приобретение имущества должника посредством публичного предложения не совпадает с ценой первоначального предложения, она должна быть выше ее, хотя не установлено, насколько выше. Тем не менее ценовое соревнование между претендентами отсутствует, поскольку принятие первой заявки означает прекращение продажи имущества посредством публичного предложения. Иными словами, заявку о приобретении имущества считать акцептом вряд ли возможно, так как она не совпадает с ценой, сообщенной в оферте (публичном предложении). Следует отметить, что в юридической науке наметился отход от жесткой формулы "зеркального соответствия акцепта оферте", которая критикуется как не соответствующая интересам современного гражданского оборота и значительно отяжеляющая процедуру заключения договора <17>.

<17> См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 159, 164; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 134. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Президентом РФ 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11) отмечена необходимость более гибкого и дифференцированного правового регулирования предпринимательских отношений в части допущения акцепта на иных условиях.

Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Сегодня конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредством публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или больше? На мой взгляд, положения Закона о банкротстве в этой части непоследовательны. Различия ценовых предложений - предпосылка аукционных торгов, тем более что Закон о банкротстве упоминает еще и о "победителе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Хотя "победителя" в этой процедуре определенно быть не может по той простой причине, что сравнение ценовых заявок не производится, с принятием первой заявки процедура прекращается. Пожалуй, можно говорить о победе над некими гипотетическими соперниками, которые попросту не успели явиться к управляющему со своими заявками.

В связи с этим более удачным представляется подход Закона о приватизации: публичное предложение есть публичная оферта, а заявка на приобретение имущества - акцепт договора купли-продажи. Организатор процедуры в таком случае не связан сомнениями относительно возможной более высокой цены приобретения имущества.

Кстати сказать, прежние правила о продаже имущества должника в ходе внешнего управления были более схожи с аукционом, нежели действующие положения Закона о банкротстве <18>. Так, если торги трижды не состоялись, собрание (или комитет) кредиторов могло поручить внешнему управляющему осуществить продажу имущества должника посредством публичного предложения. В этом случае управляющий публиковал сообщение о продаже и в течение одного месяца собирал поступившие заявки о приобретении имущества. Затем по результатам сравнения этих заявок управляющим определялась наилучшая цена, в соответствии с которой с ее заявителем и заключался договор купли-продажи. Таким образом, элементом сравнения ценовых предложений, правда, без каких-либо формальностей, характерных для аукциона, публичное предложение имущества должника было в некотором роде схоже с аукционом <19>.

<18> Речь идет о ст. 110 Закона о банкротстве до изложения ее в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ.
<19> См. также: Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8. С. 101 - 108.

Способы заключения договора в современном гражданском обороте отличаются значительным многообразием; состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Сравнение аукционной процедуры с продажей имущества посредством публичного предложения демонстрирует не только необходимость их последовательного разграничения в правоприменительной практике, но и целесообразность модернизации положений ст. 139 Закона о банкротстве. Неприемлемым представляется то обстоятельство, что одна и та же процедура в случае приватизации и в случае конкурсного производства проводится в настоящее время по разным правилам. На мой взгляд, оптимальным является правовое регулирование продажи имущества посредством публичного предложения, данное в Законе о приватизации.

Библиографический список

Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8.

Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1.

Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005.

Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2004.

Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 апреля 2014 г. N Ф10-5376/09 по делу N А23-1114/2009



Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2014.


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:


председательствующего


Савиной О.Н.

Андреева А.В.

Козеевой Е.М.

при участии в заседании:


от арбитражного управляющего

Глущенко И.Г.:


от кредитора Егорочкина М.А.:

от кредитора ООО "Биофлавон":


от кредитора ООО "Партнер":


от кредитора ООО "Мариэль":


от комитета кредиторов должника:

Глущенко И.Г. (паспорт);

представитель Новиков С.А. (доверенность от 25.12.2013) Егорочкин М.А. (паспорт);

Егорочкин М.А.

(решение от 02.04.2013 N 3/10);

Егорочкин М.А.

(решение от 08.04.2010N 04);

Егорочкин М.А.

(решение от 08.04.2010N 04);

Егорочкин М.А. (протокол первого заседания комитета кредиторов от 10.11.2009);

от иных лиц, участвующих в деле:

не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Глущенко Игоря Георгиевича на определение Арбитражного суда Калужской области от 09.10.2013 (судья Шатская О.В.) на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 (судьи Игнашина Г.Д., Байрамова Н.Ю., Сентюрина И.Г.) по делу N А23-1114/2009

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.11.2009 общество с ограниченной ответственностью "Русская лесопромышленная компания" (далее - ООО "РЛК", должник; Калужская область, г. Обнинск, ул. Маркса, д. 14; ОГРН 1024000938983, ИНН 4025062574) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Глущенко И.Г.

Исполняя обязанности по реализации имущества должника, конкурсный управляющий провел первые, повторные торги и торги в форме публичного предложения.

ООО "Биофлавон" 25.07.2012 обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании первых и повторных торгов, а также торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ООО "РЛК" недействительными, а действий конкурсного управляющего по организации и проведению данных торгов - незаконными.

ОАО "Сбербанк России" 30.07.2012 обратилось в суд области с заявлением (с учетом уточнения) о признании первых, повторных торгов и торгов в форме публичного предложения по продаже имущества ООО "РЛК" недействительными.

Определением суда от 30.08.2012 к участию в рассмотрении названных заявлений о признании торгов по продаже имущества ООО "РЛК" недействительными привлечен покупатель имущества должника по договору купли-продажи от 23.07.2012 - Зисман Александр Семенович.

Определениями суда от 06.08.2012 и 13.08.2012 заявления ООО "Биофлавон" и ОАО "Сбербанк России" приняты к производству.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 05.10.2012 признаны недействительными первые, повторные торги и торги в форме публичного предложения по реализации имущества ООО "РЛК", а также заключенный по результатам торгов договор купли-продажи от 23.07.2012.

Судом применены последствия недействительности сделки: на Зисмана А.С. возложена обязанность возвратить ООО "РЛК" предприятие как имущественный комплекс, являющийся предметом договора купли-продажи от 23.07.2012, на ООО "РЛК" - возвратить Зисману А.С. денежные средства в сумме 1 700 000 руб. Действия конкурсного управляющего по организации и проведению торгов посредством публичного предложения признаны незаконными.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 18.01.2013 перешел к рассмотрению жалобы ООО "Биофлавон" о признании торгов недействительными, признании действий конкурсного управляющего ООО "Русская лесопромышленная компания" Глущенко И.Г. незаконными и заявления ОАО "Сбербанк России" о признании торгов недействительными по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с нарушением Арбитражным судом Калужской области правил главы 12 АПК РФ о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, поскольку НП СРО "МЦПУ" не было извещено о начале процесса по рассмотрению жалобы кредиторов.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 определение Арбитражного суда Калужской области от 05.10.2012 отменено, признаны недействительными первые, повторные и торги в форме публичного предложения по реализации имущества ООО "Русская лесопромышленная компания", а также заключенный по результатам торгов договор купли-продажи от 23.07.2012.

Применены последствия недействительности сделки, обязывающие Зисмана А.С. возвратить ООО "РЛК" предприятие как имущественный комплекс общества с ограниченной ответственностью "Русская лесопромышленная компания", являющееся предметом договора купли-продажи от 23.07.2012. Суд обязал ООО "РЛК" возвратить Зисману А.С. денежные средства в сумме 1 700 000 руб., оплаченные по договору купли-продажи от 23.07.2012.

Признаны незаконными действия конкурсного управляющего Глущенко И.Г. по организации и проведению торгов посредством публичного предложения.

Не согласившись с постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013, Зисман А.С., арбитражный управляющий Глущенко И.Г. и НП СРО "МЦПУ" обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просили указанное постановление апелляционного суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.07.2013 определение Арбитражного суда Калужской области от 05.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу N А23-1114/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что при проведении первых, повторных торгов и продаже имущества посредством публичного предложения арбитражным управляющим были допущены нарушения установленных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правил проведения торгов.

Между тем, суд округа указал, что при новом рассмотрении дела, необходимо установить, каким образом допущенные арбитражным управляющим нарушения процедуры проведения торгов ущемили права ООО "Биофлавон", как участника торгов.

Судебная коллегия также отметила, что процедура продажи посредством публичного предложения является процедурой торгов на понижение, вследствие чего для правильного разрешения спора по существу необходимо установить, какие права заявителей (ООО "Биофлавон" и ОАО "Сбербанк России"), как кредиторов должника, нарушены проведением торгов посредством публичного предложения и заключением по их результатам договора.

По результатам нового рассмотрения дела, определением Арбитражного суда Калужской области от 09.10.2013 признаны недействительными первые, повторные и торги в форме публичного предложения по реализации имущества ООО "РЛК", а также заключенный по результатам торгов договор купли-продажи от 23.07.2012. Суд области применил последствия недействительности сделки, возложив на Зисмана А.С. обязанность возвратить ООО "РЛК" предприятие как имущественный комплекс ООО "РЛК", являющееся предметом договора купли-продажи от 23.07.2012. На ООО "РЛК" возложена обязанность возвратить Зисману А.С. денежные средства в сумме 1 700 000 руб., оплаченные по договору купли-продажи от 23.07.2012. Также признаны незаконными действия конкурсного управляющего Глущенко И.Г. по организации и проведению торгов посредством публичного предложения.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 определение суда первой инстанции от 09.10.2013 оставлено без изменения, апелляционные жалобы арбитражного управляющего Глущенко И.Г. и Зисмана А.С. - без удовлетворения.

Не соглашаясь с определением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, арбитражный управляющий Глущенко И.Г. обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, полагает, что судами не выполнены ранее данные указания кассационной инстанции.

В обоснование своих требований указывает, что допущенные нарушения при исчислении сроков предъявления заявок на участие в первых и повторных торгах не привели к нарушению прав и законных интересов ООО "Биофлавон" и ОАО "Сбербанк России"; отсутствие заявок на первых и повторных торгах свидетельствует об отсутствии потенциальных покупателей. Полагает, что признание торгов и договора купли-продажи недействительными не приведет к восстановлению прав и законных интересов кредиторов и заявителей по настоящему делу.

Арбитражный управляющий Глущенко И.Г. и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы поддержали. Считают, что публикации о торгах, в частности, по проведению торгов посредством публичного предложения даны в официальных печатных изданиях, сроки и порядок проведения торгов не повлияли на возможность реализации имущества и доступа покупателей к торгам.

Представитель комитета кредиторов, кредиторов Егорочкина М.А., ООО "Биофлавон", ООО "Партнер", ООО "Мариэль" просили в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в отзывах, оставить судебные акты без изменения.

От уполномоченного органа поступил отзыв, в котором ФНС России возражала против доводов жалобы, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.

В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Калужской области от 22.02.2012 было утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО "РЛК", предложенное конкурсным кредитором Егорочкиным М.А., и предусматривающее продажу предприятия как имущественного комплекса с установлением начальной цены продажи 17 980 477 рублей (без НДС), в т.ч. 8 793 450 руб. - стоимость имущества, находящегося в залоге у ОАО "Сбербанк России".

Пункт 3.1 указанного Положения содержит состав предприятия как имущественного комплекса, в который наряду с объектами недвижимого и движимого имущества должника включена дебиторская задолженность (права требования к ООО "Бисмарк Трейд", Буренок З.А., Аринушкину В.А.), рыночная стоимость которой указана в ноль рублей.

Конкурсным управляющим ООО "РЛК" 28.05.2012 было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности должника на предприятие как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.

Конкурсным управляющим, являющимся организатором торгов по реализации имущества ООО "РЛК", 14.04.2012 в газете "Коммерсантъ", опубликовано сообщение о проведение торгов в отношении имущества должника, торги назначены на 17.05.2012.

В связи с отсутствием заявок, указанные торги были признаны несостоявшимися.

Повторные торги по реализации имущества ООО "РЛК" были назначены конкурсным управляющим на 27.06.2012, о чем в газете "Коммерсантъ" от 26.05.2012 было опубликовано сообщение.

Впоследствии, в газете "Коммерсантъ" от 30.06.2012 конкурсным управляющим было опубликовано сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения, из содержания которого следует, что прием заявок осуществляется с первого рабочего дня за днем публикации в газете "Коммерсантъ".

При этом, 05.07.2012 ОАО "Сбербанк России" направило конкурсному управляющему заявление (исх. N 20-10/1295) о согласии оставить за собой входящее в состав предприятия залоговое имущество, обеспечивающее требования банка.

В соответствии с протоколом от 13.07.2012 N 3 о результатах торгов в форме публичного предложения, победителем данных торгов признан Зисман Александр Семенович, с которым 23.07.2012 был заключен договор купли-продажи. Цена приобретенного предприятия по данному договору составила 1 700 000 руб.

По передаточному акту от 01.08.2012 приобретенное имущество передано конкурсным управляющим должника покупателю.

Ссылаясь на нарушение конкурсным управляющим при реализации имущества должника положений действующего гражданского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также утвержденного судом Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО "РЛК", заявители (кредиторы должника) обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами ст.ст. 20.3 , 20.4 , 28 , 110 , 129 , 138 , 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ст.ст. 11 , 12 , 167 , 447 , 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявлений ООО "Биофлавон" и ОАО "Сбербанк России", т.к. проведение торгов с нарушением предусмотренных Законом о банкротстве требований к порядку организации и форме проведения данных торгов привела к нарушению прав и законных интересов заявителей, поскольку произвольное сокращение сроков предоставления заявок на участие в торгах ведет к уменьшению вероятности продажи имущества, как на первых, так и последующих торгах, что, в свою очередь, снижает цену данного имущества.

По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Продажа имущества должника должна осуществляться конкурсным управляющим в соответствии с положениями статей 139 и 110 Закона о банкротстве.

В силу пунктов 7, 8 и 9 статьи 110 указанного Закона торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме; срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов; не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.

Согласно п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения; при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, при этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах; рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6.13. Порядка проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятий) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2012 N 54, в ходе проведения открытых торгов информация об открытых торгах подлежит размещению на электронной площадке и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

По смыслу указанных норм продажа имущества должника представляет собой единый процесс, и каждый последующий этап наступает при недостижении результата предыдущего этапа.

В силу пунктов 8 и 9 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов; не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.

В силу п. 4 ст. 20.3 Закон о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Как указано выше, судами установлено, что конкурсным управляющим ООО "РЛК" 14.04.2012 в газете "Коммерсантъ", опубликовано сообщение о проведение торгов (первых) - 17.05.2012.

В связи с отсутствием заявок, указанные торги были признаны несостоявшимися, повторные торги были назначены на 27.06.2012, о чем в газете "Коммерсантъ" от 26.05.2012 дана публикация.

Повторные торги были признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок.

Впоследствии, в газете "Коммерсантъ" от 30.06.2012 (суббота) конкурсным управляющим было опубликовано сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения, из содержания которого следует, что прием заявок осуществляется с первого рабочего дня за днем публикации в газете "Коммерсантъ".

Оценив собранные по делу доказательства, а также действия конкурсного управляющего на соответствие нормам действующего законодательства, суды пришли к выводу, что, при продаже имущества путем первых и повторных торгов, установленные пунктами 7 , 8 и 9 ст. 110 Закона о банкротстве порядок и сроки публикации сообщений о торгах нарушены не были, поскольку публикация о проведении первых торгов произведена за 33 дня, а повторных за 32 дня.

Между тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается арбитражным управляющим Глущенко И.Г., конкурсным управляющим было допущено нарушение при исчислении сроков предоставления заявок на участие в первых, повторных торгах, которая выразилась в исчислении 25 календарных дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, вместо 25 рабочих дней, предусмотренных ст. 110 Закона о банкротстве.

Таким образом, сроки представления заявок на участие в торгах были сокращены относительно установленных законодательно.

Из материалов дела и картотеки арбитражных дел, размещенной на официальном интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.04.2013, по жалобе ООО "Биофлавон" признаны незаконными действия конкурсного управляющего ООО "РЛК" Глущенко И.Г. по нарушению сроков предоставления заявок на участие в первых и повторных торгах по продаже имущества должника.

Определением от 09.08.2013 N ВАС-10805/13 Глущенко И.Г. отказано в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А23-1114/09Б-8-120 для пересмотра в порядке надзора постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.04.2013.

Отказывая в передаче дела в Президиум ВАС РФ, судебная коллегия отметила, что суды, оценив представленные участниками процесса доказательства, пришли к выводу о нарушении конкурсным управляющим при публикации сведений о проведении торгов требований п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве. Суды указали, что извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего числа заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Допущенные конкурсным управляющим нарушения лишают (либо существенно ограничивают) потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу, а также нарушают права и законные интересы ООО "Биофлавон".

Кроме того, разрешая настоящий спор по существу, суды пришли к обоснованному выводу, что конкурсным управляющим также не были соблюдены порядок и сроки публикации сообщений о торгах, сроки подачи заявок при продаже имущества посредством публичного предложения, установленные пунктами 7 , 8 и 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

Так, сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения было опубликовано конкурсным управляющим в газете "Коммерсантъ" от 30.06.2012 (суббота), при этом, согласно информации, указанной в сообщении, прием заявок осуществляется с первого рабочего дня за днем публикации в газете "Коммерсантъ".

Публикация сообщения о продаже предприятия в официальном издании, определенном в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве, была осуществлена за один день до начала проведения торгов; сведения о публикациях размещены на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве - 12.07.2012 (на девятый день торгов в форме публичного предложения).

Торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения проводится по правилам статьи 110 Закона о банкротстве с особенностями, установленными п. 4 ст. 139 указанного Закона. В связи с этим, в силу абз. 2 п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве процедура публичного предложения должна проводиться в электронной форме, каких-либо исключений из этого правила Законом о банкротстве не предусмотрено.

Между тем, в настоящем случае продажа предприятия посредством публичного предложения произведена конкурсным управляющим не в электронной форме (публикация на сайте электронной торговой площадки не осуществлялась).

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили довод арбитражного управляющего о том, что Законом о банкротстве не установлена обязанность на проведение торгов посредством публичного предложения в электронной форме, и признали данные действия незаконными.

Таким образом, конкурсным управляющим были нарушены (сокращены) сроки публикации сообщения о торгах до их начала и сроки приема заявок, а также порядок их проведения, что ограничило круг потенциальных покупателей и возможность реализации имущества по максимально высокой цене.

По смыслу положений п. 5 ст. 447 ГК РФ объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов.

Будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (статья 449 ГК РФ).

Признавая первые, повторные и торги в форме публичного предложения по реализации имущества ООО "РЛК" недействительными, суды при новом рассмотрении дела, сделали правильный вывод, что информация о проведении торгов, сообщенная с нарушением установленного порядка, уменьшает возможность участия в торгах потенциальных покупателей и, следовательно, влияет на формирование цены реализации имущества, от которой, в свою очередь, зависит возможность наиболее полного погашения требований кредиторов за счет денежных средств от такой реализации.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2436/11, и в рекомендациях, данных в п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного".

Статья 60 Закона о банкротстве предусматривает возможность защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.

Учитывая выше изложенное, суд округа также соглашается с выводами судов о признании незаконными действий конкурсного управляющего Глущенко И.Г. по организации и проведению торгов посредством публичного предложения.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

Возражениям арбитражного управляющего Глущенко И.Г. об отсутствии нарушений при проведении торгов посредством публичного предложения, также дана надлежащая оценка в определении Арбитражного суда Калужской области от 12.10.2012 по делу N А23-1114/2009, которым Глущенко И.Г. по заявлению ОАО "Сбербанк России" отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "РЛК".

Указанное определение суда области оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2013.

Суды пришли к выводу, что нарушения порядка проведения торгов, в частности, привели к реализации имущества должника, в состав которого входило имущество, находящееся в залоге у ОАО "Сбербанк России", по цене 1 700 000 руб., при этом рыночная стоимость залогового имущества, определенная независимым оценщиком до начала торгов составляла 8 793 450 руб., а начальная стоимость предприятия как имущественного комплекса - 17 980 477 руб. (без НДС).

В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Следовательно, торги являются способом заключения договора, а признание их недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о признании недействительной сделки, заключенной по результатам торгов.

Таким образом, при рассмотрении иска о недействительности торгов суд должен установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения. При этом по смыслу названных норм гражданского законодательства торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие нарушения, которые могли повлиять на определение результата торгов.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах.

Таким образом, вышеназванные нарушения процедуры проведения торгов являются основанием для признания их недействительными, что, в свою очередь, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, а также незаконными действий конкурсного управляющего по организации и проведению названных торгов.

Кассационная коллегия приходит к выводу, что судами обоснованно отклонен довод арбитражного управляющего Глущенко И.Г. о том, что у заявителей (ОАО "Сбербанк России", ООО "Биофлавон") отсутствует заинтересованность в оспаривании торгов, т.к. их права и законные интересы не нарушены, при этом суды исходили из следующего.

Так, положениями ст. 4 АПК РФ, ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, при этом предъявление иска должно быть направлено на их восстановление.

Так, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям его нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком.

Задачей конкурсного управляющего является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы, т.е. имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в его ходе (ст. 131 Закона о банкротстве).

В частности, проведение торгов по продаже имущества должника в ходе процедуры банкротства имеет своей целью получения максимальной выручки от его реализации, за счет которой, в свою очередь, погашаются требования кредиторов.

Экономическая заинтересованность заявителей, которые являются кредиторами ООО "РЛК", заключается в наиболее полном погашении их требований за счет имущества должника, составляющего конкурсную массу, в связи с чем, при продаже имущества, существенное значение имеет соблюдение требований закона, регулирующего порядок продажи такого имущества. Нарушение порядка отчуждения имущества должника затрагивает их имущественные права и интересы, т.к. кредитор является лицом, напрямую заинтересованным в реализации конкурсной массы за максимально возможную цену.

Таким образом, кредиторы вправе оспаривать торги по реализации имущества должника, если полагают, что нарушения в их проведении могли повлиять на итоговую цену продажи имущества должника в сторону ее уменьшения.

Выводы о том, что нарушения порядка отчуждения имущества, повлияли на итоговую цену продажи имущества, могут быть сделаны и в том случае, когда нарушения процедуры торгов приводит к искусственному ограничению круга потенциальных покупателей.

По мнению суда кассационной инстанции, сокращение сроков предоставления заявок на участие в торгах приводит к незаконным ограничениям в их участии потенциальных покупателей, которые могли бы предложить более высокую цену.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителями были представлены дополнительные доказательства о наличии потенциальных покупателей на приобретение спорного имущества.

Кроме того, судами исследован вопрос доступности публикации сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения в местном печатном органе (в газете Калужской области "Весть"), при этом установлено, что на период проведения торгов данное печатное издание не имело широкого распространения по месту нахождения имущества должника (г. Обнинск), имела распространение путем подписки.

В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 14850/11 обращено внимание, что, определяя необходимый минимум информации в извещениях о проведении предстоящих публичных торгов, статья 448 ГК РФ не содержит специальных требований к порядку и способу опубликования и распространения таких извещений. Однако соответствующие критерии выработаны в судебной практике и сформулированы, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 7781/10. Названное постановление содержит оговорку об общеобязательности изложенного в нем толкования правовых норм и размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.01.2011.

Соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. При этом обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным покупателям, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.

Несоблюдение указанных правил нарушает права и законные интересы собственника имущества, должника и кредиторов, заинтересованных в привлечении к торгам как можно большего количества потенциальных покупателей, что, в свою очередь, направлено на реализацию имущества по наиболее высокой цене, выявленной в ходе подачи заявок.

Выбор периодического издания должен определяться характером имущества, кругом объективно заинтересованных в нем лиц, тиражом и способом распространения периодического издания.

Закон о банкротстве, обязывая опубликовывать извещения о реализации имущества в печатных изданиях, в т.ч. по месту нахождения должника обеспечивает доведение всей необходимой информации широкому кругу объективно заинтересованных лиц, т.к. потенциальные покупатели должны изначально получить всю необходимую информацию наиболее доступным способом.

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что организатором торгов должен быть соблюден принцип публичности проводимых торгов посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях в газете "Коммерсантъ" и по месту нахождения должника. При этом обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным покупателям, что подразумевает широкое распространение такой информации.

Суды при новом рассмотрении дела, оценив представленные по делу доказательства, пришли к выводу, что конкурсным управляющим не были соблюдены все требования, предъявляемые к порядку и срокам опубликования сообщений о торгах, в том числе посредством публичного предложения, что ограничило доступ покупателей к торгам, и, соответственно, могло повлиять на цену реализации имущества в сторону ее существенного снижения, и, как следствие, уменьшило вероятность наиболее полного погашения требований кредиторов.

Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о признании торгов недействительными, при этом в силу положений ст. 449 ГК РФ сделка купли-продажи имущества должника от 23.07.2012 также является недействительной. Регистрация договора (или отсутствие таковой) в данном случае значения не имеет.

Учитывая, что сделка купли-продажи имущества должника от 23.07.2012 признана недействительной, судами применены последствия недействительности сделки, в силу положений ст. 167 ГК РФ стороны возвращены в первоначальное положение.

Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, собранные по делу доказательства, суды верно установили имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства и пришли к правильному выводу об удовлетворении требований ОАО "Сбербанк России" и ООО "Биофлавон".

Применительно к фактическим обстоятельствам дела, все доводы заявителя кассационной жалобы получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций, с учетом указаний, данных кассационной инстанцией, при этом несогласие с судебной оценкой имеющихся в деле доказательств не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы арбитражного управляющего Глущенко И.Г. и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 , ст.ст. 289 , 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Калужской области от 09.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А23-1114/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



А.В. Андреев
Е.М. Козеева

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение - это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.

Рекомендуем почитать

Наверх