Российская федерация закон о государственной границе российской федерации. Законодательство о государственной границе рф Федеральный закон рф о государственной границе российской федерации

Правовая поддержка предпринимателя 06.12.2020

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ,

от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 19.07.1997 N 106-ФЗ,

от 24.07.1998 N 127-ФЗ, от 31.07.1998 N 153-ФЗ,

от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 24.12.2002 N 178-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 20.04.2006 N 55-ФЗ,

от 15.06.2006 N 89-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 25.12.2008 N 291-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 31.05.2010 N 110-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 48-ФЗ,

от 21.04.2011 N 72-ФЗ, от 03.06.2011 N 116-ФЗ,

от 30.11.2011 N 344-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 07.06.2013 N 110-ФЗ,

от 28.06.2014 N 180-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ,

от 31.12.2014 N 504-ФЗ, от 30.12.2015 N 468-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 11.11.1997 N 16-П)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

(в ред. Федерального закона от 29.11.1996 N 148-ФЗ)

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательствомРоссийской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных границ, в рамках которых реализуется суверенитет и юрисдикция страны (ст.1 закона о госгранице).

Общая протяжённость государственной российской границы (даже без учёта присоединившегося в 2014 году Крыма) составляет 60 932 км. Россия имеет наибольшее число стран-соседей в мире — 18 государств, в том числе 2 частично признанные территории (Абхазия и Южная Осетия).

Общие положения закона о государственной границе

Граница современной России в большинстве своем совпадает с границами бывшей РСФСР, существовавшей до 1991 года. На настоящий момент большая часть территориальных споров урегулирована, однако вопросы принадлежности полуострова Крым и четырех Южно-Курильских островов на международной площадке все еще активно обсуждаются и остаются открытыми.

Закон РФ N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» был принят 1 апреля 1993 года. При его написании законодатель основывался на Конституции РФ и заключенных международных договорах. Стоит отметить, что вторые всегда имеют приоритет над законами государства и иными внутренними нормативно-правовыми актами (ст. 4).

Структурно закон состоит из 11 разделов, включающих в себя 45 статей. Представим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

  • Общие положения : государственная граница, принципы и нормы права при пересечении границы, ее защита и охрана, существующее законодательство;
  • Порядок прохождения госграницы, правила ее обозначения ;
  • Режим госграницы : правила пересечения границы людьми и транспортом, перемещение грузов, ведение хоз. деятельности на приграничной территории, порядок разрешения инцидентов, связанных с несоблюдением режима;
  • Пограничный режим : въезд, временное нахождение, передвижение в погранзоне, проведение культурных мероприятий и осуществление на данной территории или в российской части водных объектов промысла, хозяйственной и изыскательской деятельности;
  • Режим в пунктах пропуска : порядок въезда-выезда лиц и ТС, ввоза-вывоза грузов и товаров, нахождения транспорта на таможенной территории, хоз. деятельность вблизи КПП, иные режимные правила;
  • Полномочия : пограничных органов, вооруженных сил РФ, других войск и формирований, взаимодействие в рамках защиты границы, использование оружия, боевой техники и спецсредств;
  • Участие в защите границы местных органов управления, предприятий, учреждений, организаций и рядовых граждан; их полномочия;
  • Правовая и соц. защита военнослужащих и гражданских лиц, участвующих в защите государственной границы;
  • Ответственность за нарушения на госгранице (рассмотрим подробно);
  • Обеспечение защиты границы : финансовое, материально-техническое.

Охрана государственных границ реализуется погранслужбой (в России эту функцию выполняет ФСБ) в пределах приграничной территории посредством организации погранпостов, а также Вооружёнными Силами: войсками ПВО — в воздушном пространстве и ВМФ — в водной среде. Обустройством пограничных пунктов с 2016 года в России ведает Министерство Транспорта.

Целью охраны государственной границы является пресечение незаконного прохождения и обеспечение установленного режима. Защита государственной границы является частью системы сохранения безопасности страны (ст. 3 закона) в части политических, геополитических и экономических интересов.

Военнослужащие пограничных органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил РФ в рамках исполнения своих обязанностей и для пресечения нарушений и актов незаконного вмешательства в пространство страны вправе применять против нарушителя оружие и боевую технику (вопрос рассматривается в ст. 35 закона).

Обозначение границы производится в соответствии с международными договоренностями, а также решениями Правительства России (ст. 6 закона). На местности обозначается ясно видимыми знаками (красно-зеленые полосатые столбики, заборы и др.). На всех пограничных знаках и объектах устанавливается или изображается Государственный Герб РФ.

В зависимости от характера взаимоотношений с соседями, определенные требования режима госграницы могут быть упрощены (ст. 7 закона). Яркий тому пример — отсутствие таможенного контроля на границе государств, входящих в состав ЕАЭС — Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, облегченный таможенный режим с Абхазией и Южной Осетией.

Если вас интересует также порядок въезда и выезда из России , предлагаем ознакомиться с нашей который часто в обиходе называют ФЗ о пересечении границы.

Последние поправки в рассматриваемый нами закон о госгранице вносились в июле 2016 года.

Последние поправки

Федеральным законом N 253-ФЗ от 03.07.2016 в закон РФ о государственной границе были внесены последние на настоящий момент изменения.

Тогда часть 2-я статьи 16 о содержании и установлении погранрежима пополнилась новым абзацем . Так, данный режим создает надежные условия охраны государственной границы и включает правила:

  • В пограничной зоне:
    • въезда, нахождения, передвижения лиц и транспорта;
    • хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых акций в пределах 5-километровой полосы вдоль государственной границы;
  • В российской части водных объектов (в т.ч. водах морей):
    • учета и содержания маломерных судов и средств передвижения по льду;
    • промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Поправка к закону заключалась в том, что перечисленные правила не распространяются на иностранные туристические суда , пребывающие в целях посещения одного или нескольких портов согласно расписанию. При этом экипаж не вправе осуществлять посадку или высадку лиц не из числа туристов, выгрузку-погрузку товаров и грузов (за исключением продовольствия). Обязательно наличие разрешения на осуществление туристической деятельности.

Полный перечень портов и пунктов, при заходе в которые для заграничных туристических кораблей действительно указанное послабление, утверждается Правительством России в соответствии с законами о внутренних морских водах и территориальном море РФ.

Предусмотрено ли наказание за незаконное пересечение границы РФ?

Согласно статье 43 об ответственности за правонарушения на государственной границе, лица, виновные в нарушении правил режима госграницы, пограничного и таможенного режима, могут понести за свои деяния по закону уголовную или административную ответственность.

Речь идет о главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России». Перечислим ниже основные положения и штрафы.

Ст. 18.1. Нарушение правил пересечения государственной границы РФ лицами или транспортными средствами по закону влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • В размере от 2 до 5 тысяч рублей — для граждан;
  • От 30 до 50 тысяч рублей — для служащих;
  • От 400 до 800 тысяч — для юридических лиц;

Ведение на границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с нарушением порядка:

  • Предупреждение или штраф до 1 тысячи рублей;
  • От 3 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 10 до 30 тысяч рублей — для юридических. Во всех случаях возможна конфискация орудий нарушения.

Ст. 18.2. Нарушение пограничного режима , т.е. правил въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспорта в пограничной зоне может вылиться для нарушителя в предупреждение или штраф на сумму:

  • 500 — 1000 руб.

Ведение хозяйственно-промысловой или иной деятельности, проведение массовых мероприятий в пограничной зоне, выпас рогатого скота в карантинной полосе без разрешения либо с нарушением порядка — предупреждение или взыскание:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юрлиц.

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России грозит предупреждением или штрафом:

  • От 500 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юридических.

Ведение в территориальном море и внутренних морских водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения либо с нарушением:

  • Предупреждение или наложение штрафа от 300 до 1000 рублей с изъятием орудий нарушения или без — для граждан;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 8 до 12 тысяч рублей — для юридических.

Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу РФ грозит по закону предупреждением или санкцией в размере:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч — для юридических;

Статья 18.7. Неповиновение требованию военнослужащего, который находится при исполнении своих обязанностей по охране границы, влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей или арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Россию, режима пребывания, миграционного учета, правил передвижения или порядка выбора места жительства, транзитного проезда через территорию России, а также несоблюдение указанных целей визита:

  • Штраф от 2 до 5 тыс. руб.; повторное нарушение обойдется в сумму от 5 до 7 тысяч;
  • Эти же нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, грозят по закону штрафом от 5 до 7 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 7 до 10 тысяч.

Ровно те же суммы штрафа предусмотрены законом на случай осуществления иностранцем незаконной трудовой деятельности в России (ст. 18.10 КоАП РФ).

В добавок ко всем перечисленным штрафным санкциям, иностранным гражданам или апатридам, совершившим нарушение, по закону может грозить выдворение за пределы России.

Дела о правонарушениях, состоящих в неповиновении требованиям погранслужбы, рассматриваются должностными лицами ФСБ. Могут быть в процессе переданы в мировой суд.

Скачать закон о госгранице в последней редакции

Мы перечислили основные положения семи из двадцати статей главы 18 КоАП РФ, касающихся защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в России иностранных граждан. Чтобы ознакомиться с остальными положениями главы, предлагаем .

Также для более детального знакомства с пограничным режимом, соответствующими принципами и правилами, предлагаем «О Государственной границе Российской Федерации» с последними изменениями.

Государственная граница устанавливается на основании договоров, заключенных между соседними государствами. Если территории соприкасаются с открытым морем, используются внутренние законодательные акты прибрежных государств. Они составляются на основе международного права.

Границы между государствами устанавливаются постепенно. Используется демаркация и делимитация территории.

В международной практике раскрыты три вида понятий границ:

  • Орфографическая — линия, которая проводится естественным путем. В основном, по руслу рек и горному водоразделу;
  • Геометрическая — не учитывает рельеф и населенные пункты;
  • Географическая — проходит в соответствии с географическими координатами.

Закон «О Государственной границе» был создан на основе Конституции РФ. Дополнительно учитывались международные договоры Российской Федерации. Если условия в международном договоре РФ другие по сравнению с настоящим ФЗ, применяются правила международного договора.

Закон был принят Думой 1 апреля 1993 года. Последние изменения были внесены законодателем 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»:

  • Глава 1 — Определяет общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Устанавливает и изменяет прохождения, которые предусматриваются законодательством;
  • Глава 3 — Определяет режим пропуска на таможне;
  • Глава 4 — Описывает пограничный режим;
  • Глава 5 — Описывает режим в пунктах пропуска таможенной службы;
  • Глава 6 — Перечисляет полномочия органов государственной власти;
  • Глава 7 — Перечисляет полномочия пограничных органов;
  • Глава 8 — Защищает гос. границы при помощи участия органов местного самоуправления, объединений и предприятий;
  • Глава 9 — Определяет правовую и социальную защиту военнослужащих и иных стран;
  • Глава 10 — Описывает ответственность за правонарушение на Государственной границе;
  • Глава 11 — Обеспечивает ресурсной защитой территории.

В РФ есть отдельный закон защищающий интересы свидетелей. Подробности

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон «О Государственной границе» были внесены 3 июля 2016 года в статью 28 ФЗ. В частности, был изменен пункт 11 статьи 28. В нем были заменены слова с «контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» на «в сфере внутренних дел».

Важным законов в РФ является и ФЗ 57 о государственной охране. Ознакомиться с основными положениями можно

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения не вносились. Однако они содержат важную информацию:

Статья 2

В ст 2 Федерального закона определяются принципы, согласно которым устанавливается или изменяется способ прохождения гос. границы.

Государственная граница РФ — это территория РСФСР. Правила и условия ее прохождения установлены настоящим международным договором и законодательными актами бывшего СССР. Если с некоторыми государствами не был заключен международный договор, устанавливаются иные соглашения.

При прохождении таможенного пункта Российская Федерация руководствуется следующими принципами:

  • Обеспечивает безопасность РФ и способствует обеспечению международной безопасности;
  • Определяет взаимовыгодное сотрудничество с другими организациями;
  • Уважает суверенитет другого государства;
  • Решает пограничные вопросы мирным путем.

Статья 7

В статье 7 настоящего закона определяется измененный режим Государственной границы. Включаются следующие правила:

  • Содержание правовых основ гос. границы;
  • Пропуск физических лиц и транспортных средств;
  • Пропуск товаров, грузов и животных;
  • Ведения вблизи таможенного пункта промысловой, хозяйственной или другой деятельности;
  • Разрешение иницидентов, связанных с иностранными государствами.

Режим устанавливается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами РФ. Если появились совместные интересы с соседними государствами, то порядок пересечения таможенного пункта не устанавливается. Также правила пропуска через таможенный пункт могут быть упрощены.

Статья 12

В ст 12 настоящего закона описывается установка и изменение пропускных пунктов. Пункты через государственную границу устанавливаются в соответствии с международным договором. Привлекаются и другие документы, в том числе содержание настоящего Федерального закона. Пункт открывается после завершения строительства или реставрации зданий, сооружений, помещений. После завершения строительства они должны быть согласованы с пограничными органами. Строительство, проектирование и установка оборудования на таможенных пунктах осуществляется за счет средств федерального бюджета и/или иных источников финансирования.

Наказание за незаконное пересечение границы РФ

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации влечет за собой штраф в размере до двухсот тысяч рублей. Вместо штрафа может также учитываться размер заработной платы за полтора года. Если лицо не обладает гражданством или въезд в страну запрещен по основаниям, предусмотренным российским законодательством, штраф — 300 тысяч рублей. Наказание не предусматривается для лиц, которые пересекли таможенный пропускной пункт для использования права политического убежища в случае, если в действиях подобных лиц не содержится иное правонарушение.

Скачать закон «О гос. границе РФ»

Настоящий Федеральный закон О пересечении границы Российской Федерации определяет полномочия пограничных органов.

Основные цели:

  • Недопущение неправомерных действий со стороны лиц, пересекающих границу;
  • Контроль за соблюдением мер по недопущению противоправных изменений;
  • Характер правил режима таможенного пункта;
  • Пропуск;
  • Другие цели.

Чтобы скачать закон О госгранице с изменениями и дополнениями содержания при последней редакции, перейдите по .

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 27.12.2019) О Государственной границе Российской Федерации

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

Обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

Осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

Проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

Осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

Ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

Осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

Участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

Проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

Осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;

7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;

8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, - транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях - гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:

Предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

Предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;

Рекомендуем почитать

Наверх