Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принципы местного самоуправления - Государственное и муниципальное управление (Сибикеев К.) Понятие и принципы местного самоуправления

Открытие бизнеса 12.07.2020

Лихошва А. О.

10. Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 г. 259-З № 525-111 (ред. от 02.04.2014) «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» // Якутия. 2005. № 143.

11. Закон Алтайского края от 27 дек. 2007 г. № 153-ЗС (ред. от 03.04.2014) «Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты» // Алтайская правда. 2008. № 8.

Учеными отмечается отсутствие однородности в системе современных принципов местного самоуправления . Однако все они сходятся в одном, отводя значительную роль принципу самостоятельности. По мнению Н. Л. Пешина «самостоятельность» является ключевым понятием в определении местного самоуправления, выводимом из конституционных норм . Нетрудно заметить, что «самостоятельность», как и «самоуправление», -два однокоренных термина. Говоря о содержании местного самоуправления в качестве его особенности, названный автор отмечает функционирование на основе самоорганизации, самообеспечения и самоконтроля .

12. Вавилов Н. С. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на местном уровне в Республике Марий Эл // Марийский юридический вестник. 2014. № 11. С. 152-161.

13. Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 8-17.

14. Михеева Т. Н. Новеллы в правовом регулировании местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 65-68.

Понятие принципа самостоятельности местного самоуправления не нашло единообразного определения ни в конституционно-правовом поле России, ни в работах ученых, за исключением некоторых единичных работ. Оно раскрывается, как правило, через характерные черты, указывающие на особенности исследуемой главной основы местного самоуправления.

О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев считают данный принцип самостоятельностью решения населением вопросов местного значения, указывая при этом на суть местного самоуправления, и выделяют такие основные черты, отражающие его содержание:

1) самостоятельное решение вопросов местного значения населением путем муниципальных форм

REGIONAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CONNECTION OF LOCAL GOVERNMENT

AND PUBLIC ASSOCIATIONS

In the article, the author considers some aspects of regional legal regulation of connection between local governments and public associations. Special attention is drawn to the positive experience of the Republic of Sakha (Yakutia), the Altai Territory, cities of federal status as Moscow and Sevastopol. As a result of studying of this problem, the author comes to some conclusions.

Keywords: local self-government, public associations, civil society, subjects of the Russian Federation, regional legislation.

GORNEV Roman V. - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Лихошва Артем Олегович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены различные точки зрения на принцип самостоятельности местного самоуправления. Они дают представление о сущности и содержании данного принципа.

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип, самостоятельность, население.

прямой демократии и посредством органов местного самоуправления;

2) реализация принципа подкрепляется экономической самостоятельностью местного самоуправления;

3) самостоятельность местного самоуправления гарантируется запретом вмешиваться органам государственной власти в деятельность органов местного самоуправления, связанную с решением вопросов местного значения;

4) самостоятельность всех муниципальных образований обеспечивается положениями муниципального права в пределах их полномочий .

Некоторые авторы характеризуют названный принцип в качестве самостоятельности местного самоуправления и его взаимодействия с государственной властью. По их мнению содержание самостоятельности местного самоуправления выражается в следующем:

1) самостоятельность местного самоуправления, прежде всего, ограничивается только своими полномочиями и должна быть достаточной для осуществления этих полномочий;

2) самостоятельность при определении организационных форм на уровне местного самоуправления распространяется только на его особенности (исторические, национальные, географические и т. п.);

3) соблюдение интересов населения муниципальных образований в вопросах самостоятельности ни в коем случае не должно дистанцировать местное самоуправление от интересов государства, являющегося большим по размерам территориальным образованием;

4) самостоятельность местного самоуправления должна сочетаться с взаимодействием местной и государственной власти, что пока не нашло правовой регламентации и практической реализации .

А. Н. Костюковым выделяются признаки, связанные с самостоятельностью местного самоуправления, в том числе:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения населением;

2) организационное обособление (самостоятельность) местного самоуправления в общей системе управления государством и обществом;

3) соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам .

Н. С. Бондарь, в обобщенном виде представляющий принципы организации местного самоуправления, которые получили регламентацию в Конституции Российской Федерации (статьи 12, 130), обращает внимание в первую очередь на самостоятельность решения населением вопросов местного значения:

1) муниципальные образования являются самостоятельными в решении ими вопросов местного значения;

2) органы местного самоуправления являются организационно обособленными, они должны быть наделены собственной компетенцией по вопросам местного значения в соответствии с уставом муниципального образования;

3) местное самоуправление гарантируется финансово-экономической самостоятельностью;

4) население самостоятельно определяет организационные формы осуществления местного самоуправления, структуру и наименование его органов.

Ученый при этом отмечает, что самостоятельность местного самоуправления не может быть абсолютной. Например, у органов государственной власти в пределах их полномочий должно быть право на оказание регулирующего воздействия на местное самоуправление на основании пунктов «в», «е» статьи 71, пунктов «б» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации .

По мнению Т. Н. Михеевой именно самостоятельность ставит местное самоуправление в особое положение .

А. Н. Дементьев при анализе Европейской хартии местного самоуправления обращает внимание на принцип организационной самостоятельности органов местного самоуправления . В. В. Пылин исследуемый принцип рассматривает в качестве самостоятельности решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения .

Д. С. Михеев, анализируя Конституцию РФ, выделяет в ней несколько основополагающих принципов, характеризующих местное самоуправление, в том числе принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, самостоятельность органов местного самоуправления и их невхождение в систему органов государственной власти .

Обращение к более ранним работам не выявило также ни одного определения принципа самостоятельности местного самоуправления. Между тем, еще в 1997 году А. И. Коваленко называл самостоятельность фундаментальным принципом организации и деятельности местного самоуправления . Однако терминологическая ясность в понятие принципа не была внесена.

Анализ некоторых диссертационных работ, посвященных проблемам принципов местного самоуправления, также показывает, что их авторы не дают точного определения тех или иных принципов. В. А. Бесединой в контексте исследуемого принципа самостоятельности отмечается, что любой конституционный принцип может выражаться через ряд уточняющих принципов. Например, принцип самостоятельности местного самоуправления может

Лихошва А. О.

раскрываться через принципы финансовой, организационной, экономической и других форм самостоятельности местного самоуправления . Отмеченный принцип вскользь упоминается и в ряде других диссертаций.

На основе анализа и обобщения приведенных взглядов известных теоретиков в сфере муниципального права можно сделать некоторые выводы в части уточнения понятия самостоятельности местного самоуправления.

Принцип самостоятельности в сфере местного самоуправления отличается по ряду признаков от самостоятельности в иных сферах. Такими отграничивающими факторами выступают территориальные, субъектные, компетенционные признаки.

К территориальным факторам относится не всякая территория, а лишь территория конкретного муниципального образования, на которую распространяется самостоятельность населения и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Такими территориями Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» называет сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ (в том числе и с внутригородским делением), внутригородские районы.

К субъектному составу следует отнести своеобразный круг субъектов, которые на основе принципа самостоятельности осуществляют местное самоуправление. Это - коллективные субъекты (население, органы местного самоуправления) и индивидуальный - гражданин. Именно данные субъекты вправе решать различные задачи на муниципальном уровне. Гражданин избирает органы местного самоуправления, наделен правом участвовать в местном референдуме, может самостоятельно принимать участие в осуществлении других форм муниципальной демократии. Во многих случаях он названный субъект реализует свои права в составе более крупного субъекта - населения муниципального образования. Например, при участии в публичных слушаниях, проводимых в муниципальном образовании или сельских сходах. Органы местного самоуправления, будучи избранными населением или сформированными иным способом при участии населения, осуществляют свои функции далее на основе самостоятельности. Они свободно распоряжаются муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. Безусловно, что их самостоятельность в данном случае ограничивается законодательными рамками, поскольку уровень свободы должен определяться адекватной

системой охраны общественных отношений .

Компетенционные признаки характеризуют принцип самостоятельности с точки зрения самостоятельного осуществления полномочий, закрепленных за местным самоуправлением законодательством.

Совокупность перечисленных признаков указывает на принцип самостоятельности местного самоуправления как специфический принцип, создающий правовые условия для проявления самостоятельности населеения в решении местных проблем и самостоятельном управлении органами местного самоуправления процессами жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.

Литература

1. Михеев Д. С. Регулирование принципа гласности местного самоуправления в законодательстве Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2 (69). С. 120.

2. Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007. С. 21.

3. Пешин Н. Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 14.

4. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. С. 103-105.

5. Муниципальное право России / С. А. Авакьян, В. Л. Лют-цер, Н. Л. Пешин, В. А. Савицкий, Н. С. Тимофеев. С. 151-155.

6. Костюков А. Н. Принципы местного самоуправления // Местное право. 2002. № 3-4. С. 31.

7. Муниципальное право Российской Федерации /под ред. Н. С. Бондаря. М.: Юрайт, 2016. Т. 1. С. 241-242.

8. Михеева Т. Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий: моногр. Йошкар-Ола, 2002. 275 с.

9. Дементьев А. Н. Принципы местного самоуправления // Право и образование. 2006. № 5. С. 138-139.

10. Пылин В. В. Муниципальное право Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 82.

11. Михеев Д. С. Гласность в местном самоуправлении через призму конституционных положений // Евразийская адвокатура. 2013. № 4 (5). С. 81.

12. Муниципальное право / под ред. А. И. Коваленко. М.: Новый юрист, 1997. С. 15-16.

13. Беседина В. А. Принципы местного самоуправления и их реализация в современных условиях Российской Федерации (правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 25-26.

14. Михеева Т. Н. Значение и пределы государственного принуждения в условиях развития правового государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 97.

15. Михеев Д. С. Гласность в правовом регулировании местного самоуправления зарубежных государств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 1. С. 97.

Конституционное, муниципальное и административное право

THE QUESTION OF CONCEPT OF THE LOCAL GOVERNMENT

In the article different points of view are considered on the principle of independence of local self-government. These points of view give an idea of essence and content of this principle.

Keywords: local government, principle, independence, population.

LIKHOSHVA Artem O. - Postgraduate student of the Constitutional and Administrative Law Department, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы местного самоуправления можно разделить:

  • на общие - это принципы, присущие всей системе государственной власти (например, в Российской Федерации - гласность, демократия, законность, народовластие и др.);
  • специальные - принципы, присущие местному самоуправлению.

В специальных принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции развития местной власти. Специальные принципы местного самоуправления:

  1. предопределяют построение и функционирование муниципальной власти;
  2. выступают теоретической основой муниципального строительства и тем самым помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
  3. служат критерием оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
  4. отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления и тем самым способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая служит основой для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, формулируют общие принципы, присущие всей системе местного самоуправления в нашей стране.

Ниже специальные принципы местного самоуправления охарактеризованы более подробно.

    Самостоятельность в организации и осуществлении местного самоуправления. Конституция Российской Федерации (статья 12) гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население самостоятельно решает местные вопросы.

    В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Собственно, в этом и заключается суть местного самоуправления.

    Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие его основные черты:

    а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления; конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно;
    б) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований в Российской Федерации сегодня сталкивается с большими трудностями);
    в) муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
    г) самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий гарантируется нормами муниципального права. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

    Статья 4 Европейской хартии о местном самоуправлении гласит, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий при осуществлении собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

    Организационная обособленность местного самоуправления. Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, "не нарушая более общих законодательных положений", - как провозглашает статья 6 Европейской хартии о местном самоуправлении, - самим "определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление". В соответствии с данным положением статья 131 Конституции Российской Федерации подтверждает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.

    Муниципальные образования должны обладать экономической и финансовой самостоятельностью в рамках, предписанных соответствующим разграничением предметов ведения между ними. На этой основе строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами:

    а) не допускается образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
    б) не разрешается осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
    в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
    г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

    Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти:

    Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

    Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская хартия о местном самоуправлении (статья 9) исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Российской Федерации и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления.

    Конституция Российской Федерации (статья 8), гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность наравне с другими формами собственности. В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

    Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

    Муниципальная собственность и местный бюджет - неотъемлемые атрибуты каждого муниципального образования. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется государством, которое для этих целей оставляет в местных бюджетах определенную долю отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

    Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения (статьи 132 и 133) о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми в соответствии с законом могут наделяться органы местного самоуправления, и о компенсации дополнительных расходов, возникших при реализации решений, принятых органами государственной власти. Однако существующий в Российской Федерации механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности не дает местному самоуправлению необходимых финансовых гарантий.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в том, что население берет на себя ответственность за решение вопросов местного значения - напрямую или через органы местного самоуправления. При этом наличие у муниципального образования выборных органов является обязательным. В соответствии с уставами муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

    Указанный принцип призван обеспечить:

    Успех в решении вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования и находящихся в ведении муниципального образования в соответствии с его уставом, зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, сколько инициативы и предприимчивости они проявляют в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения указанных вопросов претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы и в соответствии с законом непосредственно решает вопросы местного значения.

    Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти формы закреплены в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его традиций.

    В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а также с помощью других форм прямого волеизъявления, например отзыва выборного должностного лица.

    Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Данный принцип выражается в том, что субъекты Российской Федерации законодательно закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Многообразие указанных форм в нашей стране объясняется следующими причинами:

    а) на организацию местного самоуправления оказывает влияние федеративное устройство государства: в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления; руководствуясь этими общими принципами, субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления;
    б) Российская Федерация - многонациональная страна, многие ее регионы отличаются самобытностью, в них существуют особые исторические и иные местные традиции. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления в данных регионах;
    в) по данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в нашей стране можно выделить 9 основных типов поселений; всего же с учетом их подвидов можно говорить о более 80 специальных типов поселений в России; такое многообразие не может не влиять на формы осуществления местного самоуправления;
    г) многообразие форм организации местного самоуправления связано с тем, что Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Муниципальное образование, в свою очередь, имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования его органов; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных лиц, других органов местного самоуправления, а также различные вопросы организации местного самоуправления, в том числе обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества (с учетом исторических и иных местных традиций).
  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение этого принципа в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы как высшую ценность (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (статья 18).

    Реализация прав и свобод гражданина во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления, так как эта деятельность:

    а) обеспечивает решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения - именно в данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан;
    б) гарантирует охрану общественного порядка: оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне;
    в) дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
    г) является гласной: нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).
  2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Принцип законности - один из основных конституционных принципов российской государственности. Статья 15 Конституции Российской Федерации утверждает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы нашей страны.

    Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (статья 133) устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, которые гарантированы ею и федеральными законами.

    Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет только о контроле над тем, как органы местного самоуправления соблюдают правовые нормы, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

    В статье 8 Европейской хартии о местном самоуправлении формулируются основные критерии государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления:

    Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается с помощью прокурорского надзора и судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Необходимо также иметь в виду, что соблюдение законности в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, обеспечивается благодаря контролю со стороны представительного органа местного самоуправления.

    При государственной регистрации устава муниципального образования субъекты Российской Федерации проверяют, соответствует ли он Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации, и в случае того или иного противоречия отказывают муниципальному образованию в государственной регистрации его устава. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.

    Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность - важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С ее помощью общество может контролировать управленческую деятельность, а граждане - влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

    Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает, что деятельность последних носит открытый характер, а население систематически получает всю необходимую информацию по данной теме.

    Способы обеспечения гласности нашли правовое закрепление в нормах муниципального права и в практике местного самоуправления. Осуществление указанного принципа в деятельности органов местного самоуправления предполагает:

    а) информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления;
    б) возможность получения гражданами исчерпывающих сведений о содержании принятых этими органами решений;
    в) использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация "горячих линий", когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п. Эти формы применялись в свое время еще местными Советами и их исполнительными комитетами.

    Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" содержится перечень сведений, относимых к государственной тайне. Согласно статье 5 данного Закона, государственную тайну может составлять, в частности, информация о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также устанавливает, какие сведения не подлежат засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и последствиях этих происшествий; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

    Важную роль в осуществлении принципа гласности на уровне местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Последовательное осуществление указанного принципа создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле над работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления обязаны рассматривать внесенные гражданами проекты правовых актов по вопросам местного значения на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

    Практика местного самоуправления свидетельствует о том, что могут быть опубликованы и наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования). Это делается для максимально широкого обсуждения их населением.

    Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

    Например, представительный орган местного самоуправления является коллегиальным, его численный состав определяется уставом муниципального образования, а решения принимаются в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия решений: это, прежде всего, требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, обязательного для принятия решения. Принцип коллегиальности проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д. Соблюдение указанного принципа означает, что депутаты представительного органа должны иметь необходимые условия для активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

    Принцип единоначалия, на основе которого в системе местного самоуправления может быть построена деятельность органов управления, не отрицает и коллегиальных моментов, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам регулирования местной жизни. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при этом должностном лице, состоит из руководителей структурных подразделений местной администрации или иных специалистов и выполняет совещательные функции.

    Государственная гарантия местного самоуправления. Статья 12 Конституции Российской Федерации говорит о признании и гарантиях прав местного самоуправления со стороны государства. В соответствии с этим положением государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Российской Федерации.

    Осуществление рассматриваемого принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, законодательно гарантирует его финансовую, экономическую и организационную самостоятельность, утверждает принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение его прав, гарантируемых вышеуказанными законами.

    Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает материально-финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, полученных в соответствии с законом, а статья 133 - компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Конституция Российской Федерации (статья 8) равным образом признает и защищает муниципальную собственность (наряду с частной, государственной и иными формами собственности).

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только за счет закрепления в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и благодаря применению системы организационных форм и методов муниципальной работы, соответствующих данным принципам.

Принципы представляют собой основополагающие подходы, задающие общие параметры местного самоуправления. Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах РФ.

Принципы местного самоуправления:

1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права точке зрения, согласно которой государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование. Признавая местное самоуправление, государство считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение, ведь местные институты власти исторически много старше государственных.

Российская Федерация в полной мере разделяет требования Европейского Сообщества, наделяя местное самоуправление высоким статусом одной из основ конституционного строя страны. Местное самоуправление снабжено важнейшей характеристикой формы отправления народом своей власти. Этого более чем достаточно, чтобы уяснить истину: местное самоуправление – непременный спутник демократической России. Знакомство с Конституцией РФ способно убедить любого, что принцип местного самоуправления получил самое развернутое закрепление: отдельная глава, несколько самостоятельных статей в других важнейших главах основного закона.

Оно поддерживается развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.

Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории. Муниципальным органам как властным учреждениям присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований. Российское законодательство учитывает данное обстоятельство и обязывает физических и юридических лиц подчиняться решениям местных органов, решениям, появившимся путем прямого волеизъявления, при условии их принятия в пределах полномочий местного самоуправления;


3) принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При всем разнообразии критических суждений модель местного самоуправления сохраняет действие в РФ;

4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;

5) недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления.

Государственные органы в лице избирательных комиссий субъектов Федерации оказывают существенное влияние на порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований. Это тоже канал проникновения государства в сферу организационного становления местного самоуправления.

Таким образом, указанный принцип подвергся хотя и ограниченной, но существенной корректировке, что лишает возможности признать его;

6) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, например, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.

Этот принцип имеет еще одно более широкое толкование. Граждане, проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления.

Вместе с тем реализация принципа судебной защиты прав местного самоуправления, по мнению многих, имеет один существенный изъян. Дело в том, что органы муниципальной власти не наделены правом обращения в Конституционный Суд РФ ни с жалобой, ни с запросом либо ходатайством.

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Понятие и принципы местного самоуправления

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя страны. Получив в 1993 г. закрепление в Конституции РФ, местное самоуправление явилось: формой народовластия; способом осуществления многих гражданских прав, реализуемых в индивидуальном и коллективном порядке; организационно и функционально обособленным уровнем власти. В совокупности названные составляющие обеспечивают высокий престиж местного самоуправления.

Начиная с 1991 г. Российская Федерация переживает третью реформу местного самоуправления. Первая реформа была связана с Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г.; вторая - пришлась на середину 90-х гг., когда в развитие Конституции 1993 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.; третья - началась после избрания Президентом РФ В.В. Путина.

Ее суть - детальное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, усиление роли граждан в осуществлении функций местного самоуправления. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обсуждалась на заседании Государственного Совета 23 октября 2002 г., после чего была внесена Президентом РФ в Государственную Думу. Хотя основная идея третьей реформы заключается в разграничении полномочий между уровнями власти, фактически, федеральный центр ищет новые организационно-правовые, финансово-экономические рычаги адаптации местного самоуправления к государственному устройству России.

Понятие местного самоуправления. Конституция РФ не дает развернутого определения данного явления, ограничиваясь указанием на то, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130). Впервые оно появилось в Федеральном законе от 28 августа 1995 г.: это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его Исторических и иных местных традиций (ст. 2).

В Федеральном законе «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11 апреля 1998 г. воспроизводится определение, содержащееся в Хартии: это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Близость приведенных дефиниций прослеживается в отдельных характеристиках местного самоуправления: «под свою ответственность», «в интересах населения». Некоторые авторы объясняют эту близость концептуальным сходством конструкций местного самоуправления в российской и европейской версиях. Они стараются отыскать дополнительные, намеренно преувеличенные свидетельства, общности подходов к оценке сущности местного самоуправления.

В основе такого суждения находится понятие «деятельность», содержащееся в российском определении местного самоуправления. Однако Хартия не использует этот термин, заменяя его другим: «право и реальная способность». В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ее разработчики отказались от трактовки самоуправления как деятельности.

Теперь местное самоуправление расценивается иначе - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения: исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

По нашему мнению, общность дефиниций местного самоуправления объясняется не столько искусственными закономерностями, сколько целями прагматичного заимствования тех положений Хартии, которые устраивают Российскую Федерацию. В российском варианте местное самоуправление - это деятельность в первую очередь населения непосредственно, а во вторую - муниципальных органов. Европейская хартия делает акцент на органы местного самоуправления, хотя и не отрицает различных форм прямой демократии.

В связи с этим российский подход представляется идеализированным. Отдавая должное инициативности многих граждан, следует признать, что самоуправленческий потенциал россиян довольно низок. Поэтому в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» больше внимания уделяется формам прямого участия граждан в решении местных вопросов.

В Европейской хартии муниципальные органы регламентируют значительную часть публичных дел как сугубо местного значения, так и представляющих государственный интерес. Этой формулировкой решается принципиально важная задача сближения государства и местного самоуправления. Российская конструкция местного самоуправления, напротив, выстроена на противопоставлении государственного и муниципального начал.

Помимо законодательных существуют иные определения местного самоуправления. Одни авторы рассматривают его как принцип организации и осуществления власти на местах, форму организации и самодеятельности граждан, другие склонны видеть в нем децентрализованную форму организации территориальной публичной власти.

Принципы местного самоуправления обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах Российской Федерации. Раскроем важнейшие из них.

Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права позиции, согласно которой государство лишь признает существование местного самоуправления, а не учреждает его. Признавая местное самоуправление, государство считается с его традициями, демонстрирует свое расположение, ведь местные институты власти исторически много старше государственных.

Одного уважения со стороны государства к местному самоуправлению, быть может, было бы недостаточно, но Европейская хартия обязывает страны, подписавшие и ратифицировавшие ее, признать принцип местного самоуправления «во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Напоминание совсем нелишнее, тем более, что, согласно Хартии, местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя.

Российская Федерация разделяет требования европейского сообщества, наделяя местное самоуправление высоким статусом одной из основ конституционного строя страны. Местное самоуправление рассматривается как форма отправления народом своей власти, как непременный спутник демократической России.

В Конституции РФ принцип местного самоуправления получил развернутое закрепление в отдельной главе и в нескольких самостоятельных статьях других глав. Сравнивая, например, российскую и французскую конституции, заметим, что территориальное самоуправление во Франции представлено всего одной конституционной нормой. Критики французской Конституции отмечают, что местного самоуправления во Франции просто нет.

Таким образом, с точки зрения официального государственного признания российское местное самоуправление вполне благополучно. Оно поддерживается развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133).

Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ).

Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории. В пределах полномочий местного самоуправления муниципальные органы как властные учреждения издают правовые акты, обязательные для применения в границах муниципального образования.

Принцип независимости органов местного самоуправления - самый спорный из всех концептуальных установок в области организации и функционирования этого института. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Нарекания в адрес этой конституционной нормы поступают из различных сфер российского общества. Руководители исполнительных органов субъектов Федерации, представляющие главную оппозицию современной модели российского местного самоуправления, причину потери управляемости территориями муниципальных образований объясняют исключением местного самоуправления из государственной системы.

Статья 12 Конституции РФ вызывает критику значительной части специалистов в области конституционного и муниципального права. Некоторые из них характеризуют принятую в настоящее время конструкцию местной власти как суперреволюционную, а потому утопичную. Утверждается, что она резко диссонирует с известными моделями местного самоуправления в других странах.

В настоящее время заметно стремление федерального законодателя приблизить муниципальную власть к государственной (фактическое определение структуры местных органов; установление границ самоуправляющихся территорий; возможность введения внешнего управления в муниципальном образовании, т.д.).

Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.

Ответственность местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом.

Ответственность местного самоуправления перед государством установлена за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий. Меры ответственности: роспуск представительного органа местного самоуправления; отрешение от должности главы муниципального образования; признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления; др.

Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

Рекомендуем почитать

Наверх