Взаимность и реторсия в мчп. Взаимность и ее виды. Реторсии Взаимность и ее виды реторсии

Увеличение продаж 20.06.2020

Принцип взаимности будет одним из основных в регулировании межгосударственных экономических отношений. Его квалификация как специального принципа международного экономического права не мешает рассматривать его и как исходное положение в международном частном праве. Отметим, что тесная взаимосвязь международного и внутригосударственного права обеспечивает и взаимодействие рассматриваемых начал между собой.

В случае если конкретные государства в международном соглашении определяют, что их сотрудничество будет осуществляться на базе принципов взаимной выгоды, равноправия и взаимности, то ϶ᴛᴏ означает, что они, помимо прочего, берут на себя юридические обязательства следовать характеру взаимности во всех ϲʙᴏих действиях, реализуемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сферах (см., например, ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере от 19 июня 1992 г., в кᴏᴛᴏᴩой наряду с прочим говорится о взаимном использовании услуг, предоставляемых специалистами по контрактам; ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 20 июля 1992 г., в кᴏᴛᴏᴩой определяется, что стороны на базе взаимности будут координировать работу в сфере создания условий для взаимного материально-технического обеспечения авиапредприятий, в т.ч. заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами; п.2 ст.1 Соглашения о принципах и условиях взаимодействаия в области транспорта между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном от 30 декабря 1991 г., в кᴏᴛᴏᴩом предусматривается, что «перевозчики Договаривающихся сторон и их транспортные средства оϲʙᴏбождаются от любых налогов и сборов на территориях Договаривающихся государств на условиях взаимности», ч. 2 ст. 2 Соглашения между Республикой Грузия и Российской Федерацией о координации в области транспорта от 15 сентября 1995г. и др.)

Глава 9 Основные начала (принципы) МЧП

В обычной практике осуществления международного сотрудничества рассмотренные выше режимы - национальный и режим наиболее благоприятствуемой нации - предоставляются государствами друг другу преимущественно на базе взаимности.Следовательно, взаимность служит целям установления совокупности определенных условий, кᴏᴛᴏᴩыми могут пользоваться граждане и организации иностранного государства или ряда государств на территории данной страны (нескольких стран) Предоставление иностранным лицам каких-либо прав и наделение их обязанностями при соблюдении требования, что собственные граждане и организации данного государства будут обеспечены аналогичными правами в иностранном государстве, именуется взаимностью.

В частности, в Патентном законе РФ, а также в Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. указывается, что иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными в данных законах, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на базе принципа взаимности. При ϶ᴛᴏм в отношении одного из видов объектов промышленной собственности - наименований мест происхождения товаров - право на регистрацию в Российской Федерации «предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации» (ст. 47 Закона о товарных знаках) Аналогичным образом в Гражданско-процессуальном кодексе Китайской Народной Республики предпосылкой для признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений будет условие взаимности (ст. 203, 204)

При ϶ᴛᴏм нужно обратить внимание, что взаимности отводится преобладающее место в правовой системе КНР, кᴏᴛᴏᴩое во многом определяется тесной связанностью ϶ᴛᴏго начала с принципами суверенного равенства и взаимной выгоды. По϶ᴛᴏму в праве данной страны взаимность часто имеет международно-договорную природу закрепления. Так, в Соглашении о торговых отношениях между США и КНР 1985 г. предусматривается, что «на базе взаимности юридические и физические лица обеих договаривающихся сторон могут подавать заявки на регистрацию товарных знаков и приобретать исключительные права, вытекающие из ϶ᴛᴏго, на территории другого договаривающегося государства в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его действующим законодательством» [ст. VI (2)].

Взаимность Виды взаимности

Приведенное демонстрирует узкое понимание принципа взаимности, в большинстве случаев применяемое в международном частном праве. Вместе с тем взаимность как одно из начал МЧП может трактоваться и более широко, а именно как признание тех прав и юридических фактов, кᴏᴛᴏᴩые возникли на основании и в рамках иностранного правопорядка. В частности, в многостороннем Соглашении между странами СНГ, посвященном признанию прав и регулированию отношений собственности, от 9 октября 1992 г. указывается, что стороны взаимно признают осуществленный в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их национальным законодательством переход в их собственность имуществ, ресурсов, предприятий, учреждений, организаций бывшего союзного подчинения. Отметим, что каждая из сторон признает права собственности другой стороны, ее граждан и юридических лиц по отношению к расположенным на ее территории объектам - предприятиям, долям, паям, акциям и иному имуществу (ст. 1,2)

В вопросе о взаимности возникает немало сложностей. Поскольку государства, вводя в законодательство или международный договор оговорку о взаимности, желают получить для ϲʙᴏих граждан и организаций ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие права и благоприятные условия адекватные тем, кᴏᴛᴏᴩые предоставлены им самим иностранным лицам, встает необходимость выяснить, что же действительно имеет место в части рассматриваемых прав в ϶ᴛᴏм другом государстве. Иными словами, требуется констатация наличия взаимности. И.С. Перетерский и С.Б. Крылов указывают в ϶ᴛᴏй связи, что в данных случаях такая констатация может быть произведена в дипломатическом порядке или же самим судом путем рассмотрения подлежащего иностранного закона (с. 63) Подтверждение приведенным суждениям мы находим в нормативном материале. К примеру, в § 53-54 чешского Закона о международном частном праве и процессе говорится следующее: «В случае если при производстве по делам, указанным в § 1, возникнут сомнения, органы юстиции могут истребовать заключение от министерства юстиции». «Заявление министерства юстиции о взаимности со стороны иностранного государства, сделанное по согласованию с министерством иностранных дел и другими ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими министерствами, будет для судов и других государственных органов обязательным».

Принято различать 2 вида взаимности:материальную и формальную. Первая состоит по сути в том, что иностранным субъектам обеспечивается на территориях договаривающихся государств равная сумма правомочий, т.е. таких, кᴏᴛᴏᴩые предусматриваются для ϲʙᴏих граж-

дан за границей. Во втором случае имеется в виду, что иностранцам предоставляются те же права, что и имеющиеся у собственных граждан государства-партнера. На взаимной основе государства могут обмениваться не только национальным режимом или режимом наибольшего благоприятствования, но и иными - пре-ференциальным, привилегированным.

В договорной практике закрепления взаимности сам термин «взаимность» присутствует далеко не всегда. В ряде случаев ϶ᴛᴏ понятие подразумевается как необходимая основа. Так, в Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. данное начало не устанавливается expressis verbis, т.е. явным образом, однако приравнивание режима беженцев к тому режиму, кᴏᴛᴏᴩым пользуются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем государстве иностранцы вообще, осуществляется именно на основе взаимности. Вместе с тем, если в определенных государствах требование взаимности было установлено законодательным путем, по истечении трехлетнего срока проживания на территории договаривающихся государств все беженцы оϲʙᴏбождаются от такого требования взаимности (ст. 7 Конвенции)

Материальная взаимность - явление достаточно редкое в практике МЧП в силу существования значительных расхождений в содержании права различных стран. При этом можно привести ее «классический» образец, существующий в действующем праве. Статья 11 Гражданского кодекса Франции устанавливает: «Иностранец пользуется во Франции такими же гражданскими правами, как те гражданские права, кᴏᴛᴏᴩые предоставлены или будут предоставлены французам по договору с государством, к кᴏᴛᴏᴩому принадлежит ϶ᴛᴏт иностранец». Наряду с данным, анализ современного международно-правового материала, особенно последних договоренностей, достигнутых в отношениях по созданию Союза государств между Россией и Беларусью, показывает, что включение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие соглашения, подписанные между ними в декабре 1998г., положений о предоставлении гражданам договаривающихся государств «равных прав» нельзя квалифицировать иначе, как формулирование и закрепление в договоре именно мате-рильной взаимности.

При всем этом не будет звучать недооценкой указанного вида взаимности констатация, что в современном мире в подавляющем большинстве ситуаций регулирование правового положения иностранных субъектов основано на применении формальной взаимности: одно государство предоставляет другому то, что имеют его собственные граждане (национальный режим), или то, что уже

предоставлено прочим иностранцам (режим наибольшего благоприятствования) В реальной жизни при использовании формальной взаимности иностранные граждане на территории конкретного государства иногда имеют больше прав, нежели у себя в стране. К примеру, срок охраны авторского права гражданина России - автора на произведение, впервые опубликованное на территории Германии, будет составлять период жизни автора плюс 70 лет, хотя по российскому Закону «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. охрана исключительного авторского права на произведение предусматривается в течение меньшего срока - жизни автора плюс 50 лет.

Вместе с тем, находясь в иностранном государстве, граждане и организации других государств не имеют права требовать того, что предоставлено им как собственным гражданам и юридическим лицам в рамках отечественного правопорядка. В случае если, к примеру, французский гражданин получил в порядке наследования строение (жилой дом), расположенный на территории РФ, с прилегающим к нему участком земли, предназначенным для обслуживания дома, и стал его собственником, то он не вправе претендовать на археологическую находку, найденную на таком земельном участке на том основании, что право собственности на землю по французскому гражданскому праву «содержит в себе собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу... Собственник может... извлекать из-под земли всякие произведения, кᴏᴛᴏᴩые там окажутся...» (ст. 552 ФГК), так как российское право иначе регулирует подобные отношения. Вследствие ϶ᴛᴏго право собственности на недра у собственника земли в РФ - будь то французского или российского гражданина, - отсутствует. Аналогичной будет выглядеть и ситуация в аспекте правового регулирования, содержащегося, например, в Монголии, так как ст. 128 ее ГК квалифицирует ценности, зарытые в земле, как собственность государства, а не отдельного лица-собственника земельного участка.

Взаимность имеет весьма важное значение при судебном и ином рассмотрении дел международного характера. По общему правилу, взаимность, особенно когда ϶ᴛᴏ касается применения иностранного права, носит безусловный характер, т.е. не зависит от аналогичного согласия другого государства на применение у себя в стране иностранного права. При этом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие предписания могут быть установлены отечественным законодательством. Такой подход выражен, в частности, в венгерском Законе о МЧП При ϶ᴛᴏм, если правовая норма обусловливает применение иностранного права

взаимностью, она презюмируется, пока не будет доказано иное. В случаях, когда законом требуется доказательство взаимности, министр юстиции делает в данных целях ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее заявление, кᴏᴛᴏᴩое будет обязательным для суда или иного органа (ст. 6) Отсутствие требования о взаимности для безусловного предоставления национального режима (в частности, признание гражданской правоспособности иностранцев) выражено и в российском праве - Основах гражданского законодательства 1991г. (ст. 102)

Международное частное право: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться Аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Как видно из приведенного определений, в доктрине и практике международного частного праве можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в, данном иностранном государстве отечественные граждане и предприятия. В качестве примера проявления такого вид взаимности можно привести, в частности, зафиксированное в некоторых международных договорах право инвестора на выплату иностранным государством компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложения или право иностранца на не обложение налогом его доходов от авторских прав и лицензий в государственных их возникновения.

Вместе с тем количество случаев закрепления в национальном законодательстве или в международно-правовых документах норм о материальной взаимности сравнительно невелико. Это объясняется существующими различиями в правовых системах современных государств, наличие которых исключает возможность предоставления физическими юридическим лицам одинакового набора прав в разных странах.

Поэтому сегодня гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности. В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства.

В свою очередь, ч. 1 ст. 433 ныне действующего ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. определяет, граждане имеют право обращаться в суды РСФСР и пользуются гражданско-процессуальными правам» наравне в советскими гражданами». А ч. 2 этой же статей предоставляет аналогичные права иностранным предприятиям и организациям. В указанных случаях речь идет о предоставлении иностранным субъектам национального режима на территории другого государства в процессуальной сфере.

Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, положения п.2ст. III Соглашения между Правительством Канады и Правительством СССР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 ноября 1980 г.: «Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства».

Характерной особенностью формальной взаимности является то, что иностранным гражданам в другом государстве предоставляются права, которым обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством другого государства.

Вместе с тем в целом ряде отечественных и зарубежных нормативных правовых актов до сих пор можно встретить прямое указание на необходимость соблюдения принципа взаимности как на условие выполнения определенных обязательств.

В тех случаях, когда государство совершает действия, направленные на необоснованное дискриминационное ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц другой страны, последняя может принять ответные ограничительные меры, которые в международном праве принято именовать реторсия – то есть правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации .

В законодательстве Российской Федерации возможность применения реторсии зафиксирована в ст. 1194 «Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Подобные положения также предусмотрены ч. 3 ст. 3 Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., ч. 3 ст. 433 ГПК РСФСР1964 г., п. 3 ст. 210 АПК РФ 1995 г. и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве Особенность международного частного права как полисистемного комплекса определяется не только характерными чертами его предмета и источников. Специфичен также и метод (способ)

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых

Из книги Морская перевозка груза как частноправовой институт автора Косовская Виктория Александровна

Тема 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей,

Из книги автора

Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между

Из книги автора

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

Из книги автора

Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом

Из книги автора

6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей

Из книги автора

6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества.

Из книги автора

Тема 9 СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ

Из книги автора

9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой

Из книги автора

15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об

Из книги автора

27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону. Данная ситуация

Из книги автора

40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Исключительные права – «интеллектуальная собственность».Особенности отношений по исключительным правам с иностранным элементом: 1. Имеют строго территориальный характер действия, собственность, охраняемая по

Из книги автора

Глава 1. Морская перевозка грузов в международном частном

Из книги автора

§ 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве Наследование является одним из старейших институтов права, отличающимся известной стабильностью и, как принято считать, определенным консерватизмом. Подверженное

Николюкин С.В., кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой "Теория и история государства и права" ФГОБУ "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".

Хорошо известный постулат о том, что поступать по отношению к другим следует так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, является "золотым правилом этики". А, как известно, право не только тесно связано с этикой, но и во многом базируется на общих с ней началах.

Ключевые слова: взаимность, принцип взаимности, международная вежливость, коллизии, реторсии.

Reciprocity in international private law

Nikolyukin S.V., the candidate of jurisprudence, Deputy Head of Department of History and Theory of State and Law Financial university at the Government of the Russian Federation.

A well-known postulate that come to others should be the way you want them to do unto you, is the "golden rule of ethics". And as you know the right not only closely connected with ethics, but also largely based on a common basis with her.

Key words: reciprocity, the principle of reciprocity, comity, conflict, retaliation.

Принцип взаимности (от лат. principium - основа, начало; англ. principle of mutuality) - в международном праве общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны, особенно в вопросах обеспечения международного мира и безопасности <1>.

<1> Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2006. С. 703.

В материально-правовом смысле под принципом взаимности следует понимать, что иностранное право подлежит взаимному применению в целях развития сотрудничества между государствами. При этом если одно государство отказывается от применения в соответствующих случаях норм права другого государства, то такое другое государство также отказывается применять право первого на своей территории. Это утверждение зачастую применяется и к признанию и (или) приведению в исполнение решений иностранного суда.

Действительно, принцип взаимности представляет собой одно из важнейших правовых начал международного права. Его последовательная реализация позволяет, с одной стороны, обеспечивать устойчивые отношения между государствами, в то же время, с другой стороны, предоставляет гражданам и юридическим лицам иной национальной принадлежности возможность реализовывать свои права на территории государства, опирающегося на принцип взаимности. Не случайно поэтому суждение о том, что принцип взаимности представляет собой развитие более общего и более древнего принципа государственно-правовых отношений - принципа международной вежливости (comitas gentium), предписывает государствам относиться к чужому правопорядку вежливо и обходительно. Так, в решении суда Великобритании 1921 г. судья отметил: "Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства, противоречит основным принципам справедливости и морали, - это, значит, серьезно нарушить международную вежливость" <2>. Таким образом, международная вежливость требует уважать иностранное право.

<2> Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959. С. 60.

Как отмечается в литературе, принцип взаимности не следует считать общепризнанным юридически-обязательным принципом или нормой международного публичного права. "В этом праве нет совершенно ничего, что подтверждало бы следующее мнение: коль скоро одним государством совершаются (не совершаются) по отношению к другому государству определенные действия, то другое государство обязано действовать (или не действовать) в отношении первого таким же образом в силу имеющего юридическую силу принципа взаимности. На самом деле такое другое государство вправе так действовать (не действовать), однако не обязано. Другое дело, что государства предпочитают совершать по отношению к другим государствам аналогичные действия по причине целесообразности, выгоды или ради каких-то иных собственных целей, что к юридической обязательности отношения не имеет" <3>.

<3> Международное частное право: Учебник. В 2 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2011. С. 342.

Соответственно, "принцип взаимности как таковой не входит в состав когентных принципов международного права... Утверждение такого когентного принципа в международном праве в качестве обычно правового вряд ли оправдано. Слишком много на практике наблюдается международных отношений, которые не отвечают взаимности. Достаточно назвать преференции для развивающихся стран. Никому вообще не возбраняется предоставлять другому льготы и т.п. в одностороннем порядке" <4>.

<4> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004. С. 110.

Однако Л.П. Ануфриева полагает, что принцип взаимности является одним из основных в регулировании межгосударственных экономических отношений. Его квалификация как специального принципа международного экономического права не мешает рассматривать его и как исходное положение в международном частном праве. Если конкретные государства в международном соглашении определяют, что их сотрудничество будет осуществляться на основе принципов взаимной выгоды, равноправия и взаимности, то это означает, что они, помимо прочего, берут на себя юридические обязательства следовать характеру взаимности во всех своих действиях, реализуемых в соответствующих сферах <5>.

<5> Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3-х т. Том 1. Общая часть: Учебник. М.: БЕК, 2002. С. 113.

Взаимность в МПЧ означает: 1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве; 2) признание и исполнение иностранных судебных решений при условии признания и исполнения судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве; 3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ; 4) в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право, и др. <6>.

<6> Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: Остожье, 1999. С. 75, 76.

Таким образом, принцип взаимности используется во всех трех составных частях МПЧ: 1) в коллизионном регулировании; 2) в материально-правовой регламентации частных отношений с иностранным элементом; 3) в международном гражданском процессе. В каждой из них он имеет свои особенности, которые должны рассматриваться отдельно, и играет неравноценную роль. Так, его значимость гораздо больше в материально-правовой регламентации отношений с иностранным элементом и в международном гражданском процессе, нежели в коллизионном регулировании.

Общая презумпция, на которой базируется принцип взаимности и которая нашла воплощение в российском международном частном праве, состоит в том, что взаимность не зависит от того, применяет ли иностранное государство к соответствующим отношениям нормы российского права или нет. Российский правопорядок основан на безусловном правиле о том, что правоприменитель (прежде всего, суд) должен применять иностранное право, если иное указание не предусмотрено в законодательстве. Иное должно быть предусмотрено в федеральном законе.

Так, в российском праве предусмотрено, что иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности <7>.

<7> Пункт 3 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 6 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6 мая, 23 июля 2008 г., 8 мая, 3, 28 июня, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 23, 27 июля, 28 сентября, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 1, 18 июля, 16, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г.).

Другим примером является предусмотренный российским законом случай допустимости заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях при условии, что аналогичные браки российских граждан признаются в том государстве, которое назначило посла или консула (п. 2 ст. 157 СК РФ).

Как указывает В.Л. Толстых, недостатки концепции взаимности заключаются в следующем:

  • неприменение отечественного права иностранным судом не является деликтом в смысле международного публичного права, поскольку отсутствуют нормы международного публичного права, предусматривающие обязательные стандарты коллизионного регулирования. Более того, любые попытки повлиять на иностранного законодателя противоречат принципу невмешательства во внутренние дела другого государства. Следовательно, любые санкции, направленные на неприменение иностранного права, неуместны и могут рассматриваться как международное правонарушение;
  • используя концепцию взаимности, суд не применяет отечественные коллизионные нормы, привязывающие отношение к праву наиболее "близкого" иностранного государства;
  • если отечественное право не применяется иностранным судом при рассмотрении определенных ситуаций (по причине иного содержания коллизионных норм), это может компенсироваться применением отечественного права при рассмотрении других ситуаций <8>.
<8> Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр "Пресс", 2004. С. 380.

Нормативное регулирование принципа взаимности закреплено в ст. 1189 ГК РФ:

"1. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве <9> к отношениям такого рода <10> российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

<9> Под соответствующим государством понимается государство, право которого в силу коллизионной нормы подлежит применению в России.
<10> Отношения такого рода - гражданские правовые отношения того же характера, в целях регулирования которых коллизионная норма отсылает к иностранному праву.

  1. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное".

Важно отметить, что основная цель ст. 1189 ГК состоит в том, чтобы обратить внимание суда или иного органа на то, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, установленная российским законом или международным договором РФ, не связано с взаимностью. Требование наличия взаимности в качестве условия для применения иностранного права не устанавливается, поэтому суд не должен устанавливать, применяется ли в соответствующем государстве российское право или не применяется.

В вопросе о взаимности возникает немало сложностей. Так, государства, вводя в законодательство или международный договор оговорку о взаимности, желают получить для своих граждан и организаций соответствующие права и благоприятные условия, адекватные тем, которые предоставлены им иностранным лицам, и встает необходимость выяснить, что же действительно имеет место в части рассматриваемых прав в этом другом государстве.

В ряде государств такое положение закреплено в законодательстве (в качестве примера можно сослаться на Венгерский закон о международном частном праве). В странах СНГ, гражданское законодательство которых основано на Модельном ГК для стран СНГ, такое правило о взаимности предусмотрено в Гражданских кодексах Армении 1998 г. (ст. 1257), Белоруссии 1998 г. (ст. 1098), Казахстана 1999 г. (ст. 1089), Киргизии 1998 г. (ст. 1172), Узбекистана 1996 г. (ст. 1163).

Кроме того, ряд международных договоров РФ придает взаимности значение обязательного условия закрепления за гражданами и организациями сторон определенных правомочий.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Москва, 25 июня 1993 г.) оговаривается, что при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами сторон, представляя при этом только интересы национальных заявителей. Национальным заявителям одной стороны также на основе принципа взаимности предоставляется право вести дела по получению охранных документов и поддержанию их в силе непосредственно с патентным ведомством другой стороны (ст. 10).

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Москва, 28 марта 1994 г.); ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Алматы, 2 июня 1997 г.); ст. 8 Соглашения между Правительством Республики Казахстана и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Баку 23 октября 1998 года); ст. 8 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Грузии о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Алматы, 11 ноября 1997 года) и др.

Согласно п. 2 ст. 1189 ГК РФ, обязанность доказывания отсутствия взаимности лежит на заинтересованной стороне. "Непонятно, каким образом сторона должна устанавливать соответствующие обстоятельства. Если уж закреплять институт взаимности в законодательстве, то установлением ее наличия или отсутствия должен заниматься суд, поскольку именно он устанавливает содержание иностранного права" <11>.

<11> Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр "Пресс", 2004. С. 381.

Следует подчеркнуть, что правила п. 2 ст. 1189 ГК РФ имеют важное практическое значение. Дело в том, что суд не всегда имеет возможность точно знать, применяется ли в данный момент принцип взаимности во взаимоотношениях Российской Федерации с тем или иным государством или нет. Исходя из этого, п. 2 ст. 1189 ГК РФ в качестве общего правила предусматривает, что наличие принципа взаимности предполагается, поскольку не доказано иное. При этом нужно обратить внимание на следующие два обстоятельства:

  • во-первых, нормами п. 2 ст. 1189 ГК РФ нужно руководствоваться лишь в тех случаях, когда применение иностранного права зависит от взаимности. Если же такой зависимости нет, то действуют общие правила п. 1 ст. 1189 ГК РФ. О том, зависит ли от принципа взаимности применение иностранного права или нет, необходимо судить, учитывая все конкретные обстоятельства дела, а именно: право какого иностранного государства подлежит применению, каковы отношения между Российской Федерацией и этим государством, из официальных сообщений, исходящих от федеральных органов власти, норм действующего на территории Российской Федерации законодательства, из того, давно ли существует на политической карте мира это государство, и т.д.;
  • во-вторых, согласно п. 2 ст. 1189 ГК РФ, бремя доказывания того, что принцип взаимности в данном случае отсутствует, возлагается на заинтересованных лиц (например, на стороны в деле, на других лиц, участвующих в деле).

Допуская применение принципа взаимности в коллизионной сфере, В.Л. Толстых обоснованно считает, что необходимо "ответить на ряд вопросов, связанных с уточнением понятия взаимности:

  1. Практика судов какого уровня должна оцениваться для реализации принципа взаимности?
  2. Должно ли неприменение отечественного права быть системным или достаточно одного случая отказа в применении отечественного права?
  3. Какие доказательства отсутствия взаимности могут быть использованы?
  4. Во всех ли случаях различия между коллизионными нормами отечественного права и иностранного права следует говорить о потенциальной возможности применения принципа взаимности?
  5. Охватывает ли принцип взаимности ситуации отказа в применении отечественного права по мотивам публичного порядка, а также по мотивам, связанным с действием института императивных норм?" <12>
<12> Там же. С. 382.

В целом следует согласиться с Г.К. Дмитриевой, предлагающей для процессуального обеспечения действия принципа взаимности использовать ст. 1191 ГК РФ, где говорится о поиске информации об иностранном праве <13>.

<13> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под общ. ред. В.П. Мозолина. М., 2002. С. 209.

Между тем, используя правила п. 1 ст. 1191 ГК РФ, следует учитывать ряд важных обстоятельств:

а) под словом "суд" понимаются как суды общей юрисдикции, так и арбитражные и третейские суды. Кроме того, систематический анализ ст. 1186 и 1191 ГК РФ показывает, что правилами ст. 1191 ГК РФ должны руководствоваться и другие (несудебные) органы, наделенные полномочиями решать вопрос о применении права;

б) под иностранным правом (упомянутым в ст. 1191 ГК РФ) следует понимать нормы права того иностранного государства, которое подлежит применению именно в данном случае (например, согласно условиям контракта, в силу закона, международного договора);

в) суд, применяющий конкретную норму иностранного права, безусловно, сталкивается с необходимостью устанавливать ее содержание. Статья 1191 ГК РФ устанавливает ряд обязательных правил, которыми при этом суд должен руководствоваться. Необходимо, в частности:

  • руководствоваться официальным толкованием того органа иностранного государства, который наделен (в соответствии с законодательством этой страны) правом давать разъяснения норм национального законодательства (например, Верховный Суд США, Федеральный конституционный суд ФРГ). Следует учитывать, что в странах, где существует множественность правовых систем, официальное толкование нормы права (по общему правилу) осуществляется как общенациональными полномочными органами (в отношении, например, норм общефедеральных законов), так и органами территорий страны (применительно к нормам права, относящимся к данной территориальной системе права), например Верховный Суд того или иного штата США;
  • учитывать практику применения указанных в ст. 1191 ГК РФ норм соответствующими органами иностранного государства. Речь идет о сложившейся в стране, чье право подлежит применению, судебной, арбитражной, третейской, административной и т.п. практике решения тех или иных вопросов на основании упомянутых норм. Как правило, такая практика обобщается, изучается и доводится до общественности, а также правоприменительных органов в виде опубликованных в официальных бюллетенях (дневниках, вестниках, ведомостях и т.п.), издаваемых высшими (центральными) судебными (арбитражными) учреждениями иностранного государства, сообщений, решений, декретов, постановлений и т.д.;
  • руководствоваться доктриной применения упомянутых норм в соответствующем иностранном государстве. Речь идет о сложившейся системе взглядов ученых, юристов-практиков, правоприменительных органов, ассоциаций юристов, адвокатских корпораций страны, чье право применяется в конкретном случае (например, доктрина о применении судебных или административных прецедентов в Великобритании). Чаще всего упомянутая доктрина выступает в виде научно-практических комментариев, монографических исследований, материалов научных конференций, обзорных статей и т.п., посвященных тем или иным сторонам нормы права, подлежащей применению; реже (например, в Великобритании) ей придают официальный характер;

г) не случайно в п. 1 ст. 1191 ГК РФ упомянутые официальное толкование, практика применения, доктрина указаны в такой последовательности. Иначе говоря, суд, применяя норму иностранного права, прежде всего должен исходить именно из официального толкования нормы, затем из практики ее применения и только потом из доктрины ее применения <14>.

<14>

Следует обратить внимание на то, что принцип взаимности не нашел прямого закрепления в российском процессуальном законодательстве. Однако это не является препятствием для применения данного принципа в отношении процессуального права.

Прежде чем перейти к рассмотрению принципа взаимности в российском процессуальном законодательстве, отметим, что принцип взаимности широко используется в международном гражданском процессе. В частности, он используется при решении следующих вопросов:

  • процессуальные права и обязанности иностранных лиц, их гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность. На основании принципа взаимности такие права и обязанности могут признаваться или не признаваться;
  • определение правил международной подсудности и компетенции. На основании принципа взаимности такие правила могут применяться по-разному;
  • cautio iudicatum solv (обеспечение оплаты судебных расходов);
  • правовой статус документов, исходящих от соответствующих иностранных органов;
  • иммунитет иностранного государства и его особенности, а также дипломатический иммунитет. На основании принципа взаимности такой иммунитет может признаваться или не признаваться;
  • предоставление бесплатной юридической помощи;
  • приостановление рассмотрения дела ввиду такого обстоятельства, как lis alibi pendens (наличие рассмотрения дела между теми же сторонами с теми же требованиями и по тем же правовым основаниям в иностранном государстве);
  • исполнение судебных поручений и оказание правовой помощи;
  • признание и (или) приведение в исполнение решений иностранных судов. Принцип взаимности применительно к таким вопросам часто используется многими государствами и очень сильно влияет на порядок признания и (или) приведения в исполнение в них иностранных судебных решений.

Итак, принцип взаимности, во-первых, имеет "обычное происхождение", т.е. возникает из международного обычая и, в силу этого, является обязательной императивной нормой, а следовательно, не нуждается в законодательном закреплении. Во-вторых, данный принцип предполагает взаимное сотрудничество государств по признанию прав и интересов частных лиц, а права таких лиц могут определяться не только иностранным правом, но и решением иностранного суда (что корреспондирует с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод) <15>.

<15> Взаимное сотрудничество - частноправовая сторона принципа равенства, образно говоря, частное лицо публичной нормы. Иными словами, равенство и взаимность - две стороны одной медали: в публичных отношениях государства равны, а в частной сфере в отношении прав своих граждан они устанавливают взаимно льготный режим.

В таком контексте отказ признавать принцип взаимности по мотиву отсутствия его упоминания в специальном законе РФ противоречит как конституционной норме, так и общепризнанным нормам международного права. Более того, такой отказ может повлечь за собой возбуждение процесса в Международном суде по мотиву необоснованного отказа от сотрудничества, повлекшего нарушение прав человека.

Итак, в п. 1 ст. 241 АПК РФ указано, что решения иностранных судов признаются и приводятся в исполнение в России арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.

Действительно, российские процессуальные кодексы связывают взаимность только с писаной нормой международного права - международным договором. Признаются судебные решения лишь тех государств, с которыми заключен специальный договор.

К примеру, специального международного договора о правовой помощи, затрагивающего вопросы признания и приведения в исполнение решений судов Королевства Нидерландов, в Российской Федерации не существует. Однако Российская Федерация - участница многих международных конвенций и соглашений, в которых предусматриваются права лиц на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом. Так, согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., исполнение решения, вынесенного любым судом страны - участницы Конвенции, должно рассматриваться российским судом как надлежащее соблюдение права лица на справедливое судебное разбирательство.

Кроме того, Российская Федерация заключила с рядом европейских стран, в том числе с Королевством Нидерландов, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (24 июня 1994 г.). В рамках данного Соглашения каждая сторона приняла на себя обязательство обеспечить свободный от дискриминации по сравнению с собственными лицами доступ физических и юридических лиц другой стороны в компетентные суды (п. 1 ст. 98 Соглашения).

Важно учитывать, что АПК РФ не ставит возможность признания и приведения в исполнение решения иностранного суда только в зависимость от международного договора и (или) федерального закона.

Так, в п. 1 ст. 241 АПК РФ отсутствуют указания на то, что международные договоры Российской Федерации и (или) ее федеральные законы служат исключительными основаниями для признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. Если бы законодатель подразумевал исключительность оснований, предусмотренных в п. 1 ст. 241 АПК РФ, то в ст. 241 это было бы прямо указано.

Однако в п. 1 ст. 244 АПК РФ перечислены основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, среди которых нет такого основания, как отсутствие международного договора и (или) федерального закона. При этом перечень таких оснований, приведенный в п. 1 ст. 244 АПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части, если: 1) решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу; 2) сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения; 3) рассмотрение дела в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям; 5) на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям; 6) истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен арбитражным судом; 7) исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации.

Резюмируя вышеизложенное, можем отметить, что независимо от наличия каких-либо международных договоров и федеральных законов решение иностранного суда может быть признано и приведено в исполнение на территории России на основании общепризнанных принципов международного права - принципов взаимности и международной вежливости.

Действительно, взаимность как основание для признания и исполнения решения иностранного суда следует толковать по аналогии с п. 2 ст. 1189 ГК РФ, согласно которому, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. Указанный случай, на наш взгляд, нельзя расценить как отсутствие начал международной вежливости, так как международная вежливость может иметь место там, где есть взаимность. Если установлено, что законодательством того или иного государства предусмотрен отказ от признания и принудительного исполнения решений, вынесенных судами РФ, то в признании и принудительном исполнении решений судов такого государства судами РФ может быть отказано.

Применительно к такому порядку можно сформулировать следующие правила:

  1. по требованиям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, бремя доказывания наличия взаимности может быть возложено судом на сторону, требующую приведения решения в исполнение;
  2. в иных случаях наличие взаимности устанавливается судом. При этом суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции РФ и иные компетентные органы или организации в России и за границей либо привлечь экспертов. Лица, участвующие в деле, могут представлять суду документы, подтверждающие наличие взаимности, и иным образом содействовать суду в установлении ее наличия. При этом представляется, что позиция суда должна быть активной, а не созерцательной: суд должен отправлять правосудие в таких ситуациях инициативно и действенно;
  3. при установлении взаимности должны приниматься во внимание как содержание норм иностранного права о возможности приведения иностранных для этого права решений (включая российские) в исполнение в соответствии с официальным толкованием данных норм, так и практика их применения и доктрина, равно как и судебная практика, если какие-либо нормативные предписания по этому поводу в таком иностранном праве отсутствуют;
  4. установление наличия взаимности должно быть предпринято в разумные сроки;
  5. в процессе установления наличия взаимности суду необходимо руководствоваться правилом favor recognitionis et exsecutionis (благоприятное отношение к признанию и исполнению иностранных решений). Принцип взаимности не должен использоваться в качестве чрезмерно строгого "цензурного инструмента" против иностранных решений <16>.
<16> Муранов А.И. Международный договор и взаимность как основания приведения в исполнение в России иностранных судебных решений. М.: Статут, 2003. С. 68, 69.

В этом отношении целесообразно учесть опыт немецкого права, в котором принцип достаточности взаимности используется уже очень долгое время: "...при проверке взаимности не должен применяться формальный и мелочный масштаб. Достаточно, если в государстве по месту вынесения судебного решения действуют "по сути равноценные условия" признания иностранных судебных решений существующими в признающем государстве. И действительно, невозможно требовать полного совпадения предпосылок признания судебных решений, если тем самым не хотят, чтобы признание судебных решений потерпело фиаско. Верховный Суд Германии существенно ослабляет требование обеспечения взаимности, считая достаточным частичное обеспечение взаимности, особенно в отношении решений, вынесенных в пределах определенной подсудности. Если Южная Африка, например, признает только такие решения германских судов, которые были вынесены по общему месту подсудности ответчика, но не судом по месту исполнения обязательств, то мы также можем признавать решения южноафриканских судов, вынесенных в рамках подсудности, вытекающей из места жительства ответчика в ЮАР. И в отношении определенных видов судебных решений взаимность может быть частично обеспечена. В отличие от заочных судебных решений, решения, вынесенные в отменяющих друг друга процессах, признаются. Кроме того, возможно признание законной силы решений, отказывающих в удовлетворении исковых требований, если иностранное государство, где было вынесено судебное решение, хотя и не исполняет решения германских судов, но допускает действие их законной силы" <17>.

<17> Шак Х. Международное германское процессуальное право: Учебник / Пер. с нем. М.: БЕК, 2001. С. 426, 427.

По материалам практики Верховного Суда РФ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании 7 июня 2002 г. по частной жалобе Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) на Определение Московского городского суда от 5 апреля 2002 г. дело по ходатайству Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) о признании и приведении в исполнение решения Верховного Суда Юстиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 16 октября 2000 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.А. Горохова, объяснения представителей Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) С.В. Щербинина и А.Н. Жука, представителей ГУ МНТК "Микрохирургия глаза" А.Г. Пипия и Н.В. Качева, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила.

Решением Верховного Суда Юстиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 16 октября 2000 г. по делу N 1241 был удовлетворен иск Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) о взыскании с Государственного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова Минздрава РФ" денежных средств.

Московский Народный Банк "Лимитэд" (г. Лондон) обратился в Московский городской суд с ходатайством о признании и приведении в исполнение указанного решения Верховного Суда Юстиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Определением Московского городского суда от 5 апреля 2002 г. прекращено производство по делу по указанному ходатайству по п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР, указано на то, что при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о взаимном признании и исполнении решений по гражданским делам дело по ходатайству Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) о признании и приведении в исполнение решения Верховного Суда Юстиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 16 октября 2000 г. суду неподведомственно.

В частной жалобе Московского Народного Банка "Лимитэд" (г. Лондон) поставлен вопрос об отмене определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Признание и приведение в исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных государственных судов регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей", действующим в настоящее время.

Согласно п. 1 данного Указа, решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором.

Международный договор с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о признании и принудительном исполнении решений, действительно, в настоящее время не заключен, но это не является основанием для отказа в рассмотрении российскими судами ходатайств заинтересованных лиц о признании и исполнении решений иностранных судов.

В соответствии с п. 2 Указа вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя Верховным Судом союзной республики (в республиках, не имеющих областного деления), верховным судом автономной республики, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в СССР либо место жительства (нахождения) должника неизвестно - по месту нахождения его имущества.

С учетом этой нормы Указа, а также нормы ч. 3 ст. 25 ГПК РСФСР, в соответствии с которой суды рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон, судам общей юрисдикции подведомственны дела по ходатайствам заинтересованных лиц о признании и исполнении на территории России решений иностранных судов, независимо от наличия или отсутствия соответствующего международного соглашения или договора.

Судебная коллегия полагает, что ходатайство о признании и исполнении иностранного судебного решения может быть удовлетворено компетентным российским судом и при отсутствии соответствующего международного договора, если на основе взаимности судами иностранного государства признаются решения российских судов. В связи с этим при разрешении настоящего дела суду следует проверить, имели ли место случаи признания решений российских судов судами Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии или по законодательству этого государства такие случаи исключаются.

Суду следует надлежащим образом проверить и довод заявителя о том, что в настоящее время действуют Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 09.11.1992 и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994.

В соответствии со ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992 г. юридическим и физическим лицам каждой из указанных стран должен предоставляться национальный режим в отношении доступа и процедуры разбирательства в любых судах на территории другой страны, в которые они обратятся в качестве истцов, ответчиков или в каком-либо ином качестве.

В соответствии со ст. 98 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г. каждая сторона указанного Соглашения обязуется обеспечить свободный от дискриминации по сравнению с собственными лицами доступ физических и юридических лиц другой стороны в компетентные суды для защиты их индивидуальных прав.

Согласно ст. 110 данного Соглашения, оно применяется на территории России.

Вопрос о том, являются ли указанные международные Соглашения основанием для признания и разрешения исполнения на территории Российской Федерации решений судов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, подлежит выяснению с учетом положения ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 09.11.1992 о порядке проведения консультаций по проблемам, связанным с выполнением настоящего Соглашения.

На основании п. 2 ст. 317 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила Определение Московского городского суда от 5 апреля 2002 г. отменить и передать вопрос на новое рассмотрение в Московский городской суд <18>.

Итак, взаимность - это одно из начал международного сотрудничества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций. В международном частном праве взаимность приобретает особые формы выражения, т.е. она рассматривается в следующих аспектах: а) взаимность и применение иностранного права, к которому отсылают коллизионные нормы; б) взаимность и правовое положение иностранных субъектов права, определяемое на основе национального режима или режима наибольшего благоприятствования; в) взаимность и вопросы международного гражданского процесса.

Библиографический список:

  1. Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3-х т. Том. Общая часть: Учебник. М.: БЕК, 2002.
  2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004.
  3. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ // Система "Гарант". 2009.

Категория взаимности играет большую роль в МЧП, особенно при определении правового положения иностранных физических и юридических лиц, при правовом положении иностранных инвестиций, отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, а также в сфере международного гражданского и арбитражного процесса.

В этих сферах категорию взаимности будем рассматривать в соответствующих темах. Более общую, принципиальную роль взаимность играет в области признания и применения иностранного права. Стоит вопрос: должны ли российские суды признавать и применять иностранное право, если в иностранном государстве не признаётся и не применяется российское право? Другими словами, является ли взаимность обязательным условием применения иностранного права, или оно применяется в силу обязательного предписания отечественной коллизионной нормы?

В отечественных доктрине и практике закрепилось правило, и оно включено в ч. 3 ГК (п. 1 ст. 1189): «Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное» (п. 2 ст. 1189).

Таким образом, можно сформулировать три правила, определяющие отношение к взаимности в международном частном праве:

  1. применение иностранного закона не зависит от взаимности (это правило можно рассматривать как принцип международного частного права);
  2. соблюдение взаимности может быть предусмотрено отдельными законами, и тогда норма иностранного права должна применяться только при наличии взаимности;
  3. если применение нормы иностранного права поставлено в зависимость от взаимности, то считается, что взаимность существует до тех пор, пока не будет доказано обратное (презумпция наличия взаимности).

В частноправовых отношениях, осложнённых иностранным элементом, взаимности придаётся значение специального правового института, который включает «материальную» и «формальную» взаимность.

«Материальная» взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица. Из-за различий в праве соответственно ограничивается возможность широкого применения материальной взаимности.

«Формальная» взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. В международном частном праве преобладает «формальная» взаимность при определении правового режима иностранцев. В широком понимании взаимность – это один из принципов международного сотрудничества, позволяющих обеспечить на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций. С вопросом о взаимности тесно связаны реторсии. Реторсии это ответные ограничения, цель которых восстановление взаимности. Реторсии, с точки зрения международного права, являются принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства (т. е. акты, специально нарушающие права и интересы граждан, организаций либо права и интересы самого государства, вынужденного прибегнуть к реторсии). Ответные ограничения должны быть соразмерны, адекватны ограничениям, введённым дискриминационным актом.

В ч. 3 ГК РФ (ст. 1194) реторсии определяются как ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Пункт 4 ст. 398 ГПК РФ и п. 4 ст. 254 АПК РФ разрешают установление ответных ограничений в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

К ответным ограничениям вынуждает обращаться сложное положение, в котором оказались наши соотечественники в некоторых странах. Основные направления государственной политики РФ, утверждённые Правительством РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают принятие соответствующих мер (допускаемых современным международным правом) к тем государствам, которые грубо нарушают права соотечественников (например, такие меры, как сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств и др.).

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью». Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет много общего с одноименным понятием, употребляемым в быту: идет ли речь о предоставлении прав или о выполнении каких-либо работ - все это обеспечивается при условии совершения другой стороной таких же действий.

Взаимность в МЧП означает:

1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве;

2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве;

3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;

4) в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении российских граждан.

В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая отношение Российской Федерации к категории взаимности. Российский законодатель определил, что суд РФ должен применять иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное положение дополнено традиционными «исключениями», позволяющими в законах РФ устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам тех государств, которые предоставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и материальной взаимности (в области налогообложения, авторского права).

Предоставляя иностранцам национальный режим, по существу безусловный, т.е., не связанный с наличием взаимности в соответствующем иностранном государстве, - Российская Федерация может устанавливать определенные ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Следовательно, Реторсии -- это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

Рекомендуем почитать

Наверх