Каковы обязанности ТСЖ перед жильцами и что делать, если эти обязательства не выполняются? Всё о том, за что отвечают подобные товарищества. Правомерность обнародования списка должников жку Исключительные права членов ТСЖ

Реклама 11.09.2020
Реклама

«Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства сегодня является неоплата жильцами потребленных жилищно-коммунальных услуг», — начинает свою речь представитель управляющей компании в суде по взысканию задолженности с очередного неплательщика. А редкий присутствующий на подобных судебных заседаниях неплательщик приводит доводы о якобы неправильно начисленных платежах, о нелегитимности органа управления домом, о хищениях и наживе управленцев ЖКХ на карманах простых граждан.

Решение суда редко отличается кардинально: возбудить исполнительное производство по взысканию с неплательщика суммы долга и судебных издержек. И не дай бог не начать погашать долг до первого визита к судебному приставу, образовавшийся узел проблем начинает затягиваться все туже: пошла информация в Комитет кредитных историй, в Департамент консульской службы МИД РФ, и, наконец, самое неприятное — судебный пристав стучится в дверь должника в присутствии понятых, участкового, домуправа, а возможно, еще и прессы. Начинается процесс описи и ареста имущества, выставляются новые счета за перевозку, хранение, штрафы за препятствование в работе судебных приставов, а в зачет долга идут копейки от весьма невысокой оценочной стоимости близких сердцу родных и привычных вещей, с которыми принудительно приходится расставаться.

СТОИТ ЛИ ЭТО ТОГО?

Давайте посмотрим, кто сегодня представляет мощный отряд неплательщиков ЖКХ, а он действительно мощный: например, задолженность по оплате коммунальных услуг для такого города, как Балашиха или Люберцы в Московской области, на сегодня только по муниципальному фонду составляет порядка 55-70 млн. руб. Общее число неплательщиков достигает 35-37% от всех пользователей ЖКУ. Некоторые ЖСК, состоящие из 10-12 домов, имеют задолженность по коммуналке 5-10 млн. руб., а ТСЖ — по 3-5 млн. руб.

Причины отказа жильцов от оплаты обязательных платежей за жилье могут быть самые различные. Один из должников московского ТСЖ «Можайка-36» на суде по взысканию долга за потребленные ЖКУ свыше 100 тыс. руб. заявил, что, не платя по счетам ТСЖ, он стремился таким образом возместить свои потери, связанные с ремонтом личного автомобиля, якобы поврежденного на внутридворовой стоянке.

Группа «недовольных» жильцов ТСЖ «Новая жизнь» в подмосковных Люберцах (Урицкого, 5) отказалась оплачивать ЖКУ, выражая тем самым недовольство результатами общего собрания по выборам правления ТСЖ, куда они не попали. Более того, они настаивают на том, чтобы их долги за потребленные услуги списали на руководство ТСЖ, якобы неверно начислявшее им платежи в период своего правления. На сегодня неплатежи «оппозиции» правления ТСЖ «Новая жизнь» составляют около 3 млн. руб. за весь период с 2006 года.

В подмосковной Балашихе один дом (ул. Фадеева, 9), пытаясь выйти из состава ЖСК «Луч» (11 домов), на протяжении года с лишним в полном составе не оплачивал коммунальные платежи из-за отказа Правления ЖСК признать право на самоуправление созданного жителями этого дома ТСЖ. Сумма долга коммунальщикам перевалила за 5 млн. руб.

Наиболее распространенными причинами образования неплательщиков в доме является их недовольство «сокрытием доходов и расходов» обслуживающего их дом органа управления, а точнее непонимание сложной экономики эксплуатации многоквартирного дома. Например, почему платежи за тепло начисляются одинаково и зимой, и летом, хотя летом тепло не подается; почему ЖКУ для нежилых больше, чем для жилых в одном доме, а для членов ТСЖ меньше, чем для тех, кто обслуживается по договору ЖКУ, и т. д.

Исходя из этого, всех неплательщиков по причинам задолженности можно разбить на четыре группы:

    Идейные неплательщики (непримиримые) — игнорирующие требования органа управления домом (правление ТСЖ / ЖСК, управляющая компания) по оплате ЖКУ по соображениям их незаконности, несогласные с порядком начисления платежей по причине конкретных претензий к деятельности эксплуатирующей организации, особенно по непрозрачности отчетов о расходах направляемых на ЖКУ средств, имеющие свой взгляд на порядок и размеры начислений, претендующие на смену управления в доме или эксплуатирующей (управляющей) компании, на смену руководства ТСЖ или управляющей компании.

    Должники юрлица (арендаторы, владельцы нежилых помещений) — наиболее крупные неплательщики, задерживающие оплату ЖКУ по причине несогласия с порядком и величиной начислений, из-за недополучения (отсутствия) заявленных к оплате услуг, по причине недостатка средств из-за преодоления периода заселения (запуска в эксплуатацию) своих объектов в доме.

    Рядовые неплательщики — неспособные заплатить вовремя по причине продолжительного отсутствия либо из-за временных финансовых трудностей, транжиры, забывчивые или сочувствующие непримиримым неплательщикам по принципу «они не платят, а мы чем хуже».

    Маргиналы — люди живущие одним днем, при этом редко пребывающие в трезвом состоянии, никогда не оплачивавшие ЖКУ и не имеющее какого-либо имущества, подходящего под арест за возмещение долгов. В основном — наниматели муниципального жилья.

Когда долги по неплатежам начинают душить экономику управляющей компании, их руководители идут на отчаянные меры: нанимают юристов, ищут специалистов по выколачиванию долгов, заключают соглашение с коллекторскими агентствами (такими как ООО «Юр-Экспресс», Москва, чья информация здесь также присутствует).

Работу по организации сбора платежей и воздействию на неплательщиков в органах управления многоквартирным домом (МКД) необходимо строить целенаправленно и планово, как работу по организации капитального ремонта или оформлению земельно-правовых отношений, вести ее постоянно, не позволяя расползаться этой болезни по всему дому (группе домов) и принимать гипертрофированные формы.

Так, благодаря плановой, комплексной, целенаправленной работе коллективу юристов по неплательщикам ЖКУ в Балашихе в 2004-2005 годах удалось к концу 2005 года остановить прирост общей задолженности жителей коммунальщикам на сумме около 100 млн. руб. при числе должников ЖКУ порядка 6,5 тыс. В дальнейшем в бюджет муниципального предприятия ежегодно возвращалось свыше 15 млн. руб., а количество неплательщиков уменьшалось на 1,5-2 тыс. в год.

Рассмотрим весь арсенал мероприятий, обкатанных на практике, которые сегодня Российское законодательство позволяет применять в отношении неплательщиков в жилых домах:

1. Организация способа управления домом на основе общественного решения по доходам и расходам, проведения мероприятий по энергосбережению и снижению тарифов жилищно- коммунальных услуг (ЖКУ) . Проведение общих собраний собственников помещений МКД.

В отсутствие законно избранного способа управления домом, находясь в состоянии неопределенности, люди опасаются отдавать свои деньги неким эксплуатирующим компаниям или ДЭЗам, не будучи уверенными, что они пойдут по назначению. Чаще всего массовый отказ от опла- ты ЖКУ в МКД происходит в период смены органа управления как форма протеста, когда компания, эксплуатирующая дом, окончательно потеряла доверие жильцов, а получить какие-нибудь отчеты о расходовании собранных с жителей средств от них просто невозможно.

В большинстве случаев выбор способа управления МКД в пользу самоуправления способствует оздоровлению ситуации со сбором платежей за ЖКУ с жильцов дома. Этот способ применим ко всем группам неплательщиков.

2. Достижение прозрачности экономики дома . Информирование собственников жилья о ходе работы с неплательщиками, наиболее типичных примерах погашения задолженности, отчетности об экономике дома, финансовых планах ТСЖ (управляющей компании). Проведение общественных акций по разъяснению финансовой политики эксплуатирующей (управляющей) компании, общественному обсуждению и анализу предложений по экономике МКД.

Публикация в местных СМИ годовых отчетов о финансовой деятельности ТСЖ «Новая Жизнь» в г. Люберцы способствовала снятию напряженности и привлечению на сторону правления ТСЖ значительной части бывших сторонников оппозиции.

Здесь важно, чтобы каждый собственник дома мог ознакомиться с финансовой документацией по письменному обращению и с обязательной отметкой в учетно-регистрационной документации. Пречень, формы и объем предоставляемой информации определяются органом управления МКД и закрепляются в Уставе или договоре управления). Тогда у «несогласных» не будет оснований для претензий в суде или на общем собрании о непредоставлении им сведений о расходовании средств органом управления дома.

Кроме того, рекомендуется для неудовлетворенных данными сведениями жителей предоставлять развернутый отчет Ревизионной комиссии или формы налоговой отчетности предприятия за фиксированную плату, установленную и документально закрепленную органом управления, с тем чтобы отбить у них охотку терзать правление постоянными претензиями и компенсировать расходы по содержанию копировальной техники, канцелярских товаров и работе бухгалтерии.

Значительную роль в привлечении жителей к управлению своими домами играют правильно сформированные Интернет-сайты управляющих компаний. Так, сайт балашихинского МУП «КУРС» (www.kypc.biz) во многом способствовал преодолению недоверия к работе этой управляющей организации у жителей как застарелого муниципального жилья, так и новостроек. На сайте, кроме планов, отчетов и объявлений, желательно размещать информацию о работе с должниками и о том, что не удается сделать для дома из-за неплатежей этих жителей.

3. Возбуждение судебно-исполнительного производства : подготовка искового заявления и прием судом дела к рассмотрению, вручение копии иска должнику, оформление судебного решения, содействие судебным приставам по взысканию долга и судебных расходов, привлечение СМИ. Возможно при наличии твердых оснований для поддержки исковых требований. При долге до 50 тыс. руб. возможно направление исковых требований на взыскание долга по судебному приказу, более этой суммы — на возбуждение исполнительного производства.

С начала судебного процесса предлагать ответчику заключить мировое соглашение погашением образовавшейся задолженности. Всячески давать понять ответчику в суде, что судится он не с органом управления домом (конкретным лицом или группой управленцев), а со своими соседями — основной массой законопослушных плательщиков его дома.

В большинстве случаев, особенно при наличии у истца протокола общего собрания собственников (членов ТСЖ) об утверждении тарифов ЖКУ в доме, суд принимает решение в пользу истцов. Эта мера наиболее применима к группе непримиримых неплательщиков, когда все остальные меры воздействия к ним оказались недейственными.

4. Принуждение по суду к переселению нанимателей муниципального жилья в помещения меньшей площади и ограниченным комплектом жилищно-коммунальных услуг ; принудительная реализация по решению суда квартиры собственника, систематически нарушающего права соседей, с выплатой ему вырученных от реализации средств за минусом судебных издержек.

Такая исключительная мера тщательно подготавливается и сложно осуществляется только к криминальным собственникам или маргинальным семьям и персоналиям из третьей и четвертой групп неплательщиков с обязательной широкой оглаской в СМИ.

5. Размещение информации о неплательщиках на информационных досках и в СМИ . Нанесение имиджевых потерь. Информационная доска, установленная на наиболее проходимом и удобном для просмотра месте, привлекает внимание жителей не хуже общедомового сайта в Интернете. Для обзора готовится список неплательщиков, построенный в рейтинге по сумме задолженности. При выступлении в СМИ или на общественных мероприятиях фамилии наиболее крупных и проблемных неплательщиков постоянно повторяются.

Для большинства нормальных жителей нанесение урона его имиджу страшнее погашения долга, особенно людей уважаемых профессий и интеллигентных. При этом важно не перегнуть палку, так как можно нарушить право на защиту личных сведений. Например, в рейтинговом списке неплательщиков достаточно указать номер квартиры и сумму задолженности. Это касается и опубликования решений судов о взыскании долга. Жильцы обычно знают соседей, а посторонним детали знать необязательно.Данное мероприятие применимо больше к третье группы рядовых неплательщиков, но иногда и к первой.

6. Начисление пени . Пени начисляются на сумму задолженности в размере 1 / 300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока по день фактической выплаты включительно.

Мера слабо действующая, но вкупе с другими создает у должника ощущение всестороннего воздействия. Применима ко всем группам неплательщиков.

7. Заключение соглашения с должником о рассрочке погашения задолженности с внесением начального взноса . Применяется в случае достижения соглашения о погашении долга с собственником, временно переживающим финансовые трудности. Как некий компромисс применяется в основном к третьей, иногда ко второй группе неплательщиков.

8. Ограничение / прекращение подачи должнику отдельных видов коммунальных услуг . Осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ No 307 после соответствующих уведомлений должника, прокуратуры, УВД в присутствии комиссии с составлением соответствующего акта.

Весьма действенная мера при правильной организации. Хорошо отрезвляет головы непримиримых идейных неплательщиков, особенно если решение суда не убеждает их в необходимости погасить долги за потребленные ЖКУ. В некоторых случаях, в основном для демонстрации намерений, может применяться и к другим группам неплательщиков. 9. Принятие нормы Устава ТСЖ, ограничивающее должников в праве участия в органах управления и контрольных органах ТСЖ, выступления с инициативой по развитию ТСЖ. Принятое положение закрепляется и в Договоре управления.

Популистская мера, демонстрирующая отношение к неплательщикам основной массы жителей дома.

10. Ограничение перемещения должников (посетителей должников) на автотранспорте по внутренним проездам МКД, если территория дома ограждена и пропуск регулируется охраной . Пропуск на территорию и парковку автотранспорта посетителей должников и самих должников ограничивается охраной по указанию правления ТСЖ или управляющей компании на основании решения общего собрания (особенно если эта мера прописана в уставе ТСЖ / договоре).

Требует инструктажа и обучения персонала охраны действиям по регулированию движения проходящим транспортом на въезде на территорию дома. Применяется ко всем без исключения группам должников.

11. Реструктуризация задолженности должников в связи с перерасчетом за непредоставленные, не полностью предоставленные ЖКУ . Составление актов начала непредоставления, неполного предоставления ЖКУ и окончания совместно с полномочным представителем предприятия — поставщика ЖКУ в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ No 307 .

Эта мера напоминает органам управления МКД о том, что качество и полноту предоставления ЖКУ они обязаны отслеживать и вовремя принимать меры по перерасчетам начисляемых ресурсоснабжаемыми организациями платежей для дома, соответственно они — для жителей, кроме того, по заявлению жителей производить перерасчет на период отсутствия.

12. Принятие правлением ТСЖ решения об обязательной предоплате ЖКУ должниками, допускающими значительные задержки в платежах . Эта мера должна быть прописана в Уставе ТСЖ и договоре управления. Копию протокола с решением Правления ТСЖ вручается неплательщику вместе с соответствующим платежным документом.

Применяется к той части третьей группы должников, которые платят нерегулярно по причине частого отсутствия или по забывчивости.

13. Систематическое информирование должников о необходимости оплаты и возможных санкциях за неуплату . Ежемесячно должникам направляются устные и письменные уведомления-напоминания об обязанности погашения задолженности по неуплате ЖКУ и возможных последствиях. Применяется ко всем без исключения группам должников. 14. Проведение индивидуальных встреч с неплательщиком с вручением памятки неплательщику. Выяснение истинных причин задержки платежей, совместный поиск путей погашения задолженности с разъяснением изложенных в Памятке санкций к неплательщику.

Хотелось бы в качестве перспективной меры по оздоровлению отношений в системе «потребитель ЖКУ — оплата» видеть в будущем учет Жилищным законодательством нормы, позволяющей органам управления МКД принимать решения об учете специфики жильца при персональном расчете платежа ЖКУ. Существующий закон требует сегодня всем собственникам в доме начислять единый расчет стоимости ЖКУ на кв. м, исходя из доли каждого в праве на общее имущество (ст. 158. п. 1 ЖК РФ не менее повсеместно наблюдаются его нарушения: по решению общего собрания или правления ТСЖ, а иногда и управляющей организацией домовой актив или только председатель освобождаются от уплаты ЖКУ или оплачивают их частично, жители первых этажей не платят за лифты, владельцы подземных гаражей не платят за благоустройство прилегающей территории, а остальные жители не платят за содержание и текущий ремонт подземного гаража, размер платы для собственников нежилых помещений больше, чем для жилых, для членов ТСЖ меньше, чем для нечленов в одном доме и т. п. Ясно, что любой суд по закону может отменить такое решение, но коль скоро оно продиктовано реалиями проживания в МКД и принимается квалифицированным большинством, следовательно, работает на снятие конфликтных ситуаций среди жильцов. А значит, такое право людям необходимо дать, и тогда конфликтных неплательщиков ЖКУ станет меньше.

Как видим, мер воздействия на должников не так уж и мало, задача — умело ими распорядиться. В конкретном доме конкретного органа управления могут быть и другие, присущие только ему способы борьбы с неплатежами и, разумеется, несколько иная форма приведенных здесь способов. Очевидно, что на стабильность оплаты ЖКУ значительно влияет авторитет органа управления домом. Умение управляющей организации построить экономику многоквартирного дома эффективно и экономно, исключить попустительское отношение к неплательщикам, не может не дать положительных результатов. Так, люберецкое ТСЖ «Новая жизнь» под руководством председателя Скляровой Т. А. добилось снижения тарифов ЖКУ ниже уровня муниципальных (с 18 руб. 77 коп. до 15 руб. 55 коп. за кв. м), но какой ценой (см. статью «Нужно ли управлять самоуправлением» в журнале No 1 за 2008 год). В ответ на это жители дома уже трижды поддержали ее кандидатуру на выборах председателя правления ТСЖ.

Работа с неплательщиками тогда эффективна, когда она проводится планово, комплексно, целенаправленно и непрерывно. При этом допустимо для экономики любого МКД иметь 5-15% постоянного недосбора платежей за ЖКУ. Бюджетное планирование в органе управления домом должно предусматривать эту долю неплатежей как расчетную.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг должен постоянно ощущать свою ответственность за их оплату, а отношение к неплательщикам ЖКУ в средствах массовой информации необходимо поменять: никакие они не герои-страдальцы за идею, а простые воришки: такие же ловчилы, какие пытаются вынести товары из супермаркета, не оплатив их на кассе.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ДОКУМЕНТА,

КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВРУЧЕН ЗЛОСТНОМУ НЕПЛАТЕЛЬЩИКУ

Памятка неплательщику ТСЖ «Ивановское» по санкциям

В связи с утверждением Плана работы по погашению задолженности ЖКХ ТСЖ «Ивановское» неплательщикам товарищества разъясняются возможные санкции, которые ожидают их в случае уклонения или отказа от уплаты принятых общим собранием членов ТСЖ платежей за использованные жилищно-коммунальные услуги, содержание имущества общего назначения поселка или по целевым взносам.

Все собственники участков-помещений ТСЖ обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ).

Члены ТСЖ вносят обязательные платежи или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в поселке, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органом управления ТСЖ (ст. 155 ЖК РФ). Решение общего собрания собственников помещений МКД (членов ТСЖ) (ст. 46 ЖК РФ, п. 5), в том числе по вопросам назначения целевых взносов, является обязательными для всех. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с Уставом ТСЖ (ст. 156 ЖК РФ, п. 8).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, если не установлен иной срок (Пост. Пр-ва РФ No 392 от 2004 года "Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", п. 20; ст. 155 ЖК РФ, пп. 1, 2, Устав ТСЖ).

Просрочка обязательных платежей либо неполная оплата влечет за собой ряд санкций:

Начисление пеней в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, п. 14: в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. (Например: ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.07.2008 составляет 11% годовых. Сумма задолженности составляет 30 тыс. руб. Пени за один день просрочки платежа составят (30 тыс. руб. х 11%/300) / 100% = 11 руб. в день.)

По решению Общего собрания членов ТСЖ в Устав ТСЖ вносятся санкции, поражающие должников в правах на инициативу при совершенствовании условий проживания в МКД, на выдвижение кандидатов в руководство ТСЖ, на участие в голосовании по финансовым вопросам, об обязательной предоплате ЖКУ и др.

Решением Правления ТСЖ принимаются условия обязательной предоплаты по платежам ТСЖ для неплательщиков со значительными систематическими просрочками оплат.

Решением Правления ТСЖ перемещение автотранспорта должника и его посетителей по территории ТСЖ ограничивается с запрещением парковки на гостевых стоянках и обочинах внутренних проездов ТСЖ.

ТСЖ вправе (раздел Х, Пост. Прав. РФ No 307 от 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг") приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения; а также в случаях:

    Выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;

    Получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;

    Использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения и др. ТСЖ при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в следующем порядке:

    Исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

    При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

    В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности. При ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг. Это не может считаться расторжением договора. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить:

    К повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;

    К нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

ТСЖ вправе подать в суд иск о возбуждении исполнительного производства против неплательщика, чья сумма задолженности превышает 30 тыс. руб., а срок неуплаты — 6 месяцев (принимается судом к производству). При решении суда о взыскании долга на неплательщика ложатся дополнительные расходы (возмещение судебных издержек, оплата расходов по вывозу и хранению арестованного имущества). Это влечет за собой процедуру описи и ареста имущества должника (как правило — с привлечением СМИ), направление информации о долге в Комитет кредитных историй и Департамент консульской службы МИД РФ и другие заинтересованные инстанции, что в последующем создает серьезные проблемы с кредитованием и выездом за рубеж. (Данные мероприятия обычно освещаются в местных СМИ). Должник вправе приостановить (прекратить) исполнительное производство внесением суммы долга и судебных издержек с направлением в суд соответствующего ходатайства до момента начала исполнительных действий. В целях приостановки применения санкций ТСЖ неплательщик вправе обратиться в Правление с предложением заключить соглашение об отсрочке погашения задолженности с одновременным внесением части долга и утверждением графика погашения оставшейся задолженности, как подтверждение намерений к ее погашению. В случае нарушения данного соглашения и графика наступают условия применения вышеуказанных санкций ТСЖ.

Товарищество собственников жилья – это фактически форма самоуправления. То есть инициаторами его создания, участниками и главным органом управления будут являться собственники помещений в многоквартирном доме (жилых и нежилых).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С другой стороны, ТСЖ – это самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо. И как жильцы не отвечают по обязательствам ТСЖ, так и оно не несет ответственности за них.

Основные функции

Персональная ответственность председателя может быть предусмотрена за такие нарушения, как:

  • сокрытие или искажение информации о деятельности ТСЖ;
  • за убытки, возникшие у собственников, в результате принятия необоснованных решений и т.д.

За долги

Ответственность за могут возникать как у жильцов дома, так и у самого ТСЖ, по вине таких неплательщиков.

При этом товарищество вправе применять к нарушителям различные штрафные санкции, предусмотренные уставом или утвержденные общим собранием собственников.

Ответственность же перед поставщиками регулируется нормами гражданского законодательства.

Согласно им, за долги юридического лица, отвечает оно само, всем принадлежащим имуществом. Это означает, что при недостатке денежных средств взыскание по долгам может быть обращено на иное имущество ТСЖ: оргтехнику, автомобили и т.д.

Что же касается органов управления, то они по долгам организации не отвечают. То же касается и общего имущества дома.

Оно принадлежит не ТСЖ, а всем жильцам дома, включая и тех, кто участником товарищества не является. Обращение взыскания на помещения в доме или прилегающий к нему участок невозможно.

Перед жильцами

Товарищество собственников жилья, как уже упоминалось, несет гражданско-правовую ответственность за нарушение условий договоров.

Также гражданское законодательство предусматривает ответственность ТСЖ за невыполнение своих обязанностей и за ущерб, причиненный действиями или бездействием.

В частности за:

  • предоставление услуг ненадлежащего качества;
  • вред, причиненный жизни и здоровью, если он возник из-за неполучения гражданами полной информации об услугах или их низкого качества;
  • убытки, возникшие у получателей услуг в результате нарушения их прав, в том числе из-за включения в договор соответствующих условий;
  • моральный вред, причиненный вышеназванными нарушениями прав.

Административная и уголовная

Административная ответственность наступает у юридических лиц в том случае, если они нарушают правила, установленные государством в нормативных актах, а не договорах.

ТСЖ не является исключением из этого правила.

Ответственность товариществ собственников жилья и прочих управляющих компаний наступает в случаях, названных в «Правонарушения в области охраны собственности».

Конкретные составы названы в ст. 7.22-7.23.3 этого документа.

Уголовная ответственность применяется в отношении конкретных граждан, а не юридических лиц. К ней может быть привлечен председатель или любой из членов правления ТСЖ.

Все полномочия председателя ТСЖ определены в статьей 149 Жилищного кодекса. Конкретные права обычно прописаны в Уставе ТСЖ, принимаемым общим собранием, но они не могут противоречить положениям закона. Так, в соответствии ЖК председатель ТСЖ имеет такие полномочия:

  • подписывать от имени ТСЖ платежные документы;
  • разрабатывать штатное расписание (т.е. определять количество работников в ТСЖ, их график работы и оплату их труда);
  • контролировать исполнение решений общего собрания и правления;
  • заключать договоры с организациями, обслуживающими дом.

Исходя из этого определяются его права:

  • целиком и полностью распоряжаться всеми средствами, находящимися на банковских счетах ТСЖ;
  • рассчитываться с организациями, оказывающими эксплуатационные услуги и поставляющих коммунальные блага;
  • самостоятельно вести бухучет;
  • принимать на работу и увольнять работников;
  • выплачивать сотрудникам ТСЖ, в том числе себе;
  • контролировать работу сотрудников ТСЖ и сторонних организаций, с которыми заключен договор на обслуживание.

Кроме того, в договоре могут быть определены и такие полномочия председателя:

  • выступать от имени ТСЖ в суде и брать средства для покрытия судебных издержек;
  • подавать иски в суд;
  • объявлять тендер на конкурс по обслуживанию дома;
  • иметь решающий голос в случае, если мнения участников общего собрания разделились поровну;
  • выдавать жильцам необходимые документы;
  • начислять квартплату.

В принципе, перечисленные права могут быть переданы другим сотрудникам ТСЖ. Например, право выступать в суде — юристу, начислять квартплату — бухгалтеру, выдавать жильцам документы — секретарю и т.д.

В случае, если в доме проживает большое количество жильцов, такой подход целесообразен. Но если дом небольшой, то всеми этими правами и обязанностями можно наделить и одного человека — председателя ТСЖ.

Спорные моменты

Зачастую при определении полномочий председателя возникают спорные вопросы. Например, имеет ли право председатель ТСЖ входить в квартиру жильцов.

В соответствии с Конституцией каждый россиянин имеет право на неприкосновенность жилища. Это означает, что без разрешения жильца никто не имеет права осматривать квартиру — даже сотрудники силовых ведомств (для допуска у них должно быть решение суда об обыске — ордер).

Следовательно, без разрешения жильца председатель ТСЖ не имеет права входить в квартиру, если только на руках у него не будет решения суда.

Но в некоторых случаях проникновение в квартиру необходимо — даже если жилец против или если он отсутствует. Например, в его квартире прорвало трубу, и дом затапливает. Такие ситуации являются чрезвычайными.

Но даже в таком случае председатель и сотрудники ТСЖ — плотники, ремонтники и т.д. — не имеют права проникать в квартиру, тем более осуществлять взлом двери. Максимум, что они могут — перекрыть воду и заварить трубу у соседей выше и ниже. Если, к примеру, произошло короткое замыкание, то они могут просто изолировать квартиру от общей электроцепи.

После жильцу, допустившему аварийную ситуацию, выставляется счет на покрытие убытков.

Иногда в Уставах ТСЖ прописывают, что в случае возникновнеия непредвиденных ситуаций председатель имеет право проходить в квартиру без разрешения жильца. Такой Устав не является законным с точки зрения Конституции и может быть опротестован в суде.

Второй спорный момент — имеет ли право ТСЖ вывешивать списки должников. В соответствии с «Законом о персональных данных» запрещено разглашение любых сведений о лице без его письменного согласия, включая:

  • фамилию, имя и отчество;
  • паспортные данные;
  • адрес проживания;
  • семейное положение;
  • наличие в собственности имущества;
  • наличие и размер долга.

Таким образом, в соответствии с этим законом без письменного на то разрешения председатель ТСЖ не имеет право вывешивать поименный список должников. Максимум, что допускается — обезличенное представление информации.

Например, можно написать просто: «В нашем доме живут 23 должника, общая задолженность по коммунальным платежам превышает 250 тысяч рублей. Просим в срок оплатить квартплату». Это — максимум. Нельзя даже перечислять конретные номера квартир должников.

Правление может составлять списки для себя, чтобы, к примеру, совершить поквартирный обход и объяснить должникам об ответственность за неуплату квартиры.

Обязанности председателя ТСЖ в многоквартирных домах

Обязанности тесно переплетаются с правами председателя. Так, многое из того, на что председатель уполномочен, он просто обязан выполнять:

  • контролировать деятельность подрядчиков и надлежащее качество исполняемых ими работ;
  • следить за санитарных и техническим состоянием общедомого имущества;
  • заключить договоры с организациями, обслуживающими дом;
  • заключать договоры с физическими и юридическими лицами, не являющими собственниками, а нанимателями помещений, о ремонте и содержании здания;
  • осуществлять сбор арендной платы с нанимателей и пользователей общедомового имущества (речь идет преимущественно о предпринимателях, снимающих магазины и офисы на первых этажах дома);
  • обеспечивать соблюдение прав собственников;
  • контролировать исполнение собственников жилья своих обязанностей по содержанию здания (проще говоря, контролировать сбор квартплаты);
  • вести бухгалтерскую и статистическую отчетности, хозяйственную документацию;
  • своевременно проводить банковские операции;
  • нанимать и обучать сотрудников ТСЖ;
  • реагировать на возможное возникновение аварийных ситуаций;
  • следить за соблюдением правил общежития и за выполнением норм Жилищного, Гражданского кодекса, требований СанПиНа и других законных актов.

Таким образом, круг обязанностей председателя довольно широк. Поэтому, жильцы должно тщательно проводить ! Он может делегировать часть своей работы наемным сотрудникам.

Например, все банковские операции и бухгалтерский учет может осуществлять профессиональных экономист, а за состоянием здания следить уполномоченные на это инженеры.

Задача председателя — организовать всю эту работу и не допускать чрезвычайных ситуаций.

На председателя общим собранием или правлением ТСЖ могут быть возложены дополнительные обязанности . Например, при проведении капитального ремонта он может быть уполномочен на контроль всех проводимых работ и распоряжение средствами, отложенных для этих нужд.

Ответственность председателя ТСЖ

Председатель обязан действовать строго в рамках Гражданского и Жилищного кодекса. Любое отступление от правил может служить поводом как отстранения его от должности, так и привлечение к ответственности в законном порядке.

В законодательстве никак не прописана ответственность председателя за его действия (или бездействия), которые привели к неэффективному управлению ТСЖ. В общих случаях, конечно, можно руководствоваться определенным статьями Уголовного кодекса, например:

  • халатность;
  • присвоение или растрата;
  • мошенничество;
  • злоупотребление полномочиями.

Однако для своевременного реагирования лучше всего прописать порядок привлечения председателя к ответственности в Уставе ТСЖ, например:

  • какая ответственность налагается на него без обращения в суд, на общем собрании жильцов (например, штраф за растрату денежных средств ТСЖ);
  • порядок возмещение убытков (например, полная компенсация растраченных денег добровольно или путем обращения в суд);
  • порядок обращения в суд;
  • мера ответственности председателя за действия контрагентов (например, если ущерб причин не председатель, а подрядчик — необходимо указать, кому именно правление выставляет претензии).
  • мера материальной ответственности за конкретные действия председателя.

Поскольку работа председателя связана с большими суммами денег и управлением большого хозяйства в виде многоквартирного дома и прилегающей территории, то он несет персональную материальную ответственность:

  • за сохранность общедомового имущества, как и любой другой жилец или член правления;
  • за сохранность материальных ценностей, находящихся в кабинете правления (мебель, оргтехнику, бытовые приборы и т.д.);
  • за сохранность средств на платежных счетах ТСЖ;
  • за правильность расчетов с подрядчиками и обслуживающими организациями;
  • за правомерный сбор квартплаты и арендной платы;
  • за правильное распределение зарплатного фонда;
  • за целевое расходование средств, откладываемых на резерв и на капитальный ремонт.

В случае выявления нарушений в отношении председателя членами ревизионной комиссии составляется в присутствии двух свидетелей акт о нарушении, определяется сумма ущерба. Затем провинившемуся предлагается добровольно, в досудебном порядке, урегулировать конфликт и компенсировать понесенные убытки.

В случае отказа правление подает на председателя иск в суд о взыскании ущерба, прикладывая к нему акт и материальные доказательства. В свою очередь председатель может подать в суд на правление и ревизионную комиссию, если не согласен с обвинением. Это может закончится и .

Таким образом, работа председателя ТСЖ строго регламентирована нормативными и правовыми актами. Он действует на основе положений Гражданского и Жилищного кодекса, а при непосредственном исполнении обязанностей руководствуется положениями Устава.

Права председателям подразумевают под собой наличие обязанностей. При нарушении своих полномочий к председателю могут быть применены меры уголовной или административной ответственности. За свои действия председатель также несет полную материальную ответственность и должен будет компенсировать весь причиненный ущерб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

) . Но если смотреть внимательно, то в Жилищном кодексе не предусмотрена ответственность ТСЖ за нарушение обязательств, которые связаны с теми или иными факторами. То есть, если вы хотите привлечь товарищество собственников жилья к ответственности, обращения к жилищному законодательству недостаточно.

Вам придётся в первую очередь обратиться к уставу, чтобы ознакомиться с основными его положениями. ТСЖ является юридическим лицом. Поэтому, чтобы привлечь сотрудников ТСЖ к ответственности, необходимо искать соответствующие нормы в Административном, Уголовном и Гражданском законодательстве.

В зависимости от того, в какой сфере или области произошло превышение полномочий со стороны ТСЖ, правоведы подразделяют несколько видов ответственности:

  • Перед участниками товарищества, то есть перед собственниками жилья в многоквартирной постройке и перед остальными сотрудниками.
  • Перед другими собственниками квартиры (имеется в виду, что члены ТСЖ несут ответственность перед теми гражданами, которые также являются собственниками, однакою, в состав ТСЖ не входят).
  • Перед поставщиками коммунальных услуг. Поставщики коммунальных услуг часто имеют дело с должниками, ввиду того, что жильцы не платят по счетам. Однако ответственность за такую неуплату и долги возлагается непосредственно на членов товарищества собственников жилья.
  • Перед муниципальным образованием. Ответственность перед муниципальным образованием наступает в случае, если ТСЖ не выполняет требования, которые изложены местным законодательством или напрямую противоречат требованиям местной администрации.
  • ТСЖ несет ответственность перед государством, если по каким-либо причинам не исполняет установленных законом требований. Например, не платит налоги, не регистрируется в налоговом органе и так далее.

Виды взысканий

Ответственность ТСЖ можно поделить на материальную и субсидиарную.

Каждый из этих видов ответственности заслуживает особого детального рассмотрения.

Материальная

В соответствии с законом, под материальной ответственностью понимают правовой термин, который в своем роде, обозначает обязанность лица по возмещению ущерба, который был причинять другому лицу. Материальная ответственность – это термин, который очень часто встречается в российском законодательстве.

Материальная ответственность в Жилищном праве раскрывается в обязанности товарищества собственников жилья возместить убытки, которые были причинены либо другим собственником ТСЖ, либо третьим лицом, которое является физическими или юридическим. Возмещение происходит из средств бюджета ТСЖ.

Необходимость взыскать с ТСЖ материальный ущерб также может быть прописана на уровне устава.

Субсидиарная

Понятие субсидиарной ответственности встречается, в основном, в Гражданском законодательстве. Например, познакомиться с проявлением такого понятия можно в статье 363 Гражданского кодекса . Субсидиарная ответственность может быть рассмотрена в соответствии с разными точками зрения правоведов.

  1. В первую очередь – это взыскание долга, который не был получен с лица, который нёс обязанность по его возмещению. При этом первое лицо не может внести денежные средства.
  2. Второе описание субсидиарной ответственности сводится к термину дополнительная ответственность, которая возлагается на членов товарищества в ситуации, когда один из них не может оплатить возникшие у него долги.

Субсидиарная ответственность прописывается на уровне устава, но никак не является обязательной в соответствии с законом.

Это значит, что члены правления совместно с председателем самостоятельно решают, будет ли нести товарищество субсидиарную ответственность в отношении конкретной ситуации или же нет.

Какие незаконные действия возможны?

В соответствии с практикой существования товарищества собственников жилья, существует перечень, который устанавливает, какие действия можно отнести к незаконным со стороны товарищества, а какие не могут повлечь за собой меры ответственности:

  • невыполнение установленных законом требований;
  • несоблюдение прав и интересов жильцов;
  • невыполнение обязанностей по обеспечению санитарного и технического состояния постройки;
  • невыполнение обязательств, которые были приняты на общем собрании или же предусмотрены договорами.

В зависимости от того, кто нарушает права третьих лиц или установленные локальными актами требования, выделяют несколько видов ответственности:

  • перед участниками товарищества;
  • перед поставщиками услуг;
  • перед собственниками недвижимости;
  • перед государством или муниципальным образованием.

Кто несет ответственность? Она может возникнуть как у председателя, так и у правления, а также иных членов товарищества.

У председателя

В соответствии с уставом, председатель является органом управления товарищества в полном смысле этого слова. Он имеет множество полномочий, основным из которых является ведение хозяйственной деятельности от имени юридического лица. А также председатель принимает важнейшие решения.

На действия председателя распространяется . Она же предусматривает ущерб, который может быть причинен ТСЖ в соответствии с деятельностью председателя. Жилищный кодекс не предусматривает ответственности для данного лица. Однако, меры ответственности могут быть предусмотрены в уставе.

Персональная ответственность такого гражданина, как председатель рассматривается за такие нарушения как убытки, которые возникли у товарищества в результате его деятельности и необоснованных решений, а также за искажение информации или сокрытие информации о деятельности товарищества.

У членов правления

Помимо председателя нести ответственность могут и члены правления товарищества собственников жилья.

Ведь именно эти лица, которые были избраны из общей массы собственников, обеспечивают полное исполнение обязательств организации перед всеми контрагентами и собственниками.
В общем и целом, правление является исполнительным органом товарищества, который берет на себя ответственность по реализации решений, которые были приняты председателем, правлением или общим собранием. В соответствии со статьей 53.1 Гражданского кодекса правление отвечает и за вред, который был причинён юридическому лицу в результате осуществления действий.

Вред может выражаться в виде штрафа, а также в выплате нанесённого ущерба. В такой ситуации члены правления также подлежат ответственности, а возможно и переизбранию.

У членов товарищества

Если члены ТСЖ подлежат уголовной или административной ответственности, это значит, что они нарушили правила, которые были установлены государством в соответствующих санкциях и нормах. Ответственность ТСЖ, а точнее его членов, наступает в случаях, которые перечислены в главе 7 Кодекса об административных правонарушениях . Данная глава рассказывает об области охраны собственности.

Конкретные составы, которые могут применяться в данной ситуации названы в статьях 7.22 – 7.23.3 . Что касается уголовной ответственности товарищества, то применяется она уже в отношении конкретно взятых лиц, но не в отношении юридического лица.

Часто встречаются составы, касающиеся растраты (), мошенничество (), злоупотребление полномочиями ().

Статья 7.22 КоАП РФ. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как выявляются нарушения в работе?

Нарушения могут быть выявлены путем обращения в офис товарищества с жалобой, подача инициативной группой судебного искового заявления в инстанцию на товарищество.

Правонарушения могут быть выявлены в ходе проведенных проверок или аудита.

Можно ли и как пожаловаться собственнику?

Если в отношении собственника было допущено нарушение его прав, существует несколько сценариев развития событий.

  1. Собственник может попытаться решить проблему процедурой медиации. Для этого он должен написать жалобу и отправить ее в офис ТСЖ. Жалоба должна рассматриваться в течение двух недель. По прошествии этого времени товарищество собственников жилья должно отреагировать на обращение.

    В случае, если реакции не поступило, это значит, что товарищество не собирается осуществлять исправительные меры в сторону собственника.

  2. В таком случае гражданин может подать жалобу вместе с обращением в виде заявления в Жилищную инспекцию, Прокуратуру или судебную инстанцию.

Жилищная инспекция может запустить процедуру проверки в случае, если действительно установлен факт правонарушения.

То же самое касается Прокуратуры Российской Федерации. Данный правоохранительные органы проведет проверку по факту нарушения, если данный факт будет выявлен, то тоже будет подлежать штрафной или иным санкциям.

Обращаясь судебную инстанцию, собственник должен подготовить пакет документов, а также доказательственную базу. В ходе рассмотрения дела, суд выяснит, кто же прав в данной ситуации, и в случае, если товарищество действительно допустило правонарушение в отношении гражданина, суд может обязать организацию удовлетворить все требования жильца.

Прежде, чем стать основателем товарищества собственников жилья, необходимо ознакомиться с правилами его функционирования. В случае, если вы не предусмотрите, какие меры ответственности наступают за то или иное действие, вполне вероятно, что в будущем подобные открытия станут для вас неприятным сюрпризом.

Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора” в подъезде или на придомовой территории. На самом деле, это является грубым нарушением . О правомерности обнародования списка должников ЖКУ сегодня и поговорим.

Персональные данные

Прежде чем разобраться в правомерности вывешивания на всеобщее обозрение списка должников жилищно-коммунальных услуг , необходимо разобраться в вопросе о персональных данных.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.

При заключении договора управления МКД управляющая организация получает от собственников их персональные данные. В работу управляющей организации входят функции по приёму первичных документов для регистрационного учёта граждан, а также ведению и хранению этих документов. То есть, управляющая организация получает право на обработку персональных данных собственников помещений в МКД.

Под обработкой персональных данных понимается их сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение. Сбор, хранение и распространение персональных данных регулируются ФЗ №152 “О персональных данных” . Нарушение закона, в частности, распространение персональных данных о человеке влечёт за собой административную ответственность .

Вывешивание списков должников ЖКУ

К сожалению, данная ситуация не редкость. Управляющие организации , а иногда и РСО имеют склонность вывешивать на дверях подъездов или на информационных досках во дворах МКД списки неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. При этом, они не задумываются о нарушении закона “О персональных данных”. За такие противоправные действия привлечь к административной ответственности могут именно управляющие организации.

Некоторые управляющие организации хитро обходят закон, размещая информацию о должниках ЖКУ с обезличенными данными. Например, только номер квартиры и сумму долга. Они читают, что обобщённая информация без разглашения других персональных данных не даёт возможности установить личность человека. Поэтому информацию можно считать обезличенной и соблюдение конфиденциальности в данном случае не требуется.

Но не следует пользоваться этими советами, чтобы не попасть под административные штрафы за разглашение конфиденциальной информации . Лучше работать с должниками индивидуально по другой схеме. Например, проводить персональные беседы с неплательщиками, обсуждать проблемы должников на общих собраниях собственников или оглашать общую сумму задолженности МКД.

Ответ Роскомнадзора

В связи со сложившейся ситуацией управляющие организации направили запрос в Роскомнадзор, является ли номер квартиры персональными данными физического лица и будет ли считаться нарушением ФЗ №152 размещение на информационных стендах УК информации о его задолженности с указанием суммы задолженности?

В своём ответе Роскомнадзор сослался на ст.3 ФЗ №152 , согласно которой под персональными данными подразумеваются любые сведения, прямо либо косвенно относящиеся к определяемому физическому лицу. По мнению ведомства, эта информация должна быть персонализирована, чтобы позволить идентифицировать субъекта персональных данных.

Поэтому номер квартиры, по словам Роскомнадзора, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. То есть, размещение информации о должнике с указанием номера его квартиры и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку его персональных данных . Это, соответственно, не является нарушением закона “О персональных данных”.

Судебная практика

Однако нельзя принимать на веру данное разъяснительное письмо Роскомнадзора, поскольку судебная практика свидетельствует о противном. Конечно, каждый случай индивидуален, поэтому суды в разных регионах принимают различные решения по данному вопросу. И не всегда в пользу управляющих организаций.

Более того, нарушением считается даже предоставление по запросу председателя совета МКД распечатанного списка должников с указанием их номеров квартир и суммы задолженности. Например, постановлением судьи г.Кирова управляющая организация признана виновной в совершении правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ , но отделалась предупреждением.

Заместитель руководителя УК выдал по запросу председателю совета МКД письмо с приложением запрашиваемого списка должников с указанием их номеров квартир и суммы образовавшейся задолженности по оплате ЖКУ.

Суд посчитал это нарушением, поскольку адрес физического лица является его персональными данными. Поэтому указание адреса позволяет идентифицировать физическое лицо, что является несанкционированным распространением персональных данных собственников помещений в МКД .

Согласие субъекта персональных данных

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

  • для граждан - от 300 до 500 рублей;
  • для должностных лиц - от 500 до 1 тысячи рублей;
  • для юридических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Рекомендуем почитать

Наверх