Философия как форма сознания. §2. Философия как особая форма общественного сознания

Как открыть свой магазин 23.09.2019

Философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?

Все те или иные нефилософские воззрения, как правило, касаются только каких-то определенных областей действительности, отдельных сторон, частей мира. Так, физические воззрения охватывают физические явления (перемещение тел в пространстве, движение молекул, элементарных частиц и т. п.), биологические - явления живой природы, процессы, происходящие в живых и растительных организмах, социологические взгляды дают представление о функционировании и развитии общества, экономические - об экономических явлениях, отношениях, педагогические - о прак тике обучения и воспитания подрастающего поколения. В отличие от них философские воззрения отражают отношение человека к миру, к законам развития природы, общества и мышления. Главная особенность философии как особой формы общественного сознания заключается в том, что она выступает как систематизированная, целостная система воззрений на человека, общество и историю, на сознание и познание, обладающая логической последовательностью и определенной научностью. В современ ных условиях вряд ли можно найти философскую школу, которая для придания убедительности своим положениям не пыталась бы сослаться на научные положения. Но нередко факты науки используются в философии вопреки их истинному смыслу для дока зательства, например, существования бога, необходимости подчи­нения науки религии, других антинаучных по сути своей выводов. Поэтому философское учение может быть как научным, так и ненаучным.

Стремясь обосновать определенное представление о мире в целом, философия не может обойти стороной вопрос о сущности и характере взаимоотношений материальных и духовных явлений, охватывающих в своей совокупности все многообразие природного и социального мира. Отсюда в каждой философской системе в той или иной форме присутствует решение вопроса об отношении мышления к бытию - основного вопроса философии. Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует об этом. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» . В соответствии с трактовкой этого вопроса все философы разделились на два основных лагеря: «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» .

В зависимости от того, как в идеалистической философии понимается духовное начало, в ней различается, в свою очередь, идеализм объективный и субъективный. Сторонники объектив ного идеализма принимают в качестве исходного принципа некое вне и независимо от человека существующее сознание, волю, мировой дух и т. п., а материю, материальное рассматривают как производное от них. Так, немецкий философ Гегель первоначалом считал «мировой разум», «абсолютную идею», а другой немецкий философ, Шопенгауэр - некую «мировую волю». Субъективные идеалисты отрицают наличие какой бы то ни было реальности вне сознания человека, вне субъекта. Существование вещей при этом фактически ставится в зависимость от восприятия, мышления познающего субъекта. Например, типичный представитель субъективного идеализма английский епископ Дж. Беркли сводит свойства предметов к человеческим ощущениям, отождествляет вещи с «комбинациями» ощущений. «Существование чувственно вообра жаемой вещи, пишет он, ничем не отличается от чувственного воображения или восприятия...» . Многие философские идеи Беркли в более завуалированной форме воспроизводятся его последователями, в том числе и современными. Эти идеи живут, например, в концепциях неопозитивистов, которые утверждают, что объекты науки формируются из ощущений субъекта, а наука лишь упорядочивает их, что бессмысленно пытаться искать объективную реальность, объективный критерий истинности знаний и т. д. При всем своем различии объективный идеализм и субъективный идеализм сходны в главном: они ставят существование явлений природного и социального мира в зависимость от сознания, духа и в этом от решении противостоят философии материализма. Идеализм тесно связан с религией. Прямая или косвенная п оддержка религии, укрепление ее позиций с помощью теоретических средств, которыми она сама не обладает, всегда составляли из функций идеалистической философии. Идеализм - не случайное явление, он имеет глубокие гносеологические и социальные корни. Гносеологические причины его коренятся в особенностях самого процесса познания, его сложности и п ротиворечивости. «...Философский идеализм, - писал В. И. Ленин , - есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание », распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» .

Если отдельные звенья познавательного процесса вырвать из их реальной связи и придать им самостоятельное значение, абсолютизировать, противопоставить другим, то возникает опасность ошибки идеалистического характера. Так, абсолютизация способности человеческого сознания отражать мир и предвидеть будущее может превратить ее в «абсолютный дух», в оторванную от материи и обожествленную духовную субстанцию. Это как раз характерно дляобъективного идеализма. Что же касается субъективного идеализма с его пониманием вещей как совокупности ощущений, то он вырастает из преувеличения, абсолютизации зависимости чувственных образов от субъекта (человека и его органов чувств).

Гносеологические предпосылки перехода философов на позиции идеализма, как правило, имеют тесную связь с социальными корнями идеализма, с расколом общества на антагонистические классы и отделением умственного труда от физического. В этих ус ловияхдуховная деятельность оказывается привилегией господству ющего класса, что создает иллюзию ее исключительности, ее первич ности по отношению к практике, социально-преобразующей деятельности. Идеалистическая философия, игнорирующая сферу материальных отношений и уводящая сознание от реальных, насущных проблем, акцентирующая внимание на оторванных от действительности сферах духа, вполне соответствует интересам господствующих эксплуататорских классов, ибо служит сохранению существующих порядков в обществе, препятствует прогрессив ным социальным преобразованиям. Это также роднит идеализм с религией. Отмеченная закономерность явно обнаруживает себя и в наши дни: современная буржуазная философия, отражающая интересы империалистической буржуазии, носит большей частью идеалистический характер, имеет явную или завуалированную тенденцию к сближению с теологией .

Материализм же составляет, как правило, теоретическую основу воззрений передовых классов и слоев общества, заинтересованных в познании мира таким, как он есть, в усилении власти человека над природой, в поступательном движении общества, ибо классовые интересы таких общественных сил совпадают с основной тенденцией исторического развития. Будучи непосредственно связанным с развитием науки и производства, обобщая их достижения, материализм совершенствуется вместе с ними. Подчеркивая эту связь, Ф. Энгельс писал: «С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму» ,

Основными историческими формами материализма являются: а) материализм древних мыслителей; б) механистический, метафизический материализм XVII - XVIII веков; в) материализм революционных демократов; г) диалектический материализм. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности, обусловленные в конечном итоге уровнем развития науки и практики соответствующего исторического периода. Но лишь одна из них, а именно диалектический материализм - философия самого передового, самого революционного класса, пролетариата, - является последовательно научной формой материализма.

Формулируя основной вопрос философии, Ф. Энгельс обратил внимание и на его вторую сторону: «...как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в на ших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»

Большинство философов (все материалисты и многие идеалисты) положительно отвечают на вопрос о возможности познания мира. Правда, идеализм не в состоянии правильно истолковать познавательный процесс, ибо в рамках идеализма речь фактически идет о познании не объективного мира, а лишь взятого в отрыве от субъективного мира, абсолютизированных явлений духовного порядка.

Вместе с тем существуют философы, высказывающие сомнение относительно возможностей познания мира или прямо отрицающие такую возможность. Это представители агностицизма (от греч. а gnostos - недоступный познанию). Лучшим опровержением а гностицизма служат успехи науки, техники, производства и в конечном счете вся общественная практика.

Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

    Познавательный (цельные знания).

    Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).

    Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).

    Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

    Жизненно-практический.

    Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

    Мифологическое.

Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

    Де хронический (рассказ о прошлом).

    Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

    Религиозное.

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

    Философское.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).

В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.

. Философия в системе культуры

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

    Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

    Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

    Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

    Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

    Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

    Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

    Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Предмет и функции философии.

Философия как особая форма общественного сознания формирует особый тип знания, в котором объективные характеристики действительности отражаются в их отношениях к человеку, через призму потребностей и интересов определенных социальных сил.

Знания, формируются философией носят мировоззренческий характер. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и которое заявляет о себе снова и снова: что собой представляет мир, в котором мы живем? Анализируя философские учения древнего и нового времени, первостепенное значение имеет вопрос об отношении сознания к бытию, духа к природе, вопрос о том, что первично и что вторично. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, принимали за исходное, что определяющее, они составили два противоположных направления. Идеализм - позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания. Философы, брали за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, принадлежащих различным школам материализма.

В философии продолжается непрерывная борьба вокруг вопроса о познаваемости мира. Агностики отрицают познаваемость мира и пытаются теоретически обосновать невозможность познания сущности окружающей действительности. В теориях познания различных философских систем при решении вопроса об источнике знаний встречаются два основных течения: рационализм (умный) и эмпиризм (опыт). Рационалисты (Спиноза, Декарт, Лейбниц) утверждают, что единственным источником достоверных знаний и критерием истины является разум, абстрактное мышление. Представители эмпиризма метафизически превознося чувственный опыт, они принижают роль разума, абстрактного мышления и познания.

Философские учения подразделяются также в зависимости от метода, применяемого в них: на диалектические и метафизические. Философия исследует мир как целостность, ее задача - дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: какой этот мир, лежащий в его основе, конечный он или нет, узнаваемым или непознаваем, что такое знание, есть какой-то смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как она должна жить, действовать? Философия изучает мир и человека вместе, все полученные знания она обязательно соотносит с человеком. К функциям философского познания относятся мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, ценностная и праксеологическую.

Мировоззренческая функция характеризует миропонимание, в частности понимание природы и сущности человека, которое определяется различными жизненными позициями, установками, направленностью жизнедеятельности человека. Онтология это учение о Бытии, его сущность, формы, фундаментальные принципы и категории. В наше время связь мировоззренческого и онтологического измерений философии находит свое воплощение в широком использовании философских принципов и идей в разработке как конкретно-научных (физической, химической, биологической и др.), так и общенаучной картин мира. Существенной функцией философии является познавательная.

Теория познания, гносеология - раздел философии, в котором исследуются проблемы источника, форм, возможностей, достоверности и истинности познания. Методологическая функция философии заключается в том, что именно философия на высшем уровне исследует методы научного (рационального) познания, определяет теоретические основы и пределы работоспособности тех или иных методов. Аксиологическая функция (учения о ценностях) исследует, философскую теорию общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер их поступков.

Ценности как философская категория отображают определенные стороны явлений действительности, связанные с социальной культурной деятельностью человека и общества. Праксеологичний измерение философского знания связан с анализом и обобщением своеобразия взаимоотношений людей и природы, отдельных людей и общества в целом, практики научных наблюдений, экспериментов. В рамках целостной структуры философии основные функции философии взаимосвязаны и взаимно детерминируют друг друга. Сегодня перед человечеством остро встала проблема его выживания, выбора путей в будущее. И функция философии в этих поисках заключается в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и, шире, духовный опыт человечества, как настоящая мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает ("не переступите границы общечеловеческих ценностей, потому что это путь в никуда"), а с другой - предлагает способы для решения этих проблем.

. Жизнь человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего существования, функционирования, развития

С появлением человека возникает целостный, поистине человеческий мир. Различные стороны этого мира отражаются в сознании человека осознание значения различных сторон для обеспечения существования и развития человека находит свое отражение в различных формах общественного сознанияті.

Каждая из них не только отражением определенной стороны окружающей действительности, а выступает также как фактор, который обеспечивает ориентацию человека, обусловливает направленность ее деятельности в определенной сфере жизни. Нап пример, наука как одна из форм общественного сознания вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности. Мораль выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности е д характера взаимных отношений во всех сферах жизни. Это осознание отражается в правилах, нормах, принципах, которые определяют характер поведения людей, их поступки и т.п.. Подобное касается и других форм общественного сознания. Но перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к разным сторонам мира, а прежде всего и к миру как определенной целостности и к самому себе. Такое осознание находит с вое отражение именно в философииософії.

Термин" философия "(гр"филе"- любовь и"софия"- мудрость) - буквально истолковывается как любовь к мудрости. Но этот буквальный перевод далеко не исчерпывает содержание философии. Здесь идет речь о способности человека постичь сущее ость мироздания, постичь собственную сущность, подняться до осознания смысла своей жизни. Осознание сущности мира и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни в единстве и является понимание мудростиності і є розумінням мудрості.

протяжении всей своей истории философия ставила и стремилась дать ответы на важные вопросы человека ли она творцом своей собственной судьбы? и ей приходится обеспечивать свое существование? ?

С усложнением взаимосвязей человека с условиями своего бытия, а также отношений между людьми, возникла потребность в специфическом способе видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер в тавлення к ним, характер поступков и действий. Иными словами, возникает потребность в мировоззрении, формирование которого обусловило потребность в общем взгляде на мир и самого человеку.

Итак, предметом философии является отношение"человек - мир"Но, философия и возникла в древности, это не значит что отношения"человек - мир"впервые появляется именно в ней. Исторически первыми фор рмамы мировоззрения были мифология и религия. Мировоззренческое восприятие действительности зависит от определенной системы конкретно-исторических условий. Поэтому возникновение мифологии и религии обусловлено очень низким уровнем раз развития человекм рівнем розвитку людини.

Для выяснения специфики философии необходимо определить: что, как и почему именно так отражается в философии, а также ее социальное назначение, то есть функции она выполняет

В практически-преобразовательной деятельности перед человеком встает вопрос: что по своей природе мир, в котором она живет; что лежит в его основе?

В процессе практической деятельности, в борьбе со стихией у человека исторически формируется представление о том, что мир существует независимо от желаний и воли человека что люди считаться с фактом объективного ис существования мира. Человек постоянно вынуждена согласовывать свои цели с объективными, естественными процессами. Она убеждается, что мир никем не создан, он существует вне и независимо от воли и желаний людей, в его основе лежит материальное начало, что сам человек - продукт и доля этого мирту.

Но, вместе с тем, в трудовой и практической деятельности, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, покоряя себе силы природы, человек проймалас ся верой в могущество своего ума, ставя определенные цели практической деятельности и добиваясь их достижения. Основой такого подхода было то, что именно трудовой процесс начинается с постановки цели и форму ния идеального образа предмета, который стремится создать человека.

Преувеличение роли сознательной, целенаправленной деятельности в практическом освоении действительности ведет к заключению, что в основе мира лежит духовное начало

Эти два противоположных вывода определяли суть основного вопроса философии как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию

Два противоположные выводы относительно раскрытия природы мира нашли свое выражение в решении вопроса о, что же первично - материя или сознание. Это первая сторона основного вопроса философии. Различные отв доклада в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений философии - материализма и идеализмзму.

Материализм исходит из того, что мир по природе материальный, вечный, несотворимий, бесконечный во времени и пространстве. Материя - первичная. Сознание е продуктом, свойством высокоорганизованной мате ерии - мозга, она - вторичная. Материальный мир согласно материализмом существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы, ее сознание порождена пр иродою, является ее специфическим свойством. Материализм в разные исторические эпохи приобретал разных форм и видов: наивный и зрелый (научный материализм), стихийный и философски осмысленный, метафизический и ди алектичныичний.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм, как и материализм, приобретал конкретных форм, наполнялся конкретным содержанием на разных этап пах историї.

Выделяют два вида идеализма: объективный и субъективный

Объективный идеализм исходит из того, что над миром царит мировой разум (логос, дух, идея, понятие и др.), который изначально дается как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные и предметы, обусловливает их реальное существованиея.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Вещи не существуют вне и независимо от нас. Они - продукты нашего сознания,"комплексы","собрание"наших чувств и спо ийняттив, порождение органов чувствродження органів чуття.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, который признает материю и сознание, дух и природу, мышления и бытия как две самостоятельные основы

В сферу основного вопроса философии относится и вопрос о способности и возможности человека познать окружающий мир, о границах познания, о его природе и истинность. Материализм утверждает, что человек с способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам, держат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниеми.

Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познании мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности

Философский направление, отрицает познаваемость мира, называется агностицизмом (от гр а - отрицание и gnosis - знание; недоступен познанию). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно. АГНОС стицизмом человек не может иметь вероятных (достоверных) знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир ее чувств, которые вследствие ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов ч уття, искажают действительность, не могут дать достоверного знания о ненеї.

Важнейшими философии является вопрос об общей структуре мира и состояние, в котором он находится. Этот вопрос находит свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической

. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является единым целым, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - продолжал находится в движении, в развитии

. Метафизика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является совокупностью не связанных между собой взаимопереход предметов, явлений и процессов. Относительно состояния мира метафизика признает движение и развитие только в некоторый них пределах - как уменьшение и увеличение, как повторениея.

Проблема общей структуры мира, включает в себя и человека, и состояние, в котором она находится, является относительно самостоятельным вопросом. Оно может решаться в принципе одинаково при разных подходах к основн ного вопроса философии есть материализм, так же как и идеализм, может быть метафизическим и диалектическимим.

. Жизнь человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего существования, функционирования, развития

С появлением человека возникает целостный, поистине человеческий мир. Различные стороны этого мира отражаются в сознании человека осознание значения различных сторон для обеспечения существования и развития человека находит свое отражение в различных формах общественного сознанияті.

Каждая из них не только отражением определенной стороны окружающей действительности, а выступает также как фактор, который обеспечивает ориентацию человека, обусловливает направленность ее деятельности в определенной сфере жизни. Нап пример, наука как одна из форм общественного сознания вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности. Мораль выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности е д характера взаимных отношений во всех сферах жизни. Это осознание отражается в правилах, нормах, принципах, которые определяют характер поведения людей, их поступки и т.п.. Подобное касается и других форм общественного сознания. Но перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к разным сторонам мира, а прежде всего и к миру как определенной целостности и к самому себе. Такое осознание находит с вое отражение именно в философииософії.

Термин" философия "(гр"филе"- любовь и"софия"- мудрость) - буквально истолковывается как любовь к мудрости. Но этот буквальный перевод далеко не исчерпывает содержание философии. Здесь идет речь о способности человека постичь сущее ость мироздания, постичь собственную сущность, подняться до осознания смысла своей жизни. Осознание сущности мира и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни в единстве и является понимание мудростиності і є розумінням мудрості.

протяжении всей своей истории философия ставила и стремилась дать ответы на важные вопросы человека ли она творцом своей собственной судьбы? и ей приходится обеспечивать свое существование? ?

С усложнением взаимосвязей человека с условиями своего бытия, а также отношений между людьми, возникла потребность в специфическом способе видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер в тавлення к ним, характер поступков и действий. Иными словами, возникает потребность в мировоззрении, формирование которого обусловило потребность в общем взгляде на мир и самого человеку.

Итак, предметом философии является отношение"человек - мир"Но, философия и возникла в древности, это не значит что отношения"человек - мир"впервые появляется именно в ней. Исторически первыми фор рмамы мировоззрения были мифология и религия. Мировоззренческое восприятие действительности зависит от определенной системы конкретно-исторических условий. Поэтому возникновение мифологии и религии обусловлено очень низким уровнем раз развития человекм рівнем розвитку людини.

Для выяснения специфики философии необходимо определить: что, как и почему именно так отражается в философии, а также ее социальное назначение, то есть функции она выполняет

В практически-преобразовательной деятельности перед человеком встает вопрос: что по своей природе мир, в котором она живет; что лежит в его основе?

В процессе практической деятельности, в борьбе со стихией у человека исторически формируется представление о том, что мир существует независимо от желаний и воли человека что люди считаться с фактом объективного ис существования мира. Человек постоянно вынуждена согласовывать свои цели с объективными, естественными процессами. Она убеждается, что мир никем не создан, он существует вне и независимо от воли и желаний людей, в его основе лежит материальное начало, что сам человек - продукт и доля этого мирту.

Но, вместе с тем, в трудовой и практической деятельности, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, покоряя себе силы природы, человек проймалас ся верой в могущество своего ума, ставя определенные цели практической деятельности и добиваясь их достижения. Основой такого подхода было то, что именно трудовой процесс начинается с постановки цели и форму ния идеального образа предмета, который стремится создать человека.

Преувеличение роли сознательной, целенаправленной деятельности в практическом освоении действительности ведет к заключению, что в основе мира лежит духовное начало

Эти два противоположных вывода определяли суть основного вопроса философии как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию

Два противоположные выводы относительно раскрытия природы мира нашли свое выражение в решении вопроса о, что же первично - материя или сознание. Это первая сторона основного вопроса философии. Различные отв доклада в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений философии - материализма и идеализмзму.

Материализм исходит из того, что мир по природе материальный, вечный, несотворимий, бесконечный во времени и пространстве. Материя - первичная. Сознание е продуктом, свойством высокоорганизованной мате ерии - мозга, она - вторичная. Материальный мир согласно материализмом существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы, ее сознание порождена пр иродою, является ее специфическим свойством. Материализм в разные исторические эпохи приобретал разных форм и видов: наивный и зрелый (научный материализм), стихийный и философски осмысленный, метафизический и ди алектичныичний.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм, как и материализм, приобретал конкретных форм, наполнялся конкретным содержанием на разных этап пах историї.

Выделяют два вида идеализма: объективный и субъективный

Объективный идеализм исходит из того, что над миром царит мировой разум (логос, дух, идея, понятие и др.), который изначально дается как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные и предметы, обусловливает их реальное существованиея.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Вещи не существуют вне и независимо от нас. Они - продукты нашего сознания,"комплексы","собрание"наших чувств и спо ийняттив, порождение органов чувствродження органів чуття.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, который признает материю и сознание, дух и природу, мышления и бытия как две самостоятельные основы

В сферу основного вопроса философии относится и вопрос о способности и возможности человека познать окружающий мир, о границах познания, о его природе и истинность. Материализм утверждает, что человек с способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам, держат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниеми.

Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познании мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности

Философский направление, отрицает познаваемость мира, называется агностицизмом (от гр а - отрицание и gnosis - знание; недоступен познанию). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно. АГНОС стицизмом человек не может иметь вероятных (достоверных) знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир ее чувств, которые вследствие ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов ч уття, искажают действительность, не могут дать достоверного знания о ненеї.

Важнейшими философии является вопрос об общей структуре мира и состояние, в котором он находится. Этот вопрос находит свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической

. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является единым целым, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - продолжал находится в движении, в развитии

. Метафизика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является совокупностью не связанных между собой взаимопереход предметов, явлений и процессов. Относительно состояния мира метафизика признает движение и развитие только в некоторый них пределах - как уменьшение и увеличение, как повторениея.

Проблема общей структуры мира, включает в себя и человека, и состояние, в котором она находится, является относительно самостоятельным вопросом. Оно может решаться в принципе одинаково при разных подходах к основн ного вопроса философии есть материализм, так же как и идеализм, может быть метафизическим и диалектическимим.

Рекомендуем почитать

Наверх