Основание заключение контракта по аукциону. Должен ли заказчик предложить подписать контракт третьему участнику электронных торгов? Этапы заключения контракта

Увеличение продаж 29.07.2019
Увеличение продаж

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Если НМЦК менее и равна 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 21 день.

Если НМЦК более 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 29 дней.

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Тут срок аукциона по 44-ФЗ варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 3 млн. руб., то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма 3 млн. руб. и меньше — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. На это у заказчика есть время, но не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок . И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней с даты внесения изменений в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней с даты внесения изменений, если цена контракта меньше или равна 3 000 000 руб.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет не более 7 дней после окончания срока подачи. Согласно изменениям вступившим в силу с 1 июля 2018 года, если НМЦК менее или равна 3 млн руб, то срок рассмотрения 1 части не должен превышать 1 рабочий день . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы прошли два дня (суббота и воскресенье), а рабочий день, следующий после этих двух дней - понедельник.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. С даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, в течение 5 календарных дней заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то три дня дается заказчику на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней , после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14 . Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 10 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента опеределения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Сроки проведения электронного аукциона — таблица

Обо всех сроках и особенностях каждого этапа электронного аукциона Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ " . Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Если вы не можете позволить себе тратить время на изучение и дальнейшее контролирование изменений в законодательстве, то обратитесь в компанию РусТендер, наши тендерные специалисты всегда в курсе последних изменений и норм закона 44-ФЗ, они быстро и полно ответят на все возникшие у вас вопросы, касаемо участия в торгах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Электронный аукцион достаточно сложный способ закупки, который предусматривает совершение заказчиком ряда последовательных действий в установленный Законом № 44-ФЗ срок. В статье расскажем о каждом этапе электронного аукциона и о сроках проведения.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьём процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации.

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней .

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней , а при НМЦК более 3 млн руб. - не менее 15 дней . При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут . Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

7. Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включёнными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Стоит учесть, что если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем Вам пользоваться нижеприведённой таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., - не менее чем за 7 дней Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений - 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии - не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о закрытых аукционах, проводимых в рамках 44-ФЗ. Эта процедура чаще всего используется Заказчиками для закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну. В этой статье мы с вами подробно рассмотрим саму процедуру проведения закрытого аукциона, а также определим, чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от . Данный материал будет полезен, как участникам закупок, так и Заказчикам.

1. Закрытый аукцион по 44-ФЗ: определение и особенности закупочной процедуры

Закрытый аукцион — закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Процедура проведения закрытого аукциона (сокращённо ЗА) регламентируется статьями 86-91 44-ФЗ.

Главной особенностью данной процедуры является то, что она используется для проведения закупок:

  • товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну (Примечание: Согласно ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации);
  • услуг связанных со страхованием, транспортировкой и охраной различных ценностей, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
  • услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Документация о закрытом аукционе, любые изменения, внесенные в документацию, а также разъяснения документации не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в .

При проведении ЗА не разрешается производить аудио- и видеозапись. Категорически запрещено использование электронных документов.

Получить аукционную документацию, а также принять участие в ЗА могут далеко не все участники, а только те участники, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также соответствуют требованиям Заказчика (либо были им приглашены).

2. Порядок проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ

В данной части статьи поэтапно описаны все действия Заказчика при проведении процедуры ЗА, а также действия участника закупки по участию в нем. Предлагаю для начала ознакомиться с действиями Заказчика.

Действия Заказчика:

Этап 1 — Согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти процедуры проведения закрытого аукциона

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10-ть рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.3 ст.84 44-ФЗ).

Срок действия такого решения не должен превышать 90 дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.4 ст.84 44-ФЗ).

Важно: Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 331 согласованием применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Этап 2 Предварительная подготовка к проведению закрытого аукциона

На этом этапе Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, формирует аукционную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии.

Этап 3 — Подготовка документов

Здесь Заказчик разрабатывает и утверждает аукционную документацию (общие положения, информационная карта, образцы форм для заполнения участниками, обоснование , техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап 4 — Публикация извещения или направление приглашений

Условно все закрытые аукционы можно разделить на две группы. Для одной группы аукционов Заказчик размещает извещение в ЕИС не менее чем за 30-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, а для другой группы направляет приглашения лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Направление приглашений осуществляется Заказчиком не позднее чем за 10-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА.

Согласно ч.6 ст.86 44-ФЗ в приглашениях принять участие в ЗА Заказчик указывает:

  • свое наименование;
  • почтовый адрес;
  • объект закупки;
  • способ получения документации о ЗА;
  • срок, место и порядок предоставления документации о ЗА.

Более подробная информация о том, в каких случаях Заказчиком размещается извещение, а в каких случаях направляются приглашения, содержится в 4-м разделе настоящей статьи.

Этап 5 — Предоставление документации о закрытом аукционе

При размещении извещения в ЕИС (ч.4 ст.86 44-ФЗ):

Заказчик в течение 3-х дней с даты получения запроса от участника закупки направляет данному лицу документацию об аукционе в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны.

При направлении приглашений (ч.3 ст.87 44-ФЗ):

В течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о закрытом аукционе всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем. Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о ЗА.

Документация о закрытом аукционе предоставляется в письменной форме.

Этап 6 — Направление сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Согласно ч.7 ст.86 44-ФЗ Заказчик не позднее чем за 5-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена документация о ЗА по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в ЗА.

Этап 7 — Прием и регистрация заявок

На этом этапе Заказчик принимает заявки от участников, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Этап 8 — Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок

На этом этапе, в установленный срок, Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками и рассмотрение таких заявок.

Срок рассмотрения заявок на участие в ЗА не может превышать 10-ть дней с даты окончания срока их подачи (ч.2 ст.89 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в ЗА участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками ЗА или об отказе в допуске участников закупки к участию в ЗА, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, в день окончания рассмотрения заявок на участие в ЗА (ч.4 ст.89 44-ФЗ).

Этап 9 — Направление уведомлений в ФАС и участникам закупки

Согласно ч.5 ст.89 44-ФЗ Заказчик не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА, должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (т.е. в ФАС России) копию указанного протокола.

Согласно ч.6 ст.89 44-ФЗ Заказчик должен направить уведомления о принятых аукционной комиссией решениях участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и признанным участниками ЗА, и участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и не допущенным к участию в нем. Такие уведомления направляются не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА.

Помимо этого Заказчик в течение 5-ти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок производит возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в ЗА, участникам закупки, подавшим заявки и не допущенным к участию в ЗА.

Этап 10 — Проведение закрытого аукциона

Перед началом аукциона аукционная комиссия регистрирует участников ЗА или их представителей и выдает им пронумерованные карточки.

Закрытый аукцион проводится Заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников ЗА или их представителей.

Закрытый аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной в аукционной документации на «шаг аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% НМЦК. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% НМЦК, но не ниже 0,5% НМЦК.

Закрытый аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один из участников не поднял карточку.

Победителем ЗА признается участник такого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Этап 11 — Направление в ФАС копии протокола закрытого аукциона

При проведении аукциона Заказчик в обязательном порядке ведет протокол закрытого аукциона, в котором должна содержаться информация о проведении ЗА, об участниках ЗА, НМЦК, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, а также сведения о победителе аукциона и участнике который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.

Такой протокол подписывается Заказчиком и всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения ЗА.

Не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола ЗА, Заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) копию указанного протокола.

Этап 12 — Подписание контракта с победителем

В течение 3-х рабочих дней с даты подписания протокола закрытого аукциона Заказчик передает победителю ЗА один экземпляр указанного протокола и проект контракта, в который включается цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты подписания протокола ЗА.

Контракт заключается только после предоставления победителем (размер которого может составлять от 5% до 30% НМЦК).

Важно: Протокол рассмотрения заявок, протокол ЗА, заявки участников, документация, изменения, внесенные в документацию, и разъяснения документации хранятся Заказчиком в течение 3-х лет .

Итак, действия Заказчика мы с вами рассмотрели, теперь предлагаю рассмотреть действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Этап 1 — Поиск информации о проводимом аукционе (либо получение приглашения от Заказчика)

На этом этапе потенциальный участник закупки выполняет поиск размещенной в ЕИС информации о проводимом ЗА, либо получает приглашение от Заказчика принять участие в таком аукционе.

Этап 2 — Направление запроса Заказчику для получения аукционной документации

С даты размещения в ЕИС извещения о проведении закрытого аукциона заинтересованные в получении документации о ЗА лица подают Заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Этап 3 — Подготовка заявки на участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник закупки выполняет анализ аукционной документации, направляет Заказчику запросы на разъяснение положений документации о закрытом аукционе (в случае необходимости), перечисляет денежные средства в качестве (Примечание: размер обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе не может превышать 5% от НМЦК) или оформляет , заполняет необходимые формы, комплектует заявку и запечатывает её в конверт.

Этап 4 — Подача заявки

На этом этапе участник направляет Заказчику свою заявку.

Участник, подавший заявку на участие в ЗА, вправе отозвать такую заявку в любое время до даты и времени начала рассмотрения заявок (ч.9 ст.88 44-ФЗ).

Этап 5 — Участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник ЗА принимает участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.6 ст.90 44-ФЗ и подает свои ценовые предложения.

Этап 6 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов закрытого аукциона

Согласно ч.10 ст.90 44-ФЗ любой участник ЗА после подписания протокола ЗА вправе направить Заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений результатов закрытого аукциона.

В течение 2-х рабочих дней с даты поступления данного запроса Заказчик обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.

Этап 7 — Заключение контракта с Заказчиком

Если участник закупки был признан победителем, то он должен получить от Заказчика один экземпляр протокола ЗА и проект контракта.

После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

После того, как Заказчик со своей стороны подписал контракт, он должен в течение 5-ти рабочих дней с даты заключения контракта вернуть победителю обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели порядок проведения закрытого аукциона. Каждый из описанных выше этапов имеет свои строго регламентированные сроки проведения, о которых будет рассказано в следующем разделе.

3. Сроки проведения закрытого аукциона

Для вашего удобства все этапы проведения закрытого аукциона, а также сроки проведения таких этапов приведены в таблице, расположенной ниже. Все изображения таблицы кликабельны. Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши и оно откроется в полномасштабном размере.

4. Извещение о проведении закрытого аукциона

Сразу же хочу отметить, что Заказчик не всегда должен размещать в ЕИС извещение о проведении закрытого аукциона. В отдельных случаях Заказчик направляет приглашения потенциальным участникам, способным поставить товар, выполнить работы или оказать услуги.

Ниже в таблице указано, в каких случаях размещается извещение, а в каких направляются приглашения.

5. Документация о закрытом аукционе

Согласно ч.1 ст.87 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.2 ст.88 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению;

3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в ЗА;

4) размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке, а также требования к банковской гарантии;

5) форму контракта, размер обеспечения исполнения контракта, а также требования к обеспечению исполнения контракта;

6) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

7) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с участниками закупки;

8) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

9) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, дату рассмотрения таких заявок;

10) «шаг аукциона»;

11) место, дату и время проведения ЗА;

12) информацию о преимуществах, предоставляемых Заказчиком в соответствии со ст.28 — 30 44-ФЗ;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 26 ст.95 44-ФЗ.

К документации о закрытом аукционе обязательно должен быть приложен проект контракта , поскольку он является неотъемлемой частью документации.

Предоставление участникам закупки документации о закрытом аукционе

Заказчик в течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о ЗА всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем (ч.3 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о закрытом аукционе.

Документация о ЗА предоставляется исключительно в письменной форме после внесения участником платы за предоставление этой документации (Примечание: Плата взимается только в том случае, если такая плата установлена Заказчиком и информация об этом содержится в приглашении принять участие в ЗА. Размер указанной платы не должен превышать расходы Заказчика на изготовление копии документации о ЗА).

Внесение изменений в документацию о закрытом аукционе

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника ЗА о даче разъяснений положений документации о ЗА вправе принять решение о внесении изменений в документацию о закрытом аукционе не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важно: Изменение объекта закупки не допускается.

В течение 2-х рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений такие изменения направляются всем участникам ЗА, которым была предоставлена документация о ЗА.

При этом срок подачи заявок на участие в закрытом аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты направления таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА данный срок составлял не менее чем 10-ть дней .

Подача запроса на разъяснение положений документации о закрытом аукционе

Согласно ч.4. ст.87 44-ФЗ любой участник ЗА, получивший приглашение принять участие в нем и которому была предоставлена документация о ЗА, вправе направить запрос в письменной форме Заказчику о даче разъяснений положений документации о закрытом аукционе.

В течение 2-х дней с даты поступления от участника ЗА такого запроса Заказчик направляет этому участнику разъяснения положений документации о закрытом аукционе при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА.

Разъяснения положений документации о закрытом аукционе должны быть доведены в письменной форме Заказчиком до сведения всех участников ЗА, которым предоставлена документация о ЗА, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос (ч.8 ст.86 44-ФЗ).

Важно: Разъяснения положений документации о закрытом аукционе не должны изменять ее суть.

6. Заявка на участие в закрытом аукционе

Для того чтобы принять участие в закрытом аукционе участник должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией. Участник вправе подать только одну заявку на участие в ЗА в отношении каждого объекта закупки.

Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте. Все листы заявки на участие в ЗА, все листы тома заявки на участие в ЗА должны быть прошиты и пронумерованы.

Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны самим участником или уполномоченным лицом.

Согласно ч.2 ст.88 44-ФЗ заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать:

1) информацию и документы об участнике ЗА, подавшем такую заявку:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • полученные не ранее чем за 6-ть месяцев до даты направления приглашения принять участие в ЗА или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя либо лица подписавшего заявку;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;

2) предложения участника ЗА в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе;

3) документы, подтверждающие соответствие участника ЗА требованиям, установленным документацией о ЗА;

4) документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в ЗА (Примечание: платежное поручение или банковская гарантия);

5) документы, подтверждающие право участника ЗА на получение преимуществ в соответствии со ст.28 44-ФЗ (Примечание: для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы) и ст.29 44-ФЗ (Примечание: для организаций инвалидов), или копии этих документов.

Важно: Требовать от участника ЗА предоставления иных документов и информации, за исключением перечисленных выше документов и информации, не допускается.

7. Признание закрытого аукциона несостоявшимся

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗА подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.10 ст.88 44-ФЗ).

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА принято решение об отказе в допуске к участию в ЗА всех участников закупки , подавших заявки на участие в ЗА, или о признании только одного участника закупки , подавшего заявку на участие в ЗА, его участником , закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.8 ст.89 44-ФЗ).

В данном случае контракт заключается с в соответствии с п.24 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

В случае отказа участника ЗА, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта Заказчик принимает решение о признании закрытого аукциона несостоявшимся (ч.3. ст.91 44-ФЗ).

8. Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от аукциона в электронной форме?

Порядок проведения закрытых аукционов принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов, т.к. сама электронная форма не может использоваться при проведении закрытых способов закупки.

Более подробно об отличительных особенностях закрытых и электронных аукционов вы можете узнать из короткого видео, расположенного ниже:

На этом моя статья по участию в закрытых аукционах подошла к концу. Надеюсь, что изложенный в ней материал был для вас полезен. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Государственный контракт – это договор на поставку товара (выполнение работ или услуг), заключенный между государственным заказчиком (будь то крупное министерство или муниципальный детсад) и поставщиком по итогам тендера в рамках 44-ФЗ. Порядок заключения государственного контракта, его особенности и сроки подписания зависят от конкретного способа закупки и четко прописаны в 44-ФЗ. Расскажем обо всем подробнее.

Срок и порядок заключения контракта

Схематично механизм подписания контракта выглядит следующим образом: заказчик готовит проекта контракта (где прописывает условия из извещения, документации и окончательного предложения от победителя торгов) и направляет проект документа поставщику рамках установленных законом сроков. Последний, в свою очередь, если у него не возникло вопросов к указанным в контракте условиям, подписывает его и перенаправляет обратно заказчику.

Конкретный порядок и сроки заключения государственного контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки. Схож процесс подписания контрактов при всех способах закупки в том, что победитель закупки прежде, чем поставить свою подпись в контракте, должен предоставить обеспечение исполнения контракта , что позволит заказчику быть уверенным: условия контракта будут выполнены качественно и в установленный срок. Рассмотрим процесс подписания и сроки заключений контрактов в зависимости от способа закупки.

Заключение контракта по итогам конкурса

При проведении конкурсов (исключением является закрытый конкурс) для подписания государственного контракта закон отводит 20 дней. Так, согласно 44-ФЗ, если заказчик отбирал поставщика с помощью такого способа закупки, как конкурс, то подписать контракт с победителем торгов он сможет не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола рассмотрения заявок. При закрытом конкурсе контракт подписывается в течение 10 дней после объявления победителя, и никак не позже этого срока.

Первым подписывает контракт победитель торгов, на это ему дается 10 суток после момента опубликования в ЕИС протокола оценки заявок . Затем он обязан передать документ на подписание заказчику. Вместе с контрактом, победитель конкурса пересылает и документы, подтверждающие обеспечение контракта. Такие же сроки для подписания контракта отводятся и заказчику - десять дней .

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Из статьи

Подчеркнем, что в законе четко прописана информация о сроках заключения контракта с каждой из сторон. Несоблюдение сроков подписания будет считаться грубым нарушением: и заказчик, и победитель торгов рискуют попасть в списки недобросовестных. Так, согласно ч. 3 ст. 54 Закона №44-ФЗ, если победитель торгов не предоставил заказчику утвержденные им экземпляры контракта и обеспечение контракта в отведенное время, то он будет считаться уклонившимся от подписания контракта.

В случае, если победитель конкурса не предоставляет в срок положенные документы, заказчик может заключить контракт с участником закупки с заявкой под номером два. Правда, при этом ему придется изменить условия контракта, прописав в нем предложенные вторым участником условия. Если и новый участник не предоставит заказчику подписанные им контракт и обеспечение исполнения контракта, то он считаться уклонистом не будет, как было с первым победителем. В этом случае конкурс просто будут считать несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Если речь идет об электронном аукционе, то заказчик должен составить и разместить в ЕИС проект контракта не позже, чем через пять дней после опубликования протокола рассмотрения заявок. Если контракт заключается по итогам закрытого аукциона – в течение 10 дней. Подписывать документ заказчику пока не требуется. Заказчик должен указать в контракте: предложенную победителем аукциона стоимость исполнения контракта и данные о товаре.

Победитель электронного аукциона, в свою очередь, в ближайшие пять дней размещает в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ о предоставлении обеспечения контракта. Отметим, что проект контракта может вызвать вопросы у победителя аукциона. В таком случае, он должен подготовить и опубликовать в ЕИС протокол разногласий, где укажет замечания к проекту контракта.

Закон отводит заказчику пять дней для рассмотрения протокола разногласий, внесения поправок в проект контракта и размещения его обновленной версии. Поставщик должен успеть подписать контракт в течение трех рабочих дней , и такие же сроки отводятся после заказчику для подписания контракта со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.

Резюмируем . Порядок и сроки подписания контрактов по итогам закупки строго регламентируется 44-ФЗ. Нарушение сроков как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, приведет к штрафам или к признанию участника закупки уклонившимся от подписания. А это, в свою очередь, грозит внесением информации о компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

При этом нужно помнить, что заключение контракта – это принятие на себя всех обязательств, прописанных в данном документе. Поэтому при его заключении необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. В том числе, необходимо убедиться, что стоимость исполнения контракта соответствует цене работ или услуг, предлагаемой государственному заказчику во время конкурса или аукциона.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

Порядок подписания контракта с победителем регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ).

Какие ошибки может допустить поставщик (подрядчик, исполнитель) на этапе заключения контракта?

Несоблюдение сроков заключения государственного контракта

Нарушение сроков, в которые государственный контракт должен быть подписан и передан государственному или муниципальному заказчику со всеми сопутствующими документами, может стать причиной отказа заказчика подписать контракт. Такой отказ будет законодательно обоснован и оспорить его в надзорных и судебных органах невозможно. Кроме того, компания-победитель, которая нарушила сроки подписания государственного контракта, будет признана уклонившейся от его заключения и с высокой долей вероятности попадет Реестр недобросовестных поставщиков. Компании, включенные в Реестр недобросовестных поставщиков, лишаются возможности участвовать в системе государственных закупок.

В какой срок контракт должен быть подписан со стороны поставщика и передан заказчику?

Сроки подписания контракта устанавливаются положениями Закона 44-ФЗ и зависят от способа, посредством которого был выбран подрядчик по государственному контракту.

При выборе исполнителя посредством проведения открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Если был проведен закрытый конкурс, то срок заключения контракта отсчитывается с даты подписания протокола. При этом поставщик обязан подписать и передать заказчику все экземпляры контракта в течение десяти дней . Кроме того, одновременно с подписанным контрактом победитель конкурса должен предоставить документы, которые подтверждают оформление обеспечения исполнения контракта.

Если в течение предусмотренного Законом 44-ФЗ срока заказчик не получил подписанный победителем государственный контракт - участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик вправе не возвращать такому поставщику обеспечение заявки на участие в конкурсе, обратиться в суд для возмещения издержек, связанных с уклонением участника от подписания контракта которые не покрыты обеспечением заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником, заявке которого по результатам проведенного конкурса присвоен второй номер (при наличии). Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в течение десяти дней или отказаться от заключения контракта. Если участник конкурса, заявке которого было присвоен второй номер, не предоставит заказчику подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта в срок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, такой участник не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Конкурс будет признан несостоявшимся.

При проведении электронного аукциона срок, в который победитель обязан подписать контракт - пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе. В течение данного периода уполномоченное лицо победителя электронного аукциона обязано подписать государственный контракт и разместить его в единой информационной системе с одновременным размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

При наличии разногласий к проекту государственного контракта победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий. Протокол разногласий является отличным инструментом, позволяющим поставщику урегулировать возможные неточности в формулировках государственного контракта на этапе его согласования и подписания. В протоколе необходимо указать замечания к проекту контракта, связанные с несоответствием условий извещению о проведении аукциона, документации о нем или направленной заявке на участие. Протокол подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего полномочия действовать от имени победителя электронного аукциона. В соответствие с Законом 44-ФЗ протокол должен быть направлен исполнителем не позднее, чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты его размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе. По результатам рассмотрения заказчик должен либо разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо проект контракта без изменений, но с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

При проведении закрытого аукциона срок подписания контракта устанавливается в документации о закрытом аукционе, но не может быть менее 10 дней с даты подписания протокола закрытого аукциона.

Нарушение участником сроков подписания контракта по итогам электронного аукциона, либо сроков размещения протокола разногласия - повод для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта.

При проведении запроса котировок победивший участник должен предоставить подписанные экземпляры государственного контракта в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. При этом в соответствии с Законом 44-ФЗ такой контракт должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее, чем через 20 дней.

Государственный контракт при проведении запроса предложений должен быть заключен не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания.

Сроки подписания контракта при различных способах определения поставщика:

Способы определения поставщика Срок подписания контракта
Конкурс
открытый конкурс
конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
закрытый двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
Аукцион
аукцион в электронной форме 5 дней с даты размещения проекта контракта
закрытый аукцион 10 дней с даты размещения протокола
Запрос котировок определяется в извещении на проведение запроса котировок, но не ранее 7 дней и позже 20 дней
Запрос предложений не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания

Ошибки при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта

Закон N 44-ФЗ регламентирует обязательность предоставления обеспечения исполнения контракта, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком. Параметры обеспечения, которое должен предоставить участник, победивший в конкурсе или аукционе, содержатся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в конкурсе на выбор поставщика, закупочной документации.

Законом №44-ФЗ предусмотрено только два вида обеспечения исполнения контракта, из которых участник закупки может самостоятельно выбрать наиболее удобный и приемлемый для него вариант: предоставление банковской гарантии или перечисление денежных средств на счет заказчика.

Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому исполнитель вправе определить, при выборе какого способа он гарантировано сможет предоставить требуемое обеспечение исполнения контракта. Еще до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе на заключение государственного контракта, организации стоит убедиться в возможности предоставить обеспечение исполнения. Компания либо должна иметь свободные денежные средства, которые способна перечислить в счет обеспечения на счет заказчика, либо иметь возможность оперативно договориться с банком о выпуске банковской гарантии.

Несвоевременное предоставление обеспечение либо его отсутствие влечет за собой признание участника-победителя уклонившимся от заключения контракта. Следствием такого уклонения является внесение подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. На оформление обеспечения участнику-победителю дается совсем немного времени - подтверждение предоставления обеспечения необходимо предоставить заказчику при передаче подписанных экземпляров государственного или муниципального контракта.

Предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии является наиболее распространенным способом, так как позволяет не использовать собственные оборотные средства, дефицит которых характерен для большинства компаний. Вместе с тем, предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика - одна из основных причин отказа государственного заказчика заключить контракт с участником-победителем.

Требования к банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона 44-ФЗ. Гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом обязательств по контракту;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых она обеспечивает, а также срок действия банковской гарантии;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки перечисления денежных средств;
  • условие, в соответствии с которым гарант может считаться исполнившим свои обязательства по банковской гарантии со дня фактического поступления денежных средств на счет заказчика;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • перечень документов, которые должен будет предоставить заказчик в банк в случае предъявления требований по банковской гарантии. Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 и предусматривает следующие документы:
    • расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
    • платежное поручение о перечислении аванса принципалу с отметкой об исполнении;
    • документ о наступлении гарантийного случая (если требование предъявлено в период гарантийного срока);
    • документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии. Не допускается указание документов, за предоставлением которых заказчик должен будет обращаться в судебные органы;
  • гарантия должна быть выдана банком, который включен в перечень кредитных организаций, сформированный Министерством финансов;
  • сведения о гарантии должны содержаться в едином реестре банковских гарантий, который формируется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками, выпустившими такие гарантии. Такой перечень находится в свободном доступе (на сайте www.zakupki.gov.ru) и еще до передачи оригинала банковской гарантии заказчику, исполнитель сам может узнать о наличии гарантии в этом перечне.

Гарантия, выпущенная с нарушением требований Закона 44-ФЗ, может стать обоснованным поводом для отказа заказчиком заключить контракт с компанией - победителем.

При использовании в качестве обеспечения исполнения контракта способ, предусматривающий перечисление денежных средств на счет заказчика, необходимо учесть, что датой, с которой обязательство по предоставлению обеспечения считается выполненным, является дата зачисления средств на банковский счет заказчика. Для расчетов по государственным контрактам лучше использовать счета в надежных банках, которые не допускают задержки перевода платежей, так как отсутствие поступления денежных средств на счет заказчика в положенный срок - причина признания участника уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

Подписание государственного контракта без внимательного ознакомления со всеми существенными пунктами

Подписание любого контракта - это принятие на себя всех обязательств, предусмотренных данным документом. И государственный контракт не является исключением. Невнимательное и халатное ознакомление с проектом государственного контракта может привести к ситуации, при которой выполнение его условий станет проблематичным или вовсе невозможным для участника-победителя.

На какие условия госконтракта стоит обратить особое внимание?

В первую очередь необходимо убедиться, что цена контракта соответствует стоимости работ или услуг, согласованной с государственным заказчиком в процессе проведения конкурса или аукциона. Смета на выполнение работ должна соответствовать общей согласованной стоимости. Совсем необязательно, что заказчик стремится снизить стоимость посредством установления цены, меньшей, чем согласованная ранее. Ошибки в цене могут быть и непреднамеренными и обусловлены невнимательностью сотрудников заказчика, однако, их наличие стать серьезной проблемой при исполнении госконтракта.. Особое внимание нужно уделить пунктам государственного контракта, которые могут предусматривать скрытую возможность заказчика потребовать выполнения дополнительных работ, услуг или поставку товаров, без соответствующей оплаты.

Во-вторых, необходимо подробно ознакомиться с порядком оплаты по государственному контракту. Большое значение имеют пункты договора, отражающие следующие условия:

  • размер и сроки перечисления аванса;
  • срок промежуточных и окончательных платежей по контракту;
  • порядок приема работ заказчиком;
  • сроки подписания актов о выполненных работах;
  • срок перечисления денежных средств после подписания акта о выполненных работах.

Внимательное изучение всех разделов контракта, посвященных порядку оплаты по нему, позволит исключить любую неопределенность, связанную с расчетами с заказчиком.

Не стоит соглашаться на формулировки в контракте, предусматривающие привязку оплаты не к факту выполнения работ и подписанию акта, а к обстоятельствам, на которые исполнитель повлиять не в силах . Например, если оплата должна быть осуществлена в течение определенного периода при наличии средств в бюджете организации-заказчика. Такой подход не гарантирует исполнителю получение денежных средств в ожидаемый период и предоставляет заказчику возможность отодвигать оплату на любой удобный ему срок.

Часто заказчик необоснованно завышает размер штрафов и пени , предусмотренный за нарушение подрядчиком своих обязательств по контракту. Важно, чтобы размер штрафов и пени, возможных к предъявлению исполнителю при нарушении условий государственного или муниципального контракта, был соразмерен штрафам и пени, которые могут быть предъявлены заказчику при допущении нарушений с его стороны. Правила определения размеров штрафов и пени в случае ненадлежащего исполнения заказчиком или поставщиком своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом, регламентируются Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063 (далее - ПП РФ 1063).

В соответствие с ПП РФ 1063 за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком устанавливаются следующие размеры штрафов:

  • если цена контракта менее 3 млн рублей - 10% от цены контракта;
  • если цена контракта от 3 млн рублей до 50 млн. рублей - 5% от цены контракта;
  • если цена контракта от 50 млн рублей до 100 млн. рублей - 1% от цены контракта;
  • если цена контракта превышает 100 млн рублей - 0,5% от цены контракта.

Размер штрафов за ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком следующий:

  • если цена контракта менее 3 млн рублей - 2,5% от цены контракта;
  • если цена контракта от 3 млн рублей до 50 млн. рублей - 2% от цены контракта;
  • если цена контракта более 50 млн рублей - 1,5% от цены контракта;
  • если цена контракта более 100 млн рублей - 0,5% от цены контракта.

Кроме того, ПП РФ 1063 устанавливает размер пени за возможную просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центробанка от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Формулы для расчета пени содержатся в ПП РФ 1063.

Существенным условием является также срок выполнения работ или предоставления услуг по государственному или муниципальному контракту. Неверное указание срока реализации промежуточных этапов работ по госконтракту или окончательного срока завершения всех работ может привести к невозможности выполнения работ по контракту и к обоснованным претензиям со стороны заказчика.

Кроме того, условия государственного контракта должны полностью соответствовать всей технической документации, которая была предоставлена заказчиком при проведении конкурса (аукциона). Любые отклонения в технических характеристиках планируемых к поставке товаров, работ или услуг должны быть проанализированы исполнителем на предмет возможности их реализации.

Внимательное изучение проекта контракта позволит избежать возникновения спорных и двусмысленных ситуаций, претензий со стороны заказчика, задержек подписания актов выполненных работ, а также несвоевременности оплаты по договору.

Итак, для успешной реализации государственного контракта и дальнейшего участия в системе государственных или муниципальных закупок, необходимо на этапе подписания контракта обратить внимание на возможные ошибки, которые может допустить исполнитель по государственному контракту:

  • Срок подписания государственного контракта - один из важнейших шагов к его успешной реализации. Подписание и предоставление государственному заказчику экземпляров контракта в срок, превышающий регламентированный законодательством, в обязательном порядке повлечет за собой негативные последствия, связанные с признанием участника уклонившимся от заключения контракта;
  • О предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта стоит позаботиться еще на этапе подачи заявки. В противном случае, своевременное оформление такого обеспечения может стать невыполнимой задачей для участника-победителя. Для оформления банковской гарантии необходимо время, перечисление денежных средств на счет заказчика в счет обеспечения исполнения также потребует определенных усилий. Следствием отсутствия обеспечения исполнения государственного контракта или его предоставление в несоответствующей форме также является признание исполнителя-победителя уклонившимся от заключения контракта;
  • Внимательность при ознакомлении с проектом государственного или муниципального контракта - залог успеха в его эффективном исполнении. Необходимо обратить особое внимание на пункты, посвященные стоимости работ и услуг, порядок расчетов и сроки платежей за выполненные работы, а также размеры предусмотренных штрафов и пени за нарушение условий договора. Все условия государственного контракта должны соответствовать конкурсной документации: как технические, так и финансовые. Срок, в который исполнитель обязан завершить выполнение своих обязательств по договору, также является одним из основных пунктов. Педантичность в изучении проекта государственного контракта, сведение к минимуму всех возможных неточностей, оговорок, двусмысленных пунктов - гарантия стабильности и успеха в исполнении всех обязательств по государственному или муниципальному контракту.

Рекомендуем почитать

Наверх