Деятельность отдела социальной защиты населения. Глава II. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения Организация работы местных органов социального обеспечения

Технологии продаж 04.07.2020

На техническом уровне управления в социальной работе рассмотрим деятельность отдела социальной защиты на примере отдела социальной защиты (ОСЗН) населения по Фрунзенскому району управления социальной защиты населения администрации города Владивостока Приморского края.

Для определения места отдела в управлении социальной защиты населения г. Владивостока рассмотрим рис.6.

Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району администрации города Владивостока является структурным подразделением управления социальной защиты населения администрации г. Владивостока.

Источниками финансирования являются бюджеты всех уровней. Финансирование осуществляется в порядке, установленном органами, производящими выделение денежных средств.

В состав отдела входят следующие сектора:

Семьи, материнства и детства;

По назначению и выплате детских пособий;

Бухгалтерского учета и контроля.

Основными целями деятельности отдела являются:

1. Работа с населением по разъяснению порядка реализации льгот, предусмотренных

Федеральными законами, ведется на основании следующих федеральных законов:

а) «О ветеранах» №535-ФЗ от 12.01.1995 г.;

б) «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996 г.;

в) «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-от 18.10.1991 г.;

г) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №184-ФЗ от 24.11.1995 г.;

д) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.03.1999 г.;

е) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 09.05.1995 г.;

ж) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.

И Указом президента РФ «О предоставлении льгот бывшим узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» №1235 от15.10.1992 г., Указом президента РФ №431 от 05.05.1992 г., «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и другими нормативными актами;

2. Реализация на территории Фрунзенского района решений и постановлений краевой и городской администрации по вопросам социальной защиты населения;

3. Обеспечение правильного и своевременного назначения и выплат, установленных законодательством ежемесячных пособий на детей, компенсационных и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством Приморского края;

4. Организация работы по привлечению внебюджетных средств для финансирования программы социальной помощи населению района.


Функции и деятельность отдела.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:

1) выявляет причины и факторы социального неблагополучия малообеспеченных групп населения, их потребности в помощи, обследует по месту жительства, ставит на учет и вносит предложения в управление социальной защиты населения по оказанию им социальной поддержки;

2) осуществляет реализацию постановлений, распоряжений администрация города и городскую программу социальной поддержке малообеспеченные слоев населения на территории района;

3) формирует базу данных: льготных категорий граждан, получателей пособий, компенсационных выплат, ведет их учет, производит выплаты;

4) ведет сбор документов на оформление удостоверений о праве на льготы;

5) по поручению управления представляет данные для сверки с организациями, предоставляющими льготы, в соответствии с Федеральными законами для возмещения расходов из Федерального бюджета и Федерального Фонда компенсаций;

6) распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

7) ведет бухгалтерский учет денежных средств, материальных ценностей в соответствии с собственной сметой доходов и расходов, утвержденной вышестоящим руководителем;

8) ведет учет лиц из числа жителей района, нуждающихся в обеспечении индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортном лечении, определении в дома-интернаты общего и специализированного типов, в надомном обслуживании и выполняет конкретные решения по этим вопросам;

9) готовит первичные документы по оформлению попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами в форме патронажа в соответствии с законодательством;

10) организует выдачу гуманитарной помощи населению района;

11) предоставляет в управление социальной защиты населения планы, статистические отчеты и отчеты о проделанной работе в установленные сроки;

12) рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, своевременно готовит ответы на них;

13) оформляет и выдает листы поездных талонов льготным категориям граждан;

14) организует работу с дезадаптированными лицами; лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

15) при обеспечении соответствующих условий организует работу по социальной реабилитации инвалидов, профессиональному обучению инвалидов, содействует в постановке на учет в службе занятости населения, направляет для обучения в высшие и профессионально-технические учебные заведения детей - инвалидов;

16) осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, представляет предложения в управление по организации занятости, трудоустройства, оздоровления и отдыха детей, состоящих на учете в отделе;

17) проводит прием граждан по вопросам социальной защиты;

18) представляет в управление социальной защиты населения предложения по улучшению условий труда, созданию сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) и использованию программного обеспечения в работе всего отдела, обеспечения персональными ЭВМ.

Сфера деятельности .

Отдел организует свою работу по следующим направлениям:

По работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;

По вопросам социальной помощи семье, материнству и детству;

По назначению и выплате ежемесячных пособий на детей;

По организации бухгалтерского учета и контроля.

Основные формы работы отдела:

Организация работы по делопроизводству и документационному

Обеспечению отдела согласно номенклатуре дел;

Формирование архива документов.

Основные нормативные документы, используемые данной организацией.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", Законом Приморского края " О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края», " О муниципальной службе в Приморском крае ", приказами, постановлениями, распоряжениями Главы администрации г. Владивостока, приказами, распоряжениями начальника УСЗН администрации г. Владивостока, приказами начальника ОСЗН по Фрунзенскому району г. Владивостока, а также Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, распоряжениями губернатора края: № 1096 от 29.09.1999 г. "Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка ", № 120 от 28.02.2002г. " Об утверждении Порядка погашения кредиторской задолженности по государственным пособиям гражданам, имеющим детей ", № 119 - ФЗ от 04.06.1997г. " Об исполнительном производстве "; приказами и инструкциями Министерства труда и социального развития РФ и уставом г. Владивостока.

Описание работы с клиентами .

Отдел осуществляет на территории Фрунзенского района г. Владивостока работу по социальной защите нетрудоспособного населения и малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.

Клиенты принимаются три раза в неделю - по понедельникам, средам и пятницам. Количество клиентов составляет примерно от 90 человек в неделю, их возраст варьирует от 14 до 60 лет.

Проблемы, с которыми обращаются в данную организацию, разнообразны.

Например :

Для получения пособий на детей, единовременного и ежемесячного; в случае возникновения задолженности по выплате детских пособий; при недостатке материальных средств к существованию;

Потере кормильца;

По вопросам назначения опекунства; а также при смене места жительства в связи с переездом в другой район и перенесении места выплаты пособий.

В ОСЗН оказываются услуги по предоставлению путевок для улучшения здоровья в курортной зоне или доме отдыха.

При обращении клиента в организацию с ним проводится беседа (по форме интервью) и составляется акт обследования материально - бытовых условий и семейного положения по следующему плану. Определяется категория семьи (полная, неполная многодетная, опекунская, с ребенком инвалидом, с родителем инвалидом), Ф.И.О. клиента и членов его семьи; наличие детей, их возраст и посещаемость ими детских учреждений; состояние здоровья членов семьи; основные источники дохода (зарплата, пенсия, алименты) и дополнительные; жилищные условия, размер жилой площади.

Анализируется наличие:

Предметов первой необходимости и предметов роскоши;

Наличие в семье транспорта, приусадебного участка, дачи, огород.

На основе этого принимается решение, в чем нуждается семья, и какая помощь ей будет оказываться.

Для решения проблем клиентов часто необходимо привлечение других организаций, поэтому отдел взаимодействует:

С предприятиями, организациями всех форм собственности и общественными объединениями по вопросам организации работы в области социальной политики и по предоставлению льгот предусмотренных Федеральными Законами;

С государственными учреждениями Пенсионного Фонда Приморского края по обмену необходимой информации;

С учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы по вопросам определения инвалидности и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Перечень оказываемых услуг в ОСЗН:

Назначение, перерасчет и выплата пособий;

Прием граждан и проведение консультаций по вопросам назначения и выплат пособий на детей;

Выдача справок в суд о задолженности по выплате пособий;

Выдача удостоверений одиноким матерям при обращении последних в суд или отдел субсидий;

Осуществляется помощь семье при определении детей в школы, детские сады и т.д.; определяет статус - иждивенца, опекуна, однофамильца;

Подготавливает дела для отправки в другие отделы и управления; оформляет ходатайство в фонд социального страхования, оказывает помощь малообеспеченным группам населения, производит льготные выплаты, обеспечивает людей с ограниченными способностями индивидуальными средствами передвижения и гуманитарной помощью, выдает проездные талоны льготной категории граждан, содействует в установлении инвалидности, в реабилитации инвалидов, трудоустройстве, оздоровлении и пр.

Персонал в отделе работает, каждый из сотрудников выполняет свои обязанности согласно должностным инструкциям. Это профессионалы своего дела, знающие права граждан и защищающие их в меру своей компетенции и закона.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой управление?

2. Назовите уровни управления.

3. Приведите значения менеджмента в социальной работе.

4. Раскройте понятия субъекта, объекта, управления в социальной работе.

5. Кто осуществляет управление социальной работой на институциональном уровне?

6. Приведите функции Министерства здравоохранения и социального развития.

7. Кто осуществляет организацию предоставления социальных гарантий, социального обслуживания? Осветите функции.

8. Кратко осветите положение об управлении социальной защиты администрации Приморского края.

9. Какова структура управления социальной защиты администрации Приморского края, и какие функции выполняют отделы?

10. Структура и функции отдела социальной защиты по Фрунзенскому району г. Владивостока.

Планирование как функция управления.

Сущность функции планирования

Функции управления - это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Объектами управления являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, взаимоотношения между людьми при оказании социальной помощи. Функция планирования является функцией предварительного управления наряду с прогнозированием.

Социальное планирование - метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации.

В настоящее время социальное планирование сосредоточилось на территориальном уровне, где объектами являются город, область, регион. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем - занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др.

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.

Мы с вами будем рассматривать процесс стратегического планирования. Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите.

Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха.

Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны.

Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации.

Этапы стратегического планирования

1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации.

Основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования, обозначается как ее миссия (ответственное задание, роль, поручение). Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Формулировка миссии должна содержать:

1. Задачу организации с точки зрения ее основных услуг, ее основных потребителей, основных технологий - т.е. какой деятельностью занимается организация;

2. Факторы внешней среды по отношению к организации;

3. Культуру организации - какого типа рабочий климат существует в организации, каких людей привлекает этот климат.

Например, миссия управления социальной защиты - удовлетворение социальных потребностей населения. Миссией центра социальной помощи семье и детям является оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей.

Некоторые руководители не придают значения выбору миссии. Особенно это относится к руководителям коммерческих организаций. Они считают, что миссия - получение прибыли.

Миссия представляет значение для организации, но и ценности и цели руководителей высших уровней влияют на организацию. Исследователи отмечают, что стратегическое поведение находится под влиянием ценностей (Игорь Ансоф). Гут и Тигири установили 6 ценностных ориентаций, которые воздействуют на принятие управленческих решений, а также, что от них зависят выбранные цели.

Текущая страница: 6 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

Итак, государственная система органов социального обеспечения населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру:

– Минтрудсоцзащиты России и его центральный аппарат (департаменты и отделы);

– федеральная служба27
Например, Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

– департаменты.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, на районном (городском) и местном уровне могут носить разные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Особенностью нижестоящих органов социального обеспечения населения в субъектах Российской Федерации является то, что они находятся в двойном подчинении – Минтрудсоцзащиты России и администрации субъекта Российской Федерации, района (города), муниципальных образований.

4.2. Организация работы органов социального обеспечения в субъектах Российской Федерации

Правомочия региональных органов социального обеспечения населения определяются теми задачами, которые стоят перед Минтрудсоцзащиты России.

Основные задачи, функции и организационная структура региональных органов социального обеспечения закрепляются в Положениях об этих органах, которые обычно утверждаются актами исполнительного органа субъектов РФ.

Региональный орган социального обеспечения, или, как его обычно называют, региональный орган социальной защиты населения (региональный орган СО, региональный орган СЗН), является отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Региональный орган СЗН в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом или положением о субъекте РФ, законами и иными нормативными правовыми актами о субъекте РФ, а также Положением о региональном органе социального обеспечения.

Региональный орган СО, как правило, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и казначействе. Финансирование расходов на его содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается данному органу в оперативное управление.

Свою деятельность региональный орган СЗН осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Законодательным органом субъекта РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС России, ТОФМС, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Региональный орган СО возглавляет государственную систему органов социального обеспечения. (На местах они чаще всего имеют наименование органов социальной защиты населения.) Организационная структура его может включать в себя:

– республиканские, краевые, областные, окружные и районные управления (комитеты, отделы) социальной защиты населения;

– учреждения нестационарного и стационарного социального обслуживания;

– учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ);

– учреждения государственной службы реабилитации инвалидов;

– учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства;

– центр по обработке информации по начислению и выплате пенсий и пособий;

– центры помощи семье и детям;

– другие государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.

Основными задачами регионального органа являются:

– реализация государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих в регионе;

– осуществление межотраслевой координации в области социальной защиты населения и мониторинга социально-экономического положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, положения семьи и прогнозирование путей развития социальной защиты;

– формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности их работы, развитие новых форм и видов социального обслуживания населения, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;

– организация работы по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, формирование банка данных обслуживаемых лиц;

– обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов, иных норм в области организации социальной защиты населения.

Региональный орган СЗН осуществляет многие функции, такие как:

– разработка мероприятий по реализации государственной политики в области социальной защиты населения (целевые и комплексные программы), проектов законов и иных правовых актов субъекта РФ, регулирующих отношения в области социальной защиты населения, внесение этих проектов на рассмотрение в соответствующие органы исполнительной власти субъекта РФ и должностным лицам, проведение заключения по проектам правовых актов, подготовленных другими органами исполнительной власти города;

– осуществление организационно-методического руководства работой нижестоящих органов социальной защиты населения, других подведомственных учреждений по выполнению ими во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти возложенных задач по социальной защите населения;

– организация работы по назначению и выплате пособий семьям с детьми, ежемесячных и единовременных компенсаций малообеспеченным жителям региона, организация других социальных выплат;

– взаимодействие с учреждениями почтовой связи, кредитными и другими организациями по вопросам осуществления социальных выплат;

– организация работы по материально-бытовому устройству инвалидов и престарелых, установлению статуса льготных категорий граждан и выдаче документов о праве на льготы. При этом орган осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией соответствующими ведомствами льгот, установленных законодательством для отдельных категорий граждан;

– заключение договоров с транспортными организациями, осуществляющими междугородные перевозки льготных категорий граждан, а также с операторами связи и возмещение им понесенных расходов в порядке, установленном законодательством;

– организация работы по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов, разработка мер, направленных на повышение эффективности, развитие форм и видов социального обслуживания, обеспечение адресной социальной поддержки малоимущих.

Региональный орган СО организует социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты; работу по медико-социальной экспертизе граждан, а также формирует и развивает сеть учреждений Государственной службы МСЭ.

Сотрудники регионального органа СЗН принимают меры по созданию и развитию сети органов и учреждений социальной защиты в зависимости от потребности в них населения, а также содействуют созданию и развитию негосударственных служб, осуществляющих социальное обслуживание нетрудоспособного населения.

Основные задачи регионального органа СЗН определены и в финансовой сфере. К ним относится, например, участие в разработке проекта закона о бюджете субъекта РФ; выполнение функций распорядителя бюджетных средств региона; осуществление контроля за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств и внутриведомственного контроля деятельности подведомственных учреждений и организаций; организация и проведение конкурсов по размещению заказа на поставку товаров; выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере социального обеспечения.

С учетом мнения территориальных органов исполнительной власти субъекта РФ региональным органом СЗН разрабатываются предложения по развитию и укреплению материально-технической базы отрасли, формируется перечень объектов строительства и реконструкции для включения их в социальный заказ и др.

На региональный орган СО возложено решение и таких задач, как взаимодействие с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по всем вопросам социальной защиты населения, а также с общественными, благотворительными, коммерческими, некоммерческими организациями; определение потребности подведомственных ему органов и учреждений в специалистах, осуществление контроля за работой по подбору и расстановке кадров в них; организация подготовки и повышения квалификации работников; проведение работы по реализации социальных гарантий, установленных для государственных служащих; решение вопросов улучшения условий труда и быта сотрудников; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением федерального законодательства и законодательства субъекта РФ в области социальной защиты населения и пр.

В установленные сроки работники регионального органа СО рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, а также осуществляют прием населения по вопросам, отнесенным к его компетенции; анализируют причины, вызывающие обращения граждан, и принимают соответствующие меры к их устранению.

Для решения задач региональный орган СО имеет право:

– вносить предложения по совершенствованию законодательства в области социальной защиты населения;

– принимать меры по развитию системы социальной защиты и вносить в правительство субъекта РФ предложения о введении новых форм обслуживания, о развитии сети учреждений, видов социальной помощи;

– обобщать практику применения законодательства по вопросам социального обеспечения, издавать и направлять в подведомственные организации инструктивно-методические указания по различным направлениям деятельности;

– владеть и пользоваться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, и т. д.

Руководство региональным органом СЗН осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности исполнительным органом субъекта РФ. По представлению руководителя регионального органа СЗН его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в аналогичном порядке.

Для того чтобы решать поставленные перед региональным органом СЗН основные задачи, его руководитель наделен широкими полномочиями: это организация работы и руководство деятельностью регионального органа СЗН, координация и контроль за деятельностью подведомственных органов и учреждений социальной защиты; участие в заседаниях правительства субъекта РФ, различных совещаниях, проводимых региональными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции данного органа; внесение в установленном порядке на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов РФ и должностных лиц проектов правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства региона, иных предложений по вопросам деятельности регионального органа СЗН.

В пределах своей компетенции руководитель регионального органа СО издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками регионального органа и подведомственных органов и учреждений социальной защиты, осуществляет контроль за их исполнением, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата регионального органа, а также руководителей нижестоящих учреждений социальной защиты населения, руководителей стационарных учреждений социального обслуживания и других подведомственных ему учреждений, заключает с ними трудовые договоры. Назначение на должности руководителей нижестоящих органов социальной защиты населения осуществляется по согласованию с главами административно-территориальных образований. Руководитель регионального органа СЗН также определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, утверждает должностные инструкции руководителей структурных подразделений регионального органа, утверждает положения о структурных подразделениях регионального органа СЗН, положения (уставы) о подведомственных органах и учреждениях, а также структуру и штатное расписание, смету расходов на содержание работников в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление.

Руководитель регионального органа СЗН ведает и кадровыми вопросами: организует работу по повышению квалификации кадров, формированию кадрового резерва, улучшению условий труда и быта сотрудников, обеспечивает соблюдение государственными служащими и другими работниками правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами. Как руководитель государственного органа он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность и своевременность ее предоставления, осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъекта РФ.

При региональном органе СЗН образуется коллегия, в состав которой входят руководитель органа СЗН (председатель коллегии), его заместители (члены коллегии по должности), руководители структурных подразделений и подведомственных организаций. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются правительством субъекта РФ по представлению руководителя регионального органа СЗН. Коллегия рассматривает вопросы деятельности регионального органа СО и подведомственных ему организаций, по итогам заседаний коллегии оформляются протоколы, постановления и по необходимости – приказы руководителя регионального органа.

Основные задачи регионального органа СЗН, его функции, организационная структура в той или иной мере одинаковы для всех органов СЗН субъектов Российской Федерации.

Региональные органы социального обеспечения населения имеют в своем подчинении нижестоящие органы – районные, городские управления, отделы, комитеты социальной защиты населения.

4.3. Организация работы местных органов социальной защиты населения

Работа органов социальной защиты населения в субъектах РФ (местные органы СЗН) разнообразна. Работникам этих органов приходится решать множество насущных вопросов, касающихся жизни граждан. Основные вопросы таковы: социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; обеспечение некоторых категорий граждан социальными пособиями; социальная реабилитация инвалидов; оказание государственной социальной помощи гражданам и др.

В приведенном перечне отсутствуют некоторые вопросы социального обеспечения, например предоставления пенсий, выдачи пособий работающим лицам (скажем, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности и пр.). Это означает, что местные органы СЗН непосредственно не занимаются такими вопросами. Эти вопросы находятся в ведении ПФР, ФСС Pоссии. Следовательно, по объему своих полномочий и функций наименование этих органов не соответствует рассмотренному ранее понятию социальной защиты населения. На практике получается, что сфера их деятельности значительно ýже, чем само содержание социальной защиты.

Организационная структура местных органов СЗН может включать в себя отделы, подотделы, секторы и пр. Зачастую в зависимости от направления работы они имеют соответствующие наименования, например отдел (сектор) обеспечения граждан социальными пособиями, сектор реабилитации инвалидов и др.

Рассмотрим организацию работы местных органов СЗН по основным направлениям их деятельности.

Организация работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов

Социальное обслуживание в обобщенном виде представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдачу материальных благ в натуральной форме престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми.

Правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию указанных категорий граждан осуществляется в соответствии с федеральными законами от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Во исполнение этих федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ было принято множество подзаконных актов.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой социального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме (в виде пенсий, пособий, компенсаций) и рассматривается как дополнение к ним28
Подробно об этом говорится в учебной литературе по дисциплине «Право социального обеспечения».

С 2015 года система социального обслуживания (как организационно-управленческая структура в России) включает в себя:

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Минтрудсоцзащиты РФ);

– орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;

– организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

– организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ;

– негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Как правило, социальные службы и организации по их обслуживанию находятся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти. Социальные услуги могут также предоставляться и частными организациями, включая индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица и при наличии соответствующим образом оформленных документов – лицензии, аттестации, аккредитации).

Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату. Социальной услугой признается лишь такая услуга, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее стоимость, т. е. полностью или хотя бы частично за счет средств общества, поэтому она и называется «социальная услуга».

Критерии бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг определены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». К числу лиц, подпадающих под воздействие специальных органов, оказывающих социальные услуги, относятся пожилые граждане, инвалиды, в том числе дети-инвалиды, а также иные категории лиц, определенные в законодательстве как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть29
Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, а также болезни, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства, конфликтов и жестокого обращения в семье, одиночества и пр.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Отсюда следует: право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в такой жизненной ситуации.

Социальное обслуживание, как отмечалось, осуществляется в форме социального обслуживания на дому; полустационарного социального обслуживания; стационарного социального обслуживания.

Социальные услуги гражданам в разных сочетаниях и в зависимости от их индивидуальных потребностей предоставляются в следующих типах учреждений:

– стационарные учреждения социального обслуживания;

– комплексные центры социального обслуживания;

– территориальные центры социальной помощи семье и детям;

– центры социального обслуживания;

– социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних);

– центры помощи детям, которые остались без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

– центры психолого-педагогической помощи населению;

– центры экстренной психологической помощи по телефону;

– центры социальной помощи на дому;

– дома ночного пребывания;

– специальные дома для одиноких престарелых;

– геронтологические, гериатрические центры;

– иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Стационарное социальное обслуживание может предоставляться также в таких учреждениях СЗН общего типа, как дома для ветеранов, для пожилых, для инвалидов и др.

В специальные дома-интернаты (специальные отделения) принимаются на обслуживание граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе со стороны, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов. В такие дома помещаются и другие лица, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Каждое учреждение социального обслуживания функционирует в соответствии с положениями о них и на основании нормативных правовых актов. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» было утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Руководство и координацию деятельности данных учреждений на местах осуществляют местные органы СЗН.

Во многих регионах страны на основе Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону», Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» местные органы СЗН осуществляют работу по созданию таких учреждений и их функционированию.

В перечисленных выше стационарных учреждениях предоставляется полный комплекс социальных услуг и обслуживания названным категориям лиц. Причем конкретный вид оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы социального обслуживания), который их предоставляет.

Набор услуг, оказываемых нуждающимся гражданам, определяется в перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания в каждом субъекте Российской Федерации.

Пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут быть при необходимости предоставлены различные услуги. Так, материально-бытовые услуги включают в себя: предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания, а также передачу в пользование мебели; содействие в организации предоставления услуг организациями торговли и связи; компенсацию расходов на проезд, обучение, лечение, консультации.

К услугам по организации питания, быта, досуга относится следующее: приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья, постельных принадлежностей).

В качестве организации досуга предоставляются книги, журналы, газеты, оказывается помощь в написании писем; при выписке из учреждения социального обслуживания предоставляется одежда, обувь, выплачивается денежное пособие; гарантируется сохранность личных вещей, ценностей и пр.

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги состоят в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья; содействии в проведении МСЭ; проведении реабилитационных мероприятий; оказании первичной медико-санитарной и стоматологической помощи; организации прохождения диспансеризации; госпитализации нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; содействии в направлении на санаторно-курортное лечение; оказании психологической поддержки; содействии в получении платной зубопротезной (кроме протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи и т. п.

Лицам, проживающим в стационарных учреждениях, оказываются также и правовые услуги: помощь в оформлении юридических документов; помощь по вопросам пенсий и предоставления других социальных выплат; содействие в получении льгот и преимуществ; содействие в получении консультативной помощи; обеспечение представительства в суде; содействие в получении бесплатной помощи адвоката; помощь в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое жилое помещение.

Более того, лицам, находящимся в подобных учреждениях, может быть оказано содействие в получении (например, инвалидам) образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей; может быть оказано содействие в социально-трудовой реабилитации, а также в организации ритуальных услуг.

Вышеперечисленные услуги предоставляются пожилым гражданам и инвалидам как на дому, так и в условиях полустационарного обслуживания.

Данное обслуживание осуществляют, как правило, стационарные учреждения СЗН, в которых организуются отделения дневного или ночного пребывания.

К числу социальных услуг, предоставляемых в порядке полустационарного социального обслуживания, относятся услуги по организации питания, быта и досуга; социально-медицинские услуги; содействие в получении образования; правовые услуги и пр.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями организаций социального обслуживания. К работе в них привлекаются медицинские работники соответствующего профиля.

В последнее время получили развитие другие формы социального обслуживания нуждающихся лиц. Например, срочное бесплатное социальное обслуживание, осуществляемое в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке; предоставление бесплатного временного приюта, бесплатной социально-консультативной помощи и пр.

Для каждого типа учреждения социального обслуживания установлен определенный порядок и свои условия, которые специально оговариваются в письменном договоре. Так, зачисление на социальное обслуживание граждан производится на основании их письменного заявления на имя руководителя органа СЗН района (города) или центра социального обслуживания. Их руководители в недельный срок с момента получения заявления организуют обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт. В необходимых случаях запрашиваются иные необходимые документы (о размере получаемой пенсии, о состоянии здоровья и при отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому). На основании этих документов в недельный срок принимается соответствующее решение о зачислении заявителя на оговариваемый вид социального обслуживания или выносится мотивированное решение об отказе в обслуживании, о чем сообщается заявителю.

Всю работу по заключению, изменению и расторжению договоров между гражданами (и их законными представителями) и учреждением осуществляет специально назначаемый работник, отвечающий за это дело.

В договоре излагаются основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также содержании предоставляемых жилых помещений. Отдельно оговаривается плата за данное обслуживание, которая взимается только на основании договора о стационарном обслуживании между указанными гражданами (или их законными представителями) и учреждением социального обслуживания в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Предоставление различных видов социальных услуг, льгот и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определение порядка и условий предоставления надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также социального обслуживания на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ30
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 739 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

На практике получение таких социальных услуг зависит от установленных законодательством условий: от размера получаемой пожилыми гражданами и инвалидами пенсии, наличия или отсутствия родственников, обязанных содержать их по закону, и т. д.

Решение об условиях оказания социальных услуг (часто бесплатных или с полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании представляемых гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями соответствующих документов.

Социальная реабилитация инвалидов является относительно самостоятельной формой социального обслуживания.

Реабилитация инвалидов – это законодательно закрепленная комплексная система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или по возможности максимальную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Главная цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалидов, достижение ими материальной независимости и их социальная адаптация. Иными словами, это комплекс всевозможных мер, способствующих интеграции инвалидов в обществе с помощью медицинской, профессиональной и социальной реабилитации31
Содержание реабилитации инвалидов как относительно самостоятельного вида социального обслуживания, набор предоставляемых им социальных услуг, их правовая регламентация подробно излагается в учебной дисциплине «Право социального обеспечения».

Виды деятельности органов социальной защиты

Существуют несколько направлений деятельности органов социальной защиты населения:

1) Работа с обращениями граждан;

2) Деятельность в области назначения и выплаты пособий;

3) Деятельность в области реабилитации инвалидов;

5) Работа с гражданами, в области назначения и выплаты компенсаций.

В органы социальной защиты населения РФ обращается значительная часть населения, это связано прежде всего с низким уровнем жизни большинства граждан РФ. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была и остается высокой.

В органы социальной защиты населения, например, поступают письма об оказании материальной помощи, о выплате компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг, об обеспечении социальными выплатами и компенсациями и др. В субъектах РФ утверждаются инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти. В инструкции один раздел посвящается порядку организации рассмотрения письменных, устных обращений и приема граждан.

В органах социальной защиты населения для организации работы по рассмотрению обращении и личного приема граждан приказом руководителя управления назначается должностное лицо, несущее персональную ответственность за эту работу.

Обращения регистрируются с использованием компьютерной техники.

При незначительном количестве обращений вместо регистрационно - контрольных карточек может вестись журнал учета рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Прием граждан проводится в служебных кабинетах должностных лиц, осуществляющих прием, либо в специально отведенном помещении, которое оборудуется необходимым имуществом и оснащается средствами связи.

Личный прием граждан в органах социальной защиты населения проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Так же граждане обращаются в органы социальной защиты населения за назначением и выплатой пособий на детей. На каждого гражданина оформляется личное дело. Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения и перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по назначению пособий в приемные дни и осуществляется по участковой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого специалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

ѕ принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

ѕ данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

ѕ не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли он на учете в отделе, получал ли пособие;

ѕ наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество заявителя, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государственных пособий на детей. Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о перерасчете государственных пособий на детей.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль специалисту, который после проверки подписывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Одной из основных характеристик условий быта, среды существования и здоровья граждан, наряду с уровнем заболеваемости, демографическими и другими показателями, являются данные об инвалидности, которые служат важным показателем социального неблагополучия населения. В связи с этим проблема инвалидности и инвалидов рассматривается как один из аспектов социальной безопасности.

Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности в социальной структуре общества, а также ожидаемое дальнейшее увеличение числа инвалидов в связи с неблагоприятной социально - экономической ситуацией в стране свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и о необходимости проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество.

Политика государства в данной сфере в отношении инвалидов реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Одним из основных направлений этой политики стала комплексная реабилитация инвалидов.

Она представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реабилитация инвалидов включает:

ѕ медицинскую реабилитацию

ѕ профессиональную реабилитацию;

ѕ социальную реабилитацию.

Медицинская реабилитация - комплекс лечебных и профилактических мероприятий, которая направлена на максимально возможное восстановление утраченных способностей пациента после различных заболеваний.

Профессиональная реабилитация - многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Все виды реабилитации относятся лишь к тем инвалидам, у которых имеется достаточно обширный потенциал реабилитации.

Органами социальной защиты населения ведется постоянная работа по оказанию социальной поддержки малообеспеченным семьям, воспитывающим детей - инвалидов. Для проведения системной работы по реабилитации детей - инвалидов действуют службы для детей с ограниченными возможностями. В числе услуг, оказываемых специалистами учреждений -- социально - бытовые, медицинские, социально - психологические, педагогические, юридические. В целях усиления внимания вопросам социальной реабилитации детей штатным расписанием учреждений предусмотрены должности социального педагога, психолога, специалистов по социальной работе.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, не имеющим медицинских противопоказаний для получения социального обслуживания и социальных услуг. Оно включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Существуют меры социальной поддержки граждан в жилищно - коммунальной сфере. В настоящее время в жилищно - коммунальной сфере существуют два основных вида социальной поддержки граждан:

ѕ выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

ѕ предоставление мер социальной поддержки по 50 % оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан.

Финансирование расходов на предоставление субсидий малообеспеченным гражданам и мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по 50% оплате занимаемой общей площади и коммунальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны 1941 -- 1945 гг. (кроме тружеников тыла) и боевых действий, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы субъектам РФ с выделением им необходимых для этого субвенций из федерального бюджета, а также с предоставлением права устанавливать форму предоставления данных мер (в том числе в натуральном или денежном виде).

К мерам социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, предоставляемым органами социальной защиты населения, относятся:

ѕ компенсации;

ѕ пособия.

Компенсации можно классифицировать:

ѕ по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);

ѕ по целевому назначению (за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, за потерю кормильца, на питание школьников, дошкольников и др.).

Ежегодная денежная выплата назначается независимо от факта получения пенсии либо ведомственной принадлежности органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Размеры ежегодных денежных выплат индексируются не реже одного раза в год в порядке, утверждаемом органом исполнительной власти субъекта РФ.

Финансирование расходов на предоставление ежегодной денежной выплаты, установленной Законом, осуществляется за счет средств регионального бюджета.

Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение умерших инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС или лиц, умерших следствие чернобыльской катастрофы.

Размеры компенсаций и иных выплат гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, индексируются исходя из уровня инфляции.

Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячно выплачивается денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Например, в субъектах РФ принят закон «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям».

Действие Закона распространяется на лиц, зарегистрированных по месту жительства на территории субъекта РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы социальной защиты населения выполняют огромную роль в области социального обеспечения, социальной поддержки граждан. От деятельности этих органов зависит дальнейшее социальное положение граждан в обществе.

Социальную защиту на территории определенного города осуществляет Отдел социальной защиты населения этого города. В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социального развития области, края.

Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы определенной области, края, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав области, края и определенного города, акты иных органов государственной власти РФ и определенной области, края, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.

Отдел возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый от нее распоряжением главы администрации района.

Начальник Отдела имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации района по представлению начальника Отдела, заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделом здравоохранения и социального развития определенной области, края.

Другие работники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрации по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.

Основные задачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения определенного города.

Основными задачами Отдела являются:

  • 1. Организация социальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
  • 2. Участие в разработке и выполнении программ социальной защиты населения на территории района.
  • 3. Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми.
  • 4. Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми. Развитие благотворительной деятельности организаций, учреждений и предприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения и финансирование программ социальной поддержке.
  • 5. Организация работы по координации деятельности центра социального обслуживания, общественных организаций.
  • 6. Организация и внедрение в систему социальной защиты населения района современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития определенной области, края.
  • 7. Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.
  • 8. Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.

Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми:

  • - обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.
  • - осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
  • - дальнейшее совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.

Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.

  • - совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.
  • - оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.
  • - организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.
  • - обеспечение качества и доступности социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:

  • а) в области социального обслуживания:
    • - оформляет документы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные дома-интернаты;
    • - оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;
    • - осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории района, и оказывает им организационно-методическую помощь;
    • - проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения.
  • б) в области реабилитации инвалидов:
    • - осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
    • - оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
    • - оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов;
    • - вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  • в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:
    • - осуществляет в пределах своей компетенции контроль по реализации нуждающихся в социальной поддержке социальных гарантий, установленных действующим законодательством для пожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;
    • - координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения социального положения ветеранов войны, и труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других социально уязвимых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
    • - обеспечивает санаторно-курортным лечением льготные категории граждан;
    • - осуществляет оформление документов, дающих право пользования льготами в соответствии с законодательством;
    • - проводит назначение и выплату социальных пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством;
  • г) в области социальной поддержки семьи, материнства, и детства:
    • - осуществляет реализацию программ на улучшение положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающихся в ней;
    • - производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;
    • - осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими возможностями;

В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Отдел имеет право: социальный защищенность престарелый инвалид

  • 1. Запрашивать и получать в установленном порядке от предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материал, необходимый для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
  • 2. Проводить совещания, семинары, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящими в его компетенцию.
  • 3. Привлекать на договорной основе специалистов к решению проблем, относящихся к его ведению.

Отдел социальной защиты населения строит свою деятельность в соответствии с планами, составленными на основе перспективных и текущих планов работы администрации района в целом.

Отдел в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных на него функций.

Рассмотрим наиболее крупные по функциональному признаку структурные подразделения Отдела социальной защиты.

1) Группа по назначению и выплате государственных пособий на детей гражданам, имеющим детей, если их среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума.

Основными задачами и функциями группы по назначению и выплате государственных пособий на детей являются:

  • - реализация государственной политики социальных гарантий и социальной поддержки семей, имеющих детей;
  • - реализация городских программ по социальной поддержке семей с детьми;
  • - разъяснение в средствах массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей мер, направленных на поддержание жизненного уровня их семей;
  • - осуществление мероприятий по практической реализации государственной политики в социальной сфере.

В соответствии с возложенными на отдел задачами его специалисты:

  • - осуществляют работу по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей, единовременных выплат при рождении ребенка, ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок и признанным и в установленном порядке безработными;
  • - проводят прием граждан, дают консультации по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей.

Возглавляет группу ведущий специалист- руководитель группы, который назначается и освобождается от должности главой администрации района. Он распределяет обязанности между специалистами в группе, организует работу в группе в пределах своей концепции, составляет инструкции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на группу функций.

2) Группа по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций

Группа обеспечивает реализацию социальных гарантий и мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с возложенными задачами группа осуществляет следующие функции:

  • - проводит прием граждан по вопросам назначения и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций;
  • - производит назначение и выплату следующих видов социальных пособий, льгот и компенсаций:
    • а) гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС:
      • - денежная компенсация в размере средней стоимости путевки;
    • - денежная компенсация на детей и подростков в размере средней стоимости путевки в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и другие оздоровительные учреждения;
    • - оплата стоимости проезда к месту лечения;
    • - оплата стоимости проезда на междугородных видах транспорта;
    • - оплата 50% стоимости проезда на междугородных видах транспорта;
    • - единовременная компенсация за вред здоровью инвалидам;
    • - ежегодная компенсация за вред здоровью;
    • - единовременная материальная помощь на оздоровление;
    • - компенсация на приобретение продовольственных товаров;
    • - пособие на погребение;
    • - ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда, причиненного здоровью;
    • - ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда семье умершего инвалида;
  • б) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, получившим в несовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечья в годы Великой отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны:
    • - компенсация за неиспользованные путевки на санаторно-курортное лечение;
    • - компенсация на транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы;
    • - оформление документов на получение бесплатного автомобиля;
    • - оформление удостоверений о праве на льготы, предусмотренные законодательством.
  • в) инвалидам:
    • - денежная компенсация на эксплуатационные расходы;
    • - оформление инвалидов в Центр реабилитации;
    • - направление инвалидов детства на учебу;
    • - выдача листов талонов на проезд в международных видах транспорта инвалидам.
  • г) жертвам политических репрессий:
    • - оплата стоимости проезда на междугородних видах транспорта;
    • - компенсация за незаконно конфискованное имущество;
    • - единовременная денежная компенсация; возмещение затрат на погребение.
  • д) гражданам, уволенным с военной службы: денежная компенсация за наем жилых помещений;
  • е) малоимущим семьям, малоимущим одиноким гражданам, пенсионерам: адресная помощь в виде денежных выплат;
  • ж) материальная помощь семьям погибших в локальных конфликтах.

Руководитель группы распределяет обязанности между специалистами, организует работу группы специалистов, координирует и контролирует деятельность учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми специалистами в группе.

Задача.

В семье Борисовых погибает отец Игорь Иванович. У него остается жена Ольга Петровна и сын Иван 12 лет.

  • 1. Какую пенсию будет получать сын Игоря Ивановича?
  • 2. В каком случае сын Иван будет получать социальную пенсию по случаю потери кормильца?
  • 3. Необходимо ли доказывать, что сын Иван находился на иждивении отца?
  • 4. Куда необходимо обратиться Ольге Петровне и какие документы предоставить для получения пенсии по случаю гибели отца ребенка?

Ответ.

1. Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. От 29.12.2015) «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет.

Таким образом, сын Игоря Ивановича будет получать страховую пенсию по потере кормильца.

  • 2. В соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
  • 3. Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. А это значит, не нужно доказывать, что сын Иван находился на иждивении отца
  • 4. Для того, что бы назначили пенсию по случаю потери кормильца необходимо обратиться в Пенсионный Фонд РФ. В Пенсионный фонд необходимо обращаться по месту прописки или по месту фактического проживания.

Для оформления пенсии надо подать заявление. Также к заявлению прилагается документ, удостоверяющий личность, место жительство, возраст, гражданство, обычно в этих целях предоставляют паспорт. Также необходимо предоставить в ПФ РФ свидетельство о смерти кормильца; копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий страховой стаж умершего; справку о среднемесячной заработной плате умершего за период, который стоит уточнить в Пенсионном фонде, в который подаются документы. Еще одними из основных документов являются документы, подтверждающие факт родства с умершим гражданином, свидетельство о рождении ребенка, а если ребенок уже является студентом очной формы обучения, тогда и справку из данного учебного заведения.

Нормативные правовые акты

  • 1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  • 2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Назначение системы соц защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Институт учреждений и организаций соц работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему соц защиты населения.

Целью деят-ти организаций соц работы в системе соц защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом

Однако соц работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеят-ти, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

В общем виде организационную структуру институтов социаль-ной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций соц работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеят-ти и рациональной организации соц защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

В структуре реализации механизмов системы соц помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие органы власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и система местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правит-во Российской Федерации. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные пр-пы соц политики гос-ва по соц защите населения, обязательные соц гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы соц защиты является деят-ть органов соц защиты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.

Объектами управления в системе соц защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные соц группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.

Субъектами управления в системе соц защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами соц помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов соц работы, сам является субъектом соц управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы соц защиты.

Ф-ии органов соц защиты

Осуществление защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности, покровительства;

Реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.

Государственные органы соц защиты населения.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным гос-вом, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется соц обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на гос-во создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Конституция РФ не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования соц защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. -- «Об основах соц обслуживания населения в РФ», 24.11.95 г. -- «О соц защите инвалидов в РФ».

Органы управления соц защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы соц защиты населения образуют единую государственную систему соц защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы соц служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

10.12.95 г. -- «Об основах соц обслуживания населения в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области соц обслуживания населения в Российской Федерации.

11. Активизация личности как стратегия и метод социальной работы.

Рекомендуем почитать

Наверх