Законы и нормативные акты по обеспечению безопасности. Федеральные законы по обеспечению безопасности объектов и системы комплексной безопасности. Лекции по Безопасности жизнедеятельности

Технологии продаж 04.07.2020
Технологии продаж

>>ОБЖД: Законы и другие нормативно правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Основные признаки НПА:

    имеет форму письменного документа;

    имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);

    принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

    публикуется в официальных печатных изданиях;

    официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

    содержит нормы права;

    обладает юридической силой;

    вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

    действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.

По юридической силе НПА делятся на:

  • подзаконные акты.

В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные (изначальные) юридические нормы.

К подзаконным актам относятся НПА, которые издаются на основе и во исполнение законов. К ним можно отнести постановления, распоряжения, инструкции и т.д.

Совокупность НПА составляет законодательную систему , которая строится по строго иерархической структуре. НПА вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов.

Основные НПА в сфере БЖД

В соответствии с вышеизложенным к основным НПА в сфере обеспечения БЖД в РФ относятся: Конституция РФ, Федеральные законы (ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные законы и т.д.

    Конституция РФ, которая определяет основные права и обязанности граждан и государства в сфере труда и безопасности.

    ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов », который определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    ФЗ №7 «Об охране окружающей среды », который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения », который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », который определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    ФЗ №69 «О пожарной безопасности », который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в стране.

    ФЗ №3 «О радиационной безопасности населения », который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Понятие подзаконных НПА

В «законах» требования по обеспечению БЖД формулируются, как правило, в самом общем виде. Дальнейшая конкретизация этих требований осуществляется в подзаконных нормативно-правовых актах.

Общепринятой считается следующая классификация подзаконных нормативных актов.

    По сфере действия:

    • общие (действуют на территории всего государства);

      местные (действуют в отдельной местности);

      ведомственные (действуют внутри ведомств);

      локальные (акты организаций и учреждений);

    По органам издающим:

    • указы Президента Российской Федерации;

      постановления Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, администраций;

      приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

      решения представительных органов местного самоуправления.

Подзаконные НПА в сфере БЖД

С точки зрения обеспечения требований БЖД наибольший интерес вызывают следующие НПА:

    Правила устройства или правила устройства и безопасной эксплуатации конкретного вида оборудования. Например, «Правила устройства электроустановок», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и т.д.

    Правила безопасности для конкретных видов опасных производственных объектов. Например, «Правила безопасности систем газораспределения».

    Межотраслевые правила по охране труда, обязательные для исполнения во всех отраслях народного хозяйства и для всех видов оборудования. Например, «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ)».

    Отраслевые правила по охране труда при выполнении отдельных видов работ. Например, «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения».

    Своды правил (СП), пришедшие на смену строительным нормам и правилам (СНиП"ам). Например, СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

    Санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).

С.М. Вишняков,
независимый эксперт

В борьбе с терроризмом и преступлениями принимают участие все органы государственной власти и в первую очередь - правоохранительные органы.

ФЗ "О безопасности" 1992 г.

Первым Федеральным законом Российской Федерации (далее ФЗ) по вопросам безопасности был закон "О безопасности" №2446-1 от 5 марта 1992 г. ФЗ закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность определялась в ФЗ как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз", а под жизненно важными интересами понималась "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".

По ФЗ к основным объектам безопасности относятся: "личность - ее права и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность достигается "проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства".

Одной из функций системы безопасности, организованной государством, является "создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности".

ФЗ "О противодействии терроризму" 2006 г.

Последним значимым для общества в вопросах обеспечения безопасности был № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. В нем утверждались основные принципы противодействия терроризму, в том числе следующие:

  • системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности".

Приведенные ФЗ, в основном, были направлены на создание организационных мер по обеспечению безопасности. Последующие ФЗ рассматривали и техническую составляющую в обеспечении безопасности объекта, создавая тем самым условия для формирования систем комплексной безопасности.

Основные термины, понятия и определения по обеспечению пожарной безопасности

В развитие ФЗ № 2446-1 были приняты ФЗ для отдельных сфер жизнедеятельности общества, закрепившие различные основополагающие понятия и термины.

Например, в № 69-ФЗ РФ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. даются следующие определения:

  • пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Достаточно полно раскрываются требования по сочетанию организационных мер и применению технических средств в ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г. и ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)" от 21 июля 1999 г.

Безопасность гидротехнических сооружений

Среди общих требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений можно выделить:

  • обеспечение допустимого уровня риска аварий и представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Критерием безопасности гидротехнического сооружения служат предельные значения количественных и качественных показателей его состояния и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому установленному уровню риска аварии. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который должен содержать сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должны были представлять декларацию в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

Промышленная безопасность ОПО определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и от последствий указанных аварий.

В соответствии с ФЗ выделяются две категории ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, газы, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества.

Вторую группу представляют собой ОПО, использующие оборудование под давлением более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С. Такими объектами могут быть не только промышленные предприятия, но и транспортные средства с взрывоопасным грузом, некоторые объекты соцкультбыта.

Можно выделить 2 группы видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.

ФЗ также были установлены требования к готовности осуществлять действия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Указано на необходимость создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.

№ 116-ФЗ законодательно утвердил положения, ранее определенные постановлениями Правительства РФ "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" № 928 от 11 августа 1998 г. и "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" № 1540 от 25 декабря 1998 г.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 октября 2000 № 63 был утвержден РД 03-315-99 "Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней".

В Положении установлено, что обоснование декларирования должно включать в себя:

  • данные о количествах опасных веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;
  • перечень правовых нормативных документов, на основании которых принято решение о разработке декларации.

Анализ безопасности должен включать в себя:

  • характеристику опасных веществ;
  • данные о технологии и аппаратурном оформлении;
  • описание технических решений по обеспечению безопасности.

В итоге декларация должна подтверждать достаточность принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; кроме того, определять мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Новые условия обеспечения безопасности объектов, особенно опасных производственных и им подобных, возникли с реализацией положений законов № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В № 184-ФЗ приняты определения и понятия "продукция" и "безопасность продукции". Эти понятия необходимы при рассмотрении реализации требований № 184-ФЗ по отношению к объектам защиты. Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее "безопасность") - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Первая программа Правительства РФ по разработке технических регламентов рассматривала вопросы обеспечения безопасности не только продуктов и товаров для человека, но и зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Последующие ФЗ уже учитывали новые тенденции, появившиеся с принятием ФЗ о техническом регулировании.

ФЗ "О транспортной безопасности" от 9.02 2007 г.

Наиболее полно требования по безопасности были сформулированы в № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г., в котором категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств напрямую связано с созданием необходимых уровней защищенности.

Обеспечение транспортной безопасности -реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Из основных задач обеспечения транспортной безопасности можно выделить:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  • оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработку и реализацию требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливались Правительством Российской Федерации.

Технические регламенты для комплексных систем безопасности

В 2009 г. большинство организаций, предприятий и специалистов, ведущих работы по созданию и внедрению комплексных систем безопасности (на стационарных объектах в виде зданий, строений, сооружений в первую очередь), будут ощущать применение и влияние разработанных и разрабатываемых технических регламентов для этой сферы.

Первым, имеющим прямое отношение к вопросу обеспечения безопасности объектов, является технический регламент по пожарной безопасности. Именно на него будут ориентироваться при разработке других технических регламентов по безопасности.

№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г.

В этом законе установлено, что "каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности", которая включает в себя "систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности... Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом".

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

В ФЗ дается классификация пожаров и опасных факторов пожара, технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, а также пожарно-техническая классификация и определения категорий зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрыво-пожарной опасности.

Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности используется для установления безопасных параметров ведения технологического процесса.

Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В № 123-ФЗ рассматриваются и такие системы, как система противодымной защиты, система пожарной сигнализации, система передачи извещений о пожаре.

Система пожарной сигнализации - это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны автоматически определить, имеет ли место возгорание, за время, необходимое для включения систем оповещения, в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Системы создаются с применением различного вида установок пожаротушения и средств пожарной автоматики, в состав которых входят:

  • извещатели пожарные;
  • приборы приемно-контрольные пожарные;
  • приборы управления пожарные;
  • технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
  • системы передачи извещений о пожаре;
  • другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.

Именно они помогают защитить людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара.

Основываясь на существовавших нормах пожарной безопасности, регламент ввел и новые требования в соответствии с № 184-ФЗ. Одним из подобных требований является подтверждение соответствия обеспечения пожарной безопасности на объекте путем ее декларирования.

По № 123-ФЗ "декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". "Лица, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

В середине 2008 г. в Правительство Российской Федерации был передан на рассмотрение проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ТР ПКЗ).

Проект разработан специалистами ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на базе национальных стандартов и руководящих документов МВД РФ.

Основные положения проекта были изложены в статье А.К. Крахмалева (журнал "Системы безопасности", 2008, № 5).

ТР ПКЗ установил понятие "криминальная безопасность" как состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы либо действия ее последствий, и распространил требования на технические средства противокриминальной защиты. В качестве объектов защиты были приняты стационарные и подвижные объекты.

К стационарным объектам отнесены здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц.

К подвижным объектам отнесены транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

К техническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты относятся:

  • средства инженерно-технической укрепленности;
  • системы охранной сигнализации:
    - средства обнаружения проникновения - автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;
    - средства сбора и обработки информации - приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    - системы передачи извещений;
    - пульты централизованного наблюдения;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы охранные телевизионные;
  • системы оповещения о тревоге;
  • системы оперативной связи;
  • технические средства досмотра;
  • системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  • средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  • системы электропитания и охранного освещения;
  • взрывозащитные средства.

Представленные ТР по № 123-ФЗ и проект ТР на ПКЗ объекта определяют наиважнейшие составляющие обеспечения безопасности любого объекта.

К ним при определенных требованиях и для объектов особой значимости и назначения могут добавляться дополнительные требования специального характера. Это относится к ОПО и объектам, защищаемым от угроз террористического характера. В этом случае системы будут дополняться необходимыми техническими средствами.

Особые требования по обеспечению информационной безопасности или по защите от угроз радиационного или экологического характера могут быть применены к системам специального назначения. При подобном расчленении системы обеспечения безопасности любого объекта в итоге могут иметь пять основных составляющих:

  • систему обеспечения пожарной безопасности;
  • систему обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • систему обеспечения антитеррористической защиты объекта на базе систем обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему специального назначения.

В данном перечне отсутствуют присущие абсолютному большинству объектов системы и сети инженерного обеспечения, энергообеспечения, электроснабжения и прочие системы, наличие которых определяется другими техническими и проектными решениями, - возможно, они будут рассмотрены в техническом регламенте "Безопасность зданий и сооружений".

На базе первых четырех взаимосвязанных систем можно рассматривать единую систему обеспечения комплексной безопасности объекта. Такая система может оказать существенное влияние на повышение эффективности управления, принятия решений и мобилизации сил и средств на всех стадиях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий возможных угроз. Кроме того, она позволит решать технические проблемы путем интеграции функций своих подсистем.

Различия по представлению деклараций по безопасности объекта

В соответствии с № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности объекта представляет собой совокупность деклараций на отдельные системы СКВ.

По проекту ТР ПКЗ декларация безопасности должна подтверждать соответствие именно технических систем ПКЗ объекта. Проект предлагает три схемы подтверждения соответствия реализованной на объекте системы противокриминальной защиты. Изучив представленные федеральные законы и технические регламенты на важные составляющие СКВ, можно рассмотреть создание нормативного документа, облегчающего решение вопросов декларирования на конкретном объекте. Этот документ, представляющий собой "свод правил", мог бы быть полезным Ассоциации производителей.

В изложении ТР ПКЗ и ТР по пожарной безопасности имеются существенные различия. Тем не менее на объектах при их реализации будут действовать общие подходы к основным вопросам декларирования, к которым я бы отнес следующие:

  • назначение и значимость объекта, его определяющие характеристики;
  • место расположения объекта, его климатические условия, возможность проявления природных чрезвычайных ситуаций, способных усложнить или нарушить его нормальную жизнедеятельность;
  • анализ электромагнитной обстановки и установление других возможных источников помех для работы технических средств и систем;
  • другие возможные особенности эксплуатации объекта и предполагаемых технических средств и систем;
  • обоснование и условия применения системы обеспечения комплексной безопасности;
  • анализ возможности появления угроз от человека и технических средств, реализуемых на объекте и дополнительно влияющих на усиление возможности появления угроз;
  • расположение объекта и его влияние на рядом находящиеся объекты и территории при реализации наиболее опасных возможных угроз;
  • установление соотношения влияния организационных мер и применения технических средств и систем (СКВ) на предупреждение и/или устранение возникших угроз и их последствий;
  • анализ мест, зон объекта, уязвимых и наиболее подверженных воздействию установленных и принятых угроз;
  • принятие решения по категориям объекта в соответствии с требованиями технического регламента (ТР);
  • принятие решения по формированию подсистем или средств и систем, составляющих СКВ и установленных требованиями ТР;
  • составление и утверждение технического задания на СКВ и на две ее основные составляющие;
  • установление общих и частных требований к энергообеспечению и проведению монтажных работ;
  • выбор и обоснование применения технических средств и систем, составляющих СКВ;
  • установление общих и частных требований по составу и объему проектной, эксплуатационной и ремонтной документации;
  • установление общих и частных требований к методам испытаний на объекте по оценке подтверждения соответствия предъявляемым требованиям ТЗ;
  • составление и принятие декларации соответствия;
  • обеспечение условий проведения инспекционного контроля.

Возможно, что представленное рассмотрение покажется надуманным, но это - результат стремления облегчить многие вопросы, возникающие у заказчика, собственника, исполнителя, проектировщика и непосредственно организаций, реализующих на объекте все вопросы по формированию систем безопасности, как бы они ни назывались.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Законы и другие нормативные акты РФ по обеспечению безопасности Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Ст. 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.). Определяет общие для РФ правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, на территории РФ от ЧС природного и техногенного характера.

2 слайд

Описание слайда:

Граждане имеют право: а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества; б) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций; в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности; г) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; ж) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; з) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3 слайд

Описание слайда:

к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане обязаны: а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; г) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4 слайд

Описание слайда:

Закон РФ «О безопасности» (принят в 1992 г.) В законе закреплена правовая основа безопасности личности, общества и государства. Разграничены полномочия органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав, задачи. Порядок контроля и надзора по обеспечению безопасности.

5 слайд

Описание слайда:

ФЗ «Об обороне» (принят в 1994 г.) Определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны. Определено предназначение ВС РФ, их состав, порядок комплектования, руководства ими. Определены состояние войны, режима военного положения, вопросы мобилизации ГО и территориальной обороны

6 слайд

Описание слайда:

ФЗ «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) Он определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, не­зависимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Согласно этого закона изучение средств и способов защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, негативных экологических факторов, отработка правил поведения в ЧС - дело не личное, а общегосударственное - обязанность каждого гражданина России.

7 слайд

Описание слайда:

ФЗ «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) Федеральный закон определяет: Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; Виды и задачи пожарной охраны; Гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы; Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности; Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности: - права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; - права и обязанности организаций в области пожарной безопасности; - ответственность в области пожарной безопасности; - административная ответственность руководителей организаций. Законом предусмотрено обязательное обучение детей обучающихся в ОУ мерам пожарной безопасности

8 слайд

Описание слайда:

В нашем государстве правовую основу борьбы с терроризмом определяют: Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Указ президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Федеральным законом «О противодействии терроризму» № 35 от 6 марта 2006 года определены: Основные принципы противодействия терроризму 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

9 слайд

Описание слайда:

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

План Конституция РФ Правовая основа обучения населения в области безопасности жизнедеятельности Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.) Статистика погибших в пожарах Виды ЧС Вывод

Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые основы их осуществления.

За десять месяцев текущего года на Ставрополье произошло 1323 пожара. Ущерб от них составил 69 миллионов рублей. Однако несмотря на внушительную цифру, количество возгораний по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2,22%. В пожарах за это время погибло 98 человек, что на 15 меньше, чем в прошлом году. Кроме того, уменьшилось количество пострадавших, травмированных людей: 150 к прошлогодним 170.

Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Соблюдая правила безопасности мы сохраним жизнь не только себе, но и окружающим людям.

Рекомендуем почитать

Наверх