Клиринговая деятельность фз 7. Клиринговая деятельность — что это? Функции финансовой части процесса клиринга

Новости 06.09.2019
Новости

1. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Клиринговая организация не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).

2. Требования, установленные настоящим Федеральным законом к клиринговой организации, распространяются на центрального контрагента.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений.

7. Центральный контрагент не вправе осуществлять расчеты по банковским счетам по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, а в случае совмещения своей деятельности с депозитарной деятельностью также не вправе осуществлять расчеты по счетам депо по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов клиринговой организации, совмещающей клиринговую деятельность с иными видами деятельности, о котором участники клиринга не были уведомлены заранее, привел к действиям клиринговой организации, нанесшим ущерб интересам участника клиринга, клиринговая организация обязана за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

11. Годовой отчет клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

13. Использование слова "клиринг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

13.1. Использование словосочетания "центральный контрагент", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме центральных контрагентов, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

14. Клиринговая организация обязана осуществлять хранение информации и документов, связанных с клирингом, и ежедневное резервное копирование такой информации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей.

16. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Требования к формату, порядку и каналам передачи центральным контрагентом информации в Банк России и составу такой информации устанавливаются нормативным актом Банка России.

17. Клиринговая организация вправе без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

18. Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу.

20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах.

В России закон о клиринге в 2018 году регламентирует безналичные денежные расчеты. Переводы могут осуществляться не только в пределах РФ, но и между государствами. Безналичный расчет применяют физические лица, финансовые организации, предприятия.

Все нюансы совершения безналичных переводов отражены в ФЗ 7 о клиринговой деятельности. Депутаты Государственной Думы одобрили законопроект в 2011 году, однако он вступил в силу только в 2012 году.

Положения законодательного акта регламентируют осуществление деятельности компаниями, которые предоставляют услуги безналичного расчета. Кроме того, ФЗ позволяет вести надзор за центральными контрагентами. Законопроект не касается функционирования организаций, которые ведут деятельность в рамках другого юридического документа – «О национальной платежной системе».

Правовой акт состоит из шести глав, в которые входит 31 статья. В них описаны следующие положения:

  • 1 глава касается основных понятий и правил;
  • во 2 главе перечислены требования, которые закон предъявляет к компаниям, ведущим деятельность в рамках законопроекта о клиринге;
  • 3 раздел устанавливает процедуру осуществления безналичных платежей и регламентирует защиту информационных данных;
  • в 4 главе собраны возможные риски, которым подвергаются клиринговые компании;
  • в 5 главе определены полномочия Банка России в осуществлении контроля за клиринговыми фирмами, а также установлена процедура получения лицензии;
  • 6 раздел включает заключительные положения, определяющие вступление закона в силу.

Главные положения ФЗ № 7

Официальный текст правового документа устанавливает оформление правил ведения клиринговой деятельности. В них в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • требования к лицам, задействованным в клиринговой деятельности;
  • условия, допускающие возможность участия центрального контрагента;
  • процедура допуска обязательств к безналичным системам;
  • права и обязанности всех сторон, задействованных в платежах;
  • порядок осуществления переводов;
  • данные об исполнении всех взятых обязательств после совершения расчетов;
  • гарантии исполнения обязательств;
  • если используются торговые либо клиринговые счета, указываются их виды и способы проведения операций;
  • определяются методы используемого страхования;
  • установлен порядок выставления отчетности;
  • указывается интернет-адрес ресурса с полной информацией о клиринговой компании;
  • описаны способы устранения рисков.

Недостаточно просто оформить правила согласно действующему законодательству. Ответственным лицам предписано соблюдать требования, которые предъявляются ко всем сторонам, участвующим в безналичных переводах. Законопроект о клиринговой деятельности запрещает некоторым категориям фирм учреждать компанию, предоставляющую услуги безналичных платежей. К ним относятся следующие виды юридических лиц:

  • организации, которые зарегистрированы в государствах с действующим льготным налоговым режимом;
  • компании, получившие регистрационное свидетельство в зонах оффшора, если при этом они не представляют сведения о том, какие финансовые операции совершают (официальный список таких операций определен законодательным актом, принятым Минфином РФ);
  • прочие фирмы с отозванной либо аннулированной лицензией, что не допускает проведение безналичных платежей.

Также запрещено учреждать клиринговые компании физическим лицам, если они не соответствуют требованиям, указанным в 6 статье действующего законопроекта.

Изменения в законодательстве

Депутаты Государственной Думы периодически вносят изменения практически во все законодательные акты России. Федеральный закон о клиринге не является исключением. Последние изменения в текст документа внесли в середине 2017 года. Поправки коснулись нескольких ключевых статей законопроекта.

Статья № 2

В этом разделе содержится формулировка понятий, используемых в законе. Последние правки парламентариев коснулись дополнений некоторых определений. В первый подпункт внесли добавочные слова, которые более полно раскрывают значение словосочетания «выделенный капитал центрального контрагента».

Статья № 3

Изменения коснулись 3 статьи, в которой установлены требования к договору об оказании клиринговых услуг. Согласно положениям действующего законодательства, компания должна предоставлять услуги, прописанные в документе, а лица, которым оказываются эти услуги, обязаны своевременно оплачивать их.

В случае если одна из сторон не соблюдает взятые обязательства, вторая получает право отказаться от исполнения условий контракта. Это относится как к организации, так и к клиентам.

Статья № 5

В 5 разделе определяются требования к клиринговой компании и к центральному контрагенту. Закон обязывает неукоснительно их соблюдать. К основным требованиям относят следующие:

  • предоставлять услуги клиринга могут только хозяйственные общества;
  • компания не имеет права вести производственную, торговую, страховую деятельность, а также не может заниматься управлением акционерными обществами, пенсионными, инвестиционными фондами и проч.;
  • общество вправе одновременно заниматься клирингом и вести торговлю. Однако при этом запрещено брать полномочия центрального контрагента или вести дополнительную финансовую деятельность (касающуюся выполнения услуг на рынке управления ценными бумагами);
  • центральный контрагент не может производить выплаты по обязательствам, если при этом он сам участвует в договоре;
  • все организации, предоставляющие безналичные переводы, но при этом задействованные в прочих видах деятельности, обязаны предпринимать действия по урегулированию возможных конфликтов интересов, если они возникают из-за совмещения;
  • также компании, совмещающие клиринговую деятельность с какой-либо иной, должны ежегодно представлять отчеты согласно положениям действующего федерального закона.

Скачать действующую редакцию законопроекта

Федеральный закон № 7 устанавливает разные аспекты осуществления клиринговой деятельности. Все стороны, участвующие в безналичных расчетах, обязаны предоставлять клиентам определенные сведения:

  • о том, как следует вести учет имущества;
  • о том, что клиент вправе требовать вести учет его имущества отдельно;
  • о стоимости процедуры отдельного учета;
  • о потенциальных рисках.

Предлагаем скачать закон о клиринге по следующей ссылке. В тексте официального документа содержится наиболее полная информация о правовой базе осуществления клиринговой деятельности.

Законодательство определяет все наиболее важные аспекты осуществления клиринговой деятельности. В тексте документа установлена процедура предоставления безналичных расчетов и регламентированы правила, которых должны придерживаться клиринговые компании.

2. Торговым счетом является или отдельный банковский счет (далее - торговый банковский счет), или отдельный счет депо (далее - торговый счет депо), или товарный счет (далее - торговый товарный счет), соответствующий следующим требованиям:

1) на указанном счете учитываются (находятся) соответственно денежные средства, драгоценные металлы, ценные бумаги, иное имущество, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона;

2) операции по указанному счету осуществляются на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения лица, которому открыт данный счет, и (или) на основании распоряжений лица, которому открыт указанный счет, с согласия клиринговой организации.

3. Торговые счета открываются с указанием клиринговой организации, которая вправе давать распоряжения по этим счетам.

4. Торговый банковский счет может открываться в рублях, в иностранной валюте или в драгоценных металлах. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет или специальный торговый счет участника клиринга.

4.1. Денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные клиентами участнику клиринга, являющемуся кредитной организацией, для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, должны направляться на отдельный банковский счет (счета), открываемый (открываемые) участником клиринга в другой кредитной организации (далее - специальный торговый счет участника клиринга). При этом денежные средства и (или) драгоценные металлы, переданные участнику клиринга каждым клиентом, должны учитываться участником клиринга во внутреннем учете отдельно. Участник клиринга обязан вести внутренний учет денежных средств и (или) драгоценных металлов, переданных ему клиентом для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, отдельно по каждому клиенту. На денежные средства, драгоценные металлы клиентов, учитываемые (находящиеся) на специальном торговом счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственные денежные средства, драгоценные металлы на специальный торговый счет участника клиринга, за исключением случаев их возврата клиенту.

4.2. По требованию клиента участник клиринга, являющийся кредитной организацией, обязан открыть в другой кредитной организации отдельный специальный торговый счет участника клиринга для совершения операций с денежными средствами, драгоценными металлами такого клиента. Денежные средства, драгоценные металлы, учитываемые (находящиеся) на указанном специальном торговом счете, могут использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

5. Согласие клиринговой организации на совершение операций по торговому банковскому счету дается способом, предусмотренным договором банковского счета в соответствии с правилами клиринга, в том числе путем подписания клиринговой организацией платежного документа, в соответствии с которым лицо, которому открыт такой счет, дает распоряжение кредитной организации о совершении операций по этому счету.

6. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового счета депо, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

7. Списание ценных бумаг с торгового счета депо номинального держателя или с субсчета депо номинального держателя к клиринговому счету или зачисление ценных бумаг на торговый счет депо номинального держателя или субсчет депо номинального держателя к клиринговому счету является основанием для проведения операций, связанных с таким их списанием или зачислением, по торговым счетам депо, открытым этим номинальным держателем, в том числе по торговым счетам депо владельцев ценных бумаг, без поручения лиц, которым открыты такие счета.

8. Торговым товарным счетом, в том числе специальным торговым товарным счетом, является учетный регистр, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг). Торговый товарный счет, за исключением торгового товарного счета центрального контрагента, совмещающего свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, открывается оператором товарных поставок, если учет указанного имущества осуществляется на основании договора хранения, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона, либо на иных основаниях в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России.

8.1. В случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, торговый товарный счет такого центрального контрагента открывается в порядке, установленном условиями оказания услуг оператора товарных поставок.

8.2. Операции по торговому товарному счету приравниваются к передаче (получению) имущества. С момента совершения записи о получении имущества риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет лицо, по торговому товарному счету которого внесена соответствующая запись о получении имущества.

9. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового товарного счета, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными актами Банка России.

10. Имущество клиентов (за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг), переданное ими участнику клиринга для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, учитывается на отдельном специальном торговом товарном счете участника клиринга. Участник клиринга обязан вести отдельный внутренний учет указанного имущества. На имущество клиентов, учитываемое на специальном торговом товарном счете участника клиринга, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга. Участник клиринга не вправе зачислять собственное имущество на специальный торговый товарный счет участника клиринга, открытый для учета имущества его клиентов, за исключением случаев его возврата клиенту.

11. По требованию клиента участник клиринга обязан открыть отдельный специальный торговый товарный счет участника клиринга для совершения операций с имуществом такого клиента. Имущество, учитываемое на таком специальном торговом товарном счете участника клиринга, может использоваться только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

Все мы хотим при заключении каких-либо сделок обезопасить себя от возможных неприятностей. Сегодня мы расскажем вам, как защитить свои права в торговых операциях, что для этого нужно. Рассмотрим основные засады клиринга.

Что такое клиринг?

Клиринг – безналичные расчетные операции между юридическими субъектами: странами, компаниями, предприятиями, предусматривающие продажу товаров, ценных бумаг, оказание услуг.

Этапы клиринга

  1. Осуществление биржевой сделки контрагентами (брокерами, дилерами) по запросам клиентов.
  2. Ее проверка по необходимым условиям: объем, цена и др.
  3. Сопоставление и проверка документов по купле-продаже ЦБ.
  4. При необходимости уточнение, внесение коррективов в параметры сделки.
  5. Ее регистрация.
  6. Получение подтверждения статуса субъекта сделки ее участниками, окончательное установление условий.
  7. Выдвижение взаимных требований ее сторонами: количество и разновидности купленных и проданных ЦБ, сумма платежа, комиссионные по вознаграждению контрагентам.
  8. Выполнение необходимых торговых операций.
  9. Оплата по операции покупателем и поставка ценных бумаг продавцом.
  10. Поступление денежных средств на счет покупателя, подтверждение этой операций путем предоставления документации по сделке депозитарию.
  11. Предоставление выписки из реестра или депозитария о получении ЦБ покупателем.

Существуют ограничения по времени на каждом этапе.

Период проведения расчетных операций вычисляется по формуле: Д=Т+n: Т – дата сделки, n – количество дней, через которые средства будут зачислены на счет покупателя.

По международным стандартам добавляется еще один день для выявления разногласий, внесения коррективов в данные, принятия решения об отмене или отложении сделки.

Клиринговая деятельность

Направлена она на установление взаимных требований участниками сделки, ведение расчетных операций по поставкам ЦБ и поступлению денежных средств на баланс покупателя. Это лицензированная профессиональная деятельность на фондовой бирже, которая ведется операторами (брокерами, дилерами).

Если в процессе клиринга участие берет более двух сторон, то специализированная лицензия на занятие этой деятельностью является обязательной.

Совмещение клиринга с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг невозможно. Исключением есть работа организатора торговли или депозитария.

Клиринговая деятельность включает:

  • сбор и проверка данных по торговым операциям;
  • выдвижение взаимных обязательств участниками сделки;
  • неттинг – установление компромисса между встречными обязательствами;
  • определение нетто-обязательств;
  • подготовка итогов по клирингу, ведение документов бухгалтерского характера, поддержание своевременных выплат и погашения нетто-обязательств.

Участники клиринговой деятельности

Являются участники торгов и брокеры, которые могут обслуживать нескольких клиентов и непосредственного участия в торгах не берут.

Могут быть индивидуальными и общими. В первом случае субъект сделки есть участником и клиринга, и торгов одновременно.

  • «Б» – допускается к клирингу с частичным обеспечением,
  • «В» доступа к нему не имеет.

Общим участником есть брокер, имеющий право на частичный клиринг (категория «О»). Второе его название — контрагент.

Требования к нему:

  1. Исполнение одного из условий:
    обладание капиталом в размере 50 000 000 руб. и больше;
    собственные средства не менее 20 000 000 000 руб., высокий рейтинг по долгосрочной кредитоспособности в РФ, а по международным стандартам не меньше, чем на один уровень ниже.
  2. Лицензия на проведение банковских операций по русских рублях и иностранной валюте и на ведение клиринговой деятельности.
    Обособленный клиент – непосредственный участник торгов или клиент участника торгов, который может выдвигать, изменять обязательства в установленном порядке клиринга.

Чтобы зарегистрироваться в качестве обособленного клиента нужно:

  1. открыть отдельный клиентский Расчетный код.
  2. написать заявление.

Клиринговая организация

Потому, что взаимные расчеты трудно регулировать одному человеку, большинство операций на рынку ЦБ решается клиринговыми организациями, через которые проходят процессы сравнения данных, клиринга и расчета.

Бывают общего и специального типа. Центры общего типа работают с ценными бумагами – акциями и облигациями, а специальные – с опционами, вариантами и др..

Специфика: создаются как для конкретной торговой системы, так и для всего национального рынка.

Их деятельность осуществляется таким образом:

  1. предоставление данных в расчетный центр, их сравнение;
  2. взаимный зачет общих требований;
  3. проведение клиринговой операции.

По законам России такие организации действуют по праву субституции, то есть принимают на себя обязательства участника клиринга и становятся контрагентами. Они могут действовать как самостоятельно, так и через договор с депозитарием и банками.

Информация по сделкам сохраняется на протяжении 5 лет. Регуляция клиринга осуществляется через договора.

Создание фондовых бирж служить обеспечением устойчивости клиринговых организаций. Источниками средств выступают ценные бумаги, денежные средства.

В зарубежной практике с такими целями используют клиринговые учреждения, расчетные палаты, банки.

Функции клиринговой деятельности

  1. составление, направление, контроль за выполнением требований по документации на основе перевода денежных средств и поставки ценных бумаг;
  2. контроль за обязательствами после совершения сделки;
  3. управление и противостояние рискам, которые возникают в процессе выполнения обязательств по сделкам на фондовой бирже.

Функции финансовой части процесса клиринга

Финансовая деятельность — совокупность действий, определяющих размеры счетов, необходимых для уплаты. Отображает возможность рисков на рынке ценных бумаг, то есть включает фьючерские операции.

К ее основным функциям относят:

  • аккумуляцию первоначальной маржи (депозита);
  • аккумуляцию переменной маржи, осуществление расчетных платежей;
  • управление рисками, информирование участников об изменениях на рынке ЦБ;
  • порядок использования гарантийных фондов.

Клиринговые корпорации

Клиринговая корпорация — биржевая организация, осуществляющая расчетные и поставочные операции максимально быстро и эффективно. Другие названия: «клиринговые фирмы», «клиринговые палаты».

Подобно клиринговой организации берет на себя функцию посредника между покупателем и продавцом, занимает офсетную позицию между участниками сделки.

Закон о клиринге и клиринговой деятельности

Действует с 01.01.2012.

Клиринговую деятельность рассматриваем как упрощенный порядок заключения рынковых сделок. Таким образом оформить ее становится намного проще, потому как вам нужно только оплатить итоговую сумму проданного или купленного и для этого не обязательно вступать в контакт с противоположной стороной.

Основные положения:

  1. Определяет взаимообязательства: сбор, сверка, коррекция данных, подготовка отчетов, зачет денежных поступлений.
  2. Иногда клиринг осуществляться на основе договоров как срочная сделка.
  3. Предметом клиринга могут быть: ЦБ, валюта, денежные поступления, товары, права на имущество.
  4. Определяет обязательства индивидуального и коллективного характера.
  5. Рассказывает о засадах клиринговой деятельности и клиринговой организации.
  6. Устанавливает порядок приобретения лицензии и минимальный размер стартового капитала для открытия клиринговой организации в размере 100 млн. рублей.

Основные понятия

Неттинг – прекращение взаимотребований допустимым образом в полном или частичном объеме.

Контрагент – посредник между участниками торгов, через которого заключаются договора.

Права его обеспечены спецтребованиями: заключение договора возможно без согласия на это участника сделки. Убытки контрагенту могут быть распределены между двумя сторонами.

Мировой опыт клиринговых расчетов

Кроме национальных клиринговых организаций существуют и международные.

Среди них:

  1. “FedWire ” – самая крупная сеть федеральных банков США, в которой участвуют 3, 5 тыс. кредитно-финансовых институтов. Оборот до 12 раз в течение дня.
  2. “Европейская клиринговая система” (ЕКС) включает 321 ассоциацию, действует с 1986 года. Это централизованная система нетто-расчетов по международным платежах в европейских странах, которая управляется частными банками.

Основные черты организации клиринга и расчетов на мировых биржах

  1. Параллельное функционирование валовых и нетто-расчетов, что повышает надежность платежной системы и снижает уровень рисков.
  2. Свободный доступ к национальным и международным банкам, проведение операций между ними.
  3. Избежание расходов на поддержание связи с расчетными системами.
  4. Много заявок, большой объем работы.
  5. Уменьшения стоимости операций.
  6. Избежание ошибок при транзакциях.
  7. Управление ликвидностью.
  8. Увеличение денежного оборота.

В дальнейшем планируется:

  • уменьшение издержек по расчетным операциям;
  • сокращение сроков по расчетам, введение фиксационного времени на их проведение;
  • увеличение интернационализации, расширение деятельности путем привлечения других стран.

Осуществить это можно с помощью дематериализации ценных бумаг, перехода на электронную систему расчетов, унификацию расчетных периодов на бирже.

Проводить покупку ценных бумаг самостоятельно или через посредника — ваш выбор. Желаю вам успехов в заключение и осуществление подобных сделок!

Нормативные акты

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

Закон № 7-ФЗ – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

Закон «О банках и банковской деятельности» – Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» – Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

Закон «О кредитных историях» – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»;

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

Закон «О рынке ценных бумаг» – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;

Закон «Об акционерных обществах» – Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

Закон «О жилищных накопительных кооперативах» – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;

Закон «О некоммерческих организациях» – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Закон «О негосударственных пенсионных фондах» – Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» – Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Закон «О кредитных историях» – Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»;

Закон «Об инвестиционных фондах» – Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Закон «Об ипотечных ценных бумагах» – Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;

Закон «О саморегулируемых организациях» – Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»;

Закон «О государственном кадастре недвижимости» – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Закон «Об аудиторской деятельности» – Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Закон «О сельскохозяйственной кооперации» – Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации»;

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» – Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон «О государственной тайне» – Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Закон «О средствах массовой информации» – Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Закон «О финансово-промышленных группах» – Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Закон «О защите конкуренции» – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

Закон «О коммерческой тайне» – Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» – Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» – Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Закон № 264-ФЗ – Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации;

УК РФ – Уголовной кодекс Российской Федерации.

Официальные издания

БНА ФОИВ– Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.

Государственные органы

Банк России – Центральный банк Российской Федерации;

ГД РФ – Государственная Дума Российской Федерации;

МЭР России – Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации;

МЭРТ России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации;

СФ – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство РФ – Правительство Российской Федерации;

Президент РФ – Президент Российской Федерации;

ФКЦБ России – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

ФСФР России – Федеральная служба по финансовым рынкам.

Предисловие

Мировая глобализация диктует сегодня жесткие условия развития экономики, одно из которых – наличие развитого финансового рынка.

На сегодняшний день вполне очевидно, что без развития индустрии финансовых услуг невозможно решение задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста. Во всем мире именно финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачей «вливания» российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации. Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно – через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Вместе с тем жесткая международная конкуренция заставляет сегодня делать выбор только из двух вариантов: иметь высокоразвитый эффективный национальный финансовый рынок или не иметь никакого, привлекая финансирование с использованием ресурсов мировых финансовых центров (США, Великобритании, Восточной Азии). Поэтому не случайно, что одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве международного финансового центра (МФЦ). Его создание в Российской Федерации призвано способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников – инвесторов, эмитентов, финансовых посредников (брокеров, дилеров, управляющих и др.).

Одним из критериев конкурентоспособности МФЦ выступает уровень развития важнейших элементов финансовой инфраструктуры, в том числе и клиринговой системы. На развитых рынках такая система обеспечивает бесперебойное функционирование организованной торговли на финансовых и товарных рынках. Возможным это становится только при условии законодательного оформления клиринга и клиринговой деятельности. Однако в российских условиях до недавнего времени такая деятельность не являлась предметом регулирования самостоятельного закона. Вместо этого в отдельных законах были установлены лишь общие положения о клиринге и клиринговой деятельности, которые уже давно нуждались в конкретизации. Недостатки правового регулирования клиринга препятствовали развитию финансового и товарного рынков РФ, сохраняя высокие издержки и риски их участников. Очевидно, что в такой ситуации давно назрела объективная необходимость совершенствования правового регулирования клиринга и клиринговой деятельности. Особую актуальность данный вопрос приобрел в свете стоящей перед страной, бесспорно, амбициозной задачи по созданию в Москве МФЦ.

Принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» стало очередным важным шагом на пути по созданию в России МФЦ. Целью этого законодательного акта является создание конкурентоспособной системы управления рисками участников гражданско-правового оборота. В нем определяются правовые основы осуществления клиринга обязательств на организованных рынках, в том числе с участием центрального контрагента, и способы обеспечения исполнения таких обязательств, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и деятельность центрального контрагента, а также основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением. Закон «О клиринге и клиринговой деятельности» позволит, с одной стороны, устранить существующие пробелы и противоречия в законодательстве в области регулирования клиринговой деятельности, обеспечив единый подход к регулированию этого вопроса. С другой стороны, Закон создаст условия для последующего развития финансового и товарного рынков РФ и стимулирования экономической деятельности их субъектов.

КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

«О КЛИРИНГЕ И КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе, на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также на клиринг обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

1. Комментируемая статья определяет предмет и сферу применения Закона № 7-ФЗ.

2. Предваряя рассмотрение предмета и сферы применения Закона № 7-ФЗ, отметим, что в тексте комментируемого законодательного акта отсутствует указание на его цель.

Справедливости ради укажем, что с точки зрения правил юридической техники описание цели федерального закона в его тексте и не является строго обязательным. Тем не менее указание конкретной цели федерального закона в его тексте достаточно широко распространено в отечественном законодательстве.

Среди российских законов, имеющих определенную прописанную цель, можно назвать:

Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»;

Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

Закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Закон «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»;

Закон «О кредитных историях» и др.

В качестве противоположного примера, когда в федеральном законе не оговаривается его цель, можно привести Закон «О рынке ценных бумаг», являющийся основным нормативным правовым актом, регулирующим отечественный фондовый рынок. Нет указания на цель и в Законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также в целом ряде других федеральных законах.

Вместе с тем формулирование цели закона совершенно необходимо на стадии разработки концепции законопроекта, так как это способствует уходу разработчиков закона от ложных целей.

Целью любого закона может быть только разрешение соответствующей общественно значимой проблемы. Применительно к клирингу и клиринговой деятельности таковой, во-первых, выступала неопределенность их правовой основы. Во-вторых, ярко выраженный фрагментарный (отраслевой) характер законодательства, регулирующего клиринг и клиринговую деятельность. В частности, это выражалось в том, что на каждом из сегментов финансового и товарного рынков складывается различное регулирование сходных отношений. И, наконец, за пределами законодательного регулирования оставались механизмы управления рисками при осуществлении клиринга. В результате этого существенно повышались риски участников финансового и товарного рынков – участников клиринга. Недостатки правового регулирования клиринга препятствуют развитию финансового и товарного рынков РФ, сохраняя высокие издержки и риски их участников.

Таким образом, основной целью принятия Закона № 7-ФЗ является формирование правовых условий для осуществления клиринга и клиринговой деятельности на организованных товарных и финансовых рынках.

Отдавая должное разработчикам законопроекта, отметим, что именно эта цель была указана ими в концепции проекта федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности». При этом как задачу законопроекта они установили определение правовой природы клиринга, общих условий его осуществления, прав и обязанностей участников клиринга и организаций, осуществляющих клиринговую деятельность (клиринговых организаций).

Возвращаясь же к рассмотрению предмета и сферы применения Закона № 7-ФЗ, отметим, что вообще предмет регулирования любого законодательного акта – это наиболее общие группы вопросов, которые включены в сферу его действия.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ, применительно к комментируемому законодательному акту таких групп вопросов четыре: вопросы, связанные с осуществлением клиринга; требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента;

вопросы, связанные с государственным регулированием клиринговой деятельности;

вопросы, связанные с государственным контролем за осуществлением клиринговой деятельности.

В отличие от предмета сферу применения законодательного акта составляют общественные отношения, возникающие в связи и по поводу предмета его регулирования.

Из смысла ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ следует, что в сферу его применения входит весь спектр отношений, возникающих в ходе осуществления юридическим лицом клиринговой деятельности и (или) функций центрального контрагента, за исключением изъятий, установленных в п. 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ.

3. В части 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ установлен ряд изъятий из предмета и сферы его применения.

Так, Закон № 7-ФЗ не распространяется:

на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе;

на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;

на отношения, связанные с клирингом обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

4. Закон № 7-ФЗ относится к сфере действия гражданского права, а также, в части определения полномочий органа (органов), осуществляющего нормативное регулирование и надзор за клиринговыми организациями, – к сфере действия административного права.

5. Комментируемая статья Закона № 7-ФЗ не носит какого-либо практического характера, а ее значение состоит в определении предмета Закона № 7-ФЗ и перечислении отношений, которые могут возникнуть между субъектами в процессе его применения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) внутренний учет клиринговой организации – учет обязательств участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также учет информации об имуществе, предназначенном для исполнения обязательств, имуществе, являющемся предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения;

2) индивидуальное клиринговое обеспечение – предусмотренный статьей 23 настоящего Федерального закона способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также иных обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом или договором (соглашением);

3) клиринг – определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;

4) клиринговая услуга – услуга по осуществлению клиринга;

5) клиринговая деятельность – деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков;

6) клиринговая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности;

7) клиринговый пул – совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением;

8) клиринговый брокер – участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом – участником организованных торгов;

9) коллективное клиринговое обеспечение – способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона;

10) контролирующее лицо – лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации;

11) неттинг– полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга;

12) организованные торги – торги, которые проводятся фондовыми биржами или иными организаторами торговли на рынке ценных бумаг, товарными биржами, валютными биржами (далее – организатор торгов);

13) оператор товарных поставок – организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций;

14) правила клиринга – документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга;

15) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) – юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;

16) участник клиринга – лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг;

17) центральный контрагент – юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул.

1. В комментируемой статье содержатся определения основных понятий, которые применяются для целей Закона № 7-ФЗ.

Таких понятий, которые носят специальный характер и имеют приоритет при толковании норм Закона № 7-ФЗ, в общей сложности семнадцать.

2. В пункте 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ представлено определение одного из ключевых целей Закона № 7-ФЗ понятий, каким является понятие «клиринг».

Вообще же клиринг представляет собой обособившуюся часть сделки, состоящую в вычислении взаимных обязательств ее сторон; установление того, в какие сроки эти обязательства необходимо выполнить. Клиринг – это совокупность расчетных (вычислительных) операций по сделке, осуществляемых специализированными организациями (клиринговые организации) на основе использования современных вычислительных компьютерных систем и методов.

Необходимость клиринга вытекает из современной организации рыночных сделок. Дело в том, что на современных организованных рынках продавец и покупатель не встречаются непосредственно. Они разделены между собой во времени и пространстве. Связующим звеном между продавцами и покупателями являются посредники, которые, выступая в роли то продавцов, то покупателей, также разделены пространством и временем. Указанные обстоятельства приводят к тому, что имеет место обособление всех частей рыночной сделки. Клиринг является третьим этапом проведения сделки (1 – заключение сделки; 2 – сверка параметров заключенной сделки; 3 – исполнение сделки). В процессе клиринга организуются все вычисления по сделке, а также выявление взаимных обязательств сторон, задействованных в ней.

Этап клиринга включает в себя несколько последовательных процедур или подэтапов, в том числе:

1) анализ итоговых сверочных документов на их подлинность и правильность оформления;

2) вычисление денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки;

3) оформление расчетных документов.

Отметим, что в Законе № 7-ФЗ клиринг впервые получил четкое легитимное определение. Ранее таковое не было представлено в законодательстве РФ. Лишь из смысла ст. 6 Закона «О рынке ценных бумаг» , а если быть точнее, то из названия этой статьи, можно было сделать вывод, что клиринг – это определение взаимных обязательств. При этом обращает на себя внимание тот факт, что данное определение не содержит критериев, позволяющих определить правовую природу клиринга. В результате этого клиринг с правовой точки зрения часто сводился к зачету требований, что является неправильным для некоторых видов клиринга.

Из пункта 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ следует, что клиринг – собой определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.

3. В пункте 11 ст. 2 Закона № 7-ФЗ представлено определение понятия «неттинг».

Как было указано выше, одним из подэтапов клиринга является вычисление денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки. Так, помимо суммы платежа непосредственно за купленный актив также уплате могут подлежать биржевые и прочие сборы. Может также применяться взаимозачет встречных требований, которые возникли по разным сделкам и должны быть исполнены одновременно.

Взаимозачет встречных требований практикуется на большинстве современных организованных рынках. Оборот крупных организаторов торговли составляет десятки тысяч сделок в день. Если эти сделки исполнять «один к одному», то с таким документооборотом с трудом бы справлялись организаторы торговли и обслуживающие их клиринговые организации. Применение взаимозачета снижает количество и упрощает алгоритм осуществления платежных операций и поставок актива по сделкам, заключаемым на организованном рынке. Вместе с тем процедура клиринга резко усложняется. Однако затраты участников на организацию и поддержание функционирования системы клиринга, предусматривающей возможность взаимозачета, оказываются меньше по сравнению с их возможными накладными расходами на раздельное осуществление платежей и поставок по каждой конкретной сделке.

Взаимозачет может быть двусторонним и многосторонним. На организованных рынках, а Закон № 7-ФЗ регулирует клиринг, осуществляемый на организованных рынках, применяется в основном многосторонний взаимозачет или неттинг (англ. netting).

В ходе неттинга вычисление (вторая процедура клиринга) начинается с того, что для каждого участника клиринга производится калькуляция его собственных чистых требований или чистых обязательств по всем включаемым в расчет сделкам за установленный период. При этом из всех требований данного участника вычитаются все его обязательства и таким образом определяется чистое сальдо.

Полученное сальдо именуется «позицией». Позиция «закрыта», если сальдо равно нулю, и «открыта», если сальдо не равно нулю. При положительном сальдо, т. е. объем требований данного участника превышает его обязательства, говорят, что у участника клиринга открыта «длинная позиция». Когда сальдо отрицательное, т. е. участник клиринга должен больше, чем должны ему, говорят, что у участника «короткая позиция».

По итогам взаимозачета среди участников клиринга отдельно по каждому виду актива и по денежным средствам выявляются те, кто имеет короткие позиции (нетто-должники) и имеющие длинные позиции (нетто-кредиторы).

Сальдо встречных требований (позиция), определенное путем их взаимозачета, показывает, какую сумму денежных средств или активов по итогам клиринга каждый участник должен дать или получить на завершающем этапе сделки. Такой окончательный платеж или поступление именуется «ликвидацией позиции» или «урегулированием позиции». После урегулирования позиции сделки, включенные в расчет этой позиции и прошедшие процедуру клиринга, являются завершенными, а обязательства по ним – исполненными.

Пункт 11 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определяет неттинг как полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга.

4. В пункте 17 ст. 2 Закона № 7-ФЗ дается определение понятия «центральный контрагент».

В этой связи отметим, что неттинг может быть двух видов:

без участия центрального контрагента в качестве стороны в расчетах;

с участием центрального контрагента в качестве стороны в расчетах.

Два типа неттинга отличаются друг от друга тем, каким образом предполагается урегулировать рассчитанную на этапе клиринга позицию.

При использовании неттинга без участия центрального контрагента после вычисления позиций всех участников клиринга производится определение пар участников «кредитор – должник» таким образом, чтобы свести к минимуму число платежей (поставок актива) от должников к кредиторам. Сторонами в окончательных расчетах по урегулированию позиций являются те же лица, которые были участниками сделок. При этом набор пар «кредитор – должник» от одного цикла клиринга к другому может меняться.

Обычно технологию торгов без централизованного контрагента применяют для торговли менее ликвидными активами или специфических сегментов, например для торговли иностранными ценными бумагами. При этом выход на рынок без центрального контрагента может быть существенно затруднен для участников, исповедующих политику «знай своего клиента» (англ. know your customer, KYC) и процедуры по борьбе с отмыванием незаконных доходов (англ. antimoney laundering, AML). На рынках, не использующих центрального контрагента, сделки заключаются непосредственно между участниками торгов, а значит, каждый участник торгов должен быть готов заключить сделки с любым другим участником. При большом числе участников предварительная проверка всех контрагентов практически невозможна, поэтому такие рынки или создаются для узкого круга участников, или в них допускаются только участники, проверенные регулятором, который и ввел требования KYC/AMK.

При неттинге с участием центрального контрагента в качестве стороны в урегулировании позиций участников торговли выступает центральный контрагент (англ. central counterparty, ССР).

История создания первого центрального контрагента насчитывает более 100 лет. Уже в 1888 г. в Англии заработал London Clearing House, который проводил клиринг по товарным сделкам. Сегодня институт центрального контрагента по сделкам успешно используется всеми ведущими биржами мира, как товарными, так и фондовыми. Кэтому есть две основные причины: во-первых, этот институт обеспечивает анонимность расчетов, а во-вторых, позволяет построить юридически безупречную систему централизованного клиринга.

Утрачивает силу с 1 января 2013 г. (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Рекомендуем почитать

Наверх