Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Военнослужащие быть привлечены к материальной

Маркетинг 01.07.2020
Маркетинг

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях :

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

    Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.

  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат.

    Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.

  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за :

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности :

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать :

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора) . В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.

Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.

Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.

Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:

  • Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
  • Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
  • Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
  • Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
  • Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

  • На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
  • На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
  • На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
  • На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Полная ответственность

В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:

  • Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
  • Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
  • Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
  • Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

  • Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
  • Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
  • Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
  • Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
  • Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
  • Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
  • При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
  • При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
  • Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
  • По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.

Материальная ответственность военнослужащих

Для регламентирования прав военных служащих Российской Федерации был принят закон о материальной ответственности.

12 июля 1999 года, Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» и одобрен Советом Федерации. Это устав, который определяет случаи частичной материальной ответственности, полной фактической ответственности, стоимость ущерба и процесс возмещения.

В законе сказано, что вооруженные силы и другие войска, формирования и органы военной службы привлекаются к материальной ответственности. При использовании имущества государства, переданного в пользование или хранение, органы военных служб обязаны бережно относиться к оборудованию, технике, оружию и другим материальным вещам.

Военнослужащие несут ответственность за ущерб, умышленно причиненный по их вине. Вред, который был нанесен имуществу по приказу командира не подразумевает материальное возмещение.

Последние изменения в Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» вносились 12 июля 2017 года.

Подробнее ознакомиться с положениями закона и скачать его актуальный текст можно

Изменения в законе о материальной ответственности военнослужащих

Последняя редакция ФЗ о материальной ответственности затронула третий абзац статьи №5, в котором говорится, что к полной фактической ответственности привлекаются лица, которые причинили ущерб в результате преступных действий или бездействия. Решение озвучивается приговором суда.

Федеральный Закон о материальной ответственности подразумевает привлечение к возмещению, в течении трех лет со дня обнаружения ущерба. Данные изменения были внесены в закон 5.07.2017 года и вступили в силу 12.07.2017 года.

Если военнослужащий призван или выполняет службу по контракту, возмещение причиненного вреда не может составлять более одного оклада средней месячной заработной платы.

Виды фактического ущерба — использование, хранение, транспортировка, хищение и непредусмотренная затрата лишних денежных средств.

Для военнослужащих, занимающих такие должности, как командир или начальник, возмещение вреда составляет три оклада средней месячной заработной платы. В случаях незаконных действий, таких как:

  • увольнение сотрудника;
  • перевод на другую работу;
  • назначение работника на должность с несоответствующей квалификацией, привлекаются по статье №4.4 ФЗ-161.

Возмещение ущерба в полной мере предусматривается следующими примерами:

  • имущество передано на временное пользование под отчет для хранения, перевозки и использования;
  • хищение, умышленные незаконные действия;
  • по вине служащего были затрачены денежные средства бюджета;
  • ущерб был причинен в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Данные действия влекут за собой полную ответственность в денежной эквиваленте, по статье №5 ФЗ-161.

Возмещение вреда определяется по фактическим потерям, на основании учетно-отчетных данных имущества военной части. Цена за оборудование такое как боеприпасы, техника и оружие определяется государством. Учитывается степень износа и себестоимость на день обнаружения ущерба. В случае незаконного назначения на военную должность, ответственное лицо возмещает затраты, в размере заработной платы такого сотрудника (глава III, статья №6 ФЗ-161).

При обнаружения повреждения или потери имущества необходимо провести административное расследование, с целью выявления причины и виновного. Взыскание происходит путем удержания суммы из заработной платы сотрудника и издания соответствующего приказа.

Ущерб может быть покрыт полностью или частично с письменного заявления военнослужащего (статья № 10 ФЗ-161).

Сумма штрафа и оценка размера возмещения за причиненный вред может быть снижена в исключительных случаях — по заключению судебной экспертизы или на основании приказа вышестоящего лица (командира).

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного Российской Федерации;

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Материальная ответственность военнослужащих возлагается на граждан, несущих срочную службу, служащих по контракту и призванных из запаса на военные сборы. Возникает вопрос о материальной ответственности, когда военнослужащим наносится ущерб государственной и военной собственности. Определение порядка возмещения, величины взыскания и виновных лиц регламентируется ФЗ №161 “О материальной ответственности военнослужащих”. Согласно закону, ответственность снимается с военнослужащего, если ущерб нанесен в результате приказа командира, от независимых причин, в следствие выполнения служебного долга, определенного уставом.

Положение о материальной ответственности военнослужащих

Ныне действующий ФЗ №161 подробно регламентирует ситуации, связанные с материальной . Особенностью положения является не только наказание за причиненный ущерб, но и воспитание военнослужащих в духе бережного обращения с военным имуществом. Главным положением закона является указание на разницу в наказании и возмещении ущерба, относительно гражданского права и трудового кодекса, регулирующих материальную ответственность работников предприятий.

Положение, обоснованное ФЗ №161, отмечает особые условия, связанные с военным субъектом нанесения вреда, ограничениями по возмещению убытков, особенностями рассмотрения дел. Имущественные отношения, в результате которых возникло разбирательство, могут касаться непосредственно вооружения и материальной части подразделения, а также федеральной собственности, отнесенной к данному подразделению.

Противоправными действиями командиров и подчиненных закон называет поступки, приведшие к хищениям, выводу из строя вверенного оборудования и вооружения, нарушению финансовой отчетности. Положение разграничивает ответственность за умышленно нанесенный вред и ущерб, нанесенный без преступного умысла.
Последствием неправомерных поступков всегда является реальный ущерб, который виновный обязан возместить, если будет доказана причинно-следственная связь между его действиями и возникшими убытками. Обязательным условием возникновения расследования является совершение проступка во время несения службы, исполнения служебных обязанностей. Если событие произошло в иной период, то дело рассматривается по гражданскому законодательству.

Материальная ответственность рассматривается в двух видах: ограниченная и полная, в зависимости от тяжести содеянного. Ограниченная ответственность определяется как кратная величина к ежемесячному окладу, начисляются выплаты из жалованья и устанавливается срок платежей. Положение закона оговаривает все величины и возможные условия финансового обременения виновного. Полное возмещения ущерба назначается в случаях, когда военнослужащий ответственен за вверенное ему имущество. При возникновении недостачи, порчи или ненадлежащего хранения, приведшего к уничтожению собственности части, виновный обязан возместить ущерб полностью.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности

При определении нанесенного ущерба в обязательном порядке учитывается степень износа объекта по последней инвентаризации. Фактические потери исчисляются с учетом цены имущества на момент обнаружения преступного деяния. Если речь идет о вооружении, то цену потерь определяет специальная комиссия, сформированная из представителей Министерства обороны и государственных статистических учреждений. После составления акта, инициируется дознание, проводимое командиром с целью установления конкретного виновника.

Привлечение военнослужащих к материальной ответственности осуществляется путем административного расследования, проводимого командованием подразделения. Законом отводится месяц на документальное подтверждение причин, величины потерь и выявления виновника происшествия. В особых случаях срок продлевается, но не более, чем на месяц. Если ущерб установлен при судебном рассмотрении или в ходе ревизии, то административное расследование не проводится.

Законом установлен порядок возмещения ущерба. Добровольное погашение в срок, установленный в зависимости от величины взыскания, служит основанием для закрытия дела. Довольно часто, виновник ограничивается служебным порицанием или ограничением по службе. Командир может издать приказ об обязательном возмещении вреда, если его стоимость сопоставима с месячной заработной платой виновного.

Третьим вариантом является судебное рассмотрение, если был нанесен значительный ущерб. Исковое заявление подает командир, который вел дознание и составлял документальные подтверждения. Если виновны несколько военнослужащих, то приказом командира устанавливается точная сумма для каждого.При несогласии с выводами комиссии или приказом командира, виновный имеет право обратиться в вышестоящее воинское учреждение, согласно Дисциплинарному кодексу ВС.

Ответственность военнослужащих за хищение оружия

Хищение или утрата оружия описываются в ст. 226 УК РФ, которая обозначает подобные действия как способ завладения или передачи третьему лицу вверенного или войскового вооружения. Умышленное повреждение, уничтожение или повреждение военной техники, в том числе повлекшее тяжелые последствия, регламентируется ст. 345-346 УК РФ. Тяжкими последствиями вследствие хищения оружия считаются потеря боеготовности воинского подразделения, срыв выполнения стратегической задачи, нанесение физического ущерба другим военнослужащим. Рассмотрение инцидента проводится военным судом, в случаи возврата оружия и устранения возможных неисправностей, это будет являться смягчающим обстоятельством при вынесении приговора.

Если в ходе расследования доказана , повлекшая за собой утрату оружия, неосторожность при хранении и транспортировке вверенного оружия или боеприпасов, то максимальный срок наказания может составить 2 года тюремного заключения. Если военнослужащий не препятствовал или уничтожению оружия или боеприпасов, то он может понести такое же наказание, поскольку нарушил устав и потерял контроль над служебным имуществом. Наказание снижается, если доказана неумышленность военнослужащего, а оружие возвращено и сохранило свои функции. Военным судом может быть назначены штрафные санкции в крупных размерах, понижение в должности или досрочное увольнение из рядов ВС РФ.

Рекомендуем почитать

Наверх