Основные условия обращения в европейский суд по правам человека. Обращение в международный суд Как подать иск в международный суд

Правовая поддержка предпринимателя 25.09.2019
Правовая поддержка предпринимателя

Здравствуйте, уважаемые друзья! В этой статья я расскажу, как подать жалобу в ЕСПЧ, каков порядок, какой срок, какие условия приемлемости, что такое Европейский суд по правам человека и при чем тут Конвенция о защити прав и основных свобод человека и Протоколы к ней.

Если необходимо обратиться в ЕСПЧ самостоятельно то читайте статью .

Статья состоит из следующих разделов:

  • Порядок подачи жалобы.
  • Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней.
  • Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной.
  • Исчерпание внутренних средств правовой защиты.
  • Срок для подачи в ЕСПЧ.
  • Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения.
  • Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом.
  • Значительный ущерб заявителя.
  • Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда).

Что такое Европейский суд по правам человека?


Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одним из таких органов является , который находится в городе Страсбурге, во Франции.

Суд учрежден и действует на основе «» (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

Число судей равно числу Государств, членов Совета Европы (в настоящее время – 47). Судьи должны обладать высочайшими моральными качествами и удовлетворять требованиям для занятия высочайших судебных должностей в своей стране или быть признанными авторитетами в области права (ст. 21 Конвенции). Судьи избираются на 9 лет без права переизбрания Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, не менее чем трех кандидатов, представленных Государством, от которого назначается судья. Сроки полномочий судей истекают по достижении ими 70-летнего возраста, при этом занимая свои посты вплоть до замены, продолжая рассматривать уже поступившие к ним дела.

Порядок подачи жалобы

Много полезной информации для заявителей, желающих обратиться в Европейский Суд можно найти на официальном сайте — http://www.echr.coe.int/ (Раздел для заявителей на русском языке – http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c= ).

При подаче обращения следует убедиться в том, что оно соответствует требованиям ст. 47 Регламента Суда, в которой указано, какие документы и информация должны быть предоставлены. Жалоба должна быть подана на специальном Формуляре (http://www.echr.coe.int/Documents/Application_Form_RUS.pdf ), если только Суд не решит иначе.

Жалоба должна соответствовать определенным критериям приемлемости.

Защита прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней.

Суд принимает индивидуальные жалобы любых физических лиц, неправительственных организаций, или группы частных лиц, когда речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней.

Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней

Жалоба должна быть направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый Протокол. Список ратификаций можно найти по адресу http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3 ).

Действие (бездействие) государства в лице его органов (должностных лиц)

Обращение должно касается обстоятельств, за которые несут ответственность органы публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.). Суд не принимает к рассмотрению иски, направленные против частных лиц или частных организаций.


Понятие «государственный орган» вырабатывается ЕСПЧ самостоятельно, независимо от отнесения его к таковым в национальном праве. Основным признаком «государственного органа» является выполнение функций публичной власти. Жалоба может быть подана на действия частной организации, если при этом будет доказано, что с точки зрения контроля, финансирования или управления организация является государственной и выполняет публичные функции. Специфика зависит от конкретных обстоятельств дела.

Нарушение государством прав, предусмотренных Конвенцией или Протоколами к ней после ратификации.

Жалоба должна касаться действий и событий, имевших место после ратификации Государством Конвенции или соответствующего Протокола.

Для Российской Федерации, в частности, датой ратификации Конвенции и Протоколов № 1 и 4 является 05 мая 1998 года, а датой ратификации Протокола № 7 – 01 августа 1998 года.

При этом стоит заметить, если нарушение носит длящийся характер, т.е. возникло до даты ратификации и продолжается после ратификации, то этот критерий можно считать соблюденным.

Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной

Заявитель лично и непосредственно должен являться жертвой нарушения («прямая жертва») одного или более основополагающих прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.

Если предполагаемая жертва нарушения умерла до подачи обращения, у лица, имеющего должный законный интерес в качестве близкого родственника, имеется возможность подать жалобу в отношении смерти или исчезновения. В таких случаях Суд признает, что близкие члены семьи (такие как родители) лица, за смерть или исчезновение которого, предположительно, налагает ответственность на Государство, могут самостоятельно претендовать на присвоение статуса «косвенной жертвы» предполагаемого нарушения статьи 2 (право на жизнь), и вопрос о том, являются ли они законными наследниками покойного, не имеет отношения к делу.

В некоторых особых ситуациях Страсбургский суд признаёт, что заявитель может являться «потенциальной жертвой». Например, в случае, если заявитель не смог установить, что законодательство, на которое он жалуется, было фактически применено в отношении него вследствие тайного характера мер, которые оно санкционировало (постановление по делу Klass и другие против Германии), или в случае, когда было вынесено, но не исполнено постановление о выдворении иностранного гражданина, при том, что исполнение постановления подвергло бы его в принимающей стране обращению, противоречащему статье 3 Конвенции (право не подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию), или нарушению его прав по статье 8 (право на уважение частной жизни, семьи, жилища и корреспонденции) (постановление по делу Soering против Соединенного Королевства).

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Заявители должны дать возможность органам власти Государства устранить нарушение прав на внутригосударственном уровне. Это требование обычно означает, что перед обращением в Суд с той или иной жалобой необходимо обратились с ней во все судебные или иные инстанции, которые признаются подлежащими исчерпанию. При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования, включая сроки обращения в суд и обжалования. Тем не менее, не должны быть задействованы неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращения в органы власти, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам.

На сегодняшний день более менее известно, обращение в какие инстанции, в порядке предусмотренном всеми процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ - в действующих редакциях не представляет собой внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, а в какие - является, по общему правилу, необходимым средством правовой защиты до подачи жалобы в ЕСПЧ. Если говорить кратко, то по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ требуется, когда это возможно и разумно способно привести к признанию и исправлению нарушения, на которое подается жалоба, пройти не только апелляцию, но кассацию (уровня субъекта РФ, а затем в Судебную коллегию Верховного Суда РФ). Обращение к Председателю Верховного Суда РФ как с кассационном, так и с надзорном порядке, средством правовой защиты не считается. По УПК РФ достаточно пройти стадии суда первой и апелляционной инстанции, подача кассационной (см. Решение по делу Kashlan против Российской Федерации) жалобы не является эффективным средством правовой защиты. С 06 августа 2014 года из практики ЕСПЧ стало понятным, что процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, предусмотренная КоАП РФ, не соответствует требованиям, предъявляемым к средству правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, и, соответственно, не является эффективным средством правовой защиты (см. Решение по делу «Смадиков против Российской Федерации)

Срок для подачи в ЕСПЧ

Полная жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Шестимесячный период обычно отсчитывается либо от даты вынесения решения самой вышестоящей судебной или иной инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по делу, либо от даты получения этого решения заявителем или его адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного периода прерывается только при поступлении в Суд полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента Суда. Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр с приложенными к нему необходимыми документами должны быть отправлены в Суд не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы они были отправлены по почте заблаговременно. Жалобы, направленные по факсу, не прерывают течение шестимесячного срока.

Протокол 15 изменил сроки подачи

01 мая 2017 г., был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон N 79-ФЗ «О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод».

Протокол № 15 предусматривает, в частности, сокращение времени для подачи жалобы в ЕСПЧ с шести до четырех месяцев .

При этом, несмотря на вступление в силу 12 мая 2017 года (через 10 дней после опубликования) названного выше Федерального закона, срок на обращение в ЕСПЧ остается шестимесячным.

Положение Протокола № 15 об ограничении срока на обращение с жалобой в Страсбургский Суд вступит в силу одновременно для всех 47 государств – членов Совета Европы только по прошествии 6 месяцев со дня вступления в силу самого Протокола № 15.

Протокол № 15 вступит в силу в первый день месяца, который настанет после истечения трех месяцев, считая со дня, на который все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют его. Таким образом, между тем днём, когда все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют Протокол № 15, и днём вступления в силу его положений о сокращении времени на подачу жалобы в ЕСПЧ пройдёт около 9 месяцев. При том, что положения Протокола № 15, касающиеся ограничения срока на обращение в ЕСПЧ, не будут иметь обратной силы, т.е. не будут применяться к жалобам, в отношении которых окончательное решение по делу по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции вынесено до дня вступления в силу этих положений.

Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения

В соответствии с подпунктом b пункта 2 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , ЕСПЧ не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена им, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

Жалоба не считается повторной, если Суд не принимал по ней решения по существу, если изменились фактические обстоятельства.

Заявитель должен указать в формуляре, что ЕСПЧ является единственным органом, в который адресована жалоба (иным органом может являться к примеру Комитет ООН по правам человека).

Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом

Согласно подпункту а пункта 3 статьи 35 Конвенции Суд может объявить жалобу неприемлемой если она является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом (например в виде применения оскорбительных выражений в адрес Суда или судей).

Значительный ущерб заявителя

Согласно подпункту b пункта 3 статьи 35 Конвенции жалоба может быть объявлена неприемлемой, если заявитель не понес значительный ущерб , если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, а также при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

Данный критерий введен в действие с 01 июня 2010 года Протоколом № 14. Критерий был применен в Решении по делу «Королев против России».

Более подробно о критериях приемлемости можно посмотреть здесь — http://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf

Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда)

При получении жалобы Суд может обязать государство принять определенные меры на период рассмотрения дела в Суде. Как правило, государству дают указание воздержаться от тех или иных действий, например, не отправлять заявителя в страну, где ему могут грозить смерть или пытки.

В заключение хотелось бы отметить, что официальными рабочими языками Суда являются английский и французский. Первоначально формуляр можно заполнять на любом из языков 47 Государств – членов Совета Европы. Однако со стадии коммуникации (т.е. уведомления Государства о поданной жалобе) вся переписка должна вестись на одном из основных языков, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка заинтересованного Государства (пп. а п. 3 ст. 34 Регламента Суда).

Адрес для отправки писем по почте и телефон Суда можно найти в разделе «Контакты» на сайте www.echr.coe.int

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Правовой статус личности - система прав, свобод и обязанностей индивида, законодательно закрепленных за ним государством. Структура правового статуса:

1. Права человека - это установленные и гарантируемые государством возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, либо нет.

2. Свободы человека - те сферы деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы.

3. Юридические обязанности - это установленные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.

Различают виды прав человека :

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от незаконного вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и другие права.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь; право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации прав зависят от состояния экономики государства.

Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

Обязанности граждан РФ

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общимотносятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками - обязанность платить установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.

Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина Соблюдение государством прав и свобод человека гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, который рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти. Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен обосновать свои личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Российской Федерацией. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права.

По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. При этом он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако он вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Государство, к которому относится решение Суда, обязано ему подчиниться. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы его решений, ибо последнее, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и к исключению государства из состава Совета Европы.

Омбудсмен

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Согласно Закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (принят 16 апреля 1996 г.), на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ. Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного политического объединения.

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

Восстановление нарушенных прав;

Совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с принципами и нормами международного права;

Развитие международного сотрудничества в области прав человека;

Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жалобу, может:

Принять ее к рассмотрению;

Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека имеет право направлять свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию административных процедур. В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.


Похожая информация.


Жалоба в Европейский Суд – документ уникальный и по форме, и по содержанию. К сожалению, встречается огромное количество сайтов, где "свободные" юристы предлагают свои услуги сразу во всех отраслях права: от эмиссии ценных бумаг, до взыскания ущерба от ДТП, а также берутся писать жалобы в ЕСПЧ. Что из этого получается, красноречивей всего говорит статистика рассмотрения жалоб . Как говорится, если ты умеешь все, значит, не умеешь ничего. Для юриста это тоже верно.

Подготовка жалобы в ЕСПЧ – моя специализация. В жалобе мы должны доказать, что действиями государства были нарушены Ваши международно-защищаемые права, в результате чего Вам причинен ущерб. Жалоба может быть написана на официальном языке суда (английский или французский) или на русском языке. Жалоба направляется в ЕСПЧ вместе с пакетом приложений. Его формирование я также беру на себя. Поэтому Вам не придется думать, какие бумаги нужно прилагать, и как все это оформить. Жалобу со всеми приложениями я отправлю в адрес суда, а Вам предоставлю подтверждающие документы. Конечно, Вас интересует, сколько стоит жалоба в ЕСПЧ.

Цена жалобы в ЕСПЧ (средняя): 55 000 руб.

Приятный бонус: в цену жалобы включены все заседания по Вашему делу! Читайте об этом .

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Добиться рассмотрения дела в ЕСПЧ непросто: для этого нужно, чтобы жалоба соответствовала всем критериям приемлемости. Ошибок ЕСПЧ не прощает: при малейшем нарушении требований жалоба будет отклонена. Давайте рассмотрим, какие же условия нужно соблюсти, чтобы Ваше обращение в ЕСПЧ было принято.

В первую очередь, надо помнить, что Европейский (Страсбургский) Суд – это узкоспециализированный международный орган, который следит исключительно за соблюдением Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Европейская конвенция). Поэтому Ваша жалоба должна быть подана против государства, участвующего в данной Конвенции (против физического или юридического лица жалобу подать нельзя), и в ней должно быть заявлено о нарушении именно тех прав, которые эта Конвенция защищает. В нашей статье «Европейский Суд по правам человека» мы уже писали о том, что это за права. Не повторяя их список, отметим, что их содержание не сводится к лаконичным формулировкам Конвенции. За 68 лет существования этого документа его толкование невероятно расширилось благодаря огромной практике Суда. Поэтому многие права, явным образом не указанные в Конвенции, в действительности вытекают из той или иной ее статьи.

Жалобу в Страсбургский Суд могут подавать физические лица, группы частных лиц, неправительственные организации (например, коммерческие фирмы), а также сами государства. Самое главное – в жалобе нужно доказать, что Вы являетесь жертвой совершенного нарушения. То есть действия или бездействие, на которые Вы ссылаетесь, должны затрагивать Вас напрямую. Жалоба в Европейский Суд может быть подана также косвенной жертвой, если между этим лицом и непосредственной жертвой есть особая личная связь (например, близкие родственные отношения, зарегистрированный брак). Однако надо иметь в виду, что Вас не признают жертвой, если Вы сами, хотя бы частично, виноваты в произошедшем.

Жалоба в Европейский Суд подается только после исчерпания заявителем всех эффективных внутригосударственных средств правовой защиты и в течение 6 месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Эти условия являются главной «ловушкой» для заявителей. С ними нужно разобраться подробно.

Эффективными ЕСПЧ считает те средства правовой защиты, которые Вам непосредственно доступны и которые способны удовлетворить Ваши требования, т.е. при обращении к ним имеется разумная перспектива того, что дело разрешится в Вашу пользу. Неэффективными ЕСПЧ обычно называет те инстанции, где движение дела зависит от дискреционных полномочий промежуточного участника (например, единоличного судьи), а также средства, для которых нет четких сроков рассмотрения обращения. В общем, европейским судьям не важно, как называется та или иная инстанция – они смотрят на ее сущность и определяют, должен ли заявитель обращаться к ней до подачи жалобы в Страсбург. На сегодняшний день картина с эффективными инстанциями в России выглядит следующим образом:

По гражданским делам:

01 января 2012 года произошли крупные изменения в правилах обжалования решений судов общей юрисдикции. Спустя 3,5 года ЕСПЧ дал разъяснения о том, какие инстанции после реформы он считает эффективными, а какие - нет (см. Абрамян и Якубовские против России, решение от 12 мая 2015 года). Напомним, за апелляцией следует кассация, которая теперь состоит из двух ступеней: 1) обращение с кассационной жалобой в президиум суда субъекта Федерации (пункт 1 части 2 ст. 377 ГПК РФ); 2) обращение с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (пункт 3 части 2 ст. 377 ГПК РФ). Если судья Верховного Суда откажет в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в коллегии, этот отказ можно обжаловать непосредственно Председателю Верховного Суда в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ. На прохождение всех уровней кассации дается 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения. В этот срок не включается время рассмотрения кассационных жалоб в соответствующих инстанциях (см. пункты 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29). Если поданная в Верховный Суд кассационная жалоба приведет к тому, что дело будет рассмотрено Судебной коллегией, то вынесенное ей определение подлежит обжалованию в порядке надзора (пункт 6 части 2 ст. 391.1 ГПК РФ). Если в передаче надзорной жалобы для рассмотрения отказывают, заявитель вправе обжаловать отказ, обратившись к Председателю Верховного Суда (часть 3 ст. 391.5 ГПК РФ). А кроме того, статья 391.11 ГПК РФ позволяет обратиться к Председателю ВС РФ или его заместителю с просьбой внести в Президиум Верховного Суда представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права. Примечательно, последним способом можно обжаловать вообще любое вступившее в законную силу постановление, начиная с первой инстанции (см. например, Определение ВС РФ от 15 сентября 2015 г. N 4-КГ15-46). Из многообразия всех этих инстанций ЕСПЧ признал эффективными (обязательными к исчерпанию до обращения в Страсбург) первую, апелляционную и оба уровня кассационной инстанции. Т.е. последним эффективным средством правовой защиты является кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ . Обращение к Председателю ВС РФ в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ, а также в рамках ст. 391.11 ГПК РФ названы экстраординарными (неэффективными) средствами. Об эффективности надзора (ст. 391.1 ГПК РФ) ЕСПЧ ничего не сказал, поэтому данная инстанция пока остается спорной.

По арбитражным делам:

В связи с ликвидацией Высшего Арбитражного Суда изменилась процедура обжалования арбитражных постановлений. Судебные акты первой, апелляционной и кассационной (окружной) инстанций арбитража могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда (ст. 291.1 АПК РФ). При отказе в передаче такой жалобы на рассмотрение коллегии можно подать жалобу Председателю ВС РФ в порядке части 8 ст. 291.6 АПК РФ. Если кассационная жалоба будет рассмотрена Судебной коллегией, то на вынесенное постановление может быть подана надзорная жалоба (часть 3 ст. 308.1 АПК РФ). Отказ в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Президиуме также может быть обжалован Председателю Верховного Суда (часть 7 ст. 308.4 АПК РФ). Кроме того, к Председателю ВС РФ можно обратиться в рамках ст. 308.10 АПК РФ с просьбой внести в Президиум Верховного Суда представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права. Эффективность этих инстанций прокомментирована в решении ЕСПЧ по делу Саханов против России от 18 октября 2016 г. Исследовав новую кассацию в арбитражном процессе, суд заключил, что она идентична новой кассации в гражданском процессе, которая получила оценку ранее (Абрамян и Якубовские против России). Поэтому эффективными (обязательными к исчерпанию) по арбитражным делам признаны первая, апелляционная и обе кассационные инстанции (т.е. арбитражный суд округа и Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ) . Обращения к председателю ВС РФ в порядке части 8 ст. 291.6, части 7 ст. 308.4 и ст. 308.10 АПК РФ являются неэффективными средствами правовой защиты. При этом Европейский Суд еще не оценил обжалование судебных актов в порядке надзора (ст. 308.1 АПК РФ) на предмет эффективности. Данное средство правовой защиты пока приходится рассматривать как спорное.

По делам из административных правоотношений (КАС РФ, КоАП РФ):

Оценивая иерархию судебных инстанций, предусмотренных КАС РФ, Страсбург вновь руководствовался своими выводами по делу Абрамян и Якубовские против России. Так, эффективными по КАС РФ признаны первая, апелляционная и обе кассационные инстанции (т.е. Президиум регионального суда общей юрисдикции и Судебная коллегия Верховного Суда РФ). Обращение к ним до подачи жалобы в ЕСПЧ является строго обязательным . Однако кассационные и надзорные жалобы в рамках ч. 4 ст. 323 и ч. 4 ст. 337 КАС РФ квалифицированы как неэффективные средства правовой защиты. Об эффективности общих надзорных жалоб (ст. 332 КАС РФ) ЕСПЧ до сих пор хранит молчание.
Что касается производства по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ), то в настоящее время эффективными считаются только первая и апелляционная инстанции судов . Обращение к вышестоящим инстанциям не учитывается при исчислении 6-месячного срока.

По уголовным делам:

Наконец, ЕСПЧ внес ясность и в этом вопросе. 19 апреля 2016 г. было принято решение по делу Тимур Иванович Кашлан против России. В нем ЕСПЧ отметил, что Федеральным законом № 518-ФЗ от 31 декабря 2014 г. был отменен годичный срок на подачу кассационных жалоб по уголовным делам. Теперь кассационная жалоба на вступивший в силу приговор может быть подана в течение неопределенного периода времени, что не отвечает представлению Страсбурга об эффективной судебной инстанции. Поэтому Европейский суд пришел к выводу, что "новая" кассация в уголовном процессе не является эффективным средством правовой защиты , и к ней не нужно обращаться до подачи жалобы в Страсбург. Таким образом, по уголовным делам, рассмотренным с января 2015 г., эффективными являются только первая и апелляционная инстанции.

Проблема и ее решение:

Общее правило гласит: если Вы не используете хотя бы одно из эффективных средств правовой защиты, доступных Вам в России, подача жалобы в Европейский Суд будет бессмысленна – ее объявят неприемлемой. Однако проблема заключается в том, что до настоящего времени ЕСПЧ не объяснил, считает ли он эффективными ряд инстанций в судах общей юрисдикции и в арбитраже. В отношении таких инстанций остается неизвестным, считает ли их ЕСПЧ обязательными к исчерпанию до обращения в Страсбург. Учитывая это, наиболее разумной представляется следующая тактика. Срок на обращение в ЕСПЧ лучше всего исчислять с момента вынесения судебного акта той инстанцией, в эффективности которой сомнений нет. Соответственно, подавать жалобу в ЕСПЧ следует сразу после рассмотрения дела такой инстанцией. Вынесенный ею судебный акт нужно указать в жалобе как окончательный, по Вашему мнению, ввиду неподтвержденной эффективности вышестоящих инстанций. При этом необходимо сообщить ЕСПЧ, что к вышестоящим инстанциям Вы все же прибегнете и информируете Суд о результатах обращения к ним. Подчеркните, что жалобу в ЕСПЧ Вы подаете именно сейчас, чтобы не пропустить 6-месячный срок в случае, если Страсбург признает "новые" инстанции неэффективными.

Неэффективными средствами правовой защиты, помимо уже названных, являются: заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обращения в Прокуратуру, Конституционный Суд РФ, к Уполномоченному по правам человека, в административные органы и т.д. Прибегать к этим средствам до подачи жалобы не требуется.

Отдельно нужно сказать о ситуациях, когда эффективных средств правовой защиты в принципе не существует . То есть, куда бы заявитель ни «постучался» в поисках правды (например, в отечественный суд, в правоохранительные и административные органы), эффективной помощи он там, по мнению Страсбурга, a priori, не найдет. Поэтому и срок на обращение в Страсбург в таких случаях исчисляется с момента нарушения прав заявителя, независимо от того, обжаловал ли он действия властей на национальном уровне. В качестве примера можно назвать жалобы на:

  • неадекватные условия транспортировки заключенных
  • неадекватные условия заключения, содержания в СИЗО
  • незаконные ОРМ, в том числе жалобы на предполагаемую прослушку телефонных разговоров, подаваемые лицами, не привлеченными к участию в уголовном деле
  • недостаточный медицинский уход в тюрьме
  • необоснованно долгое содержание под стражей
  • отказ в освобождении от тюремного заключения по состоянию здоровья
  • невыплату обанкротившимся ГУПом или МУПом долга по зарплате, взысканного судом
  • направление заключенного для отбытия наказания слишком далеко от дома и семьи
  • содержание лица в металлической клетке во время суда
  • и так далее.

Кроме того, практике ЕСПЧ известно понятие «длящейся ситуации» . Иначе говоря, когда нарушение состоит не в совершении властями какого-то изолированного, «точечного» действия, а в создании для заявителя условий, несовместимых с Конвенцией, в которых он пребывает на протяжении какого-то периода. Если при этом у будущего жалобщика нет эффективных средств правовой защиты, то обратиться в Европейский Суд он может либо в течение 6 месяцев с момента окончания длящегося нарушения, либо (при соблюдении ряда условий) даже до его окончания. Наиболее распространенным примером длящейся ситуации является чрезмерно долгое содержание лица под стражей до объявления приговора.

Очень важно, чтобы Ваше обращение в "эффективные инстанции" было рассмотрено по существу. Если заявление не было рассмотрено из-за допущенной процессуальной ошибки (например, не оплачена госпошлина, не приложена доверенность, пропущен срок и т.п.), то ЕСПЧ будет считать, что Вы в такую инстанцию не обращались, и Ваша жалоба будет отклонена. Кроме того, при обращении в судебные органы России нужно обязательно заявлять о нарушении прав, предусмотренных Конвенцией 1950 г. Не требуется при этом ссылаться на конкретную статью, как и на саму Конвенцию, но тезис о нарушении соответствующих прав должен быть озвучен. Очень важно усиливать свою позицию и искать новые аргументы, обращаясь к новой инстанции. Неправильно, когда заявитель один и тот же текст подает сначала как апелляционную жалобу, а потом дважды как кассационную жалобу. В этом случае скупая мотивировочная часть решения российского суда обеспечена, и она будет выглядеть объяснимой в глазах ЕСПЧ.

Когда последняя эффективная инстанция примет решение по делу, оно будет являться окончательным. Именно с этого момента у Вас есть 6 месяцев, чтобы подать жалобу в Европейский Суд. Последующее обращение к неэффективным средствам защиты внутри государства не прерывает 6-месячный срок.

Что это значит? Допустим, сегодня последняя эффективная инстанция огласила определение по Вашему делу. Тогда уже с завтрашнего дня начинается «обратный отсчет» 6-месячного срока на обращение в Страсбург. Если предварительно Вы решите подать жалобу в инстанцию, которую ЕСПЧ не считает эффективной (например, обратиться к Председателю ВС РФ в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ), то не остановите этим течение 6-месячного срока и рискуете его пропустить.

Срок на обращение в Страсбург начинает течь на следующий день после того, как Вам стало известно содержание вынесенного окончательного решения. Если решение не было оглашено публично, но по закону должно быть направлено сторонам по почте, то срок начнет течь на следующий день после получения Вами этого решения. Если же оно автоматически сторонам не направляется, то срок будет исчисляться со дня получения решения в канцелярии суда.

Еще один важный момент. Не так давно появилось дополнительное требование к заявителям. Теперь необходимо доказывать, что допущенным нарушением заявителю был причинен значительный ущерб. Речь не обязательно идет о крупной материальной потере. Имеется в виду характер наступивших последствий. Даже мелочь может перевернуть жизнь человека. Но в каждом случае это нужно убедительно аргументировать.

В заключение отметим наиболее распространенные ошибки, из-за которых жалоба может быть отклонена в Страсбурге без рассмотрения:

  • Данные заявителя не вписаны в формуляр, и приложения к жалобе не позволяют установить ее отправителя. То же касается обращений, подписанных псевдонимом или представителем, действующим по доверенности от неизвестного лица.
  • Подано заявление, аналогичное ранее рассмотренному: совпадают стороны, требования и обстоятельства дела.
  • Заявитель уже обратился в иной международный орган для разрешения спора.
  • Заявитель дезинформирует Суд, использует оскорбительную лексику, разглашает условия мирового соглашения, действует только из желания начать судебное состязание и т.д. (злоупотребление правом).
  • Подана жалоба «четвертой инстанции». Страсбургский Суд подчеркивает, что он не является вышестоящей инстанцией по отношению к государственным судам. Поэтому он не пересматривает ранее установленные обстоятельства и сделанные в их отношении выводы государственных органов, не занимается толкованием национального права и не отменяет судебные решения. Страсбург делает собственные суждения и выносит юридически обязательные предписания.
  • Из представленных документов видно, что никакого нарушения Конвенции 1950 г. не было. Например, когда дело было рассмотрено государственными судами должным образом; когда допущенное властями на основании закона вмешательство было соразмерно общественному интересу; когда по аналогичным делам имеется сложившаяся практика ЕСПЧ, из которой следует, что нарушение отсутствует, и т.д.
  • Заявителем не представлены документальные доказательства нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  • Невразумительность обращения. Это касается случаев, когда с точки зрения юридический техники, жалоба в Европейский Суд составлена неграмотно и не позволяет должным образом разобраться в ситуации.

Объявляя жалобу неприемлемой, ЕСПЧ должен мотивировать свой вывод, однако на практике это часто не соблюдается, и в рассмотрении документов отказывают немотивированно (мотивированное решение Вам не высылают, а предоставляют лишь информацию о том, что жалоба объявлена неприемлемой). Истинную причину этого явления можно угадать в чрезвычайной перегруженности судей, которые технически не могут «осилить» весь поток поступающих обращений и поэтому выбирают из их числа лишь те, которые наиболее обоснованы и правильно составлены.

Если жалоба в Европейский Суд подготовлена верно, и была принята им к производству, то по итогам разбирательства Страсбург может признать факт нарушения государством прав заявителя и присудить ему справедливую компенсацию. Она выплачивается за понесенный материальный, моральный ущерб, а также за судебные расходы и издержки. Также может быть взыскана упущенная выгода. А при возмещении судебных расходов и издержек учитываются средства, потраченные как в период производства в Европейском Суде по правам человека, так и на этапе внутригосударственного разбирательства. Кроме того, судьи могут вынести «пилотное» постановление и в нем указать государству на определенные дефекты законодательства и правоприменительной практики, потребовав принятия специфических мер по их исправлению.

Жалобы частных лиц, организаций и государств, связанные с нарушением Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека рассматриваются международным судебным органом, который расположен в Страсбурге, и носит название Европейский суд по правам человека. Обращения рассматривают 47 судей (что соответствует числу государств-участников Конвенции), которые независимы, и не представляют интересы той или иной страны. Как подать жалобу в Европейский суд? Какие дела рассматриваются данным органом? После какой инстанции можно подаватьжалобу в ЕСПЧ? Давайте изучим эти вопросы более детально.

Кто и в каких ситуациях может обратиться в ЕСПЧ?

В страсбургский суд имеют права обращаться:

В качестве ответчика может вступать только страна, ратифицировавшая Конвенцию. Данный орган не рассматривает жалобы на действия физических или юридических лиц, правонарушение должно быть совершено только органом власти.

Обратиться за помощью может только гражданин, чьи права были нарушены. Это можно сделать лично или через представителя.

Обязательным условием для обращения в данный международный судебный орган является нарушение норм, прописанных в Европейской конвенции. Этот документ охраняет права на:

  1. жизнь;
  2. свободу мысли и совести;
  3. справедливое судебное разбирательство;
  4. уважение частной жизни;
  5. свободные выборы;
  6. свободу передвижения и ряд других.

Конвенция запрещает:

  • -пытки;
  • -рабство;
  • -принудительный труд;
  • -незаконный арест;
  • -дискриминацию;
  • -бесчеловечное отношение;
  • -смертную казнь;
  • -высылку за пределы страны.

Это последняя инстанция, которая способна помочь восстановить нарушенные права. Поэтому обращаться к ней можно только после того, как подача жалоб в национальные судебные органы не принесла должного результата.

После какой инстанции можно обращаться в страсбургский суд?

Граждане Российской Федерации, желающие отстоять свои права, должны знать, после какой инстанции они имеют право обратиться в ЕСПЧ:


  1. Жалобы по гражданским делам, связанным с публичными правоотношениями с участием физических лиц, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции в соответствии с нормами ГПК Российской Федерации, а также при возникновении споров по публичным правоотношениям, рассмотрение которых происходило в соответствии с нормами КАС РФ, подаются в страсбургский суд в течение 6-ти месяцев после вынесения Верховным судом РФкассационного определения. ВС в данном случае является судом 4-й инстанции, если учесть, что изначально дела рассматриваются на уровне районных органов правосудия.
  2. Если оспариваются решения по уголовным делам или административным правонарушениям, которые были приняты судами общей юрисдикции в соответствии с УК, КоАП, обращаться с заявлением в ЕСПЧ можно уже после обращение в суд второй, апелляционной инстанции.
  3. Оспаривание решений по гражданским делам и в случае возникновения споров, связанных с публичными правоотношениями, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые были приняты арбитражным судом (в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса) возможно в течение шести месяцев после рассмотрения их судом первой кассационной инстанции.

Если с гражданскими и уголовными делами все понятно, то с оспариванием решений по арбитражным делам существуют некоторые сложности. После ликвидации Высшего арбитражного суда ЕСПЧ не дал разъяснения, является ли в этом случае обращение в Верховный суд России обязательным.

Как правильно подать жалобу?

Процедура обращения в международный судебный орган достаточно длительная и требует привлечения профильного юриста. Самостоятельно оформить необходимые документы, не имея специальных знаний, будет сложно.

Если раньше необходимо было отправлять в Страсбург письмо, в котором излагалась суть проблемы, и ждать, пока в ответ пришлют формуляр суда, то теперь его можно скачать на официальном сайте ЕСПЧ, и направить по почте уже заполненную форму. Документы отправляются по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights

Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Обращение в данный орган не требует присутствия заявителя. Следует помнить о существовании граничных сроков для обращения. Документ составляется на официальных английском или французском языках или на официальном языке страны, ратифицирующей Конвенцию (в нашем случае на русском).

При заполнении формуляра кратко излагается предмет жалобы и перечисляются права, которые по мнению заявителя были нарушены. В документе указывают:

  • -ФИО лица, обращающегося за помощью;
  • -данные о месте его регистрации;
  • -информация о государстве-ответчике.

К бланку прилагаются документы, подтверждающие попытку решить проблему на национальном уровне (судебные решения). Обратиться в ЕСПЧ можно анонимно. Только в этом случае придется дать разъяснения, почему заявитель не хочет разглашать свое имя. Решение по данному вопросу принимается председателем суда.

Примечательно, что платить за обращение в Европейский суд по правам человека не нужно. Это сделано специально, чтоб дать возможность малоимущим гражданам отстаивать свои интересы.

О том, принято ли обращение, заявителю сообщают в письменном виде.

Сроки и процедура рассмотрения заявления

Обычно ждать, пока суд займется рассмотрением жалоб, приходится достаточно долго. Это связано с большой загруженностью судей. Однако в случаях, когда жизни или здоровью заявителя действительно угрожает опасность, процедура может быть ускорена.

Процесс рассмотрения заявления можно условно поделить на несколько этапов. На первом определяется, приемлема ли жалоба и соответствует ли она требованиям Конвенции. Если нет, то обращение отклоняется судьей единолично.

В случае, когда заявление принимается, и по делам данного типа ранее принимались решения, оно рассматривается Комитетом из 3-х судей. Если ранее подобные обращения не имели место, дело может рассматриваться Палатой из 7-ми судей. Они сообщают о жалобе государству-ответчику, и предоставляют возможность обеим сторонам дать разъяснения по делу. Решение принимается большинством голосов.

В некоторых случаях сторонам предоставляется возможность в течение 3-х месяцев после принятия решения Палатой из семи судей ходатайствовать перед Большой Палатой, в состав которой входит 17 человек. Принятое ими решение является окончательным.

Рекомендуем почитать

Наверх