Симптомы и лечение сдвг у взрослых. Что такое сдвг: симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

Клиентский сервис 19.10.2019
Клиентский сервис

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое расстройство, которое обычно характеризуется следующими симптомами:

Невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- гиперактивность.

Виды

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью подразделяются на три подтипа:

Преимущественно гиперактивный или импульсивный тип. Поведение отмечено гиперактивностью и импульсивностью, но не невнимательностью;
- преимущественно невнимательный тип. Поведение отмечено невнимательностью, но не гиперактивностью и импульсивностью;
- комбинированный тип. Сочетание симптомов гиперактивности и импульсивности - с симптомами невнимательности. Это наиболее распространенный тип синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью иногда описывается как умаление функций мозга. Это относится к познавательным способностям, необходимым для планирования, организации и выполнения задач. Дефицит функции исполнительности может вызвать следующие проблемы:

Невозможность хранения информации в кратковременной памяти;
- нарушение навыков организации и планирования;
- трудности в установлении и использовании ориентиров поведения – таких, как выбор стратегии и задач мониторинга;
- подавляющая неспособность справиться с эмоциями;
- неспособность эффективно переходить от одной умственной деятельности к другой.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностьюу детей

- Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.

- Импульсивность и истерика. Истерика, которая является нормальной у маленьких детей, у детей с СДВГ, как правило, преувеличена и не обязательно связана с конкретным негативным событием.

- Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная. Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах). Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания.

- Нарушение кратковременной памяти. Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти. Люди с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны. Человек с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания). Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта), которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы. Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.

- Неспособность управлять временем. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности - быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).

- Отсутствие способности к адаптации. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах - таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна. Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием. Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.

- Повышенная чувствительность и проблемы со сном. Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является хроническим заболеванием, которое началось в детстве. Взрослый синдром дефицита внимания с гиперактивностью является продолжением симптомов детского синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностьюу взрослых

- Психические расстройства. Около 20% взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью также имеют большие депрессии или биполярные расстройства. До 50% имеют тревожные расстройства. Биполярные расстройства может быть очень трудно отличить от СДВГ не только у взрослых, но также и у детей.

- Расстройства, сопровождающие обучение. Около 20% взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют расстройства способности мозга к обучению. Это, как правило, дислексия и проблемы слуховой обработки.

- Влияние на работу. По сравнению со взрослыми без синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, больные синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, имеют более низкий уровень образования, зарабатывают меньше денег, и, как следствие, их чаще увольняют.

- Злоупотребления психоактивными веществами. Примерно 1 из 5 взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью также борется со злоупотреблением психоактивными веществами. Исследования показывают, что подростки с СДВГ в два раза чаще курят сигареты, чем их сверстники, которые не имеют СДВГ. Курение в подростковом возрасте является фактором риска для развития злоупотребления психоактивными веществами в зрелом возрасте.

Причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

- Структура мозга. Исследования с использованием современных методов визуализации показывают разницу в размерах определенных частей мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с детьми, не имеющими СДВГ. Области с изменениями включают: префронтальную кору, хвостатое ядро, бледный шар и мозжечок;

- Химические вещества мозга. Повышенная активность некоторых химических веществ мозга в префронтальной коре может способствовать СДВГ. Химические вещества дофамин и норадреналин представляют особый интерес. Дофамин и норадреналин являются нейромедиаторами (химическими посредниками в головном мозге), которые влияют на психическое и эмоциональное функционирование. Они также играют роль в реакции на вознаграждение. Эта реакция возникает, когда человек испытывает удовольствие в ответ на определенные стимулы (например, пищу или любовь). Исследования показывают, что повышенные уровни глутамата химических веществ мозга, глутамина и ГАМК - взаимодействуют с дофамином и норадреналином;

- Генетические факторы. Генетические факторы, скорее всего, играют важную роль в СДВГ. У родственников детей с СДВГ (мальчиков и девочек) - гораздо более высокий процент СДВГ, а также антиобщественных тревог и расстройств, злоупотребления психоактивными веществами, чем у семей без детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Некоторые исследования близнецов показывают, что до 90% детей с диагнозом СДВГ делятся им со своим близнецом. Большинство исследований делаются на основные генетические механизмы нейромедиатора дофамина. Изменения в генах, которые регулируют специфические рецепторы дофамина, были обнаружены у большого количества людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

- Пол . СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Мальчики чаще имеют комбинированный тип СДВГ. Девочки чаще имеют преимущественно невнимательный тип;

- Семейный анамнез. Ребенок, который имеет родителей или братьев с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеет повышенный риск также получить СДВГ;

- Факторы окружающей среды. Некоторые исследования показывают, что употребление алкоголя матерью, наркомания и курение во время беременности могут привести к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка. Низкий вес при рождении, возможно, бывает связан с СДВГ. Экологическое воздействие свинца до 6 лет также может повышать риск развития СДВГ;

- Факторы питания. Некоторые пищевые факторы были исследованы в связи с СДВГ, в том числе чувствительность к определенным химическим веществам в питании, недостатки жирных кислот (соединений из жиров и масел) и цинка, а также - чувствительность к сахару. Однако не появилось четких доказательств, что любой из этих факторов питания подразумевает факторы риска развития СДВГ.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Не существует единого теста для диагностики СДВГ. Врач проводит медицинский осмотр ребенка, чтобы убедиться, что основное заболевание не вызывает симптомы СДВГ. Тем не менее, диагноз «СДВГ» основывается, главным образом, на наблюдениях и анкете ребенка, а также на моделях поведения ШАО (это Шкала активности и оптимизма). Ребенка с ШАО педиатр может направить в психиатрическую больницу, где врачи имеют опыт работы с детскими расстройствами – такими, как СДВГ.

- История поведения. Врач задаст вопросы для подробной истории ребенка, будет выявлять ШАО его поведения. Родители должны описать конкретные проблемы, возникшие с ребенком, ШАО развития, семейную историю СДВГ и все последние изменения семейной жизни, которые могли повлиять на ребенка. Врач будет узнавать все важное о ребенке, обо всех деталях его жизни вне дома: письменные отчеты от учителей, школьных психологов, опекунов или других имеющих отношение к ребенку и т.д.

- Медицинское обследование. Физический осмотр должен включать тест по слушанию, чтобы исключить у ребенка любые проблемы со слухом. Врач должен узнать об истории медицинских проблем, включая аллергию, нарушение сна, плохое зрение, хронические ушные инфекции.

Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).
Симптомы невнимательности (по крайней мере, шесть из них должны быть):

Ребенок часто не в состоянии уделять пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности;
- часто испытывает трудности в поддержании внимания в задачах или играх;
- часто, кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему;
- часто не заканчивает задачи, задания;
- имеет трудность в организации задач и мероприятий;
- избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия;
- часто теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности;
- часто легко отвлекается на посторонние раздражители;
- часто забывчив в повседневной деятельности.

Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):

Часто сидя ерзает или корчится;
- с трудом сидит, когда это требуется;
- часто работает или часто поднимается в неподходящих ситуациях;
- не может играть спокойно;
- часто в движении;
- часто слишком много говорит;
- часто выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца;
- испытывает трудности в ожидании своей очереди;
- часто прерывает других.

На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых

Детский синдром дефицита внимания с гиперактивностью может повлиять на детей в возрасте от 4 до 18 лет. СДВГ у взрослых всегда происходит как продолжение детского СДВГ. Симптомы, которые начинаются в зрелом возрасте, обусловлены факторами, не связанными с СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых часто трудно диагностировать. Врач должен узнать историю или симптомы детского СДВГ. Пациент может попросить родителей или бывших учителей предоставить школьные документы или другую полезную информацию о нем. Врач задаст пациенту вопросы о следующих типах симптомов:

Невнимательность и проблемы с памятью (больной может забыть или потерять вещи, будучи рассеян, не заканчивать дела, недооценить время, порядок дел, у него возникают проблемы при начале или смене работы, на полпути ее совершения);
- гиперактивность и беспокойство (больной всегда на ходу, суетлив, ему слегка скучно, он стремится к активному и быстрому темпу в работе и мероприятиях);
- импульсивность и эмоциональная нестабильность (больной говорит вещи, не задумываясь, перебивает других, раздражается на других людей, легко разочаровывается, его настроение непредсказуемо, опрометчиво);
- проблемы с самооценкой (больной избегает новых задач, у него появляется уверенность в других, но не в себе).

Осложнения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может стать проблемой для детей и их близких.

- Эмоциональные проблемы. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, особенно те, у которых также имеются тревога или депрессивные расстройства, обычно страдают от низкой самооценки.

- Социальные проблемы. СДВГ может повлиять на детей в их отношениях со сверстниками. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут иметь трудности с социальными навыками и соответствующее поведение, которое может привести к запугиванию (как жертвы и преступника) и отвержению. Импульсивность и агрессия могут спровоцировать драки и негативные взаимоотношения с другими детьми. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и высоким уровнем агрессии может быть более высокий риск делинквентного поведения (антиобщественного противоправного поведения индивида, воплощенного в его проступках - действиях или бездействиях, наносящих вред отдельным гражданам и обществу в целом) в подростковом возрасте и к преступной деятельности в зрелом возрасте.

- Риск травмы. Импульсивность у молодых людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может привести их к риску не задумываться о последствиях. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют повышенный риск несчастных случаев и травм. Например, ребенка с СДВГ не могут проверить на способность реагировать на встречное движение во время езды на велосипеде или на то, может ли он заниматься в группах высокого риска с большими физическими нагрузками. Все эти проблемы детей с СДВГ переходят в их взрослую жизнь.

- Злоупотребление алкоголем или наркотиками. Согласно исследованиям, молодые люди с СДВГ - в частности, с расстройством поведения или настроения - имеют выше среднего риск злоупотребления психоактивными веществами, который начинается в молодом возрасте. Биологические факторы, связанные с СДВГ, могут сделать этих людей восприимчивыми к злоупотреблению психоактивными веществами. Многие из этих молодых людей могут сами вывести себя от этого состояния.

- Проблемы с обучением. Хотя у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью широко распространены расстройства речи и обучения, они не влияют на их интеллект. У людей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тот же диапазон IQ (интеллектуального коэффициента), что и у всего населения в целом. Многие дети с СДВГ являются отстающими в школе. Некоторые данные свидетельствуют о том, что невнимательность может быть одним из основных факторов низкой успеваемости у этих детей. Трудности при чтении также могут создавать у них проблемы. Низкая успеваемость может повлиять на ребенка, самооценку и уверенность в себе, и влиять на различные социальные проблемы в отношениях со сверстниками.

- Влияние на семью. Время и внимание, необходимые для решения проблем у детей с СДВГ, могут изменить внутренние семейные отношения и привести к конфликтам с родителями, братьями и сестрами.

Другие нарушения, связанные с СДВГ

Некоторые нарушения могут имитировать СДВГ или сопровождать его. Многие из этих нарушений требуют других способов лечения и должны быть диагностированы отдельно, даже если они сопровождают СДВГ.

- Вызывающее оппозицию расстройство (ВОР). Оно часто связано с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Наиболее распространенным симптомом этого расстройства является отрицательное, дерзкое и враждебное поведение по отношению к авторитетным людям, которое длится более полугода. В дополнение к невнимательности и импульсивному поведению, такие дети демонстрируют агрессию, частые истерики, а также отображают антиобщественное поведение. Значительное число детей с ВОР-расстройством также имеют тревожность и депрессии, которые должны рассматриваться отдельно. Многие дети, у которых развивается ВОР в раннем возрасте, продолжает развиваться расстройство поведения.

- Расстройство поведения. У некоторых детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью также имеется расстройство поведения, которое описывается как сложная группа поведенческих и эмоциональных расстройств. Она включает в себя агрессию по отношению к людям и животным, уничтожение имущества, обольщение, обман, воровство и общее нарушение общественных правил.

- Расстройство развития. Расстройство развития встречается редко и обычно характеризуется аутизмом в поведении, хлопаньями руками, повторяющимися заявлениями, медленным развитием речи и двигательного аппарата. Если ребенок, которому был поставлен диагноз СДВГ, не реагирует на лечение, родители могут в этом увидеть расстройство развития, которое часто отвечает на антидепрессанты. Некоторым таким детям также могут помочь стимулирующие препараты.

- Слуховые расстройства. Проблемы со слухом могут имитировать симптомы СДВГ и должны быть оценены во время диагностики. Слуховые расстройства - еще одно условие, которое может повлиять на способность детей к обработке звуковой информации. Дети с таким видом расстройства имеют нормальный слух, но что-то в их мозгt не позволяет им отфильтровывать фоновые шумы и делать различия между подобными звуками. Слуховое расстройство может быть неправильно диагностировано как СДВГ и может происходить вместе с ним.

- Биполярное расстройство. Дети с диагнозом «синдром дефицита внимания» могут также страдать биполярным расстройством, которое раньше называлось «маниакально-депрессивным психозом». Биполярное расстройство характеризуется эпизодами депрессии и мании (с симптомами раздражительности, быстрой речи, отключения мыслей). Оба расстройства часто вызывают невнимательность и отвлекаемость, и их может быть трудно отличить друг от друга, особенно у детей. В некоторых случаях СДВГ у детей и подростков может быть маркером для развивающегося биполярного расстройства.

- Тревожные расстройства. Тревожные расстройства часто сопровождают СДВГ. Обсессивно-компульсивное расстройство - специфическое тревожное расстройство, разделяющее многие характеристики СДВГ, с некоторыми генетическими компонентами. Маленькие дети, которые пережили травматическое событие (в том числе сексуальное или физическое насилие или пренебрежение) могут обладать характеристиками СДВГ, в том числе импульсивностью, эмоциональными всплесками, оппозиционным поведением.

- Нарушение сна. Нарушения сна часто связаны с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: это бессонница, синдром беспокойных ног и апноэ сна (нарушения дыхания во сне).

Заболевания со схожими симптомами

- Синдром Туретта и другие генетические расстройства. Несколько генетических заболеваний вызывают симптомы, напоминающие СДВГ, в том числе синдром Туретта. Для многих пациентов с синдромом Туретта и СДВГ некоторые из методов лечения аналогичны.

- Отравление свинцом. У детей, которые поглощают даже небольшое количество свинца, могут проявляться симптомы, аналогичные синдрому дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок может легко отвлекаться, быть неорганизованным и не уметь логически мыслить. Основной причиной отравления свинцом является воздействие краски, содержащей свинец, особенно в старых домах, которые в плохом состоянии.

Л ечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается хроническим заболеванием, которое требует долгосрочного, постоянного мониторинга и корректировки симптомов, лекарств и других программ лечения. Хотя симптомы могут уменьшиться с течением времени, СДВГ обычно не «уходит». Пациенты могут, однако, научиться контролировать свое состояние через поведенческие методы, которые часто поддерживаются с помощью лекарств.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не изменяет полностью это состояние, но фокусируется на контроле симптомов и улучшении функционирования больного человека. Лечение обычно включает комбинацию психостимуляторов. Это обычно: Метилфенидат (Риталин) и поведенческая терапия (для детей старшего возраста и взрослых также могут использоваться другие препараты). Лечение часто подразумевает системный подход, который включает: педиатра для ребенка, других медицинских работников, родителей и учителей.

Для детей дошкольного возраста (в возрасте 4-5 лет) в первую очередь должна рассматриваться поведенческая терапия, предоставленная родителями и учителями. Для многих детей поведенческая терапия сама по себе приводит к значительному улучшению. Если дальнейшее лечение необходимо и преимущества, скорее всего, перевешивают риски, врач может назначить стимуляторы Метилфенидат (Риталин и т.д.);
- для детей школьного возраста (в возрасте 6-11 лет) необходима комбинация лекарств, стимулятора и поведенческой терапии. Альтернативы стимулирующих препаратов, в порядке рекомендации: Атомоксетин (Страттера), Гуанфацин (Тенекс) или Клофелин (Катапрес);
- подростков (в возрасте 12-18 лет) следует лечить с помощью лекарств и, в случае необходимости, поведенческой терапии. Некоторые пациенты в этом возрасте могут временно прекратить прием лекарств. Врач в это время должен внимательно следить за ребенком. Подростки также должны иметь свои дозы лекарств, корректируемые по мере их роста и изменений в период полового созревания;
- лечение взрослых СДВГ. Как и в случае с детьми, у взрослых с СДВГ лечение – это комбинация препаратов и психотерапии. Для лекарств, стимулирующих препаратов или ненаркотических стимуляторов Атомоксетин (Страттера) - как правило, лечение первой линии, а с антидепрессантами – это вторичный вариант. Большинство стимулирующих препаратов, а также Атомоксетин - утверждены для взрослых с СДВГ. Взрослые, которые имеют проблемы с сердцем или факторы риска, должны быть осведомлены о сердечнососудистых рисках, связанных с лечением СДВГ.

Лекарства для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Несколько типов лекарств используются для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

- Психостимуляторы. Это основные препараты, применяемые для лечения синдромома дефицита внимания с гиперактивностью. Хотя эти препараты стимулируют центральную нервную систему (ЦНС), они оказывают успокаивающее действие на людей с СДВГ. Эти препараты включают Метилфенидат и Амфетамин. Эти препараты повышают допамин и нейромедиатор, важный для когнитивных функций – таких, как внимание.

- Альфа-2 агонисты. Альфа-2 агонисты стимулируют нейромедиатор норадреналин, который может быть важным для концентрации. Они включают в себя гуанфацин и клонидин. Альфа-2 агонисты используются для синдрома Туретта и могут быть полезны, когда другие препараты не могут помочь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с тяжелой импульсивностью и агрессией. Эти препараты могут быть предписаны в сочетании со стимуляторами.

- Антидепрессанты. Поскольку антидепрессанты работают так же хорошо, как поведенческая терапия, врачи рекомендуют пациентам перед использованием антидепрессантов первую попытку психотерапии.

Коррекция поведения

Поведенческие методы управления у ребенка с СДВГ не сразу понятны для большинства родителей и учителей. Чтобы узнать их, им всем может понадобиться помощь квалифицированных психологов и медиков или групп поддержки СДВГ. Сначала идея изменения поведения очень энергичного и упрямого ребенка устрашает. Бесполезно и вредно заставлять ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью быть, как большинство других, здоровых, детей. Вполне возможно, однако, ограничить его деструктивное поведение и привить ребенку с СДВГ чувство собственного достоинства, которое поможет преодолеть все негативное.

Воспитание ребенка с СДВГ, как и воспитание любого ребенка - это сложный процесс. Самооценка ребенка будет развиваться вместе с ростом возможности сделать шаг назад и задуматься о последствиях возможного действия, а затем контролировать действие, прежде чем его совершить. Но это не происходит быстро. Растущий ребенок с СДВГ отличается от других детей весьма специфическим образом и представляет проблемы в любом возрасте.
Родители сначала должны создать свои собственные уровни толерантности. Некоторые родители – спокойные, и они могут принимать широкий спектр поведении своего ребенка, тогда как другие этого делать не умеют. Чтобы помочь ребенку достичь самодисциплины, требуется проявлять к нему сочувствие, терпение, любовь и верность.

- Установка согласованных правил для ребенка. Родители должны быть как можно более последовательными в своем подходе к ребенку, должны вознаграждать хорошее поведение и препятствовать разрушительному поведению. Правила поведения для ребенка должны быть четко определены, но достаточно гибки, они должны включать безвредные особенности. Важно понимать, что детям с СДВГ гораздо труднее адаптироваться к изменениям, чем другим детям. Родители должны создать предсказуемые ситуации и обеспечить дома аккуратную и стабильную обстановку (особенно в детской комнате).
Также, через полезную литературу и работу с психологами и врачами, родители должны научиться грамотно управлять агрессией своего ребенка, больного синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Кроме того, родителям детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью, совершенно необходимо научиться поощрять таких детей за всякое хорошее и спокойное поведение. Способов – множество.

- Улучшение концентрации и внимания . Дети с СДВГ выполняют учебные задания значительно лучше, когда у них есть интерес к предмету. Родители должны быть начеку всех видов деятельности, которые держат концентрацию ребенка. Варианты включают: плавание, теннис и другие виды спорта, которые концентрируют внимание и ограничивают периферийные стимулы (у детей с СДВГ могут возникнуть трудности с командными видами спорта, которые требуют постоянной бдительности – это, например, футбол или баскетбол).

- Взаимодействиесо школой. Даже если один из родителей успешно управляет своим ребенком дома, часто у ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возникают трудности в школе. Конечная цель любого образовательного процесса – счастливая, благополучная и здоровая социальная интеграция детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью со своими сверстниками.

- Подготовка учителя. Любой учитель должен быть готов к особенностям поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – для грамотного управления этими детьми. Им также, как и родителям таких детей, необходимо изучать соответствующую медицинскую, педагогическую и другую литературу и также – активно консультироваться по этому поводу с психологами и врачами.

- Роль родителей в школе. Родители могут помочь ребенку, поговорив с учителем до начала учебного года о ситуации с их ребенком. Первоочередной задачей для родителей является развитие позитивного, а не агрессивного, нетерпеливого, излишне строгого, отношения учителя к ребенку. Поиск наставника, который может помочь ребенку заниматься и после школы, также может быть весьма полезным.

- Программы специального образования. Высококачественное специальное образование может быть очень полезно в улучшении обучения и развития у ребенка чувства собственного достоинства. Тем не менее, программы различаются по своей способности обеспечить качество образования. Родители должны быть в курсе некоторых ограничений и проблем со специальным образованием:

Специальные программы образования в нормальной обстановке школы часто увеличивают у ребенка чувство социального отчуждения;
- если образовательная стратегия сосредотачивается только на ненормальном, болезненном поведении ребенка, она не сможет воспользоваться творческой, конкурентоспособной и динамической энергией, которая часто сопровождает СДВГ;
- лучший подход может быть для лечения данного синдрома - подготовка учителей для управления такими детьми в нормальных классах.

Другие методы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

- Диетический подход. Определенные диеты были предложены для людей с СДВГ. Несколько хорошо проведенных исследований не поддерживают эффекты диетического сахара и пищевых добавок, полагая, что они негативно влияют на поведение больных СДВГ, кроме, возможно, очень небольшого процента детей. Тем не менее, различные исследования показали улучшение поведения от диет, которые ограничивают в рационе потенциальные аллергены (например, цитрусовые). Родители могут захотеть обсудить со своим врачом ликвидацию диеты, направленной на конкретные продукты.

Возможные раздражители, влияющие на изменение поведения, включают:

Любые искусственные красители (в частности, желтые, красные или зеленые);
- другие химические добавки;
- молоко;
- шоколад;
- яйца;
- пшеница;
- пищевые продукты, содержащие салицилаты, в том числе все ягоды, молотый красный перец, яблоки и сидр, гвоздика, виноград, апельсины, персики, перец, сливы, чернослив, помидоры;
- незаменимые жирные кислоты. Омега-3 жирные кислоты, которые содержатся в жирной рыбе и некоторых растительных маслах, имеют важное значение для нормальной функции мозга и могут давать некоторые преимущества для людей с СДВГ. Еще не выяснено, дают ли преимущества добавки к соединениям полиненасыщенных жирных кислот – таких, как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая кислоты;
- цинк. Цинк является важным для метаболизма медиатором, который играет роль в СДВГ. Его дефицит в некоторых случаях может быть связан с СДВГ. Длительное применение цинка, однако, может привести к анемии и другим побочным эффектам у людей без недостатков, и у этих пациентов она не имеет никакого влияния на СДВГ. В любом случае, тестирование на такие микроэлементы, как цинк, не является стандартной процедурой при оценке детей с подозрением на СДВГ;
- сахар. Хотя родители часто считают, что сахар вреден детям, т.к. из-за него те становятся импульсивными или гиперактивными, - исследования этого не подтверждают.

- Альтернативные методы. Ряд альтернативных подходов помогают детям и взрослым с легкими симптомами СДВГ. Например, ежедневный массаж может помочь некоторым людям с СДВГ чувствовать себя более счастливыми, менее возбужденными, менее гиперактивными и сосредотачиваться на задачах. Другие альтернативные подходы, которые могут быть полезны, включают: обучение расслаблению и музыкальную терапию. Эти процедуры могут быть полезными для симптоматического лечения, но не доказано, что они приносят пользу от основного расстройства.

- Травы и добавки. Многие родители прибегают к альтернативным средствам правовой защиты - психостимуляторам и другим лекарствам. Эти продукты включают: зверобой, женьшень, мелатонин, экстракт коры сосны и т.п. Однако нет никаких научных доказательств того, что они являются эффективными.

У вас проблемы с концентрацией внимания? Вы привыкли делать все в последнюю минуту? Резкие скачки настроения – не новость? Возможно, вы – один из 5% взрослого населения планеты, страдающего от гиперактивности, - предполагает нейропсихолог Елена Яковенко

Тот, кто бегает по офису

Одна из моих клиенток, имея высшее образование и работу в офисе, буквально не могла сосредоточиться на чем-то дольше 15 минут, - рассказывает врач, – особенно сложно было отвлечься от любых сигналов из внешнего мира. На новой работе ей пришлось работать в «аквариуме» - и ее поведение сразу же вышло за рамки приличий. Она отвлекалась на любые разговоры, вскакивала и ходила по комнате, каждый час выходила покурить… Работодатель решил, что имеет дело с непрофессиональным и ленивым человеком. Но к счастью, женщина как раз прошла обследование, и у нее обнаружили гиперактивность. С начальством удалось договориться – и сотрудница временно начала работать дома, где ее никто не отвлекал. Производительность сразу возросла. Но и тогда даме приходилось изолировать себя, отключать телефон, блокировать интернет… И при этом она не могла трудиться непрерывно, а открывала с десяток файлов и занималась ими по очереди, меняя каждые 15-20 мин, чтобы хоть как-то занять «прыгающее» внимание… Со временем лечение помогло, и женщина смогла работать в обычных условиях.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более распространенным диагнозом для школьников: сейчас таких детей только по официальной статистике в 15 раз больше, чем тридцать лет назад. Но проблема не исчезает по мере взросления, как минимум, у половины таких непосед, не получивших своевременной медицинской помощи. Часто синдром остается незамеченным годами, а обнаруживается случайно – например, во время визита с подозрением на депрессию к врачу.

Меняют работу и партнеров

Расстройство вызвано несколько иной работой мозга, нежели у большинства людей: активность нейромедиаторов, отвечающих за внимание, нарушена. Доктора утверждают, что в большинстве случаев это - наследственная проблема. Принято считать, что от СДВГ чаще страдают мальчики, но статистика показывает, что по мере взросления баланс выравнивается.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы быть активным, подвижным, быстро реагировать на любой внешний раздражитель? Такое поведение сейчас в тренде. Но быть мобильным или суетливым, неусидчивым – совершенно разные вещи.

В первую очередь, в зоне риска гиперактивного человека оказываются карьера и личная жизнь. Статистика показывает, что страдающие СДВГ гораздо чаще меняют работу и медленнее продвигаются по службе. Что же касается взаимоотношений, очевидно, что вечная несобранность и регулярные скачки настроения мало кого приведут в восторг. А уж вывести такого человека из себя и вовсе не составит труда. Пожалуй, это и является причиной неутешительной статистики – процент разводов среди таких людей гораздо выше, чем у остальных. Добавьте такие проблемы, как депрессия, попытки «помочь» себе алкоголем – они нередко добавляются к и без того трудной жизни «гиперактива». Однако после лечения большинство этих факторов снижаются или вовсе исчезают.

Тревожные звоночки

СДВГ у взрослых нередко остается незамеченным. Представленные ниже характеристики могут стать именно теми признаками, которые намекнут, что пора отправиться к специалисту.

Проблемы с концентрацией внимания;

Неорганизованность и регулярные опоздания;

Импульсивность и перепады настроения;

Постоянное откладывание на потом даже самых важных дел;

Тревожность и беспокойство;

Преследующее ощущение скуки.

Заболеть с годами невозможно

Врачи всего мира по сей день не могут достичь общего мнения по многим аспектам этого расстройства. Но все они сходятся в одном: СДВГ не возникает во взрослом возрасте, - проблема всегда проистекает из детства. Поэтому первое, чем займется врач на приеме - выяснит, были ли у человека детские симптомы заболевания. В первую очередь такие, как трудности с концентрацией внимания и гиперактивность. В этом специалисту помогут не только анкетирование и разговор с пациентом, но и беседа с его родными, которые смогут пролить свет на состояние дел в прошлом. Также могут помочь в установлении диагноза и психологические тесты, медицинские обследования на наличие сопутствующих заболеваний и исследования головного мозга (КТ, МРТ, ЭКГ).

В лечении расстройства используются как психотерапия, так и медикаментозные препараты. Такие средства призваны урегулировать состояние нарушенных нейромедиаторов.

С чем можно спутать

Поведение, внешне похожее на гиперактивность, встречается при многих нервных расстройствах. Например, тревожное расстройство, реакция на сильную психологическую травму заставляют человека «метаться». Истерическое расстройство делает поведение человека, когда он в стрессе, непоследовательным, заставляет говорить взахлеб, много жестикулировать, «истерить». Да и трудоспособность у такого человека низкая. Гипоманиакальное состояние ускоряет темп речи, движений, деятельности. Даже мысли скачут, и человек фонтанирует идеями. Отграничить эти состояния сможет психотерапевт. Но важнее всего, что СДВГ зависит не от психологических причин, его можно подтвердить или опровергнуть с помощью диагностики работы мозга.

Проверьте себя

Конечно, поставить точный диагноз сможет только специалист. Но если вы замечаете в своем поведении нелогичные и напрягающие нюансы, привносящие в вашу жизнь дискомфорт, тест поможет разобраться:

1.У меня возникают трудности с самоорганизованностью;

2.Когда у меня есть какое-то дело, я обычно медлю, прежде, чем приступить к нему;

3.Я берусь сразу за множество дел, но редко довожу что-то до конца;

4.Я склонен принимать решения импульсивно, под воздействием эмоций;

5.Я часто испытываю скуку;

6.Я не всегда могу достичь своих целей, даже если стремлюсь к этому;

7.Я часто отвлекаюсь и не слушаю собеседника во время разговора;

8.Бывает, что я настолько погружаюсь в какое-то дело, что мне сложно сделать перерыв либо переключиться;

9.У меня бывает склонность к излишеству (ненужные покупки, алкоголь, переедание и.т.д.);

10.Я легко разочаровываюсь и испытываю нетерпение, когда приходится чего-то ждать;

11.У меня заниженная самооценка;

12.Мне нужны эмоциональные встряски в виде покупок, новых знакомств, экстремальных видов спорта и.т.д.;

13.Я сначала говорю/делаю, и только после – думаю;

14.Я предпочитаю все делать по-своему, не следуя чьим-то советам;

15.Я нередко покачиваю ногой, стучу карандашом по столу или делаю что-то, дающее выход энергии;

16.Я чувствую себя угнетенно, когда не получаю, чего хочу;

17.Я вижу себя иначе, чем меня видят окружающие, и когда кто-то злится на меня, - я испытываю удивление;

18.Я нередко не считаюсь с возможными опасностями для моего здоровья и жизни;

19.Несмотря на то, что у меня есть страхи, окружающие описали бы меня как рискового человека;

20.Я делаю много ошибок из-за своей невнимательности;

21.У меня есть кровные родственники, страдавшие СДВГ, депрессией, биполярным расстройством.

Чем больше утвердительных ответов, тем выше вероятность, что у вас СДВГ.

Юлия Мирошниченко

Пройдите тщательное диагностирование. Если ваш доктор поставил диагноз СДВГ всего за один прием, обратитесь за альтернативным мнением к другому специалисту. Нужно пройти несколько медицинских тестов, чтобы исключить другие физические проблемы и тщательно оценить состояние пациента.

Узнайте как можно больше об этом нарушении. Знание – сила, чем больше вы узнаете о синдроме, тем лучше вы сможете с ним справляться. Купите соответствующую литературу или возьмите книги в библиотеке, задавайте своему врачу вопросы и посещайте групповые занятия. Делайте все, что в ваших силах, чтобы узнать как можно больше.

Рассмотрите возможность медикаментозного лечения, в большинстве случаев СДВГ оно необходимо. СДВГ – это расстройство, вызываемое химическим/электрическим дисбалансом активности мозга. Как и в случае с любым другим заболеванием, вы не сможете избавиться от этого синдрома, лишь только захотев этого. Необходимо медикаментозное лечение. Будьте терпеливы и постоянно общайтесь со своим лечащим врачом. Чтобы подобрать правильное лекарство и верно рассчитать дозу, может потребоваться год, но это время стоит результатов, которые вы получите. Если вы решили не принимать лекарственные препараты, то пересматривайте эту возможность каждые 12 месяцев, ведь симптомы СДВГ могут, как ослабевать, так и усиливаться. Помимо того, с течением времени могут изменяться и требования окружающих к человеку, страдающему СДВГ, например, по мере перехода в старшие классы, домашняя работа становится сложней.

Исключите из рациона вредную пищу. Перестаньте пить газировку, есть конфеты, покупать еду на вынос и фаст-фуд. Не пейте энергетические напитки и старайтесь не потреблять в пищу еду с добавлением красителей, ароматизаторов, консервантов, усилителей вкуса и других добавок. Такая еда содержит химикаты, которые нарушают уже и без того нарушенный химический баланс в мозгу человека, страдающего СДВГ, от чего справиться с синдромом становится только сложнее.

Установите структурированный режим. Детям и взрослым с СДВГ необходима система, режим и последовательность. Станьте более организованным. Составьте себе ежедневный и еженедельный режим, повесьте его на стену на большом плакате и следуйте ему. Составьте режим для таких вещей, как приемы пищи, домашняя работа и сон, для вещей, которые вы делаете каждый день. Отметьте цветами учебники, чтобы у каждого предмета был свой цвет, так будет проще брать на каждый урок правильный учебник. Исключите из жизни хаотичность.

Увеличьте физические нагрузки. Упражнения и физическая активность улучшают функцию мозга. Люди с СДВГ ежедневно должны хотя бы по 30 минут заниматься интенсивными физическими упражнениями, например, кататься на велосипеде, плавать, танцевать, кататься на коньках и т.д. Даже 30 минут Wii fit или Kinect на Xbox будут полезны.

Введите систему вознаграждений. Дети с СДВГ легко привлекают внимание своим плохим поведением, и им очень тяжело привлекать его хорошим. Им требуется больше внимания, чем другим детям, и они делают все, чего бы это ни стоило, чтобы привлечь его. Зачастую они делают это за счет плохого поведения. Упростите ситуацию, обращайте на них свое внимание, когда они делают что-то правильно. Составьте таблицу результатов и начисляйте баллы, если ребенок был вежлив, подождал своей очереди, сел за домашнюю работу, делал задание, завершил задание, следовал указаниям, не ссорился с братьями и сестрами и т.д. Баллы можно обменять на привилегии, такие как просмотр телевизора, время за компьютером, видеоигры, лакомство и т.д. Предложите им много вариантов, чтобы были маленькие награды, которые можно быстро заработать, и большие, на которые нужно копить баллы. Очень важно, чтобы ребенок не был избалован, ведь иначе он будет чувствовать, что привилегии бесполезны, и не будет стараться. В школах можно использовать эту же систему. Взрослые с СДВГ также должны использовать систему вознаграждений, предлагать себе бонусы за завершенные задания и приближение к цели.

Измените рацион так, чтобы было больше белков и меньше углеводов. Исследования показали, что при такой диете мозг человека с СДВГ функционирует лучше. Также необходимо пить много воды.

Запишитесь в спортивную секцию. Некоторые виды спорта задействуют различные группы мышц, что улучшает функцию мозга у детей с СДВГ. Такие виды спорта, как гимнастика, боевые искусства, фигурное катание и танцы требуют работы разных мышц и могут существенно улучшить ситуацию. Таким спортом необходимо заниматься по меньшей мере 2-3 раза в неделю.

Очень четко давайте указания детям и взрослым с СДВГ. Старайтесь использовать меньше слов, чем меньше вы говорите, тем больше люди с СДВГ запомнят. Говорите понятно и давайте одно указание за раз. Сначала привлеките внимание человека с СДВГ, затем, если вы чувствуете, что это необходимо, попросите, чтобы он повторил то, о чем вы его попросили.

Никогда не игнорируйте плохое поведение, таким образом, вы даете понять ребенку с СДВГ, что все в порядке, ведь им и так сложно думать о последствиях своих действий. То, что последствий совсем нет, лишь усугубляет ситуацию. Игнорирование поведения человека с СДВГ может лишь ухудшить его, пока оно полностью не выйдет из-под контроля. Вместо этого действуйте быстро и пресеките проблему на корню.

Одна из фундаментальных проблем в сфере лечения СДВГ у взрослых связана с еще не достаточно полным осознанием профессиональным медицинским сообществом того факта, что СДВГ у ребенка по мере взросления часто никуда не девается. Видоизменяются поведенческие «маски» синдрома, формы приспособительного компенсирования, но характерный дефицит базовых психологических функций – нарушение внимания и недостаточность тормозных механизмов – никуда не девается и продолжает серьезно затруднять когнитивную деятельность взрослого человека, на почве чего «расцветает» целый букет различных психологических проблем – стойкий депрессивный характер поведения, повышенная тревожность, неуверенность снижение уровня самооценки по причине многочисленных неудач в учебе, на работе и в личных отношениях. При этом часто у таких взрослых возникает так называемый «синдром выученной беспомощности», которому сопутствует стремление избегать трудных ситуаций. Многочисленные доказательства этого факта были получены на протяжении последнего десятилетия в многочисленных научных исследованиях психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов. Изучение возрастной динамики основных проявлений СДВГ показала относительное возрастное «смягчение» проявлений гиперактивности и, наоборот, относительную стойкость на всем жизненном отрезке времени проявлений дефицита внимания и импульсивности.

Основные методы лечения СДВГ у взрослых.

В официальной американской медицине, в отличие от российской, средством первого выбора при лечении синдрома дефицита внимания у взрослых является лекарственная терапия психостимуляторами (метилфенидат) и некоторыми препаратами, не относящимися к психостимуляторам (страттера). Тем не менее становится все более очевидным, что большинству взрослых пациентов с СДВГ (не менее 75%) для достижения длительного и максимально высокого терапевтического эффекта требуется одновременное лечение с применением других нелекарственных подходов. Помимо уже упоминавшейся наиболее перспективной в плане эффективности и безопасности БОС-терапии, одним из наиболее востребованных методов является психологическое консультирование. Несмотря на свою полезность и эффективность, существуют определенные психологические барьеры со стороны пациентов, препятствующие правильному ходу терапии. Во-первых, это недостаток знаний о природе и причинах СДВГ, особенно что касается взрослой популяции. У взрослых пациентов с впервые выявленным СДВГ нет понимания того, что собой представляет данный синдром, откуда он берется, какие последствия могут быть у данного нарушения и, главное, нет понимания пожизненного характера данных нарушений и вытекающей отсюда необходимости постоянной коррекции тем или иным способом. Отсюда проистекает ложная уверенность в том, что пациент своими силами может справиться с проблемами, создаваемыми СДВГ, и полностью их контролировать, стоит лишь сильно захотеть. Однако реальная динамика ключевых показателей при самостоятельном варианте борьбы с СДВГ выглядит как один шаг вперед – два назад, а неизбежным следствием этих бесплодных попыток лечить гиперактивность у взрослых являются нарастающие разочарование, депрессия и снижение самооценки на фоне проблем в школе, институте или на работе, часто приводящие даже к исключениям и увольнениям.

Важность психологической коррекции СДВГ у взрослых.

Как показывает практика большого числа клиницистов, наибольшие успехи в деле борьбы с основными проявлениями синдрома СДВГ демонстрируют те взрослые пациенты, которые «принимают» свой диагноз и включаются в активную и постоянную борьбу с ним, используя все доступные образовательные, технологические и медицинские возможности. В связи с этим заслуживают отдельного рассмотрения результаты большого американского исследования, в котором на протяжении 20-ти лет анализировалось течение СДВГ. Оказалось, что у пациентов с признаками СДВГ обоего пола в возрасте примерно 20 лет на протяжении первых 10 лет наблюдалась доминирующая тенденция отрицания наличия у них расстройства, а следовательно уклонение в той или иной форме от какого-либо лечения. Если верить результатам их самоотчетов, состояние их улучшалось и выраженность СДВГ-проблем снижалась, а то и вовсе сходила на нет. В то же время результаты объективного тестирования, а также оценочные характеристики близких родственников говорили совсем об обратном – о нарастании остроты симптоматики и о возрастании количества связанных с этим проблем в учебы, на работе, в общении. И только после того, как пациенту удавалось довести до сознания, и он принимал мысль о реальном существовании определенного нарушения, требующего с его стороны постоянного внимания и настойчивого стремления к избавлению, клиническая картина начинала меняться в лучшую сторону, а симптомы СДВГ – редуцироваться.

СДВГ и патологические формы зависимости у взрослых.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что у существенной части взрослых пациентов с диагнозом СДВГ (по данным разных источников – от 30% до 50%) со временем возникает зависимость либо к алкоголю/наркотикам, либо какой-либо другой формы. При этом появившуюся зависимость объясняют либо как способ своеобразной психологической разрядки на фоне проблем, создаваемых СДВГ, либо как проявление врожденных генетических механизмов, определяющих этиологическую и патофизиологическую общность синдрома СДВГ и форм патологической зависимости. В связи с этим необходимо особо подчеркнуть те научные данные, которые подтверждают положительные эффекты терапии, прежде всего БОС-терапии по показателям ЭЭГ, как в отношении основных проявлений СДВГ – дефицита внимания и недостаточности тормозных систем и связанной с этим импульсивности, так и в отношении возникших форм патологической зависимости.

СДВГ - это достаточно распространенное заболевания у детей дошкольного и школьного возраста, которое проявляется дефицитом внимания, повышенной импульсивностью и крайней гиперактивностью и может вызывать трудности в адаптации к социуму. Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь, создавая крайне неблагоприятные условия для формирования личности.

Актуальность проблемы также обусловлена относительно низким уровнем диагностики синдрома гиперактивности у взрослых и своевременного выявления. Большинство людей старается адаптироваться к этому способу жизни, устроиться на работу, которая не будет воспрещать проявлять свою гиперактивность и дефицит внимания и не требовать большого внимания к работе. Такие люди заводят семьи и воспитывают детей. В целом синдром не препятствует жить полноценной жизнью, но значительно усложняет этот процесс. Затрудняются отношения с близкими и коллегами по работе, коммуникационные связи с людьми.

Причины дефицита внимания у взрослых

По своей сути, СДВГ у взрослых - это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей и неспособность их адекватно выполнять свою работу. То есть, органические изменения даже не всегда выявляются с помощью инструментальных методов исследования, но в большинстве случаев современные аппараты могут зафиксировать те незначительные изменения, которые способны вызывать признаки заболевания.

Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка, то есть до беременности матери или во время неё. Известно, что злоупотребление алкоголем или другими психоактивными веществами даже за несколько лет до беременности может негативно сказаться на яйцеклетках и усложнить формирование психики ребенка. Значительную роль играет неблагоприятное протекание беременности, угрозы перерыва, токсикозы и гестозы в разных периодах. Имеют огромное значения перенесенные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка, будучи беременна им, это в несколько раз увеличивает шанс развития мозговой дисфункции, которая в лучшем случае может проявляться синдром дефицита внимания. Важную роль играет то, как беременность заканчивается, наличие асфиксии при рождении и в первые дни жизни.

Причиной заболевания являются также социальные и бытовые условия роста и развития ребенка. Огромную роль для развития СДВГ у взрослых играет микроклимат семейных взаимоотношений в семье, модель поведения родителей, пример с которых берет ребенок.

Симптомы расстройства

Международная классификация болезней МКБ-10 отводит целый раздел для номенклатуры данного заболевания F-90.0. Каждый диагноз кодируется отдельно, в зависимости от преобладающих симптомов или их наличия в целом.

Эти признаки больше относятся к детям, так как некоторые из них не наблюдаются во взрослом возрасте. Также доказано появление новых симптомов с достижением человеком совершеннолетия. Например, у мужчин и женщин во взрослом возрасте симптом гиперактивности практически не наблюдается. Это связано с энергетическим ресурсом организма, который изменяется после взросления.

Во взрослом возрасте на первый план выходит дефицит внимания в виде неустойчивости. Люди с таким симптомом ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел. Им сложно убраться в доме, раскладывать вещи или подсчитывать семейный бюджет. Конечно же, наиболее значимым минусом для этого заболевания является разрушение семьи постоянными ссорами и конфликтами. Это первое, на что жалуются люди с СДВГ. Второе - трудности на работе, невозможность выполнять свои прямые обязанности. Такие люди часто находятся за чертой асоциальности.

Взрослого человека с СДВГ можно узнать за следующими признаками:

  • сложности в рутинных делах, уборке, готовке пищи;
  • неспособность во время платить по счетам;
  • сложности при подсчете своей зарплаты или необходимой суммы для покупки;
  • неумение дослушать до конца;
  • сложность соблюдать тактичность в общении;
  • забывают регулярно принимать лекарства;
  • не выполняют поручения;
  • сложно концентрируются на работе;
  • мало что способно заинтересовать;
  • сложно удержаться за один вид деятельности или хобби;
  • не способны к амбиционным передвижениям по карьерной лестнице;
  • трудно планировать будущее и придерживаться плана;
  • сложно составлять отчеты, делать выводы и заключения;
  • сложно заставить себя проанализировать что-либо;
  • рассеянность в ежедневных делах;
  • легко отвлекаются на посторонние дела;
  • дезорганизация в быту;
  • часто опаздывает;
  • не способны копить деньги;
  • не имеют долгосрочных планов;
  • сложно удерживать спонтанные высказывания;
  • импульсивны в своих действиях.

Людям с синдромом дефицита внимания очень сложно придерживаться обычного такта в разговоре, иногда они выкрикивают мысли вслух прежде, чем подумали, будут ли они уместны в этом случае. Такое действие носит характер импульса и не подвластно контролю. Рассеянность зачастую очень вредит работе, которая иногда выполняется качественно, вследствие очень тяжело добиться повышения по службе. Люди с синдромом дефицита внимания проявляют трудности в вождении машины, ведь необходимо постоянно концентрироваться на дороге, замечать все дорожные знаки и других участников дорожного движения, сопоставлять картинку с задних зеркал и действовать соответственно ситуации. Людям с синдромом дефицита внимания очень тяжело прочесть книгу, исключения становят очень интересные темы, которые захватывают с первых страниц. То же касается и фильма, который очень сложно досмотреть до конца и понять суть. Обычно терпения не хватает даже на первые минуты.

Существует подтвержденное мнение исследователей, что гиперактивность не возникает у взрослых на пустом месте, она обязательно перетекает из детской формы. Поэтому, первым этапом в диагностике данного заболевания является анкетирование с целью выявления наличия в детстве симптомов этого заболевания. Информация о детстве от самого человека или от его родных или близких, с которыми он вырос, сможет достаточно прояснить картину и сформировать четкое представление о том расстройстве, которое присутствует во взрослом возрасте. Важное значение играет информация о школьных годах, успеваемость и замечания о поведении в то время. Также следует обратить внимание на темпы и условия развития.

Следующим шагом является общемедицинское обследование, которое исключит возможность развития любого соматического или неврологического заболевания, которое может проявляться подобными симптомами.

Важным компонентом обследования взрослых людей с этим синдромом является подтверждение наличия органических изменений в головном мозге путем использования различных видов томографов. Отличительной чертой является отсутствие органических изменений при исследовании в покое и наличие их при попытке сконцентрироваться.

Только специалисты психологи смогут провести личностное тестирование, определение IQ-уровня, разнообразные дополнительные тесты. Таким образом можно получить полноценную картину об индивидууме.

Методы лечения синдрома дефицита внимания у взрослых

Для лечения СДВГ у взрослых, так же как и у детей, требуется комплексный поход с учетом работы с психологом, психотерапевтом или психиатром, назначения медикаментозных препаратов и прохождения курса поведенческой терапии. В целом лечить такое заболевание может любой специалист из вышеназванных, но оптимальным будет набор всех трех.

Психотерапия

Обязательной составляющей лечения взрослого человека с данным расстройством является работа с психотерапевтом, который индивидуально подбирает метод терапии. Это может быть индивидуальная когнитивная и поведенческая терапия, которая наиболее популярна среди таких пациентов и используется для поднятия самооценки и самоутверждения. Также широко используются тренинги для релаксации и расслабления после тяжелых психологических нагрузок и стрессов или поведенческие курсы. Последние помогают человеку правильно организовать свой режим жизни, учат, как уделять время работе и отдыху, чтобы максимально продуктивно использовать свое время. Для взрослых огромное значение имеет семейная психотерапия, в ходе которой решаются бытовые проблемы супругов, рассматривая одного из них, как пациента с СДВГ. Для нормализации отношений в трудовом коллективе используют рабочие тренинги, которые улучшают продуктивность и профессиональный рост и способны лечить проявления заболевания.

Медикаментозные средства

Лечение взрослых в фармакологическом аспекте мало чем отличается от детей, разве что тем, что взрослые люди сами контролируют прием лекарств и в силу забывчивости могут принимать препарат нерегулярно.

Широко применяют известную группу средств — психостимуляторы, которые доказали свою действенность и уже давно находятся в протоколах лечения в зарубежных странах. Они значительно уменьшают проявления симптоматики, но часто вызывают привыкание. Поэтому режим приема этих средств нужно тщательно контролировать.

В современные протоколы входят не менее известные ноотропные средства - лекарства, которые стимулируют мозговую деятельность и стабилизируют уровень мыслительных процессов и способны лечить синдром дефицита внимания.

Чтобы лечить СДВГ используют также сосудорасширяющие средства с антиишемическим действием, которые усиливают кровообращение некоторых зон коры головного мозга, тем самым позитивно влияя на динамику заболевания.

Следует помнить, лечение СДВГ у взрослых и прием лекарств должны назначаться только после точной постановки диагноза и определения типа расстройства.

Рекомендуем почитать

Наверх