Курс лекций по дисциплине. Управление охраной окружающей среды в рф Список использованных источников

Автоматизация услуг 04.07.2020

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Управление охраной окружающей среды»

Студентки 5курса Шифр 03-ЗДО-051

Специальность 280202 Инженерная защита окружающей среды

Перепечаевой Татьяны Алексеевны

Рецензент Выскубова Елена Николаевна

Дата поступления работы___________________

1. Управление как форма охраны окружающей среды

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

3. Способы и принципы возмещения экологического вреда

4. Система стандартов ISO 9000 и ISO 14000

5. Экологический менеджмент (понятия, задачи, инфраструктура)

6. Экологические службы промышленных предприятий (характеристика)

7. Экологический аудит (цели, задачи)

8. Аудит природоохранных расходов организации (книга)

9. Организационная структура экологического страхования

10. Инвестиции в эколого-экономические проекты

Список использованных источников

1. Управление как форма охраны окружающей среды

В экологическом смысле управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации. Управление природопользования подразумевает управления ни экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы.

Цель управления в сфере экологических отношений - обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований.

Производственное управление - экологическое управление в масштабах отдельной организации. Для того чтобы экологическая политика организации была действенной, она должна проводиться в рамках определенной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффективность природоохранных мероприятий достигается при включении их в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.

Управление природопользования - совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и воспроизводится качество окружающей среды.

Методы управления выбираются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.

Методы управления - совокупность приемов и способов воздействия на людей для достижения целей или решения определенных задач.

Выбор методов управления включает:

Оценку ситуации для определения основного направления воздействия;

Выбор состава методов, подходящих для достижения поставленных целей;

Обеспечение условий эффективности принятия выбранных методов.

В управлении охраной ОС организация выбора методов управления включает:

Формирование экополитики;

Конкретизация целей и задач экополитики, установления приоритетов;

Выработка стратегий природопользования;

Выбор методов управления;

Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;

Создание институционной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования.

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

Наряду с позитивной ответственностью, которая представляет собой необходимость исполнить юридические обязанности, отвечать за поступки, которые человек может совершить в будущем, существует другое собственное юридическое понятие ответственности - ретроспективной ответственности за прежние поступки. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Основаниями юридической ответственности являются:

1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;

2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;

3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавливающего нарушенный правопорядок.

Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), принудительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Принципы юридической ответственности:

1. Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом.

2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство.

3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния.

4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа.

5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость.

6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу.

7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.

8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа.

9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения

Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Выделяются следующие признаки для экологических правонарушений:

1. противоправность (общая и специальная), т.е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2. виновность;

3. наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4. экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

5. субъективность как указание на статус, качества, свойства, либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6. общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7. установление типов составов правонарушений (материальных, формальных).

Объектами экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе ОС или отдельные ее свойства, качества; средообразующие элементы - земля, недра, воды, атмосфера, растительный и животный мир, экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей.

Объективная сторона представлена деянием, состоящим в нарушении предписаний, установленных законодательством и иными нормативными актами в областях ООС.

Субъектами экологического правонарушения являются физические, в том числе должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица.

Субъективная сторона - вина в форме умысла (прямого и косвенного), либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются мотив и цель.

Юридическая ответственность есть реакция государства на правонарушение. Поэтому и ее виды определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки - соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием

В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного результата, придания управляемым процессам определенного состояния и целенаправленности.

Существуют понятия: "управление охраной окружающей среды (УО ОС), "управление природными ресурсами", "экологическое управление", "управление безопасностью в экологической сфере", "экологический менеджмент" и т. п. Данные понятия, имея общую целевую направленность, отличаются друг от друга свойственными для каждого особенностями.

В словаре-справочнике "Экология и охрана природы" под управлением охраной окружающей среды понимается обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство.

В учебном пособии "Экология, охрана природы, экологическая безопасность" (под редакцией А. Т. Никитина, С. А. Степанова) управление охраной окружающей среды определяется как разработка и реализация комплекса мер (технических, административно-правовых, экономических и др.), направленных на рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных объектов (в целом, а не только их полезных свойств), а также на улучшение качества окружающей среды.

С. А. Боголюбов вводит понятие "управление экологическое ", определяя его как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ.

Н. Ф. Реймерс управление природными ресурсами определяет как искусственное воздействие на источники природных ресурсов в целях наиболее полного их извлечения (для невозобновимых ресурсов) или самовосстановления и рекультивации (для возобновимых ресурсов).

Авторы учебного пособия "Экология, охрана природы и экологическая безопасность" считают, что управление рациональным природопользованием - это управление деятельностью, связанной с извлечением полезных свойств из природных объектов (ресурсов) и их использованием для удовлетворения различных потребностей общества и человека.

К специальной области управления относится экологический менеджмент , регулирующий сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды, имеющий целью удовлетворение его экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экологический менеджмент включает:

Правовой и экономический механизмы охраны природы;

Систему государственных и региональных органов управления;

Деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Юридически основные понятия в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования закреплены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В Законе "Об охране окружающей среды" (ст. I) даны определения следующих понятий:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием представляет собой совокупность действий по организации, упорядочению и контролю природоохранной деятельности, соблюдению экологического законодательства.

Цели, задачи и методы управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Целями управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием являются:

1) сохранение и восстановление природных систем;

2) поддержание соответствующего качества окружающей среды;

3) рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство;

4) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;

5) обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В зависимости от целей управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием определяются его задачи. К основным задачам относятся:

Реализация комплекса мер (организационных, правовых, технологических, экономических и др.) по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов на государственном, региональном, муниципальном и производственном уровнях. Данные меры должны соответствовать демократическому устройству государства и рыночной экономике;

Снижение загрязнения (выбросами, сбросами, отходами) окружающей среды и удельной энерго- и ресурсовмкости продукции и услуг;

Обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности;

Внедрение и развитие системы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием на различных ее уровнях;

Нормативное правовое обеспечение сохранения окружающей среды и совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения;

Экономическое регулирование рыночных отношений в сфере природопользования;

Ведение экологического мониторинга и информационное обеспечение населения;

Совершенствование научных знаний об экологических основах устойчивого развития;

Повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;

Государственное содействие экологизации гражданского общества;

Экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития страны;

Реализация международных интересов РФ посредством участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и др.

Для осуществления целей и задач управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием применяются следующие методы:

1) административные - собственно управленческие (например, прямой приказ, обеспечиваемый силой государственного принуждения);

2) экономические - обусловливающие создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении;

3) идеологические - агитация, воспитание, образование и т.д,.

По другой классификации - это методы убеждения и принуждения, а также методы обязательных предписаний, куда входят запреты, рекомендации, санкционирование, разрешение, согласование.

В процессе управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием используются также следующие методы:

Учет, в основном статистический и кадастровый (например, лесов, особо охраняемых природных территорий);

Социально-экономическая оценка природных ресурсов;

Мониторинг (состояния земель, атмосферного воздуха, водных ресурсов и др.)

Экспертиза запасов тех или иных природных ресурсов (в частности, недр); нормирование их количества (например, стоимости земельных участков), стандартизация и сертификация их качества (например, древесины "на корню"); лицензирование и выдача разрешений в области использования природных ресурсов (недр), объектов животного мира.

Обьекты и субъекты управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Объекты и субъекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием соединяются между собой прямыми и обратными связями. Условием и средством сосуществования для них служит окружающая среда, которая объединяет весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Традиционно выделяются три группы объектов управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием (рис. 1):

1) природные объекты;

2) природные ресурсы;

3) особо охраняемые комплексы.

Такой подход сохранен в Законе "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 4 данного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972), государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Рис. 1. Объекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Управление объектами (земли, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух) осуществляется в соответствии с законодательством о земле, лесе, недрах, животном и растительном мире, об охране атмосферного воздуха.

Субъектами управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием, как отмечает О. Л. Дубовик, являются:

Граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

Физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения;

Юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия, несущие ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения;

Лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

Правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать или не принимать решения о возбуждении уголовного дела, привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений; направлять уголовные дела в суд; выносить по этим делам приговоры; разрешать экологические споры и т. п.;

Лица, индивидуально или коллективно осуществляющие право- и нормотворчество.

Представители каждой из этих групп должны иметь определенные знания об экологическом законодательстве и системе управления природоохранной деятельностью.

Граждане - неспециалисты в области управления ООС, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ они «обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» и не должны совершать каких-либо противоправных действий.

Граждане и объединения граждан (как в индивидуальном порядке, так и коллективно) имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться в суд с иском о защите своих прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности и в прокуратуру - с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства. К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека.

Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное решение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

Физические лица, принимающие экологически значимые решения, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями методы управления, требования закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы субъектов УООС должно быть представлено в виде управленческой, технологической и иной информации.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе и природоохранной деятельности, должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (в случае нарушения этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об основах управления, экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это относится к работникам специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны обеспечивать исполнение природоохранных норм. Они обязаны знать не только эти нормы, но и механизмы их применения, прежде всего - способы побуждения к исполнению правовых предписаний. Данная группа субъектов УООС достаточно многочисленна и включает органы внутренних дел, пограничную службу государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные инспекции и др.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. Они обязаны владеть навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. В своей деятельности данные лица используют экологически значимую информацию, огромный массив экологического законодательства, возможности экологической экспертизы и т. п.

Субъектами экологического правотворчества являются не только органы государственной власти, уполномоченные на разработку и принятие российского экологического законодательства (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти. органы местного управления), но и в пределах своей компетенции - суды, международные организации, физические и юридические лица, вступившие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статус, иной акт и пр.

Знание целей, основных понятий, методов, задач, объектов и субъектов УООС и РПН имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет раскрыть сущность охраны окружающей среды и рационального природопользования и применять нормы экологического законодательства в соответствии с их истинным содержанием и смыслом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Органы государственного управления природопользованием

Определение понятия управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием.. цель управления охраной окружающей среды и рациональным.. основные задачи уоос и рин..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вопросы охраны окружающей Среды и обеспечения экологической безопасности являются предметами совместного ведения Российской Федерации и г. Москвы, в связи с чем управление природоохранной деятельностью на территории г. Москвы осуществляется Правительством Москвы и территориальным органом Госкомэкологии России (рисунок 3.1.). Для организации охраны окружающей среды Правительство Москвы использует административные, инвестиционные, научно-организационные средства.

Рисунок 3.1.

Структура управление охраной окружающей Среды г. Москвы

Мэр Москвы

Госкомэкологии России

Комплексы городского управления

Министр правительства Москвы

Отделы экологии или

Отдел по вопросам

Москомприрода

ООС подразделений

природопользования

органов управления

и защиты ОС

Основной функцией управления, в сфере охраны окружающей Среды является государственный экологический контроль. Цель, задачи и структура органов, осуществляющих государственный экологический контроль определены статьями 68 - 72 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”. При этом государственный экологический контроль рассматривается с двух позиций:

    как функция управления охраной окружающей среды;

    как гарантия выполнения экологических мероприятий и реализации регулирующих их правовых норм, т.е. как способ обеспечения законности в экологическом управлении.

Задачами государственного экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности и проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов и нормативов качества окружающей природной Среды. Виды государственного контроля:

  1. - государственный экологический контроль;
  2. - государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
  3. - производственный контроль

3.1.1. Государственный комитет по охране окружающей Среды г. Москвы (Москомприрода)

Москомприродыявляется территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование полномочий (в части соблюдения требований природоохранительного законодательства.) по охране:

  1. -атмосферного воздуха,
  2. -обеспечения экологической безопасности,
  3. -сохранение биологического разнообразия,
  4. -обращение с отходами (за исключением радиоактивн
ы х).

Комитет по охране окружающей среды г. Москвы “Москомприрода” осуществляет:

  • - государственный экологический контроль,
  • - государственную экологическую экспертизу,
  • - защиту зеленых насаждений города Москвы и регулирование общественных отношений по их защите при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
  • - контроль осуществления хозяйственной деятельности по созданию и сохранению зеленых насаждений,
  • - управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении.

Государственный экологический контроль со стороны Москомприроды осуществляется, в основном, по двум направлениям: государственный инспекционный контроль и государственная экологическая экспертиза. Основными функциями Москомприроды являются:

  1. Осуществляет в г. Москве комплексное управление в области охраны окружающей среды.
  2. Участвует в разработке предложений по основным направлениям государственной экологической политики по городу Москве, организует разработку и реализацию общегородских программ, экологических проектов и городских нормативно-правовых актов.
  3. По поручению Правительства Москвы выполняет функции заказчика по организации проведения НИР, ОКР и других видов работ в области охраны окружающей среды.
  4. Организует работы по выявлению и развитию особо охраняемых природных территорий; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за деятельностью особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; осуществляет меры по сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов, ведет Красную книгу Москвы.
  5. Участвует в ведении кадастров природных ресурсов, а также в ведении кадастров особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
  6. Организует и проводит государственную экологическую экспертизу и контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы.
  7. Организует и осуществляет на территории Москвы государственный экологический контроль.
  8. Осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на осуществление деятельности природоохранного назначения, утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов, материалов и веществ и т.д.
  9. Осуществляет организацию экологического мониторинга на территории г. Москвы и в установленном порядке общее руководство функционированием государственной системы экологического мониторинга на территории города.
  10. Обеспечивает создание и организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды..
  11. Совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти:
  • подготавливает предложения по разработке экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

  • организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации, а также в пределах своей компетенции в области регулирования природопользования.

  1. Проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям и разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения.
  2. Участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования.

Для реализации вышеуказанных функцийв состав Москомприроды входят:

  • Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха;
  • Государственная инспекция по охране водных ресурсов и рыбных запасов;
  • Государственная инспекция по охране земель и отходам;
  • Государственная инспекция радиологического контроля и физических факторов воздействия;
  • Государственная инспекция по охране растительного и животного мира;
  • научно-методическое управление;
  • отдел экологической экспертизы;
  • оперативная городская экологическая инспекция;
  • отдел согласований и выдачи порубочных билетов;
  • территориальные отделы по административным округам.

3.1.2. Отдел Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды

В структуре Правительства Москвы в 1997 году создан Отдел по вопросам природопользования и защиты окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются:

  1. - участие в формировании и проведении единой городской природоохранной и экологической политики;
  2. - координация действий органов исполнительной власти Москвы и подведомственных Мэрии Москвы организаций по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  3. - координация программ по внедрению в хозяйственную деятельность предприятий ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
  4. - разработка совместно с соответствующими подразделениями Мэрии, Правительства Москвы и другими ведомствами комплекса мероприятий по обеспечению стабилизации и улучшению экологической ситуации в г.Москве;
  5. - участие в организации эффективного нормативно-правовогоо регулирования природопользования и ресурсосбережения;
  6. - систематизация и анализ федеральных и городских нормативных актов в сфере природоохранной деятельности, подготовка предложений по совершенмствованию законодательной базы в облсти природоохраны;
  7. - осуществление сотрудничества с государственными и муниципальными органами, неправительственными организациями зарубежных стран;
  8. - участие в работе международных организаций, а также подготовка в установленном порядке соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам природопользования и охраны окружающей среды с соответствующими государственными и муниципапьными органами, иными юридическими лицами зарубежных стран;
  9. - организация работы по изучению, обощению и внедрению опыта других городов России и зарубежных стран по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Отделы и подразделения, отвечающие за охрану природы при осуществлении конкретной деятельности, существуют в настоящее время при большинстве департаментов и управлений Правительства Москвы и подведомственных ему организаций.

3.1.3. Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД Москвы (УМ ПЭП ГУВД)

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы и приказом ГУВД в 1996 году создано Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД Москвы (УМ ПЭП ГУВД), которое имеет свои межмуниципальные отделы в каждом административном округе города (ОМ ПЭП УВД). Основными функциями УМ ПЭП ГУВД являются:

    оперативное реагирование на сообщения о совершении экологических правонарушений и преступлений;
  1. - предотвращать и пресекать нарушения природоохранительного законодательства юридическими и физическими лицами на территории Москвы;
  2. - в пределах своей компетенции осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений и сообщений граждан, организаций и должностных лиц о нарушениях природоохранительного законодательства, принимает по ним меры, предусмотренные действующими законами Российской Федерации;
  3. - выявляет и осуществляет раскрытие экологических преступлений;
  4. - в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законом, производит дознание по уголовным делам;
  5. - передает информацию о состоянии окружающей природной среды, полученную в ходе служебной деятельности, в органы государственного контроля, в установленном порядке вносит в эти органы предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды;
  6. - по согласованию с природоохранными органами, органами Госсанэпиднадзора и другими специальными органами участвует в проверках (комплексных, целевых и др.) выполнения природоохранительного законодательства юридическими и физическими лицами на территории Москвы.

3.1.4. Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ)

ОАТИ осуществляется независимый государственный контроль за деятельностью на территории г. Москвы всех юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в части соблюдения законодательных и нормативных актов в сфере внешнего благоустройства и улучшения общей экологической обстановки в городе. ОАТИ в соответствии с возложенными на него задачами контролирует соблюдение:

Правил по организации уборки и санитарному содержанию территорий г. Москвы, организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве, строительных норм и правил, размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, и иных нормативных правовых актов;

Правил по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в г. Москве, других нормативных актов по благоустройству и озеленению территорий, в том числе по вопросам содержания и сохранности объектов озеленения, наличия и качества проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зеленых насаждений, соблюдения технологии и качества работ по строительству, ремонту и реконструкции зеленых насаждений, качества растительного грунта и посадочного материала.

3.1.5. Московский земельный комитет (Москомзем).

Москомзем является территориальным органом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. В его состав входит государственная инспекция по использованию и охране земель.Функциями инспекции являются:

  1. - контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
  2. - недопущение самовольного занятия земельных участков;
  3. - контроль за проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель, а также своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращением и ликвидацией воздействий отрицательных факторов, приводящих к деградации земель.

Инспекция по использованию и охране земель имеет территориальные подразделения в каждом административном округе города.

3.1.6. Московский городской центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(МГЦГСЭН)

Государственный санитарный контроль за изменениями состояния окружающей среды, способными оказать негативное воздействие на здоровье населения Москвы, осуществляется МГЦГСЭН и его территориальными подразделениями, расположенными в каждом административном округе Москвы.

МГЦГСЭН проводит инспекционные обследования качества воды реки Москвы и ее притоков, в прудах купального назначения в зонах массового отдыха. Проверяет и подготавливает данные о состоянии воды в родниках, расположенных на территории города, а также данные по выявленным зонам загрязнения почв и величине концентраций загрязняющих компонентов в жилых районах и зонах отдыха. Производит работы по определению концентраций загрязняющих веществ и источника загрязнения при залповых выбросах в атмосферу. Осуществляет радиологический контроль питьевой воды, продуктов питания, атмосферных осадков и радиологических объектов. Кроме этого, специалистами МГЦГСЭН проводится анализ причин возникновения зон стабильного загрязнения атмосферного воздуха и анализ заболеваемости населения города, связанной с состоянием окружающей Среды.

Общественный экологический контроль, в соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, осуществляется профессиональными союзами, трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами путем выявления нарушений природоохранительного законодательства и обращения в соответствующие природоохранные органы.

В частности, общественный экологический контроль осуществляется профсоюзами и, в основном, сводится к кеонтролю за выполнением администрацией города и работодателями “Трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, моковскими объединениями профсоюзов и мсковскими объединениями предпринимателей (работодателей)” принимаемого ежегодно. В данном документе записываются конкретные обязательства города и предпринимателей, в том числе и в области охраны окружающей Среды.

Общественные объединения участвуют в экологическом контроле посредством делегирования своих представителей в состав инспекционных подразделений Москомприроды, МГЦГСЭН, Москомзема и ОАТИ, где они получают статус общественных инспекторов и осуществляют текущий контроль на подведомственных территориях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ нормативно-правовой базы системы управления состоянием окружающей среды. Исследование методов оценки загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв. Экономическая эффективность внедрения информационных систем управления состоянием окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды как соблюдение экологических прав граждан страны. Принципы, виды, методы и органы государственного управления. Спиециальные, функциональные органы рационального пользования окружающей средой.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов. Введение государственного экологического страхования.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Характеристика предприятия как источника загрязнения окружающей среды. Детальный анализ принципов формирования экологической системы управления. Сущность контроля за эффективностью работы газопылеулавливающих установок и содержанием вредных веществ.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Теоретические основы управления окружающей среды: география города, климат, демография, гидрография. Особенности экологической обстановки в городе Ярославль, состояние природных ресурсов. Организация государственного мониторинга окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды как главный метод управления качеством окружающей среды. Основные функции и полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2015

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды . Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами . Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти . Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры . Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры . Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм . Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм . Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм . Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны . Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм . Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм . Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

Рекомендуем почитать

Наверх