Морские зоны российской федерации. Международное морское право Территориальные воды балтийского моря

Работа с клиентами 23.06.2020
Работа с клиентами

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США - 6 миль, некоторые страны Африки - 24 мили, страны Южной Америки - до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" и Законом РФ 1993 г. "О Государственной границе РФ".
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим "мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

Угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование - буи, знаки и т.п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Территориальные воды - это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны - 12 отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Внутренние воды

Территориальные воды - это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. д. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки - перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды - это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и проводить геологоразведку и т. д. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. д. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Чёшская губа, Печёрская губа. благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км 2 . Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.

Частично:

  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Конфликтные ситуации

Территориальные воды - это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др.) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Муж у меня работает в море, поэтому мне, как жене моряка, просто непростительно не знать некоторые морские вопросы. За годы совместной жизни я прилично пополнила свои знания в этой области.

Как проводятся морские границы государства

Даже если вы никогда не выезжали за пределы своей страны, то, скорее всего, слышали о пограничных пунктах, и о том, что где-то там проходит граница между странами. А как же обстоят дела в море? Там ведь нет никакой стены, а побережья находятся далеко друг от друга. Но и там вся морская территория поделена между государствами.


Были заключены соглашения между странами, и приняты соответствующие правила, по которым и делится морское пространство. В них прописаны нормы морских границ. Точкой отсчета служит побережье. Первые 12 миль от него называются территориальными водами страны. 12 миль - это 22,71 км. Следующие 12 миль после них- это прилегающая зона. То есть, территорию, которая начинается после 12 миль от берега уже полным ходом контролируют пограничные службы.


Есть еще такое понятие, как исключительная экономическая зона. Начинается через 24 мили от берега, а ширина ее составляет 200 миль. Эта территория может быть использована, как прибрежными странами, так и другими государствами мира. Главное условие - это отсутствие нарушений в законодательстве.

Где проходят морские границы России

Россия - самая большая страна в мире, а поэтому и протяженность ее границ впечатляет. Почти 40 тыс. км приходится на морские границы, большая часть которых расположена на севере и востоке государства.

На севере российская граница проходит по Северному Ледовитому океану, захватывая такие моря:

  • Баренцево;
  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточносибирское;
  • Чукотское.

Большая часть их на протяжении всего года покрыта льдами, поэтому морские пути здесь не очень развиты. На востоке наши соседи - Япония и США. Линия разграничения протянулась по тихоокеанским водам. С Западной стороны морские границы нашей страны идут по Балтийскому морю. На юго-западе Россию от других стран отделяют воды Черного и Азовского моря.

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море, это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Античный корабль

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Непобедимая армада

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г.) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг.). Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г., Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст.2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Морской шельф

Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Рекомендуем почитать

Наверх