Что такое контрабанда? Контрабанда — признаки преступления и наказание Негативное влияние такого феномена, как контрабанда

Оптовая торговля 30.09.2020
Оптовая торговля

Нашу знакомую буквально на днях пытались задержать по обвинению в контрабанде. Возвращаясь с отдыха, она везла с собой книгу, купленную в антикварном магазине. Она, по мнению таможенников, относится к культурной ценности страны, соответственно, запрещена к перевозу.

Причина проступка в обычной невнимательности, подруга не пыталась нарушить закон, она просто не обратила внимание на требования современного таможенного законодательства. Приятельнице грозит наказание, но надеемся решить все с помощью опытного адвоката. В статье я хочу осветить следующие вопросы:

  1. Правовые аспекты незаконной контрабанды.
  2. Отрицательные последствия преступления.
  3. Уголовное наказание преступнику и ответственность.
  4. Запрещенные к перевозке товары и вещества.

Контрабанда как нарушение закона представляет собой достаточно сильную угрозу общепринятой безопасности РФ. Данное преступление дестабилизирует экономику любой страны.

Ввоз в Россию товаров, относящихся к категории контрабандных, в состоянии привести к неконтролируемому перенасыщению внутреннего рынка товарами, выпущенными иностранными производителями. Это автоматически вытесняет товары российских производителей, так как ценовые расценки на ввозимое оказываются ниже примерно в два-три раза.

Сегодня ввоз товаров зарубежных производителей, запрещенных в городах РФ, серьезно наказывается. Регулируются данные требования закона и санкции положениями УК РФ.

Контрабанда — правовые аспекты

Итак, что представляет собой контрабандный ввоз в Россию незаконного товара? Это противозаконное перемещение веществ, предметов и товаров, строго запрещенных современным законодательством и требованиями таможни.

Несколько лет назад за подобное нарушение виновным грозила административная и в некоторых случаях уголовная ответственность по ст. 188. Но сейчас данная статья полностью упразднена. Вместо нее законодательство приняло четыре иных, более подробных статьи:

  1. 200.1 – ввоз валюты в сумме выше положенной.
  2. 200.2 – перевоз табачной продукции и спиртного.
  3. 226.1 – ввоз в Россию исторических и культурных ценностей, разных видов оружия и экзотических диких животных.
  4. 229.1 – транспортировка наркотических и современных психотропных элементов, запрещенного оборудования.

Отрицательные последствия от контрабанды

Противозаконный перевоз товаров страны в состоянии вызвать существенное ухудшение общей экономической обстановки. Если пустить на самотек ввоз запрещенной продукции, можно столкнуться с такими неблагоприятными последствиями:

  1. Предприятия РФ несут существенные убытки. Покупатели просто перестают покупать товар, выбирая более дешевые иностранные аналоги.
  2. Продукция российских предприятий теряет конкурентоспособность, что автоматически приводит к ликвидации большого количества предприятий и посреднических организаций.
  3. Экономика страны сталкивается с кризисом.
  4. Контрабандные иностранные товары не облагаются налогом, что автоматически приводит к опустошению казны.

Нехватка средств в бюджете — это только часть беды. Намного более опасные последствия могут произойти по причине неконтролируемого ввоза наркотических веществ. Последствия здесь бывают достаточно серьезные.

За ввоз запрещенных беспошлинных товаров нарушителям грозит достаточно серьезное наказание. Вот несколько вариантов в зависимости от вида нарушения:

  • Лишение свободы до 7 лет и денежное взыскание до 1 млн.
  • Заключение в тюрьму на то же время и с присуждением штрафной санкции в сумме дохода, полученного за 5 лет обычной трудовой деятельности.

Если нарушение закона было совершено лицом, занимающим серьезную должность, если он использовал свое служебное положение, наказание становится намного более значительным:

  • Ограничение свободы до 10-12 лет и взыскание в сумме 1 млн руб. и выше.
  • Отбывание срока в тюрьме и сумма з/п за 5 отработанных лет.

Если провоз контрабандного товара осуществлен группой лиц, каждый получает срок до 14 лет и денежное взыскание в сумме от 1 млн.

Контрабандой является противозаконное перемещение продукции ценностью свыше 100 тысяч руб. К данной категории можно отнести следующие вещи и объекты:

  1. Природные ресурсы и дикие животные, занесенные в Красную книгу.
  2. Культурные и исторические ценности стоимостью от 100 тысяч руб.

Среди предметов, имеющих значение для культуры страны, можно отметить рукописи, книги, коллекционные вещи. Также сюда относятся иные предметы, имеющие имущественную или художественную ценность и значимость для страны. Это могут быть вещи, оказывающие эстетическое, научное и историческое влияние на человека и на общество в целом.

Здесь приведены примерные меры наказания по каждому отдельно рассматриваемому делу. Более точные виды наказания напрямую зависят от категории ввозимой продукции. Стоит более подробно рассмотреть самые распространенные.

За провоз подобных товаров законом РФ предусмотрена серьезная уголовная и общая административная ответственность. Серьезное уголовное наказание грозит нарушителю, если через границу переводится крупная партия на сумму примерно 250 тысяч руб и больше.

Согласно ст 200.2, за перевоз алкоголя и табака присуждаются следующие виды уголовного наказания:

  1. Штрафное денежное взыскание от 300 тысяч до 1 млн.
  2. Денежное взыскание в сумме получаемой з/п за время от 1 до 3 полных лет.
  3. Принудительная рабочая деятельность, по времени достигающая 5-6 лет.
  4. Полное лишение свободы до 5-6 лет.

Если при расследовании установили, что незаконным ввозом занималась серьезное должностное лицо, наказание автоматически увеличивается до 7 лет полного лишения свободы. При обнаружении факта действия преступной группировки каждому участнику присуждается до 12 лет заключения и штрафное взыскание до 2 млн рублей.

Контрабанда наркотических препаратов

За транспортировку данных вещей законом предусмотрена иная форма ответственности. Если нарушителя уличают в незаконном перемещении наркотиков, ему автоматически будет грозить наказание в формах:

  • Полное лишение свободы на период до 7-8 лет и денежное взыскание около 1 млн.
  • До 10-12 лет заключения, если перевозкой занимается группировка.

Перевоз стероидных препаратов

Описывая наказание за перевозку наркотиков, нельзя не отметить, что серьезному наказанию и определенной ответственности подлежат люди, что ввозят в РФ сильные ядовитые элементы. За контрабандный ввоз препаратов предусмотрена ответственность, регулируемая ст 226.1. К веществам, что в состоянии оказать влияние на здоровье человека, относятся:

  1. Препараты, вызывающие зависимость.
  2. Средства, оказывающие негативное влияние на ЦНС.
  3. Лекарства, передозировка которых может привести к проблемам с мышлением, к галлюцинациям и к нарушениям в естественном поведении.

В качестве примера подобных препаратов можно привести хлороформ, медицинский теофедрин, аминазин, а также клофелин и так далее.

Перевозка оружия

Сотрудники таможенного контроля постоянно проходят курсы по повышению квалификации. Это необходимо по той причине, что преступники используют самые разные изощренные методы для перевозки оружия.

Очень часто для этого используются обычные транспортные компании. Оружие разбирается на отдельные элементы и вкладывается в посылки с бытовыми приборами. Порой умения преступников настолько профессиональны, что составные части не видны на специальной просвечивающей аппаратуре.

Незаконная транспортировка оружия также наказывается в уголовном порядке достаточно серьезно. К данной категории продукции относятся:

  • Взрывчатые компоненты.
  • Опасные радиоактивные элементы.
  • Все виды оружия.
  • Ядерные элементы и вещества.
  • Элементы военного вооружения.
  • Материалы, используемые для разработки и производства оружия.

В связи с непростой обстановкой в мире УК существенно ужесточил санкции за провоз оружия. Особо серьезным санкциям подвергается должностное лицо. Виновный в подобном случае может подвергнуться наказанию в виде простого лишения свободы до 10-12 лет. Одновременно с этим ему назначается штраф в сумме от 1 млн.

Перевозка драгоценностей и бриллиантов

Металлы, драгоценные камни в их большом количестве также являются объектом контрабандного груза. Уголовной ответственности подвергаются только те лица, которые пытаются провести через границу камни стоимостью выше 2 млн руб. За нарушение данного требования предусмотрена серьезная ответственность:

  1. Работы, организованные в принудительном порядке, сроком до 6 лет.
  2. Лишение и ограничение свободы до 5 лет и штрафное взыскание более 500 тысяч.

Если транспортировкой ценностей занималось сразу несколько человек, уровень ответственности автоматически увеличивается. Заключение в этом случае может достигать 7 лет, а денежное взыскание составит 1 млн и более.

Транспортировка экзотических животных

Перевоз запрещенных животных является не менее распространенным бизнесом. Преступники, принимающие в нем участие, владеют миллионными счетами. На территории РФ в настоящее время приняты ужесточенные правила борьбы с контрабандой животных.

Причина подобного решения основана на том, что огромное количество редких и ценных животных погибает в процессе транспортировки. После принятия закона по контрабанде ситуация стала еще хуже. Преступники стали накачивать животных наркотиками, подрезать крылья, зашивать рты и веки.

Говоря иными словами, проводят по-настоящему зверские манипуляции, чтобы груз не производил никаких звуков. В перечне запрещенных к перевозу контрабандных животных значатся следующие виды:

  • Красный волк.
  • Белый медведь.
  • Морж.
  • Снежный барс.
  • Амурский тигр.
  • Морская свинка.
  • Иные животные, занесенные государствами в Красную книгу.

В перечень входят не только лесные дикие звери, птицы, морские моллюски и разные виды пресмыкающихся. В данном установленном законом правиле есть определенные исключения. Запрещено перевозить только тех животных, которых поймали в дикой природе.

Животных, которых вывели в домашних условиях, провозить через границу разрешено. Главным условием в этом случае является наличие на руках специальных подтверждающих бумаг:

  • Справка об общем состоянии здоровья зверя или птицы.
  • Документ из департамента государственной ветеринарной организации.
  • Разрешение на ввоз или экспорт.
  • Официальная справка, позволяющая держать живое существо дома.

У обычных контрабандистов подобных документов обычно не оказывается. Если таможенники обнаруживают незаконный ввоз запрещенных животных, виновному присуждают:

  1. Лишение свободы до 7-8 лет.
  2. Штрафное взыскание до 1 млн.

Перевозка живого товара серьезно наказывается во всех государствах мира. В США штраф за это может достигать 250 тысяч. В Китае за незаконный вывоз из страны панды или дикого тигра присуждается смерть.

Заключение

  1. Перевоз контрабанды жестко карается законодательством.
  2. Использование операций с контрабандой негативно сказывается на экономике страны. Это угроза общей национальной экономике и безопасности государства.
  3. Жестко карается незаконная перевозка табака и алкоголя, наркотиков и всех видов современного оружия.
  4. Контрабанда карается ст. 1, 200.2, 226.1 и 229.1.
  5. Виновным присуждается лишение свободы до 10-15 лет и крупный денежный штраф.

УДК 343.37

Волчкова Анна Александровна Volchkova Anna Aleksandrovna

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

œndidate of sciences (law), associate professor of the department of the department of criminal law and criminal law enforcement

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Проблемы противодействия контрабанде: уголовно-правовой аспект Problems of counteraction to smuggling: questions of criminal law

Данная статья посвящена проблемам противодействия контрабанде уголовно-правовыми средствами. Анализируются изменения уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду, формулируются предложения по совершенствованию уголовного закона.

Ключевые слова: контрабанда, таможенное законодательство, таможенная граница, ответственность, квалификация, преступление.

This article is devoted to problems of counteraction to smuggling by criminal law. The article analyzes the changes of the law on criminal liability for smuggling, formulated proposals for improving the criminal law.

Keywords: smuggling, customs legislation, the customs border, responsibility, qualification, crime.

В обеспечении экономической безопасности современного государства немаловажную роль играют уголовно-правовые меры противодействия посягательствам на внешнеэкономическую деятельность. Сегодня невозможно представить мир без межгосударственной торгово-промышленной интеграции и взаимовыгодного международного сотрудничества. Несмотря на почтенный возраст уголовно-правового запрета контрабанды, криминализованной во многих государствах еще с появлением первых международных торговых отношений, меняющаяся современная экономическая политика России, в том числе обусловленная защитой национальных интересов в период действия санкционных мер, заставляют взглянуть на контрабанду по-новому.

Уголовный кодекс России 1996 года в первоначальной редакции отнес контрабанду к преступлениям в сфере экономической деятельности, поместив ее в статью 188 главы 22. Преступным признавалось перемещение через таможенную границу нашего государства любых товаров или предметов (за исключением ограниченных или запрещенных в свободном

обороте), если оно было совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо сопровождалось с недекларированием или недостоверным декларированием, а также с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. При этом обязательным признаком состава являлся крупный размер предмета преступления (стоимость перемещенных товаров больше двухсот минимальных размеров оплаты труда), который выступал критерием разграничения с административно наказуемой контрабандой.

Контрабанда ограниченных и запрещенных в свободном обороте товаров или предметов: наркотических средств, ядовитых, психотропных, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или боеприпасов, вооружения, взрывных устройств, оружия массового поражения либо материалов и оборудования, используемых при его создании, стратегически важного сырья, культурных ценностей повышала степень общественной опасности деяния, признавалась тяжким преступлением независимо от размера (ч. 2 ст.188 УК РФ).

Особо квалифицированными признаками контрабанды констатировались неоднократность, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также ее совершение должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 188 УК РФ) либо организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ). Последнее являлось особо тяжким преступлением и влекло до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.

В дальнейшем рассматриваемая норма изменялась в 2002, 2003, 2007, 2009, 2010 годах в связи с реформированием всего уголовного законодательства, а также необходимостью уточнения предмета преступления и его крупного размера, отдельных квалифицированных (особо квалифицированных) признаков, мер наказания.

Бланкетность нормы потребовала от правоохранительных органов досконального изучения не только уголовного, но и таможенного законодательства. Верховным Судом России в 2008 году были подготовлены разъяснения о специфике объективных и субъективных признаков контрабанды , однако и они не сняли всех вопросов, возникающих у правоприменителя.

Юридико-технические огрехи законодателя при криминализации контрабанды дважды вынуждали Конституционный Суд констатировать несоответствие Конституции России положений статьи 188 УК РФ, что продемонстрировало печальный рекорд неудачного законотворчества. Первое решение оспорило алгоритм исчисления крупного размера валютной контрабанды. Так, 27 мая 2008 года признано не соответствующим Конституции РФ нормативное положение части 1 статьи 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет - во взаимосвязи с примечанием к статье 169 УК РФ - при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу РФ недеклари-рованной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном, то есть превышающем в эквиваленте двести пятьдесят тысяч рублей, размере, считать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в нашу страну без письменного декларирования .

В 2010 году неконституционным признается порядок оценки стоимости предмета товарной контрабанды по рыночной цене. Конституционный Суд постановил необоснованным включать в стоимость товара, перемещаемого

физическим лицом через таможенную границу для личного потребления, стоимость всего перемещаемого товара, в том числе ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов .

7 декабря 2011 года, реализуя политику смягчения мер уголовного принуждения в отношении экономических преступлений, законодатель декриминализует товарную и денежную контрабанду как экономическое преступление, полагая достаточным наличие в УК статьи 194, предусматривающей ответственность за уклонение от таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица . Такое законодательное решение нельзя признать оправданным, очевидно его негативное влияние на обеспечение экономической безопасности как нашего государства, так и других членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Этим же законом вместо части 2 статьи 188 в разделе IX УК РФ появляются две новые статьи. Первая - статья 2261 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» - помещена в главу 24 «Преступления против общественной безопасности». Вторая (ст. 2291) - «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» - посягает на здоровье населения и общественную нравственность (гл. 25).

Данные изменения можно признать вполне удачными, учитывая основной объект преступного посягательства. Безусловно, контрабанда оружия или стратегически важных ресурсов в первую очередь угрожает общественной безопасности, а не экономическим интересам.

Осознав ошибочность декриминализации валютной и товарной контрабанды, масштаб государственных экономических потерь, законодатель вновь постепенно возвращает рассматриваемые преступления в уголовный закон. Так, в 2013 году появляется уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенную в крупном размере (ст. 2001 УК РФ) , а в 2014 - за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (ст. 2002 УК РФ) . При определении крупного размера учтены рассмотренные выше решения Конституционного Суда РФ.

Несмотря на очевидные положительные шаги в сторону возвращения в уголовный закон контрабанды как экономического преступления, до сих пор остается уголовно не наказуема товарная контрабанда (товаров, предметов, не ограниченных или не запрещенных к свободному обороту, не охватываемых ст. 2001, 2002 УК РФ). Экономическая уязвимость от такого законодательного пробела стала особенно очевидна, когда возникла необходимость обеспечения режима продовольственных контрсанкций, введенных нашим государством в ответ на экономические санкции Евросоюза. Незаконно ввезенные в любом размере в Россию импортные товары не образуют преступных действий, не противоправны с точки зрения УК РФ, не влекут уголовной ответственности за контрабанду. Как же защитить национальные интересы? Очевидно, что существующие меры административного воздействия малоэффективны.

Правительством России установлено, что объем теневого рынка легкой промышленности составляет около 1 трлн рублей - 30% от общего объема ввозимых и производимых товаров на территории Российской Федерации в данной отрасли. Размер неучтенной розничной торговли составляет примерно 290 млрд рублей Доля поставщиков, использующих схемы серого импорта, оценивается от 20 до 60%. Доля продукции, реализуемой с нарушением прав интеллектуальной собственности, - 10-20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю в 40-50%. Оценка доли производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании, - 45% . Существенный экономический урон, причиняемый указанными действиями, требует введения мер уголовного воздействия.

В настоящее время Правительством разрабатывается законопроект, предусматривающий

внесение изменений в Уголовный кодекс РФ в части введения уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров легкой промышленности в крупном размере (ст. 2003 УК РФ), определения крупного размера, а также условий расчета размера стоимости незаконно перемещенных товаров легкой промышленности .

Представляется, что для эффективной защиты экономических интересов нашего государства предлагаемых мер будет недостаточно. Необходимо криминализовать товарную контрабанду, совершенную в крупном размере, не ограничиваясь товарами легкой промышленности, расширить предмет преступления -любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с таможенным законодательством. Только универсальная норма об уголовной ответственности за валютную, товарную контрабанду в рамках главы 22 УК РФ позволит эффективно противостоять экономическим угрозам страны.

Примечания

1. О судебной практике по делам о контрабанде: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 (ред. от 28.09.2010). (В связи с принятием Федерального закона от 2 июня 2010 года № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» и Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» утратило силу.) // Российская газета. 2008. 7 июня.

2. По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян: постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П // Российская газета. 2008. 7 июня.

3. По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова: постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г № 15-П // Собрание законодательства РФ. 2010. № 29, ст. 3983.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 7 декабря 2011 г № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря.

отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26, ст. 3207.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: федеральный закон от 31 декабря 2014 г №530-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1, ч. I, ст. 83.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016): проект Федерального закона № 983951-6. URL: //http:// asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 14.02.2016).

8. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности. URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=43098 (дата обращения: 03.02.2016).

1. About jurisprudence on cases of smuggling: the resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 27.05.2008 № 6 (an edition from 28.09.2010). (In connection with adoption of the Federal law of June 2, 2010 «About ratification of the Contract on the Customs code of the Customs union» and the Federal law of November 27, 2010 № 311-FZ «On customs regulation in the Russian Federation» has become invalid for № 114-FZ.) // Rossiyskaya gazeta. 2008. June 7.

2. On the case of check of constitutionality of provision of part one of article 188 of the Criminal code of the Russian Federation in connection with the complaint of the citizen M. A. Aslamazyan: the resolution of

the Constitutional Court of the Russian Federation from 27.05.2008 № 8-P // Rossiyskaya gazeta. 2008. June 7.

3. On the case of check of constitutionality of provisions of part one of article 188 of the Criminal code of the Russian Federation, part 4 of article 4.5, part 1 of article 16.2 and part 2 of article 27.11 of the Code of the Russian Federation about administrative offenses in connection with complaints of citizens V.V. Batalov, L.N. Valuyeva, Z.Ya. Ganiyeva, O.A. Krasna and I.V. Epova: the resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation from 13.07.2010 № 15-P // Collection of legislative acts of the RF. 2010. № 29, art. 3983.

4. About modification of the Criminal code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation: the federal law from 07.12.2011 № 420-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2011. December 9.

5. About modification of separate acts of the Russian Federation regarding counteraction to illegal financial operations: the federal law from 28.06.2013 № 134-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 26, art. 3207.

6. About modification of separate acts of the Russian Federation regarding strengthening of measures of counteraction to turnover of counterfeit production and smuggling of alcoholic products and tobacco products: the federal law from 31.12.2014 № 530-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2015. № 1, p. I, art. 83.

7. About modification of separate acts of the Russian Federation (the edition brought in the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation, the text as of 27.01.2016): the draft of the Federal law № 9839516. URL://http://asozd.duma.gov.ru/ (date of the address: 14.02.2016).

8. About modification of the Code of criminal procedure of the Russian Federation and the Criminal code of the Russian Federation regarding strengthening I died counteractions to illicit trafficking in goods of light industry of URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=43098 (date of the address: 03.02.2016).

Согласно действующему законодательству норма о контрабанде включена в главу 22 Уголовного кодекса РФ («Преступления в сфере экономической деятельности»). Указанная глава в свою очередь расположена в разделе 8 УК РФ («Преступления в сфере экономики»).

Место контрабанды в системе преступлений главы 22 УК РФ определяется многими факторами, в том числе практикой квалификации рассматриваемых преступлений, когда выявляются проблемы не только конкуренции норм в рамках главы и за её пределами, коллизии с нормами уголовного и иного законодательства, работоспособность названной нормы, и т.д., так и теорией права, когда данная норма рассматривается как комплекс взаимосвязанных «микроэлементов» (признаков состава, сопутствующих объективных и субъективных характеристик) в единой системе уголовного закона, имеющего первостепенной задачей охрану основных «ценностей» личности, общества и государства.

Объект контрабанды. По сложившейся правовой традиции в российском уголовном праве родовым объектом являются общественные отношения, на которые посягают преступления, нормы об ответственности, за совершение которых помещены в единый раздел УК РФ, а видовым объектом выступают общественные отношения, на которые посягают преступления, нормы об ответственности, за совершение которых располагаются в пределах одной главы.

Подавляющее большинство ученых, полагает, что родовым объектом контрабанды и иных преступлений, составы которых описаны в разделе восьмом УК РФ, является экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

Относительно видового объекта контрабанды, необходимо исходить из основополагающих начал правового регулирования экономических отношений, закрепленных, в первую очередь, действующей Конституции РФ. Согласно ст. 8 Конституции, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Именно такой подход позволил Б.В. Волженкину сформулировать наиболее полное и последовательное, на наш взгляд, определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности, по поводу которой он пишет: «Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг».

Определив понятие подвидового объекта таможенных преступлений, можно сформулировать и понятие непосредственного объекта контрабанды.

Контрабанда относится к полиобъектным преступлениям, то есть к таким, которые одновременно посягают на два непосредственных объекта. Один из них является основным (главным), а другой дополнительным либо факультативным. Основной непосредственный объект - это то общественное отношение, для охраны которого создавалась конкретная уголовно-правовая норма. Дополнительный непосредственный объект - это общественное отношение, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда является обязательным условием уголовной ответственности, однако он лежит в плоскости другого видового объекта. Применительно к составу контрабанды основным объектом, который связан с видовым и который можно отождествить с непосредственным, выступает, таким образом, порядок перемещения товаров через таможенную границу. Дополнительным объектом контрабанды могут являться, в зависимости от вида незаконно перемещаемого товара или иного предмета, здоровье населения (при перемещении наркотических средств и психотропных веществ), общественная безопасность (при контрабанде оружия), интересы сохранения многообразия этнического культурного наследия и нормального международного культурного обмена (при контрабанде культурных ценностей) и так далее.

Анализ высказанных в научной и учебной литературе точек зрения на содержание непосредственного объекта контрабанды, а также изучение законодательного материала позволяет сделать вывод о том, что непосредственный объект контрабанды носит сложный альтернативный и разнокачественный (с точки зрения качества общественной опасности) характер.

Предмет контрабанды. Предмет преступления является составной частью, признаком объекта преступления. Поскольку сам законодатель в диспозиции статьи делает указание на предмет контрабанды, он выступает в качестве обязательного признака настоящего элемента состава преступления (объекта преступления).

В качестве предмета контрабанды, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ, выступают товары и иные предметы в крупном размере, то есть те, стоимость которых согласно примечанию к ст. 169 УК РФ превышает двести пятьдесят тысяч рублей. Часть вторая анализируемой статьи содержит исчерпывающий перечь тех предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

К товарам в ч.1 ст. 188 УК РФ относится как движимое имущество, так и транспортные средства, отнесенные к недвижимому имуществу и не используемые в международных перевозках.

Более опасный вид контрабанды предусмотрен ч.2 ст. 188 УК РФ. Все предметы, перечисленные в данной статье, в зависимости от их функционального предназначения условно можно подразделить на четыре группы:

1) наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, ядовитые вещества, отравляющие вещества, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Наркотические средства, то есть вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Сильнодействующими веществами являются вещества синтетического или вещественного происхождения, в том числе растения, включенные в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ (более 130 наименований), в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Ядовитые вещества, то есть природные и синтетические вещества, способные при попадании в организм человека даже в сравнительно малых дозах вызвать отравление или смерть (например, мышьяк, цианистый калий, сулема, стрихнин, пчелиный яд очищенный, дихлорид ртути (сулема), фенол (карболовая кислота), змеиный яд), которые также включены в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ, а также их номенклатура и квоты установлены постановлениями Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278 «О порядке ввоза в российскую федерацию и вывоза из российской федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Отравляющие вещества, то есть высокотоксичные органические и неорганические реагенты и их соединения, воздействующие на органы чувств человека, на центральную нервную систему человека или органы дыхания, вызывающие неблагоприятные изменения в его психофизиологии, но не относящиеся к химическому оружию (например, хлор, аммиак) Данные вещества по характеру действия на организм условно можно разделить на:

а) общеядовитые;

б) нервно-паралитические;

в) кожно-нарывные;

г) удушающие;

д) раздражающие;

е) психотомиметические.

Выделяют нестойкие, стойкие и ядовитые дымообразующие отравляющие вещества.

Радиоактивные вещества. Понятие радиоактивных веществ, содержится в Федеральном законе РФ от 21 ноября 1995г. «Об использовании атомной энергии» . Настоящий закон определяет радиоактивные вещества, как химические элементы, все изотопы которых радиоактивны (технеций, прометий, полоний и другие элементы периодической системе Менделеева) а также иные природные и синтетические вещества, находящиеся в газообразном, твердом или жидком состоянии (вещества, материалы), обладающие способностью к ионизирующему распаду, к самопроизвольному превращению в другие химические элементы, сопровождающемуся испусканием ядерных излучений (электромагнитных или корпускулярных излучений) в дозах, опасных для живых организмов.

Экспорт и импорт радиоактивных веществ, ядерных материалов и радиационных источников осуществляются в соответствии с международными обязательствами РФ о нераспространении ядерного оружия и международными договорами РФ в области использования атомной энергии в порядке, установленном законодательством.

2) взрывчатые вещества, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Взрывчатые вещества и взрывные устройства. Определения взрывчатого вещества и взрывного устройства даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Согласно этому постановлению под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. В зависимости от свойств и характера действия взрывчатые вещества классифицируются на: инициирующие (азид свинца, гремучая ртуть, тетразен и др.), бризантные (тротил, нитроглицерин, гексоген, тэн, аммонал и др.), метательные (дымный и бездымный порох).

Взрывными устройствами являются промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Вооружение, то есть совокупность различных видов продукции военного назначения: оружие (средства доставки и боеприпасы), системы его пуска, наведения, управления и другие технические средства подразделений, частей, кораблей, соединений различных видов вооруженных сил, боевая техника, тренажеры, средства связи, десантирования, навигационные приборы, радиолокационная аппаратура, прицелы, средства защиты от боевых отравляющих веществ, боевое неогнестрельное (холодное или иное) оружие, а также технические средства, обеспечивающие применение других видов оружия (например, составная часть военной техники).

Огнестрельное оружие, то есть все виды оружия, предназначенного для механического поражения цели на расстоянии, свойства которого проявляются в движении снаряда, получающего направленное движение и ускорение энергией химического разложения взрывчатых веществ (за счет энергии порохового или иного заряда). Огнестрельное оружие может быть ракетным (например, ракетные установки), артиллерийским (например, пушки, минометы), стрелковым (например, пистолеты, автоматы, пулеметы, нарезные охотничьи ружья).

Боеприпасы к огнестрельному оружию (компоненты огнестрельного оружия), то есть патроны, гранаты, снаряды, бомбы, мины, фугасы, и иные устройства, начиненные порохом или иным взрывчатым веществом, предназначенные для производства выстрела или взрыва с помощью приспособленного (предназначенного) под них оружия или без него при ведении боевых действий.

Ядерное оружие (оружие массового поражения), то есть совокупность ядерных боеприпасов, средств их управления и доставки к цели, применяемых в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники и сооружений за счет использования факторов ядерного взрыва.

Химическое оружие (оружие массового поражения), то есть отравляющие вещества и средства их применения (например, ракеты, снаряды, мины, бомбы) с зарядом отравляющих веществ, применяемых в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, за счет использования факторов вредоносного воздействия на организм человека химических веществ (боевые отравляющие вещества).

Биологическое, бактериологическое оружие (оружие массового поражения), то есть оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств, высокая боевая эффективность которого обусловлена малой инфицирующей дозой, возможностью скрытого применения, трудностью индикации, избирательностью действия, сильным психологическим воздействием и т. д., которое запрещено к разработке и применению, включает в себя любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, способные вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или иного живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов.

Другие виды оружия массового поражения, то есть любые образцы (виды) оружия, рассчитанные на поражающее или разрушающее воздействие на живые организмы и предметы материального мира (например, отравляющие вещества), способные за счет физических или химических факторов вызвать массовую гибель людей (например, токсинное оружие).

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, то есть материалы и оборудование двойного применения, имеющие мирное назначение, но возможные к использованию для создания оружия массового поражения (например, ядерного, химического, биологического). Это может быть сырье, лабораторное или промышленное оборудование, технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения любого его вида или средств его доставки. Эти предметы включены в различные перечни, и их экспорт осуществляется в соответствии с особым порядком согласно положениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В их число входят материалы, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании того или иного вида ядерного, химического оружия, а также ракетной техники как специфического средства его доставки.

3) стратегически важные сырьевые товары, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Стратегически важные сырьевые товары , перемещение которых осуществляется по специальным правилам, ограниченным числом субъектов. Сами товары определены в специальных перечнях. Такими товарами являются: рыба, моллюски, икра частиковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; рога; копыта; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов, семена сои и подсолнечника; спирт этиловый недена-турированный; природный газ, электроэнергия; драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; руды; концентраты; лом и отходы; драгоценные и полудрагоценные природные камни и изделия из них; отходы, порошки и рекупират драгоценных природных камней; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него; шифровальные средства и нормативно-техническая документация к ним, а также отдельные виды товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется в соответствии со специальным Списком.

4) Культурные ценности, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, то есть движимые предметы материального мира, отнесенные Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года N 4804-I к числу культурных ценностей (включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации).

Объективная сторона контрабанды. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч.1 ст. 188 УК, характеризуется перемещением через таможенную границу РФ в крупном размере товаров или иных предметов (за исключением указанных в ч.2 той же статьи), посредством одного или нескольких способов, названных в ч.1 данной статьи, т.е.:

1) помимо таможенного контроля;

2) с сокрытием от таможенного контроля;

3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

4) сопряженным с недекларированием;

5) сопряженным с недостоверным декларированием.

В соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ под перемещением понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Деяние при контрабандном перемещении объективно проявляется:

Способы совершения контрабанды:

1. Перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, то есть:

Вне определенных таможенными органами Российской Федерации места расположения таможенного органа или вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.

Вне времени работы таможенного органа.

Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом РФ и приказом ГТК России от 23.12.2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». В каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него.

2. Перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ с сокрытием от таможенного контроля, то есть перемещение с использованием тайников либо других способов (камуфлирование подлинности), затрудняющих обнаружение предметов, или предметов, которым придан вид других предметов. Перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов:

а) путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (то есть подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.); в данном случае тайником является специальное хранилище (приспособление, ниша), изготовленное с целью незаконного перемещения через таможенную границу РФ предметов, а также оборудованные и приспособленные с этой же целью на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, последующему монтажу и т. п.;

б) путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля, под одеждой, в естественных полостях тела и т.п.), в тамбурах поезда, в самолете и т.п. Типичным на практике является дело Аликуловой, гражданки Таджикистана, которая переместила через таможенную границу капсулы, содержащие героин, сокрыв их у себя в желудке. Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга Аликулова была осуждена по ч.2 ст. 188 УК РФ за перемещение через таможен­ную границу наркотических средств с сокрытием от таможенного контроля;

в) путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

3. Перемещение предметов через таможенную границу РФ с обманным использованием документов, то есть перемещение, осуществляемое с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, относящихся к другим товарам или предметам.

К документам таможенной идентификации относятся таможенная декларация, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и иные таможенные документы так, как они определены в п.п.27-30 п.1 ст. 11 ТК.

В настоящее время единый перечень документов, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, определен Приказом ГТК РФ от 25 апреля 2007 года № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

4. Перемещение предметов через таможенную границу РФ с обманным использованием средств таможенной идентификации, представляют собой перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации (полностью изготовленного фиктивного средства идентификации) либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим предметам (то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств).

К средствам таможенной идентификации отличным от документов на практике обычно относятся иные источники информации о товаре или ином предмете, его качественных или количественных свойствах. Таковыми являются пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, оттиски штампов, нанесенные непосредственно на товар (ст. 383 ТК РФ).

5. Перемещение предметов через таможенную границу РФ, сопряженное с недекларированием, то есть перемещение, осуществляемое без заявления по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно Таможенному кодексу, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента принятия ее таможенным органом (п.3 ст. 132 ТК РФ).

В соответствии с таможенным законодательством декларированию подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также иные товары и транспортные средства в установленных таможенным законодательством случаях (ст.ст. 123, 279 ТК РФ).

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. Исчерпывающий перечень сведений установлен ст. 124 ТК РФ.

6. Перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации, следует считать сопряженным с недостоверным декларированием, когда перемещение, осуществляется с заявлением недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведениях, необходимых для таможенных целей (ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ).

Названный способ выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. Такими сведениями являются сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Субъективные признаки контрабанды. К субъективным характеристикам преступления относятся субъект и субъективная сторона деяния.

1. Субъектом контрабанды является любое вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (за исключением контрабанды предусмотренной п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ, совершаемой должностным лицом с использованием своего служебного положения). Встречаются случаи совершения контрабанды и в более раннем возрасте, но законодатель пока не идет по пути криминализации данного преступления, посредством снижения возраста уголовной ответственности.

Несмотря на то, что в ст. 188 УК РФ нет прямого указания на признаки специального субъекта контрабанды, учитывая бланкетный характер данного преступления можно выделить данные признаки применительно к различным категориям официально перемещающих предметы лиц, как то: декларант, перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению.

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 15 ст. 11 ТК РФ).

При определении надлежащего субъекта ответственности по ст. 188 УК РФ необходимо в первую очередь определить на ком лежит обязанность по декларированию товаров. При перемещении товаров физическими лицами обязанность по их декларированию лежит на конкретном физическом лице, которое и перемещает эти товары, за исключением случаев, когда товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц - руководителем такой группы. Несопровождаемый багаж может декларироваться также другим лицом, действующим по доверенности, (ст.286 ТК РФ).

При перемещении товаров юридическими лицами обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров возлагается, как правило, на российское лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени или по поручению которого эта сделка заключена (ст. 16 ТК Российской Федерации).

Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств (п. 16 ст. 11 ТК РФ). Отдельной категорией перевозчиков, пользующейся определенными льготами по порядку перевозки товаров, являются таможенные перевозчики, которыми могут быть российские юридические лица, включенные в Реестр таможенных перевозчиков (ст.93 ТК РФ). Их деятельность, отношения с таможенными органами регулируются главой 11 Таможенного кодекса.

Таможенный брокер (представитель) – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом (п. 17 ст. 11 ТК РФ).

Специалист по таможенному оформлению – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и осуществляющее свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя) ст. 146 ТК РФ.

В случае совершения преступления лицом, уполномоченным оформлять таможенные документы на перемещаемый контрабандный груз, при отсутствии умысла на контрабанду к уголовной ответственности должно привлекаться лицо, уполномочившее (например, руководитель организации) на это действие.

Большая часть проблем привлечения к уголовной ответственности за контрабанду, связанных с признаками субъекта данного преступления, относится к интерпретации понятия совершения контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ).

Обычно к должностным лицам, использующим свое должностное положение для совершения контрабанды, на практике и в теории относят должностных лиц таможенных органов.

Уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена ст.?188 УК РФ.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского contra - против и bando - правительственный закон, указ.

В современных условиях факты контрабанды регистрируются не только в районах, непосредственно примыкающих к государственной границе, или портовых городах, но и в тех городах, где находятся международные аэропорты, крупные железнодорожные станции, оптовые рынки. Данные официальной криминальной статистики далеко не полностью отражают реальную картину в этой области, поскольку, несмотря на ряд громких акций таможни и других правоохранительных органов, каналы контрабандного ввоза в страну различных товаров полностью не перекрыты, в результате чего многие преступления оставались и остаются латентными.

В начале ХХ века контрабанда относилась к государственным или иным государственным преступлениям, что, вероятно, отвечало задачам уголовно-правовой защиты интересов государства. О том, что советское государство было решительно настроено на искоренение контрабанды, свидетельствуют и меры наказания, которые были предусмотрены за совершение контрабанды при особо отягчающих обстоятельствах - «вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела с конфискацией имущества» (ст.59-9 УК РСФСР в редакции 1926 года).

В Уголовном кодексе РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 года, контрабанда стала относиться к преступлениям в сфере экономической деятельности. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Кроме того, с учетом характера незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов дополнительным объектом являются финансовые отношения, национальная и общественная безопасность, экологические, культурные и другие интересы государства.

Как известно, непосредственным объектом контрабанды «является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», регулируемый таможенным законодательством. В Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) закреплено, что таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Здесь же указано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. В части 1 статьи 188 УК РФ указано, что контрабанда - это перемещение товаров, совершенное с нарушением таможенного законодательства, в том числе путем не декларирования либо недостоверного декларирования.

При анализе понятия «декларирование» установлено, что таковое производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом в ТК РФ прямо говорится, что при декларировании указывается именно таможенная стоимость. На основе изложенного, если при совершении перечисленных действий декларируется таможенная стоимость товара, следовательно, при уголовно-правовой квалификации контрабанды необходимо исходить не из рыночной стоимости товара, не имеющей отношения к таможенным правоотношениям, а из таможенной.

Анализируя круг общественных отношений, охрану которых обеспечивает ст.188 УК РФ, следует прийти к выводу, что основной непосредственный объект контрабанды представляет собой установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Контрабанда традиционно делится на ввозную и вывозную, при этом уголовная ответственность за контрабанду дифференцируется в зависимости от особенностей ее предмета.

Предмет преступления по ч.1 ст.188 УК РФ - товары и иные предметы, за исключением указанных в ч.2 этой же статьи. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром, включая транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам, а также иные, не являющиеся товарами предметы (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, не обладающие признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Таким образом, в отличие от контрабанды, предусмотренной ч.2 этой же статьи, предметом преступления являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте, в отношении которых не установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ). При этом уголовная ответственность наступает лишь при совершении контрабанды в крупном размере, т. е., в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ, на сумму, превышающую 250 тыс. руб. В том случае, если стоимость предмета контрабанды меньше, наступает не уголовная, а административная ответственность.

Применительно к валюте и валютным ценностям судебная практика исходит из того, что в эту сумму не должна входить ввозимая или вывозимая из России иностранная валюта, не подлежащая декларированию таможенному органу. Состав контрабанды относится к числу формальных, и, таким образом, преступление считается оконченным уже в момент совершения самого общественно опасного деяния, независимо от наступления общественно опасных последствий. С объективной стороны контрабанда представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием. Перемещение товаров (иных предметов) через таможенную границу предполагает совершение активных действий, однако не оформление таможенных деклараций или несообщение лицам, осуществляющим таможенный контроль, необходимой информации в отношении этих товаров и предметов может быть расценено и как проявление уголовно-правового бездействия.

В настоящее время на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ (п.4) разрешен вопрос о моменте окончания контрабанды, который определяется в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с не декларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ.

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанда, совершенная с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с не декларированием или недостоверным декларированием, признается оконченной с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что их ввоз совершается одним из перечисленных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов. В тех случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты не декларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры - с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию РФ товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы РФ в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанда, совершенная при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории РФ, считается оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если они совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля.

Конкретные способы контрабанды, перечисленные в ч. 1 ст. 188 УК РФ, раскрываются в Таможенном кодексе РФ, а также и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 №6 «О судебной практике по делам о контрабанде». На практике при совершении контрабанды возможно сочетание разных способов (например, одновременно могут присутствовать обманное использование документов и недостоверное декларирование).

Как уже отмечалось, ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривает особый вид контрабанды, совершаемой в отношении предметов, изъятых из гражданского оборота или находящихся в ограниченном обороте (например, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие вещества, огнестрельное оружие), а также предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (например, стратегически важные сырьевые материалы, культурные ценности). В отличие от ч. 1 ст. 188 УК РФ, размер контрабанды для квалификации содеянного по части второй этой статьи значения уже не имеет. При совершении контрабанды предметов, обладание которыми влечет за собой уголовную ответственность, действия виновного, при наличии соответствующих условий, подлежат дополнительной квалификации, например по ст. 222, 228, 228.1 УК РФ.

С субъективной стороны контрабанда характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает, что противоправно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации и желает действовать таким образом. При этом установление прямого умысла виновного на совершение контрабанды является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ.

В свою очередь, мотивы и цели значения для квалификации преступления не имеют, однако на практике преобладают корыстные побуждения (чаще всего это выражается в стремлении минимизировать свои расходы, избавить себя от уплаты таможенных платежей и тем самым извлечь максимальную прибыль).

Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, незаконно переместившее товар или иной предмет через таможенную границу РФ. В течение длительного времени на практике было принято признавать субъектом контрабанды только так называемых декларантов, а именно лиц, которые непосредственно ввезли или вывезли товары, осуществили или должны были осуществить его таможенное оформление. В то же время очевидно, что в таком качестве могут выступать и лица, использующие для незаконного перемещения товаров через таможенную границу других, не осведомленных об этом лиц.

До настоящего времени определенную сложность на практике представляет вопрос о разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). В отличие от контрабанды, данное преступление предполагает, что товар ввозиться на таможенную территорию России легально, тем не менее субъект в дальнейшем уклоняется от уплаты соответствующих таможенных платежей. При этом предметом преступления выступают не сами товары или иные предметы, а таможенные платежи (ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы).

Объективная сторона преступления характеризуется общественно опасным бездействием, выражающимся в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Нельзя согласиться с мнением А.Э. Жалинского о том, что уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться и путем действия, что состоит, в частности, в занижении стоимости товара, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении.

Подобные действия, по своей сути, представляют собой уже один из способов контрабанды, а именно недостоверное декларирование, т. е. в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (п. 10).

Таким образом, и занижение в таможенной декларации фактической стоимости товара, и классификация кодом ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) с меньшей, чем это требуется в таком случае, ставкой таможенных платежей, при совершении данных действий в крупном размере образуют состав контрабанды, а не преступления, предусмотренного ст.194 УК РФ, даже если все это непосредственно не влияло на принятие решения о выпуске товара.

Необходимо также отметить, что п. «а» ч. 2 ст. 104.1 УК РФ прямо предусматривает конфискацию имущества, являющегося предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ, ответственность за которое установлена ст.188 УК РФ.

Таким образом, контрабандой является преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с не декларированием или недостоверным декларированием.

Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

Отличие между данными составами состоит в различных предметах преступления, то есть в предметах, которые перемещаются через таможенную границу.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ такими предметами признаются любые , включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»:

  1. Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4).
  2. Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8).
  3. Сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8).
  4. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 ТК кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9).
  5. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10).
  6. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10).
  7. Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4).
  8. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

В случаях когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля (абз. 3 п. 5).

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации (абз. 4 п. 5).

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля (абз. 1 п. 6).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого . Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами и желает этого.

Преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Рекомендуем почитать

Наверх