Правила поведения в ситуациях криминального характера. Урок основ безопасности жизнедеятельности "правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера". теракта, необходимо следовать несложным правилам

Организация склада 04.07.2020

Если в автобусе, трамвае, куда вы вошли, находится пьяная компания, постарайтесь пройти в следующий вагон, не отвечайте и не реагируйте на дерзкие выкрики и обидные реплики, будьте внешне равнодушны.

На улице придерживайтесь середины тротуара или освещенной стороны улицы, избегайте темных переулков, якобы сокращающих ваш путь домой, не держите руки в карманах, сумку, рюкзак старайтесь держать максимально близко к себе.

Необходимо постоянно прокручивать в мыслях опасные ситуации, находя из них достойный выход.

В ситуации с нападением насильника необходимо учитывать то, что насильник, как правило, психологически готов к сопротивлению и это его еще больше возбуждает, активизирует действия, повышает агрессивность. Поэтому необходимо сделать что-нибудь неординарное, чтобы сбить его с толку. Например, заговорить с ним, заявить, что вы больны, к примеру, какой-нибудь венерической болезнью, даже СПИДом, отвлечь внимание: сделать что-либо такое, что наверняка собьет у него желание продолжить свои действия, – вызвать у себя рвоту, начать справлять свои естественные надобности и т. п.

Во-вторых, если вы владеете (основательно) каким-либо приемом, то примените его, если нет, то бейте резко в пах, по глазам (и в глаза – растопыренными пальцами) и т. п., но всегда, особенно в последнем случае, будьте крайне осмотрительны в оценке цели насильника, его личности, действий, так как иногда пассивность, наоборот, может спасть вашу честь и/или жизнь, а активность стоит здоровья.

Нехитрые советы по личной безопасности для девушек

Будьте разборчивы в знакомствах. Избегайте общества малознакомых, а тем более нетрезвых мужчин, особенно после наступления темноты.

В темное время суток старайтесь не ходить по пустынным местам, держитесь подальше от строек, реконструируемых, заброшенных или поставленных под снос зданий, строительных бытовок, открытых подвалов, торговых палаток – от любых помещений, где может затаиться преступник. Будьте осторожны на недостаточно освещенных улицах, избегайте отдаленных участков парков и скверов.

Если вы недавно познакомились с мужчиной, не раскрывайте ему, пока не узнали его получше, все семейные тайны, не приглашайте домой. Постарайтесь, чтобы малознакомые мужчины не провожали вас до дома, а тем более до дверей квартиры – вам и вашим близким может угрожать опасность.

Если вы возвращаетесь поздно и вас не провожает человек, которого вы хорошо знаете и которому доверяете, попросите кого-нибудь из родственников встретить вас на остановке или у дома.

Без крайней необходимости не заходите в телефонные будки в позднее время, когда вокруг нет людей.

Если у вас нет выхода и вы возвращаетесь поздно одна, проявляйте максимальную осторожность во дворе, в подъезде, при входе в лифт. Не заходите в подъезд, если рядом с ним или внутри находятся незнакомые мужчины. Лучше дождаться, когда подойдет кто-то из соседей по дому, попросите проводить вас до дверей квартиры.

В любое время суток не заходите в лифт с незнакомым мужчиной. Если вы дожидаетесь лифта, а в стороне стоит неизвестный мужчина, который не собирается подниматься наверх, не теряйте бдительности – он может в последний момент перед закрытием дверей заскочить в лифт. Лучше всего при постороннем не заходить в лифт, а дождаться других жильцов.

Если на вас напали в лифте, кричите, стучите по стенкам, нажмите кнопку вызова диспетчера, оказывайте сопротивление всеми доступными способами.

Не садитесь в прицепные вагоны трамвая, в вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров. В позднее время всегда садитесь в первый вагон. Избегайте «левых» машин.

Старайтесь не оставаться в одиночестве на даче или в садовом домике, особенно в периоды, когда основная масса дачников и садоводов находится в городе.

Насилие может спровоцировать ваш внешний вид, одежда. Это не означает, что вы должны одеваться в некрасивую, немодную одежду. Но если вам предстоит поздно возвращаться домой, не останавливайте свой выбор на одежде, которая подчеркивает вашу фигуру, излишне обнажает тело.Вообщепривыборе одежды всегда учитывайте свои планы на день – к сожалению, в криминогенную ситуацию можно попасть не только поздно вечером.

Если на вас напали, решайте по обстоятельствам – оказывать сопротивление или нет, но, если это возможно, щипайтесь, царапайтесь, кусайтесь, рвите волосы, бейте насильника ногами, используйте имеющиеся у вас в руках предметы, например, зонтик. Старайтесь привлечь внимание людей.

Если вы подверглись насилию, не стесняйтесь, немедленно обратитесь в милицию.

Основное правило безопасности в криминогенной ситуации –

правило ПИД предвидеть, избегать, действовать.

1.Старайтесь не привлекать к себе внимания:

    не показывайте окружающим имеющиеся у вас деньги и ценные вещи (дорогой мобильный телефон);

    женщины не надевайте дорогие украшения и одежду, излишне подчеркивающую вашу сексуальность, если предстоит возвращение домой в темное время суток.

2. Выбирайте безопасный маршрут :

    не старайтесь выбрать кратчайшую дорогу, проходящую через безлюдные и плохо освещенные пространства и проходы;

    безопаснее идти по краю тротуара навстречу движения, а при угрозе из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторону, противоположную движению

3. Не будьте излишне доверчивыми с незнакомыми людьми:

    никогда не садитесь в чужую машину;

    никогда не заходите в чужие дома и квартиры, даже если вас об этом убедительно просят;

    не откровенничайте с посторонними людьми и не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости;

    остерегайтесь на улице любых азартных игр;

    на железнодорожном транспорте, на вокзале, в сквере не пейте предложенные посторонними людьми напитки: в них могут быть подмешены снотворные или наркотические вещества:

4. Будьте максимально сосредоточены и осторожны в местах повышенного риска:

    ожидая лифт, стойте не перед дверью, а в стороне спиной к стене,входите в лифт только тогда, когда убедитесь, что в кабине нет незнакомых людей. Оказавшись в лифте с незнакомцем, не поворачивайтесь к нему спиной и наблюдайте за его действиями;

    применяйте хитрость

5. Избегайте мест, в которых наиболее вероятна встреча с преступником:

    не находитесь на улице в одиночку в темное время суток на неосвещенных улицах и подворотнях, безлюдных парках, улицах, пустырях;

    старайтесь в одиночку не посещать общественный туалет;

    старайтесь не садится в пустой автобус, трамвай, а если сели¸ то держитесь поближе к водителю;

6. Не лишайте себя информации о происходящем вокруг:

    не оглушайте себя наушниками плеера или демонстративно громкого магнитофона:

    не находитесь в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, на природе, на транспорте;

7. Всегда демонстрируйте окружающим спокойствие и уверенность:

    поддерживайте физическую форму, следите за своей осанкой;

    избегайте в свой жизни физического перенапряжения,конфликтов, ссор, затаенных обид- все это вызывает психическую подавленность и усталость, что часто и привлекает преступника.

8. Выстраивайте свои отношения с людьми безопасного типа личности:

    помните, что общение с людьми криминальной среды, требует от вас соблюдения законов этой среды;

    остерегайтесь людей с проявлениями психопатических наклонностей (патологической ревностью, жестокостью, агрессивностью, пытающих ограничить вашу свободу и подавить ваше «Я»).

9. Применяйте хитрость и смекалку в опасных ситуациях:

    имитируйте, что вы не одна;

    при угрозе сексуального характера попытайтесь сломать намерения преступника, предложив другое место, заявив о месячных или венерической болезни.

Необходимая оборона

Необходимая оборона – это правомерная защита от посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. Согласно ст. 37 УК РФ «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к защите:

    Во – первых, защищаются права и интересы не только самого обороняющегося, но и других лиц, общества и государства

    Во – вторых, вред может быть причинен только посягающему, но не третьим лицам.

    В – третьих, отсутствие превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности посягательства. (например, физического насилия на малозначительные посягательства в виде словесных оскорблений).

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к посягательствам:

    Во-первых, посягательство должно быть общественно опасным, т.е причиняющим или способным причинить вред охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, при этом посягательство может быть как преступным, так не преступным. (со стороны невменяемых и лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность)

    Во-вторых, посягательство должно быть реальным (действительным), т.е.существующим объективно, в реальной действительности, а не в воображении.

    В–третьих, посягательство должно быть наличным. Дляпризнания существования этого условиях необходимо определить начальный момент посягательства (момент непосредственно самого общественно опасного посягательства, так и наличие реальной угрозы посягательства) и конечный момент посягательства. посягательство признается оконченным, если угроза причинения вреда обороняющемуся миновала (нападение отражено или прекращено самим нападающим).

Недопустима необходимая оборона против:

    малозначительных посягательств (физическое насилие на словесное оскорбление)

    посягательств, которые ожидаются в будущем.

    против действий, которые сами совершены в состоянии необходимой обороны

    посягательства, угроза которого уже миновала

Поправка в УК , введенная Федеральным законом в 2003 г.: «не является превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствиенеожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения» (хулиган напал с палкой, а вы убили его ножом или убитый имел имитатор пистолета).

Мнимая оборона – оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства.

Крайняя необходимость - причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (например, повреждение строения для предотвращения дальнейшего распространения пожара; ликвидация животного, чтобы избежать травм или гибели людей).

Согласно ст. 39 УК РФ «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к созданию опасности :

    Во–первых, опасность может быть вызвана любым источником (проявлением стихийных сил природы, нападением животных, неисправностью механизмов, физиологическими и патологическими процессами, протекающими в организме человека, опасные для его жизни и здоровья (болезнь, голод), задержание преступника), а не только общественно опасными действиями физических лиц, как это имеет место при необходимой обороне

    Во-вторых, опасность должна быть реальной (действительной), т.е. объективно существующей, а не мнимой.

    В-третьих, опасность должна быть наличной, т.е. такой, которой уже ущерб причинен или причиняется, если не принять меры по ее устранению. Недопустимы действия с причинением вреда для устранения опасности, которая не возникла или уже миновала.

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к устранению опасности :

    Во-первых,чрезвычайный характер действий по устранению опасности. В отличие от необходимой обороны, крайняя необходимость дает для устранения опасности весьма ограниченный набор средств, в связи с чем она и именуется крайней необходимостью.

    Во-вторых, вред причиняется третьим, т.е. посторонним лицам (физическим или юридическим), а не тем, кто создал опасность, т.к. причинение ущерба лицу, создавшему опасность, осуществляется в состоянии необходимой обороны

    В-третьих, отсутствие превышения пределов крайней необходимости, т.е причинения вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Причиненный в состоянии крайней необходимости вред должен быть обязательно менее значительный, чем предотвращенный, а не равным и, тем более, не большим.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

    Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый.

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

    Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Из практики следует, что жертвами таких преступлений как убийства, телесные повреждения и изнасилования часто становятся люди занимающиеся преступной деятельностью или соприкасающиеся с преступным миром, ведущие антиоб­щественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными на­питками, неразборчивые в выборе знакомых. ;Выбирая объект преступного посягательства, преступники редко идут на дело «на удачу», го есть без предварительной разведки. Подготовка к преступлению выражается в выборе объекта, сборе информации о нем, предварительном осмотре, подборе способа и средств. Основную информацию преступ­ники получают от ваших знакомых, коллег по работе, а так­же непосредственно от вас.

Следовательно, для уменьшения риска быть жертвой пре­ступления необходимо создать для преступника «информаци­онный голод». Как это сделать?


  1. Не одевайте одежду, которая подчеркивает вашу фи­гуру, излишне облегает тело, и дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером. Если все же вы одели драгоценности, постарайтесь, чтобы они не броса­лись в глаза. Желательно, чтобы вас кто-нибудь из домаш­них встречал.

  2. Не выходите на улицу с дорогостоящим мобильными телефонами, радиотехникой и др. - из-за них вы можете стать объектом напа­дения.

  3. При расчете с водителем такси не показывайте крупные суммы денег, а также не демонстрируйте свои драгоценности.

  4. Не откровенничайте с посторонними людьми на улицах, в транспорте, в очередях, во дворе, не говорите им, что в доме у вас имеются крупные суммы денег, ценности, доро­гая видео- и радиоаппаратура.

  5. Не давайте свой адрес и домашний телефон без край­ней необходимости. Нужно помнить, что общаясь с вами, зло­умышленник может придумать благовидный предлог и уста­новить режим вашей работы, намерения на выезд в отпуск,командировку и т. д.
7. Не допускайте скопления в почтовом ящике значитель­ного количества корреспонденции. Это служит ориентиром вашего отсутствия.

Информационный фактор не единственный, позволяющий лишить преступников работы. Нередко мы сами ищем с ними встреч, создаем для них благоприятные условия, т. е. криминогенные ситуации.

^ Как уменьшить вероятность возникновения таких ситуа­ций ?


  1. В темное время суток старайтесь не ходить по мало­людным и не достаточно освещенным местам, пустынным скверам и домам. Будьте внимательны на остановках. Идя по улице, не прижимайтесь к стенам домов - в подворотне и за углом дома может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению - так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не желательно ходить вдоль производственных корпусов - здесь мало шансов на чью-то помощь. Не поль­зуйтесь плохо освещенными подземными переходами.

  2. Увидев впереди группу людей, пьяного или стоящий автомобиль с пассажирами, а поблизости нет людей, лучше перейти на другую сторону улицы и повернуть назад.

  3. Держитесь на улице уверенно, но не агрессивно, чтобы не спровоцировать нападение.

  4. В зале кинотеатра, если в нем мало зрителей, не сади­тесь отдельно от всех. В городском транспорте в позднее время находитесь ближе к водителю. Не садитесь в прицеп­ной вагон трамвая, вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров. В позднее время всегда садитесь в пер­вый вагон.

  5. Будьте разборчивы в выборе знакомых и всегда как следует подумайте, прежде чем пригласить в свое жилище малознакомого человека или отправиться в гости в квартиру, в общежитие к малознакомым людям, какими бы привлека­тельными они не казались.

  6. Особенно внимательно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах, в универмаге, на рынке, в пе­реполненном транспорте. Сумку прижимайте к себе, придер­живая ее рукой под низ, не перекидывайте сумки на ремнях за спину.

  1. Не забудьте, уходя из дома, закрыть дверь на все замки, на запоры окна, балкон, форточки, .фрамуги, особенно на первых этажах и квартирах, расположенных близко от по­жарных лестниц, балконов и других путей проникновения.

  2. Не оставляйте ключи в дверях, под ковриком или в поч­товом ящике, где его безошибочно отыщут воры.
9. Без крайней необходимости не заходите в телефонные будки в позднее время, когда вокруг нет людей.

  1. Старайтесь не брать пассажиров. Если все же решили подбросить незнакомого человека, предложите ему занять место на переднем сидении и не выпускайте его из виду. Не оставляйте в машине, как и дома, малоизвестного человека.

  2. Не оставляйте ключи в машине при кратковременных отлучках. Запирать ее нужно всегда, даже если вы вышли на минутку.
Если все же не удалось избежать встречи с преступником, то что делать?

Существует, по крайней мере, три способа защиты. Преж­де всего, люди стремятся оказаться вне пределов досягаемо­сти опасности - убежать, спрятаться и т. д. Другие - пред­почитают хитрить . Их цель - заставить злоумышленника из­менить свои намерения: или отказаться от нападения, или направить его в другую сторону. Наконец, некоторые напада­ют на источник опасности , пытаясь парализовать его и таким образом ликвидировать угрозу.

План-конспект открытого урока

Тема урока: «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»

Тип урока: Урок практически-ориентированный.

Цели урока:

Обучающая - закреплять знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правилам общения с незнакомым человеком по телефону. Закреплять знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Развивающая - развивать мышление, долговременную память, устную речь.

Воспитательная - воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Оборудование: плакат – «Криминогенные ситуации». Слайды компьютерной презентации.

План урока

Организационный момент.(1мин.)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(3мин.)

Формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях..(3 мин.)

Формирование дифференцированных обобщенных умений.(7мин)

Творческое применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или приближенных к жизни.(21 мин.)

Подведение итогов.(3 мин.)

Постановка домашнего задания.(2 мин.)

Литература

ОБЖ,10 класс Учебник для общ.- обр Латчук

изд.-М: Изд-во Москва,2010 г. .- стр56.:

humanism / education/kurses/practical_thinking/practical_thinking_theme4/

Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем. Учитель объявляет тему урока: Тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях». В тему входят такие аспекты как:

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Мошенничество, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни мошенничества.

Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Целью нашего урока является закрепление, и отработка на практике правил безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правил общения с незнакомым человеком по телефону. Закрепить знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

При общении с незнакомым человеком:

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.

Не вступай с незнакомцем ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по тел.02. назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.

Не подходи квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите»), постарайся выскочит на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину.

Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.

Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.

Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.

Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

Постарайся возвращаться домой засветло.

Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.

Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.

Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.

При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.

Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.

Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Как не стать жертвой мошенников:

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Предложим учащимся такую задачу: Найти действия неправильные в криминогенном отношении красной шапочки по известной сказке Шарля Перро:

    Одна без сопровождения пошла к бабушке через лес.

    Привлекала внимание одеждой, пирожками, пением и т.д.

    Разговаривала с незнакомым.

    Потеряла бдительность.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия в необходимой логической последовательности:

1. Ждать родителей на лестничной клетке.

2. Зайти к другу и позвонить родителям.

3. Попросить рабочих с соседней стройки открыть замок.

4. Подождать родителей у друга.

Ответ: 2;4.

Учитель даёт творческое задание: разделиться на пары по собственному желанию, придумать сценки, и обыграть на следующем занятии. Сценки на тему криминогенные ситуации.

Ученики делятся на произвольные группы по 3-4 человека. Идёт живое обсуждение поставленного задания. Ученики придумывают сценки.

К доске выходит первая группа: общение с незнакомым человеком. Один из учеников изображает ребенка, ещё двое играют незнакомых взрослых которые пытаются заманить его в машину. «Ребёнок» говорит что ему ничего не нужно, что он их не знает, не чего не хочет. «Ребёнок» начинает звать на помощь, и как можно быстрее направляется к родителям, и тут же обо всём им рассказывает.

К доске выходит вторая группа: ситуация- незнакомый человек звонит в дверь. Распределение ролей такое же. Незнакомые «взрослые» стучаться в квартиру. «Ребёнок» подходит к двери, смотрит в глазок, если глазка нет спрашивает: «Кто там». Взрослые под разными предлогами пытаются попасть в квартиру. «Ребёнок» звонит соседям и обо всём рассказывает. Если незнакомцы пытаются открыть дверь, срочно звонит в милицию по тел.02. называет причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зовёт на помощь знакомых или соседей.

К доске выходит третья группа: незнакомый человек в подъезде дома. Один из учеников изображает ребенка, другой играет незнакомого взрослого. Ученик который играет ребёнка заметив за собой незнакомого человека не заходит в подъезд своего дома делая вид что что-то забыл. «Ребёнок» не подходит к квартире и не открывает её если на площадке находится незнакомый, он выходит на улицу и дожидается ухода. Потом рассказывает родителям.

Четвёртая группа: незнакомый человек в лифте. Распределение как в третьем выступлении. Если в вызванном лифте находится незнакомый человек «ребёнок» не заходит.

Пятая группа: поведение на улице. Распределение: один ученик-ребенок; второй-родитель; третий-незнакомец. «Ребёнок» возвращаясь домой засветло задержался по какой то причине. Он(она) звонит одному из родителей с просьбой встретить. Он(она) двигается по освещённым улицам в группе людей избегая пустырей. Если он(она) замечает, что кто-то преследует, наблюдая за ним, переходит на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – бежит к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Подведение итогов, выставление оценок.

Постановка домашнего задания: дети вы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.



План-конспект

Проведения урока 10 класса

Тема: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Тип Урока: комбинированный

Количество часов: 1 час

Цель урока:

    Обучающая:

    сформировать теоретические знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации (ЧС) криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

    ознакомить с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.

    Воспитывающая:

    воспитывать у учащихся внимательность, осторожность, исполнительность и выдержку.

    Развивающая:

    развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление;

    развивать умение предвидеть криминогенную ситуацию, избегать её и правильно и решительно действовать.

План урока

    Организационный момент – 3 мин.

    Вводный инструктаж – 5 мин.

    Текущий инструктаж – 25 мин.

Вопрос 1: Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Вопрос 2: Основы самозащиты.

Вопрос 3: Уголовная ответственность несовершеннолетних

    Заключительный инструктаж – 7 мин.

Вводный инструктаж:

Тема сегодняшнего урока «ЧС криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

На уроке вы должны:

    Ознакомиться с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.

    Закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних.

На уроке мы будем использовать презентацию «ЧС криминального характера», УК РФ, Федеральные законы.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока, вспомним или подумаем.

Вопрос: Какие ЧС криминального характера вы знаете?

Ответ: Мошенничество, хулиганство, грабёж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

Вопрос: Кто может дополнить?

Текущий инструктаж:

Вопрос 1: «Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».

Используя презентацию «Как уберечь себя», рассматриваем ЧС криминогенного характера. Знакомимся с уголовной ответственностью несовершеннолетних в соответствии с УК РФ.

Запишем ЧС криминогенного характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

Почему мы сегодня рассматриваем эти ситуации, да потому, что не меньшее зло чем эпидемии и стихийные бедствия приносит человечеству преступность.

Жизнь и опыт показывают, как важно соблюдать основные правила безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно. Это позволит уберечь себя от многих возможных опасностей, связанных с криминалом.

Используя презентацию. рассмотрим (раскроем) каждую ситуацию отдельно, приведем примеры.

    Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;

    Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;

    Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);

    Кража – тайное хищение имущества;

    Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;

    Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;

    Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.

    Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;

    Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;

    Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;

    Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;

    Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека;

    Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:

при нападении

    помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким;

    успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;

    создать спокойную обстановку;

    выполнять все требования нападающего (медленно);

    не ждать помощи от окружающих;

    не надо проявлять ненужного героизма;

    если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

    постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;

    если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

    постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Вопрос 2: Основы самозащиты.

Мы говорили о том, что против нападающего на вас человека нельзя применять то, что нет у нападающего. В УК РФ в главе 8 раздел II в ст.37-41 четко прописано о вашей самообороне. Используя УК РФ часть 1 и 2, остановимся на понятии «самооборона», а также исключениях:

    при неожиданном нападении;

    при нападении профессионального спортсмена;

    в условиях крайней необходимости.

Вопрос 3: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ).

«Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Глав 14 ст.ст.87-96).

Вопрос: Какое лицо считается несовершеннолетним?

Ответ: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).

К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Дать под запись: «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» (ст. 88, ч.1)

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Статья 88 часть 2 Раскрывается случай наложения штрафа.

Статья 88 часть 3 Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 часа)

Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года)

Статья 88 часть 5 Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.)

Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии

Статья 89 Назначение наказания несовершеннолетнему (что учитывается).

Раскрыть понятие «Семья, находящаяся в социально-опасном положении». Привести примеры.

Рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колониях, достигших возраста 18 лет.

Заключительный инструктаж

Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

Подведем итоги урока. Особенно активным учащимся выставлены оценки.

Задание на дом.

«Пора в путь дорогу»

Мы соберемся за , бокалы полные нальём,

И за его здоровье песенку споем:

Пора нам отметить,

И день этот встретить

Пускай тебе не двадцать и не тридцать, пускай!

Ты планку своей бодрости не опускай!

Следить будем строго,

От нас не скроешься, ты так и знай!

    Мы видим бравого, бравого, бравого,

Мужчину стройного, красивого и славного!

Пусть чередой идут года, но мы желаем, чтоб всегда

Николая душа оставалась молодой!

Пора нам отметить,

Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!

И день этот встретить

В большой компании родных, друзей!

Пускай, судьба порою к нам жестока, пускай!

В ответ ей свои шуточки ты отпускай!

Следит так же строго,

Вокруг уныния не допускай!

    Сегодня вечером, вечером, вечером.

Без Николая, скажем прямо, делать нечего.

Мы выпьем раз, мы выпьем два, за юбилей и за дела,

Но чтобы завтра не болела голова!

Пора нам отметить,

Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!

Песня на мотив «Идет солдат по городу»

1. Собрались сегодня мы, снова вся родня,

И уселись за , чувствуем не зря.

Собрались мы не спроста, радость не тая,

Отмечаем юбилей, Коля у тебя, Коля у тебя!

Припев: Сегодня день особенный,

Сегодня день рождения.

И от улыбок родственных вся улица светла.

Не обижайтесь, гостюшки.

Для нас сегодня главное,

Чтобы хозяин радостным

Счастливым был всегда!

2. Ну, а мы съедим салат, скажем тост другой,

За хороших, за друзей выпьем по одной.

Ну, а музыка звенит, манит в круг друзей,

Так пойдем же танцевать

Пойдем же поскорей, пойдем же поскорей!

Наш весёлый юбиляр

(на мотив «Жил отважный капитан» )

    Наш весёлый Николай

Всех друзей к себе позвал,

Веселиться непременно приказал.

Что же делать нам, друзьям?

Веселиться нам пора,

Значит, крикнем наше громкое «Ура!»

Припев: Николай, Николай, улыбнитесь,

Ведь улыбка – это символ добра.

Николай, Николай, подтянитесь,

Мы плясать и петь готовы до утра.

    Сколько песен мы споем

И вина здесь перепьём,

Твой карман мы, Николай потрясём.

Но тебе всё не почём,

Бьёт, как прежде, жизнь ключом,

Ведь вино мы за твоё здоровье пьём.

Ваше благородие, милый День рожденья!

Ты прекрасен, как всегда, всем на загляденье

Чтоб в душе как прежде пели соловьи

Пожелаем Коле счастья и любви.

Ваше благородие, мудрый День рожденья!

Опыт жизненный у Вас – всем на удивленье

Чтобы мысли умные Вас не подвели

Пожелаем Коле знаний и любви.

Ваше благородие, добрый День рожденья!

Не хватает нам порой сказок и везенья

Ты момент удачи на лету лови

Пожелаем Коле чуда и любви.

Ваше благородие, сытый День рожденья!

Всё, чем нас кормили тут, просто объеденье

Чтобы нас финансы вдруг не подвели

Пожелаем Коле денег и любви.

Ваше благородие, дружный День рожденья!

Будем неразлучны мы с Вами, без сомненья

Через год ты снова всех нас позови

Пожелаем Коле дружбы и любви.

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРУДА

Учителя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


Рекомендуем почитать

Наверх