Как организованы занятия в нашей домашней школе. Открытые уроки как инструмент профразвития

Как открыть свой магазин 23.09.2019

Как провести интересный урок

Необходимо стремиться сделать уроки интересными. Ведь урок - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и иинтеллектуального роста ученика. На каждом из них рождается будоражащие детское сознание мысль и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными, будут секунды, минуты, часы и годы, проведённые за школьной партой зависит от стараний учителя.

Анатоль Франс очень тонко подметил важность необыкновенной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребёнка заинтересованность. Да-да, именно каждый. В этом случае эффективность школьного образования повышается, а новый материал усваивается легко. Попытаюсь рассказать, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

Планировать урок необходимо с учётом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиями в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

Поставьте себя на место ребёнка, не ограничивайте полёт фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно. Всегда нужно помнить, что отличное начало урока - залог успеха! Начинать занятие следует активно (можно с небольшого сюрприза), чётко формулировать задачи, проверить домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

Интересный урок всегда разбит на чёткие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не стоит обрушивать порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходить от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть урока не должна быть затянута (в среднем до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Для проведения увлектельного урока использовать различную технику. С помощью комьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый так и традиционный урок по любой дисциплине.

На уроке следует проявлять гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе нужно иметь в запасе простые и забавные задания (лучше в игровой форме).

Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Очень просто - не стоит бояться ломать стереотипы. Не выполнять работу за учеников, чтобы «помочь» им. Стимулировать постоянную активность школьников. Давать простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекать из каждого занятия максимальную ползу. Люблю использовать такой приём, как работа в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнёрства. Эту форму работы часто использую для проведения открытых уроков.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищу и нахожу необычные и удивиельные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляю своих учеников и не перестаю удивляться вместе сними!

Создала и постоянно поплняю собственную методическую копилку, где накапливаются наиболее удачные, интересные и увлекательные формы работы.

Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринуждённую и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что внередко интерес к предмету формируется у ребят, благодаря яркой личности педагога, который его преподаёт. Что для этого необходимо?

Усталость, неприятности, заботы следует оставить за порогом школы! Необходимо открыться для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных. Вести себя следует нестандартно, иногда выходить за привычные рамки, - ведь личность учителя и его поведение крайне важны. Стараюсь приводить больше примеров из личного опыта, потому что педагог - это творческий человек и неординарная личность, а дети, яркие жизненные примеры запоминают намного лучше, чем выдуманные.

Надеюсь,что эти рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личномуи профессиональному совершенствованию - основа успешной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к созданию такового самостоятельно, пускай и в начальной, примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.
2. Открытый урок для коллег в школе.
Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
5. Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.
Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

Открытый урок по курсу отечественной истории
(4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.
3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания
1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической карты.
3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.
Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведут конспект доклада.
Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного - одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

Аграрное (сельскохозяйственное) производство:

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

  • обмен натуральный, денежный;
  • товарно-денежные отношения;
  • внутренняя и внешняя торговля.

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство
Разведение «капустных огородцев».

Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда
Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
Формирование товарного ремесленного производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.
4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:

  • анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
  • доклад, реферат, эссе.

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:
1. В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).
3. Созданием собственного плана и тезисов.
4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.
Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

  • формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
  • формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков составления тезисов.

V ЭТАП . Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА ,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ ,
учитель истории

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока - залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя .
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Открытые уроки - это всегда испытание, и прежде всего для учителя.

Конечно, невозможно в одной статье охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки класса, технических возможностей.

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики - это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится (в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели - это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии.

Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше!

Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование.

Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки.

Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку - не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться.

Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит.

Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя - когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило - обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

В школах и колледжах преподаватели разного уровня, помимо простых уроков, проводят еще и открытые. Хочется выделиться и показать свое мастерство, а также знания своих учеников. Чтобы показать мастер-класс, важно знать, как провести открытый урок правильно.

Педагог должен провести традиционный урок, где будет происходить изучение новой темы и систематизация уже ранее полученных знаний. Как проводить открытый урок, знают учителя с большим стажем и долгими годами работы в учебном заведении, ведь они проводили их уже неоднократно. Поэтому вы можете посоветоваться с коллегами. Кроме того, вам поможет наша статья. Сейчас мы обсудим, как правильно провести открытый урок, что для этого нужно. Очень важно заинтересовать учащихся на таком уроке, чтобы не только комиссия увидела ваш уровень, но и ученики получили достаточное количество знаний и удовольствие от обучения.

Проведение открытого урока

Начало урока

Итак, в первую очередь вы должны правильно организовать начало вашего урока. Момент проведения открытого урока начитается с приветствия. Далее по плану следует проверить домашнее задание. Что касается этого, то в первую очередь ученики должны рассказать о действиях, которые они применяли при его выполнении. Далее можно провести устный опрос, чтобы понять, насколько точно ученики усвоили все определения и термины. В этом задании нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка и его подход к работе.

Новая тема

Далее учитель рассказывает новый материал. Сначала нужно ознакомить учащихся с целями и задачами предстоящего урока. После этого учитель должен перейти к непосредственно ознакомлению учащихся с новым материалом. Следует подробно изучить новый вопрос. Преподавателю следует заинтересовать учеников, чтобы урок прошел максимально полезно. Чтобы плавно перейти от проверки домашнего задания к новой теме, можно заранее дать задание любому из учеников. Например, пусть он подготовит доклад по определенному вопросу. Другие ученики во время выступления докладчика записывают главные моменты в тетрадь, а также задают вопросы. Таким образом они развивают свои информационные и коммуникативные умения. А умение учеников выделять главные нюансы из материла, когда читается доклад, является залогом хорошего восприятия нового материала. Таким образом проходит подготовка к будущему единому государственному экзамену. Еще у учащихся появляется шанс исправить свои оценки.

Но вы можете сами полностью раскрыть новый материал. Однако делать это нужно так, чтобы ученики не заскучали, а наоборот, были активно вовлечены в работу. Для этого, рассказывая новый материал, делайте акценты на наиболее значимых моментах, повторяйте их, просите учеников зафиксировать их в тетрадях. Теоретический материал обязательно нужно разбавлять практическими заданиями. Рассказали что-то новое — закрепите на практике. Так гораздо легче и полезнее, нежели чем сначала рассказать всю теорию, а потом приступить к разным практическим заданиям.

Очень интересен метод обучения, когда ученики разрабатывают тему вместе со своим учителем. Создается план, обсуждается предметный материал. После этого преподаватель предлагает изучить новый материал по созданной схеме, а на дом задается работа с учебниками.

Конец урока

В конце вы подводите итоги вашего урока. Делаете выводы, спрашиваете у учеников, что они усвоили нового для себя по данной теме. Можно провести небольшой устный опрос по новому материалу.

Один из важных моментов - домашнее задание (работа на дому), которое учитель задает ученикам для лучшего усвоения программы. Задания на дом должны быть разнообразными, но их не должно быть слишком много.

Рекомендуем почитать

Наверх