План эвакуации при пожаре – правила заполнения и условные обозначения. План эвакуации при пожаре в школе схема. Исполнение графической части. Что входит в понятие пожарной безопасности План эвакуации в образовательном учреждении

Организация склада 20.06.2020
Организация склада

План эвакуации является обязательным для исполнения документом во всех общественных учреждениях. К этому чертежу предъявляются повышенные требования, и для их выполнения была разработана компьютерная программа для создания плана эвакуации. На основании информации, указанной на схеме, осуществляется вывод людей из здания в случае возникновения пожара, производится оповещение специалистов службы МЧС.

Так выглядит интерфейс программы для создания плана эвакуации

Кроме того, там обязательно должны быть отмечены места нахождения пожарного оборудования, а также средств, используемых при самостоятельных спасательных работах и оказании неотложной помощи .


Специализированная программа «План эвакуации»


Данная программа удобна тем, что поэтажные планы выполняются в масштабе 1:1. Благодаря этому в чертеж можно вводить данные, указанные в замерах БТИ. У программы есть еще ряд положительных сторон:

Неудобство в том, что программа не работает онлайн. Постоянная работа в ней и составление чертежей возможны только после покупки лицензионной версии.

Возможность построения схем в других программах

Если требуется, в котором малое количество помещений, то можно воспользоваться Microsoft Word.
Рисование плана эвакуации, кроме того, возможно в или ArchiCAD. Эти программы позволяют:

Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.

Если вы решили купить для вашей организации фотолюминесцентные планы эвакуации, то учтите все перечисленные выше требования.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Планы эвакуации следует использовать для:

Систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

Привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

Проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации. План эвакуации при возникновении пожара – это настоящий путеводитель для тех, кто оказался в здании впервые.

Размеры планов эвакуации и выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

Этажный:
- Разрабатывается для этажа в целом.
Секционный:
- Если площадь этажа (помещения) более 1000 м².
- При наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов,
отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой.
- При наличии на этаже раздвижных,
подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов.
- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.
Сводный (общий):
- Включает в себя вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению,
транспортному средству или объекту. Сводный план эвакуации хранится у дежурного и выдается по первому требованию руководителя
ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальный:
- Следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, павильонов в торговых центрах,
больничных палат, классов учебных учреждений, кают пассажирских судов и т.п.).
Профессионала расскажут, какие планы эвакуации нужны именно вам и какова их цена.
Планы эвакуации и схемы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей . Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства , объекта с указанием:
а) эвакуационных путей и выходов
б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей
в) места размещения самого плана эвакуации
г) места размещения средств противопожарной защиты , спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО.
План эвакуации здания должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении.

Все мы прекрасно понимаем, насколько опасен пожар. В последнее время несчастных случаев, связанных с пожарами в дошкольных и школьных учреждениях, становится все больше. Чаще всего причинами пожаров является неисправная электрическая проводка. Для того чтобы уберечь школьников от страшной беды, необходимо знать план эвакуации школы при пожаре, использовать его на практике.

Зачем нужен план эвакуации

В дошкольном и школьном образовательном учреждении есть специалист, задачей которого является обеспечение безопасности детей. Помимо которых выполняется ежегодно, на каждом этаже здания должен быть план эвакуации в школе при пожаре. Такие схемы нужны для того, чтобы воспитанники детских домов, школ, домов творчества, интернатов могли в случае возникновения опасности, покинуть здание за считанные минуты.

Что входит в понятие пожарной безопасности?

Данное определение подразумевает профилактику возгораний, а также порядок эвакуации из образовательного учреждения. Входит в пожарную безопасность и проверка состояния электрической проводки, исправность отопительных и осветительных приборов , открытые запасные выходы. Для всех сотрудников школ, детских садов обязательно проводятся В обязанности сотрудников и руководителей детских учреждений входит не только знание правил, но и безукоризненное их выполнение. При возникновении пожара, они обязаны принять все меры для эвакуации детей, а также попробовать потушить пожар своими силами. План эвакуации в школе при пожаре - схема, которая должно соблюдаться во время вывода детей и сотрудников из здания.


Кто отвечает за пожарную безопасность в ОУ

Директор либо заместитель директора отвечают за безопасность школьников. В их обязанности входит обеспечение в детском саду либо школе, контроль соблюдения правил учащимися и сотрудниками. Именно руководитель обязан ликвидировать те недостатки и замечания, на которые укажут во время проверки сотрудники пожарной инспекции.

Инструктажи с учащимися 4-11 классов по пожарной безопасности должны проводиться не реже раза в четверть. В ходе таких инструктажей дети изучают план эвакуации в школе при пожаре, учатся правилам поведения во время пожаров. 2-3 раза в год в каждой школе и детском саду проводят учебные эвакуации , предназначенные для отработки на практике теоретических знаний. Во многих школах созданы дружины юных пожарников, которые рассказывают сверстникам о поведении во время пожара.

План эвакуации в школе при пожаре утверждается директором школы, детского сада , интерната. Помимо такого плана должна быть четко продуман алгоритм оповещения сотрудников о чрезвычайной ситуации, а также обязанности каждого сотрудника во время пожара. В случае изменения планировки школы план схема эвакуации в школе при пожаре пересматривается, заново утверждается приказом директора. Если учреждение является сезонным (детский оздоровительный лагерь, летняя площадка), в таком случае подобные мероприятия проводят перед каждой новой сменой.


Обеспечение безопасности

В конце рабочего дня руководитель школы (или сотрудник, на которого возложены подобные обязанности) проверяет состояние классов, коридоров, целостность огнетушителей. Проверка ОУ выполняется также в праздничные и выходные дни. Для детских учреждений постоянного пребывания ночное время назначается дежурный. Он проверяет состояние противопожарных средств, исправность телефонной линии, освещения, пожарной безопасности. Дежурный проверяет состояние запасных выходов, обеспечивает к ним свободный доступ.

Эвакуация из больших школ

Для многоэтажного школьного здания обязательным является план эвакуации из класса в школе при пожаре. Есть специальные нормативы, согласно которым в каждом классе можно размещать определенное количество мебели. В школьных коридорах, вестибюлях, холлах вывешиваются предупреждающие знаки. Двери в дошкольных и школьных зданиях должны быть оснащены устройствами для самостоятельного закрывания. При нахождении в школе детей и сотрудников эвакуационные выходы закрыты изнутри на задвижки. План эвакуации из класса в школе при пожаре крепится на стене, чтобы дети могли изучать схему, знать алгоритм своих действий в случае пожара.


Что нужно знать

В школах не допускается использование горючих и легковоспламеняющихся материалов. Дорожки, покрытия прочно фиксируют, чтобы дети не получили травму во время эвакуации из класса. Запрещена помещений, коридоров, лестничных пролетов, вестибюлей, рекреаций. В целях пожарной безопасности запрещается установка в детских учреждениях самодельных отопительных приборов . Электрические чайники , газовые плиты , в ОУ разрешены к применению только в специализированных кабинетах обслуживающего труда. В обычных классах применение подобных электрических приборов категорически запрещено.


Заключение

Только при соблюдении всех требований пожарных инспекторов возможно безопасное нахождение школьников в стенах ОУ. Одним из основных требований представителей пожарной инспекции является план эвакуации школы при пожаре. Образец его можно взять в пожарной инспекции, внести в него корректировки, учитывая особенности здания.

План эвакуации предназначен для ознакомления людей, входящих в здание/помещение с имеющимися путями эвакуации, аварийными и эвакуационными выходами из здания, а также с расположением средств первичного пожаротушения, средств первой медицинской помощи, дополнительных средств спасения и оборудования, которое поможет известить находящихся в здании людей о пожаре и вызвать спасателей.

Как сделать план эвакуации. Требования к планам эвакуации в 2017 году.

В 2017 году план эвакуации разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 (вступил в силу с 01.07.2010г.) и содержит графическую и текстовую информацию. План должен изготавливаться на основе фотолюминисцентных материалов.

План эвакуации предназначен для ознакомления людей, входящих в здание/помещение с имеющимися путями эвакуации, аварийными и эвакуационными выходами из здания, а также с расположением средств первичного пожаротушения (огнетушители, пожарные шкафы, краны), средств первой медицинской помощи и дополнительных средств спасения (аптечки, противогазы, ГДЗК) и оборудования, которое поможет известить находящихся в здании людей о пожаре и вызвать спасателей (кнопки пожарных извещателей, аварийные телефоны для вызова пожарной службы).

Место расположения плана эвакуации.

План должен быть размещен на видном месте, на высоте 1,8м. Обычно план размещается при в ходе в здание/помещение на стене или на колонне. На самом плане место его расположения обозначается точкой «Вы находитесь здесь», и именно в этой точке и должен находиться план.

Количество планов эвакуации и их размер.

Количество и размер планов определяется для каждого здания индивидуально, в соответствии с ГОСТ. Общие планы эвакуации разрабатывают для всего здания в целом, общие планы (скачать титульный лист плана эвакуации) содержат поэтажные и секционные планы эвакуации, хранятся у дежурного или у ответственного за пожарную безопасность.

Секционные планы эвакуации разрабатывают если площадь одного этажа здания более 1000 м², имеется несколько выходов или создание единого плана усложняет процесс эвакуации людей.

Этажные планы эвакуации разрабатывают на формате А2 (400*600) для этажа в целом.

Локальные планы эвакуации разрабатывают на формате А3 (300*400) для отдельных помещений, например, комната в общежитии, гостиничный номер, больничная палата и т.п.

Условные знаки на плане эвакуации.

Все выходы непосредственно наружу (либо на лестничную клетку)
Аварийные выходы (пожарные люки, выходы к наружным открытым лестницам)
Места расположения огнетушителей
Пожарные краны
Кнопки ручных пожарных извещателей
Электрощиты, электрощитовые
Пожарные щиты, шкафы
Аварийный стационарный телефон
Аптечки первой медицинской помощи

Требования к планам эвакуации.

Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

  • путей эвакуации
  • эвакуационных выходов
  • мест размещения спасательных средств
  • аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.
  • места размещения самого плана эвакуации
  • мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности
  • мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности

В текстовой части плана эвакуации следует излагать:

  • способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.)
  • порядок и последовательность эвакуации людей
  • обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.
  • порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.
  • порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами. Скачать «Текстовая часть к плану эвакуации детей при возникновении пожара в школе»

Телефонные номера для вызова аварийных и спасательных служб.

Согласно п. 32 приказа N 360 от 20 ноября 2013 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ: Для доступа абонентов и пользователей услугами фиксированной телефонной связи и услугами подвижной связи к экстренным оперативным службам на всей территории Российской Федерации используется единый номер «112» , а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».

И если сейчас аварийные службы можно вызвать как по классическим двухзначным номерам 01, 02, 03 то после 2017 года они работать не будут. Это происходит в связи с рекомендациями Международного союза электросвязи и общей унификаций стандартов национальных префиксов в разных странах.

Журнал отработки плана эвакуации.

В каждой организации должны проводиться мероприятия по отработке действий персонала в случае пожара с периодичностью не реже одного раза в год. При отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж. В журнал заносится дата проведения такого мероприятия и фамилия ответственного лица.

Приложение 1

Примерный план эвакуации детей (учащихся и воспитанников) на случай возникновения пожара

Утверждается руководителем детского учреждения

Наименование

действий

Порядок и последовательность

действий

Должность, фамилия исполнителя

Сообщение о пожаре

При обнаружении пожара или его признаков необходимо немедленно сообщить по телефону в пожарную часть, задействовать систему оповещения людей о пожаре, поставить в известность руководителя детского учреждения или замещающего его работника

Эвакуация детей из загоревшегося здания, порядок эвакуации при различных вариантах

Все дети должны выводиться наружу через коридоры и выходы согласно плану немедленно при обнаружении пожара или по сигналу оповещения (указывается вид сигнала)

Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания детей

Все эвакуированные из здания дети проверяются по имеющимся в группах и классах поименным спискам (классным журналам)

Пункты размещения эвакуированных детей

В дневное время дети группами (классами) размещаются в здании … (указать адрес). В ночное время они эвакуируются в здание (указать адрес)

Тушение возникшего пожара работниками детского учреждения до прибытия пожарной части

Тушение пожара организуется и проводится немедленно с момента его обнаружения работниками детского учреждения, не занятыми эвакуацией детей. Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения.

План помещения детского учреждения с нанесением путей эвакуации

(оформляется с учетом требований ГОСТ 12.1.114-82)

Примечание: пути следования детей во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости от сложившейся обстановки.

(должность и подпись лица, разработавшего план)

С планом эвакуации и распределением обязанностей ознакомлены

_______________________________________________________________________

(дата) (должность) (Ф.И.О.) (подпись)

Приложение 2

Нормы первичных средств пожаротушения

Назначение

помещения

Единица

измерений

Пенные емк. 10 л. или порошковые 5 кг.

Углекислотные емк. 2 л.

Брезентовое или асбестовое полотно размером 2х2 м.

Примечания

Классы, кабинеты, аудитории, лекционные и административные помещения, спальные помещения, групповые детских дошкольных учреждений, общежития профтехучилищ

30 погонных метров длины коридора, фойе, холла, рекреации

Не менее двух на этаж или часть, выделенную глухими стенами и перегородками

Лаборатории химии, физики, биологии, лаборантские при них, помещения для трудового обучения (кроме мастерских по обработке материалов), кружковые технического моделирования, живописи, юных натуралистов, кино- фотолаборатории, библиотеки, комнаты для хранения и чистки оружия, студии

Не менее одного на помещение

Кабинеты информатики и вычислительной техники, радиотехнические центры, электромашинные помещения вентиляционных систем

Не менее одного пенного и одного углекислотного на помещение

Закрытые учебно-спортивные залы, обеденные, актовые, лекционные и читальные залы, мастерские по обработке металла

Не менее двух на помещение

Гаражи, открытые стоянки автомашин, тракторов и др. техники (без учета первичных средств пожаротушения, которыми оборудованы транспортные средства)

100 м 2 или 5 единиц техники на открытой стоянке

Не менее двух на помещение или стоянку. Дополнительно оборудуются ящиком с песком и лопатой

Котельные на твердом и газообразном топливе

на 2 котла

Ящик с песком и лопатой

Котельные на жидком топливе

Кинопроекционная, кинопередвижка

Приложение 3

Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).

Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временным работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний проводится запись в журнале регистрации вводного инструктажа обязательно с подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ; с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажа делается запись в журнале по охране труда.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомления инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Журнал учета проведения противопожарного инструктажа

1

Дата проведения инструктажа

Фамилия, инициалы прошедшего инструктаж

Должность

Тема инструктажа

Фамилия, инициалы, должность проводившего инструктаж

Подпись получившего инструктаж

Подпись проводившего инструктаж

Почему только на один? Потому что универсальных советов в этой ситуации быть не может, потому что пожарное дело, это не так просто, как полагает обыватель, потому что если бы в нашей сфере были бы простые решения, но нашей сферы в принципе бы не было.

Поэтому «простые» советы от различного рода обучающих организаций, их рекомендации которыми после пожара в «Зимней Вишне» пестрит интернет, это на самом деле серьезная угроза, а не обеспечение безопасности. Вот, например, ставший уже «классическим» совет: помочиться на тряпку.

Ну, во-первых, у меня сразу возникает вопрос: а почему дети вообще оказались в задымленном помещении. Если это помещение, в котором пожар начался, то главное выйти из этого помещения как можно быстрее. Не тратя время на поиск тряпок и тем более на то, чтобы их обмочить. Ведь эти «специалисты» рекомендуют выполнить это действие ПЕРЕД выходом из помещения, то есть выйти всё-таки можно? То есть они рекомендуют тратить время на абсолютно не нужное действие, которое и приведет к трагическим последствиям. Если же дети попали в это помещение, то вопрос: «А какой же добрый человек их туда завел!?». Ну и наконец, если даже они и там. Чем поможет мокрая тряпка? Многие спрашивают меня: «Мне кажется, в такой ситуации лучше дышать через описанную тряпку, чем просто дымом. Нет?» Отвечаю: «Нет!» . Как именно спасет от дыма обмоченная тряпка? Какой механизм у такого метода защиты? Если он эффективен, как утверждают авторы этих, простите за слово «рекомендаций», то почему, пожарные используют ИЗОЛИРУЮЩИЕ средства защиты органов дыхания, если можно спастись тряпкой. Что такое ткань? Это перекрещенные волокна.

Между этими волокнами есть пространство. Так вот в это пространство даже твердые частицы дыма пройдут как мячик в футбольные ворота (если брать аналогию с размерами), а уж газы пройдут вообще беспрепятственно. И газообразные токсичные продукты горения, и пресловутый оксид углерода - угарный газ. А если не проходят эти газы, то не пройдет и кислород, и человек погибнет от его недостатка. Смоченная эта ткань или нет значения не имеет, это ФИЛЬТРУЮЩЕЕ средство защиты органов дыхания. А значит, от опасных факторов пожара оно НЕ защищает. Это аксиома.

У меня есть жгучее желание, заставить выполнить эту рекомендацию тех, кто дает такие советы, не обладая не специальным образование в области пожарной безопасности, ни практическим опытом работы в этой сфере. Дать этим деятелям обоссаную тряпку и отправить с ней если не в реальный пожар, то хотя бы в теплодымокамеру, ведь, это по их мнению, моча - отличный способ защиты от дыма. И поговорить потом с теми, кто выберется, о том, что и с какой эффективностью защищает. Может быть тогда они поймут, что НЕ НАДО ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА БЕСПОЛЕЗНОЕ, КОГДА ЕГО НЕ ХВАТАЕТ НА НУЖНОЕ!

Не менее странным выглядит и такой совет, от той же команды.

Я, никак не могу понять, почему те, кто это пишут, не понимают, что в условиях плотности людского потока 9 - 10 человек на метр квадратный, совершенно не важно, что будет давить на легкие - сосед или собственные руки?! Компрессионная асфиксия всё равно наступит, куда вы руки не девайте. А вот ложная убежденность в собственной безопасности от этого приема может быть только вредна.

Но еще страшнее, когда само МЧС пытается привить детям навыки более опасные, чем полезные. Вот фотография занятия, которое МЧС проводило в одном из детских учреждений.

Но это же вредительство - другого слова не подберешь. При выполнении этих советов, во-первых опять тратиться то самое драгоценное время - время начала эвакуации, потери которого и приводят к эвакуации через задымленные помещения. Во-вторых, такое движение, которое показано на фото в принципе неправильное в силу неустойчивости тех, кто так двигается. Как только упадет один - начнут падать и другие. Это непременно приведет к беде.

И ведь что интересно, для начальной школы эта проблема вообще не особо актуальна, еще и потому что дети, в силу роста, и при нормальном движении находятся в более выигрышных условиях по сравнению со взрослыми. При обучении взрослого, этому вопросу полезно уделять внимание. А вот обучать этому детей, в ущерб тому, чему нужно учить значит нести вред, а не пользу.

Все примеры, которые приведены выше, показывают, что те кто советуют и учат, сами не владеют тем материалом, который толкают в массы.

При организации такого обучения необходимо, чтобы оно проводилось с учетом выявленных пожарными учеными проблем при эвакуации детей, в комплексе с разработкой плана эвакуации, потому что план, как мы неоднократно говорили, это не рисунок со стрелками, это порядок действий, инструкция. Точно также, это обучение не должно быть «всеобъемлющим», на все случаи жизни. Оно должно быть привязано к конкретному месту нахождения ребенка: школа, дом, кружок, и, так как, успех эвакуации детей на 90% зависит от взрослого, находящегося рядом, ориентировано оно должно быть, прежде всего, на него. Поэтому в этой статье, мы предлагаем Вашему вниманию программу проведения учебной эвакуации с детьми школьного возраста. Для этого нужно сформулировать несколько проблем при эвакуации младших школьников, решение которых и будет являться задачей такого обучения.

Первая проблема. Эвакуация младшего школьника практически полностью зависит от учителя.

Даже взрослым людям свойственно ставить свои действия при пожаре в зависимость от мнения группы окружающих людей. На этом видео показан эксперимент наших английских коллег и зависимость собственных действий человека от окружающих его людей очевидна:

Тем более это справедливо в отношении человека, который в силу маленького возраста привык спрашивать разрешение на любое действие. Поэтому любые обучающие курсы для детей БЕЗ участия в них ИХ учителя - профанация. Нам могут возразить, что нельзя ставить безопасность детей в зависимость от действий учителя, что безопасность ребенка должна быть безусловной. Но это не в нашей власти - ставить или нет. Если учитель сработает неправильно - результат будет плачевным, и никаким обучением именно школьника это не исправить. Достаточно вспомнить, эту часть описания пожара в Якутской школе, где в 2003 году погибло 22 школьника: «Еще больше поражает тот факт, что даже когда в коридоре началась паника, и крики «пожар!» раздавались, подобно сирене, а запах дыма все усиливался, две учительницы не разрешали детям выйти из класса, пока те не запишут домашнее задание. Во время суда, плача, они говорили, что им казалось, что пожар не такой уж и серьезный, и вовсе не надо никуда спешить. Им казалось, что происходит нечто вроде учебной пожарной тревоги!!!»

Этот пример куда лучше, чем все исследования показывает, насколько велика роль учителя в успешной эвакуации учеников. Поэтому обучение эвакуации младших школьников должно быть ориентировано не только на учеников, но и, в первую очередь, на учителя.

Вторая проблема , отчасти вытекающая из первой - позднее время начала эвакуации. В работе исчерпывающе перечислены причины, которые влияют на это время. Поэтому основной упор такого обучения должен быть направлен в сторону обеспечения времени НАЧАЛА эвакуации.

Третья проблема - проявление паники у детей. Паника у детей проявляется иначе чем у взрослых, в стремлении спрятаться от опасности, укрыться, бездействовать. И третья задача тренировки по плану эвакуации для младших школьников преодолеть это стремление.

Четвертая проблема связана с механикой движения по путям эвакуации, управления этим процессом учителем, устойчивостью при движении

Пятая проблема - поведение в крайне сложной ситуации, если школьник всё-таки отстал и заблокирован в помещении. Паника и страх могут привести к тому, что он затаился, не будет отвечать пожарным, которые прибудут его спасать. Прежде всего, в данном случае следует учить не бояться пожарных. В США такого рода обучение проводиться именно с направленностью на привыкание детей к сиренам, громким звукам, виду пожарных.

Поэтому этот вопрос целесообразно вынести в отдельное занятие, не привязанное непосредственно к эвакуации.

Все остальные проблемы - дыхание, мокрые тряпки, поведение в задымленной зоне, вообще не должны, на мой взгляд, входить в это обучение, чтобы не загружать школьника ненужной и лишней информацией.

Ниже представлен план конспект такого занятия, занятия по отработке плана эвакуации и соответствующей направленный на отработку именно этих проблемных моментов связанных с эвакуацией школьников. Понимая, что этот план-конспект далеко не идеален, и по сути это первые рекомендации такого рода, я с благодарностью приму замечания к нему и доработаю его в случае необходимости. Тем не менее, по мнению моих коллег из Академии государственной противопожарной службы, он как минимум - не вреден, а значит, на фоне «вредных советов» - полезен. Время на отработку того или иного вопроса также не указано, так как нормировать его представляется неправильным. У нас же стоит задача научить, а не уложиться в отрезок времени.

Учебный вопрос Содержание/задача
Что такое пожар Дать представление о пожаре как об опасном горении. Связать понятие ОПАСНОСТЬ (УГРОЗА) и ПОЖАР.
Предпосылки паники и борьба с ними

Паника возникает от осознания человеком отсутствия выхода из проблемной ситуации. Поэтому нужно научить детей бороться с паникой - объяснить, что ВЫХОД есть и спастись можно, что есть СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ, которые помогут в случае ПОЖАРА.
В случае реальной ситуации нужно ободрить детей тем, что ВЫХОД есть, что все обязательно СПАСУТЬСЯ. Обозначить задачу в привязке к снятию паники. А именно объяснить школьникам, что для этого нужно выполнять действия четко правильно и беспрекословно ПОДЧИНЯТЬСЯ учителю, и что сейчас мы потренируемся действовать при пожаре так, чтобы если он вдруг и произойдёт, НИЧЕГО страшного не случится.

Отдельно стоит уточнить, что если вдруг взрослый отстанет, то нужно также подчиняться любому другому учителю. Не капризничать. Не бегать, не отвлекаться слушать и выполнять всё, что говорит взрослый. Необходимо объяснить, что это - гарантия спасения.

Обучение НАЧАЛУ эвакуации

Время начала эвакуации в детском учреждении самая большая проблема. Это нужно отработать в первую очередь. Задача работника школы - минимизировать это время.

ДЕЙСТВИЕ 1. НАУЧИТЬ НЕ ПРЯТАТЬСЯ от пожара. Нужно объяснить, что некоторые дети бояться и прячутся. Что это ошибка и что от пожара спрятаться нельзя, но можно уйти. Поэтому нужно начать готовиться к эвакуации и выполнить второе действие.

ДЕЙСТВИЕ 2 . ВСТАТЬ В ПРОХОДЕ МЕЖДУ ПАРТАМИ (как в начале и конце урока, для организации и мобилизации группы) учитель объясняет, что всё движения нужно осуществлять только по ее команде. Что никаких смешков и самостоятельных движений быть не должно, что это ОПАСНО. Слово «опасность, опасно» при этом можно употреблять только во время обучения, но не во время эвакуации при реальном пожаре, когда оно может вызвать панику. Учитель спрашивает «ВСЕМ ПОНЯТНО?». ДЕТИ должны хором ответить «ДА», что поможет закрепить их решение слушаться учителя во время эвакуации. Дальше объясняется, что ВЕЩИ (портфели, сумки, учебники) с собой брать не нужно, они могут помешать, что с ними ничего не случиться, что их нужно оставить в классе. Взять можно только телефон, чтобы в случае необходимости позвонить по 101. В зимнее время можно даже не одевать верхнюю одежду в классе (максимум, что можно сделать - взять её с собой). При этом администрации школы лучше подготовить заранее одеяла и пункты для обогрева.

Дети начинают движение в коридор. В коридоре заранее определяется то место, где будут стоять дети из разных классов. УЧИТЕЛЬ визуально контролирует, чтобы все вышили.

ДЕЙСТВИЕ 3. ПОСТРОЕНИЕ В КОРИДОРЕ

Дети строятся в коридоре на заранее определённых местах. Это один из навыков, который отрабатывается на тренировке.

Дети должны несколько раз выйти из класса в коридор, встать на место и зайти обратно. Учитель каждый раз визуально проверяет всё ли дети, которые были в классе на месте. Правильно ли они встали в коридоре. Не разговаривают ли они при этом. Далее учитель определяет состав группу. В дальнейшем команды будут подаваться именно группе, поэтому необходимо, чтобы дети могли определить свою принадлежность этой группе. При этом школьник должен идентифицировать себя с привычной для себя группой. Например, если в группе вследствие каких-то причин находятся два класса, то команда подается для двух классов: «2-й А» и «2-й Б».

Движение по горизонтальным путям эвакуации.

Здесь задача отработать движение по команде учителя. Чтобы никто не отстал

ДЕЙСТВИЕ 4. ОТРАБОКА ПОДЧИНЕНИЯ КОМАНДАМ, ВНИМАТЕЛНОГО ВОСПРИЯТИЯ КОМАНД

Учитель объясняет детям, что двигаться надо спокойно, размеренным шагом по её команде. Что нужно остановиться, как только она даст команду «На МЕСТЕ СТОЙ», по команде «НАПРАВО» нужно повернуться направо». «НАЛЕВО» - повернуться налево. И продолжить движение по команде «ШАГОМ МАРШ».

Отрабатывается поворот «направо» и «налево». Необходимо добиться, чтобы все дети поворачивались одновременно. Цель этого формирование навыка подчиняться команде, не отвлекаться на посторонние действия во время эвакуации, прислушиваться к команде.

Учитель определяет маршрут эвакуации и доводит его до детей. Ставит ЦЕЛЬ, например «дойти до лестничной клетки» Важно объяснить детям, что будет происходить, ЧТО СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА ГРУППЫ - ДОЙТИ ДО ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ. Понимание того, что происходит, что все движутся к выходу и УХОДЯТ от опасности поможет избежать паники.

ДЕЙСТВИЕ 5. ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ. ОСТАНОВКА И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ПО КОМАНДЕ

Идёт отработка управления движением группы: Учитель дает команду «2-й А, ПРЯМО ШАГОМ МАРШ» дети делают десять шагов, учитель дает команду «2-й А, НА МЕСТЕ СТОЙ». Дети останавливаются. УЧИТЕЛЬ дает команду «2-й А, ДВАДЦАТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД ШАГОМ МАРШ». Дети делают двадцать шагов. Учитель при этом является замыкающим группы и находиться сзади отслеживая, чтобы никто не отстал.

Задача этого этапа обучения научить детей начинать движение, двигаться и останавливаться по команде учителя. Останавливаться во время эвакуации нужно, если впереди есть другая группа, которая не может продолжить движение или путь эвакуации впереди заблокирован опасными факторами пожара и есть необходимость выбрать альтернативный безопасный маршрут. При этом применение одинаковых команд должно быть закреплено в инструкции в образовательном учреждении. Применение одинаковых команд должно обеспечить то, что дети будут слушаться любого взрослого, который подает эти команды, а не только своего учител

Движение по лестнице

При входе в лестничную клетку может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в лестничную клетку уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А месте стой» и ожидает, когда пройдет первая группа, которая уже входит в лестничную клетку.

Движение по лестнице характеризуется неустойчивым положением. Поэтому при движении по лестнице важно научить детей держаться за перила или опираться на стену. Необходимо объяснить и показать, что нужно ставить ногу (стопу) полностью на каждую ступеньку, не прыгать через ступеньки. Обязательно необходимо постоянно держаться за перила, за руку одноклассника, который держится за перила или за стенку, чтобы сохранить устойчивое положение.

ДЕЙСТВИЕ 6. СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ

Учитель дает команду «2-й А, по лестнице вниз шагом марш». Ученики выходят, держась за перила. Учитель замыкает движение, отслеживает ошибки в движении, перепрыгивание через ступеньки, постановку стопы не полностью на проступь, то, что дети держатся за перила. Учитель несколько раз дает команду «2-й А на месте стой». В случае если обнаружатся ошибки, группа возвращается на этаж, и выходит на лестницу повторно. Если из лестничной клетки (как в принципе должно быть) есть выход наружу и он открыт - то учитель командует «2-й А а на месте стой» покидает место замыкающего группы, открывает дверь, так как для начальной школы открыть её может быть проблематично и дает команду «2-й А из здания шагом марш». Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.

ДЕЙСТВИЕ 7. ПОСТРОЕНИЕ В ВЕСТИБЮЛЕ ПОСЛЕ СПУСКА ПО ЛЕСТНИЦЕ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ НЕТ ВЫХОДА НАРУЖУ ИЛИ ОН ЗАБЛОКИРОВАН

Учитель после спуска дает команду «2-й А на месте стой». Объясняет, что еще один этап эвакуации пройден. Напоминает, что не надо идти в раздевалку за верхней одеждой, что нужно идти к ВЫХОДУ. Дает команду: «2-й А к выходу Шагом марш». Дети идут к выходу из здания (входу в школу)

Скопления перед выходом При выходу также может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в дверной проем уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А на месте стой» и ждет когда пройдет первая группа, которая уже входит в дверь. Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.
Отработка действий если кто-то отстал от группы Отдельно следует обучить детей как действовать, если он отстал от своей группы. В этом случае ему необходимо объяснить, что он должен сразу подойти к учителю в другой группе и сказать, что он отстал, присоединиться к этой группе и эвакуироваться с ними.

Действия, описанные в данном плане конспекте должны быть также представлены и в виде конкретной инструкции, в соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, должны быть описаны в инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, и, должна (тезисно) содержаться в текстовой части плана эвакуации

Эта статья еще раз показывает, что невозможно найти «простой» на три пункта алгоритм действий в такой сложной и многофакторной ситуации как пожар. Мы будем продолжать разрабатывать различные варианты действий для родителей и детей, ориентируясь прежде всего на мнение пожарных специалистов в области эвакуации, и, периодически будем представлять их в блоге сайта

Для цитирования: П.Ю. Князев " Тренировка по плану эвакуации в начальной школе" [электронный ресурс] "План эвакуации при пожаре". - Электрон. дан..php?id=148, свободный Размещено 09 мая 2018 года

План эвакуации людей при пожаре является одним из первоочередных документов необходимых для поддержания должного уровня . Он используется для обучения персонала организации во время периодических инструктажей и регламентирует действия при возникновении нештатных ситуаций. При обнаружении признаков возгорания различной интенсивности в силу вступают соответствующие пункты плана, утвержденного руководителем учреждения, позволяя произвести наиболее быструю, эффективную и безопасную эвакуацию из зоны поражения. План помогает пожарным во время проведения ликвидации возгорания и последующих аварийно-спасательных мероприятий.

Разновидности схем эвакуации

  • Локальные — на отдельное помещение;
  • Секционные – на отдельную секцию помещения, которая имеет сложную планировку и большое количество разделительных простенков;
  • Этажные – на весь этаж здания, дубликаты могут размещаться в нескольких местах с обязательным обозначением нахождения представленной схемы и ее копий;
  • Сводные – хранятся у ответственного за , используются при чрезвычайных ситуациях и выдаются командиру пожарной бригады при поисково-спасательных операциях в здании.

Размер листа, на котором отображают план, зависит от детализации и количества элементов, отображенных на нем.

  • Для схем помещений и этажей большой площади и сложной планировки размер 600х400 мм.
  • Для локальных схем: полуэтажей, помещений со средней площадью без сплошных перегородок 400х300 мм.

Регламентирует план эвакуации при пожаре, ГОСТ Р 12.2.143-2009 и другие нормативы. В них описаны требования по размерам плана, четкости шрифта и типу условных обозначений, месте размещения и правилах заполнения графической (схема) и текстовой (последовательность действий) части.

Правила установки эвакуационных планов

Согласно нормативам ППБ эвакуационные схемы необходимо разрабатывать и устанавливать в помещениях (кроме жилищных), где размещены рабочие места 10 человек и больше. В местах временного проживания, общественных зданиях с открытым доступом и большим человекопотоком.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 определяет группы зданий для которых организации их эксплуатирующие должны сделать план эвакуации при пожаре:

  • Финансовые учреждения и предприятия по обслуживанию площадью более 800м 2 ;
  • Организации по бытовому обслуживанию, парикмахерские, ремонтные мастерские и другие подобные предприятия, которые размещаются на первых этажах жилых зданий и имеют площадь более 300м 2 ;
  • Дошкольные, средние и высшие учебные заведения независимо от площади помещения, этажности строения и количества учащихся и персонала;
  • Бары, рестораны и кафе с суммарной вместимостью всех залов более 50 человек;
  • Банно-оздоровительные комплексы, спа-центры, салоны красоты с вместимостью более 20 человек;
  • Клубы и другие развлекательные заведения с общей площадью более 400 м 2 ;
  • Санатории, профилактории, больницы и другие лечебные учреждения с вместимостью более 50 коек;
  • Музеи, галереи, выставка с потенциальной вместимостью более 500 человек.

Предъявляемые требования

Любой план эвакуации при пожаре, в школе, на предприятии или общественном здании состоит из графической и пояснительной (текстовой) части:

  • Графическая схема состоит:
    • места обычных и резервных выходов;
    • пути следования к ним. Зеленой сплошной линией обозначен путь к обычному выходу, зеленым пунктиром к запасному;
    • места нахождения средств пожаротушения;
    • отметка нахождения на схеме плана (для ориентировки) и аналогичных планов (для сверки правильности движения);
    • незадымляемые места и внешние лестничные пролеты;
    • спасательные средства, устройства пожаротушения и противопожарной защиты;

Все условные обозначения на схеме можно дополнять только цифровыми кодами, расшифровка которых дается в текстовой части. Описание значения символов непосредственно на схеме недопустимо, так как это сильно затруднит ее чтение.

  • Текстовая часть:
    • Описание последовательности действий по эвакуации персонала и посетителей;
    • Отмечены обязанности по вызову спасателей, медиков и пожарной бригады;
    • При необходимости описана последовательность экстренной остановки производственного процесса и обесточивания оборудования;
    • Порядок ручной активизации систем .

Информация в текстовой части может быть не слишком подробной. Основные объяснения должны даваться на инструктажах и обучениях, которые обязательны для всего персонала.

Условные обозначения

Знаки, используемые для на схемах, регламентируются ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Сигнальные цвета и разметка».

Согласно этому нормативу знаки для планов эвакуации можно разбить на два типа:

  • Зеленые, обозначающие направления эвакуации персонала;
  • Красные, обозначающие местонахождение средств первичного пожаротушения.

Знаки, обозначающие выход:

В основном устанавливаются на стенах помещения совместно со стрелками указателями направления движения эвакуации.

Устанавливаются непосредственно над выходами, преимущественное большинство таких знаков оборудовано активной подсветкой для улучшения ориентации в условиях сильного задымления.

Указывают направление эвакуации по коридорам, залам и помещениям.

Указывают направление эвакуации по лестничным пролетам.

Указывают в какую сторону открываются двери.

Рекомендуем почитать

Наверх