Эвакуации при чс в детском саду. Учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников доу в случае возникновения пожара. Порядок эвакуации при пожаре

Учет и отчетность 04.07.2020
Учет и отчетность

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детским садом комбинированного

вида № 49 «Семицветик»

Будаченкова И.В.

« » ______________ 2016 года

1. Общие положения

1.1. Инструкция разработана в соответствии с п. 12 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390.

1.2. Инструкция является дополнением к схематическим планам эвакуации людей при пожаре.

1.3. Инструкция предназначена для организации безопасной и быстрой эвакуации людей из здания в случае пожара.

1.4. Практические тренировки по эвакуации людей в случае пожара по данной инструкции проводятся один раз в полугодие.

2. Порядок эвакуации при пожаре

2.1.При возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

2.2. Включить приточно-вытяжную вентиляцию всех помещений.

2.3. Немедленно оповестить людей о пожаре установленным сигналом или с помощью посыльных.

2.4. Открыть все эвакуационные выходы из здания.

2.5.Быстро, но без паники и суеты эвакуировать детей и сотрудников учреждения.

из здания согласно схемам эвакуации, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей.

2.6.Эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения.

2.7.Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь.

2.8. В зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи.

2.9. Покидая помещение, отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

2.10. Проверить отсутствие людей во всех помещениях здания и их наличие по спискам месте сбора.

2.11.Выставить посты безопасности на выходах из здания, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар.

2.12.Организовать встречу пожарных подразделений.

3. Обязанности работников при пожаре

3.1.При проведении эвакуации работники Учреждения обязаны: - с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации работников и воспитанников, в безопасную зону в кратчайший срок; - исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям и другим работникам Учреждения нельзя оставлять воспитанников без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации; - эвакуацию воспитанников следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Воспитанников младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь; - в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, воспитанники старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а воспитанников младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи; - тщательно проверять все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне воспитанников, спрятавшихся под кроватями, столами, в шкафах или других местах; - выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы ис¬ключить возможность возвращения воспитанников и работников в здание, где возник пожар; - при тушении необходимо в первую очередь обеспечить благо¬приятные условия для безопасной эвакуации воспитанников; - запрещается открывать окна и двери, а также разбивать стекла во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Заместитель заведующего по безопасности Т.Ю. Харламова

Регулярно два раза в год сотрудниками пожарной охраны города проводятся тренировочные эвакуации в образовательных организациях. В школах такие учения начнутся в сентябре, а вот в детских садах уже с 15 августа.

Сценарий тренировочной эвакуации в детских садах всегда одинаков. По сигналу тревоги педагоги и персонал дошкольных учреждений обеспечивают своевременный выход воспитанников на улицу в безопасное место. Это увлекательное и интересное мероприятие для детей и очень серьезное, ответственное для взрослых.

Поэтому главной целью тренировочной эвакуации является выработка у персонала дошкольных учреждений навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара, принимать правильные меры для осуществления успешной эвакуации. Чтобы успешно преодолеть такую ситуацию, надо быть к ней готовым.

Каждый ребенок по-разному реагирует на звук пожарной сигнализации, поэтому важно научить его как правильно, грамотно и быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Эта задача ложится на плечи не только воспитателей детских садов, но и на родителей. Родителям следует помнить, что такое происшествие, как возникновение пожара, часто влечет за собой панику, поэтому важно объяснить своему ребенку, что во время проведения эвакуации нужно слушаться взрослых, выполнять их распоряжения. Это обязательно необходимо делать на случай пожара в образовательном учреждении. Ситуация пожара всегда непредсказуема и несет самые серьезные угрозы.

Жизнь полна неожиданностей. Среди них немало опасных, особенно для детей. Не обладая многими знаниями, житейским опытом, они не могут до конца понять и правильно оценить происходящее, действовать «по-взрослому», в том числе из-за отсутствия необходимых физических сил и психологических качеств - смелости, хладнокровия, решительности. Вот почему важно научить ребёнка действовать в чрезвычайной ситуации грамотно, но не раздумывая, осторожно, но не паникуя, не теряясь, спокойно, но быстро, буквально автоматически. Разумеется, будучи вместе со взрослыми - слушаясь их, выполняя их распоряжения. Это обязательно необходимо делать на случай пожара в МБДОУ - ситуации всегда непредсказуемой, динамичной и несущей самые серьезные угрозы.Чтобы успешно преодолеть такую ситуацию, надо быть к ней готовым.
Отсюда одной из главных задач МБДОУ является регулярная подготовка детей и работающего с ними персонала к действиям в экстремальных условиях. А это достигается систематическими тренировками воспитанников и взрослых, отработкой планов эвакуации из зданий при пожаре и других опасных событиях.
17.04.2019 года в 9:30 мин. в МБДОУ №73 «Веснянка» была проведена учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ в случае возникновения пожара. Место условного пожара – музыкальный зал в здании основного корпуса МБДОУ №73. Время 9:30-10:20. Тема - Эвакуация персонала и тушение условного пожара. Цель: проверить совершенствование навыков сотрудников при эвакуации. На время проведения тренировочных занятий в МБДОУ№ 73 находится 17 групп от 2-х до 7 лет.
Общее количество воспитанников - 318 детей, сотрудников - 65.

В ходе тренировки отработаны следующие основные вопросы:
1.Действия работников МБДОУ при возникновении ЧС.
2. Эвакуация воспитанников и работников при возникновении пожара.
В процессе тренировки сотрудники МБДОУ действовали в соответствии с поставленными задачами быстро и грамотно с соблюдением техники безопасности. Согласно плану эвакуации. Эвакуация из здания МБДОУ № 73 проведена за 8 минут. Эвакуация из здания модульного садика проведена за 8 минут. Полная эвакуация была проведена за 19 минут с выходом за территорию МБДОУ и построением на стадионе школы №39.
Воспитателями была произведена проверка наличия детей по спискам с последующим докладом заведующему.
Медсестра Крамаренко З.Т. с аптечкой первой помощи сопровождала эвакуируемых.





Заведующим подведены краткие итоги подготовки и проведения экстренной эвакуации воспитанников и персонала.
Общая оценка проведенной тренировки - хорошо.
Вывод: Итоги объектовой тренировки в целом положительные намеченные цели и задачи тренировки достигнуты. Действия административного и педагогического персонала при проведении эвакуации организованные и четкие, что говорит о качественной подготовке к действиям в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Иногда очень трудно сдержать эмоции. Наткнешься на какой-нибудь план эвакуации, созданный полиграфистами, возомнившими себя инженерами пожарной безопасности, и негодуешь. Отчего? Странно было бы реагировать по-другому, когда то дело, в которое ты вложил столько труда, от которого зависит безопасность дошколят, дело которое требует специальных знаний и образования низводится на уровень «просто бизнеса». Лишь бы подписать акт, лишь бы перечислили аванс, «сделать и забыть» - это принцип многих компаний. И когда от этого не зависит безопасность маленьких, это еще можно стерпеть. Но когда при разработке плана эвакуации детского сада не учитываются важнейшие, основополагающие принципы обеспечения безопасности детсадовцев, когда у некоторых разработчиков текстовая часть плана эвакуации совершенно разных объектов не отличается ничем это становится нетерпимым.

На такие мысли навел меня этот пример. Он взят с официального сайта разработчика и приводится на нашем сайте в некоммерческих целях анализа, разбора ошибок и подтверждения уже высказываемого нами мнения о важности составления текстовой части с учетом особенностей возможной эвакуации уязвимых групп населения.

Но страшна, не графическая часть этого. Она просто не соответствует ГОСТ, что не так критично. В рассматриваемом случае опасна именно текстовая часть плана эвакуации - «стандартная» и не отличающаяся от других инструкций того же самого разработчика.

Когда начинаешь разбираться с текстом, становится совершенно непонятно, зачем в Академии ГПС МЧС России идут многолетние исследования процесса эвакуации дошкольников, если они проигнорированы авторами этого макета, если они не используются на практике, если инструкция для детского сада ничем не отличается от такой же инструкции для торгового центра. А ведь исследования пожарных ученых дали очень интересные результаты, которые необходимо использовать в практической работе, в том числе и разработчикам эвакуационных схем.

Какие особенности разработчик должен учитывать, планируя действия детей в условиях пожара. Как отмечается в первая особенность, связанная с планом эвакуации - это сложность ориентирования на плане эвакуации. Половина пятиклассников не смогли правильно ориентироваться по плану, при том, что только четверть восьмиклассников испытали аналогичные трудности. Поэтому первое и очевидное - план эвакуации в детском саду - не для ребенка, а для взрослого человека, воспитателя. Т.е. действия малышей осуществляются ТОЛЬКО через него.

В этом случае план эвакуации должен выполнять профилактическую функцию пассивного и активного обучения воспитателей, формирование у них правильного алгоритма действий, с учетом специфики поведения детей при пожаре. В том же источнике утверждается, и, не согласиться с этим сложно, что организация действий детей воспитателем доминирующий фактор в уменьшении времени начала эвакуации, а значит, является залогом её успеха.

Там же указывается, что первостепенное значение имеет реакция воспитателя на обнаружение пожара или сигнал пожарного оповещения. По моей практике, памятен ответ одного работника детского дошкольного учреждения о том, на вопрос: что она будет делать при пожаре. По её мнению (закрепленному в её инструкции) она должна была немедленно отправиться вниз под лестницу (к рубильнику), и обесточить здание. Потом используя фонарь выводить детей…. Это реальный ответ. Я его не сочинил, и у меня есть аудиозапись этой беседы.

Поэтому в текстовой части эвакуационной схемы мы должны попытаться воздействовать именно на первую реакцию воспитателя. Это можно сделать в следующей словоформе.

«При сигнале речевого, звукового или светового оповещения о пожаре начните готовить детей к эвакуации! Не выполняйте других функций! Ваша цель - вывести детей в безопасное место. Начните их подготовку к выходу»

Второй сложный момент, также отмечает Самошин Д.А. в работе . Дети готовятся к эвакуации дольше, чем взрослые. Особенно это характерно для весеннего, осеннего и зимнего периода. Тот, кто пробовал одеть ребенка, должен знать насколько это сложно. А дети, как назло, пребывают в дошкольных учреждениях именно в эти сезоны. Поэтому следующая фраза, должна запечатлеть в голове воспитателя, что не нужно тратить время на одевание зимней одежды. Это можно описать так:

«Не теряйте время на одевание детьми верхней одежды. Приготовьте заранее теплые одеяла или используйте одеяла, применяемые для сна. Одежду можно взять с собой и одеть уже в безопасной зоне. Заранее обеспечьте обогрев детей вне здания, в котором случился пожар»

Коллеги из Академии проведи интересный эксперимент. Летом время подготовки группы детей к выходу из здания занимало 0,6 минуты, весной и осенью - пять минут, зимой 7,5 минут. Использование одеял помогло сократить этот важнейший фактор безопасности до 1,1 минуты!

При разработке действий для воспитателей нужно учесть тот факт, что при пожаре дети прячутся от опасности. Не учитывать это в текстовой части плана эвакуации - недопустимо. В инструкции это можно сформулировать так:

«Проверьте, не спрятался ли кто-то из детей под кровати, в шкафы, в углы помещений, за мебель»

Особое внимание нужно уделить действиям воспитателя в ночное время. Исследование, проведенное группой американских ученых, показало, что из 123 спящих детей только 20% проснулись от работающей системы оповещения. 61% спящих не прореагировали вообще никак, 17 процентов реагировали во сне, и 2% проснулись после того как сирена прекратила работать. Очень важный фактор поведения детей в ночное время указан в . После пробуждения дети не ориентируются в окружающей обстановке сразу и им нужны объяснение и внимание взрослых. Это обстоятельство понуждает включить в инструкцию по эвакуации следующую фразу:

«В ночное время и во время дневного сна - разбудите всех детей, убедитесь, что они проснулись. Спокойным голосом сообщите им, что спать уже не обязательно и можно собираться и идти на улицу. Не оставляйте проснувшихся детей без внимания!»

Подготовив детей к эвакуации следует начать двигаться к выходу. Здесь всех всегда беспокоит вопрос, где должен быть взрослый во время движения группы людей. Представляется правильным следующий алгоритм, который и нужно вписать в инструкцию следующий алгоритм:

"Если взрослый в группе детей один, то он должен находиться позади группы детей и контролировать, чтобы никто не отстал. Управление движением группы детей он, в таком случае осуществляет подачей голосовых указаний. Если взрослых двое, то один из них принимает на себя роль «направляющего», а второй - «замыкающего». Направляющий определяет безопасный маршрут и ведет группу. Замыкающий должен следить, на отстал кто-то от группы, не остался ли в здании»

При этом важно, организовать движение детей таким образом, чтобы они двигались слаженно, спокойно и управляемо. Это может быть достигнуто следующей рекомендацией:

«Скажите детям взяться за руки и положить свободную руку на плечо идущего впереди. Успокаиваете детей в процессе эвакуации. Говорите им громким, но ровным и спокойным, веселым голосом следующие фразы: «Все в порядке!» «Мы просто играем! Не бойтесь! Мы все сейчас дойдем до выхода»

Ну и напоследок, следует учесть, что когда дети выйдут из здания, кто-то может захотеть вернуться за любимой игрушкой. Данных о таком поведении нет, но теоретически это возможно. Поэтому следует предписать воспитателю: проследить, чтобы никто из детей не возвращался в здание.

Именно такие планы эвакуации должен требовать инспектор. Понимаю, что это сделать сложно, ведь такое подробное содержание нигде не нормируется. В этом и проблема. АБСОЛЮТНО не нужный фотолюминесцентный материал, его свечение и прочая, простите за слово, фигня, нормируется, а содержание инструкции для детских садов - нет. И поэтому план, представленный выше, как пример абсолютно неграмотной разработки текстовой части, пример не учитывающий никаких особенностей эвакуации зданий с дошкольниками - пропускается теми специалистами органов надзорной деятельности МЧС которые, так же как и разработчики этого плана не задумываются о его смысле.

Поэтому пока не будет знаний о пожарной безопасности у инспектора, который не обращает внимание на «эти мелочи», у заказчика, который готов принять и такую работы лишь бы «закрыть» вопрос с инспектором, до тех пор и будут такие планы эвакуации, как тот, который мы описываем. Планы эвакуации бесполезные и бессмысленные. Которые действительно НЕ нужны, так как они не следуют ни к одной из целей, о которых мы говорили

Рекомендуем почитать

Наверх