Органы государства: понятие и виды. Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства Основные признаки органа государства

Оборудование для магазина 20.06.2020

Модели построения государственного аппарата

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

· централизованно-сегментарная, в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;

· моноцефальная (лат. «моно» - один, «цефалс» - голова), в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;

· монотеократическая, в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерна для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственная власть осуществляется непосредственно через государственные органы – организованную часть государственного механизма , наделенными властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выяснить его природу и назначение.


Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.

Признаки, отличающие государственный орган от иных организаций:

1. Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства - на основе распоряжения вышестоящего органа.

2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.

3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

4. Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция - совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения .

Полномочия - права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства . Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не характерное для частных субъектов.

Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения.

Предметы ведения (подведомственность) - круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

5. Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру , го есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание - перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;

по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные органы;

по иерархии – федеральные, региональные, местные органы;

по характеру подчиненности - центральные органы и их территориальные структуры в регионах (на местах);

по компетенции - органы общей и специальной компетенции. Деятельность первых носит универсальный характер, они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

по срокам полномочий – на постоянные и временные (Учредительное собрание, Временное правительство);

по способу принятия решений - единоначальные и коллегиальные органы;

по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

Тема 7. Политическая система общества и государство (2 часа)

механизм государство власть управление

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) - основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

  • 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
  • 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
  • 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
  • 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
  • 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
  • 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
  • 7. Имеют соответствующую материальную базу;
  • 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
  • 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

  • 2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
  • 3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.
  • 4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, “вещественными придатками”, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
  • 5. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, -- отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РК, Министерство РК или Государственный комитет РК, Верховный Суд РК или Высший Арбитражный Суд РК, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РК, Генеральный прокурор РК.

Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства -- это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

  • а) органы, устанавливаемые Конституцией РК, уставами субъектов Республики Казахстан для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РК), Правительство РК, министерства исполнительной власти Республики Казахстан, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Республики Казахстан);
  • б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РК, Правительства РК, высших судебных органов Республики Казахстан, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РК). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму-- вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов РК и ее субъектов, согласно Конституции и законам РК, конституциям и уставам субъектов РК действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

3.Органы государственной власти Российской Федерации ….…………………..……...19

3.1 Органы исполнительной власти РФ ……………………..…………………………….19

3.2.Законодательная власть Российской Федерации …………………………………..…22

3.3.Органы судебной власти РФ …………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………..29

Введение

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государствен­ных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государ­ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи­ческим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В своей работе я бы хотел рассмотреть не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, на мой взгляд, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Я взял именно эту тему для своей работы чтобы изучить, насколько органы всех ветвей власти важны для управлении государством. Также мне кажется, что вопросы разграниченияпредметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

1. Понятие органа государства и его признаки

Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государ­ственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон.С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый орган государства имеет свой предмет ведения , т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией , т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

· путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

· путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

· путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе пра­вовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков :

1. Орган государства, обладая определенной са­мостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции по­средством определенного вида деятельности в порученной области;

2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные слу­жащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена. Реализация органом государства своей компетен­ции - это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения право­вые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

5. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свойсчет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).

6. Орган государства активно участвует в реа­лизации функций государства, используя дляэтого соот­ветствующие формы и методы.

7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защи­та законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защи­та законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

2. Классификация органов государства


Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

1. юридически организационный и экономически определенный характер;

2. наличие собственной структуры;

3. имеет государственно-властные полномочия;

4. государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5. наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

6. выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7. обладание правом на издание юридических актов;

8. наличие нужных материальных средств;

9. реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

10. близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1. от порядка их формирования;

2. объема выполняемых полномочий;

3. широты компетенции;

4. характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5. числа государственных гражданских служащих;

6. времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1. на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2. производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2. центральные, в частности министерства;

3. местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2. органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2. единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1. законодательные;

2. исполнительные;

3. судебные;

4. контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2. временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

29. Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды.

Главой государства является Президент Российской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референдума в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромными полномочиями, которые он осуществляет самостоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответственности перед парламентом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями:

Отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;

Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;

Обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;

Использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).

Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов - на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:

1) добровольного ухода со своего поста (отставки);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят);

3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу);

б) обладает правом вето (может отклонить закон);

в) подписывает и обнародует законы;

г) назначает референдум;

д) назначает выборы Государственной Думы - одной из палат высшего законодательного органа - и может распустить ее (в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ).

2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

в) принимает решение об отставке Правительства;

г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;

д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора;

е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

ж) формирует Администрацию Президента;

з) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны:

а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

в) утверждает военную доктрину РФ. 5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан:

а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.


Похожая информация.


Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, представляется логичным начать его рассмотрение с характеристики последних.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специ4)ическими признаками.

1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е.

юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые

решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного

1 См/ Байтин ММ. Механизм современного Российского государства // Правоведение, 1996. № 3. С. 4.

полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.

2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

4. Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

5. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив: «...существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» 2 , государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-

чуцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (ст. 3,

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обусловливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по- рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель-вой и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотрен-;ых видов, представляется обоснованным именовать первичными ор-анами, ко второму – вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные органы 1СЛЯТСЯ на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных ор-, ганов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и

законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Рекомендуем почитать

Наверх