Государственное устройство и политическая система бельгии. Бельгия

Как открыть свой магазин 23.09.2019
Как открыть свой магазин

Государство в Западной Европе.
Территория - 30,5 тыс. кв. км. Столица - г.Брюссель.
Население - 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны - 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%. Официальные языки - французский, нидерландский (фламандский) и немецкий. Религия - подавляющее большинство верующих - католики.

Государственное устройство

По форме государственно-территориального устройства федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.

Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 , из которых 1 - на короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.

Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных х, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Правовая система

Общая характеристика

С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский ("Кодекс Наполеона"), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел "Франция"), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.

Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям - например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника).

Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие "справедливого увольнения", применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г.

В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).

Законодательство об охране пр включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов - Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. - королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха ными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.

Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует "организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности" (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса ("О гражданской процедуре").

Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др.

Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов.

Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.

Судебная система. Органы контроля

Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., - Кассационный суд (Брюссель). Он состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране имеется 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов (в Бельгии, как и в ряде других стран, термин "трибунал" нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций). В каждой из 9 провинций Бельгии раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их.

Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции, по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Трибуналы первой инстанции состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела о всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются "исправительными трибуналами"). Они рассматривают также жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам.

Трибуналы по трудовым спорам состоят из одного профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п.

В состав каждого коммерческого трибунала входят наряду с профессиональным судьей по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей.

Низовое звено системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются "полицейскими судами"), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних.

В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - в силу противоречия Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.

В соответствии с поправками к Конституции от 20 ноября 1998 г. в Бельгии учрежден Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и назначаемых Сенатом представителей гражданского общества - с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней. Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста.

Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам. В апелляционных судах, а также в апелляционных судах по трудовым спорам выступают генеральные прокуроры, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.). В трибуналах по трудовым спорам в качестве представителей прокуратуры выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители.

Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета "Орден адвокатов" в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные Королем в "Орден адвокатов при Кассационном суде" по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем.

Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, члены которой назначаются Палатой представителей. На Счетную палату возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за соблюдением бюджетной дисциплины, осуществляет общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, утверждает счета различных государственных административных органов и обязана собирать с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.

Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.



Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Судебная система. Органы контроля
Литература

Государство в Западной Европе.
Территория - 30,5 тыс. кв. км. Столица - г.Брюссель.
Население - 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны - 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%.
Официальные языки - французский, нидерландский (фламандский) и немецкий.
Религия - подавляющее большинство верующих - католики.
Государственное устройство

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.
В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).
Действует Конституция 1831 г.
По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.
Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.
Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.
Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".
Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.
В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.
Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.
Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.
Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.
Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Бельгия - федеративное государство, c формой управления - конституционная парламентская монархия. В стране действует конституция 1831 г., в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993 г. Глава государства - монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 г. предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, он избирается сроком на 4 года. В сенате заседает 71 сенатор. 40 избирают прямым всеобщим голосованием - 25 от фламандского населения и 15 - от валлонского. 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 - от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируется советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся от него грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

Региональное управление

В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации - регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок.

Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе и над внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры.

Местное управление

596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50-90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой.

Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать.

Судоустройство

Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии.

Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената.

Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда.

Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д.

Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет.

Внешняя политика

Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 г. между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960 г.) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе.

Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.

Вооруженные силы

По последним данным, в вооруженных силах страны насчитывалось более 75 тысяч человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,3% ВВП Внутренние войска обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 63 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот насчитывает 4,4 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 20,5 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах, учебных частях и частях материально-технического обеспечения.

Спецпредложения

  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Готовые фирмы в Швейцарии Предлагаются на продажу готовые фирмы в Швейцарии, с полностью оплаченным уставным капиталом, без долгов
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство ВНЖ в Испании для финансово-независимых Вид на жительство в Испании - для обеспеченных лиц.
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Продажа уютного отеля в центре Ниццы Отель 35 номеров в шаговой доступности от пляжа. Занимает территорию 1 500 кв. м с красивым садом и частной парковкой. Все номера комфортабельные и просторные более 20 м2. Постоянные клиенты пишут положительные отзывы на популярных сайтах бронирования. Загрузка отеля в год достигает 73%, а годовой оборот 845 000 евро. Полная стоимость стен и бизнеса 6 миллионов евро.
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Коттедж в историческом центре Лондона Очаровательный уникальный коттедж расположенный в самом центре великолепной тихой площади недалеко от метро и парка. £699,950 - 2 спальный коттедж
  • Лигурийская ривьера - резиденция от застройщика с бассейном и садом Резиденция состоит из трех двухэтажных зданий, с видом на море, окруженных парком площадью 5га из олеандров и оливковых деревьев.
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Доходный дом с землей на Лазурном берегу, Вильнев Любе


Государственное устройство Бельгии представляет собой типичную для Европейских стран организацию территориального управления и государственной власти. В этой стране соединились воедино исторические корни, уходящие в далекое средневековье, и все признаки современной демократии европейского образца.

Государство — это система организации всех структур и видов власти на территории конкретной страны. Главная функция государства состоит в том, чтобы обеспечить безопасность граждан в пределах своей юрисдикции.

Для выполнения этой функции существует иерархия власти на государственном уровне, а также деление территории на административные единицы, в каждой из которых есть своя структура властных институтов.

Таким образом, государственное устройство страны отражает взаимоотношения общегосударственных органов власти с региональными единицами властных структур.

В настоящее время принято разделять три основные формы государственной власти: федеративная, унитарная и конфедеративная .

История становления Бельгийского государства

Бельгия — страна молодая и древняя одновременно. Название ее происходит от имени народа, которого уже нет. На заре нашей эры существовало кельтское племя под названием белги. По его территории, конечно, прошлись войска Юлия Цезаря, после чего те белги, которые не были убиты в бою, стали рабами. Так исчезло племя, но через несколько столетий появилась страна под названием Бельгия. Однако эти века были наполнены бурными событиями. на их протяжении входила в состав:

  1. Бургундского герцогства;
  2. Римской империи;
  3. Испании;
  4. Франции;
  5. Нидерландов.

В начале XVIII века произошла Бельгийская революция, в результате чего страна отделилась от Нидерландов. С 1831 года государство обретает независимость, и его возглавляет первый король Бельгии — Леопольд.

Такое бурное и сложное становление страны и государства наложила свой отпечаток на формирование структуры и принципов государственного устройства.

Последующая история страны была наполнена не меньшим драматизмом. Особенно сильно пострадала Бельгия в период Первой мировой войны. Не зря бельгийцы называют ее Великой войной. Именно на территории этой страны велись ожесточенные бои между англо-бельгийскими и немецкими войсками, а имя бельгийского города Ипр легло в основу названия боевого отравляющего вещества, которое впервые было применено против защитников этого города. Ипр был практически полностью разрушен, а газ, созданный на основе хлора, стал ипритом.

Особенности властных структур

Бельгия находится на севере Западной Европы, имеет выход в Северное море. Территория страны составляет 30,5 тысяч кв. км. Столицей Бельгии является город Брюссель. составляет около 10 миллионов человек. Половина населения представлена фламандцами, около 40% жителей — валлоны. являются: французский, нидерландский (он же фламандский) и немецкий.

Эта страна является одной из немногих конституционных монархий Европы с федеративным устройством государства. Формально главой Бельгии является король .

Правительством руководит премьер-министр. Он выбирается из числа представителей партии, которая набрала наибольшее количество голосов на выборах в парламент. Состав данного органа управления определяется королем, а утверждается парламентом.

Есть в этой стране основополагающее правило, определенное конституцией. Это языковый паритет, который влияет на состав правительства. В соответствии с ним одна половина министров представляет сообщество, говорящее на нидерландском языке, а другая половина сформирована из франкоговорящих министров. Это правило уходит корнями в не такую уж далекую историю становления страны.

Когда-то Бельгия пережила конфликт, который возник между фламандцами и франкоговорящими валлонами. Пришлось везде соблюдать паритет между национальностями, разделив страну и власть между ними.

Исполнительная власть делится на три уровня: федеральный, региональный и языковых сообществ. Федеральному уровню делегированы следующие функции:

  • общая координация работы остальных правительств;
  • организация обороны страны;
  • взаимоотношения с другими странами;
  • обеспечение экономической и монетарной политики;
  • социальная политика;
  • формирование бюджета и т. п.

Органы власти низших иерархических уровней занимаются:

  • проблемами местной экономики;
  • обустройством инфраструктуры;
  • формированием местных бюджетов;
  • проблемами охраны природы.

Сообщества, организованные по языковому и национальному признаку, занимаются преимущественно культурой, образованием, наукой, спортом и т.п.

Флаги государств — членов НАТО

Страна входит в состав 70 международных организаций. Она является членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Организации Североатлантического договора (НАТО).

Административное устройство страны

Бельгия организована по принципу двойной федерации. Вся ее территория разделена на региональные и национальные единицы. Таким образом, в результате деления по территориальному принципу образуются регионы, а по языковому и национальному — сообщества.

Каждой территориальной единицей управляют губернаторы, которые назначаются королем.

Свои функции по управлению территорией губернаторы делят с двумя органами власти: провинциальными советами и постоянными депутациями.

У всех территориальных единиц есть парламент и правительство. Поскольку в маленькой стране такое деление создает слишком мелкие субъекты, органы власти Фламандского региона когда-то были объединены с аналогичными властными структурами сообщества, сформированного на основе нидерландского языка.


Таким образом, эта страна имеет 6 правительств и столько же парламентов. Одно правительство и один парламент имеют федеральный статус. Все остальные структуры являются региональными или представляют языковые сообщества.

Организация судебной власти в стране

В данной сфере власть в Бельгии делится на два вида: территориальная и вертикальная .

Вся страна поделена на такие судебные единицы, как кантоны и округи. В округах имеются суды первой инстанции, которые представлены двумя палатами: гражданской и уголовной.

В основе гражданского суда находится мировой суд. Базовой структурой уголовных судов являются полицейские судебные органы. Обе структуры в обязательном порядке представлены во всех кантонах.

На вершине иерархической лестницы находится Кассационный суд. Кроме того, в стране существует 5 судебных органов, куда можно подать апелляцию по делам:

  1. гражданских правонарушений;
  2. торгового характера;
  3. экономических споров и правонарушений;
  4. уголовным;
  5. молодежных проблем;
  6. трудовых взаимоотношений.

Во всех территориальных подразделениях, а также в городах Брюссель, Льеж, Монс, Гент и Антверпен широко распространены суды присяжных заседателей.

С 1983 года в стране действует Конституционный суд, предназначение которого состоит, как и в других странах Европы, в разрешении споров и конфликтов между различными органами власти. В его состав входят 12 судей. Одна их половина представляет сообщества, в которых говорят на фламандском языке, другая представлена франкоговорящими судьями.

Организация и устройство правовой системы

На развитие юридической системы Бельгии большое влияние оказала Франция времен Наполеона. Основу законодательства новой страны составили такие французские кодексы, как:

  1. Гражданский, именуемый часто кодексом Наполеона;
  2. Торговый;
  3. Уголовный;
  4. Процессуальный в области гражданского права;
  5. Процессуальный в области уголовного права.

В 1831 году был принят основной закон страны — Конституция.

Взяв за основу французскую правовую систему, бельгийцы существенно переработали свод законов. Особенно радикальным изменениям подверглись законы, регулирующие гендерные отношения. При сохраняющемся неравенстве полов, женщины Бельгии получили много новых свобод, в том числе имущественного характера.

Трудовые отношения в стране регулируются Пактом о социальной солидарности, который был заключен еще в 1944 году, когда страна была оккупирована Германией. Сделано это было представителями профсоюзов и предпринимателей, которые находились на нелегальном положении. В соответствии с этими Пактом, трудовые отношения строятся по следующим правилам:

  1. В управлении производством принимают участие делегации сотрудников учреждения.
  2. На федеральном уровне действует Национальный совет труда, который регулирует занятость и трудовые отношения.
  3. Тогда же созданный Центральный совет экономики занимается развитием экономических отношений в стране.

На страже интересов работников стоят законы:

  • о труде (1971 г.);
  • о договорах найма (1978 г.);
  • о коллективных договорах и паритетных комиссиях (1968 г.).

В результате всех этих законов и договоров, заключенных между руководителями страны, работники имеют надежную правовую защиту, а работодатели уже давно не знают, что такое забастовки. В Бельгии, в соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях, проблемы, возникающие в сфере трудовых отношений, регулируются коллективными договорами. При их заключении работники часто обязуются не бастовать, если работодатель не нарушает условий договора. Коллективными договорами могут определяться:

  • размер ;
  • пенсионный возраст;
  • медицинское обслуживание;
  • техника безопасности;
  • санитарные нормы и т. п.

В стране существует довольно развитая система экологического права. В разное время приняты законы:

  • о сохранении природы (1971 г.);
  • о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962 г.);
  • о борьбе с загрязнением воздуха (1964 г.);
  • о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965 г.);
  • о мерах против загрязнения воздуха выхлопами двигателей внутреннего сгорания (1988 г.);
  • о защите животных (1975 г.) и т. п.

Уголовное право Бельгии составлено на основе французского образца 1810 года. Однако страна развивается, разрабатывая свои нормы регулирования общественных отношений.

Смертная казнь с момента приведения в исполнение смертных приговоров нацистским преступникам не применялась. В 1996 году такая форма наказания была отменена на законодательном уровне.

Во всех отношениях. Бельгийцы с успехом совмещают демократический строй с монархией. В этом им помогает конституция, составленная с учетом всех принципов существования демократического общества.

Рекомендуем почитать

Наверх