Гражданское общество и правовое государство практическая работа. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Вступительное слово учителя

Оптовая торговля 04.07.2020

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,
  1. общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

  1. Что характерно для создания общественных организаций?
  1. Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

  1. Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.
  1. Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

  • общества защиты прав потребителей,
  • союзы деятелей культуры,
  • кооперативы,
  • детские организации,
  • спортивные общества,
  • рабочие профсоюзы,
  • ассоциации банкиров,
  • благотворительные фонды,
  • религиозные объединения,
  • общества культурных связей с зарубежными странами.

  • Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

    Вопросы и задания.

    1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

    Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

    1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

    2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

    Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

    Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

    Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

    2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

    Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

    Статья 17

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Статья 19

    1. Все равны перед законом и судом.

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

    Статья 20

    1. Каждый имеет право на жизнь.

    2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Статья 22

    1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Статья 23

    1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

    Статья 25

    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    Статья 26

    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Статья 28

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Статья 29

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Статья 32

    1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

    5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

    Статья 59

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Статья 60

    Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Статья 61

    1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

    2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

    3. Какие признаки правового государства вы знаете?

    Признаки правового государства:

    Господство закона во всех сферах общественной жизни;

    Связь государства и его органов через закон;

    Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

    Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

    Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

    Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

    Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

    5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

    Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

    Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

    Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

    6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

    Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

    Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

    Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

    Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

    7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

    Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

    1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

    2. связь государства и его органов через закон;

    3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

    8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

    Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

    Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

    Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

    По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

    Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

    Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

    Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

    ?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

    К таким признакам относятся:

    1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

    2. Связь государства и его органов через закон

    3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

    Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

    1. Аппарат подавления.

    2. Преследование инакомыслящих.

    3. Жесткая цензура.

    4. Диктатура одной политической партии.

    5. Монополия государственной собственности.

    6. Геноцид собственного народа.

    7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

    Вам надо их установить.

    Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

    Разделы: История и обществознание

    Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

    Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

    1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
    2. Этап собственно учебных действий учащихся.
    3. Этап контроля и коррекции.

    На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

    Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

    На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

    На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

    Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

    Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

    К нему прилагается:

    1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
    2. Тест. Приложение № 2.

    Урок-практикум (1 ч.)

    “Мы можем стать свободными только
    тогда, когда станем рабами закона”.
    Цицерон

    Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

    Цели урока:

    образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

    развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

    воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

    Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

    Учащиеся должны знать:

    1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

    2. Причины и условия формирования гражданского общества.

    Учащиеся должны понимать:

    1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

    2. Признаки гражданского общества.

    3. Признаки правого государства.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Анализировать текст.

    2. Объяснять смыл понятий.

    3. Называть представителей теории правого государства.

    4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

    Тип урока: лабораторная работа.

    План урока.

    1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

    2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

    3. Тестирование.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

    2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

    Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

    На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

      Задание № 1

    Какой тезис относится к правовому государству?

    Происхождение прав человека.

    А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

    Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

    Соотношение права и закона.

    А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

    Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

    Сущность права.

    А) Право - мера свободы.

    Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

    Главное предназначение права.

    А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

    Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

    Соотношение государства и права.

    А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

    Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

    Принцип правового регулирования.

    А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

    Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

    3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

    Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

    Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

    Задание № 7

    Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

    “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

    Задание № 8

    Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

    Задание № 9

    Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

    Задание № 10

    Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

    Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

    Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

    Задание № 11

    В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

    1. Институт уполномоченного по правам человека.

    2. Отлагательное вето президента.

    3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

    4. Свободные средства массовой информации.

    5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

    6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

    Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

    Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

    4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

    В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

    Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

    В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

    Задание № 4

    Заполните таблицу.

    Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

    Задание № 5

    Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

    Задание № 6

    В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

    1. Общество защиты прав потребителей.

    2. Министерство образования.

    3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

    4. Районный суд.

    5. Обьединение жильцов микрорайона.

    6. Управление внутренних дел.

    Задание № 12

    Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

    Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

    Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

    Какие выводы из текста вы можете сделать?

    Почему СМИ называют четвертою властью?

    5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

    После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

    6. Подведение итогов урока.

    На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

    Выставление отметок.

    Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

    Литература:

    1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
    2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
    3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

    Вопросы для обсуждения.

      Основные концепции становления и развития гражданского общества.

      Исторические предпосылки возникновения и функционирования гражданского общества.

      Понятие, структура и черты современного гражданского общества.

      Конституционализм как основа взаимодействия гражданского общества и правового, социального государства.

      Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России.

    Темы реферативных сообщений.

    Идейные истоки и основные этапы формирования концепции гражданского общества.

    Взаимообусловленность процессов возникновения и функционирования гражданского общества и правового государства.

    Развитие гражданского общества в постсоветской России: реалии и перспективы.

    Проблемы создания в России социального государства.

    Основная:

    Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел III. Тема 10.

    Гаджиев К.С. Политология. –М., 2005. Раздел II. Гл.4.

    Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., Раздел III. Гл. 10.

    Дополнительная:

    Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. –М., 1998.

    Гражданское общество в России: структуры и сознание. –М., 1998.

    Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. Т. 1. – М., 2005.

    Политическая энциклопедия: в 2-х т. –М., 1999.

    Вопросы для самоконтроля.

    Дайте определение гражданского общества.

    Перечислите основные признаки гражданского общества.

    Назовите основные исторические вехи развития гражданского общества.

    Какие концепции гражданского общества существуют в политической науке?

    Что такое конституционализм?

    Охарактеризуйте основные модели конституционализма.

    В чем заключается взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

    Какие проблемы стоят на пути развития гражданского общества в современной России?

    Семинар по теме: «Политические процессы».

    Вопросы для обсуждения.

      Понятие, особенности и типы политического процесса.

      Режимы протекания политического процесса и проблема политического участия в нем граждан.

      Сущность, этапы и пути политической модернизации общества.

      Специфические кризисы политического развития и особенности их проявления в ходе реформирования российского общества.

    Темы реферативных сообщений.

    Природа и структура развития политических конфликтов.

    Пути и способы преодоления кризиса политического участия.

    Теории политической модернизации.

    Основная:

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М., 2005. Раздел VII. Гл.18, 19, 22.

    Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел VI. Тема 17, 19.

    Василик М.А. Политология. –М., 2000. Раздел VI. Гл.15. 16.

    Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., 2005. Раздел II. Гл.7, 8.

    Дополнительная:

    Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. –М., 2000.

    Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. –М., 1998.

    Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. –М., 1999.

    Политическая энциклопедия6 в 2-х т. –М., 1999.

    Вопросы для самоконтроля.

    В чем заключается значение конфликта в политике?

    Дайте определение политического процесса.

    Какие критерии определяют классификацию политических процессов?

    Что характерно для современного политического процесса в России?

    Раскройте сущность процесса политической модернизации.

    Сделайте сравнительный анализ либеральной и консервативной моделей политической модернизации.

    Назовите кризисы политического развития и дайте их характеристику.

    Рекомендуем почитать

    Наверх