Можно заниматься репетиторством муниципальному служащему. Запреты на государственной гражданской службе. Может ли чиновник подработать

Организация склада 20.06.2020
Организация склада

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

25. Поступление на госслужбу.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и Федеральных законов в интересах граждан РФ.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории "Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А" либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений.

В отличие от ограничений, адресованных как претендентам на гражданскую службу, так и гражданским служащим, запреты, обусловленные особенностями гражданской службы, направлены только на служащих. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия гражданских служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству. Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

В связи с прохождением гражданской службы служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законом.

Гражданский служащий не имеет права замещать должность гражданской службы в том случае, когда он избран или назначен на государственную должность.

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Перечень государственных должностей Российской Федерации и перечни государственных должностей субъектов Российской Федерации должны быть закреплены нормативными правовыми актами, не иметь расширительного трактования и базироваться, соответственно, на Конституции РФ, федеральных законах и конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации.

Запрет на совмещение политических и административных должностей для гражданского служащего означает, что при избрании или назначении гражданского служащего на государственную должность его гражданская служба приостановилась.

Порядок прекращения и приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв), помимо избрания или назначения на государственную должность, касается и тех случаев, когда гражданский служащий избран на выборную должность в орган местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Так как в государственных органах может быть создан профсоюз, то законом предусматривается возможность избрания гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации. В этом случае гражданская служба приостанавливается, а совмещение этих видов деятельности гражданскому служащему запрещено.

Гражданский служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, главной задачей которой является получение прибыли. В пункте 2 ст. 14 Закона указано, что гражданский служащий вправе, с предварительного уведомления представителя нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. С учетом указанного запрета ясно, что эта работа не может быть предпринимательской деятельностью.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Новым для нашего законодательства о государственной службе является запрет на работу в некоторых организациях и после увольнения с гражданской службы.

Гражданскому служащему запрещено приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Этот запрет касается не всех гражданских служащих, приобретающих ценные бумаги. Запрет направлен на исключение конфликта интересов

Гражданский служащий не имеет права быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и информировать представителя нанимателя о возможном конфликте интересов.

Гражданскому служащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

При перечислении возможных вознаграждений Законом назван максимально широкий спектр для избежания двусмысленного понимания: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы и др. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских, иных связей, помимо служебных, и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством вознаграждения гражданского служащего.

Вознаграждения считаются принятыми в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принимающего;

вознаграждение вручено по месту службы или во время участия гражданского служащего в мероприятиях, в которых он представляет соответствующий государственный орган;

даритель прямо или косвенно заинтересован в управленческом решении, действии по реализации гражданским служащим своих должностных полномочий либо в отсутствии такого действия и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия государственного органа или непосредственно участвует в осуществлении или подготовке осуществления указанных полномочий.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц логично связан с вышеуказанным запретом на вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Гражданские служащие не вправе получать средства сверх выделяемых командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют права пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов.

Исключением являются служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Закон запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Под указанный запрет подпадают также: использование на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности (в случае причинения существенного вреда государственным интересам).

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданские служащие не имеют права допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Один из принципов гражданской службы говорит о необходимости доступности информации о гражданской службе. В структуре государственных органов существуют должности или структурные подразделения, прямой обязанностью которых является взаимодействие со средствами массовой информации. Если гражданский служащий не связан с подобной деятельностью должностными обязанностями, то он не имеет права публично высказывать суждения и оценки о деятельности государственных органов.

Гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Исключением из запрета являются случаи, когда в должностные обязанности гражданского служащего входит взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями, политическими партиями, общественными или религиозными объединениями. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами является одним из важнейших принципов гражданской службы.

Гражданскому служащему запрещено использовать свое должностное положение для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума.

Конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в данном случае не нарушается. Гражданский служащий, как и любой гражданин Российской Федерации, может участвовать в выборах и референдумах. Запрет касается использования административных ресурсов и должностного положения в предвыборной агитации, что может поставить участников выборного процесса в неравные условия.

Следовательно, участие в качестве гражданского служащего в деятельности политических партий, общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с должностью гражданской службы. Задачи, выполняемые гражданскими служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Согласно ст. 42 Закона и п. "в" ч. 5 Указа Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» Собрание законодательства РФ. 2005. №23. Ст.2242, запрещено получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные Законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.

Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность.

Гражданскому служащему запрещено использовать должностное положение в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним. Это значит, что гражданский служащий не вправе заниматься пропагандой отношений к той или иной религии.

Гражданским служащим запрещено создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Должностные обязанности выполняются гражданскими служащими таким образом, чтобы не допустить утрату нейтральности и не ставить политические партии, общественные объединения, религиозные объединения в различные условия перед лицом государства и государственных органов.

При прохождении гражданской службы может возникнуть ситуация, которая классифицируется как индивидуальный служебный спор - не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта. О подобных разногласиях должен быть проинформирован орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Гражданскому служащему запрещено прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Запреты, связанные с гражданской службой, не исчерпываются сроками, в которые проходит гражданская служба, а гражданин имеет статус гражданского служащего и выполняет обязанности по должности гражданской службы.

Один из запретов для граждан, уволенных с гражданской службы направлен на исключение возможности использования управленческой информации и служебных связей в интересах отдельных организаций. Запрет касается замещения в течение двух лет должности, а также выполнения работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в должностные обязанности гражданского служащего.

Другой запрет касается использования в интересах организаций либо физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, также должности государственной или муниципальной службы» Собрание законодательства РФ. 2007. №10. Ст.1151.были введены новые пункты в часть 1 статьи 17 Закона, запрещающие входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

участвовать на платной основе в деятельности органа управления любой некоммерческой организацией

осуществлять предпринимательскую деятельность

замещать любую оплачиваемую должность в органах политических партий

Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя:

принимать почетные научные звания иностранных государств

заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств

вступать в члены международных организаций

Гражданский служащий обязан уведомлять:

о всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений

о всех фактах склонения любых гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений

обо всех замеченных им коррупционных правонарушениях

К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, относятся:

сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

понижение в должности

предупреждение о неполном должностном соответствии

Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание за коррупционное правонарушение:

в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов

в комиссию государственного органа по служебным спорам

При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представить сведения:

о предпринимательской деятельности, выполняемой с начала трудовой деятельности

о принадлежности к политическим партиям

об отношении к религии

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральный гражданский служащий представляет:

в кадровую службу федерального государственного органа

в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

в налоговые органы

Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданским кодексом Российской Федерации

указом Президента Российской Федерации

постановлением Правительства Российской Федерации

нормативным правовым актом конкретного государственного органа

Ответственность при исполнении гражданским служащим неправомерного поручения несет:

только давший поручение руководитель

только выполнивший поручение гражданский служащий

руководитель государственного органа

давший поручение руководитель и выполнивший поручение гражданский служащий

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

применение к гражданину мер уголовной ответственности

Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

сумма сделки превышает один миллион рублей

обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

обязан сообщать представителю нанимателя только об уже возникшем и требующем урегулирования конфликте интересов

не обязан сообщать ни о личной заинтересованности, ни об уже имеющемся конфликте интересов

Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

в связи с исполнением должностных обязанностей

в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

Гражданскому служащему запрещено:

вступать в политические партии

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

публично выражать отношение к политическим партиям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

продать принадлежащие ему ценные бумаги

Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы составляет:

1 год после увольнения

2 года после увольнения

5 лет после увольнения

Ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы:

Закон о госслужбе: Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169) приказываю:

В соответствии со статьями 9 и 11.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2015, N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. 4169), Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7588), постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3833; 2016, N 27, ст. 4494) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954, N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40, ст. 5031, N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639, N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912, N 27, ст. 4169) приказываю:

В целях реализации части 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228) приказываю:

порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) к совершению коррупционных правонарушений;

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

(c) 2015-2017 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Основы государственной службы и кадровой политики

Основные обязанности гражданского служащего

Под обязанностями гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами обязательные действия, составляющие содержание профессиональной служебной деятельности служащего. Находясь на государственной гражданской службе, служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем они, как граждане РФ, не освобождаются от общегосударственных обязанностей (платить налоги, служить в армии и т.д.). Государство возлагает на государственных служащих особые, повышенные обязанности, обусловленные спецификой государственной гражданской службы (12 обязанностей).

Соблюдение Конституции РФ , федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, обеспечение их исполнения. Гражданский служащий действует от имени государства и по поручению государства представляя его интересы. Поэтому он должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов.

Служащий обязан не только знать и соблюдать конституционные нормы и нормы законов как на службе, так и вне ее, но и лично обеспечивать их исполнение. Обязанность обеспечивать исполнение Конституции и законов означает: чиновник должен приложить все свои силы, знания и умения, чтобы реализовать законодательные решения. Эта обязанность означает требование не совершать действий, направленных против государственных интересов. Гражданский служащий не имеет права высказываться публично в ущерб государству и государственному органу, где он служит, не вправе критиковать Конституцию страны и законы, действия Правительства РФ. Если гражданский служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом . Это означает, что гражданский служащий должен активно и в должной мере осуществлять должностные обязанности. Основными руководящими документами для чиновника являются его должностной регламент, в котором установлены его полномочия, и административный регламент государственного органа

Под исполнением служебных обязанностей понимается работа служащего в течение рабочего дня согласно правилам служебного распорядка по реализации должностных функций, выполнению приказов и распоряжений руководителей.

Не признаются исполняющими должностные обязанности гражданские служащие:

  • находящиеся на отдыхе или в отпуске;
  • в отношении которых проводится служебное и иное расследование и они временно приказом руководителя отстранены от должности;
  • находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение, а также превышение должностных полномочий квалифицируются как дисциплинарный проступок с соответствующими последствиями.

Исполнение поручений руководителей, данных в пределах их полномочий . Государственная служба, строящаяся на принципах единоначалия, строго ранжирована. Поэтому служащие в порядке подчиненности обязаны исполнять приказы, распоряжения, поручения своего руководства. В этом заключается смысл государственной службы. По закону гражданский служащий не вправе исполнять только данное ему неправомерное поручение. Механизм исполнения (или неисполнения) неправомерного поручения прописан в законе.

Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций . Права и свободы человека и гражданина - конституционная норма. Соблюдение и защита прав и свобод граждан и организаций - прямая обязанность государственных служащих, одно из главных направлений их деятельности. Выполнение гражданскими служащими этой обязанности означает: своевременное издание правовых актов, связанных с осуществлением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, касающихся прав и свобод человека; оказание помощи гражданам в реализации их субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан. Служащий должен давать аргументированный ответ в установленное законом время на все обращения и жалобы граждан.

Соблюдение служебного распорядка государственного органа . Существуют типовые правила внутреннего служебного распорядка на основании которых в каждом государственном органе такой распорядок утверждается руководителем. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом этого органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

В служебном распорядке устанавливается служебное время и время отдыха служащих - время начала и конца рабочего дня, время обеденного перерыва и т.д. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения профсоюза. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или графиком службы обязан исполнять свои должностные обязанности.

На гражданских служащих распространяется установленная Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя. Служебное право разрешает руководителю государственного органа или его структурного подразделения по письменному распоряжению привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, в выходные или праздничные дни. За сверхурочную работу гражданскому служащему полагается компенсация - денежная или дополнительный отпуск. По закону ненормированный рабочий день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

Наличие классификации, необходимой для надлежащего и сношения должностных обязанностей . Гражданский служащий должен иметь такой уровень профессиональной полготовки, чтобы на уровне современных требований эффективно выполнять свои полномочия. Основными путями поддержания требуемого уровня квалификации служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, а также самообразование. Периодически проводимые профпереподготовка и повышение квалификации - это одновременно право и обязанность каждого гражданского служащего.

Неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну . Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред интересам Российской Федерации. Перечни таких сведений установлены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. На государственной службе существует перечень должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ.

Ряд должностей гражданской службы предусматривает работу с секретной документацией. Поэтому при приеме человека на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. При отказе в оформлении допуска лицо не допускается до данной должности государственной службы.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, коммерческая тайна, тайна личной жизни и т.п. Гражданский служащий обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность чиновника

Гражданским служащим запрещено заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты: товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т.д.

Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого хозяйственного товарищества.

Как быть, если гражданские служащие стали собственниками акций, пая (дающих право на участие в управлении) в результате приватизации предприятия? Они обязаны на время прохождения службы передавать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Общие условия и формы такой передачи установлены ГК РФ (ст. ст. 1012 - 1026).

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения об имущественном положении. Ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, гражданский служащий обязан представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных им за отчетный год и являющихся объектом налогообложения, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, обязательствах имущественного характера.

В п. 3, ч. 1 вопрос об участии в предпринимательской деятельности гражданина после увольнения с гражданской службы. Так, гражданин после увольнения с гражданской службы не имеет права замещать в течение не менее двух лет должности в организациях, контроль над деятельностью которых входил в его должностные обязанности. Это означает, что гражданин в течение не менее чем двух лет после увольнения с гражданской службы не имеет права:

Занимать руководящие должности в органах управления хозяйствующих субъектов любых форм собственности, с которыми он был официально связан на гражданской службе, либо аналогичных по хозяйственному профилю бывшему государственному органу гражданского служащего или если деятельность указанных хозяйствующих субъектов регулировалась, контролировалась этим органом;

Замещать какие-либо иные должности в организациях, контроль над деятельностью которых входил в его должностные обязанности;

Представлять интересы любой негосударственной организации или граждан в государственных органах;

Представлять или использовать в интересах организаций либо физических лиц конфиденциальную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Гражданский служащий не имеет права приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход в случаях, установленных федеральным законом (п. 4 ч. 1).

Под ценной бумагой в соответствии со ст. 142 ГК РФ имеется в виду документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

5. Пункт 5 ч. 1 ст. 17 запрещает гражданскому служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненных или подконтрольных данному государственному органу.

Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ). Разрешение на представительство в подобной ситуации означало бы возможность использовать должностные прерогативы в интересах частных лиц. Поэтому выполнение представительских функций находится в прямом противоречии с правовым статусом гражданского служащего и запрещено законодательством.

Каковы последствия сделок, совершаемых гражданским служащим от имени другого лица (представляемого)? Поскольку по закону они не могут иметь такого рода полномочий, сделку следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом (ст. 168 ГК РФ).

Запрет для служащего быть представителем включает в себя и запрет быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он служит, либо в структурах, непосредственно подчиненных этому органу. Доверенность - это документ, в котором фиксируются полномочия представителя, т.е. его право совершать сделки или иные правомерные действия от имени другого лица (ст. 185 ГК). Если такая доверенность адресуется государственному органу, в котором поверенный состоит на гражданской службе, или третьим лицам, непосредственно подчиненным или подконтрольным ему, она является недействительной. Письменное уполномочие гражданского служащего на совершение сделки в иных структурах, не подчиненных и не подконтрольных непосредственно ему, может быть правомерным, если сделка не подпадает под признаки предпринимательской деятельности.

Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом руководителю государственного органа.

6. Пунктом 6 ч. 1 ст.17 установлено, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения, связанные с исполнением своих должностных полномочий. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них выгоду в любой форме.

В качестве подарка (вознаграждения) в Законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте Закона подарком следует считать:

безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее - дарителем) гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу;

безвозмездное обязательство дарителя перед гражданским служащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу;

безвозмездное освобождение гражданского служащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом;

безвозмездное обязательство дарителя освободить государственного служащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом.

Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий, например, передачу в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплату развлечений, отдыха, лечения, внутригосударственных и зарубежных командировок и т.д.; преимуществ в выполнении работы, в учебе; привилегий и преимуществ в бытовом обслуживании; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; необоснованных привилегий в приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества; получение очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, педагогическую, творческую и т.д.); использование услуг в качестве эксперта и т.д. В случаях, когда гражданскому служащему от одного и того же дарителя в течение года поступает несколько подарков или предоставляются различные виды вознаграждений (например, денежное вознаграждение + ссуда + оплата отдыха + оплата лечения и др.), все они рассматриваются как один подарок.

Нарушением этого запрета будет, и получение подарков косвенным путем, например, их передача супругу(е), сыну, дочери, другим членам семьи, совместно проживающим с гражданским служащим, а также близким родственникам. К данному ограничению примыкает и другой запрет: выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан.

7. Пункт 7 ч.1 ст. 17 однозначно запрещает всем категориям гражданских служащих выезжать в служебные зарубежные командировки за счет физических и юридических лиц.

Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые:

в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Гражданским служащим рекомендуется не выезжать за границу и по личным делам за счет принимающей стороны либо за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан. Функции контроля за выездом гражданских служащих, осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, осуществляет Федеральная служба безопасности РФ.

Что касается внутригосударственных командировок, следует подчеркнуть, что гражданские служащие не вправе получать средства сверх выделяемых командирующим органом от любых организаций и граждан; не вправе пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. государственный служба запрет ответственность

Однако в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. гражданским служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта, разумеется, в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. Аналогичные услуги от иных организаций и граждан могут быть приняты лишь в объеме, не превышающем уровень обычного гостеприимства.

Вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.) считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принявшего;

вознаграждение вручено по месту работы или во время участия гражданского служащего в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых он представляет соответствующий государственный орган;

даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации гражданским служащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия государственного органа или непосредственно участвует в осуществлении или в подготовке осуществления указанных полномочий.

Запрет принимать подарки также означает наказуемость любых действий по извлечению доходов, выгод имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов. В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 ГК. При этом на гражданского служащего, принявшего подарок, по решению руководителя или государственного органа, назначившего его на соответствующую должность, может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных статьями 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении гражданского служащего может быть возбуждено уголовное дело.

Гражданский служащий в течение месяца обязан по акту сдать все незаконно полученное им лично, его семьей или ближайшими родственниками в государственный орган, в котором он замещает должность, и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовался он сам, члены его семьи или ближайшие родственники. То же касается подарков, поступивших без ведома государственного служащего, а также полученных им в связи с исполнением служебных обязанностей от юридических и физических лиц зарубежных стран.

При отказе госслужащего от добровольной сдачи незаконно полученного имущества или оплате его стоимости (стоимости незаконно полученных услуг) все взыскивается в доход государства судом по иску прокурора или государственной налоговой службы.

Разумеется, данный запрет не лишает гражданских служащих возможности принимать символические знаки внимания и подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК. Согласно данной статье запрещается дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Стоимость подарка определяется в следующем порядке:

для денежных вознаграждений, а также выраженных в деньгах требований или обязательств стоимость подарка равна соответствующей денежной сумме;

для ценных бумаг стоимость подарка равна рыночной, а при ее отсутствии - номинальной стоимости;

для жилых домов, квартир, дач и иных строений и помещений, а также транспортных средств применяется рыночная стоимость этих объектов;

для иных вещей подарок оценивается по стоимости приобретения (создания) вещи дарителем, а при ее отсутствии - на основе экспертной оценки.

8. Пункт 8 ч. 1 т. 17 запрещает гражданскому служащему использовать в неслужебных целях средства организационно-технического, материального и иного обеспечения служебной деятельности. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д. средств коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат. Такого рода деяния всегда влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения со службы. При этом дисциплинарные взыскания налагаются независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности (в случае причинения существенного вреда государственным интересам).

К числу средств служебного обеспечения относится и информация. Гражданский служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми негосударственными предприятиями или гражданами.

9. Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к конфиденциальной информации. Конфиденциальной информацией признается не составляющая государственной тайны, но и не являющаяся общедоступной информация, которая известна гражданскому служащему в силу исполнения им служебных обязанностей.

Под целями, не связанными с гражданской службой, имеется в виду использование конфиденциальной информации гражданским служащим не по назначению, в собственных интересах, с выгодой для себя или без таковой. Использование конфиденциальной информации в целях, не связанных с гражданской службой, предполагает, как правило, корыстную, материальную заинтересованность и на этом основании ограничивается Законом.

Неразглашение или неиспользование конфиденциальной информации в целях, не связанных с гражданской службой, означает обязанность гражданского служащего не разглашать в период гражданской службы, не представлять и не использовать после увольнения с гражданской службы конфиденциальную информацию в интересах организации или физических лиц.

Гражданский кодекс РФ (ст. 139) рассматривает конфиденциальную информацию как часть более широкого объекта гражданских прав - информации. ГК РФ предусматривает, что защита информации осуществляется способами, которые предусмотрены нормами гражданского права и другими законами.

Правовые способы ее защиты на гражданской службе предполагают:

Определение перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию государственного органа;

Закрепление в должностном регламенте обязанности гражданского служащего не разглашать конфиденциальную информацию;

Включение в служебный контракт гражданского служащего его обязанности не разглашать сведения, составляющие конфиденциальную информацию.

10. Запрет гражданскому служащему публично осуждать конституционный строй Российской Федерации представляет собой базовое условие для каталога основных обязанностей гражданского служащего. Из него вытекает обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и все иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение и т.д.

Запрет публично осуждать конституционный строй РФ может применяться в качестве средства интерпретации отдельных обязанностей гражданского служащего, закрепленных в законодательстве о гражданской службе, и всех действий гражданского служащего. Однако ошибочными является понятие по принципу усмотрения выводить все обязанности гражданского служащего из положения о запрете осуждать конституционный строй Российской Федерации, решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы. Это привело бы к несоизмеримости обязанностей и создало бы бесконечную зависимость гражданских служащих от государственных органов и их руководителей.

Сущность запрета публично осуждать конституционный строй Российской Федерации является обязанностью соблюдения Конституции РФ и исполнения ее законов, обязанностью строить доверительные отношения с государственными органами и их руководителями, обязанностью полной отдачи своих сил гражданской службе, обязанностью предотвращать угрозы и ущерб, угрожающий государственному органу, обязанностью быть искренним и правдивым с руководителями, дистанцироваться от партий и течений, которые выступают с нападками на государство, его конституционные органы, действующий конституционный порядок, борются с ним или диффамируют его.

Нарушение данного запрета влечет возбуждение дисциплинарного производства против гражданского служащего, в результате он может быть уволен с гражданской службы

11. В п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона предусмотрен запрет на иностранные награды. Гражданским служащим запрещено принимать без письменного разрешения руководителя государственного органа звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и зарубежных политических партий.

Признание иностранным государством каких-либо заслуг лица, находящегося на гражданской службе России, ставило бы его в двусмысленное положение. Поэтому федеральным законодательством регулируются условия принятия наград и званий иностранного государства.

Гражданские служащие имеют право принимать без письменного разрешения руководителя государственного органа научные награды, премии, почетные и специальные звания от иностранных государств и международных организаций.

Гражданским служащим запрещено также принимать награды, премии, почетные и специальные звания от общественных объединений и региональных объединений. Однако этот запрет не носит абсолютного характера. Если в должностные обязанности гражданского служащего входит взаимодействие с указанными объединениями и организациями, то для принятия от них наград, премий, почетных и специальных званий гражданскому служащему необходимо письменное разрешение руководителя государственного органа. Если в должностные обязанности гражданского служащего не входит взаимодействие с объединениями и организациями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то гражданский служащий имеет право получить без письменного разрешения руководителя государственного органа указанные награды и звания.

12. Закон запрещает гражданскому служащему использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц (п. 12 ч. 1).

Каждый гражданский служащий имеет право:

Быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством РФ;

Зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации (Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. п. 23 ст. 38).

Под использованием должностных полномочия следует иметь в виду возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию. С учетом такого понимания "использования служебного положения" запрещенными следует считать все действия гражданских служащих по привлечению лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов.

13. В пункте 13 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается, что гражданские служащие на вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

В Конституции РФ содержатся более емкие и обобщающие формулы департизации государственной службы. Конституция РФ, признавая идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в Российской Федерации, определяет (ч. ч. 2, 3 ст. 13), что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Отсюда вытекает, что участие в качестве государственного служащего в деятельности политических партий и других общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с занимаемой должностью. Задачи, выполняемые гражданскими служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности и "прозрачности".

Гражданские служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Данный запрет полностью исключает возможность для гражданского служащего: использовать свое положение для сбора средств на какие бы то ни было политические кампании; заниматься агитацией программ и задач политических партий, общественных объединений и движений при исполнении служебных обязанностей; использовать должностные полномочия в интересах политических партий и общественных объединений.

Однако нельзя считать, что такой запрет ограничивает свободу совести, мысли и слова. Каждый госслужащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не может занимать в ней официальные руководящие посты. Таким образом, ограничение на участие в деятельности политических партий не связано с содержанием свободы взглядов и убеждений, не ограничивает прав. Оно имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной государственной службы в отношении всех граждан независимо от их политических взглядов и убеждений. Государственный служащий не вправе противопоставлять интересы какой-либо партии или группы, преследующей собственные интересы, интересам всего народа или несправедливо действовать в пользу партии.

Из упомянутых положений вытекает, что в личных делах государственных служащих не должно содержаться никаких записей об их политических убеждениях. Если такие записи имеются, государственный служащий вправе настаивать на их исключении и в случае необходимости потребовать по суду возмещения морального и иного ущерба в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 150 - 152).

В аспекте партийности к некоторым категориям гражданских служащих законы предъявляют еще более строгие требования. Так, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447) (ст. 11) предусмотрено, что судья Конституционного Суда РФ не должен принадлежать к каким-либо политическим партиям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Пункт 13 ч. 1 комментируемой статьи также запрещает гражданским служащим использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религиозным организациям. Это означает, что гражданский служащий не вправе: быть членом религиозного объединения, заниматься пропагандой отношения к той или иной религии, выступать в качестве гражданского служащего участником религиозных церемоний, создавать те или иные структуры религиозных объединений в государственных органах.

Указанный запрет вытекает из Конституции РФ (ч. 1 ст. 14), согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, поэтому гражданские служащие не вправе вмешиваться в их законную деятельность, передавать или поручать им выполнение каких-либо функций, создавать привилегии каким-либо из них и т.д. В свою очередь, и религиозные объединения не могут быть составной официальной частью государственных органов и учреждений, принимать официальное участие в их деятельности и т.д. Гражданские служащие вправе принимать добровольное участие в религиозных церемониях как граждане России, но не как представители государства или его органов. Принуждение гражданских служащих к посещению религиозных церемоний неправомерно. В силу ч. 2 ст. 14 Конституции РФ все религии и религиозные объединения равноправны и поэтому не могут пользоваться никакими преимуществами и быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Пропаганда той или иной религии, выступление в качестве гражданского служащего участником религиозных церемоний означало бы утрату его нейтральности, что недопустимо с точки зрения Конституции РФ. Комментируемое ограничение вовсе не означает, что гражданские служащие не должны контактировать с религиозными объединениями. В силу должностного положения они обязаны исполнять законы о религиозных культах, обеспечивать соблюдение прав религиозных объединений, привлекать к ответственности лиц, нарушающих свободу совести и вероисповеданий.

14. Закон запрещает гражданскому служащему создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, общественных объединений и религиозных организаций (п. 14 ч. 1). Это требование Закона основывается на одном из основополагающих принципов организации гражданской службы - департизации. Гражданские служащие обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно законодательством, и не имеют права заниматься "партийным строительством" или конфессиональных служб в государственных органах.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (п. 1 ст. 2) профсоюз есть добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

15. В пункте 15 ч. 1 ст. 17 установлен прямой и абсолютный запрет прекращать исполнение должностных обязанностей в качестве средства урегулирования служебных споров.

При прохождении гражданской службы может возникнуть ситуация, которая классифицируется как индивидуальный служебный спор - не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта. О подобных разногласиях должен быть проинформирован орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Процедура рассмотрения и органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров установлены в ст. 70.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами:

1) комиссией государственного органа по служебным спорам, которая образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя;

Гражданскому служащему запрещено прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

16. Пункт 16 устанавливает запрет на вхождение гражданскими служащими в состав "руководящих" органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п. 17, носит более "жесткий" характер, поскольку не может быть отменен представителем нанимателя. Для его "преодоления", т.е. для предоставления возможности гражданскому служащему входить в состав руководящих органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, необходимо соответствующее "разрешение" либо международного договора РФ либо законодательства РФ.

17. Пункт 17 устанавливает гражданским служащим запрет на занятия любыми видами деятельности, финансируемой (что является характеризующим признаком) исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Речь идет о запрете научно-педагогической и консультационной деятельности в любых формах - чтение лекций, выступление на конференциях (симпозиумах и семинарах), участие в проведении научных исследований, подготовке статей и аналитических докладов и т.п., оплачиваемых исключительно за счет иностранного финансирования в любой форме. Однако рассматриваемый запрет не носит исключительного характера, поскольку может быть отменен в предварительном порядке, т.е. до начала оплачиваемой деятельности, представителем нанимателя.

Рекомендуем почитать

Наверх