Обморок - состояние, при котором человек на время теряет сознание. Возникнуть...
![Обморок: причины, симптомы и порядок оказание первой помощи](https://i0.wp.com/irinazaytseva.ru/Pic/20160224.jpg)
Европейский суд уполномочен рассматривать жалобы от физических, юридических лиц и иных организаций, которые касаются нарушения прав, гарантированных Европейской Конвенцией (международным договором) и принятыми к ней Протоколами. В соответствии с Конвенцией, Российская Федерация, как и многие другие государства Европы, приняла на себя обязательства по соблюдению целого ряда основополагающих прав, а ее гражданам предоставлена возможность обращаться в ЕСПЧ, что подразумевает возможность получения денежной компенсации.
Полномочия Европейского суда по правам человека ограничены условиями приемлемости, которые определяют, когда, кто и с какой претензией может в него обратиться. Рассмотрение возможно только в том случае, если жалоба:
Подать иск в Европейский суд по правам человека можно только при условии, что потерпевший предоставил органам власти определенное время на устранение нарушений своих прав. Это означает, что сначала были поданы иски во все доступные судебные и другие инстанции на государственном уровне , но это не принесло желаемого результата (было зафиксировано «исчерпание средств правовой защиты»).
Внимание! Более 90% полученных в ЕСПЧ обращений остаются без рассмотрения, так как не соответствуют условиям приемлемости.
В соответствии с правилами Регламента ЕСПЧ, подать жалобу можно на языке любой страны – члена Совета Европы (в том числе и на русском языке). Гражданин России может обратиться в Международный суд для защиты своих прав, предоставив такие документы:
Секретариат Международного суда вправе запросить дополнительные разъяснения, в то время как заявитель должен будет в течение 6-ти месяцев с момента получения такого требования предоставить необходимые материалы. В противном случае дело будет закрыто, а досье – уничтожено.
Важно! ЕСПЧ рассматривает иски о нарушении прав человека без оплаты пошлины (бесплатно).
Скачать все необходимые бланки можно на сайте http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/forms/rus&c=.
В ЕСПЧ можно обратиться только по почте, направив иск и все необходимые материалы по адресу:
European Court of Human Rights Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE.
В виду того, что для рассмотрения необходима бумажная версия формуляра, заверенная подлинными подписями потерпевших и уполномоченного представителя, ЕСПЧ не принимает жалобы, поступившие по факсу.
После получения всех материалов по делу будет заведено отдельное досье, в котором будет храниться вся переписка с потерпевшим и предоставленные им доказательства. Предварительно Секретариат проверит правильность заполнения формуляра и удостоверится, что для рассмотрения дела были переданы все обозначенные приложения. Если будет выявлено несоответствие требованиям ст. 47 Регламента Суда, заявителю будет направлено письмо об отказе в открытии дела. В этом случае можно повторно подать жалобу, заново заполнив формуляр и сформировав пакет документов.
Внимание! В случае отказа ранее присланные материалы не возвращаются, поэтому при подаче иска лучше направлять копии, а не оригиналы документов.
Если Секретариат принял жалобу и открыл дело, то ему присваивается определенный номер, который гражданин должен будет указывать при последующей переписке с ЕСПЧ. Такая информация вместе с набором уникальных наклеек со штрих-кодом будет передана потерпевшему почтовым письмом, которое придет на адрес, указанный в иске (такую наклейку необходимо будет наклеивать на каждое письмо, которое будет направляться в Европейский суд по правам человека)
Для обращения с жалобой потерпевший должен направить в ЕСПЧ формуляр, заполненный в соответствии с требованиями 34 статьи Конвенции и Регламентом Суда. Соответствующие разделы документа должны содержать в себе все необходимые сведения, иначе в его принятии будет отказано. Необходимо указать:
Формуляр жалобы в Евросуд
Формуляр жалобы в Евросуд
Формуляр жалобы в Евросуд
Важно! Прежде чем направить документы, лучше сделать копию заполненного формуляра. Тогда можно будет легко направить новую претензию, если по первому обращению будет отказано в рассмотрении.
В отдельном разделе заявитель обязан изложить информацию, которая касается сути обращения, перечислив ключевые факты и возможные решения.
Следует кратко и лаконично описать, в чем выражается нарушение прав и что пытался сделать истец для своей защиты (не стоит приводить цитаты из решений судов, нагромождая текст документа, так как их копии будут приложены к формуляру).
От того, насколько правильно будет составлен текст этого раздела, зависит, как эффективно и быстро будет рассмотрена претензия. В связи с этим важно лаконично излагать свои мысли, избегать неконструктивной информации и не ссылаться на малозначительные факты.
Внимание! Текст должен уместиться в отведенном разделе, так как в случае невыполнения этого требования в рассмотрении дела будет отказано.
Если для этого не хватило выделенного поля в формуляре, дополнительные сведения можно изложить в отдельном приложении, объем которого не должен превышать 20 страниц. Но это может быть только пояснение к краткому изложению информации (описание нарушений, фактов и т. д.), приведенной в формуляре.
Текст должен быть легко читаемым. Тоже самое касается и дополнительного приложения, к которому предъявляются такие требования:
Информация, которая подается в документах и заполненном формуляре, является общедоступной, что касается персональных данных заявителя и представителя (например, они могут быть размещены в базе HUDOC). Если потерпевший не хочет оглашения таких сведений, он обязан сделать соответствующее заявление, пояснив, почему должен быть нарушен общий принцип свободного доступа к информации.
Важно! Решение об анонимности заявителя может быть принято только в исключительных случаях при наличии веских оснований и причин.
В случае несоблюдения требований в принятии иска может быть отказано, в то время как Европейский суд по правам человека в любой момент может запросить дополнительную информацию, на что будет выделен фиксированный срок.
Датой подачки иска считается дата отправки, указанная на почтовом штемпеле. Впрочем, ЕСПЧ оставляет за собой право пересмотреть этот критерий при наличии определенных обстоятельств и факторов.
Истец обязан информировать о любых изменениях в ситуации и смене адреса проживания, если это будет иметь непосредственное отношение к сути проблемы.
Если принятый иск соответствует требованиям приемлемости, то выносится решение о его принятии к производству или о предоставлении дополнительных доказательств, если это необходимо для объективного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями Европейской Конвенции, слушание по существу проводится по инициативе Палаты или одной из сторон, если на этапе изучения вопроса о приемлемости такое рассмотрение осуществлено не было.
Гражданин вправе потребовать выплату справедливой компенсации в письменном виде, предоставив соответствующее требование не позже, чем за 2 месяца до даты принятия решения о приемлемости претензии.
К процессу может быть привлечена третья сторона, в роли которой может выступать другое государство или частное лицо.
В качестве одного из вариантов решения конфликта может быть предложено его дружественное урегулирование, если это уместно в контексте изложенной в претензии проблемы. Такие переговоры со сторонами носят конфиденциальный характер и не должны наносить ущерб доводам, которые приводятся участниками в процессе разбирательства спора (полученные в ходе переговоров сообщения или договоренности не будут использоваться в виде ссылок или уступок, если не удалось добиться дружественного урегулирования конфликта).
Для обращения в Европейский суд по правам человека следует опираться на следующие законодательные акты:
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
Правовой статус личности - система прав, свобод и обязанностей индивида, законодательно закрепленных за ним государством. Структура правового статуса:
1. Права человека - это установленные и гарантируемые государством возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, либо нет.
2. Свободы человека - те сферы деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы.
3. Юридические обязанности - это установленные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.
Различают виды прав человека :
Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от незаконного вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и другие права.
К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.
Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь; право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации прав зависят от состояния экономики государства.
Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.
Обязанности граждан РФ
Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общимотносятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками - обязанность платить установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.
Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина Соблюдение государством прав и свобод человека гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД
В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, который рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти. Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен обосновать свои личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Российской Федерацией. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права.
По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. При этом он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако он вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Государство, к которому относится решение Суда, обязано ему подчиниться. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы его решений, ибо последнее, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и к исключению государства из состава Совета Европы.
Омбудсмен
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Согласно Закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (принят 16 апреля 1996 г.), на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ. Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного политического объединения.
Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:
Восстановление нарушенных прав;
Совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с принципами и нормами международного права;
Развитие международного сотрудничества в области прав человека;
Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.
В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жалобу, может:
Принять ее к рассмотрению;
Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы;
Отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека имеет право направлять свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию административных процедур. В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.
Похожая информация.
Условия приемлемости жалобы
Эксперты Европейского суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:
1. Условия, основанные на положениях Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:
2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты:
Условие обстоятельства времени
Первое условие — обстоятельство времени, ratione temporis, означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 г., а права человека, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 г. Следовательно, Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 г. Точно так же Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 г.
Условие обстоятельства места
Обстоятельства места, ratione loci, означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющегося членом Совета Европы и, соответственно, подписавшего и ратифицировавшего Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Условие существа обращения
Это условие (ratione materiae) ограничивает возможность обращения в Европейский суд по правам человека только теми правами, которые предусмотрены о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней. Аналогичное правило существует для обращения в Комитет по правам человека ООН, которое может быть реализовано только в отношении тех прав, которые предусмотрены Международным пактом о гражданских и политических правах.
Условие лица
Обстоятельства лица, ratione persona, касаются того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский суд по правам человека. Ответчиком в Европейском суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы и подписало и ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Анонимность жалобы
Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.
Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.
Злоупотребление правом
Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не должен допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.
Повторность жалобы
Наконец, последний критерий приемлемости — повторность жалобы. Европейский суд по правам человека не станет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже рассматривались Судом как по вопросу приемлемости, так и по существу.
Жалоба в Европейский Суд – документ уникальный и по форме, и по содержанию. К сожалению, встречается огромное количество сайтов, где "свободные" юристы предлагают свои услуги сразу во всех отраслях права: от эмиссии ценных бумаг, до взыскания ущерба от ДТП, а также берутся писать жалобы в ЕСПЧ. Что из этого получается, красноречивей всего говорит статистика рассмотрения жалоб . Как говорится, если ты умеешь все, значит, не умеешь ничего. Для юриста это тоже верно.
Подготовка жалобы в ЕСПЧ – моя специализация. В жалобе мы должны доказать, что действиями государства были нарушены Ваши международно-защищаемые права, в результате чего Вам причинен ущерб. Жалоба может быть написана на официальном языке суда (английский или французский) или на русском языке. Жалоба направляется в ЕСПЧ вместе с пакетом приложений. Его формирование я также беру на себя. Поэтому Вам не придется думать, какие бумаги нужно прилагать, и как все это оформить. Жалобу со всеми приложениями я отправлю в адрес суда, а Вам предоставлю подтверждающие документы. Конечно, Вас интересует, сколько стоит жалоба в ЕСПЧ.
Цена жалобы в ЕСПЧ (средняя): 55 000 руб.
Приятный бонус: в цену жалобы включены все заседания по Вашему делу! Читайте об этом .
Добиться рассмотрения дела в ЕСПЧ непросто: для этого нужно, чтобы жалоба соответствовала всем критериям приемлемости. Ошибок ЕСПЧ не прощает: при малейшем нарушении требований жалоба будет отклонена. Давайте рассмотрим, какие же условия нужно соблюсти, чтобы Ваше обращение в ЕСПЧ было принято.
В первую очередь, надо помнить, что Европейский (Страсбургский) Суд – это узкоспециализированный международный орган, который следит исключительно за соблюдением Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Европейская конвенция). Поэтому Ваша жалоба должна быть подана против государства, участвующего в данной Конвенции (против физического или юридического лица жалобу подать нельзя), и в ней должно быть заявлено о нарушении именно тех прав, которые эта Конвенция защищает. В нашей статье «Европейский Суд по правам человека» мы уже писали о том, что это за права. Не повторяя их список, отметим, что их содержание не сводится к лаконичным формулировкам Конвенции. За 68 лет существования этого документа его толкование невероятно расширилось благодаря огромной практике Суда. Поэтому многие права, явным образом не указанные в Конвенции, в действительности вытекают из той или иной ее статьи.
Жалобу в Страсбургский Суд могут подавать физические лица, группы частных лиц, неправительственные организации (например, коммерческие фирмы), а также сами государства. Самое главное – в жалобе нужно доказать, что Вы являетесь жертвой совершенного нарушения. То есть действия или бездействие, на которые Вы ссылаетесь, должны затрагивать Вас напрямую. Жалоба в Европейский Суд может быть подана также косвенной жертвой, если между этим лицом и непосредственной жертвой есть особая личная связь (например, близкие родственные отношения, зарегистрированный брак). Однако надо иметь в виду, что Вас не признают жертвой, если Вы сами, хотя бы частично, виноваты в произошедшем.
Жалоба в Европейский Суд подается только после исчерпания заявителем всех эффективных внутригосударственных средств правовой защиты и в течение 6 месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Эти условия являются главной «ловушкой» для заявителей. С ними нужно разобраться подробно.
Эффективными ЕСПЧ считает те средства правовой защиты, которые Вам непосредственно доступны и которые способны удовлетворить Ваши требования, т.е. при обращении к ним имеется разумная перспектива того, что дело разрешится в Вашу пользу. Неэффективными ЕСПЧ обычно называет те инстанции, где движение дела зависит от дискреционных полномочий промежуточного участника (например, единоличного судьи), а также средства, для которых нет четких сроков рассмотрения обращения. В общем, европейским судьям не важно, как называется та или иная инстанция – они смотрят на ее сущность и определяют, должен ли заявитель обращаться к ней до подачи жалобы в Страсбург. На сегодняшний день картина с эффективными инстанциями в России выглядит следующим образом:
Неэффективными средствами правовой защиты, помимо уже названных, являются: заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обращения в Прокуратуру, Конституционный Суд РФ, к Уполномоченному по правам человека, в административные органы и т.д. Прибегать к этим средствам до подачи жалобы не требуется.
Отдельно нужно сказать о ситуациях, когда эффективных средств правовой защиты в принципе не существует . То есть, куда бы заявитель ни «постучался» в поисках правды (например, в отечественный суд, в правоохранительные и административные органы), эффективной помощи он там, по мнению Страсбурга, a priori, не найдет. Поэтому и срок на обращение в Страсбург в таких случаях исчисляется с момента нарушения прав заявителя, независимо от того, обжаловал ли он действия властей на национальном уровне. В качестве примера можно назвать жалобы на:
Кроме того, практике ЕСПЧ известно понятие «длящейся ситуации» . Иначе говоря, когда нарушение состоит не в совершении властями какого-то изолированного, «точечного» действия, а в создании для заявителя условий, несовместимых с Конвенцией, в которых он пребывает на протяжении какого-то периода. Если при этом у будущего жалобщика нет эффективных средств правовой защиты, то обратиться в Европейский Суд он может либо в течение 6 месяцев с момента окончания длящегося нарушения, либо (при соблюдении ряда условий) даже до его окончания. Наиболее распространенным примером длящейся ситуации является чрезмерно долгое содержание лица под стражей до объявления приговора.
Очень важно, чтобы Ваше обращение в "эффективные инстанции" было рассмотрено по существу. Если заявление не было рассмотрено из-за допущенной процессуальной ошибки (например, не оплачена госпошлина, не приложена доверенность, пропущен срок и т.п.), то ЕСПЧ будет считать, что Вы в такую инстанцию не обращались, и Ваша жалоба будет отклонена. Кроме того, при обращении в судебные органы России нужно обязательно заявлять о нарушении прав, предусмотренных Конвенцией 1950 г. Не требуется при этом ссылаться на конкретную статью, как и на саму Конвенцию, но тезис о нарушении соответствующих прав должен быть озвучен. Очень важно усиливать свою позицию и искать новые аргументы, обращаясь к новой инстанции. Неправильно, когда заявитель один и тот же текст подает сначала как апелляционную жалобу, а потом дважды как кассационную жалобу. В этом случае скупая мотивировочная часть решения российского суда обеспечена, и она будет выглядеть объяснимой в глазах ЕСПЧ.
Когда последняя эффективная инстанция примет решение по делу, оно будет являться окончательным. Именно с этого момента у Вас есть 6 месяцев, чтобы подать жалобу в Европейский Суд. Последующее обращение к неэффективным средствам защиты внутри государства не прерывает 6-месячный срок.
Что это значит? Допустим, сегодня последняя эффективная инстанция огласила определение по Вашему делу. Тогда уже с завтрашнего дня начинается «обратный отсчет» 6-месячного срока на обращение в Страсбург. Если предварительно Вы решите подать жалобу в инстанцию, которую ЕСПЧ не считает эффективной (например, обратиться к Председателю ВС РФ в порядке ч. 3 ст. 381 ГПК РФ), то не остановите этим течение 6-месячного срока и рискуете его пропустить.
Срок на обращение в Страсбург начинает течь на следующий день после того, как Вам стало известно содержание вынесенного окончательного решения. Если решение не было оглашено публично, но по закону должно быть направлено сторонам по почте, то срок начнет течь на следующий день после получения Вами этого решения. Если же оно автоматически сторонам не направляется, то срок будет исчисляться со дня получения решения в канцелярии суда.
Еще один важный момент. Не так давно появилось дополнительное требование к заявителям. Теперь необходимо доказывать, что допущенным нарушением заявителю был причинен значительный ущерб. Речь не обязательно идет о крупной материальной потере. Имеется в виду характер наступивших последствий. Даже мелочь может перевернуть жизнь человека. Но в каждом случае это нужно убедительно аргументировать.
В заключение отметим наиболее распространенные ошибки, из-за которых жалоба может быть отклонена в Страсбурге без рассмотрения:
Объявляя жалобу неприемлемой, ЕСПЧ должен мотивировать свой вывод, однако на практике это часто не соблюдается, и в рассмотрении документов отказывают немотивированно (мотивированное решение Вам не высылают, а предоставляют лишь информацию о том, что жалоба объявлена неприемлемой). Истинную причину этого явления можно угадать в чрезвычайной перегруженности судей, которые технически не могут «осилить» весь поток поступающих обращений и поэтому выбирают из их числа лишь те, которые наиболее обоснованы и правильно составлены.
Если жалоба в Европейский Суд подготовлена верно, и была принята им к производству, то по итогам разбирательства Страсбург может признать факт нарушения государством прав заявителя и присудить ему справедливую компенсацию. Она выплачивается за понесенный материальный, моральный ущерб, а также за судебные расходы и издержки. Также может быть взыскана упущенная выгода. А при возмещении судебных расходов и издержек учитываются средства, потраченные как в период производства в Европейском Суде по правам человека, так и на этапе внутригосударственного разбирательства. Кроме того, судьи могут вынести «пилотное» постановление и в нем указать государству на определенные дефекты законодательства и правоприменительной практики, потребовав принятия специфических мер по их исправлению.
Здравствуйте, уважаемые друзья! В этой статья я расскажу, как подать жалобу в ЕСПЧ, каков порядок, какой срок, какие условия приемлемости, что такое Европейский суд по правам человека и при чем тут Конвенция о защити прав и основных свобод человека и Протоколы к ней.
Если необходимо обратиться в ЕСПЧ самостоятельно то читайте статью .
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Одним из таких органов является , который находится в городе Страсбурге, во Франции.
Суд учрежден и действует на основе «» (Заключена в г. Риме 04.11.1950).
Число судей равно числу Государств, членов Совета Европы (в настоящее время – 47). Судьи должны обладать высочайшими моральными качествами и удовлетворять требованиям для занятия высочайших судебных должностей в своей стране или быть признанными авторитетами в области права (ст. 21 Конвенции). Судьи избираются на 9 лет без права переизбрания Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, не менее чем трех кандидатов, представленных Государством, от которого назначается судья. Сроки полномочий судей истекают по достижении ими 70-летнего возраста, при этом занимая свои посты вплоть до замены, продолжая рассматривать уже поступившие к ним дела.
Много полезной информации для заявителей, желающих обратиться в Европейский Суд можно найти на официальном сайте — http://www.echr.coe.int/ (Раздел для заявителей на русском языке – http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c= ).
При подаче обращения следует убедиться в том, что оно соответствует требованиям ст. 47 Регламента Суда, в которой указано, какие документы и информация должны быть предоставлены. Жалоба должна быть подана на специальном Формуляре (http://www.echr.coe.int/Documents/Application_Form_RUS.pdf ), если только Суд не решит иначе.
Жалоба должна соответствовать определенным критериям приемлемости.
Суд принимает индивидуальные жалобы любых физических лиц, неправительственных организаций, или группы частных лиц, когда речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней.
Жалоба должна быть направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый Протокол. Список ратификаций можно найти по адресу http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3 ).
Обращение должно касается обстоятельств, за которые несут ответственность органы публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.). Суд не принимает к рассмотрению иски, направленные против частных лиц или частных организаций.
Понятие «государственный орган» вырабатывается ЕСПЧ самостоятельно, независимо от отнесения его к таковым в национальном праве. Основным признаком «государственного органа» является выполнение функций публичной власти. Жалоба может быть подана на действия частной организации, если при этом будет доказано, что с точки зрения контроля, финансирования или управления организация является государственной и выполняет публичные функции. Специфика зависит от конкретных обстоятельств дела.
Жалоба должна касаться действий и событий, имевших место после ратификации Государством Конвенции или соответствующего Протокола.
Для Российской Федерации, в частности, датой ратификации Конвенции и Протоколов № 1 и 4 является 05 мая 1998 года, а датой ратификации Протокола № 7 – 01 августа 1998 года.
При этом стоит заметить, если нарушение носит длящийся характер, т.е. возникло до даты ратификации и продолжается после ратификации, то этот критерий можно считать соблюденным.
Заявитель лично и непосредственно должен являться жертвой нарушения («прямая жертва») одного или более основополагающих прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.
Если предполагаемая жертва нарушения умерла до подачи обращения, у лица, имеющего должный законный интерес в качестве близкого родственника, имеется возможность подать жалобу в отношении смерти или исчезновения. В таких случаях Суд признает, что близкие члены семьи (такие как родители) лица, за смерть или исчезновение которого, предположительно, налагает ответственность на Государство, могут самостоятельно претендовать на присвоение статуса «косвенной жертвы» предполагаемого нарушения статьи 2 (право на жизнь), и вопрос о том, являются ли они законными наследниками покойного, не имеет отношения к делу.
В некоторых особых ситуациях Страсбургский суд признаёт, что заявитель может являться «потенциальной жертвой». Например, в случае, если заявитель не смог установить, что законодательство, на которое он жалуется, было фактически применено в отношении него вследствие тайного характера мер, которые оно санкционировало (постановление по делу Klass и другие против Германии), или в случае, когда было вынесено, но не исполнено постановление о выдворении иностранного гражданина, при том, что исполнение постановления подвергло бы его в принимающей стране обращению, противоречащему статье 3 Конвенции (право не подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию), или нарушению его прав по статье 8 (право на уважение частной жизни, семьи, жилища и корреспонденции) (постановление по делу Soering против Соединенного Королевства).
Заявители должны дать возможность органам власти Государства устранить нарушение прав на внутригосударственном уровне. Это требование обычно означает, что перед обращением в Суд с той или иной жалобой необходимо обратились с ней во все судебные или иные инстанции, которые признаются подлежащими исчерпанию. При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования, включая сроки обращения в суд и обжалования. Тем не менее, не должны быть задействованы неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращения в органы власти, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам.
На сегодняшний день более менее известно, обращение в какие инстанции, в порядке предусмотренном всеми процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ - в действующих редакциях не представляет собой внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, а в какие - является, по общему правилу, необходимым средством правовой защиты до подачи жалобы в ЕСПЧ. Если говорить кратко, то по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ требуется, когда это возможно и разумно способно привести к признанию и исправлению нарушения, на которое подается жалоба, пройти не только апелляцию, но кассацию (уровня субъекта РФ, а затем в Судебную коллегию Верховного Суда РФ). Обращение к Председателю Верховного Суда РФ как с кассационном, так и с надзорном порядке, средством правовой защиты не считается. По УПК РФ достаточно пройти стадии суда первой и апелляционной инстанции, подача кассационной (см. Решение по делу Kashlan против Российской Федерации) жалобы не является эффективным средством правовой защиты. С 06 августа 2014 года из практики ЕСПЧ стало понятным, что процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, предусмотренная КоАП РФ, не соответствует требованиям, предъявляемым к средству правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, и, соответственно, не является эффективным средством правовой защиты (см. Решение по делу «Смадиков против Российской Федерации)
Полная жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Шестимесячный период обычно отсчитывается либо от даты вынесения решения самой вышестоящей судебной или иной инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по делу, либо от даты получения этого решения заявителем или его адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного периода прерывается только при поступлении в Суд полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента Суда. Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр с приложенными к нему необходимыми документами должны быть отправлены в Суд не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы они были отправлены по почте заблаговременно. Жалобы, направленные по факсу, не прерывают течение шестимесячного срока.
01 мая 2017 г., был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон N 79-ФЗ «О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод».
Протокол № 15 предусматривает, в частности, сокращение времени для подачи жалобы в ЕСПЧ с шести до четырех месяцев .
При этом, несмотря на вступление в силу 12 мая 2017 года (через 10 дней после опубликования) названного выше Федерального закона, срок на обращение в ЕСПЧ остается шестимесячным.
Положение Протокола № 15 об ограничении срока на обращение с жалобой в Страсбургский Суд вступит в силу одновременно для всех 47 государств – членов Совета Европы только по прошествии 6 месяцев со дня вступления в силу самого Протокола № 15.
Протокол № 15 вступит в силу в первый день месяца, который настанет после истечения трех месяцев, считая со дня, на который все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют его. Таким образом, между тем днём, когда все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют Протокол № 15, и днём вступления в силу его положений о сокращении времени на подачу жалобы в ЕСПЧ пройдёт около 9 месяцев. При том, что положения Протокола № 15, касающиеся ограничения срока на обращение в ЕСПЧ, не будут иметь обратной силы, т.е. не будут применяться к жалобам, в отношении которых окончательное решение по делу по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции вынесено до дня вступления в силу этих положений.
В соответствии с подпунктом b пункта 2 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , ЕСПЧ не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена им, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
Жалоба не считается повторной, если Суд не принимал по ней решения по существу, если изменились фактические обстоятельства.
Заявитель должен указать в формуляре, что ЕСПЧ является единственным органом, в который адресована жалоба (иным органом может являться к примеру Комитет ООН по правам человека).
Согласно подпункту а пункта 3 статьи 35 Конвенции Суд может объявить жалобу неприемлемой если она является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом (например в виде применения оскорбительных выражений в адрес Суда или судей).
Согласно подпункту b пункта 3 статьи 35 Конвенции жалоба может быть объявлена неприемлемой, если заявитель не понес значительный ущерб , если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, а также при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.
Данный критерий введен в действие с 01 июня 2010 года Протоколом № 14. Критерий был применен в Решении по делу «Королев против России».
Более подробно о критериях приемлемости можно посмотреть здесь — http://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf
При получении жалобы Суд может обязать государство принять определенные меры на период рассмотрения дела в Суде. Как правило, государству дают указание воздержаться от тех или иных действий, например, не отправлять заявителя в страну, где ему могут грозить смерть или пытки.
В заключение хотелось бы отметить, что официальными рабочими языками Суда являются английский и французский. Первоначально формуляр можно заполнять на любом из языков 47 Государств – членов Совета Европы. Однако со стадии коммуникации (т.е. уведомления Государства о поданной жалобе) вся переписка должна вестись на одном из основных языков, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка заинтересованного Государства (пп. а п. 3 ст. 34 Регламента Суда).
Адрес для отправки писем по почте и телефон Суда можно найти в разделе «Контакты» на сайте www.echr.coe.int