Система и функции судебно-экспертных учреждений россии. Система судебно-экспертных учреждений россии Современная система судебно экспертных учреждений

Открытие бизнеса 04.07.2020

В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности

4.1. Система судебно-экспертных учреждений

Судебные экспертизы проводятся, главным образом, в судебно-экспертных учреждениях, которые могут быть государственными или негосударственными.

Государственные судебно-экспертные учреждения специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

Понятие негосударственных судебно-экспертных учреждений четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Негосударственные судебно-экспертные учреждения – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

В настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений включает экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД России, Министерства здравоохранения, ФСБ России, а также экспертные учреждения Министерства обороны РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы МЧС России (см. табл. 3).

Каждая система имеет свою специфику Основная масса проводимых экспертиз осуществляется в системе МВД и МЮ России.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические.

В отличие от экспертных учреждений Министерства юстиции, в органах МВД дактилоскопическая экспертиза выделена в самостоятельную. В Минюсте России она проводится в рамках трасологической экспертизы.

Кроме производства судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Важной функцией, входящей в деятельность экспертно-криминалистических подразделений, является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

В соответствии с ведомственными нормативными актами в органах внутренних дел функционируют три параллельных системы: экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП), которые организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Головное экспертное учреждение по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы – ФГУ Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации – области или республике, к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД России.

Приказы МВД Российской Федерации, приложенные к ним Наставление, Инструкция и другие нормативные акты, которые регулируют деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, имеют ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей профессионально-служебных функций сотрудников ЭКП.

Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, и другие полномочные лица имеют право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право участвовать в уголовном процессе специально закреплены за сотрудниками полиции, которыми являются сотрудники ЭКП, в Законе о полиции. В частности, они обязаны проводить экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в качестве специалистов применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений (ст. 12).

Судебно-экспертные учреждения Минюста России. Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. прошлого столетия. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры.

В 70-е гг. система экспертных учреждений имела достаточно разветвленную сеть, в настоящее время она включает региональные центры судебной экспертизы (в том числе Северо-Западный региональный центр (г. Санкт-Петербург) и Южный региональный центр (г. Ростов на Дону); Воронежский, Средневолжский, Сибирский и ряд лабораторий судебных экспертиз (41 ЛСЭ), а также отделения экспертных групп.

Основное направление деятельности всех экспертных учреждений Минюста России – проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

В экспертных учреждениях Минюста России, наряду с проведением большого количества экспертиз, осуществляется научно-исследовательская работа, разработка новых методов и методик экспертного исследования, подготовка научных и экспертных кадров.

Учреждение в системе СЭУ МЮ. В нем проводятся все первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) отсутствуют соответствующие специалисты; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями. Для каждого экспертного учреждения МЮ России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2–4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях производства экспертиз для судебно-следственных органов экспертной службы к судебно-следственным органамудалить в некоторых крупных городах образованы отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

Система судебно-медицинских учреждений России. Судебно-медицинская экспертиза в России является государственной и входит в систему органов здравоохранения. В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами в ее рамках проводятся: экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке; экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины; экспертиза вещественных доказательств; экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Для осуществления судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) созданы бюро судебно-медицинской экспертизы (областные, краевые и республиканские) и отделения (районные, межрайонные и городские).

Российский центр судебной медицины экспертизы (РЦСМЭ) – головное судебно-медицинское учреждение Минздрава России. Начальник РЦСМЭ является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов проводят осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях СМЭ, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей (ГИДУВ) в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

Наряду с судебно-медицинскими экспертизами, в России функционирует государственная система судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения их созданы судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля – психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Работа этих комиссий осуществляется амбулаторно и стационарно. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования. Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также близлежащих областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Наряду со СПЭК в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений сформированы региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для региона. В центре обязательно имеется экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторная экспертная комиссия и отделение для принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные преступления. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь другим учреждениям.

Головным экспертным учреждением в системе государственных судебно-психиатрических учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России. В нем проводятся первичные судебно-психиатрические экспертизы (для г. Москвы), а также наиболее сложные и повторные исследования для остальных регионов России. Кроме того, он играет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, в частности, осуществляет принудительное лечение психических больных, которые совершили общественно опасные преступления, организует психиатрическую помощь в местах лишения свободы.

Судебно-экспертные учреждения Минобороны России также проводят судебно-медицинские и некоторые виды криминалистических экспертиз.

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России – головное учреждение в этой системе.

В регионах функционируют судебно-медицинские центры и судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий. В этой системе проводятся судебно-медицинские экспертизы и криминалистические (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистическое исследование документов, исследование уничтоженных маркировочных обозначений).

Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление – головное учреждение для региональных таможенных лабораторий, отделов и филиалов лабораторий при таможнях. Эта экспертная служба проводит экспертизы и исследования различных объектов, товаров, проводит их сертификацию, в том числе конфискованных и бесхозных товаров; формирует банк данных эталонных образцов товаров и т. п.

Экспертно-криминалистическая служба ФСБ России. Подразделения проводят в основном криминалистические экспертизы, осуществляют методическую работу, совершенствуют имеющиеся и разрабатывают новые методики экспертных исследований.

Экспертные учреждения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК). Головное учреждение – Экспертно-криминалистическое управление Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСНК.

Судебно-экспертные учреждения и их подразделения в Федеральной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России).


Таблица 4. Система государственных судебно-экспертных учреждений

4.2. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности, обладающими определенным процессуальным положением при ее осуществлении, являются лица и органы, назначающие судебную экспертизу (табл. 5); лица, осуществляющие организацию и производство судебной экспертизы (табл. 6).


Таблица 5. Субъекты, которые имеют право назначать экспертизу


Данные субъекты решают вопрос о назначении экспертизы, за исключением случаев ее обязательного назначения, определяют объем задания эксперту, определяют, в какое конкретно экспертное учреждение или какому конкретно эксперту поручить производство экспертизы, а после завершения экспертизы вправе провести допрос эксперта и назначить дополнительную или повторную экспертизы.

Наиболее полно процессуальные права и обязанности при производстве судебной экспертизы регламентированы в УПК РФ применительно к следователю (ст. 195, 196, 197). Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях.

Субъектами, осуществляющими производство судебной экспертизы, являются судебный эксперт и руководитель судебно-экспертного учреждения. Собственно субъектом производства судебной экспертизы является судебный эксперт, а руководитель экспертного учреждения осуществляет функцию организации судебной экспертизы. Он поручает экспертизу конкретному эксперту или экспертам, обеспечивает условия для ее проведения, осуществляет координацию действий между экспертом и субъектом назначения экспертизы.

Судебный эксперт – сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, привлекаемое в установленном законе порядке для решения вопросов следствия и суда.

Экспертом может быть любое компетентное и незаинтересованное в ходе дела лицо.


Таблица 6. Субъекты производства судебной экспертизы


Во всех видах судопроизводства эксперт в качестве процессуальной фигуры рассматривается как участник процесса, наделенный определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности эксперта определены наиболее полно в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 16, 17) и УПК РФ (ст. 57), но содержатся также и в ГПК РФ (ст. 85), АПК РФ (ст. 55), КоАП РФ (ст. 25.9) (табл. 7).


Таблица 7. Права судебного эксперта

Основная обязанность судебного эксперта – провести полное исследование представленных ему объектов, на основании которого дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ.

Предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода в уголовном и гражданском процессах. В то же время в арбитражном процессе проведение экспертом предварительных исследований (ревизия, проверка), в которых он выступает в качестве специалиста (хотя такой процессуальной фигуры АПК не предусматривает), является основанием к его отводу.

Статья 57 УПК РФ обязывает эксперта соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную или иную тайну охраняемую законом.

Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по предоставлению транспорта, приобретению билетов и т. п.).

Эксперт обязан соблюдать установленные сроки производства порученной ему экспертизы; должен стремиться к полному сохранению исследуемых объектов.

Эксперт не имеет права самостоятельно привлекать других специалистов к порученной ему экспертизе, передавать объекты исследования другим, не включенным в состав комиссии экспертам.

При этом эксперт свободен в выборе методики исследования, он может проводить научные и экспертные эксперименты для обеспечения объективности, всесторонности и полноты решения поставленных перед ним задач. Он может делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.


Схема 2. Обязанности судебного эксперта


Схема 3. Основания для отвода эксперта (ст. 16 ФЗ ГСЭД; ст. 70 УПК РФ; ст. 18 ГПК РФ; ст. 23 АПК РФ; ст. 25.12 КоАП РФ)


Эксперт должен отказаться от дачи заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы его специальных знаний или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, и в письменной форме сообщить об этом лицу или органу, назначившему экспертизу.

Руководитель экспертного учреждения – процессуальное лицо, обладающее процессуальными и организационными функциями (табл. 8, схема 4).

Организационные обязанности и полномочия руководителя экспертного учреждения заключаются, главным образом, в обеспечении необходимых условий для проведения судебной экспертизы (необходимых материалов и оборудования, обеспечение безопасности экспертов при проведении исследований), а также обеспечении качества заключений экспертов. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения кратко определены в ст. 199 УПК РФ и дополнены ст. 14 и 15 ФЗ о ГСЭД.

При организации производства экспертизы руководитель устанавливает срок ее проведения в зависимости от сложности исследования. В случае если экспертиза не может быть выполнена по объективным причинам в установленные сроки, руководитель учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и по согласованию с ним устанавливает дополнительный срок. Руководитель учреждения не нарушая принцип независимости эксперта, осуществляет контроль качества и полноты экспертных исследований. Если он обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к неправильной оценке полученных результатов и соответственно к ошибочным выводам, он вправе вернуть заключение эксперту для устранения недостатков. На практике часто возникают разногласия с экспертом по поводу содержания, оформления и сделанных им выводов. В таких случаях руководитель вместе с заключением эксперта может направить свое особое мнение или создать комиссию экспертов, включив в нее и эксперта, давшего заключение.


Схема 4. Обязанности руководителя экспертного учреждения


В обязанности руководителя входит создание необходимых условий для производства экспертизы: обеспечение соответствующим оборудованием и техническими средствами, химическими и вспомогательными материалами; создание условий для хранения вещественных доказательств, в частности, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, огнестрельного оружия, драгоценностей и т. п. (схема 4).

Важной является и обязанность руководителя, связанная с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии. В соответствии с этой нормой руководитель обязан обеспечить структурные подразделения противопожарными средствами, спецодеждой, проведением инструктажей и т. п.

Руководитель не может давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Федеральный закон закрепил ряд прав руководителя государственного экспертного учреждения. Так, например, он может передать часть своих полномочий другим должностным лицам, т. е. может поручить организацию производства экспертизы и назначение конкретного эксперта (комиссии) своему заместителю или руководителю структурного подразделения того учреждения, которое он возглавляет (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).

Не менее важным является и право руководителя требовать от органа или лица, назначивших экспертизу, возмещения расходов, если транспортная организация выставила счет экспертному учреждению за хранение габаритных объектов; если перевозка после исследования осуществлялась за счет экспертного учреждения; если объекты после окончания производства экспертизы длительное время хранятся в учреждении и др. (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).


Таблица 8. Права руководителя экспертного учреждения

Отводы руководителя и эксперта осуществляются на общих основаниях, предусмотренных ст. 61, 62 УПК РФ и ст. 18 ФЗ о ГСЭД. Кроме того, в ст. 18 ФЗ о ГСЭД впервые говорится об основании отвода государственного экспертного учреждения – если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Эта норма направлена на развитие принципа объективности и независимости.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации допускает производство судебных экспертиз, как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными знаниями.

Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях, поскольку выполнение экспертиз в этих учреждениях обладают рядом преимуществ перед производством экспертиз частными экспертами. В государственных экспертных учреждениях:

Имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;

Организована подготовка экспертных кадров и контроль за качеством выполняемых исследований;

Возможно проведение сложных комплексных и комиссионных экспертиз;

Осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования.

Организация производства экспертиз в судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов расследования и судов подбор экспертов и проверку их компетентности.

Если экспертиза проводится вне экспертного учреждения, решение этих вопроса нередко сопряжено со значительными трудностями. Следователь (суд) может затрудниться с определением отрасли знания, к которой относится возникший вопрос, не знать какие специалисты должны его решать и в каких учреждениях они работают. Трудности многократно возрастают при назначении комплексных экспертиз. Весьма сложно проверить компетентность лица, которому предполагается поручить выполнение экспертизы. В экспертном учреждении подбор эксперта осуществляется руководителем этого учреждения. Компетентность экспертов гарантируется существующей системой подготовки кадров, которая предполагает получение экспертом специального квалификационного свидетельства на право производства экспертиз.

В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно- экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования, как правило, для следователей и дознавателей своего ведомства, реже для следователей Следственного комитета России и судов.

Головным экспертным подразделением системы МВД России по осуществлению организационно-методического руководства экспертными подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, г. Москвы и Санкт-Петербурга является ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) МВД РФ.

В ЭКЦ МВД России производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по мно- гоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается Следственный комитет МВД России. В научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ МВД России осуществляются разработки, направленные на совершенствование существующих и создание новых методов и методик предварительных и экспертных исследований. ЭКЦ МВД РФ, выполняя свои организационно-методические функции, внедряет разработанные методики в экспертную и следственную практику.

Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ МВД России - это традиционные криминалистические; криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий; физикохимические; пищевые; почвоведческие; биологические; инженернотехнические и другие. Наряду с экспертизами в ЭКЦ МВД РФ функционируют федеральные учеты: Централизованная дактилоскопическая картотека следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера; пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест происшествий; контрольных пуль и гильз служебного и гражданского оружия, утраченного (похищенного) оружия; поддельных денег, ценных бумаг и документов, выполненных полиграфическим способом; формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес, а также банк данных ДНК биологических следов. Производятся графические и пластические реконструкции лица по черепу с целью воссоздания прижизненного облика; составление композиционных портретов по описаниям признаков внешности и многое другое. Активно ведется работа по подготовке и повышению профессионального мастерства экспертных кадров, где важная роль отводится ЭКЦ МВД России.

Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга. В них производятся в основном традиционные криминалистические экспертизы и исследования; пищевые; химические; биологические; экспертизы материалов, веществ и изделий; инженерно-технические и другие.

В городских, районных отделах (управлениях) внутренних дел функционируют ЭКО (экспертно-криминалистические отделы или отделения). В них производятся в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: дактилоскопические, трасологические, судебно-баллистические, экспертизы холодного оружия, почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы документов и другие.

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации производят экспертизы по уголовным делам для следователей следственных отделов, управлений Следственного комитета России и судов.

Головным экспертным учреждением этой системы является (Российский Федеральный центр судебной экспертизы) РФЦСЭ Министерства юстиции России, где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе все виды традиционных криминалистических экспертиз (фототехническая, дактилоскопическая, трасологическая, судебно-баллистическая; почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов, фоноскопическая, портретная, восстановления уничтоженных маркировочных обозначений); судебные экспертизы материалов, веществ и изделий; почвоведческие; биологические; экономические, инженернотехнические (автотехническая, пожарно-техническая, взрывотехническая и технологическая). РФЦСЭ Минюста РФ производит повторные и особо сложные экспертизы для судебных и следственных органов Следственного комитета России, следователей СУ Следственного Комитета России по г. Москве, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

Региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ) Министерства юстиции России располагаются в следующих Федеральных округах: Воронежской, Дальневосточной, Приволжской, Северо-западной, Средне-волжской, Уральской, Южной, Северокавказской.

Низовыми судебно-экспертными учреждениями этой системы являются областные, краевые, республиканские лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) Минюста России. Дислокация и зоны деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России. В крупных субъектах федерации могут быть филиалы ЛСЭ Минюста России.

Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации состоят из судебно-медицинских и судебнопсихиатрических учреждений.

Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебномедицинской экспертизы - в процессе уголовного судопроизводства обеспечивают производство:

Судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления;

Судебно-медицинских экспертиз и освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц с целью определения их возраста, характера тяжести телесных повреждений и пр.;

Производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств, а также решают другие аналогичные задачи.

Для исследования различных объектов в бюро имеются соответствующие структурные подразделения:

Отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

Отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологическим отделением, где проводятся микроскопические исследования тканей человека;

Судебно-медицинский отдел, где производятся анализы химическими, биологическими, спектральными методами трупных материалов и цитологическая лаборатория по исследованию микрочастиц;

Районные, межрайонные и городские отделения, организуемые на базе больниц вне городов, где расположены бюро (с учетом объема работы и отдаленности от бюро судебно-медицинской экспертизы).

Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль над качеством судебномедицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках (неполноте, неточности или неверности проведенного исследования). В научнопрактическом и организационно-методическом отношении бюро судебномедицинской экспертизы подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения России.

Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является НИИ судебной медицины, где наряду с научными исследованиями, производятся особо сложные или повторные экспертизы, а также некоторые контрольные и дополнительные исследования.

К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты и преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских университетов, специалисты учреждений здравоохранения. Контроль над качеством подобных исследований возлагается непосредственно на заведующего кафедрой судебной медицины и начальника бюро судебно-медицинских экспертиз.

В системе органов здравоохранения Российской Федерации осуществляется также судебно-психиатрические экспертизы. Эти экспертизы могут проводиться амбулаторно и стационарно. Стационарные судебнопсихиатрические экспертизы обвиняемых и подсудимых проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров, а экспертизы потерпевших, свидетелей и других лиц - в общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических и психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) утверждается ежегодно органом здравоохранения субъекта федерации, крупного города.

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов- психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (г. Москва), который производит также наиболее сложные экспертизы для следственных и судебных органов России.

Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебнопсихиатрическими экспертными комиссиями возложено на Главного психиатра Медицинского управления (органа здравоохранения) региона.

Еще по теме 1. Система государственных экспертных учреждений Российской Федерации.:

  1. О национальной платежной системе Российской Федерации
  2. 1.1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации
  3. § 3. Правовое регулирование создания и функционирования финансово-промышленных групп – нового типа промышленных связей в Российской Федерации.
  4. § 3. Ответственность за преступления, сопряженные с рейдерскими захватами, в уголовном законодательстве Российской Федерации: понятие, система и квалификация преступных посягательств
  5. Становление и закономерности развития государственных судебно-экспертных организаций в Российской Федерации
  6. Становление и закономерности развития негосударственных судебно-экспертных организаций в Российской Федерации
  7. Современный понятийный аппарат судебно-экспертной деятельности
  8. Развитие структуры, содержания, принципов и основных функций учения о судебно-экспертной деятельности
  9. Проблемы правовой регламентации судебно-экспертной деятельности на современном этапе
  10. Концепция перспективного реформирования государственных судебно-экспертных организаций Российской Федерации
  11. Проблемы профессиональной подготовки судебных экспертов судебно-экспертных организаций
  12. Соотношение судебно-экспертной деятельности и иных форм и видов применения специальных знаний
  13. Пути оптимизации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
  14. Концептуальные основы судебно-экспертной деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций в Российской Федерации
  15. Правовые проблемы деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций и пути их решения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

ФГАОУВО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
КАФЕДРА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
юридического факультета
Тема 11.
Система и функции судебно-экспертных
учреждений России.
Грек Марина гр. 11-38 СЭ
Научный руководитель: зав. кафедрой судебной экспертизы
к.ю.н. Юматов В. А.

План лекции:

1) Система экспертно-криминалистических подразделений
МВД Российской Федерации
2)
Экспертизы,
выполняемые
в
экспертнокриминалистических
подразделениях
органов
внутренних дел
3) Система судебно-экспертных учреждений Минюста
Российской Федерации
4) Экспертизы, выполняемые в судебно-экспертных
учреждениях Минюста
5) Система судебно-экспертных учреждений Росздрава
6) Экспертизы, выполняемые в судебно-экспертных
учреждениях Росздрава
7) Система судебно-экспертных учреждений МЧС
2

План лекции:

8)
Экспертизы, выполняемые в судебно-экспертных
учреждениях МЧС
9) Система судебно-экспертных учреждений ФТС
10) Экспертизы, выполняемые в судебно-экспертных
учреждениях ФТС
11) Система судебно-экспертных учреждений Минобороны
12) Экспертизы, выполняемые в судебно-экспертных
учреждениях Минобороны
13) Литература
3

Система экспертно-криминалистических
подразделений МВД Российской
Федерации
4

Система ЭКП ОВД
Высшее звено:
ЭКЦ МВД РФ
Среднее звено:
ЭКЦ МВД республик, главных
управлений краев, областей, автономных
образований, управлений на транспорте,
городов фед. значения
Первичное звено:
ЭКП (отделы, отделения, группы) ОВД
в городах областного и районного
значения, а также на ж/д транспорте
5

Высшее звено
Задачи ЭКЦ МВД:
1) организационно-методическое руководство ЭКП МВД
республик, управлений (главных управлений) внутренних дел
краев, областей, автономных образований, городов
федерального значения;
2) Непосредственное использование сотрудниками ЭКЦ
специальных
знаний
в
деятельности
ОВД
по
предупреждению,
раскрытию
и
расследованию
преступлений;
3) Организация, проведение
научных исследований;
и
координация
прикладных
4) Совершенствование правового регулирования деятельности
ЭКП ОВД;
6

5) Проведение профессиональной подготовки экспертов,
повышение квалификации и переподготовка руководителей и
экспертов ЭКП;
6) Осуществление
деятельности.
контроля
качества
их
подготовки
и
7

Экспертизы, проводимые в ЭКЦ ОВД РФ (27 видов):
1) Автороведческая;
2) Автотехническая;
3) Баллистическая;
4) Биологическая;
5) Ботаническая;
6) Бухгалтерская;
7) Взрывотехническая;
8) Видеотехническая;
9) Геммологическая;
10) Дактилоскопическая;
11) Компьютерная
12) Лингвистическая;
13) Медико-криминалистическая
14) Налоговая;
15) Пожарно-техническая;
16) Портретная;
17) Почвоведческая;
18) Почерковедческая;
19) ТКЭД;
20) Трасологическая;
21) Финансово-аналитическая;
22) Финансово-кредитная;
23) Фоноскопическая;
24) Фототехническая;
25) Э. материалов, веществ и
изделий;
26) Э. пищевых продуктов;
27)
Э.
холодного
и
метательного оружия.
8

ЭКЦ МВД ведет федеральные учеты:
следов рук
поддельных
монет
данных ДНК
биологических
объектов
самодельных
взрывных
устройств
пуль, гильз и патронов со
следами нарезного
огнестрельного оружия,
изъятых с мест происшествий
картотека
самодельного
огнестрельного оружия
контрольных пуль и гильз
утраченного служебного,
гражданского оружия с нарезным
стволом, боевого ручного
стрелкового оружия
поддельных денежных билетов,
бланков ценных бумаг и бланков
документов
9

Среднее звено

ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД являются основным звеном в
экспертной деятельности. К этому уровню относятся и
подразделения, имеющие в своем составе базовые
межрегиональные отделы (отделения) естественно-научного
направления и обеспечивающие выполнение заданий ОВД,
входящих в зону их обслуживания.
Наряду с выполнением сложных или комплексных
экспертиз эти подразделения ведут методическую работу и
подготовку экспертных кадров.
10

ЭКП ведут региональные учеты:

следов рук
следов подошв
обуви
следов
следов орудий
протекторов
пуль, гильз и патронов со следами
самодельного взлома
шин ТС
нарезного огнестрельного
оружия,
огнестрельного
оружия
изъятых с мест происшествий
данных ДНК
субъективных портретов
биологических поддельных монет
разыскиваемых лиц
объектов
11

поддельных денежных
билетов, бланков ценных
бумаг и бланков документов
краниологический учет (учет
черепов неопознанных трупов)
самодельных взрывных
устройств
микрообъектов(микроволокон,
частиц лакокрасочных
покрытий, полимеров и
металла) - по тяжким и особо
тяжким преступлениям
фонограмм речи
неустановленных лиц- по
тяжким и особо тяжким
преступлениям и по ст. 207 УК
РФ
12

Первичное звено

Первичное звено составляют ЭКП (отделы, отделения,
группы или лаборатории) ОВД в городах областного и
районного значения, районов городов, а также на ж/д
транспорте.
В
них
проводятся
в
основном
традиционные
криминалистические
экспертизы:
дактилоскопические,
трасологические,
баллистические
(диагностические),
технического исследования документов и холодного оружия,
реже почерковедческие.
13

Территориальные ЭКП на уровне городских и районных
ОВД включают в свой состав отделы (10 и более человек),
отделения (не менее 6 человек).
Одним из основных направлений деятельности экспертов
этих подразделений является участие в производстве
следственных
действий
и
оперативно-розыскных
мероприятий, особое место среди которых занимают осмотры
мест происшествий.
14

ЭКП первого звена ведут местные учеты:

следов рук
следов подошв
обуви
следов
протекторов шин
ТС
следов орудий
взлома
субъективных
портретов
разыскиваемых
лиц
15

ЭКЦ МВД

Является государственным
судебно-экспертным
учреждением, находящимся в
непосредственном
подчинении МВД РФ.
Является
головным
экспертным подразделением
системы
МВД
РФ
по
обеспечению
функций
Министерства по организации
экспертнокриминалистической
деятельности.
16

Структура ЭКЦ МВД РФ

Начальник
1-й
заместитель
Зам.
начальника
Зам.
начальника
Зам.
начальника
Организацио
ннометодическое
управление
Управление
криминалистических
экспертиз и
учетов
Управление
ЭВМИ
Управление
материальнотехнического
и
финансового
обеспечения
ЭКД
Научноисследовательский
отдел
Управление
медикокриминалистических
экспертиз и
учетов
Управление
инженернотехнических
экспертиз
Управление
экономических и
строительнотехнических
экспертиз
Отдел по
работе с
личным
составом
Отдел делопроизводства
Отдел
правового
обеспечения
17

Функции (виды деятельности):

1) организация и проведение судебных экспертиз и
экспертных
исследований;
2)
организационно-методическое
территориальных
органов
руководство
ЭКП
МВД
России;
3) организация работы ЭКП территориальных органов МВД
России по производству экспертиз и исследований,
участию специалистов в следственных действиях и
оперативно-розыскных мероприятиях, ведению и
использованию экспертно-криминалистических учетов;
18

4) производство повторных, наиболее сложных, требующих
применения уникальной аппаратуры или разработки
новых
методик
исследования
вещественных
доказательств,
экспертиз
и
исследований
для
подразделений центрального аппарата МВД России и
территориальных органов внутренних дел;
5) планирование проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию опытных
образцов новых технических средств, а также внедрение
их
в
экспертную
практику;
19

6) организация, проведение и координация прикладных
научных исследований;
7) организация и проведение стажировок и семинаров
сотрудников ЭКП территориальных органов МВД России,
а также научно-практических
конференций
по
актуальным проблемам теории и практики судебной
экспертизы;
8) организация издания сборника «Экспертная практика»,
учебных, справочных и методических пособий,
информационных материалов, касающихся экспертнокриминалистической
деятельности.
20

Система судебно-экспертных учреждений Минюста Российской Федерации

21

Система СЭУ Минюста РФ

Высшее звено:
Российский Федеральный Центр Судебных
Экспертиз при Минюсте России (РФЦСЭ)
Среднее звено:
Региональные Центры Судебных
Экспертиз – РЦСЭ (8)
Первичное звено:
центральные лаборатории судебных
экспертиз и лаборатории судебных
экспертиз, образованные в крупных
городах каждого региона (42)
22

Функции РФЦСЭ

1) Выполнение наиболее сложных первичных и повторных
судебных экспертиз, которые не могут быть выполнены в
других СЭУ Минюста.
2) Научно-методическое обеспечение производства судебных
экспертиз и производства исследований в СЭУ Минюста РФ.
РФЦСЭ:
развивает новые виды судебных экспертиз;
проводит научные исследования по теоретическим и
методологическим проблемам судебной экспертизы;
создает и совершенствует методы и методики экспертного
исследования;
23

организует апробацию и внедрение новых научных
разработок, изучает результативность их использования в
экспертной практике;
организует конференции, научно-практические семинары и
школы по актуальным проблемам теории и практики
судебной экспертизы;
осуществляет в установленном порядке подготовку,

проводит стажировки экспертов
СЭУ независимо от
ведомственной
принадлежности,
разрабатывает
программы их обучения;
организует рецензирование заключений экспертов СЭУ;
24

формирует состав и обеспечивает работу Центральной
экспертно-квалификационной комиссии, предоставляет и
продлевает право самостоятельного
производства
судебных экспертиз работникам СЭУ в порядке,
установленном Минюстом России;
обеспечивает СЭУ Минюста России теоретическими и
методическими разработками в области судебной
экспертизы; готовит к печати и издает сборники научных
трудов, методические и справочно-информационные
материалы, а также информационные материалы о новых
научных разработках в области судебной экспертизы за
рубежом;
проводит методическую работу с правоохранительными
органами и судами по вопросам назначения и производства
судебных экспертиз и экспертных исследований.
25

Функции региональных центров судебных экспертиз:

1) Проводят экспертные исследования для всего
региона, также проводят новые и редко
встречающиеся в следственной и судебной практике
виды исследований и повторные экспертизы.
2) Осуществляют научно-методическое обеспечение и
координацию научно-методической работы в
курируемой зоне.
3) Осуществляют в установленном порядке подготовку,
повышение квалификации и аттестацию работников;
проводят стажировки экспертов.
26

Функции ЦЛСЭ и ЛСЭ

Осуществляют
большинство
видов
экспертиз:
трасологические,
баллистические,
автотехнические,
бухгалтерские,
исследования
документов,
веществ,
материалов и изделий. В ряде ЦЛСЭ производятся также
пожарно-технические,
строительно-технические,
технологические,
товароведческие
и
экономические
экспертизы.
27

Экспертизы, проводимые в СЭУ Минюста:

14) Пожарно-техническая;
1) Почерковедческая;
15) Взрывотехнологическая;
2) Автороведческая;
16) Строительно-техническая;
3) ТКЭД;
17) Бухгалтерская;
4) Фототехническая;
18) Финансово-экономическая;
5) Портретная;
19) Товароведческая;
6) Трасологическая;
20) Психологическая;
7) Криминалистическая
экспертиза
видеои 21) Компьютерно-техническая;
22)
Маркировочных
звукозаписей;
8) Оружия и следов выстрела; обозначений;
23) Экологическая;
9) Взрывотехническая;
10) Материалов, веществ и 24) Электробытовой техники;
25) Лингвистическая;
изделий;
26) Землеустроительная;
11) Почвоведческая;
27) Искусствоведческая.
12) Биологическая;
28
13) Автотехническая;

Система судебно-экспертных учреждений Росздрава

29

Система СЭУ Минздрава

СЭУ
Минздрава
Судебномедицинские
Судебнопсихиатрические
30

Судебно-медицинские экспертные учреждения

Российский центр судебно-медицинской
экспертизы Федерального агентства по
здравоохранению и социальному
развитию
Областные, краевые, республиканские
бюро СМЭ, районные, межрайонные и
городские отделения СМЭ
31

Судебно-медицинская экспертиза дает заключения по
вопросам медицинского и биологического характера,
возникающим в судебной и следственной практике. Из числа
вопросов биологического характера судебно-медицинской
экспертизой решаются связанные непосредственно с
жизнедеятельностью и функциями человеческого организма
(исследование крови, выделений человеческого тела и т.д.).
32

РЦСМЭ производит следующие экспертизы:

1) Определение степени тяжести вреда здоровью;
2) Установление степени утраты профессиональной
трудоспособности;
3) Морфологическая диагностика внезапной смерти;
4) Установление
острых
смертельных
отравлений
алкоголем и наркотическими веществами;
5) Определение природы объекта: кровь, слюда, сперма,
пот, моча и др.;
6) Установление видовой принадлежности объекта;
7) Медико-криминалистическая идентификация личности
по костям и останкам;
33

8)
Установление основных групповых признаков
личности (раса, длина тела и др.);
9) Идентификация личности с помощью компьютерных
методов и рентгенограмм;
10) Судебно-медицинская идентификация неопознанных
останков
медико-криминалистическими,
иммунологическими и генетическими методами;
11) Установление принадлежности крови, слюны, волос и
тканей, органов и отчлененных частей тела конкретному
лицу;
12) Установление отцовства, материнства;
13) Установление истинных родителей ребенка по делам о
спорном происхождении детей при оспаривании
отцовства/материнства или подмене детей;
34

14. Перинатальное исследование по
установлению
отцовства в процессе беременности;
15. Установление близкого и дальнего родства по
материнской и отцовской линиям;
16. Установление половой принадлежности биологических
следов и объектов;
17. Судебно-медицинские экспертизы по материалам
уголовных и гражданских дел, а также по делам об
административных правонарушениях.
35

В РЦСМЭ осуществляется научная, методическая и образовательная деятельность по следующим направлениям:

1) Научно-методическое
обеспечение
производства
судебно-медицинских экспертиз;
2) Профессиональная
подготовка
и
повышение
квалификации государственных служащих;
3) Разработка
нормативных
документов,
регламентирующих
деятельность
государственных
судебно-медицинских учреждений;
4) Участие в квалификационной аттестации врачей в
качестве судебно-медицинских экспертов;
5) Организация, планирование и координации научных
исследований в области судебной медицины и судебной
химии;
36

6) Подготовка новых и усовершенствованных медицинских
технологий;
7)
Консультативная
помощь
судебно-медицинским
экспертным учреждениям и правоохранительных органам
РФ;
8) Взаимодействие с учреждениями здравоохранения и
других ведомств по подготовке и проведению
мероприятий, направленных на улучшение судебномедицинского обслуживания населения;
9)
Проведение
научно-практических
конференций,
симпозиумов, рабочих совещаний по судебной медицине
и судебной химии, судебно-медицинской, судебнохимической и химико-токсикологической экспертизам;
10) Осуществление международных связей, проведение
совместных экспертных исследований по судебной
медицине с зарубежными учеными и экспертами.
37

Судебно-психиатрические экспертные учреждения

Федеральное государственное учреждение
«Государственный научный центр социальной
и судебной психиатрии им. Сербского
Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию»
Региональные центры судебной медицины
(Северо-запад, Урал, Сибирь, Дальний Восток)
Судебно-экспертные подразделения
психиатрических учреждений субъектов РФ
(областных, краевых, республиканских
больниц и диспансеров и т.п.)
38

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается в связи
с сомнениями в психической полноценности обвиняемого,
подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, гражданского
истца и ответчика, а также лица, в отношении которого
решается вопрос о его гражданской недееспособности. В
отношении
несовершеннолетних,
не
страдающих
психическими расстройствами, проводятся психологопсихиатрические экспертизы.
39

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского:

1) Осуществляет
роль
общероссийского
научнометодического центра по судебной психиатрии;
2) Организация психиатрической помощи в местах лишения
свободы и пр.;
3) Осуществляет
функции
практического
экспертного
учреждения,
проводя
первичные
судебнопсихиатрические экспертизы, прежде всего для Москвы, а
также наиболее сложные в экспертном отношении
исследования для судебных и следственных органов
России.
40

Региональные центры судебной психиатрии:

Создаются на базе крупных психиатрических учреждений,
обязательно имеющих в своей структуре экспертное отделение
для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторную,
экспертную комиссию и отделение для принудительного
лечения психических больных, совершивших общественноопасные деяния.
Задачи регионального центра:
Практическая экспертная деятельность;
Научно-исследовательская деятельность;
Подготовка экспертных кадров;
Координация деятельности всех экспертных учреждений на
обслуживаемой центром территории;
Консультативно-методическая помощь этим и другим
нуждающимся в ней учреждениям.
41

Экспертные подразделения Федеральной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации стихийных бедствий
42

Система учреждений


Отдел
экспертизы
пожаров
Отдел
инструментальных
методов и
технических средств
Испытательные пожарные лаборатории
1-й разряд СЭУ ФПС - «ИПЛ» при Главном Управлении МЧС
России по г. Москве, г. Санкт- Петербургу; по
Краснодарскому и Приморскому краям; по Нижегородской,
Ярославской и Омской областях;
2-й разряд СЭУ ФПС- «ИПЛ» при Главном управлении МЧС
России в других субъектах РФ;
3-й разряд СЭУ ФПС- «ИПЛ» в ЗАТО
43

Экспертный центр ФПС МЧС России на базе СанктПетербургского филиала ФГУ ВНИИПО МЧС России
Отдел экспертизы пожаров:
Группы
пожарнотехнической экспертизы;
Группы криминалистической
экспертизы и исследований;
Группы
пожарнотактической экспертизы
Сектор организационнометодической работы:
группы
организационноправовых проблем;
группы
методической
работы
и
организации
подготовки экспертов
Отдел инструментальных
методов и технических
средств:
Сектор физикохимических
исследований;
Сектор исследования
электротехнических и
транспортных объектов
44

Функции Экспертного центра ФПС МЧС России:

1) организационно-методическое руководство экспертными
подразделениями ГПС МЧС России;
2) информационное обеспечение экспертных подразделений
ГПС МЧС России;
3) выполнение научных исследований в области экспертизы
пожаров, разработку и внедрение новой техники, методов и
методик;
4) апробация образцов новой техники, приборов и
оборудования, разработанных другими организациями и
ведомствами, обеспечение внедрения лучших образцов в
практику
экспертизы
пожаров;
45

5) обработка и анализ информации о результатах исследования
пожаров и экспертной деятельности испытательных
пожарных лабораторий ГПС МЧС России;
6) контроль качества работы экспертов;
7) обучение и аттестацию экспертов и инженеров ИПЛ.
Экспертный центр ГПС МЧС России выполняет также функции
регионального экспертного центра по Северо-Западному
федеральному округу РФ
46

Испытательные пожарные лаборатории
Сектор
исследовательских и
испытательных работ
Группа
обслуживания
Сектор судебных
экспертиз
Бухгалтерия
47

Основные задачи испытательной пожарной лаборатории:

1) Установление причин пожаров и условий, способствующих
их возникновению;
2) Проведение исследований вещественных доказательств,
изъятых
с
мест
происшедших
пожаров
с
целью установления мест возникновения и источника
зажигания;
3) Изучение обстоятельств, способствующих возникновению
горения и развитию пожара;
4) Выдача заключений о причинах пожаров и проведение
пожарно-технических экспертиз;
5) Определение показателей пожаровзрывоопасности веществ,
материалов,
пожарной
опасности
технологических
процессов;
6) Проверка качества огнезащитной обработки, конструкций и
материалов;
48
7) Проверка качества огнезащитных составов.

Основные функции испытательной пожарной лаборатории:

1) Экспертные исследования по делам о пожарах и нарушениях
требований пожарной безопасности для должностных лиц и
органов государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной
службы
Государственной
противопожарной службы;
2) Проведение испытаний веществ и материалов, изделий
оборудования и конструкций на пожарную безопасность для
должностных лиц органов государственного пожарного
надзора
федеральной
противопожарной
службы
Государственной противопожарной службы;
3) Проведение научных исследований в области пожарной
безопасности;
49

4) Исследование пожаров, представляющих практический
интерес, в том числе для оказания технической,
информационной
и
аналитической
поддержки
деятельности федеральной противопожарной службы
Государственной
противопожарной
службы,
правоохранительных
органов,
занимающихся
расследованием пожаров;
5) Профессиональное обучение и повышение квалификации
должностных лиц федеральной противопожарной службы
Государственной
противопожарной
службы,
специализирующихся на исследовании пожаров и
расследовании дел, связанных с пожарами и нарушениями
требований пожарной безопасности.
50

Судебно-экспертные
учреждения
и
экспертные
подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют
пожарно-технические
экспертизы,
а
при
наличии
соответствующей материальной базы и специалистов – иные
судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях
требований пожарной безопасности и в области пожарной
безопасности.
Производство судебных экспертиз осуществляется по
территориальному принципу.
51

Система судебно-экспертных учреждений Федеральной таможенной службы

52

Система СЭУ ФТС

Высшее звено:
ЦЭКТУ ФТС России
Среднее звено:
Региональные филиалы ЦЭКТУ - окружные
таможенные лаборатории (по федеральным
округам - 7)
Первичное звено:
Экспертные отделы (отделения) окружных и
зональных таможенных лабораторий
53

ЦЭКТУ ФТС России

ЦЭКТУ
(Центральное
экспертно-криминалистическое
таможенное управление) – это специализированное
региональное таможенное управление, входящее в единую
систему таможенных органов РФ и осуществляющее судебноэкспертную,
экспертно-криминалистическую,
экспертноисследовательскую, научно-исследовательскую и научнометодическую деятельность в интересах экономической
безопасности государства.
54

Функции ЦЭКТУ ФТС России:

1)
Обеспечивает
методическое,
информационное
и
аналитическое сопровождение деятельности подчиненных
ЭКП и таможенных органов по вопросам экспертиз и
исследований;
2) Разрабатывает нормативно-методические документы по
вопросам проведения экспертиз и исследований товаров,
внедрения и освоения новых методов исследования и
оборудования;
3) Совместно с другими подразделениями ФТС участвует в
разработке
мероприятий
по
совершенствованию
таможенного контроля за выявлением и пресечением ввоза
фальсифицированных и недоброкачественных товаров;
55

4) Разрабатывает и внедряет технологии взятия проб и
образцов товаров, проводит исследования товаров;
5) Формирует единый банк данных по экспертной
деятельности, коллекции эталонных образцов товаров, а
также их ведение и использование;
6) Обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение
квалификации
должностных
лиц
экспертнокриминалистической службы;
7) Организует метрологическое обеспечение приборов и
оборудования;
8) Выполняет наиболее сложные экспертные исследования,
требующие применения уникальной аппаратуры;
56

9) Совершенствует формы и методы экспертной деятельности
по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных
правил;
10)
Также
уделяет
внимание
организации
и
совершенствованию взаимодействия ЭКП ФТС России с
таможенными
органами,
другими
экспертными
учреждениями России и иностранных государств.
57

Региональные филиалы ЦЭКТУ

Осуществляют свою деятельность в зоне ответственности
региональных таможенных управлений, расположенных в
соответствующих федеральных округах. Филиалы являются
обособленными подразделениями ЦЭКТУ и располагаются
вне места его территориального расположения.
58

СевероЗападная
(СПБ)
Центральная
(Брянск)
Приволжская
(Н.Новгород)
Южная
(Ростов-наДону)
Окружные таможенные лаборатории
Уральская
(Екатеринбург)
Сибирская
(Новосибирск)
Дальневосточная
(Владивосток)
Региональные филиалы ЦЭКТУ
59

Основные задачи филиалов:

1) Организация и совершенствование экспертного обеспечения
потребностей таможен, находящихся в зоне ответственности
региональных таможенных управлений;
2) Проведение экспертиз и исследований товаров,
перемещаемых через таможенную границу РФ, а также
конфискованных и бесхозяйных товаров;
3) Руководство деятельностью экспертно-исследовательских
подразделений, находящихся в зоне ответственности
соответствующих таможен.
Филиалы ЦЭКТУ организуют проведение прикладных
научных исследований и разработок по проблемам экспертного
и методического обеспечения в сфере таможенного дела. В
состав
филиалов
входят
обособленные
экспертноисследовательские подразделения, расположенные в зоне
деятельности таможен. Как правило, они создаются при
60
таможнях с большим объемом товаропотока.

Функции ЭИП:

1) Осуществляют проведение по решениям соответствующих
подразделений таможни экспертиз и исследований;
2) Оказывают им помощь при отборе проб и образцов товаров;
3) Осуществляют методическую, практическую и техническую
поддержку;
4) Проводят консультирование по вопросам, входящим в их
компетенцию.
61

Экспертные отделы (отделения) окружных и зональных таможенных лабораторий

Таможенные лаборатории
Калининградская
Башкортостанская
Восточносибирская
62

Также это около 20 экспертных отделов (отделений)
окружных и зональных таможенных лабораторий при
таможнях.
Они в основном проводят стандартные несложные
экспертизы
исследования
товаров,
простые
криминалистические
экспертизы
таможенных
и
товаросопровождающих документов.
63

Экспертизы, проводимые ЭКП ФТС:

1) Экспертизы в целях классификации товаров (пищевые
продукты и напитки; продукция хим. промышленности; мех
и изделия из него и др.);
2) Экспертизы веществ и материалов (установление природы,
структуры и хим. состава вещества или материала);
3) Инженерно-технологические экспертизы (определение
норм
выхода
продуктов
переработки
нефти
и
нефтепродуктов, руд и концентратов и др.);
4) Геммологические экспертизы качества и стоимости
(скупочной и рыночной) изделий, содержащих драгоценные
камни;
64

5)
ТКЭД (идентификация соответствия акцизных марок
продукции Гознака, бланков, печатей и др.);
6) Автотехнические экспертизы(определение даты выпуска
автотранспортного средства, объема двигателя, остаточной
стоимости в стране происхождения);
7) Экспертизы сильнодействующих, ядовитых веществ,
наркотических средств, лекарств, биологического и
химического сырья, медицинских химических веществ,
используемых для производства наркотиков и др.
65

Система судебно-экспертных учреждений Министерства обороны РФ

66

Система СЭУ Минобороны РФ

111 Главный государственный Центр судебномедицинской и криминалистической экспертизы
Министерства обороны Российской Федерации
Региональные судебно-медицинские
центры и судебно-медицинские
лаборатории видов Вооруженных Сил
РФ, округов, групп войск, флотов,
армий, флотилий.
67

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны РФ

111
Главный
государственный
центр
судебномедицинской
и
криминалистической
экспертизы
Министерства обороны Российской Федерации является
высшим руководящим, методическим и контролирующим
органом судебно-медицинской экспертизы в Вооруженных
Силах России.
68

Функции центра:

1) производство повторных и наиболее сложных судебномедицинских и иных экспертиз для органов военной
юстиции;
2) участие в проведении судебно-следственных действий по
предложению органов военной юстиции;
3) оказание консультативной помощи органам военной
юстиции, военно-врачебным комиссиям;
4) методическое руководство и контроль за работой судебномедицинских лабораторий по вопросам экспертизы;
5) участие в подготовке и совершенствовании экспертных
кадров;
6) научная разработка проблем всех видов судебномедицинской экспертизы, выполняемой для органов
военной юстиции.
69

Судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ

Функции:
1) производство первичных и повторных судебно-медицинских и
иных экспертиз для органов военной юстиции и дознания;
2) участие в проведении следственных действий;
3) оказание консультативной помощи органам военной юстиции,
военно-врачебным комиссиям и др.
70

Экспертизы, осуществляемые Центральной судебно-медицинской лабораторией Министерства обороны

Экспертизы, осуществляемые Центральной судебномедицинской лабораторией Министерства обороны
медицинские
биологические
баллистические
химические
ТКЭД
психиатрические
молекулярногенетические
трасологические
почерковедческие
Прочие виды
экспертиз
71

Виды экспертиз

Судебно-медицинские
экспертизы:
экспертиза трупов;
экспертиза живых
людей;
экспертиза по
материалам уголовных и
гражданских дел.
Почерковедческие
экспертизы:
идентификация
личности по почерку;
идентификация
личности по подписи;
Технические экспертизы документов:
восстановление разорванных и
сгоревших документов;
восстановление угасших текстов;
восстановление текстов по следам
вдавлений;
экспертиза документов с
переклеенными фрагментами;
экспертиза бланков документов;
экспертиза оттисков печатей и
штампов;

буквопечатных аппаратах;
экспертиза текстов, исполненных на
множительных аппаратах;
экспертиза пересекающихся
штрихов;
прочие экспертизы документов.
72

Виды экспертиз

Судебно-баллистические экспертизы:
определение исправности оружия;
идентификация оружия по пулям;
идентификация оружия по
гильзам;
определение направления и
расстояния выстрела;
экспертиза боеприпасов к оружию;
установления факта производства
выстрелов;
определение последовательности
выстрелов;
экспертиза взрывных устройств;
экспертиза огнестрельных
повреждений;
прочие баллистические
экспертизы;
Судебно-химические
экспертизы:
судебно-химические
исследования;
химикотоксикологические
исследования.
Судебно-биологические
экспертизы:
экспертиза
биологических объектов.
исследование крови;
исследование
выделений и волос.
73

Виды экспертиз

Трасологические экспертизы:
дактилоскопическая экспертиза;
следы обуви, следы ног человека и
животных;
следы транспортных средств;
идентификация различных
инструментов;
экспертиза пломб и оттисков
металлических печатей;
установление целого по частям;

острыми предметами;
экспертиза повреждений одежды
тупыми предметами;
прочие повреждения одежды;
экспертиза биологических объектов;
экспертиза следов зубов;
прочие трасологические экспертизы.
Судебно-психиатрические
экспертизы:
амбулаторные судебнопсихиатрические экспертизы;
заочные судебно-психиатрические
экспертизы;
посмертные судебнопсихиатрические экспертизы;
судебно-психиатрические
экспертизы в кабинете следователя;
судебно-психиатрические
экспертизы в судебном заседании;
судебно-психиатрические
экспертизы в гражданском
процессе;
экспертно-консультативные
заключения по запросам органов
юстиции и адвокатуры.
74

Виды экспертиз

Молекулярно-генетические
экспертизы:
установление кровного
родства;
идентификационное
исследование биологических
следов малой величины;
установление генетического
пола индивидуума и
биологических следов на
вещественных доказательствах.
Прочие виды экспертиз:
экспертиза холодного оружия;
экспертиза удаленных
номеров;
идентификация личности по
чертам внешности;
идентификация путем
совмещения черепа с
прижизненной фотографией;
экспертиза наложений;
судебная фототехническая
экспертиза;
экспертиза замков.
75

Литература:

1) Технологические основы судебно-экспертной деятельности. В.
А. Юматов. ННГУ, 2012 г.
2) Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. – М.,
2012. – С. 480.
3) Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. – М., 2002.
4) Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной

5) Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Теория судебной
экспертизы. Ростов-на-Дону., 2009. – 441 с.
6) Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском,
арбитражном, административном и уголовном, процессе. – М.,
2008.
7) Россинская Е.Р. Теоретические и прикладные проблемы
судебной экспертизы в современных условиях // Общество и
право в новом тысячелетии. Мат. международной науч.- практ.
конф. – Тула, 2001.
76

Литература:

8) Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной
экспертизы. М. 2011. – 382 с.
9) Официальные сайты СЭУ.

Вопрос:

Система экспертных учреждений в Российской Федерации. Структура экспертно-криминалистической службы МВД. Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России. Экспертные учреждения Минздрава России.



Ответ:

Система экспертных учреждений в Российской Федерации

Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.

Структура экспертно-криминалистической службы МВД:

1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):

а) организационно-техническое управление;

б) федеральную пулегильзотеку;

в) научно-исследовательскую лабораторию;

г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;

2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);

3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;

4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;

5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.

Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:

1) Российский федеральный центр судебных экспертиз Минюста России (осуществляет научно-методическое руководство):

а) лаборатории: почерковедческой экспертизы; технической экспертизы документов; трасологической экспертизы; баллистической экспертизы; видеофонографических исследований; криминалистической экспертизы волокнистых материалов; криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; исследования объектов почвенного и биологического происхождения; инструментальных методов исследования; судебно-авто технической экспертизы; строительно-технической экспертизы; судебно-взрывотехнической экспертизы; инженерно-техническая; автоматизации экспертного производства.

б) отделы: организационно-методической работы; методической работы; научной информации; экономических экспертиз; товароведческих экспертиз; экспертных исследований пожаров и взрывов;

2) Управление судебно-экспертных учреждений (осуществляет организационное руководство);

3) Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз (г. Санкт-Петербург);

4) Южный региональный центр судебных экспертиз (г. Ростов-на-Дону);

5) лаборатории судебных экспертиз в республиках, краях, областях, их филиалы и группы экспертов.

Рекомендуем почитать

Наверх