Слияние фтс и фнс в году. Как взаимодействуют фнс и фтс россии. Обмен данными по рискам

Налоги, взносы, сборы 11.02.2024
Налоги, взносы, сборы

У Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы появится общая автоматизированная система данных. Ее создание ведомства намерены завершить летом 2016 года

В план деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2016 год включено создание объединенной информационной базы с Федеральной таможенной службой (ФТС). Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволит ведомствам совместить потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование. В Правительстве РФ приняли решение о создании единой автоматизированной системы, которая объединит данные от налоговой службы и таможенной службы еще осенью 2015 года. Целью создания такой единой информационной системы является единое администрирование двух служб и контроль за транзакциями предприятий. Ведь, по сути, обе службы пересекаются в вопросах налогообложения и государственной пошлины. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право.

Однако, часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют еще несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растаможивается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако она не позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даст возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем должно сократится, как считают эксперты.

Хотя в январе 2016 года ФТС была передана Президентом России Владимиром Путиным под управление Министерства финансов, обе службы до сих пор имеют проблемы из-за отсутствия тесного взаимодействия. Так, недобросовестные бизнесмены, пользуются возможностью бесконтрольного трансфертного ценообразования. В ФТС организации предоставляют одни сведения по ценам, в ФНС - другие, в результате имеют необоснованную налоговую выгоду на НДС. Ведь даже до сих пор налоговики не получают от таможенников полной информации по счетам-фактурам. Однако большинство специалистов в области таможенного и налогового права, а также представителей реального бизнеса, уверены, что полностью совмещать эти две службы все же не стоит. По их мнению, достаточно будет только усовершенствовать администрирование в таможенной службе. Причем, не только в вопросах налогообложения экспортных и импортных товаров, но и в вопросах прохождения разного рода контроля и служб непосредственно на границе. В частности, предприниматели будут рады упрощению санитарного и ветеринарного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В этом смысле предлагаемое объединение информационных систем также может стать "первой ласточкой" в упрощении соответствующих контрольных и надзорных процедур.

О cоздании единой информационной базы служб ФНС И ФТС, рассказали главы ведомств на совместном заседании коллегий. Таким образом снимается вопрос о физическом объединении двух ведомств. Обмен данными о нарушениях налогового законодательства, долгах по таможенным платежам, о таможенных декларациях создает полное досье на деятельность бизнесменов и позволит выявить деятельность фирм-однодневок.

Уже сейчас ведомства активно обмениваются данными своих баз, в том числе благодаря созданию электронных таможен, которые будут расположены на госплощадях. Это исключает непосредственный контакт декларанта и должностного лица. В планах ФТС создать 8 электронных таможен и 8 центров электронного декларирования.

Сведения о рисках в отношении налогоплательщиков включены в алгоритмы автоматического категорирования участников ВЭД. Все данные включены в систему автоматического категорирования участников ВЭД по степени благонадежности. Например, в электронном досье участника ВЭД, применяется информация из системы управления рисками налоговой службы. Налоговые службы направили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства. В 2018 году таможенники направили в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Налоговые и таможенные органы должны продолжить совместную работу по улучшению качества администрирования и ликвидировать административные барьеры для добросовестного бизнеса. Перед ФТС стоит задача по увеличению до конца года количества пользователей сервиса «единый лицевой счет», не менее чем в два раза. При этом, доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы. Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans, логистический оператор и таможенный брокер, прокоментрировал нововведения с точки зрения бизнеса: "Сейчас многие процессы таможня пытается автоматизировать, например, единый лицевой счет, это очень правильно и удобно". К сожалению, на практике не редкость техничсекие сбои при переносе данных о денежных средствах со счетов региональных таможен на ЕЛС. Технические сбои при декларировании товаров в момент перехода участника ВЭД на ЕЛС.

По словам главы ФТС Владимира Булавина, дальнейшая работа будет направлена на построение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей на основе современных цифровых технологий. Это позволит выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей и сделать максимально незаметной деятельность ведомств для законопослушного бизнеса. Глава налоговой службы добавил, что в результате повысилась результативность скоординированных с ФНС России контрольных мероприятий.

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕР

До интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Дата публикации: 20.09.2018 14:00

В ЦВЗ «Манеж» состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и ФТС России, посвященное вопросу взаимодействия двух ведомств.

«Перед нашими ведомствами стоят серьезные задачи по обеспечению доходов бюджетов всех уровней, сокращению числа низкоэффективных проверок, обеспечению полной готовности к администрированию страховых взносов по всем направлениям налогового администрирования: учет платежей, контрольная, судебно-правовая, прогнозно-аналитическая работа», - завершил свой доклад руководитель ФНС России.

О выполнении задачи по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей, поставленной перед ФНС России и ФТС России в 2015 году Президентом, рассказал Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов . «Основной акцент в этой работе мы сделали на интеграции цифровых платформ ведомств, направленной на устранение информационных разрывов, возникающих в точках пересечения налогового и таможенного администрирования, которыми пользовались недобросовестные налогоплательщики и участники внешнеэкономической деятельности. Сегодня данная задача выполнена - мы это видим в цифрах повышения эффективности налогового и таможенного администрирования, а также в росте поступлений в бюджет», - отметил он.

Об ускорении развития экономики страны за счет сотрудничества налоговой и таможенной служб рассказал руководитель ФТС России Владимир Булавин . Он отметил, что создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей и применение риск-ориентированного подхода способствует уменьшению количества проверок и числа фирм-однодневок, а также обелению экономики в целом. «Дальнейшее взаимодействие налогового и таможенного ведомств основано на внедрении передовых технологий и практик», - завершил свое выступление он.

Мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что решения, принятые на коллегии доходообразующими ведомствами прямо отражаются на жизни города. Он также отметил, что налоговое администрирование, которое проводит ФНС России, обеспечивает 20-30% налоговых поступлений - это означает полное обеспечение развития глобальных проектов, улучшающих инфраструктуру столицы.

В заседании также приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин , Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Макаров , Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин , Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков .

Как сообщают «Известия», ссылаясь на собственный источник в правительстве, принципиально передача полномочий таможенного ведомства налоговому уже произошла после смены руководителей ФТС. В данный момент налоговая служба подготовила предложения по модели объединения систем ФНС и ФТС, они находятся на дальнейшем рассмотрении у министра финансов Антона Силуанова, которому предстоит принять решения обо всех нюансах данного процесса.

По словам начальника Главного управления информационных технологий ФТС Дмитрия Данилина, подготовка конечно механизма по объединению ведомств должна завершиться не позднее октября, после чего будет дан старт на полную интеграцию, которая произойдёт в 2017 году. Разработанный механизм должен позволить достигнуть необходимого уровня межведомственного информационного взаимодействия, которое крайне необходимо для осуществления всех функций возложенных на ведомства, а также для проведения совместных мероприятий.

В конце июля новым главой ФТС стал экс-полпред Владимир Булавин, перед ним были поставлены задачи по повышению эффективности работы таможенных органов, в плане сборов причитающихся доходов в бюджет государства. Так как ранее Минфин указал, что таможенная служба работала не эффективно. А в июльском докладе Счётной палаты указано, что поступление доходов в бюджет снизилось более чем на 30 процентов, в свою очередь долги по уплате таможенных платежей возросли на 0,5 миллиарда рублей. При этом таможенные службы предоставили безосновательные льготы по уплате НДС и тратили бюджетные средства без достижения результата.

Комментирует Наталья Лайша, эксперт компании СКБ Контур:

Объединение двух фискальных ведомств в рамки единой структуры Минфина России само по себе уже стало резонансным решением. И конечно же, теперь требуется новый формат взаимодействия как между самими федеральными службами, так и непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, которые одновременно являются еще и налогоплательщиками.

Поэтому унификация законодательства и создание единой информационной базы данных, которая объединит все сведения о ввозимых и вывозимых товарах, кажется естественной закономерностью происходящих событий.

Для участников внешнеэкономической деятельности процесс интеграции информационных потоков давно очень актуален и востребован. Хочется верить, что годами лежащая на поверхности «бумажная проблема» подготовки документов для подтверждения налогоплательщиками права использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров таким образом тоже будет решена.

Со стороны налогоплательщика главной новеллой ожидается возможность для налогового инспектора самостоятельно отслеживать фактический вывоз товаров с таможенной территории и проводить сверку сведений, влияющих на обоснованность применения налоговой ставки 0%. Потенциально это исключит необходимость представления налогоплательщиком бумажных таможенных документов в налоговые органы.

Единое хранилище информационных данных даёт открытый доступ обоим ведомствам к сведениям, необходимым для осуществления ими контрольных функций и, что самое важное - глобально сокращает издержки бизнеса. Отсюда значительно ускоряются процессы перемещения товаров, а это то, к чему бесконечно стремится наша экономика.

Рекомендуем почитать

Наверх