Как получить жилищный сертификат. Мошенничество с жилищными сертификатами Мошенничество с жилищным сертификатом для учителя

Подбор персонала 06.09.2019
Подбор персонала

Информация для граждан, имеющих право на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – основное мероприятие) является федеральной программой. Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), как представитель субъекта Российской Федерации – города Москвы, выдает участникам основного мероприятия государственные жилищные сертификаты (далее - сертификат) для улучшения жилищных условий.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Внимание, сертификат не является субсидией, предоставляемой из бюджета города Москвы жителям города, состоящим на жилищном учете в городе Москве, для приобретения или строительства жилья (ст. 31 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Сертификат не является ценной бумагой.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации , действовавшего на дату выдачи сертификата.

Срок получения социальной выплаты напрямую зависит от количества выделяемых городу Москве сертификатов.

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Участником основного мероприятия и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

В случае если участником основного мероприятия и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

Владелец сертификата в течение 3 месяцев с даты выдачи сертификата сдает его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания владельца сертификата для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

Участник основного мероприятия может приобрести жилое помещение на территории города Москвы или Московской области не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

После получения информации о реализации государственного жилищного сертификата участник основного мероприятия снимается с учета.

В соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановления Правительства Москвы от 11.05.2010 № 388-ПП «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений» Департаментом ежегодно проводится работа по формированию списков участников основного мероприятия, подавших заявление с 1 января по 1 июля года о получении государственного жилищного сертификата в планируемом году.

К указанным гражданам относятся:

Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в городе Москве на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо на учете нуждающихся в жилых помещениях;

Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2011 № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Если Вы относитесь к данным категориям граждан, состоите на жилищном учете в городе Москве, Вы можете подать в Департамент по адресу: ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1, заявление о постановке на учет в качестве участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

За более подробными разъяснениями и иным вопросам, в рамках названной подпрограммы, в соответствии с пп. «б», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Вы вправе обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или ознакомиться самостоятельно в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и постановлении Правительства Москвы от 11.05.2010 № 388-ПП.

Размер социальной выплаты по сертификату:

На 1 человека - 1 693 019 руб. (33 кв. м на 1 участника);

На 2 человек - 2 154 752 руб. (42 кв. м на 2 участников);

На 3 человек - 2 770 395 руб. (по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более).

Примеры расчета социальной выплаты по сертификату:

  1. В дополнение к занимаемому жилому помещению

(33,0 кв. м – 10,6 кв. м = 22,4 кв. м) х 42 753 руб. х 1,2 = 1 149 201 руб. , где:

33,0 кв. м – норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

10,6 кв. м. - общая площадь жилого помещения, находящегося в собственности или на праве пользования участника основного мероприятия (п. 16.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

42 753 руб.

1,2

  1. С освобождением занимаемого жилого помещения

33,0 кв. м х 42 753 руб. х 1,2 = 1 693 019 руб., где:

33,0 кв. м – норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты на семью из одного человек (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

42 753 руб. - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.07.2018 № 387/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2018 года»);

1,2 - повышающий коэффициент к нормативу стоимости квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации для приобретения жилого помещения на территории города Москвы или Московской области (пп. «а», п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153).

Вопросы получения и применения ГЖС сильно волнует наших читателей, поэтому был подготовлен материал, объясняющий суть вопроса. Прочитав статью до конца и просмотрев наше видео вы узнаете что такое ГЖС и для кого они применяются, также поймете как самостоятельно получить жилищный сертификат.

Содержание статьи:

- Введение: положение дел в РФ.
- Что вам нужно знать о сертификатах?
- Кто может получить сертификат ГЖС?
- Процедура получения.
- Нюансы: положительные и отрицательные стороны.

Введение: положение дел в РФ.

В последние несколько лет федеральными органами власти принят целый ряд законов и других нормативных актов, направленных на упрощение и ускорение ряда административных процедур. Среди них «дачная амнистия», и ряд других. Однако особое место занимает программа обеспечения граждан специальными жилищными сертификатами (ГЖС), позволяющая самостоятельно приобретать себе на предоставляемые государством субсидии.

Внедрение любых новшеств редко проходит гладко, и уже сегодня граждане задают массу вопросов о том, как получить ГЖС, как его грамотно использовать и т.д. Поэтому данная статья будет очень полезна всем тем, кто имеет право на получения ГЖС. И если сегодня это всего лишь несколько категорий граждан, то с каждым годом количество потенциальных претендентов на единовременную государственную субсидию будет непременно увеличиваться. О ГЖС в Интернете можно прочитать массу «страшилок», однако если понимать, что это такое, то бояться особенно нечего.

Что вам нужно знать о сертификатах?

ГЖС – это аббревиатура, которая расшифровывается как государственный жилищный сертификат. Порядок выдачи и погашения таких сертификатов регулируется целым рядом нормативных актов, базовым из которых является Постановление российского Правительства № 408, изданное в 2009 году.

ГЖС – это свидетельство, которое выдается гражданину, позволяющее открыть счет в одном из банков-участников программы, на который будут зачислены средства субсидии на приобретение жилья. В течение 6 месяцев гражданин может приобрести жилье, и после представления в банк соответствующего договора купли-продажи деньги со счета будут перечислены продавцу жилья. Подобная схема позволяет гарантировать, что предоставленные средства гражданин потратит именно на улучшение жилищных условий.

Примечание юриста:

ГЖС могут быть нескольких видов, однако принципиальных различий между ними нет! Просто эти сертификаты выдаются различными органами и различным категориям граждан. К примеру, на практике можно встретить сертификаты, выдаваемые военнослужащим, переселенцам из северных районов и т.д.

Кто может получить сертификат ГЖС?

Возможность получить жилищный сертификат имеют на сегодняшний день 8 категорий граждан, среди которых в первую очередь выделены сотрудникам которые уволены либо подлежат увольнению в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья либо ввиду организационно-штатных мероприятий, и имеют выслугу более 10 лет:

  • Военнослужащие.
  • МЧС.
  • МВД.
  • ФСИН.
  • ФНС.

Увольняемым сотрудникам сертификат может быть предоставлен за 1 год до выхода на пенсию.

Кроме того, отдельно выделена категории граждан:

  • Уволенных с военной службы и ставших на учет в качестве нуждающихся на получения жилья до 1 января 2005 года.
  • Родственники военнослужащих-контрактников, погибших при исполнении служебных обязанностей.
  • Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Среди гражданских лиц право на получение субсидии имеют:

  • Действующие сотрудники комплекса Байконур, а также граждане, работавшие на космодроме и выходящие на пенсию;
  • Граждане, чье здоровье подверглось воздействию радиации (прежде всего, чернобыльцы), вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;
  • Переселенцы из северных районов, не имеющие жилья в других местах;
  • Вынужденные переселенцы, стоящие на учете в ФМС и не имеющие собственного жилья.

Процедура получения

Как показывает практика, попадание граждан в одну из перечисленных категорий еще не означает автоматического получения сертификата. Для его получения придется подождать и пройти целый ряд бюрократических процедур. Однако начнем по порядку.

Первый этап получения сертификата начинается с подачи заявки на участие в самой программе. Для этого гражданам необходимо:

1. Подать соответствующее заявление. Обращаться с заявками необходимо либо в органы власти, в которых гражданин проходит службу, либо в органы местной власти, где числится в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Сотрудникам космодрома необходимо обратится в администрацию города.

2. Приложить к заявлению следующие документы:

  • Справку (выписку из решения) о постановке на учет, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий – для всех граждан;
  • Справку о наличии выслуги лет (если таковая требуется);
  • Справку, подтверждающую статус лица (для переселенцев);
  • Справку о проживании в северных районах, в закрытых военных городках и других территориях (для соответствующих категорий граждан);
  • Иные документы, подтверждающие требуемый статус лица.

В случае возникновения вопросов у конкретных граждан по перечням необходимых документов, можно обратиться к сотрудникам соответствующего органа за консультацией.

После успешной регистрации в программе начинается второй, наиболее сложный этап – получение непосредственно сертификата.

Заявки на них формируются следующим образом:

С 1 января до 1 июля текущего года можно подать заявку на получение сертификата лишь в следующем году. Если гражданин пропускает срок, то до открытия следующего «окна» ему придется ждать будущего года. Для военнослужащих могут быть предусмотрены другие сроки, поэтому уточнить все нюансы можно в своем подразделении.

Для участия в подпрограмме на конкретный год необходимо подать всего лишь 2 документа:

  • Заявление на сертификат на следующий год;
  • Справку о необходимости улучшения жилищных условий.

При этом первый и второй этап может быть совмещен. Специалисты рекомендуют календарно подавать заявку как можно раньше, так как от этого во многом зависит конечный результат, поскольку объема финансирования на всех не хватает.

После оформления всех формальностей от гражданина ничего не зависит, а решать, выдадут ли ему сертификат в этом году или нет, будут далеко за пределами его воинской части или области. Количество выданных сертификатов будет напрямую зависеть от объемов финансирования. Ну а о том, как в нашей стране распределяют материальные блага, можно писать целую повесть.

Нюансы: положительные и отрицательные стороны.

Жилищные программы, работающие в нашей стране, имеют свои достоинства и недостатки. И ГЖС - не исключение. В качестве положительного примера ее действия можно привести тысячи довольных и счастливых обладателей своего собственного жилья, которые смогли его приобрести при помощи государственных субсидий. К сведению, ежегодно выдается порядка 10 тысяч именных сертификатов, подавляющее большинство из которых успешно погашается. Поэтому в целом специалисты признают действие программы успешным.

Есть ли негативные примеры? Да, к сожалению, без них не обходится. Один из наиболее частых примеров – это противоречия самого Постановления Правительства о ГЖС здравому смыслу. Согласно Постановлению Правительства, военнослужащие и сотрудники других силовых структур получают право на сертификат за год до увольнения по состоянию здоровья.

Однако, каким образом можно знать об этом основании за год до его наступления очень хочется спросить у авторов Постановления. То же самое и с организационно-штатными мероприятиями. Ведь, к примеру, о сокращении штата организация обязана уведомить своих сотрудников всего лишь за 2 месяца до фактического увольнения. И можно ли успеть его оформить за 2 месяца, учитывая отечественную бюрократию – очень большой вопрос.

Реализация ГЖС – также одна из потенциальных проблем. Особенно, если гражданин намеревается купить жилье в Москве, Санкт-Петербурге или других «престижных» регионах. Ведь суммы сертификата никогда не хватит даже на очень скромную квартиру, учитывая цены на недвижимость в таких регионах.

Поэтому, прежде чем подавать заявление на участие в программе жилищного субсидирования, стоит очень хорошо подумать о том, а не перекладываете ли Вы обязанности государства думать о своих гражданах на собственные плечи. Особенно, учитывая то, что его служащим зарплата повышается с завидной регулярностью, несмотря на санкции или медленно проседающую экономику.

Если у вас остались вопросы или может вы получали ГЖС или недвижимость по нему? Нашим читателям будет очень интересно обсудить все в комментариях внизу!

В российском государстве разработана целая система социальных проектов , направленная на поддержание особо нуждающихся слоев населения, а также преследующая такие цели, как стабилизация и улучшение экономической и демографической ситуации в стране.

В рамках этой системы населению предоставляются различные льготы и целевые субсидии, предназначенные для улучшения жилищных условий граждан. К таким относятся:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • предоставление компенсации при оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги;
  • субсидия на улучшение жилищных условий.

Каждая из программ имеет свои критерии и условия. В частности, продуктами обеих программ могут воспользоваться такие категории граждан, как:

  • молодожены в возрасте до 35 лет ;
  • многодетные и малоимущие семьи;
  • пенсионеры, военные, ветераны труда и ВОВ, инвалиды;
  • дети-сироты;
  • жители северных регионов государства;
  • госслужащие и бюджетные работники.

Полученные денежные средства разрешается использовать на приобретение жилья, на оплату ипотечного кредита или на строительство дома.

Иногда люди, чтобы использовать денежные средства по личному усмотрению, пытаются действовать обманным путем. Такие деяния по закону считаются мошенничеством и чреваты соответствующим наказанием. Мошенничество при получении жилищной субсидии достаточно распространено, и чтобы не стать его жертвой, следует внимательнее относиться к различным сделкам и предложениям.

Мошеннические действия при получении жилищных субсидий

Закону известны несколько мошеннических схем, при помощи которых граждане пытаются получить денежные средства в рамках жилищного субсидирования. К видам мошенничества с субсидиями на жилищные услуги относятся:

  • преднамеренное ухудшение жилищных условий;
  • подделка документации;
  • нецелевое использование денежной помощи.

Все эти варианты считаются незаконными, поскольку противоречат целям проекта. Иногда люди, чтобы встать на очередь как испытывающие нужду в улучшении условий проживания, целенаправленно портят эти условия. Например, приводят в негодность коммунальные системы или оконные проемы. Все это делается с целью подтвердить негодность имеющегося жилья.

Бывает и такое, что люди заведомо знают о том, что они не могут претендовать на получение выплаты, однако подделывают личную документацию и подают заявку на денежные средства. Либо после зачисления на личный счет платежа, предоставляют в банк поддельное ипотечное соглашение, договор подряда, акт купли-продажи, по которому и перечисляются деньги.

Нецелевое использование выделенных денег также встречается крайне часто, к примеру, формально денежные средства были переведены на оплату договора подряда, а фактически используются на оплату стройматериалов или на покупку техники.

Каждое из перечисленных деяний чревато серьезными последствиями в виде уголовной ответственности : штрафа или лишения свободы.

Ответственность за совершение мошеннических действий при получении жилищной субсидии

Все действия с жилищными субсидиями, выходящие за рамки программы, преследуется по закону. Подобное деяние квалифицируется как мошенничество, согласно .

В соответствии с указанным законом, определяется и наказание этого преступления. Здесь все зависит от того, на какую сумму был причинен ущерб. Если размер незначительный, то преступник может отделаться штрафом в размере от 120 до 500 тыс. рублей .

При более крупном размере ущерба может быть предусмотрено иное наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 10 лет . В особо сложных случаях законодательством предусмотрено комбинированное наказание в виде лишения свободы и штрафа одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Вопрос: Уважаемые эксперты подскажите, пожалуйста. Я являюсь собственницей квартиры, которую вот уже некоторое время продаю. Недавно ко мне обратилась женщина, которая предложила оформить сделку купли-продажи. Я на это пошла, и акт был заключен. Денежные средства были переведены на мой счет в качестве аванса, и, как оказалось, это материальная помощь, полученная покупательницей по программе жилищного субсидирования .

Буквально через несколько дней, женщина пришла ко мне и потребовала расторгнуть сделку, так как нашла другой, более выгодный вариант, и вернуть деньги. Я согласилась и предложила их перечислить обратно на тот же счет. Покупательница воспротивилась и потребовала вернуть ей наличные средства. Я отказалась и теперь она мне грозит судом. Подскажите, что мне делать и правильно ли я поступила? Может ли она на самом деле подать на меня в суд? Оксана.

Ответ: Оксана, в Вашем случае,совершенно нечего опасаться. Прежде всего Вам следует знать, что Вы столкнулись со стандартной мошеннической схемой, которая позволяет гражданам обналичивать целевые государственные выплаты. Вы правильно сделали, что не стали передавать деньги наличными покупательнице.

Теперь вам следует обратиться в полицию с заявлением о возможном мошенничестве . В случае подтверждения факта мошенничества женщине может грозить штраф или до трех лет лишения свободы.

Пример по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Сергей Владимиров проживал в однокомнатной квартире после расставания с супругой. Узнав о предоставлении жилищных выплат на приобретение квартиры, он решил подать заявление на постановку в очередь . Чтобы сумма выплаты была больше, Сергей в заявлении указал, что проживает совместно с супругой и несовершеннолетним сыном.

После проверки заявления в предоставлении выплаты Сергею было отказано, а в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества из-за того, что его супруга также подала заявление на субсидирование , в котором указала совсем другие данные.

В результате разбирательства на Владимирова были наложены штрафные санкции.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Существует система проектов и программ, позволяющая государству оказывать целевую безвозмездную помощь особо нуждающимся слоям населения.
  2. В рамках некоторых программ производится выплата субсидий на приобретение жилого помещения либо его постройку, а также на оплату услуг ЖКХ .
  3. Существуют мошеннические схемы, которые дают возможность обналичить денежные средства использовать его по личному усмотрению гражданина. В качестве нескольких можно отметить такие как: подделка документации, нецелевое использование денежных средств и целенаправленное ухудшение условий проживания.
  4. Законом предусмотрен ряд наказаний, в виде лишения свободы или наложения штрафных санкций. Размер штрафа зависит от уровня причиненного ущерба.
  5. Наказание может иметь интегрированный характер и в зависимости от степени тяжести включать в себя и штраф, и лишение свободы.

В Москве задержана группа руководителей столичных риелторских агентств, которые подозреваются в хищении бюджетных средств. По данным МВД, было продано 100 жилищных сертификатов, выданных в Ингушетии, на общую сумму в 1 млрд рублей

В Москве задержана группа риелторов, которые подозреваются в хищении бюджетных средств в размере 1 млрд рублей, сообщило во вторник Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

По данным ведомства, возглавляемые ими агентства недвижимости реализовали более 100 жилищных сертификатов, которые были выданы гражданам Ингушетии, утратившим жилье во время стихийных бедствий в республике в 2006-2009 годах.

Как рассказал сайт руководитель пресс-службы ГУЭБиПК МВД РФ Андрей Пилипчук, в Ингушетии была организована фирма, которая занималась скупкой жилищных сертификатов у населения. Представители фирмы вводили граждан в заблуждение, убеждая, что денег от государства им добиться не удастся и единственная возможность хоть как-то компенсировать потери - продать сертификат. Гражданам, согласившимся на это предложение, платили от 100 до 300 тысяч рублей взамен на сертификат и доверенность на его использование.

Затем представители фирмы привозили сертификаты в Москву, обращались с ними к риелторам для поиска квартиры на вторичном рынке. Риелторы, в свою очередь, якобы подыскивали квартиру, отправляли сертификат в правительство Москвы, которое по этому документу выделяло деньги. Средства через посредника обналичивались и делились между участниками схемы. Нередко квартира потом снова оформлялась в собственность прежнего владельца.

«Риелторы не утруждали себя поиском квартир, - отметил Андрей Пилипчук. - В сделках они использовали свои квартиры и жилье родственников. Причем, как было установлено следствием, некоторые квартиры фигурировали в подобных схемах неоднократно. Соответственно, правительство Москвы неоднократно оплачивало покупку этих квартир за сертификаты».

По данным ведомства, размеры государственных субсидий, указанных в сертификатах, были немаленькие, поскольку некоторые жители Ингушетии получали их по поддельным документам о количестве прописанных в утраченном жилье людей.

«Таким образом, «прописав» к себе родственников, граждане чуть ли не в два раза увеличивали размер необходимой им жилплощади, и получали соответствующий жилищный сертификат», - пояснил сайт Пилипчук.

Следственной частью при ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу возбуждено уголовное дело в отношении активных участников организованной группы по подозрению в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В Москве задержаны четверо руководителей риелторских агентств, которые проводили сделки купли-продажи квартир.

В конце октября был задержан предполагаемый организатор преступной схемы - 30-летний житель Ингушетии. Все задержанные этапированы в Пятигорск, где будет решаться вопрос о заключении их под стражу. Кроме того, были проведены обыски в пяти нотариальных конторах Назрани, нотариусы которых подозреваются в причастности к мошеннической схеме.

Московские контакты устанавливаются

Пока не очень понятно, каким образом организаторы мошеннической схемы смогли реализовать в Москве полученные в Ингушетии сертификаты, номинал которых в большинстве случаев вряд ли мог бы покрыть покупку столичной квартиры. Тем более что некоторые квартиры, фигурировавшие в сделках купли-продажи, относились далеко не к самому дешевому сегменту (одна из них располагалась в центре города и стоила 17 млн рублей).

«Вероятно, одна квартира покупалась с использованием нескольких сертификатов, - предположил председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. - Государство компенсирует порчу и утерю имущества и дает сертификат, который имеет равноценную деньгам силу. Вы можете его использовать в сделках покупки недвижимости или как компенсацию части покупки недвижимости. Теоретически его можно и обналичить. Понимая, что при покупке московской квартиры одним сертификатом не обойдешься, организаторы схемы наверняка собрали сразу много».

Не известно также, предусматривали ли выданные сертификаты какие-либо территориальные ограничения. По словам генерального директора компании «Релайт-Недвижимость» Олега Самойлова, подобные ограничения не во всех случаях, но могут быть предусмотрены.

«В данном случае недоумение вызывает тот факт, что сертификаты, использованные в афере, имели целевое назначение для восстановления домов граждан, пострадавших от стихийных бедствий в Ингушетии в 2006-2009 годах, - отметил Самойлов. - Эти сертификаты, вероятнее всего, должны были иметь ограничения по территории реализации».

Вопрос, каким образом приобретались дорогие московские квартиры с помощью полученных жителями Ингушетии сертификатов, занимает и сотрудников МВД. По данным ведомства, в настоящее время устанавливаются контакты участников группы, в том числе коррупционные связи в правительствах Москвы и Ингушетии.

Рекомендуем почитать

Наверх