Основные элементы политической системы. Политическая система. Тесты ЕГЭ - политика

Правовая поддержка предпринимателя 30.09.2019

Политическая партия, выступающая с критикой деятельности правительства страны, предлагает свою альтернативную программу развития государства. Этот факт позволяет рассматривать ее как

1) демократическую

2) оппозиционную

3) либерально-демократическую

4) массовую

Пояснение.

Т. к. партия не является правящей - она оппозиционная.

Ответ: 2

Политическая партия, для которой характерно формирование вокруг группы лидеров, аморфность организации и отсутствие фиксированного членства, называется

1) кадровой

2) оппозиционной

3) либерально-демократической

4) массовой

Пояснение.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Валентин Иванович Кириченко

Вы не правы, это определение кадровой партии. Надо научиться их различать.

Елизавета Миронова (Москва) 25.04.2014 13:03

отсутствие фиксированного членства и аморфность - это кадровая???разве не наоборот????не массовая???

Петр Дмитриевич Садовский

У нас все правильно.

Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея

1) равного распределения материальных благ

2) гражданского общества

3) классовой борьбы

4) необходимости уничтожения эксплуатации

Пояснение.

Либерально-демократическая идеология - является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формирование пар­тий связано с рас­про­стра­не­ни­ем норм

2) парламентаризма

4) традиций

Пояснение.

Парламентаризм, си­сте­ма государственной власти, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся чётким рас­пре­де­ле­ни­ем законодательной и ис­пол­ни­тель­ной функций при при­ви­ле­ги­ро­ван­ном положении за­ко­но­да­тель­но­го органа - пар­ла­мен­та по от­но­ше­нию к др. го­су­дар­ствен­ным органам. Имен­но при такой си­сте­ме начинают фор­ми­ро­вать­ся политические пар­тии (Англия, Франция, США).

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

На любой процесс, в том числе и формирование партий влияют множество факторов. И задача ученого выяснить какой фактор (факторы) оказали большее влияние. Конечно же нормы права важны и свою роль безусловно сыграли, однако законы (нормы права) существовали и в абсолютных монархиях, хотя никаких партий там не было.

Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками

1) партий избирателей

2) массовых партий

3) кадровых партий

4) авангардных партий

Пояснение.

По определению массовой партии, правильный ответ 2.

Для кадровых партий не характерно фиксированное членство и они временные, образуется обычно в период предвыборной гонки.

Нет избирательных партий, есть избирательные объединения.

Авангардная партия - политическая партия, претендующая на роль авангарда общества, решающего его проблемы и руководящего деятельностью по реализации этих решений.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

Массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс

Петр Дмитриевич Садовский

Только наоборот. Поменяйте в определениях местами кадровые и массовые партии.

1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

2) наличие органов управления

3) принятие законов, общеобязательных для граждан

4) установление и взимание налогов

Пояснение.

Первое относится только к государству, партия не может быть независима от государства, она действует и существуем в рамках и условиях государства.

Третье -  к государству, ибо оно наделено законотворческими полномочиями.

Четвертое -  к государству, оно проводит политику перераспределения доходов, исполнительная ветвь власти, партия таких полномочий не имеет.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Политические партии

1) принимают законы, общеобязательные для населения

2) участвуют в борьбе за власть

3) устанавливают и взимают налоги

4) представляют собой суверенную организацию власти

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Какой признак является общим для политической партии и для государства?

2) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

3) институт гражданства (подданства)

4) общеобязательность решений для населения

Пояснение.

Все остальные присущи только государству, а разработка политич. программ и гос-ву и партиям, но у них разная юридическая сила и влияние.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политические партии и движения

По ка­ко­му признаку по­ли­ти­че­ские партии де­лят­ся на пра­вя­щие и оппозиционные?

1) организационному

2) отношению к су­ще­ству­ю­щей власти

3) идеологическому

4) месту в по­ли­ти­че­ском спектре

Пояснение.

Правящие партии -  это партии, про­шед­шие в пар­ла­мент и по­лу­чив­шие там боль­шин­ство мест.

Оппозиционные -  это партии, не про­шед­шие в пар­ла­мент или ко­то­рые прошли в пар­ла­мент но не под­дер­жи­ва­ют курс пра­вя­щей партии.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формулируя политические программы, требования, лозунги и доводя их до властных структур, политические партии выполняют в первую очередь функцию

1) представительства интересов социальных групп

2) воспитания кадров

3) политической социализации

4) участия в разработке законов

Пояснение.

Партии представляют интересны той или иной группы людей.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

консервативной политической идеологии?

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев»

Пояснение.

Консервати́зм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Также верно утверждать, что консерватизм — одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.

Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее — в англосаксонском культурно-историческом пространстве.

Основные принципы:

Общество — это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;

Существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;

Недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;

Упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;

Пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Оппозиционными называют политические партии, которые

1) принимают участие в парламентских выборах

2) разрабатывают и принимают законы

3) действуют незаконно, без официальной регистрации

4) критикуют политику правительства

Пояснение.

Оппози́ция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что свойственно любой политической партии?

1) значительное число сторонников

2) наличие центральной и местных организаций

3) единство политических взглядов

4) значительные финансовые ресурсы

Пояснение.

Политическая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ

2) принятие законов

3) назначение глав регионов

4) ведение внешней политики

Пояснение.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

Выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

Разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

Создание возможностей для политической социализации личности;

Подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

Организация избирательных кампаний и участие в них;

Борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Прочитайте фраг­мен­ты из про­грамм­ных документов ве­ду­щих политических партий. Какая из них при­дер­жи­ва­ет­ся социал-демократической по­ли­ти­че­ской идеологии?

1) «Справедливое устрой­ство общества долж­но основываться на пе­ре­рас­пре­де­ле­нии богатства, под­дер­жа­нии государством наи­бо­лее неимущих слоев».

2) «Человек в об­ще­стве не может быть сво­бо­ден от усто­ев своего круга общения, клана, традиций. Их уважение, также как и по­чи­та­ние истории сво­е­го отечества – ве­ду­щие ценности движения».

3) «Все связи и кон­так­ты личности с об­ще­ством и го­су­дар­ством носят вы­нуж­ден­ный характер, поле сво­бо­ды отдельной лич­но­сти ограничено толь­ко полем сво­бо­ды другой такой же личности».

4) «Партия в ка­че­стве ведущих прин­ци­пов своей де­я­тель­но­сти признает не­при­кос­но­вен­ность личности и собственности, не­вме­ша­тель­ство государства в част­ную жизнь граждан».

Пояснение.

Социал-демократия - социально-экономическая система, ос­нов­ной целью ко­то­ро­го является обес­пе­че­ние социального ра­вен­ства за счет вы­со­ких налогов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния доходов государством. В от­ли­чие от Социализма, не пред­по­ла­га­ет уничтожения клас­са частных предпринимателей, как при социализме.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

Для ответа на этот вопрос нужно иметь представление о политических идеологиях.

Алина Идиатуллина 17.02.2015 19:33

Первый вариант ответа не относится к социал-демократической идеологии. Он относится к идеологии либеральной. Правильный ответ-4.

Валентин Иванович Кириченко

Выучите типы идеологий, иначе и на реальном экзамене будете ошибаться. Под 4 номером - либеральная идеология. Либерализм - философская и экономическая теория и политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Прочитайте фрагменты из программных документов ведущих политических партий. Какая из них придерживается либеральной политической идеологии?

1) «Государство и общество должны опираться, прежде всего, на моральные устои и традиции предыдущих поколений, главная ценность – преемственность курса».

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев».

3) «Общество, основанное на имущественном неравенстве и принудительном труде, постоянно испытывает угрозу социальных конфликтов».

4) «Партия в качестве ведущих принципов своей деятельности признает индивидуальную свободу и неприкосновенность личности и собственности».

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) ЛИБЕРАЛЬНОЕ

3) Социал-демократическое

4) Демократическое

Вообще так намного логичнее:)

Валентин Иванович Кириченко

В основе либерализма лежит признание индивидуальной свободы неприкосновенности собственности. Это 4 ответ. То, что вы посчитали, 2 ответ либеральным, неверно, так как этот постулат ближе к социал-демократической идеям.

Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

1) либеральной

2) социал-демократической

3) анархической

4) консервативной

Пояснение.

Социал-демократические партии выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод. Социал-демократы выступают за создание достойных условий жизни для человека, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, неимущих, доступность системы образования. Один из способов достижения цели - введение прогрессивного налога на богатых.

Либеральная идеология связана с отстаиванием идеи демократии, правового государства, равенства возможностей, равенства перед законом.

Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Консерваторы выступают за сильную государственную власть, отстаивают приоритет государственных интересов над индивидуальными.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Для какой из ве­ду­щих политических идео­ло­гий характерно высказывание: «Государство, стра­ну нельзя рас­смат­ри­вать как чи­стый лист, вся­кое начертание в ан­на­лы истории стра­ны должно опи­рать­ся на опыт и устои предков»?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Социал-демократические пар­тии выступают за более за­мет­ное участие го­су­дар­ства в жизни общества, в управ­ле­нии экономикой при со­хра­не­нии основных свобод. Социал-демократы вы­сту­па­ют за со­зда­ние достойных усло­вий жизни для человека, борь­бу с со­ци­аль­ным неравенством, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние доходов в поль­зу нетрудоспособных, неимущих, до­ступ­ность системы образования. Один из спо­со­бов достижения цели - вве­де­ние прогрессивного на­ло­га на богатых.

Либеральная идео­ло­гия связана с от­ста­и­ва­ни­ем идеи демократии, пра­во­во­го государства, ра­вен­ства возможностей, ра­вен­ства перед законом.

Базовые прин­ци­пы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Кон­сер­ва­то­ры выступают за силь­ную государственную власть, от­ста­и­ва­ют приоритет го­су­дар­ствен­ных интересов над индивидуальными.

Коммунизм - идеология, пред­по­ла­га­ю­щая построение со­ци­а­лиз­ма - об­ще­ства социальной спра­вед­ли­во­сти на на прин­ци­пах коллективизма, свободы, ра­вен­ства ре­во­лю­ци­он­ным путем. После со­вер­ше­ния пролетарской ре­во­лю­ции власть дол­жен был взять в свои руки про­ле­та­ри­ат (диктатура пролетариата), част­ная собственность на сред­ства производства упразднялась. Во вто­рой половине XX века отказ от ре­во­лю­ции и мир­ный переход к со­ци­а­лиз­му сблизил ком­му­низм c социал-демократическими идеями.

3) про­ве­де­ние организационных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го актива

4) уча­стие в организации, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии парламентских выборов

Пояснение.

Функции по­ли­ти­че­ской партии:

борьба за власть, вли­я­ние на по­ли­ти­ку государства

участие в осу­ществ­ле­нии власти;

участие в фор­ми­ро­ва­нии власти

формирование об­ще­ствен­но­го мнения;

выражение ин­те­ре­сов социальных групп;

политическое воспитание;

подготовка кад­ров политики;

осуществление кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти

Данный при­мер иллюстрирует функ­цию контроля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Общественная па­ла­та − организация, обес­пе­чи­ва­ю­щая взаимодействие граж­дан Российской Федерации, об­ще­ствен­ных объединений с ор­га­на­ми государственной вла­сти и ор­га­на­ми местного са­мо­управ­ле­ния в целях учёта по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов граждан Рос­сий­ской Федерации, за­щи­ты прав и сво­бод граждан Рос­сий­ской Федерации.

Профсоюзная ор­га­ни­за­ция − доб­ро­воль­ное общественное объ­еди­не­ние людей, свя­зан­ных общностью их про­фес­си­о­наль­ной деятельности, со­здан­ное для пред­ста­ви­тель­ства и за­щи­ты прав ра­бот­ни­ков в тру­до­вых отношениях, а также социально-экономических ин­те­ре­сов членов организации.

Политическая пар­тия − доб­ро­воль­ный союз, вы­ра­жа­ю­щий интересы со­ци­аль­ных групп и участ­ву­ю­щий в борь­бе за по­ли­ти­че­скую власть.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

    Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

    Основные формы политических систем:

    Демократия

    Взгляды на политическую систему

    Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

    Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

    В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

    В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

    Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

    Системность

    Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

    Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

    Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

    Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

    В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

    1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

    В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

    Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    3) она обладает относительной самостоятельностью.

    Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

    Выделяют следующие компоненты политической системы:

    1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

    2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

    3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

    4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

    5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

    В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

    Выделяют следующие функции политической системы:

    обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

    управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

    мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

    выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

    удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

    интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

    политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

    Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}

    Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

    Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

    Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

    Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

    Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

    Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

    Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

    Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

    Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

    Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
    - представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
    - определение политического курса, целей и задач общества;
    - мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
    - политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

    Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

    Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

    Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

    В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

    Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

    В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

    1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

    2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

    3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

    4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

    5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

    При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

    Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

    · политическая организация общества, включает в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.;

    · политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

    · социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

    · политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

    · политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

    1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

    · политические системы с романо-германской правовой культурой;

    · политические системы с английской правовой культурой;

    · политические системы с социалистической правовой культурой;

    · политические системы с религиозно-традиционной правовой культурой.

    2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

    3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

    а) англо-американскую систему;

    б) континентально-европейские системы;

    в) доиндустриальные и частично индустриальные;

    г) тоталитарные системы.

    4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

    · развивающиеся;

    · коммунистические;

    · «либеральная демократия», для которой характерно высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.

    Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

    Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

    1) политическое целепологание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения (укрепления) власти, политических институтов, развития демократии.

    2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев и общества.

    3) функция регулирования режима социально-политической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношения между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

    4) функция обеспечения целостного управленческого воздействия субъекта управления на общество в целом, его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.

    5) функция организации общества в целом.

    6) функция определения и распределения материальных и духовных ценностей, благ в соответствии с интересами и потребностями каждого члена общества.

    7) Утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

    Рекомендуем почитать

    Наверх