Нужно ли срочно получать в налоговой инспекции ИНН? Что делать, если работник не предоставил ИНН? Прием на работу без инн

Интернет-маркетинг 01.07.2020

Тем, кому впервые предстоит процесс трудоустройства, а также лицам, которые по определённым причинам решили сменить нынешнее место работы на новое, важно иметь пакет документов, необходимых для приёма работу, а также знать правовые нюансы. К числу последних относится вопрос о необходимости предъявления ИНН и СНИЛС при подаче заявления? После прочтения данной статьи вы поймёте: должен ли работодатель требовать ИНН при приёме на работу? чем грозит организации приём на работу сотрудника без ИНН? для чего необходим ИНН работнику?

Должен ли работодатель требовать ИНН при приёме на работу?

Различные организации и предприятия имеют личный список бумаг, которые должен иметь при себе соискатель, однако законодательными органами Российской Федерации составлен общий перечень необходимых для устройства на работу документов. Согласно статье 65 Трудового Кодекса РФ индивидуальный налоговый номер и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования не являются документами, обязательными для предоставления работодателю. Их отсутствие является законным препятствием для поступления на новое место работы (ИНН могут потребовать только при трудоустройстве на гражданскую государственную службу - п. 6 ч. 2. ст. 26 Закона № 79-ФЗ от 27. 07.2004). К числу обязательных документов относятся:

  • удостоверение личности (паспорт, свидетельство о рождении, загранпаспорт);
  • документы об образовании, специализации, повышении квалификации;
  • трудовая книжка (исключение из правил – первое место работы);
  • документ воинского учёта (военный билет или приписное свидетельство).

В отдельных случаях работодатель имеет право запросить свидетельства об отсутствии судимости. При поступлении на работу с повышенным уровнем опасности необходимо представить заключение медосмотра, подписанное врачом и заверенное печатью лечебно-профилактического учреждения (ст. 213 ТК РФ). Чтобы получить льготы будущий сотрудник может представить справки о доходах с предыдущих мест работы, а также свидетельства о наличии несовершеннолетних детей.

Подробнее о работе с ИНН читайте здесь:

В некоторых заведениях ИНН могут потребовать, ссылаясь на письмо Федеральной налоговой службы России № 11-2-06/0733 от 23 декабря 2015 года, в котором указано, что налоговым органам запрещено принимать справки 2-НДФЛ у ИП и юридических лиц без ИНН сотрудников (подп. 3. П. 2.2. ст. 2. Закона № 385-ФЗ). В таких случаях стоит указать, что 27 февраля 2016 года ФНС РФ предоставило другое письмо - № БС-4-11/1068, - в нём сотрудники Федеральной налоговой службы подтвердили необязательность наличия ИНН. Также было указано, что теперь в отчётность по налогам на доходы физических лиц и при его оплате указывается индивидуальный налоговый номер работодателя, который и перечисляет НДФЛ в качестве налогового агента.

В случае утери свидетельства о присвоении физическим лицам идентификационного номера налогоплательщика, его дубликат можно запросить в соответствующих органах, а соответствующую информацию предоставить, возможно, взяв её из открытой базы данных.

Чем грозит организации приём на работу сотрудника без ИНН?

В настоящий момент нет никаких явных угроз, которые могут повлечь за собой приём сотрудников без ИНН, а СНИЛС можно получить уже после принятия работника на службу – запрос в ФНС и ПФ РФ подаёт работодатель. В случае если СНИЛС по каким-либо причинам был утерян, его дубликат можно запросить в ПФ РФ (п. 5. ст. 7 Закона № 27-ФЗ от 01.04.96). Во избежание возможных конфликтов с внебюджетными фондами и Федеральной налоговой службой Российской Федерации профессиональные консультанты советуют работодателям запрашивать индивидуальный налоговый номер. Работники, не предоставившие ИНН работодателю, не смогут получить справку 2-НДФЛ для оформления кредита.

  • Приказ (распоряжение) о приеме сотрудника на основную работу (бланк).doc
  • Заявление сотрудника о приеме на работу (бланк).doc

Доступно только подписчикам

  • Приказ (распоряжение) о приеме сотрудника на основную работу (образец).doc
  • Заявление сотрудника о приеме на работу (образец).doc

Данные об ИНН работников надо указывать в персонифицированной отчетности и в отчетности по НДФЛ. За их неверное указание организацию могут оштрафовать. В связи с этим компании при приеме на работу новых сотрудников требуют у них актуальное свидетельство о присвоении ИНН (о постановке на налоговый учет). Но это незаконно.

Перечень документов, необходимых для устройства на работу, небесконечный

В Трудовом кодексе установлен закрытый перечень документов, которые надо предъявить работодателю при приеме на работ уст. 65 ТК РФ . К ним относятся:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка (кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании - при поступлении на работу, требующую специальных знаний.

В отдельных случаях по законодательству требуется предъявление дополнительных документов. Однако свидетельство о присвоении ИНН в общем случае не входит в перечень ни основных, ни дополнительных обязательных документов. Это свидетельство работник должен представлять только при поступлении на государственную гражданскую службу для заключения служебного контракт аподп. 6 п. 2 ст. 26 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ .

Поэтому нельзя ни требовать предъявления свидетельства о присвоении ИНН при приеме на работу, ни отказать в приеме на работу по причине отсутствия такого свидетельств ач. 3 ст. 65 ТК РФ .

ИНН-свидетельство на старую фамилию действительно

Иногда при приеме на работу человек представляет свидетельство о присвоении ИНН, где указана его прежняя фамилия. К примеру, женщина вышла замуж и сменила фамилию. Конечно, соответствие прежней фамилии настоящей легко подтвердить свидетельством о браке. Однако поскольку фирме придется указывать ИНН работницы в отчетности, надо, чтобы он соответствовал именно ее новой фамилии. Что делать?

Внимание

Если в свидетельстве о присвоении ИНН указана старая фамилия соискателя, это не повод для того, чтобы считать такое свидетельство недействительным.

Во-первых, уже ясно, что организация не может отказать в приеме на работу из-за того, что в свидетельстве о присвоении ИНН указана старая фамилия. Ведь, как мы уже разобрались, свидетельство можно было вообще не приносит ьст. 65 ТК РФ .

Во-вторых, надо понимать, что такое свидетельство - действующее. Ведь недействительным оно может быть признано лишь в двух случая хп. 37 Порядка, утв. Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н :

  • <или> выдано новое свидетельство;
  • <или> указанный в свидетельстве ИНН признан недействительным.

Серии и номера свидетельств, признанных недействительными, размещаются на сайтах региональных управлений ФНС.

В-третьих, организация не должна требовать от работницы получения нового свидетельства о присвоении ИНН. Конечно, по собственному желанию при смене фамилии каждый гражданин может получить новое ИНН-свидетельство - для этого нужно подать в инспекцию по месту жительства новое заявление о постановке на учетп. 36 Порядка, утв. Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н . Сделать это можно и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС .

Однако ни в НК, ни в Порядке присвоения ИНН нет обязательного требования об обращении в налоговые органы за оформлением свидетельства на новую фамили юст. 23 НК РФ ; Порядок, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ . Не предусматривает этого и действующая форма свидетельства о постановке физлица на налоговый учетформа № 2-1-Учет, утв. Приказом ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ .

В-четвертых, смена фамилии изменения самого ИНН не влече тп. 16 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ . Так что даже если работница обратится за новым свидетельством, то номер ИНН в нем будет указан прежний.

О смене фамилии граждан налоговики должны оперативно узнавать от отделения ЗАГСа. Ведь оно обязано сообщить налоговым органам о регистрации брака в течение 10 рабочих днейп. 3 ст. 84 , п. 3 ст. 85 НК РФ . А органы внутренних дел должны в течение 5 рабочих дней сообщить в инспекцию о выдаче нового паспорт ап. 3 ст. 84 , пп. 3 , 8 ст. 85 НК РФ . Получив такие сведения, налоговый орган должен внести в свою базу изменения и привязать ИНН работницы к ее новой фамилии.

Разбираемся с указанием ИНН в отчетности

Указание ИНН предусмотрено при заполнении справки 2-НДФЛ и формы СЗВ-М. Однако это необязательный реквизи тпп. 2.2 , 4 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ ; Письма ФНС от 16.02.2016 № БС-3-11/590@ , от 02.02.2016 № БС-3-11/360@ . Поэтому безопаснее вообще его не указывать, если вы не знаете ИНН работника либо сомневаетесь в его правильности.

Проверить, учтена ли в реестре налоговиков смена фамилии работника, можно, к примеру:

  • с помощью сервиса «Узнай свой/чужой ИНН» на сайте ФНС России ;
  • попросив у работника распечатку начальной страницы из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС .

Учтите, что если вы в форме 2-НДФЛ укажете ошибочный ИНН, старую фамилию работника или другие неактуальные персональные данные, вашу организацию могут оштрафовать - 500 руб. за каждую справку с недостоверными данным ип. 1 ст. 126.1 НК РФ ; Письма ФНС от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 , от 16.02.2016 № БС-3-11/590@ .

Такой же штраф - 500 руб. за ошибку в одном ИНН - грозит организации при представлении СЗВ-Мст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ .

Идентификационный номер налогоплательщика - это персональный номер физического лица в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и учета уплачиваемых им налогов в качестве номера учетного дела этого гражданина. ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

А в каких случаях и зачем он нужен работодателю? Надо ли ему представлять свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан ИНН? Давайте разберемся.

Что такое ИНН?

Пунктом 7 ст. 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
При этом налогоплательщиками признаются в том числе физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ). Для целей НК РФ физическим лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).
ИНН присваивается при первичной постановке гражданина на учет в налоговом органе по месту жительства или (при его отсутствии) по месту пребывания. При отсутствии на территории РФ и места жительства, и места пребывания ИНН присваивается по месту нахождения недвижимости или транспортного средства на территории РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее - Порядок N ММВ-7-6/435@)). Таким образом, каждый гражданин РФ или иностранный гражданин, который зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика, в соответствии и на основании Порядка, установленного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента" (далее - Порядок N 114н), имеет ИНН.
Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет, утвержденная Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), в котором, в частности, указывается присвоенный физическому лицу ИНН.
На основе данных учета организаций и физических лиц в налоговых органах ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН), в который включаются, в частности, сведения об ИНН в целях упорядочения учета указанных лиц (п. 8 ст. 84 НК РФ).
ИНН по существу является номером записи о лице в ЕГРН и представляет собой цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил ИНН, порядковый номер и контрольное число.
ИНН физического лица состоит из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта РФ согласно ст. 65 Конституции РФ, следующие две - номер местной налоговой инспекции, следующие шесть - номер налоговой записи налогоплательщика и последние две - так называемые контрольные цифры для проверки правильности записи (пп. 2 п. 1 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в частную жизнь гражданина. ИНН не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица (Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-01-11/15580, от 05.12.2012 N 03-01-11/6-350, от 19.11.2012 N 03-01-11/6-336).
ИНН, присвоенный физическому лицу (п. п. 9, 16, 17, 19 Порядка N ММВ-7-6/435@):
- не может быть повторно присвоен другому физическому лицу;
- не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры, установленной Порядком;
- не изменяется при внесении изменений в сведения о месте жительства (месте пребывания) физического лица, содержащиеся в ЕГРН;
- сохраняется при снятии с учета физического лица по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (за исключением случая его смерти).
Первоначально выданное налоговым органом физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) в случае изменения его места жительства замене не подлежит (п. п. 29, 35 Порядка N 114н).
Если физическое лицо изменяет Ф.И.О., пол, дату рождения, место рождения, а также если свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе утеряно, ему выдадут новое (при утрате - повторное) свидетельство (форму N 2-1-Учет) с указанием в нем присвоенного ранее такому физическому лицу ИНН (п. 36 Порядка N 114н).
ИНН не заменяет имя человека и подлежит использованию налоговыми органами наряду с другими сведениями о налогоплательщиках исключительно в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах и налогового контроля, а также для ускорения обработки огромного потока информации, содержащейся в информационных системах налоговых органов. ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. При постановке на учет в налоговых органах в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве (п. 1 ст. 84 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела физического лица (п. 12 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Налоговый орган указывает ИНН физического лица во всех направляемых ему уведомлениях, а также в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе и в уведомлении о постановке на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 13 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом указание ИНН налоговыми органами в направляемых ими документах налогоплательщику не предусматривает замену имени человека номером, так как фамилия, имя и отчество также указываются в этих документах (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ (абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом отказ (нежелание) физического лица указывать ИНН в документах не означает его отсутствие.
Нормы абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).

Пример. Утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок N 54), устанавливает требования к документам и сведениям для признания лица участником таких торгов (в частности, для регистрации на электронной площадке - указания сведений об ИНН). Обязанность соблюдения установленных Порядком N 54 требований распространяется на лиц, изъявивших желание участвовать в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
При этом участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является добровольным.
А положения абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).
Поэтому, если физическое лицо хочет принять участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников, оно должно указать ИНН при заполнении необходимых документов.

ИНН, присвоенный физическому лицу, в случае необходимости подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет и форма N 2-3-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), сведениями из ЕГРН, полученными в установленном порядке (п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. 34 Порядка N 114н).
Сведения об ИНН гражданина РФ по его желанию могут быть внесены налоговым органом в паспорт гражданина РФ путем проставления отметки об ИНН на 18 странице бланка паспорта гражданина РФ (п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, пп. "а" п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 779, п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, Письмо ФНС России от 12.12.2014 N СА-4-14/25741@).
Наличие ИНН в паспорте гражданина существенно облегчит и упростит подтверждение соответствия сведений конкретному лицу, которое может быть востребовано при оформлении документов: договоров гражданско-правового характера, сделок с недвижимостью, а также при проверке достоверности информации о конкретном лице в целях обеспечения выполнения норм п. 3 ст. 17 и ст. 24 Конституции РФ, подтверждении через налоговые органы достоверности сведений о доходах при начислении пенсий.
Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне (пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Узнать ИНН физического лица можно с использованием онлайн-сервиса "Узнать свой/чужой ИНН" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в разделе "Физические лица".

Самостоятельное получение работником свидетельства о постановке на учет

Постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется самим налоговым органом независимо от наличия заявлений со стороны гражданина (ст. 83 НК РФ, п. 9 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. п. 14, 16 Порядка N 114н). Например, постановка на учет осуществляется на основании сведений о регистрации по месту жительства физического лица, которые передаются в налоговую инспекцию органом, осуществляющим регистрационный учет согласно п. 3 ст. 85 НК РФ. Постановка на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Порядка N 114н).
Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства на основании сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, которое не получило свидетельство (форму N 2-1-Учет), вправе обратиться в соответствующий налоговый орган с целью получения такого свидетельства (п. 23 Порядка N 114н).
Кроме того, гражданин РФ, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган по своему месту жительства с заявлением о постановке на учет (п. 22 Порядка N 114н).
Таким образом, получение свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) является правом гражданина, но не обязанностью.
Аналогичный порядок постановки на учет в российском налоговом органе предусмотрен и для иностранных граждан, работающих на территории РФ, зарегистрированных по месту жительства (поставленных на учет по месту пребывания в РФ, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортного средства (ст. 83 НК РФ, п. 3.2 Определения КС РФ от 30.09.2010 N 1244-О-О, п. п. 4, 7 Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утвержденных Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н, далее - Особенностей учета N 129н). Налоговая инспекция ставит на учет иностранных граждан на основе сведений, которые получает, в частности, из ФМС России (п. 3 ст. 85 НК РФ).
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), также вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей учета N 129н). Постановка на учет иностранного гражданина подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Особенностей учета N 129н).
Чтобы иностранному гражданину получить на руки свидетельство, в котором будет указан российский ИНН, ему следует подать в ИФНС по месту жительства (пребывания) ряд документов, список которых приведен (в зависимости от статуса иностранного гражданина) в п. п. 16 - 20 Особенностей учета N 129н.
Использовать иностранный номер налогоплательщика на территории России нельзя. Например, для граждан Республики Казахстан - это индивидуальный идентификационный номер (ИИН) - уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства (пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 12.01.2007 N 223-III "О национальных реестрах идентификационных номеров"); для граждан Республики Беларусь - идентификационный номер (ИН) (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 418-З "О регистре населения").

Множественность ИНН физических лиц

На практике иногда имеют место случаи множественности ИНН физических лиц в информационном ресурсе ЕГРН, когда одному физическому лицу налоговыми органами присваивается более одного ИНН либо один ИНН присваивается нескольким физическим лицам (п. 4 Временного порядка, утвержденного в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2014 N ММВ-7-14/651@, Письма ФНС России от 22.05.2013 N ПА-4-6/9126@, от 02.06.2011 N ПА-4-6/8773@).
Налоговыми органами проводится работа по уточнению сведений ЕГРН в отношении конкретных физических лиц, в том числе проверка на множественность ИНН. Такая работа в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица более одного ИНН регламентируется Методическими указаниями по работе налоговых органов с множественными ИНН физических лиц, а также процедуре снятия с учета физического лица в налоговом органе по причине ошибочной постановки на учет, направленными Письмом ФНС России от 20.09.2012 N ПА-5-6/1101дсп@. По результатам проводимой работы "множественные" ИНН выявляются и признаются недействительными.
Множественность ИНН у одного физического лица приводит к ошибкам в работе налоговых органов, не позволяет физическому лицу получить электронные государственные услуги, воспользоваться онлайн-сервисами ФНС России, а также приводит к ошибкам и предоставлению некорректных сведений об ИНН работников при сдаче налоговой и страховой отчетности организациями и, как следствие, к применению к последним штрафов.
В связи с этим особое значение приобретает принятие компаниями мер по актуализации информации об ИНН своих сотрудников.

Трудовое законодательство об ИНН

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 65 ТК РФ, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) не входит в перечень документов, которые нужно обязательно представить работодателю при заключении трудового договора. Обычный человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может вообще не иметь такого свидетельства, поскольку Налоговый кодекс РФ не обязывает его получать этот документ (п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Свидетельство требуется в качестве дополнительного документа лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Например, при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Поэтому работодатель не имеет права:
- требовать представить свидетельство и по причине непредоставления (отсутствия) этого документа отказывать в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ);
- обязывать получить свидетельство (при его отсутствии у кандидата) в качестве дополнительного условия приема на работу.
Тем более что, как сказано выше, получение свидетельства является правом, а не обязанностью физического лица. Этот документ работник может дополнительно представить по своему желанию.
Отсутствие свидетельства у человека не препятствует заключению с ним трудового договора и не влечет никаких санкций для него со стороны работодателя.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в числе необходимых сведений должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Таким образом, согласно ст. 57 ТК РФ указание в трудовом договоре ИНН является обязательным только в отношении самой организации-работодателя.
Несмотря на то что работник является плательщиком НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ), требование о наличии его ИНН в трудовом договоре нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При отсутствии у работника свидетельства работодатель не обязан оформлять его работнику, работники делают это самостоятельно.

Документы кадрового учета

По общему правилу для документов кадрового учета, а также первичной учетной документации по учету труда и его оплаты реквизит "ИНН" не является обязательным. Это нужно учитывать организации при самостоятельной разработке форм первичных учетных документов (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Если согласно локальным нормативным актам работодателя и бухгалтерской учетной политике организация использует унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, то ИНН работника указывается:
- в форме N Т-2 "Личная карточка работника" - в таблице заголовочной части. Но поскольку в перечне документов, установленных ст. 65 ТК РФ, отсутствует свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет), требовать его от работника кадровик не имеет права. Если работник не представит свидетельство, реквизит "ИНН" останется незаполненным;
- в форме N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего" - в таблице заголовочной части. Здесь реквизит "ИНН" должен быть обязательно заполнен, поскольку свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) нужно предъявлять при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

ИНН в справках 2-НДФЛ

Все организации должны ежегодно представлять в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Форма сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), Порядок ее заполнения и Формат ее представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
Справка 2-НДФЛ с признаком "1" представляется по каждому физическому лицу, которому организация выплачивала доходы, кроме тех, кому были выплачены только доходы по договорам купли-продажи имущества и имущественных прав, по договорам, заключенным с физическим лицом как с индивидуальным предпринимателем; а также доходы в виде дивидендов (пп. 1 п. 1 ст. 227, пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10185, ФНС России от 02.02.2015 N БС-4-11/1443@).
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо представить на тех физических лиц, с доходов которых организация не смогла полностью удержать исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ, разд. II Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@). По таким физическим лицам необходимо также сдать справку 2-НДФЛ с признаком "1".
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку 2-НДФЛ с признаком "1" - не позднее 1 апреля (п. 7 ст. 6.1, п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
Разделом IV Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, установлено, что:
- в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе РФ. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 09.03.2016 N БС-3-11/959@, N БС-3-11/957@, N БС-4-11/3697@);
- в поле "ИНН в стране гражданства" указывается ИНН налогоплательщика (или его аналог) в стране гражданства для иностранных лиц при наличии информации у налогового агента.
С 01.01.2016 представление налоговым агентом налоговому органу справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждую представленную справку, содержащую недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).
В связи с этим ФНС России в Письмах от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@ рекомендует налоговым агентам в целях представления достоверных сведений в справках 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода. Кроме того, ФНС считает целесообразным при наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ. Информация об ИНН физического лица может быть получена путем использования сервиса "Узнай свой ИНН" (https://service.nalog.nj/inn.do), размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@). При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (Письмо ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@).
С целью исключения недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля этих документов в отношении реквизита "ИНН в Российской Федерации" проводится (Письма ФНС России от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@):
- проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом ИФНС примет справку 2-НДФЛ, даже если в ней не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений);

- проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах.
Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126.1 НК РФ (Письма Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@). Штраф составляет 500 руб. за каждую справку 2-НДФЛ, содержащую недостоверные сведения.
При этом согласно п. 2 ст. 126.1 НК РФ установлено, что налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, в том случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424). Ретроспектива позиции контролирующих органов в отношении применения к налоговым агентам ответственности за указание в справках 2-НДФЛ некорректных ИНН приведена в таблице.

Таблица

Разъяснения Минфина России и ФНС России

Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, Письма ФНС России от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@

Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН, присвоенного иному физическому лицу, является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письмо Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22325

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физического лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного ст. 126.1 НК РФ. При этом организация - налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об идентификационном номере налогоплательщика

Письма ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@

С целью исключения приема от налогового агента справок с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему. Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

С целью исключения приема от налогового агента справок 2-НДФЛ с заведомо недостоверными данными установлены дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов справки 2-НДФЛ, в том числе проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

ИФНС примет справку 2-НДФЛ, в которой не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений), но направит налоговому агенту протокол с сообщением: "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". Будет считаться, что такая справка прошла форматно-логический контроль

Письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@

При наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ;

При выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ производство по делу о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ

Письмо ФНС России от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

на этапе форматно-логического контроля справок 2-НДФЛ в налоговом органе проводится:

Проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

Проверка структуры заполненного поля "ИНН в Российской Федерации" на разрядность и корректность контрольного числа ИНН (в том числе на заполнение данных произвольными техническими значениями, начинающимися с 0000000000, 1234567890 и т.п.);

Проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах

Учитывая приведенные выше разъяснения контролирующих органов, отказов в приеме справок 2-НДФЛ без указания в них ИНН быть не должно, такие справки 2-НДФЛ пройдут форматно-логический контроль (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@). Тем не менее при выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ налоговый агент может быть оштрафован по п. 1 ст. 126.1 НК РФ. С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ надо представлять в ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если численность физических лиц, получивших от организации доходы в периоде, за который представляются справки 2-НДФЛ, составляет 25 и более человек (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263).
В связи с этим многие разработчики программного обеспечения настроили свои системы для отправки справок 2-НДФЛ через спецоператора электронного документооборота так, что те просто не позволяют отправить справки, в которых не указан ИНН. Поскольку проверке корректности заполнения реквизита "ИНН в Российской Федерации" в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля налоговые органы уделяют особое внимание, рекомендуем работодателям во избежание налоговых штрафов не усложнять отношения со своей налоговой инспекцией, принять меры, направленные на уточнение информации об ИНН работников.
Например, можно в информационном письме обратиться к работникам с просьбой представить свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан их ИНН, объяснив это необходимостью корректного заполнения справок 2-НДФЛ. Лояльные работники вряд ли откажутся пойти навстречу работодателю в такой ситуации и помогут работодателю избежать проблем, связанных с отсутствием ИНН работников.
Более того, информация об ИНН работников также необходима для формирования новой ежемесячной отчетности в ПФР.

ИНН в новой ежемесячной отчетности в ПФР

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. пп. "а" п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, с указанной даты организации (помимо привычного ежеквартального представления сведений персонифицированного учета в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР) должны представлять в ПФР новую ежемесячную отчетность - форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденную Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Электронные форматы СЗВ-М утверждены Распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р.
Отчет по форме СЗВ-М также относится к сведениям персонифицированного учета (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ).
При заполнении разд. 4 формы СЗВ-М работодателям нужно указывать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица;
- ИНН, который заполняется при наличии у страхователя (работодателя) данных об ИНН физического лица).
В пп. 3 п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) прямо указано, что в форме СЗВ-М указывается ИНН налогоплательщика при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица.
Порядок заполнения формы (форматы) СЗВ-М отдельно не приводится ни в Постановлении Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, ни в Распоряжении Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р. Из информации, приведенной непосредственно в разд. 4 формы СЗВ-М, следует, что ИНН указывается только в том случае, если страхователю известен этот номер. То есть при отсутствии ИНН форма СЗВ-М должна быть принята региональным отделением ПФР.
За нарушение сроков подачи формы СЗВ-М и/или представление недостоверных сведений в такой отчетности предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
Учитывая, что представление работником свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе упростит сдачу налоговой и страховой отчетности, ускорит представление работодателем работнику имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ, работодатель может (в том числе при приеме на работу) только предложить (а не потребовать, за исключением случаев, установленных законом) представить этот документ.
И если работники представят такие свидетельства, работодателю целесообразно изготовить и хранить у себя их копии, несмотря на то что трудовое законодательство не обязывает работодателя это делать.

Возникший ажиотаж по срочному посещению налоговых инспекций с целью получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) носит искусственный характер.

ИНН является одной из форм налогового контроля за выполнением гражданами своей обязанности по уплате налогов. При этом стоит отметить, что для граждан России, получение ИНН - это право, а не обязанность .

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность оформления ИНН исключительно для государственных служащих и лиц, желающих стать индивидуальными предпринимателями. Всем остальным категориям граждан получать ИНН не обязательно.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные , предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса.

Сведения об ИНН гражданина Российской Федерации по его желанию могут быть внесены налоговым органом в паспорт гражданина Российской Федерации путем проставления отметки.

Получить ИНН можно также воспользовавшись сервисом "Подача заявления физического лица о постановке на учет" , который размещен на официальном сайте ФНС России.

Достоинства электронного способа в том, что не потребуется заполнять бумажный бланк заявления и направлять его по почте или приходить в инспекцию для сдачи документов. По условиям работы сервиса, личное посещение налогового органа предусмотрено уже непосредственно для получения Свидетельства по месту жительства.

Физическому лицу для получения Свидетельства необходимо заполнить в электронном виде необходимые разделы онлайн-заявления на официальном сайте ФНС России. При регистрации заявки ей присвоится регистрационный номер, который необходимо сообщить при получении Свидетельства в инспекции. Кроме того, сообщение с указанием регистрационного номера, срока получения свидетельства, адреса, телефона и графика работы территориального налогового органа и документов, необходимых для получения Свидетельства, поступит на указанный адрес электронной почты.

Получение Свидетельства для физических лиц является добровольным. И даже если у вас этого документа нет на руках, узнать свой ИНН можно с помощью специального электронного сервиса.

Для этого необходимо обратиться к и заполнить предложенную форму. Для получения результата понадобятся следующие сведения:

  • Имя, отчество, фамилия;
  • Дата рождения;
  • Место рождения (не обязательно);
  • Серия и номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность.

Рекомендуем почитать

Наверх