Порядок назначения судей на должность. Кем назначаются судьи конституционного суда? Назначение на должность конституционного судьи

Оборудование для магазина 04.07.2020

(наименование главы в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ)

С т а т ь я 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 172 в ред.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 года, назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.

(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ).

2 1 . Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 2 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации

(наименование статьи 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. При подготовке заключений Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вправе запрашивать дополнительную информацию на представленных кандидатов у органов государственной власти, организаций и должностных лиц. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.) .

2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.

3. Кандидаты на должности судей указанных судов могут быть приглашены на заседание соответствующего комитета Совета Федерации.

(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации

(наименование статьи 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по представленным кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств и заключения Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

2. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом Российской Федерации, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

3. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

4. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлением Совета Федерации.

5. Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется.

6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 176. Порядок назначения на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

(наименование статьи 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями 174 и 175 настоящего Регламента.

(Часть 2 ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

(Статья 176 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.

4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 178 1 . Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Представление Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит соответствующее заключение.

4. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Затем слово предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

5. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать судья Конституционного Суда Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

6. В ходе обсуждения члены Совета Федерации вправе задавать вопросы Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, докладчику от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, судье Конституционного Суда Российской Федерации, высказываться за прекращение полномочий или против прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается прекратившим свои полномочия, если в результате тайного голосования за прекращение его полномочий проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

8. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

9. Если предложение Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

(Статья 178 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ.)

Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых - несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.



Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение конституционного суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

Судьей конституционного суда может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей конституционного суда могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья конституционного суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.



Судья конституционного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья конституционного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья конституционного суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей конституционного суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.

Срок полномочий судьи КС РФ (ст.12 ФКЗ):

§ Судья КС назначается на должность на срок 15-ть лет.

§ Предельный возраст - 70 лет (с 01.01.2005г).

§ Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается.

§ Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

§ Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Статус судьи КС РФ.

Судьи КС не избираются, а назначаются Советом Федерациитлг числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судью КС Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

Срок полномочий членов КС установлен 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи КС - 70 лет3. Председатель КС и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого КС определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается. Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

(Глава II. Статус судьи Конституционного Суда
Российской Федерации- ФЗ)

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет , с безупречной репутацией , имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

  • 14.Методы науки конституционного права
  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи

    Конституция РФ Глава 7;

    Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)

    Конституция РФ Глава 7;

    Регламент КС РФ от 01.03.1991;

    ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 (в редакции ФКЗ от 04.07.2003);

    ФКЗ «О КС РФ» от 21.07.1994 (в редакции ФКЗ 15.12.2001)

    КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

    КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

    КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию

    Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

    Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

    Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

    Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

    2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

    3) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

    4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Конституционного суда Российской Федерации.

    5. Срок полномочий присяжного заседателя:

    1) в течение 2 лет;

    2) в течение рассмотрения одного дела;

    3) срок не ограничен.

    6. Какое из оснований прекращения полномочий судьи не предусмотрено законом:

    1) прекращение гражданства РФ;

    2) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

    3) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

    4) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

    7.Что не относится к актам прокурорского реагирования:

    1) предостережение;

    2) представление;

    3) протест;

    4) постановление;

    5) уведомление;

    6) все ответы правильны.

    8. Объекты государственной охраны это –

    1) лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

    2) здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

    3) все ответы правильны;

    4) правильного ответа нет.

    Кто назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел Российской Федерации?

    1) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

    2) Президент РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ;



    3) Президент РФ.

    Что не относится к правам и обязанностям федеральной службы судебных приставов?

    1) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

    2) исполнение судебных актов;

    3) обеспечение безопасности судей в судах;

    4) осуществление правосудия;

    5) налагать арест на денежные средства должника в размере, указанном в исполнительном документе;

    6) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

    7) предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей органам милиции.

    11. Адвокат не вправе:

    1) опрашивать лиц (с их согласия) по вопросам, относящимся к делу, по которому он оказывает юридическую помощь;

    2) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях конфиденциальности (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

    3) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в уголовном деле, по которому он осуществляет защиту обвиняемого;

    4) выполнять неотложные следственные действия в пределах адвокатского расследования, производимого на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг доверителю.

    К какому адвокатскому образованию относится некоммерческая организация, основанная на членстве, действующая на основе устава, утверждаемого ее учредителями и учредительного договора?

    1) адвокатский кабинет;

    2) коллегия адвокатов;

    3) адвокатское бюро;

    4) юридическая консультация;

    5) адвокатская палата.

    13. Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно отвечать следующим требованиям:

    1) достичь 25 летнего возраста; быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет; прошедший стажировку сроком не менее шести месяцев; сдавший квалификационный экзамен; имеющий лицензию на право нотариальной деятельности; и вступивший в члены нотариальной палаты;

    2) иметь гражданство РФ; высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности;

    3) иметь высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

    14. В целях сыска не разрешается:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) сбор информации для деловых переговоров;

    3) выяснение биографических данных об отдельных гражданах с их письменного согласия при заключении контракта;

    4) поиск без вести пропавших;

    5) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;

    6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

    ВАРИАНТ 3

    1. «Правоохранительные органы РФ» это –

    1) отрасль права, регламентирующая правоохранительную деятельность государственных органов;

    2) это раздел теории государства и права, изучающий структуру, принципы организации и деятельности правоохранительных органов;

    3) учебная дисциплина, предметом которой являются принципы организации и деятельности государственных и иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;

    4) налоговая полиция, суд, прокуратура, адвокатура и нотариат.

    2. К функциям судебных органов не относится:

    1) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий;

    2) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;

    3) исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    4) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

    5) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан.

    3. Судом первой инстанции в судах общей юрисдикции является:

    1) только мировой судья;

    2) только районный суд;

    3) мировой судья и районный суд;

    4) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения;

    5) Верховный Суд Российской Федерации;

    6) любой суд общей юрисдикции;

    7) правильного ответа нет.

    Какой орган должен дать согласие на привлечение судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности?

    1) Президент Российской Федерации;

    2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

    3) Конституционный суд Российской Федерации;

    4) Генеральный прокурор Российской Федерации.

    Конституционный Суд занимает важное и особое место в российской судебной системе и это понятно всем людям. Но у многих обычных граждан возникает вопрос: Кем назначаются судьи конституционного суда? и на этот вопрос есть только один ответ. Судьи в этот судебный орган назначаются Советом Федерации по ходатайству самого Президента России. А судей всех остальных судов назначает только Президент без участия в этом Совета.

    Кто уполномочен назначать судей Конституционного суда?

    По Конституции РФ формирование судейского корпуса проводится на основе общих действий разных веток государственной власти. Конституция регламентирует полномочия Президента России, а также судебной и представительской власти. В Конституции установлен и порядок назначения судей.

    Взаимодействие властей заключается в том, что именно Президент имеет по Конституции единую власть предлагать кандидатуры на пост судьи Конституционного суда. Но назначать их может лишь Палата Федерального Собрания РФ. Тут идет речь о полном взаимоотношении полномочий Президента и Совета. Совет не имеет права назначить судьей в этот судебный орган какого-то кандидата без рекомендации Президента, но может и не принять представленную им кандидатуру. Поэтому общее взаимодействие Президента и Федерального Совета и приводит к назначению судей в Конституционный Суд. Таким образом, установлено и существует равноправие в действии властей, и Президент действует по Конституции, как и любой гражданин страны.

    Как происходит процесс назначения судей?

    Совет Федерации обязан рассмотреть назначение возможных кандидатов на должность судьи в срок не позже 14 дней с момента получения от Президента представления о назначении кандидатуры. Отбор кандидатов заранее проходит на конкурсной основе, будущий судья сдает квалификационный экзамен.

    Стоит отметить, что Президент может предложить Совету кандидатуру человека только с положительным заключением квалификационной коллегии судей. Предложения о кандидатах Президенту могут вносить депутаты, высшие судебные органы, юридические научные заведения. Кандидатом может быть человек с высшим юридическим образованием, возрастом не меньше 40 лет и стажем безупречной работы юристом не менее 15 лет.

    Каждого судью назначают на пост методом тайного голосования в индивидуальном порядке. Кандидат, который получит больше всего тайных голосов и будет назначен на должность.

    После назначения новый судья принимает присягу, в которой обещает добросовестно и честно выполнять свои обязанности и подчиняться только Конституции РФ.

    Срок полномочий нового судьи не ограничивается каким-то конкретным сроком, но возраст пребывания на должности обычно не превышает 70 лет. Должность судьи неприкосновенна и его не могут привлечь к ответственности за мнение, высказанное во время рассмотрения дела в Конституционном Суде. Но есть одно исключение – если вступивший в силу судебный приговор установил вину судьи, которая заключается в превышении его служебных полномочий. Вопросы по возбуждению дела против судьи Конституционного Суда решаются председателем следственного комитета РФ с согласия Верховного Суда.


    Правовой статус судьи конституционного суда определяется законодательной базой РФ. Все требования, которые предъявляются к судье КС, отображены в Конституции и федеральном...

    Рекомендуем почитать

    Наверх